Владимир спиваков: «жизнь каждого человека – это жертва. Сати Спивакова: биография, личная жизнь, семья, дети Сообщение про спивакова

Владимир Теодорович Спиваков. Родился 12 сентября 1944 года в Уфе. Советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Народный артист СССР (1990). Художественный руководитель и главный дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы».

Отец - Теодор Владимирович Спиваков (1919-1977), инженер-технолог, воевал, получил тяжёлое ранение, после демобилизации работал старшим контрольным мастером термического цеха на Уфимском моторном заводе.

Мать - Екатерина Осиповна Вайнтрауб (1913-2002), пианистка, выпускница Ленинградской консерватории, родилась в Кишинёве, выросла в Одессе, пережила блокаду Ленинграда, откуда эвакуировалась в Башкирию. Работала концертмейстером клуба «Ударник» при Уфимском моторном заводе.

Многие родственники по матери, в т.ч. бабушка и дедушка, погибли в гетто во время гитлеровской оккупации Одессы.

В Уфе семья Спиваковых жила в Сталинском районе города, позже выделенном в отдельный город Черниковск Башкирской АССР (ныне вновь в черте города Уфы). После окончания войны семья вернулась в Ленинград, где мать преподавала в музыкальной школе, а отец работал врачом-диетологом.

С 1955 года учился в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, где занимался у Л. М. Сигал и В. И. Шера.

Уже в 1957 году юный музыкант получает первую премию ленинградского конкурса «Белые ночи» и дебютирует на сцене Ленинградской консерватории.

Также в детстве занимался боксом. Как пояснял Спиваков, в секцию бокса записался, чтобы уметь постоять за себя: "когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов". В итоге он научился давать сдачи: "когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало". По словам Владимира, боксерские навыки в дальнейшем не раз помогали ему в жизни.

Но главным занятием, конечно, была музыка. В 1963 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1963-1968 годах учился в Московской консерватории в классе Юрия Янкелевича. В 1970 году окончил аспирантуру под его же руководством. Учителем Владимир Спиваков называет и Давида Ойстраха - во время учёбы в Консерватории он был вольнослушателем в его классе.

С 1965 года начал концертировать.

С 1970 года - солист Московской филармонии.

С 1975 по 1990 год преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, получив учёное звания профессора.

В 1975 году, после триумфальных сольных выступлений в США, начинается его блестящая международная карьера. Он неоднократно выступал и продолжает выступать в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами и самыми знаменитыми дирижерами мира. Профессиональная критика ведущих музыкальных держав мира отмечала в качестве характерных черт исполнительской манеры Владимира Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность.

Сам Владимир Спиваков считает, что если кто-то находит в его игре перечисленные выше достоинства, то это, прежде всего, благодаря школе его знаменитого учителя профессора Юрия Янкелевича и творческому влиянию его второго учителя Давида Ойстраха.

Впрочем, Юрию Янкелевичу Спиваков может быть благодарен не только за блестящую школу: до 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем.

С 1997 года играет на скрипке работы Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование меценатами - поклонниками его большого таланта.

В качестве солиста Владимир Спиваков выступал со многими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Лондона, Вены, Берлина и Нью-Йорка, оркестр Консертгебау, симфонические оркестры Парижа, Филадельфии, Питтсбурга, Чикаго и Кливленда под управлением таких дирижёров, как Е. Мравинский, Е. Светланов, К. Кондрашин, К. М. Джулини, Ю. Темирканов, М. Ростропович, С. Озава, Л. Маазель, Р. Мути, Л. Бернстайн, К. Аббадо.

В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» , которым руководит по сей день. Дебютировал как симфонический дирижёр в 1979 году с Чикагским симфоническим оркестром. Этому предшествовала серьезная и многолетняя подготовительная работа и обучение дирижерскому мастерству у прославленного профессора Израиля Гусмана в России и знаменитых дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США.

В 1983 году оркестр получил официальное название «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР "Виртуозы Москвы"».

В 1984 году получил знаменательный подарок от Леонарда Бернстайна - его дирижёрскую палочку. С тех пор с этой дирижерской палочкой маэстро не расстается никогда.

С 1994 по 2005 год вёл мастер-классы в Цюрихе.

В 1999-2003 возглавлял Российский национальный оркестр. В настоящее время руководит Национальным филармоническим оркестром России.

С 1989 года - художественный руководитель Музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году Спиваков организовал Московский международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...», с периодичностью в два года.

С 1989 года Владимир Спиваков - член жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале) и Президент конкурса скрипачей имени Сарасате в Испании. В 2002 году возглавлял жюри скрипачей на ХII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве.

С 1989 года проживает в Москве, Испании и Франции.

В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, стипендиатами которого стали многие одарённые юные музыканты. Концерты стипендиатов фонда привлекают ничуть не меньше внимания, чем выступления прославленных оркестров под руководством Владимира Теодоровича. Он считает, что национальная идея России - дети, которых надо любить, учить, растить.

Основатель (2002) и президент (2003) Московского международного Дома музыки.

Общественно-политическая позиция Владимира Спивакова

На президентских выборах 2012 года выступил с видеороликом в поддержку кандидата , призывал «не раскачивать лодку».

В марте 2014 года Спиваков в числе прочих деятелей культуры России, подписал письмо Владимиру Путину в поддержку позиции президента по Украине и Крыму.

Рост Владимира Спивакова: 170 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Спивакова:

Трижды был женат.

Первая жена - Светлана Борисовна Безродная (урождённая Левина), скрипачка и дирижёр. Она помогала ему с созданием оркестра. Однако независимость Светланы, не желавшей быть в тени Спивакова, привела к их расставанию.

Светлана позже создала свой женский оркестр. Безродная поясняла: «С ним было непрерывное творчество. Но я жила не своей жизнью, а его. Я исполняла тысячу его поручений. И хотя мне с ним было безумно интересно, я благодарна судьбе за то, что мы расстались. Ему я этого не говорила - он обидится. Но с ним я бы никогда не создала оркестр».

Светланая Безродная - первая жена Владимира Спивакова

Вторая жена - Виктория Валентиновна Постникова, пианистка. В браке родился сын Александр (позже усыновлённый Геннадием Рождественским). Занятость гастролями и частые расставания разрушили семейную жизнь.

Виктория Постникова - вторая жена Владимира Спивакова

Третья жена - (урожденная Саакянц). Она младше его на 18 лет. Познакомились в Москве после его концерта. До этого он выступал в Ереване и был в гостях у родителей Сати, где впервые увидел фотографию из фильма, в котором она снималась.

У пары родились две дочери: Татьяна и Анна. Также они удочерили Екатерину - дочь умершей сестры Спивакова Елизаветы.

Старшая дочь Екатерина живет в Нью-Йорке и работает клипмейкером и музыкальным продюсером, как и ее муж.

Средняя - Татьяна Спивакова - окончила престижную театральную школу во Франции Cours Florent, а затем Парижскую консерваторию драматического искусства. Сати Спивакова говорила в интервью, что Тане достались ее актерские гены. В июне 2017 года дочь Татьяна вышла замуж за Томаса Маталу.

Младшая дочь Анна - известная во Франции джазовая певица. Она выступает под сценическим псевдонимом Anna Kova.

Фильмография Владимира Спивакова:

1988 - Жить, думать, чувствовать, любить... (документальный)
2004 - Да просветится свет ваш перед людьми (документальный)
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя - камео
2008 - Евгений Светланов. Воспоминание... (документальный)
2009 - Владимир Спиваков. Без фрака (документальный)
2012 - У меня не ледяное сердце (документальный)
2016 - Дмитрий Шостакович. Я оставляю сердце вам в залог (документальный)

Озвучивание Владимира Спивакова:

2010 - Гадкий утенок (Ugly Duckling, The) (анимационный) - Петух

Работы Владимира Спивакова в кино как композитора:

2003 - С тех пор, как Отар ушел (Since Otar Left / Mas shemdeg rac Otari tsavida...)

Дискография Владимира Спивакова:

1974 - Моцарт В. А. Сонаты для двух скрипок, виолончели и органа
1977 - П. Чайковский: Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
1979 - Владимир Спиваков играет и дирижирует
1979 - Vladimir Spivakov Plays Schubert, Paganini And Brahms
1979 - Скрипичные миниатюры
1990 - В. А. Моцарт: Три дивертисмента для струнного оркестра

Премии Владимира Спивакова:

1-я премия конкурса фестиваля «Белые ночи» в Ленинграде (1957);
3-я премия Международного конкурса скрипачей имени Лонг и Тибо (Париж, 1965);
2-я премия Международного конкурса скрипачей имени Паганини (Генуя, 1967);
1-я премия Монреальского международного конкурса исполнителей (1969);
2-я премия Международного конкурса имени Чайковского (Москва, 1970);
Государственная премия РФ (2012) - «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности» (за 2011 год);
Государственная премия СССР (1989) - за концертные программы 1986-1988 годов;
Премия Ленинского комсомола (1982) - за высокое исполнительское мастерство;
Премия Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства» (1981);
Приз «Золотой Остап» (1993);
Премия «Лица года» в номинации «Кумир» (2002);
Национальная премия общественного признания «Россиянин года» - «за выдающиеся достижения в формировании образа единой российской нации с общими историко-культурными корнями и богатыми духовными традициями» (2005);
Премия «Овация» в номинации «Классическая музыка» (2008);
Премия Шок де ля мюзик «Диапазон д’ор» - награда французской прессы за лучшую грамзапись;
Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) - за создание Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова;
Премия в области культуры и искусства «Звезды Содружества» (Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, 2011);
Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2012);
Премия города Москвы 2013 года в области литературы и искусства (номинация «Просветительская деятельность») (23 июля 2013 года) - за создание и проведение Международного фестиваля «Москва встречает друзей».

Владимир Спиваков – выдающийся отечественный музыкант, скрипач-виртуоз, дирижер и руководитель двух оркестров (Российского национального и «Виртуозов Москвы»), создатель Международного благотворительного фонда.

Родился будущий скрипач-виртуоз в городе Черниковске (ныне – часть Уфы) 12 сентября 1944 года. Мать музыканта, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, по национальности - еврейка, была талантливой пианисткой. До войны она училась в Ленинградской консерватории, концертировала, пережила , затем эвакуировалась к мужу в Башкирию. У женщины был абсолютный слух, и свою страсть к музыке она сумела привить единственному сыну. Остальное сделали гены и талант юного дарования.

После войны все семейство вернулось в Ленинград, к прежней жизни. В одном из интервью Владимир Теодорович рассказывал, что мама, когда он был еще крошечным, девятимесячным несмышленышем, сажала его на пианино и играла разные мелодии. Если музыка была оптимистичной и жизнерадостной, мальчик подпрыгивал ей в такт, а под грустные лиричные мотивы раскачивался из стороны в сторону.

В то время Спиваковы жили в коммунальных квартирах, постоянно переезжая. Довелось им жить и рядом с прекрасным небесно-голубым Никольским собором. Именно там мальчик крестился (его тайком отвела в церковь соседка по коммуналке), о чем ни разу не пожалел, хоть и был евреем по матери.


В возрасте шести лет Володю отдали учиться музыке, однако первый эксперимент оказался неудачным. Учитель слишком многого требовал от мальчика, по его собственному выражению, «выжимал из него все соки». Чудо произошло, когда маленький скрипач впервые услышал мелодию Чайковского и сыграл ее на одной струне. Услышав, как мальчик играет на скрипке Чайковского, педагог сменил гнев на милость.

Музыка

В 1955 году Володю отдали в музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где мальчик произвел необыкновенное впечатление на своих учителей, Л.М. Сигал и В.И. врожденным талантом. В музыкальной школе Спиваков и познакомился с Соломоном Волковым, ставшим впоследствии музыкальным критиком и эмигрировавшим в Америку. Кстати, в 2014 году вышла книга Волкова«Диалоги с Владимиром Спиваковым», приуроченная к его 70-летнему юбилею.


Одновременно Владимир учился и в обычной средней школе, при этом местные хулиганы частенько били его за компанию с другими ребятами-евреями. Тогда мальчик записался на секцию бокса (к слову, он даже получил 2 разряд), чтобы постоять за себя. В дальнейшем умение драться не раз выручало его во многих конфликтных ситуациях, и евреев-скрипачей в его школе больше никто не обижал.

В тринадцатилетнем возрасте Спиваков стал лауреатом ленинградского конкурса «Белые ночи» среди юных музыкантов, а чуть позже уже дебютировал на сцене Ленинградской консерватории. Слухи о талантливом мальчике-скрипаче достигли Москвы, и Володе предложили перевестись в столичную музыкальную школу при государственной консерватории.


Не окончив школу в Ленинграде, будущий знаменитый дирижер перебрался в Москву, где и посещал школу искусств, живя в интернате. Володю увлекала не только музыка, но и живопись, и он долгое время учился сразу по обоим направлениям, пока ему не пришлось сделать окончательный выбор в пользу скрипки. Вся его дальнейшая биография была связана только с музыкой.

Всемирное признание

В 1963 году Спиваков окончил музыкальную школу и поступил в консерваторию на курс Юрия Янкелевича, а в 1970 году поступил в аспирантуру под руководством того же педагога. Еще будучи студентом, Владимир Теодорович выступал на разнообразных международных конкурсах, стал лауреатом мероприятий в Париже и Генуе. Во многом ему помогли уроки, которые начинающий скрипач брал у знаменитого Давида Ойстраха.


В 1969 году Спиваков стал лауреатом фестиваля имени Чайковского и конкурса музыкантов в Монреале. Сейчас это может показаться странным, но в молодости Владимира Спивакова с трудом выпускали за границу, и все же ему удавалось не только гастролировать за рубежом, но и обрести всемирную известность, будучи еще совсем юным музыкантом.

Профессиональная концертная деятельность Спивакова на родине началась в 1975 году, а вскоре он начал покорять и зарубежные площадки. Он произвел фурор в знаменитом Линкольн-центре и Карнеги-холле, выступал в составе оркестров Ленинграда, Москвы, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Чикаго.


В архиве Спивакова богатейший репертуар от классиков до современных авторов, множество наград и обширная география поездок. Ему довелось работать со многими талантливейшими и знаменитейшими дирижерами XX века, среди которых мэтры:

  • Е. Мравинский;
  • Е. Светланов;
  • К. Кондрашин;
  • К. М. Джулини;
  • Ю. Темирканов;
  • М. Ростропович;
  • С. Озава;
  • Л. Маазель;
  • Р. Мути;
  • Л. Бернстайн;
  • К. Аббадо.

Дирижерскую палочку, подаренную ему Бернстайном, Спиваков хранит как реликвию наравне со скрипкой Страдивари. Опыт, полученный на гастролях и при работе с лучшими оркестрами мира, пригодился Владимиру Теодоровичу в тот момент, когда он и сам решил заняться дирижерской деятельностью.

Дирижер и руководитель

В 1979 году Спиваков основал коллектив «Виртуозы Москвы», куда попали исключительно именитые музыканты, талантливые исполнители. Все члены оркестра – мужского пола, поскольку женщины обычно связаны по рукам и ногам семьей, детьми, мужьями, что является немалой проблемой для гастролирующего коллектива.


Тогда же Спиваков дебютировал в качестве симфонического дирижера с Чикагским оркестром. Дирижерскому мастерству он обучался в России у Израиля Гусмана, а также у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Владимир Теодорович несколько лет возглавлял Российский национальный оркестр, затем - Национальный филармонический оркестр России.


Дирижер Владимир Спиваков

Спиваков является учредителем Московского международного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», членом жюри многих международных конкурсов и фестивалей, активно занимается благотворительностью и поддержкой юных дарований. В 1994 году основал Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова.

В качестве дирижера Спиваков выступал с оркестрами Лондона, Филадельфии, Будапешта, оркестрами театра «Ла Скала» и Кельнской филармонии.

Личная жизнь

Владимир Спиваков – харизматичный, импозантный, красивый мужчина, безумно энергичный и интересный даже в свои 72 года. Неудивительно, что многие женщины, и не только его жены, всегда были к нему неравнодушны.

Первой женой артиста стала , талантливая пианистка. Они были молоды, влюблены и безумно счастливы, и вскоре у пары родился сын, тоже впоследствии сделавший карьеру в музыке. Однако влюбленность прошла, а быт у супругов-музыкантов как-то не сложился.


Виктория Постникова, первая жена Спивакова

После развода с Викторией Спиваков долго не вступал в брак. Известно, что у музыканта был роман с коллегой Светланой Безродной. Она помогала ему с созданием оркестра, но вскоре и этот союз распался. В одном из интервью создавшая свой собственный женский оркестр Светлана вспоминала:

«С ним было непрерывное творчество. Но я жила не своей жизнью, а его. Я исполняла тысячу его поручений. И хотя мне с ним было безумно интересно, я благодарна судьбе за то, что мы расстались. Ему я этого не говорила - он обидится. Но с ним я бы никогда не создала оркестр…».


Сегодня Владимир Спиваков счастливо женат. Его супруга – актриса Сати Спивакова (Саакянц), выпускница ГИТИСа. У пары двое родных детей, дочери Татьяна и Анна, а Екатерину, дочку умершей сестры Спивакова, они удочерили.

Родился 12 сентября 1944 года в местечке Черниковск Башкирской АССР, в текущий момент вошедшем в состав города Уфы. Мать – Екатерина Осиповна Вайнтрауб, пианистка, окончила Ленинградскую консерваторию и всю существование концертировала. Отец, Теодор Владимирович Спиваков, по специальности инженер-технолог, ушел добровольцем на фронт и был тяжко ранен. От родителей – отца-фронтовика и матери-блокадницы – Спиваков с детства воспринял дух жертвования и помощи страждущим. Супруга – Спивакова Сати (урожд. Саакянц Сатеник), драматическая актриса, выпускница ГИТИСа, автор и ведущая программ на телевидении. Сын от брака с Викторией Постниковой – Рождественский Александр. Дочери: Екатерина, Татьяна, Анна.

После окончания войны семейство переехала в Ленинград. Первыми музыкальными впечатлениями мальчика была развлекуха матери на фортепиано. С шести лет Володя начал обучаться на скрипке у Б.Э.Крюгера. Поступил поначалу в районную музыкальную школу, после этого, в 1955 году, – в среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Крепкую подготовку ему дали Л.М.Сигал и В.И.Шер. Вольнослушателем Спиваков посещал кроме того школу живописи при Ленинградской академии художеств. В целях самозащиты начал заниматься боксом, получив в дальнейшем 2-й разряд.

В 1957 году 13-летний скрипач впервой принял участие в конкурсе, на ленинградском фестивале «Белые ночи», где получил первую премию. Далее, ещё учась в музыкальной школе при консерватории, Спиваков выступил на Всероссийском конкурсе юных исполнителей. Его способности были замечены, и ему предложили перевестись для продолжения учебы в Москву. Не закончив школы при Ленинградской консерватории, в 1961 году Спиваков зачисляется как скрипач в Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской консерватории, в класс Ю.И.Янкелевича (до 1963). В 1962 присутствует в Ленинграде на памятной встрече с 80-летним И.Стравинским, во время его приезда в СССР. Живя в Москве в интернате, организует для младших школьников экскурсии в Третьяковскую галерею с собственными пояснениями. Сам продолжает заниматься жи-вописью под руководством А.В.Буторова.

В 1963 году Владимир Спиваков поступает в Москов-скую государственную консерва-торию им. П.И.Чайковского по скрипке в класс Ю.И.Янкелевича, своего прежнего педагога. Из класса этого профессора кроме Спивакова вышел весь строй известных в мире скрипачей: И.Бочкова, Т.Гринденко, Г.Жислин, П. Коган, Л.Маркиз, В.Третьяков, Н. Школьникова, Е.Алиханова и др.

Диапазон произведений, изучаемых в классе Янкелевича, простирался от старых итальянцев – Тартини, Локателли, Джеминиани, Вивальди – до импрессионизма Дебюсси и более того экспрессионизма Берга. Как вольнослушатель Спиваков посещает класс выдающегося Давида Ойстраха. Занятия живописью отнимают несть числа времени, и Янкелевичу пришлось настоять на том, чтобы Спиваков оставил живопись и совершенно избрал своей профессией музыку.

1965 год. Студент 3-го курса Владимир Спиваков выступает на первом зарубежном состязании – Между-народном конкурсе скрипачей и пианистов имени М.Лонг и Ж. Тпотому что в Париже и занимает третье местоположение, получив звание лауреата. В условиях тогдашнего «железного занавеса» это был величавый период в жизни советского музыканта. Спиваков получает позволение на поездку в Венгрию, с делегацией ЦК ВЛКСМ.

В 1967-м его направляют на труднейший зарубежный конкурс скрипачей – имени Н. Паганини в Генуе – там он, студент 5-го курса, получает вторую премию.

В 1968 году Спиваков как скрипач оканчивает Московскую консерваторию. Далее два года, с 1 сентября 1968 по

1 сентября 1970 года, проходит ассистентуру-стажировку при Московской консерватории, неизменно у того же Янкелевича. В 1969-м он едет на следующий Международный конкурс – в Монреаль (Канада) и возвращается с победоносным результатом – первой премией.

К этому времени он уже немного лет женат на пианистке, ещё с большим будущим, – Виктории Постниковой, лауреатке нескольких международных конкурсов. В 1970 году Спиваков становится лауреатом труднейшего в мире музыкального конкурса – имени П.И.Чайковского в Москве (вторая премия и серебряная медаль). Получает премию и его благоверная. За три месяца до конкурса у них рождается отпрыск Александр, в дальнейшем определившийся по специальности отца – скрипке. Постникова выходит замуж вторично, за дирижера

Г. Рождественского, тот, что усыновляет Александра и дает ему свою фамилию – Рож-дественский.

По окончании ассистен-туры-стажировки Спиваков получает ориентация в Московскую филармонию. Янкелевич, побывав на концерте своего ученика, сказал ему знаменательные слова: «Ты знаешь, я почувствовал себя на концерте счастливым, оттого что я увидел: ты больше во мне не нуждаешься». Высок был авторитетный отзыв Д.Ойстраха: «Владимир Спиваков принадлежит к числу лучших молодых представителей советского исполнительского искусства, снискавших себе популярность и влюбленность посреди любителей музыки многих стран. Его игру характеризует тонкое и глубокое разумение стиля исполняемых произведений, аристократичный привкус, безупречное виртуозное мастерство, ослепительный художественный темперамент».

1975-й стал годом блестящего дебюта Спивакова в США. Его выход с камерной программой в зале Линкольн-центра в Нью-Йорке произвел таковый фурор, что более того позже первого отделения (Соната до минор Бетховена) зал встал. Но в 1977 году, как раз в знаменитом нью-йоркском концертном зале Карнеги-холл произошел политический инцидент: в скрипача была брошена банка с краской и взрывным устройством – это американская Лига защиты евреев пыталась сдернуть концерт советского музыканта. Зал аплодировал стоя, а на следующий день в американской прессе были опубликованы извинения официальных лиц США. Советские газеты писали о «стойкости и мужестве» советского артиста. В 1978-м скрипач был удостоен почетного звания – Заслуженный артист РСФСР.

Став признанным скрипачом-солистом, в 70-е годы Владимир Спиваков начал участвовать в различных камерных составах: струнном квартете, трио, дуэтах. Работой на большую перспективу стало его участие как солиста в выступлениях с Государственным камерным оркестром, основанным Р.Баршаем: он освоил в этом месте десятки произведений Моцарта, Вивальди, Корелли, Альбинони, Боккерини.

Еще одной сферой деятельности стало для Спивакова преподавание. Известный хоровой дирижер В. Минин, будучи ректором РАМ (тогда Музыкально-педагогического института) имени Гнесиных, пригласил его на работу в тот самый вуз.

С октября 1972 до мая 1990 года – Владимир Теодорович преподавал там, получив ученое звания профессора. Ученики его рассеялись по городам СССР: Мурманску, Курску, Кишиневу, Одессе, Москве и др. Некоторые стали победителями между-народных конкурсов, к примеру, К. Мак-Дермотт (США) получил диплом на конкурсе имени П.И.Чайковского, Б. Гарлицкий (Москва) – премию на конкурсе имени Н.Паганини, немного вторых премий на междуна-родных конкурсах, где не присуждались первые.

Владимир Спиваков серьезно задумывается о специаль-ности дирижера. Как многие скрипачи, он не мог не видать недостаточность скрипичного репертуара. Внутреннюю надобность такого поворота сравнивал с тем, как артист В.Шукшин стал писателем. В качестве педагога он выбирает И.Б.Гусмана и занимается у него примерно пяти лет, в Нижнем Новгороде (Горьком), и в Москве. В дальнейшем при случае берет отдельные консультации у известнейших зарубежных дирижеров – Л. Маазеля, Л. Бернстайна. Огромную профессиональную школу Владимир прошел, выступая как солист под руководством К. Аббадо, С. Озавы, Р. Шайи, Б. Хайтинка.

В 1979 году он опять делает триумфальные гастроли по США: как скрипач выступает в Питтсбурге, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Кливленде, Вашингтоне (зал Библиотеки конгресса) и Далласе. В камерных программах его сопровождает пианист Б. Бехтерев. В Кливленде Л. Маазель дарит солисту фото с надписью: «Неописуемый гений скрипки». Хорошо запомнившие Спивакова с прошлых лет публика и сми принимают его восторженно. «Виртуозность Спивакова ни в жизнь не вызывала сомнений со времени его первого концерта в Нью-Йорке в 1975 году, но такая развлекуха, как в Карнеги-холл, не может покинуть равнодушным», – писала «Нью-Йорк пост».

Поворотным пунктом в музыкальной жизни 35-летнего артиста становится его дирижерско-симфонический дебют в США со всемирно известным Чикагским симфоническим оркестром на летнем фестивале в Равинии (1979). Перед тем он давал концерты в Испании, Англии – гастроли приняли важный нрав. Американская печать писала: «Молодой совдеповский мастер В.Спиваков является представителем русской скрипичной школы. Для его игры характерны отличный звук, ничем не скованная виртуозность, величественность, элегантность, достоинство» («Нью-Йорк Таймс»). Также и в связи с чикагским дирижерским дебютом: «Спиваков заставляет Моцарта напевать и как скрипач, и как дирижер»; «Спиваков – действительный дирижер» («Чикаго Сан-таймс»). Хвалебные отзывы дала и советская пресса: «Успешные гастроли» («Труд» 2 февр. 1979), «Аплодирует Карнеги-холл», «Это потрясающий скрипач» (О. Поляковский, «Советская культура» 16 февр. и

1979 год вошел в творческую судьбу Спивакова как особенно знаменательный и вследствие того что, что аккурат тогда происходило создание его собственного коллектива, руководство которым принесло ему самую широкую вмемирную славу в течение десятков лет, – камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Наглядными образцами для Спивакова были столичный камерный оркестр Р. Баршая, итальянские «Виртуозы Рима», Пражский и Лондонский камерные оркестры (в финальный его более того пригласили руководить). Начинающий дирижер замыслил свой оркестр как состав баснословных виртуозов и отбирал только лауреатов конкурсов, учеников Янкелевича, Ойстраха, Ростроповича. Не менее важным считал и существование хороших человеческих качеств. Кроме того, оркестр составлялся только мужским, не привязанным к дому и детям. Концертмейстерами стали участники Квартета имени Бородина, Ю. Башмет.

Датой дебюта «Виртуозов Москвы» считается выступление в Нижнем Новгороде (Горьком) 20 июня 1979 года.

15 июня 1982 года оркестр приобрел официозный статус: Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы».

Среди творческих установок руководителя «Виртуозов» – и серьезность, благородство камерной музыки, и ее доступность, и стремление подсоблять молодым талантам, предоставляя первоклассный аккомпанемент для их сольных выступлений. Естественно, влекла вероятность испробовать свои музыкальные силы в новом репертуаре. Диапазон музыкальных стилей охватил эпохи от ХVII до ХХ веков, страны – Европы и Америки, жанры – от церковного до развлекательного.

В сценическом поведении были отработаны определенные повадки, вносящие налет театрализации. Спецификой репертуара «Виртуозов» являлось то, что Спиваков в качестве «бисов» стал вводить нечто остроумно-развлекательное, заставляющее публику радостно оживляться (будь то Полька И. Штрауса или Прелюдия Д. Шостаковича).

Профессионально новоиспеченный камерный оркестр одним духом растет и приобретает признание. Его отличительные качества – необычайная слитность ансамбля и неотразимая выразительность. Позднее об этом писали следующим образом: «Замечательный ансамбль солистов, которые понимают дружбан друга с одного вздоха, а играют как единственный голос» («Нью-Йорк пост»).

Пресса восторженно принимает, в свое время всего, интерпретацию «спиваковцами» великих музыкальных классиков. В Австрии, на родине Моцарта, пишут: «В мгновенье ока первоклассный столичный ансамбль показал нам, как раскованно и без проблем, а значит, и предельно убедительно не возбраняется исполнять Моцарта. Каждая мысль произносится с наслаждением, любой звук – ощутимое блаженство и для музыкантов, и для слушателей. Здесь нет никаких “проходных” или пустых фраз, и это усилие, эту естественность дыхания вы ощущаете так, вроде бы она исходит от вас самих» («Ди Прессе»).

В Испании – о воплощении Баха с участием хора басков «Орфеон Доностиарра»: «Вместе с “Виртуозами Москвы” они исполнили Мессу И.С. Баха. Этот концерт явился выдающимся памятником Баху и стал незабываемым событием, сравнимым только с лучшими концертами Западно-Берлинской филармонии, возглавляемой Караяном, Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Орманди и Парижского оркестра во главе с Маазелем. Браво!» (В зеркале прессы //Музыкальная существование, 1985 № 18, с.7).

Чрезвычайная выразительность исполнения высококлассных музыкантов, остроумные «бисы», элементы театрализации создали классическому оркестру популярность, которую начали сравнивать с успехом у публики звезд эстрады. Тем самым оркестр выполнял мощную образ в культуре: приобщал к классической музыке сотни тысяч людей, до того с ней не соприкасавшихся.

«Виртуозы Москвы» поражали количеством выступлений – до 120 в год, в разных странах мира, больше всего в своей стране. Например, концертный период 1984/85. Осень: фестивали в Эдинбурге, Лондоне, Уэльсе, свой фестиваль в Ереване (12 концертов – в лучших залах, а кроме того совхозе, на погранзаставе), Детский театр в Москве, Братиславские музыкальные торжества, другие города Словакии, Ленинград – взаимные мастер-классы с БДТ под руководством Товстоногова, фестиваль в Кишиневе, 25 концертов в ФРГ и Австрии. Зима: фестиваль «Русская зима» в Москве, Дом-музей Чайковского в Клину, конец дня памяти Высоцкого в театре на Таганке, концерты в Мадриде, вновь Москва. Весна: Ростов, Донецк, «Флорентийский май», Милан, Челябинск, Одесса, заново Москва – конец дня памяти Янкелевича. Лето: Стамбульский фестиваль искусств, Алма-Ата, Ташкент, Баку, Будапешт. (Е.Баранкин. «Виртуозы Москвы»: Четыре времени года. Музыкальная бытие, 1985, № 18, с.6-7).

Важным творческим контактом стало знакомство В.Т. Спивакова со знаменитым американским композитором и дирижером Л. Бернстайном. Впервые они встретились в середине 80-х годов на выступлении в Зальцбурге в день рождения Моцарта, когда основополагающий солировал, а второй дирижировал. Бернстайн подарил тут Спивакову свою дирижерскую палочку.

Руководитель «Виртуозов Москвы», у которого «в начале было сердце», кто готов был «рыдать с плачущими», всю дорогу обладал повышенной чувствительностью к людским бедам и сразу же являлся на содействие.

Актом самопожертвования и грандиозного мужества стал выезд В. Спивакова и его оркестра в Киев сквозь немного дней затем взрыва атомного реактора в Чернобыле. Масштаб личного мужества музыканта оказывается тождественным масштабу его художественного творчества. «Виртуозы Москвы» оказались единственным составом, приехавшим на «Киевскую весну» 1986 года. «Когда мы вышли на сцену зала филармонии, – вспоминал Спиваков, – эти минуты насовсем останутся в моей памяти. В зале стояли люди и плакали. Половина из них – ликвидаторы, больные, по сути, люди. Музыканты на сцене также плакали. После концерта к нам подходили люди, многие из которых впервой в жизни слушали живьем классическую музыку, и со слезами на глазах благодарили. Вот это то, что связывает всех нас больше, чем любые речи, тосты, застолье». (И. Лапинский. «Виртуозы Москвы» в Киеве. Зал аплодировал стоя. Финансовая Украина, 17.12.1996, с.1).

К 10-летию трагедии Спиваков организовал международную благотворительную акцию «Эхо Чернобыля» (в Киеве и Днепропетровске): присоединив к своему оркестру хоровой коллектив Академии Санта-Чечилия из Рима и солистов из Германии, Польши, США, он реализовал Реквием Моцарта и «Прощальную симфонию» Гайдна.

После катастрофического землетрясения 1988 года в Спитаке для поездки в Ленинакан (через три месяца) Спиваков составил композицию Реквиема из стихов А.Ахматовой с исполнении А. Демидовой и музыки Д. Шостаковича – Камерной симфонии (переложение Квартета № 8). Участвовал Спиваков и в днях поминовения жертв спитакского землетрясения: в концертах Армянской филармонии в Ереване, далее во Франции, в парижском зале Гаво (2001).

1987 год ознаменовался 500-м концертом «Виртуозов Москвы». В 1989 году за музыкальные программы 1986–1988 годов Владимиру Спивакову присуждается Государственная премия СССР. В 1990-м – почетное звание «Народный артист СССР». В 1992 году отмечается 1000-й концерт «Виртуозов Москвы».

С упомянутой Камерной симфонией Д. Шостаковича Владимир Спиваков производил глубокое ощущение и за рубежом. Так, в 1988 году в Хиросиме позже ее звучания две с половиной тысячи джентльмен поднялись и стояли немного минут в полном молчании. На концерте в Дахау, где был именитый концлагерь, в зале более того мужчины плакали, и музыканты сидели со слезами на глазах.

К концу 1980-х годов в коллективе «Виртуозов Москвы» наступил кризис.

В стране возникли серьезные экономические проблемы, острота житейских проблем ставила под угрозу само наличие коллектива. В то же время вируозы из Москвы пользовались успехом за рубежом. В этих условиях музыканты обратились к Спивакову с просьбой нарыть схема сберечь оркестр где-нибудь за рубежом. Следуя их настояниям, дирижер обратился к королевской семье Испании, с которой был дружен, и получил согласие на переезд оркестра сообща с семьями. Осенью 1990 года 150 джентльмен прибыли на Север Испании, в район Хихона и Овьедо. Финансировал артистов Фонд принца Астурийского Филиппа, сына испанского короля: под его покро-вительством состоял хоровой коллектив, в настоящее время добавили ещё и оркестр. «Виртуозы Москвы» пробыли в этом месте до весны 1997 года.

По контракту оркестр был обязан одаривать по 10 концертов в год для Испании, а в остальном мог располагать собой по своему усмотрению. Эту вероятность глава коллектива обширно использовал.

В 1991 году он провел в Петербурге памятное претворение в жизнь своей композиции по «Мессии» Генделя с участием Астурийского хора и с чтением текстов Цвейга актером Большого драматического театра В. Стржельчиком. С супераншлагами шли концерты в Большом зале Московской консерватории, к примеру в 1994 году при исполнении «Stabat mater» Вивальди и концерта для скрипки Альбинони. В середине 90-х годов «Виртуозы Москвы» провели 13 концертов в США (глава оркестра дирижировал ещё и симфоническими оркестрами Хьюстона и Сан-Франциско).

В качестве «звезды» Вла-димира Спивакова стали все чаще звать на элитные акции в столице России.

Высоко ценя мастерство российских музыкантов, деятели Испании старались их как позволительно крепче при себе удер-жать. Поступило предложение от Барселоны, с высочайшей оплатой, но при одном условии: вместо «Виртуозов Москвы» оркестр стал бы «Виртуозами Барселоны». Спиваков наотрез отказался. Благодаря «спиваков-цам», в Астурии возник другой цивилизованный климат: появилось два новых симфонических оркестра, немного камерных, открылись музыкальные школы, был отстроен изрядный нынешний концертный зал. Новый оркестр при оперном театре в Хихоне предусмотри-тельные испанцы создали как раз в расчете на участие «Виртуо-зов». Но все это стало угрозой существования московского коллектива, в оркестре шло брожение.

Спиваков не намеревался закрепляться в Испании. По истечении первого срока контракта Спиваков нашел квартиру для себя в Париже - на культурном перекрестке Европы и не так неблизко от Овьедо. К этому времени у него уже была вторая семейство, родились дети, начавшие существовать в столице Франции. В 1984 году он женился на армянской актрисе Сатеник Саакянц, ставшей Сати Спива-ковой. Ее папа был скрипачом, учеником Янкеле-вича, она сама окончила школу по фортепиано. В 20-летнем возрасте Сати стала известной благодаря главной роли в фильме-опере «Ануш». Эпизодически выступала на сцене с чтением стихов, вела собственную программу на Центральном телевидении в Москве, выпустила биографическую книгу о Спивакове «Не вс?» (М.: Вагриус, 2003). В книге представлены выдающиеся люди, с которыми встречался музыкант: королева Испании София, С.Параджанов, Б.Окуджава, Г.Товстоногов, В.Стржельчик, А.Собчак, И.Менухин, Л.Бернстайн, М.Плисецкая, М.Ростропович, Г.Вишневская, Ю.Башмет, Е.Светланов, Т.Квастхоф, Дж.Норман и др. В 2004 году под ее редакцией вышел фотоальбом «Мимолетности» (к 60-летию Спивакова, с его текстами – М.: Музыка). В жизни она – верный товарищ и помощник своему мужу. У них трое детей – Екатерина, Татьяна и Анна (последняя родилась в Париже). После кончины сестры Спивакова Елизаветы Владимир Теодорович взял к себе ее дочка.

В отрезок времени организационных трудностей с его оркестром Спиваков совершил немного масштабных организаторских акций. В 1989 году он стал артистическим директором музыкального фестиваля в г. Кольмаре (Франция) – и быстро сделал тот самый фестиваль одним из виднейших в Европе. В 1994-м создал Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова в Москве, приобретший с течением времени общероссийское и мировое важность (дата основания – 20 мая, исполнительный управляющий – Е. Ширман). В том же 1994 году артист дал согласие на новую педагогическую работу – мастер-классы в Цюрихе (до 2005 года).

Глава «Виртуозов Москвы» ясно постиг, что полноценная существование его оркестра будет только в Москве. Он что надо видел позитивные изменения в жизни страны – свободу высказывания и волеизъявления, лучшее материальное состояние. Спиваков стал настойчиво известия переговоры о судьбе оркестра с главой администрации города Москвы Юрием Лужковым и в 1997 получил позволение на патронат коллектива со стороны мэрии Москвы со статусом – Государственный камерный оркестр.

В России он к этому времени уже установил традицию дарить с «Виртуозами» предновогодние концерты. Их ждали, на них настраивались, это вечно был ослепительный, ликующий торжество.

Именно в тот самый отрезок времени Спиваков, ставший человеком мира, в особенности сильно осозна?т ценность для него России: память о детстве, первые, самые яркие открытия молодого сознания, ментальность россий-ских музыкантов, слушатели, часто всю темное время суток стоящие за билетом на его концерт.

Владимир Спиваков не прижился на Западе. Он и больше половины состава «Вир-туозов» вернулись в Москву. Ряд отличных музыкантов, входивших в оркестр, остался за рубежом.

Спиваков начал докомплектацию «Виртуозов» на российской основе. Совершился сдвиг по спирали: перед маэстро сидели музыканты другого поколения, годившиеся ему в сыновья, но заново – полные способностей и энтузиазма.

И только с закладкой камня нового концертного комплекса на Красных Холмах у «Виртуозов Москвы» появилась надежда располагать близкое пристанище в столице.

С 1997 года «Виртуозы» стали наращивать численность выступлений и резво довели численность до 100 концертов в год. При этом Спиваков стал звать в страну знаме-нитейших певцов, которых в России ни при каких обстоятельствах не слышали. Огромный резонанс имели его выступления в 1997 году с немецким басом-баритоном Т.Квастхоффом (ещё – в Киеве).В том же году прошла российская премьера «Российских фотографий» Р.Щедри-на, посвященных «Виртуозам Москвы» и их руководителю.

Неизменный счастливый момент сопутствовал омоложенным «Виртуозам» за границей: в 2000 году они играли в престижном лондонском Барбикане, в «Старой опере» Франкфурта-на-Майне. По последнему случаю сми сообщала: «Интерес любителей музыки к концертам оркестра “Виртуозы Москвы” традиционно высок. Вечером

16 апреля в «Старой опере» благодарные слушатели семь раз вызывали “Виртуозов Москвы” на “бис”. В ключевой программе концерта прозвучали произведения Моцарта, Шостаковича, Чайковского». (16 апреля в «Старой опере» (Alte Oper) в центре Франкфурта-на-Майне состоялся концерт «Виртуозов Москвы» (РИА Ореанда 18.04.2000. Rambler-Media).

1999-й – год 55-летия Спивакова – оказался урожайным в отношении официальных наград и предложений. Указом Президента России Ельцина он был удостоен одной из самых высоких наград – ордена «За заслуги перед Отечеством»

III степени. Правительство Франции возвело его в ранг “Офицера искусств и изящной словесности”, а Президент Армении лично вручил орден Святого Месропа Маштоца.

В том же 1999-м наступил важнейший разворот в творческой судьбе Спивакова: он стал постоянным дирижером не только камерного оркестра, но и симфонического. Руководитель «Виртуозов» принял предложение М.Плетнева сделаться главным дирижером Российского национального оркестра (РНО), независимого негосударственного коллектива. К этому моменту маэстро В.Спиваков накопил громадный навык – 20-летнее руководство камерным оркестром «Виртуозы Москвы», симфоническое дирижирование в качестве приглашенного дирижера с виднейшими коллективами: Лондонский симфонический, Сан-Францисский, Лос-Анджелесский филармонический, оркестр Академии «Санта Чечилия» в Риме, оркестр миланского театра «Ла Скала», Национальный оркестр французского Радио, Национальный симфонический Венгрии и др. Однако вывод Спивакову далось непросто, он чувствовал, что нуждается в расширении своих профессиональных горизонтов.

Для Спивакова открывался дорога музыки самой сложной по мысли и самой богатой по звуковому содержанию – симфоний Бетховена, Чайковского, Малера, Шостаковича, оркестра Вагнера, Рихарда Штрауса, Равеля, Прокофьева. Налицо была и огромная ответственность: РНО имел славу одного из самых престижных оркестров мира, имелись несметные спонсоры, по большей части американские. В независимости оркестра Спиваков видел величавый символ новой, демократической России.

Работа с Российским национальным оркестром направляла мысли Спивакова к русскому репертуару, в то время как у «Виртуозов» изначально культивировалась западная классика. Он сберег самую раннюю свою установку: аккомпанировать солистам, выводя на эстраду талантливую молодая поросль. И перенес в серьезнейший оркестр свои очаровательно-легкие «бисы». Премьера Спивакова с РНО прошла в Большом зале Московской консерватории на открытии сезона в 1999 году с символической программой: «Инаугурация (освящение) Дома» Бетховена, Первый концерт Бетховена с М. Плетневым в качестве солиста (как бы передача эстафеты) и Пятая симфония Чайковского (русская классика).

Хорошо зная народную музыкальную бытие, Спиваков думал о необходимости для Москвы современного концертного комплекса, подобного Линкольн-центру в Нью-Йорке, Кеннеди-центру в Вашингтоне, центрам в Лондоне, Амстердаме, Риме. Убедив в этом главы администрации города Москвы Ю. Лужкова, он сообща с ним заложил начальный булыжник такого здания на Красных Холмах (7 сентября 2000 г.).

Испытал свои силы Спиваков и в качестве дирижера оперы. По приглашению генуэзского театра «Карло Феличе» он провел спектакль «Пуритане» В. Беллини, к 200-летию композитора (2001). Важным элементом мастерства стало умение маэстро вкалывать с исполнительницами сложнейших колоратурных партий.

В 2001 году Спиваков положил начало новой акции на родине: по образцу руководимого им фестиваля в Кольмаре он организовал Московский международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», с периодичностью в два года (второй состоялся в 2003 г., третий – в 2005 г.).

Инициатор отечествен-ного фестиваля стремился вознести художественный порядок концертов в Москве, в России (в эти годы был очевиден кризис во всех областях) до самого высокого мирового. На фестиваль 2001 года Спиваков выдвинул и доверенный ему симфони-ческий оркестр: РНО его празднично открыл и закрыл. На открытии дирижер продемонстрировал необыч-ную трактовку Пятой симфонии Д.Шостаковича. Пригласил ярчайших оте-чественных исполнителей, в том числе Ю.Башмета, игравшего с его ансамблем «Солисты Москвы». Поставил свою литературно-музыкаль-ную композицию по «Мессии» Генделя с участием народного артиста СССР О.Табакова. Исполнил оперу «Моцарт и Сальери» Н.Рим-ского-Корсакова с участием С.Лейферкуса и Д.Корчака. Сам выступил в сольной программе (в том числе с Сонатой Ц.Франка), подтвердив свой имидж скрипача мирового класса. Открытием и потрясением для российских слушателей стало участие американской «певицы тысячелетия», негритянки Дж. Норман. Исполнение «Смерти Изольды» Р. Вагнера стало кульминацией фестиваля.

Пресса, уделявшая неизменное чуткость всем видам творческой деятельности артиста, сделала вывод, что Спиваков успевает работать больше, чем способна обычная психофизика. А сам артист сослался на фразу дирижера З.Меты: «Я отдыхаю в Adagio Восьмой симфонии Брукнера…».

Крупная немецкая предприятие звукозаписи «Capriccio» выпустила в течение 2001–2004 годов восемь компакт-дисков, представляющих Спивакова во всех его ролях: солиста с фортепиано, солиста с оркестром, дирижера оркестра. “Suddeutsche Zeitung” назвала «диском года» запись сонат Ц. Франка, М. Равеля и Р. Штрауса в исполнении В. Спивакова с С. Безродным (2001). Большая доля дисков содержит музыку ХХ века. Отдельного внимания заслуживает запись «Ночи просветления» А. Шенберга в исполнении «Виртуозов Москвы» (2004). Звуковая выразительность и слаженность исполнения достигают совершенства прежних «Виртуозов», но в музыке не Вивальди, а значительно больше трудного Шенберга.

Глубоко прочувствовал Спиваков американскую катастрофу 11 сентября 2001 года, когда два самолета, управляемые исламскими экстремистами, врезались в высотные башни нью-йоркского Всемирного торгового центра. Множество раз он выступал в Америке, у него образовалась там своя обширная публика. И в тот миг, когда разразилась беда, он в Париже репетировал с Дж. Норманн. РНО одним из первых коллективов отозвался на потрясшее весь мир событие: концерт в Большом зале консерватории из музыки американских композиторов – Гершвина и Бернстайна – получил мемориальную окраску.

Гражданской, более того политической акцией стал концерт памяти жертв этих терактов в Киеве (сентябрь 2002 г.). Присутствовали Президент Украины Л. Кучма, государственные деятели, посол США. Спиваков с РНО исполнили скорбный «Реквием» Моцарта с участием Академического хора Национальной оперы Украины и солистов из США, Франции, Южной Кореи и Канады и сюиту из «Щелкунчика» Чайковского, как добрую сказку с хорошим концом. Для американской стороны прозвучал марш Дж. Ф. Соуза «Звезды и полосы», следом чего Спиваков сыграл на скрипке «Молитву» Альбинони.

Крупной концертной акцией РНО под руководством Спивакова стало волжское турне 2002 года с девизом «Большая музыка – в сердце России»: Нижний Новгород, Казань, Тольятти, Самара, Саратов. «Праздник сердец» (слова прессы) был обоюдным для публики и артистов.

Неожиданно руководство этим оркестром для Спивакова прекратилось: с ним не продлили контракт, и он вынужден был в 2002 году досрочно оставить пост главного дирижера РНО. Тем важнее оказалась помощь Спивакову, оказанная лично Президентом России В. Путиным: глава государства считал необходимым, чтобы дирижер остался существовать и трудиться в России.

Авторитет Спивакова в мире способствовал постоянным приглашениям его в жюри международных конкурсов разных стран, в частности тех, где некогда он сам завоевывал премии, – Генуя, Монреаль, Париж, конкурс им. Чайковского в Москве. Несколько раз он работал на конкурсе имени К. Флеша в Лондоне, стал президентом конкурса имени Сарасате в Испании. Вошел в жюри негосударственной российской премии «Триумф» с момента ее учреждения, в ряду виднейших отечественных деятелей искусства (В. Аксенов, Ю. Башмет, А. Битов, А. Вознесенский, Э. Неизвестный, О. Табаков и др.). Как член жюри он упрямо боролся за правильность оценок конкурсантов, будь то Италия, Франция, Испания или Москва.

В 2002 году Владимир Теодорович возглавлял жюри скрипачей на Х11 Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, где поставил мишень – отдать этому состязанию его важный авторитет. Ввел немного существенных новаций, в частности запрет на голосование членов жюри за своих учеников. На московском конкурсе 2002 года первая премия не была присуждена, вторую поделили участники родом из Японии и Китая.

Оставшемуся без большого оркестра Спивакову была предоставлена исключительная творческая возможность: составить свой симфонический оркестр и его возглавить. Новому коллективу было дано наименование – Национальный филармонический оркестр России (НФОР) с государственным финансированием. В 2003 году Спиваков лично провел отборочный конкурс, и 27 сентября 2003 года НФОР дал свой основополагающий концерт. Коллектив изначально мог претендовать на имидж одного из лучших оркестров России и мира. Считая опасной для коллектива безраздельную монополию одного руководителя, Спиваков наметил перспективу работы с его оркестром многих дирижеров из разных стран. Так, вскоре следом дебюта НФОР им дирижировали именитый польский композитор К.Пендерецкий и первейший дирижер Национальной оперы Франции Дж. Конлон.

В Москве Владимиру Спивакову был предложен ещё единственный значительнейший пост: весной 2003 года он становится президентом Московского международного дома музыки (ММДМ) – нового концертного комплекса, воздвигнутого в Москве на Красных Холмах. Спиваков, патриот и радетель России, в 59 лет получил необозримые возможности для реализации своих выдающихся музыкальных и деловых талантов. В ММДМ нашли в конце концов приют три его кровных детища: камерный оркестр «Виртуозы Москвы», симфонический Национальный филармонический оркестр России и Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова. Ни единственный прочий изрядный музыкант России не имел таких богатых «владений».

По ходатайству Спивакова Большому залу ММДМ было присвоено имя выдающегося русского дирижера ХХ века Евгения Светланова. И праздничный день открытия этого первого концертного зала в Доме музыки 27 сентября 2003 стал посвящением памяти старшего коллеги. Раньше Светланов неоднократно выступал на фестивале в Кольмаре, поручал Спивакову работу с Госоркестром. А когда Светланов был лишен своего оркестра, Спиваков предложил ему концертировать с РНО. На вечере памяти Светланова Спиваков сделал его «Арию» для оркестра, позже которой выдержал символическую «минуту молчания»; закончил же концерт не ликованием и шутками, а грозным «Dies irae» из «Реквиема» Моцарта.

Вскоре направив свежий оркестр в Петербург, Спиваков дал концерт в пользу несладко больных детей. «Утро Петербурга» сообщило: «Тринадцать тысяч долларов переданы отделению химиотерапии острых лейкозов Детской городской больницы №1. Эти монеты были собраны на благотворительном концерте Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Владимира Спивакова. Концерт состоялся 11 октября в Большом зале Петербургской филармонии. На эти средства уже закуплены лекарства и медикаменты для 28 пациентов, которые проходят врачевание в отделении» (Лекарства с концерта // Утро Петербурга. 24 октября 2003 г.).

Продолжением дебютных концертов стало участие НФОР во втором московском фестивале «Владимир Спиваков пригла-шает…» в ноябре-декабре 2003 года. Новый оркестр открыл и закрыл тот самый изрядный форум, еще раз с участием уникальной певицы Дж. Норман.

В мае 2004 года подмечалось десятилетие образования Международного благотворитель-ного фонда Вла-димира Спивакова, по случаю которого прошел фестиваль «Москва встречает друзей», куда съехалось 947 джентльмен. Идеей фестиваля было единение детей разных народов сквозь искусство. Ф

Онд к этому времени приобрел размах, не имеющий равных: 3500 детей получили содействие, организовано 2500 концертов, проведено 300 художественных экспозиций, 625 джентльмен стали стипендиатами фонда, 90 из которых – лауреатами международных конкурсов и фестивалей, подарен 221 музы-кальный инструмент, оказано содействие в проведении 44 хирургических операций. Некоторые стипендиаты фонда приобрели народную известность – раньше всего, Евгений Кисин.

Летом 2004 года Спиваков провел 16-й фестиваль в Кольмаре, кульминационный по значимости: выступали и НФОР, и «Виртуозы», и стипендиаты Фонда.

Каждый фестиваль Спиваков посвящал выдающимся музыкантам: Л.Бернстайну, И.Менухину, Й.Сигети, К.Пендерецкому и др. Символом этого стала Дж.Норман. О значении деятельности выдающегося российского музыканта во Франции свидетельствует выпущенная там книжка Г.Бройнера «Годы Спивакова» (хроника фестивалей в Кольмаре).

Этапным периодом для Спивакова как музыканта стала осень 2004 года, штурмование 60-летия. Концерты со всей ясностью по

Виктория Постникова – женщина, чья искусная игра на пианино трогает сердца ценителей музыки. Однако не только широкий репертуар и победы на музыкальных конкурсах привлекают внимание публики к пианистке: личная жизнь Виктории Постниковой, которая была замужем за Владимиром Спиваковым, а затем оставила его ради , часто становилась предметом обсуждения.

Краткая биография: начало творческого пути

Впервые девочка коснулась клавиш, едва достигнув 3 лет. И уже тогда музыка заворожила Викторию. Всего через 3 года она поступила в Центральную музыкальную школу. Опыт выступления перед публикой у девочки также произошел весьма рано – спустя всего год.
Закончив музыкальную школу, девушка продолжила образование в Московской консерватории. Учителем Виктории стал Яков Флиер, который сумел разглядеть и раскрыть талант пианистки.
Виктория с ранних лет отличалась трудолюбием и серьезным отношением к работе. Благодаря ее упорству, способностям и постоянному совершенствованию техники с середины 60-х годов Постникову стали выделять среди участников разнообразных музыкальных конкурсов.

Интересный факт! В составе симфонических оркестров Виктория объездила немало стран: она побывала в Японии, некоторых европейских государствах, в Южной Америке, даже Австралии.


Виктория Постникова и Владимир Спиваков

После одной из встреч между талантливой пианисткой и скрипачом вспыхнули чувства, и они поженились. Если для Виктории это был первый брак, то Владимир уже успел развестись – до этого он был женат.



Супруги были очень привязаны друг к другу, по свидетельствам очевидцев их отношений, оба они страстно любили друг друга. В результате их союза родился сын Александр.
Однако несмотря на любовь Владимира, однажды Виктория решила оставить мужа, чтобы уйти от него к дирижеру Геннадию Рождественскому.

Интересный факт. Владимир Спиваков был сломлен уходом жены: его чувства к ней на тот момент были сильны, однако он сделал над собой усилие и принял выбор любимой женщины. Известно, что скрипач помог донести вещи супруги до такси, когда она покидала их совместную квартиру, чтобы уехать к другому.

Впрочем, несмотря на намерение Спивакова после разрыва со второй женой посвятить себя исключительно творчеству, через некоторое время он смог построить длительные и прочные отношения с третьей избранницей.

Личная жизнь и семья

Со своим вторым мужем – Геннадием Рождественским – известная пианистка состоит в браке до сих пор. Они не только партнеры по жизни: нередко они выступают вместе на сцене.
После свадьбы Геннадий усыновил сына Виктории и дал ему свою фамилию. Иногда и он присоединяется к своим родителям на сцене.
О своих отношениях с мужьями женщина предпочитает не распространяться, поэтому личная жизнь Виктории Постниковой остается тайной.

Сын и его призвание

Сын музыкантов с мировой славой пошел по стопам родителей – он избрал для себя профессию родного отца. Александра Рождественского называют одним из ярчайших и талантливейших молодых скрипачей.



Молодой человек получил прекрасное образование: он стал выпускником Московской консерватории, затем продолжил обучение в Королевском музыкальном колледже и консерватории в Париже. Его преподавателями были талантливые педагоги, которые смогли передать ему свои знания.
Некоторое время скрипач жил в столице Франции, но затем вернулся в Москву.
Виктория Постникова – безусловно талантливый музыкант. Ее необычайно тонкий музыкальный вкус, разносторонние интересы, умение уловить суть любого музыкального произведения и безупречное исполнение навсегда вписали ее имя в историю российского и мирового музыкального сообщества.

Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни.

Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние на него оказал выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах. До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года Спиваков играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты – поклонники его таланта.

В 1960-1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П.И. Чайковского в Москве.

В 1979 году Владимир Спиваков с группой музыкантов-единомышленников создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и стал его бессменным художественным руководителем, дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству Спиваков обучался у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее Спивакова как дирижера подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой маэстро не расстается по сей день.

Обширная дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает более 50 CD; большинство записей выпущено фирмами BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие записи были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or («Золотой камертон») и Choc de la Musique . C 2014 года маэстро выпускает записи с Национальным филармоническим оркестром России под собственным лейблом Spivakov Sound .

В 1989 году Владимир Спиваков возглавил Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным художественным руководителем которого он является до настоящего времени. С 2001 года в Москве раз в два года проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд; с 2010 года фестиваль проходит также в других городах России и СНГ. Неоднократно музыкант принимал участие в жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве), в 2016 году организовал Международный конкурс скрипачей в Уфе.

Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на профессиональную поддержку юных талантов в области искусства и создание благоприятных условий для их творческого роста. За прошедшие годы созданы отделения фонда в Республике Башкортостан, Твери, Санкт-Петербурге, представительства в Литве, Грузии, Узбекистане, Германии, Нидерландах и США. Проведено более 150 медицинских операций; ежегодно выделяется по 30 (в среднем) выплат на лечение; благодаря сотрудничеству с медицинскими страховыми организациями оформляются по 25-30 обязательных медицинских страховок для иногородних и иностранных учащихся. Подарено более 650 инструментов и выделено более 100 грантов на приобретение и ремонт музыкальных инструментов. Фонд проводит множество концертных программ и художественных выставок на лучших площадках России и зарубежных стран; ежегодно более 1500 человек становятся участниками акций фонда. С 1994 года в деятельность фонда были вовлечены более 50000 детей. Кроме того, многие годы Владимир Спиваков поддерживает различные благотворительные акции в Европе, Азии, проекты фонда Smile Train в США. В 2010 году за создание фонда Владимиру Спивакову присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Современные композиторы неоднократно посвящали Владимиру Спивакову свои произведения, в их числе А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Пярт, И. Шварц, В. Артёмов и многие другие.

В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного Дома музыки. С 2011 года Владимир Спиваков – член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Владимир Спиваков – народный артист СССР (1989), Армении (1989), Украины (2001), Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии (2013), Республики Башкортостан (2014). Маэстро удостоен Государственной премии СССР (1989), ордена Дружбы народов (1993), ордена «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени (1999/2009/2014), украинских орденов «За заслуги» III степени и Ярослава Мудрого, киргизского ордена «Данакер» и армянского ордена святого Месропа Маштоца, двух высших наград Франции – ордена Искусств и Литературы (офицер) и ордена Почетного Легиона (кавалер – 2000, офицер – 2010), ордена Звезды Италии (командор, 2012), международной премии «Персона года 2012», ордена «За заслуги перед Республикой Башкортостан» и Международной премии «Звезда Чернобыля» (2013), почетного знака Болгарии «Самарский крест» (2013), белорусских орденов «Верность и Вера» и Франциска Скорины (2014), ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени (2014), ордена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (2014), а также многих других почетных наград и званий.

В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. Он является Послом культуры Всемирного экономического форума в Давосе. В 2012 году Владимиру Спивакову была присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I и президент Франции Жак Ширак).

Загрузка...
Top