Все о гитарах характеристики гитар. Струнные щипковые музыкальные инструменты

Различные виды гитар имеют различное устройство и, соответственно, различное звучание. Старые образцы постепенно модифицировались. Виды гитар тоже менялись.

Самой первой появилась гитара классическая. Особенно популярной она стала в XIX веке и продолжает пользоваться наибольшим спросом сегодня. Впервые этот инструмент появился в Латинской Америке (тогда он идеально подходил для исполнения национального фламенко). Корпус гитары изготавливали из пластинок кипариса, поэтому вес ее был незначительным. Сейчас мастера этот метод не используют, предпочитая прочные виды дерева.

У классической гитары обычно широкий гриф и, как правило, К большинству классических гитар подходят (но не всегда). Техника игры — пальцевая. Такие гитары предпочитают барды.

А вот различные виды акустических гитар распространились лишь в XX веке. Корпус (барабан) у них больше, чем у классических, гриф поуже, а струны устанавливают только металлические. Звук получается яркий, насыщенный, мощный. Еще более усиливает его медиатор.

Неклассические виды акустических гитар очень подходят для боя, соло-партий, исполнения рока, кантри, блюза.

Стоит выделить в этой категории акустическую гитару типа Jumbo. Корпус у нее самый крупный, басы более яркие, да звук в целом более мощный. Jumbo просто идеальна для боя и аккомпанемента.

Некоторые принято называть гибридными Они имеют встроенный пьезозвукосниматель и могут подключаться к усилителю. Помимо датчика, в них встроены эквалайзер и тюнер, позволяющий настраивать инструмент. Идеальный вариант для концертных выступлений.

Полуакустический инструмент можно назвать гибридом электрогитары и акустической гитары. Довольно крупная дека должна усиливать звук, однако уменьшенное резонаторное отверстие препятствует этому. Звучание хорошо раскрывается при и использовании медиатора. Такие виды предпочитают джазмены.

Характерная особенность двенадцатиструнных гитар — скомпонованность по 2 струны (в 6 пар). Дерево для этих гитар выбирается максимально крепкое, поскольку натяжение 12 струн «слабое» дерево просто не выдержит. Именно поэтому «двенадцатиструнки» довольно массивные и тяжелые.

Хорошо подходят для боя (перебором играть довольно проблематично). Представление о звучании можно получить путем сравнения обычных фотографий и фотографий HDR. При наложении нескольких фото получается более насыщенная картинка (а в нашем случае — более расширенный диапазон).

Особняком стоят виды бас-гитар. здесь довольно много: формы корпуса, количество струн, пассивность (или активность) электроники, разновидность грифа (безладовый, ладовый) и пр.

Для удобства принято делить такие виды гитар на полуакустические, безладовые и ладовые. Большинство ладовых инструментов относится к Jazz Bass и Precision (или «Джаз» и «Бас»).

Основное различие между этими видами бас-гитар заключается в электронике, поэтому звукосниматели стали называть р ("ступенька") и j по первым буквам в названии эти типов.

На свете существует бесчисленное множество самых разных гитар. Они характеризуются десятками параметров. Самые главные из них - это конструкция корпуса и тип звучания. Для того чтобы понимать виды гитар, нужно очень четко представлять эти характеристики.

Корпуса гитар

Hollow Body (пустотелые). Корпус этих гитар состоит из трех разных частей - верхняя дека, нижняя дека и обечайка (боковая часть). Внутри они пустые. Именно такими были гитары изначально, и пустой корпус им нужен был для акустического резонанса.

Gibson 1941 SJ-100, Gibson L-7C
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Semi-Hollow Body (полу-пустотелые). От пустотелых корпусов они отличаются тем, что в центральной части корпуса между верхней и нижней декой установлен цельный фрагмент древесины. Необходимость в нем продиктована соображениями удобства крепления определенных типов бриджей и звукоснимателей, а также попытка придать звучанию определенные качества (сустейн, защита от микрофонного эффекта и т.д.)

Gibson ES-335, Gibson Lucille
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Solid Body (цельнокорпусные). Типа “доска”. Если пустотелые можно сравнить с консервной банкой, то цельнокорпусные ближе к шайбе для игры в хоккей. Не смотря на название, подразумевающее “цельность” почти все они склеены из нескольких фрагментов древесины. При этом в корпусе как правило есть технологические пустоты - для размещения элементов электроники.

Charvel Guthrie Govan, EVH Wolfgang

Chambered Body (цельные с пустотами). Подвид solid body, обладающий выфрезерованными в корпусе пустотами специального назначения. Как правило такие корпуса состоят из двух слоев древесины. В одном из них делаются пустоты, второй служит в роли крышки. Цель пустот - уменьшение веса и придание акустических резонансов в звуке.

Fender Thinline Tele, Gretsch Duo Jet George Harrison
(фото: Fender Musical Instruments Corporation)

Hollow, Semi-Hollow и Chambered могут иметь на верхнем слое корпуса отверстия, как правило в виде f, за что их и называют эфами. Но таких отверстий иногда может и не быть. Иногда эфы бывают нарисованные.

G6120DC Chet Atkins, Ibanez Paul Gilbert
(фото: Fender Musical Instruments Corporation, Hoshino Gakki)

Еще одна характеристика корпуса, о которой часто говорят в описании инструментов - это лицевая поверхность корпуса: она может быть плоской (flat top) или выпуклой (arch top). Изначально эти два термина употреблялись по отношению к акустическим гитарам - flat top были гитары традиционного дизайна, с круглой “розеткой” на верхней деке, а arch top были гитарами с эфами, которые корпусами напоминали семейства скрипок/виолончелей. Однако, со временем слова flat/arch по отношению к “топам” стали использоваться и для описания солид-бади гитар (лесполов, телекастеров и т.д.).

Звучание гитар

Существует два основных способа получения гитарного звука.

Акустический - это звук гитары, который человек слышит при без применения каких-либо электронных устройств. Он образуется за счет резонанса струн и корпуса. Этот звук изначально был свойственен исключительно гитарам с пустотелым корпусом. Гитары с цельным корпусом не обладали акустическим звучанием, поскольку оно было настолько тихое, что его едва мог различить сам играющий.

Однако, со временем были придуманы специальные пьезо звукосниматели, которые позволяют получить акустический звук практически от любого инструмента, включая цельнокорпусной. В отличие от электромагнитных пьезо-звукосниматели делаются по принципу неискажения оригинального звукового сигнала и поэтому их часто ставят на традиционные пустотелые акустические гитары для того чтобы эти гитары можно было подключить к устройствам усиления, обработки и записи сигнала.

Электрический - это звук, получаемый из электромагнитных звукоснимателей, которые снимают колебания струн.

Разумеется, разные типы (и размеры) корпусов гитар совершенно по разному реагируют на колебания струн и поэтому совершенно по-разному подходят для того или иного типа звучания. Электромагнитные датчики нечасто ставят на пустотелые корпуса. Поэтому чаще всего под электрогитарой понимаю цельно-корпусные инструменты.

В данной статье я расскажу вам о видах акустических гитар. У многих несведущих в гитарной тематике людей сочетание "акустическая гитара" прочно ассоциируется с описанием классической гитары. На самом деле классическая гитара всего лишь один из видов акустических гитар.
Новые стандарты звучания и образцы гитар появляются по мере модификации старых инструментов. На сегодняшний день существует несколько основных видов акустических гитар :

Классическая гитара.


Классическая гитара
- родоначальница всех существующих сегодня гитар. Корни её происхождения уходят к 4- и 5-струнным щипковым инструментам. Эта разновидность гитар приобрёла большую популярность в 19 веке. В Испании на ней играли (и до сих пор играют) фламенко, а вообще в Европе – классическую музыку. В 20 веке классическая гитара стала широко известна по всему миру благодаря творчеству А. Сеговии.
Сегодня классы этого вида гитары есть во всех музыкальных заведениях. Широкий гриф и мягкое звучание делают классическую гитару идеальной для исполнения классических композиций. Однако это не мешает применять её для аккомпанемента к песням (классическая гитара широко распространена среди бардов).
На классической гитаре обычно используются нейлоновые струны, хотя иногда ставят и металлические. Есть простое правило, которое поможет вам не ошибиться с выбором струн: если при покупке на гитаре стоят нейлоновые струны, то на неё ни в коем случае нельзя ставить металлические – гриф может не выдержать нагрузки. Если же на классической гитаре изначально стоят металлические струны, то на неё можно ставить оба вида струн.
На классических гитарах применяется пальцевая техника игры.

Неклассическая акустическая гитара.


"Неклассика" - это тип акустических гитар с корпусом типа вестерн (western), дредноут (dreadnought), джамбо (jumbo). Очень популярны среди гитаристов. Вообще, неклассические акустические гитары получили широкое распространение только в 20 веке.
Как видите, среди неклассических акустик тоже есть разные подвиды, разница в основном в форме корпуса. Но чем отличаются акустические гитары от классических ? Основное различие в форме - относительно большой корпус и более узкий гриф. Кроме того, на них устанавливаются только металлические струны. В целом, такая гитара даёт мощный, насыщенный и яркий звук. Очень часто на ней играют медиатором. В связи с этим на корпусе есть специальная защитная пластинка каплевидной формы – пикгард.
Ещё одна особенность – часто такие гитары встречаются с вырезом в корпусе (катавеем – от англ. “cutaway”). Это делает более доступными последние лады.
Неклассический вид акустических гитар даёт отличный звук при игре боем. Используется также и для соло-партий, например, в блюзе.
Неклассические акустические гитары чаще всего используются в стилях кантри, фолк, блюз, рок.
Особо стоит выделить подвид акустических гитар с корпусом типа Джамбо (Jumbo). У такой гитары самый крупный корпус. Обладает богатыми басовыми оттенками и громким звуком. Идеальна для аккомпанемента и игры боем.

Электроакустическая гитара.


Вид акустических гитар
со встроенным пъезозвукоснимателем является гибридным. Если взять любую гитару из перечисленных выше и внедрить в корпус датчик, мы получим электроакустическую гитару . Такие инструменты можно подключать к усилителю (колонке, комбику). Довольно часто в корпусе электроакустических гитар встречается вырез (cutaway) для лучшего доступа к верхним ладам.
Часто в самом датчике электроакустической гитары имеется встроенный эквалайзер и тюнер для настройки инструмента.
Если вы планируете играть в группе и выступать с концертами, или просто любите экспериментировать со звуком, то такой вид гитар для вас.

Полуакустическая гитара.


Это что-то среднее между акустической гитарой и электрогитарой. Полуакустическая гитара имеет полость в корпусе, что роднит её с акустической гитарой, а также звукосниматели и регуляторы тембра, что приближает её к электрогитаре.
Дека у полуакустической гитары достаточно крупная, но звук от этого не становится громче. Это объясняется тем, что у полуакустических гитар уменьшено и видоизменено резонаторное отверстие (чаще всего оно как у скрипки - в виде буквы “f”).
Иногда такой вид акустической гитары называют джаз-гитарой, очень уж любят её джазмены:) Играют на ней чаще всего через усилитель и с использованием медиатора.

Двенадцатиструнная гитара.


На этой гитаре 12 струн, которые скомпонованы как 6 пар по 2 струны. Дерево для такого инструмента требуется достаточно крепкое, чтобы хорошо выдерживать напряжение двенадцати струн. Поэтому двенадцатиструнки - массивные инструменты. Не стоит покупать самую дешёвую двенадцатиструнную гитару – это чревато быстрой поломкой грифа.
Предназначена 12-струнная гитара для игры боем (во всяком случае перебором играть проблематично).
Чтобы примерно представить разницу между звучанием шести и двенадцати струн, можно провести параллель между обычной фотографией и HDR-фоткой. HDR получают наложением друг на друга трёх фоток, сделанных с изменением экспозиции. В результате получаем расширенный диапазон и намного больше оттенков, чем у обычной фотографии.

Так и с гитарами: двенадцатиструнная гитара обладает гораздо более широким, объёмным и насыщенным звуком, чем шестиструнная.

Семиструнная гитара.


Среди акустических гитар выделяют русскую семиструнную гитару , которая была достаточно популярна до середины 20 века. Её популярность связывают с гитаристом и композитором А. О. Сихрой, который написал неё около тысячи произведений. Семиструнная гитара определяется прежде всего наличием дополнительной струны и терцово-квартовым строем. Сегодня семиструнные гитары уступили первенство их шестиструнным родственникам.

Виды акустических гитар: заключение.

Выше я перечислил основные виды акустических гитар, которые сегодня встречаются. Надеюсь, эта статья прояснит некоторую терминологическую путаницу, которая иногда возникает в гитарных кругах. Подводя итог, замечу, что никакой из этих видов акустических гитар не лучше другого. Они просто разные и используются для разных целей. Каждый вид гитары обладает особенной, только ему присущей спецификой звука, устройства и техники игры. Кстати, у нас есть подробная статья о

Сегодня существует огромное множество различных видов гитар, каждый из которых имеет свое название, а то и не одно. Этот факт зачастую приводит к путанице, а множество терминов, которыми классифицируют гитары по видам далеко не однозначны. в этом разделе попробуем разобраться, какие же бывают гитары.

Общая классификация гитар: особенности воспроизведения звука

Акустическая гитара имеет большой резонирующий полый корпус с одним или реже несколькими отверстиями - резонаторами. На таких гитарах можно играть без использования усилителей и прочей аппаратуры.

Электроакустическая гитара по форме ничем не отличается от акустической и также как на акустике на ней можно играть без применения аппаратуры. Ее особенность заключается в том, что в ней установлен темброблок, позволяющий подключать ее к усилителю. Не редко такие гитары снабжаются встроенным тюнером и эквалайзером.

Электрогитара или электрическая гитара имеет цельный тонкий корпус в котором почти нет пустого пространства. Звук у такой гитары снимается датчиками - звукоснимателями и преобразуется в электрический сигнал, который необходимо усилить, для прослушивания. На такой гитаре нельзя играть без усилителя звука. На электрогитарах чаще всего устанавливается несколько различных звукоснимателей, для того чтобы разнообразить тембр звука, а также регуляторы громкости и тембра.

Полуакустическая или джазовая гитара почти не отличается от электрогитары, за исключением корпуса. Корпус у полуакустики внутри полый и имеет немного свободного пространства, что впрочем, не позволяет ее использовать без усилителя, так как у таких гитар отсутствует большое резонаторное отверстие на верхней деке и пустое пространство внутри ее слишком мало. Гитары такого типа нашли свое применение в стиле джаз, за счет своих звуковых качеств, за что и получили второе название.

Резонаторная или добро гитара снабжена дополнительными резонаторными металлическими пластинами для усиления звука, из-за чего выглядят довольно-таки необычно. Звук такой гитары очень яркий и громкий и не требует усиления аппаратурой. Обычно такие гитары применяются в стиле кантри. Более подробно о резонаторных гитарах читайте здесь.

МИДИ гитара или синтезаторная гитара - это самая необычная из всех перечисленных гитар. Изначально MIDI-гитара использовалась только для управления звуками синтезатора. Но сегодня MIDI-гитара - это электрогитара, на которой установлен полифонический звукосниматель, особенность которого в том, что он передает сигнал с каждой струны в отдельности, который впоследствии преобразовывается в сигнал МИДИ. Вместе с тем гитара оснащается блоком управления, с которого можно регулировать баланс между гитарным и синтезаторным звуком, то есть при необходимости можно использовать такой инструмент как обычную электрогитару, как MIDI-гитара, так и комбинировать путем смешивания двух сигналов.

Классификация гитар по тональности

Теперь давайте рассмотрим, как отличаются гитары по тональности.

Существует два самых распространенных вида - это обычные гитары , диапазон тональности звука которых сравним с диапазоном тональности голоса человека. И бас гитары, которые имеют очень низкий звук. Надо заметить, что гитары обоих типов могут быть акустическими, электроакустическими, полуакустическими и электрическими.

Существуют еще тенор-гитара у которой диапазон воспроизводимых частот сравним с банджо и баритон-гитара (об этой гитаре можно подробней узнать здесь), которая за счет увеличенной мензуры (это расстояние между верхним и нижним порожком) имеет более низкий звук, чем обычная гитара. Эти гитары редко используются и не имеют такой большой популярности, как обычные или бас гитары.

Классификация гитар по особенностям игры и по конструкциям

Теперь попробуем определиться с терминами, классифицирующими гитары по особенностям игры на них и конструкции.

Классическая или испанская гитара имеет шесть струн и характерна тем, что на нее устанавливаются синтетические либо специальные стальные в синтетической обмотке струны (о струнах для классической гитары читайте в статье "струны для классической гитары"). Гриф у классической гитары широкий и прямой. Такая гитара предназначена для игры перебором пальцами и имеет мягкий не громкий звук. Корпус такой гитары не рассчитан на большое напряжение, поэтому не допускается устанавливать на нее обычные стальные струны.

Фламенко гитара - это та же классическая гитара, но адаптирована под одноименный стиль. Играют на ней специальным плектром, и для классической игры такая гитара не подходит.

Оркестровая , эстрадная или фолк гитара - это самая распространенная гитара. Она появилась тогда, когда не стало хватать громкости звука тихой классической гитары. Ее корпус рассчитан на стальные струны и способен выдерживать большие нагрузки. Играют на таких гитарах, как пальцами, так и медиатором. Модели таких гитар (в которых не применяется электроника) называют просто акустическими, что вносит немалую путаницу в терминологии. Нужно понимать в каком смысле употребляется термин акустическая - либо это синоним понятия не электрическая, либо не классическая.

Русская гитара имеет особенный строй и семь струн. Ее придумали в России примерно в восемнадцатом веке, а наиболее распространена она была в советское время, когда их выпускали в огромных количествах, тогда же такие гитары называли классическими, что в корне не верно. Сейчас эта гитара мало распространена.

Слайд-гитара , как и стил-гитара имеет большую высоту струн над грифом, а высота звука при игре плавно изменяется с помощью слайда, которым водят по струнам. Такая гитара характерна плывущим тянущимся звуком. На таких гитарах играют сидя, положив их на колени или на подставку. Если слайд-гитара похожа на обычную, то стил-гитара выглядит как гитара без корпуса с очень широким грифом.

Классификация гитар по форме и видам корпуса

Рассмотрим как называются гитары акустические и электроакустические гитары по форме и виду корпуса.

Вестерн или дредноут имеет большой тяжелый крепкий корпус. У такой гитары тембр насыщен низкими тонами, а громкость несколько выше. Такие корпуса применяются для фолк-гитар. Корпус вестерн имеет и уменьшенную версию - малый вестерн, который иногда называют фолк. Обратите внимание, что этот термин добавляет путаницы, и может быть непонятно о чем идет речь: о форме корпуса или типе гитары. У малого вестерна звук несколько тише, но они компактней и играть на них заметно удобней.

Джамбо - тоже большой массивный корпус, но в отличии от вестерна он имеет круглые формы. По звучанию Джамбо почти не отличается от вестерн и имеет отличие только во внешнем виде. Джамбо также как и вестерн имеет уменьшенную вариацию - малый джамбо, с неглубоким корпусом и тихим звуком.

Следует отметить еще один вид корпуса - овэйшн (ovation) . Его особенность заключается в том, что из дерева или фанеры сделана только верхняя дека, а обечайки и нижняя дека выполнены из пластика. Такие гитары, как правило, делают электроакустическими, поскольку звук у них тихий, а низкие частоты не выразительны.

Виды электро и полуакустических гитар

Электрогитары отличаются не только конструкцией корпуса, но и электроникой и механикой, установленной на них. Ниже приведены наиболее популярные типы электрогитар.

Telecaster (телекастер) - это популярная гитара фирмы fender, одна из пионеров серийных гитар. В стандартном исполнении телекастер простую конструкцию: два звукоснимателя типа single, переключаемых трехпозиционным переключателем, фиксированный струнодержатель, гриф изготовленный из цельного куска клена и скрепленный болтами с корпусом из ясеня или ольхи.

Stratocaster (стратокастер) был разработан фирмой Fender как более дорогая модель. По сей день является одной из самых распространенных и копируемых в мире. В стандартном варианте гитара оснащена тремя звукоснимателями, которые обеспечивали гитаристу возможность игры как ритм, так и соло парий, типа Single и машинкой тремоло “Sync. Tremolo”. Сейчас существует и модифицированная модель, называемая суперстрат.

Les Paul -это гитара фирмы Gibson. Как ясно из названия, к ее созданию приложил руку Les Paul - выдающийся музыкант и инжинер. На гитарах этой модели установлено два хамбакера с агрессивным звучания, переключаемых трехпозиционным переключателем. Верхний слой корпуса имеет выпуклую форму и выполнен из клена, основной слой изготовлен из красного дерева.

SG - это вторая электрогитара в семействе Gibson. Отличается эта гитара от Les Paul более тонким корпусом и меньшим весом. Немного была изменена форма корпуса.

Flying V - это тоже разработка фирмы Gibson, но не самая удачная. Названа так из-за формы корпуса (v-образный). Такая конструкция корпуса не удобна для игры, но зато очень эффектно выглядит. Накладку на гриф сначала изготавливали из палисандра, после гитару стали полностью делать из красного дерева. В качестве звукоснимателей использовались два хамбакера.

X-plorer - тоже не самое удачное детище Gibson-а (не в плане характеристик или качества, а в плане продаж). Как и Flying V является имиджевым инструментом. Эта гитара как правило, оснащена двумя хамбакерами, ее корпус и гриф выполнены из красного дерева, а накладка на гриф из палисандра или черного дерева.

Форма корпуса полуакустических гитар практически всегда выполнена в одном стиле арктоп (не очень глубокий корпус с выпуклой верхней декой и с узкими продолговатыми отверстиями по краям верхней деки) и напоминают увеличенный корпус скрипки. Фирмой Gibson была выпущена полуакустическая гитара с новой конструкцией корпуса: он по сути является цельным корпусом в котором вырезаны пустоты. Гитара с таким корпусом имеет лучший чистый звук в отличие от других цельно корпусных гитар, но в тоже время и превосходный дисторшн.

Гитары бывают очень разные. Однако их великое разнообразие можно свести к нескольким основным типам и группам. А заодно упорядочить терминологию, ибо ряд названий используется не вполне точно, а иногда и вовсе неправильно.

Для начала, гитары не бывают "электрическими". Электрогитара - это отдельный инструмент, со своей историей и правилами. Они не имеют "живого" звука и предполагают подключение к усилителю или комбику. Гитара, напротив, самодостаточна, и играет без всяких дополнительных предметов.

Все НЕэлектро гитары разделяются на две неравные группы: классические гитары под синтетику и собственно акустика с металлическими струнами.

Классическая гитара

Классическая гитара пришла из Испании, поэтому иначе называется "испанской". Это небольшой инструмент с характерным "классическим" корпусом, широким (52мм) и плоским грифом и синтетическими струнами. Устройство классических гитар такое, что они успешно звучат под синтетическими струнами, но металлические струны им противопоказаны в принципе (нагрузка от метал.струн почти втрое больше, чем от синтетики). У них легкие корпуса, гриф почти всегда без анкера, головка грифа имеет характерные "просветы", а валы колков увеличенного диаметра. Подставка так же весьма характерная, струны привязываются за нее несложным узлом-петлей.

В музыкальных школах обычно изучают именно классическую гитару. На такой гитаре проще начинать учиться - синтетика меньше режет пальцы ученика. И расстояние между струнами большое (из-за ширины грифа). Синтетические струны имеют глуховатый тембр, для усиления яркости желательно отращивать ногти на правой руке. Медиатором на таких гитарах не играют. Не очень подходят они для рок-музыки. Существует много известных испанских брендов: Alhambra, Almansa, Alcora, Sanchez, Rodriguez... В России давно знают чешские гитары Strunal (Cremona). Есть много дешевых китайских марок - Martinez, Madeira, Hohner, - несмотря на происхождение, эти гитары пригодны для начального обучения. Классические гитары очень "зарегулированы". Т.е. основные размеры и конструкция инструментов этого типа очень похожи у всех производителей. "Целые" (размером 4/4) гитары имеют мензуру 650мм. Для детей до 8 лет применяют гитары 1/2. До 12 лет - 3/4. Размер инструмента надо обязательно оговорить с преподавателем. Для классических гитар очень важны материалы корпуса. Отличия между звучанием гитары с цельной декой (Solid Top) и гитарой с декой из ламината легко заметит даже малопосвященный человек. Палисандровые обечайки и дно добавляют объем. Гриф из красного дерева с внутренней врезкой (вместо анкера) будет жить долго и успешно противостоять короблению. Корпус классической гитары очень хрупкий и напряженный, но прочный - как скорлупа яйца, которое, как известно, невозможно раздавить в кулаке...

Отдельно следует упомянуть о гитарах фламенко . Это тоже испанские гитары , но предназначенные для игры в определенном стиле - фламенко. Обечайки и дно у них из кипариса или клена. Дека из ели, причем очень тонкая. Они имеют резкий, громкий звук, бедный низкими частотами. Играют на них специальным плектром или "когтями". Для обычной классической игры они не очень подходят.

Акустическая гитара

Акустические (или "эстрадные") гитары - большое семейство непохожих инструментов, объединенных разве что типом струн. Наглядней всего различать их по корпусам.

Дредноут (вестерн-дредноут). Это большая массивная гитара, корпус у нее тяжелый, с широкой талией и расширенным низом.

Гриф узкий, выпуклый, с анкерным стержнем. Головка грифа почти всегда небольшая, "лопатой", колки расположены с внутренней стороны. Подставка плоская, струны крепятся "кнопками". Струны жесткие, не тоньше 011, иногда даже 012-013. На дредноутах играют обычно медиатором. Техника игры может быть близка к электрогитарной. Этот тип гитары получил известность благодаря американским фирмам MARTIN и TAYLOR. Он был создан для аккомпанемента в джазовых и фолковых группах. Усилителей тогда еще не было, и придумали громкую гитару для сцены. Несмотря на громоздкость и жесткость, дредноуты сейчас очень распространены. Их с успехом делают в Азии, в том числе по лицензии известных фирм. Нагрузка от жестких струн очень велика, поэтому главное требование к материалам и конструкции - прочность и надежность. Такими струнами можно раскачать и посылочный ящик. Для любительских целей нет необходимости искать вестерн непременно с массивной декой. Во многих случаях гитары с ламинатом звучат сравнимо. А вот хорошая живучесть и гарантия - пригодятся.

Суперджамбо. Это так же большая и массивная гитара. Но корпус у нее имеет более округлые формы. И сама гитара не напоминает штангиста или борца сумо. Хотя реально самые крупные гитары как раз джамбо (jumbo - огромный).

Как и дредноуты, джамбо сделаны под жесткие струны и под медиатор. По звуку они даже громче иногда. Но вообще отличия между этими типами скорее стилистические.

На самом деле, фолк-гитарой Martin называл обычные вестерны-дредноуты. Но сейчас фолком принято называть "малые вестерны". Это гитары с небольшим корпусом, похожим на классический, но с узким вестерновым грифом.

Т.е. это небольшие гитары под металлические струны толщиной 010-011. Звучат они заметно тише вестерна, но компактнее и играть на них легче. Поэтому для домашних целей такие гитары очень удобны. В остальном конструкция гитары похожа на дредноут. Гриф обязательно с анкером. Подставка иногда похожа на классическую. Но пружины под декой имеют совсем неклассическое устройство. А гитара весьма прочная.

Гранд аудиториум. Это довольно распространенный тип иногда называют просто джамбо . Эти гитары похожи обводами на суперджамбо, но существенно меньше по размерам. Однако же крупнее компактного фолка . Отсюда их универсальность - они достаточно громко играют живьем, однако менее брутальны, чем дредноут и суперджамбо.

Русские гитары .

Русские гитары - 7-струнные. Причем не в том смысле, как бывают 7-струнные электрогитары у западных музыкантов (с добавочной струной СИ). У них другой строй, от РЕ (не по квартам). Поэтому аккорды и приемы игры на 7-струнках не похожи на обычные для 6-струнщиков. Этот строй редко используют в современной музыке. Но еще 50 лет назад в России большинство гитар были 7-струнки. Некоторые барды играют в нем до сих пор (Никитин, Розенбаум). Есть любители такого строя и среди молодежи.

7-струнка похожа на классические гитары, но гриф немного Уже. Корпус менее глубокий. И вообще, гитара небольшая, особенно "цыганочки". Головка грифа с просветами, как на классике. Гриф часто с креплением на винте. Под декой очень простая схема пружин Шерцера.

Ovation. Так называют акустические гитары с НЕдеревянным корпусом. Деревянная (или ламинированная) у них только дека. А обечайки и дно формуются из синтетического материала - углепластика, эпоксидки, полиэфирной смолы, АБС.

Такие гитары придумал американский инженер Каман в середине 20 века. По имени его бренда Ovation называют и сам тип таких гитар. Каман был большой технократ и затейник. Поэтому фактически изобрел новый муз.инструмент. Овейшны по ряду критериев превосходят традиционные гитары. Но живой звук у них все же негромкий. Поэтому чаще их используют как электроакустику - они являются отличным источником сигнала для пьезодатчика. Настоящие Ovation из Америки страшно дороги. Дешевле их корейский филиал - Applause. Есть так же дешевые китайские аналоги - Martinez, Crusader, Adams.

12-струнные гитары. Такие гитары делают на базе усиленных корпусов вестерн и джамбо, иногда ovation. Гриф у них шире. Сама гитара очень массивная и шумная. Приемы игры напоминают обычную 6-струнку, но есть и свои особенности.

Прочность конструкции для 12-струнок - главный критерий. Ибо нагрузка от 12 металлических струн огромная. Попасть в ремонт 12-струнка может независимо от стоимости. Но дешевая погибнет совсем быстро. 12-струнные модели есть в линейках большинства брендов.

Электроакустические гитары. Строго говоря, любая акустическая гитара может быть превращена в электроакустику. Для этого на нее устанавливается специальное оборудование. Некоторые (с виду акустические) инструменты для живого звучания приспособлены мало. Обычно это фолки и Ovation с неглубоким корпусом. Живой звук у них совсем тихий и лишен низких частот. Но при подключении акустика хорошая и полная.

В линейках большинства производителей есть гитары с электрооборудованием. Часто они сделаны с вырезом под руку (катавей). Это оправданно, поскольку катавей ослабляет живой звук гитары, но на электрический не воздействует. А играть с ним удобнее. Следует иметь в виду, что дешевое оборудование и качество звука даст соответствующее. Поэтому во многих случаях разумнее поставить оборудование после покупки акустики.

Загрузка...
Top