Виды гитар и их различия. Виды акустических гитар Большая гитара как называется

Сегодня существует огромное множество различных видов гитар, каждый из которых имеет свое название, а то и не одно. Этот факт зачастую приводит к путанице, а множество терминов, которыми классифицируют гитары по видам далеко не однозначны. в этом разделе попробуем разобраться, какие же бывают гитары.

Общая классификация гитар: особенности воспроизведения звука

Акустическая гитара имеет большой резонирующий полый корпус с одним или реже несколькими отверстиями - резонаторами. На таких гитарах можно играть без использования усилителей и прочей аппаратуры.

Электроакустическая гитара по форме ничем не отличается от акустической и также как на акустике на ней можно играть без применения аппаратуры. Ее особенность заключается в том, что в ней установлен темброблок, позволяющий подключать ее к усилителю. Не редко такие гитары снабжаются встроенным тюнером и эквалайзером.

Электрогитара или электрическая гитара имеет цельный тонкий корпус в котором почти нет пустого пространства. Звук у такой гитары снимается датчиками - звукоснимателями и преобразуется в электрический сигнал, который необходимо усилить, для прослушивания. На такой гитаре нельзя играть без усилителя звука. На электрогитарах чаще всего устанавливается несколько различных звукоснимателей, для того чтобы разнообразить тембр звука, а также регуляторы громкости и тембра.

Полуакустическая или джазовая гитара почти не отличается от электрогитары, за исключением корпуса. Корпус у полуакустики внутри полый и имеет немного свободного пространства, что впрочем, не позволяет ее использовать без усилителя, так как у таких гитар отсутствует большое резонаторное отверстие на верхней деке и пустое пространство внутри ее слишком мало. Гитары такого типа нашли свое применение в стиле джаз, за счет своих звуковых качеств, за что и получили второе название.

Резонаторная или добро гитара снабжена дополнительными резонаторными металлическими пластинами для усиления звука, из-за чего выглядят довольно-таки необычно. Звук такой гитары очень яркий и громкий и не требует усиления аппаратурой. Обычно такие гитары применяются в стиле кантри. Более подробно о резонаторных гитарах читайте здесь.

МИДИ гитара или синтезаторная гитара - это самая необычная из всех перечисленных гитар. Изначально MIDI-гитара использовалась только для управления звуками синтезатора. Но сегодня MIDI-гитара - это электрогитара, на которой установлен полифонический звукосниматель, особенность которого в том, что он передает сигнал с каждой струны в отдельности, который впоследствии преобразовывается в сигнал МИДИ. Вместе с тем гитара оснащается блоком управления, с которого можно регулировать баланс между гитарным и синтезаторным звуком, то есть при необходимости можно использовать такой инструмент как обычную электрогитару, как MIDI-гитара, так и комбинировать путем смешивания двух сигналов.

Классификация гитар по тональности

Теперь давайте рассмотрим, как отличаются гитары по тональности.

Существует два самых распространенных вида - это обычные гитары , диапазон тональности звука которых сравним с диапазоном тональности голоса человека. И бас гитары, которые имеют очень низкий звук. Надо заметить, что гитары обоих типов могут быть акустическими, электроакустическими, полуакустическими и электрическими.

Существуют еще тенор-гитара у которой диапазон воспроизводимых частот сравним с банджо и баритон-гитара (об этой гитаре можно подробней узнать здесь), которая за счет увеличенной мензуры (это расстояние между верхним и нижним порожком) имеет более низкий звук, чем обычная гитара. Эти гитары редко используются и не имеют такой большой популярности, как обычные или бас гитары.

Классификация гитар по особенностям игры и по конструкциям

Теперь попробуем определиться с терминами, классифицирующими гитары по особенностям игры на них и конструкции.

Классическая или испанская гитара имеет шесть струн и характерна тем, что на нее устанавливаются синтетические либо специальные стальные в синтетической обмотке струны (о струнах для классической гитары читайте в статье "струны для классической гитары"). Гриф у классической гитары широкий и прямой. Такая гитара предназначена для игры перебором пальцами и имеет мягкий не громкий звук. Корпус такой гитары не рассчитан на большое напряжение, поэтому не допускается устанавливать на нее обычные стальные струны.

Фламенко гитара - это та же классическая гитара, но адаптирована под одноименный стиль. Играют на ней специальным плектром, и для классической игры такая гитара не подходит.

Оркестровая , эстрадная или фолк гитара - это самая распространенная гитара. Она появилась тогда, когда не стало хватать громкости звука тихой классической гитары. Ее корпус рассчитан на стальные струны и способен выдерживать большие нагрузки. Играют на таких гитарах, как пальцами, так и медиатором. Модели таких гитар (в которых не применяется электроника) называют просто акустическими, что вносит немалую путаницу в терминологии. Нужно понимать в каком смысле употребляется термин акустическая - либо это синоним понятия не электрическая, либо не классическая.

Русская гитара имеет особенный строй и семь струн. Ее придумали в России примерно в восемнадцатом веке, а наиболее распространена она была в советское время, когда их выпускали в огромных количествах, тогда же такие гитары называли классическими, что в корне не верно. Сейчас эта гитара мало распространена.

Слайд-гитара , как и стил-гитара имеет большую высоту струн над грифом, а высота звука при игре плавно изменяется с помощью слайда, которым водят по струнам. Такая гитара характерна плывущим тянущимся звуком. На таких гитарах играют сидя, положив их на колени или на подставку. Если слайд-гитара похожа на обычную, то стил-гитара выглядит как гитара без корпуса с очень широким грифом.

Классификация гитар по форме и видам корпуса

Рассмотрим как называются гитары акустические и электроакустические гитары по форме и виду корпуса.

Вестерн или дредноут имеет большой тяжелый крепкий корпус. У такой гитары тембр насыщен низкими тонами, а громкость несколько выше. Такие корпуса применяются для фолк-гитар. Корпус вестерн имеет и уменьшенную версию - малый вестерн, который иногда называют фолк. Обратите внимание, что этот термин добавляет путаницы, и может быть непонятно о чем идет речь: о форме корпуса или типе гитары. У малого вестерна звук несколько тише, но они компактней и играть на них заметно удобней.

Джамбо - тоже большой массивный корпус, но в отличии от вестерна он имеет круглые формы. По звучанию Джамбо почти не отличается от вестерн и имеет отличие только во внешнем виде. Джамбо также как и вестерн имеет уменьшенную вариацию - малый джамбо, с неглубоким корпусом и тихим звуком.

Следует отметить еще один вид корпуса - овэйшн (ovation) . Его особенность заключается в том, что из дерева или фанеры сделана только верхняя дека, а обечайки и нижняя дека выполнены из пластика. Такие гитары, как правило, делают электроакустическими, поскольку звук у них тихий, а низкие частоты не выразительны.

Виды электро и полуакустических гитар

Электрогитары отличаются не только конструкцией корпуса, но и электроникой и механикой, установленной на них. Ниже приведены наиболее популярные типы электрогитар.

Telecaster (телекастер) - это популярная гитара фирмы fender, одна из пионеров серийных гитар. В стандартном исполнении телекастер простую конструкцию: два звукоснимателя типа single, переключаемых трехпозиционным переключателем, фиксированный струнодержатель, гриф изготовленный из цельного куска клена и скрепленный болтами с корпусом из ясеня или ольхи.

Stratocaster (стратокастер) был разработан фирмой Fender как более дорогая модель. По сей день является одной из самых распространенных и копируемых в мире. В стандартном варианте гитара оснащена тремя звукоснимателями, которые обеспечивали гитаристу возможность игры как ритм, так и соло парий, типа Single и машинкой тремоло “Sync. Tremolo”. Сейчас существует и модифицированная модель, называемая суперстрат.

Les Paul -это гитара фирмы Gibson. Как ясно из названия, к ее созданию приложил руку Les Paul - выдающийся музыкант и инжинер. На гитарах этой модели установлено два хамбакера с агрессивным звучания, переключаемых трехпозиционным переключателем. Верхний слой корпуса имеет выпуклую форму и выполнен из клена, основной слой изготовлен из красного дерева.

SG - это вторая электрогитара в семействе Gibson. Отличается эта гитара от Les Paul более тонким корпусом и меньшим весом. Немного была изменена форма корпуса.

Flying V - это тоже разработка фирмы Gibson, но не самая удачная. Названа так из-за формы корпуса (v-образный). Такая конструкция корпуса не удобна для игры, но зато очень эффектно выглядит. Накладку на гриф сначала изготавливали из палисандра, после гитару стали полностью делать из красного дерева. В качестве звукоснимателей использовались два хамбакера.

X-plorer - тоже не самое удачное детище Gibson-а (не в плане характеристик или качества, а в плане продаж). Как и Flying V является имиджевым инструментом. Эта гитара как правило, оснащена двумя хамбакерами, ее корпус и гриф выполнены из красного дерева, а накладка на гриф из палисандра или черного дерева.

Форма корпуса полуакустических гитар практически всегда выполнена в одном стиле арктоп (не очень глубокий корпус с выпуклой верхней декой и с узкими продолговатыми отверстиями по краям верхней деки) и напоминают увеличенный корпус скрипки. Фирмой Gibson была выпущена полуакустическая гитара с новой конструкцией корпуса: он по сути является цельным корпусом в котором вырезаны пустоты. Гитара с таким корпусом имеет лучший чистый звук в отличие от других цельно корпусных гитар, но в тоже время и превосходный дисторшн.

Акустическая гитара относится к группе струнных щипковых музыкальных инструментов. Такое название она получила за способ усиления звука без применения электричества.

В гитаре две главных детали:

  • гриф;
  • корпус.

Гриф делится на следующие составные части:

  • Головка – торцевая часть, к которой крепятся колки.
  • Колковый механизм (колки) – приспособление для фиксации и настраивания .
  • Пятка – выступ на задней стороне грифа, предназначенный для соединения с нижней декой.
  • Верхний порожек – деталь со специальными желобками, поднимающая струны над грифом.
  • Накладка грифа – элемент лицевой части грифа, на которой размещаются ладовые порожки.
  • Ладовые порожки создают между собой расстояния или лады – места, в которых струны прижимаются к накладке для постановки аккордов. Каждому из них присваивается порядковый номер, соответствующий той или иной ноте.

Корпус гитары нужен для резонирования звука.

Он состоит из четырех поверхностей:

  • Нижняя дека – задняя стенка корпуса.
  • Верхняя дека – передняя стенка с резонаторным отверстием (иначе – голосник) и бриджем – подставкой, предназначенной для держания струн.
  • Две обечайки – боковые поверхности, соединяющие между собой нижнюю и верхнюю деки.

Звук, извлекаемый из струн, поглощается резонаторным отверстием. Отражаясь от нижней деки, он усиливается, а затем выходит наружу.

Акустические гитары подразделяются на виды в зависимости от размера грифа, корпуса, а так же типа и количества струн.

Классификация выглядит следующим образом:

  • классическая;
  • дредноут;
  • джамбо:
  • фолк;
  • русская семиструнная;
  • двенадцатиструнная.

Каждый вид гитары выделяется характерными признаками:

  • Корпус классической гитары выполнен в грушевидной форме. Гриф содержит двенадцать ладов, поэтому расстояние между ними шире, чем на остальных видах гитар с четырнадцатью ладами. Этот вид предназначен для игры при помощи пальцев.
  • Дредноут отличает тяжелый прямоугольный корпус, расширенный в талии и нижней части. При этом гриф узкий по сравнению с классическим.
  • Джамбо отличается от дредноута только округленной формой корпуса.
  • Фолк-гитара формой напоминает классическую, но с уменьшенным грифом. Она считается компактной версией дредноута.

    Другое название фолк-гитары – «малый вестерн».

  • Русская семиструнная гитара похожа на классическую с одним функциональным отличием –размером грифа, подогнанным под седьмую струну.
  • За основу корпуса двенадцатиструнной гитары берутся дредноут или джамбо, но ощутимо усиленные. При этом гриф расширенный и утолщенный из-за нагрузки, которую создают двенадцать металлических струн.

  • Классическую гитару отличают мягкость, мелодичность и разнообразие тембров, поэтому она подходит для сольного, аккомпанирующего и ансамблевого исполнения, романсов и классических произведений.
  • Расширенный корпус дредноута и джамбо обеспечивает повышенную громкость, увеличенную продолжительность звучания ноты и преобладание низких частот в тембре. Они используются предпочтительно в кантри, поп, рок-музыке, блюзе.

Предназначены для аккомпанирования пению или другим музыкальным инструментам. Техника игры похожа на ту, что используется на электрогитарах.

  • Фолк-гитары звучат на порядок тише; за счет своей компактности подходят для игры в домашней обстановке.
  • Для исполнения русских романсов прошлых веков подходит русская семиструнная гитара. В настоящее время ее используют барды и цыгане, проживающие на территории России.
  • 12-струнная гитара дает сильное мелодичное звучание, создающее эффект двойного исполнения. Она предназначена для аккомпанемента, но искусные музыканты исполняют на этом виде сольные партии.

Используется в фолк-, блюз-, рок-музыке, для исполнения песен бардов.

Каждому виду гитары соответствует своя комплектация:

Струны

Типичный набор состоит из 6 струн (исключение составляют 7- и 12-струнные гитары). Поскольку классические гитары предназначены для игры пальцами, на них используются синтетические струны: нейлоновые или карбоновые.

Экспериментировать с установкой металлических не рекомендуется: в этом случае нагрузка на гриф увеличится в три раза, что вызовет поломку инструмента. Остальные акустические гитары используют металлические струны.

Гриф и корпус

Для изготовления гитары используются:

  • палисандр или красное дерево – для задней деки, обечаек;
  • ель, кедр – для верхней деки.
  • красное дерево, клен – для грифа.

Колковая механика

Предназначена для натяжения и регулировки струн, отвечает за настройку гитары. Она изготавливается из пластика или металла. Колки делятся на два вида:

  • открытые – имеют открытый механизм, что упрощает эксплуатацию и уход, но не защищает от повреждений;
  • закрытые – снаружи защищены крышкой.

Также колки делятся на пластиковые и металлические. Первый вид используется на классических гитарах, поскольку способен выдержать только синтетические струны. Второй вид применим к гитарам с металлическими струнами.

Чехол

Существует несколько разновидностей чехлов, предназначенных для защиты от определенных факторов:

  • водостойкие;
  • термостойкие;
  • механические.

По степени жесткости чехлы можно разделить на три типа:

  • жесткие;
  • полужесткие;
  • мягкие.

Небольшое приспособление, предназначенное для защипывания струн. Изготавливается из пластика. Медиатор используется на всех видах акустических инструментов с металлическими струнами.

Возможные виды:

  • стандарт – имеет форму треугольника с округлыми краями;
  • джаз – похож на форму стандарта, но один из уголков более вытянутый;
  • капля – отличается от формы стандарта одним острым углом;
  • равносторонний треугольник – каждый угол заострен;
  • акулий плавник – имеет две стороны: стандартную и ребристую;
  • надеваемые на пальцы – по внешнему виду напоминают ноготь.

Толщина медиатора варьируется от 0,38 мм до 3 мм. Для акустической гитары используются гибкие тонкие или средние медиаторы.

Подставка

Для удобства во время игры на классической гитаре под левую ногу ставится подставка. В последнее время также появляются так называемые «суппорты» - подставки, устанавливаемые на колено.

Ремень

Приспособление, предназначенное для игры в положении стоя за счет переноса веса инструмента на плечо гитариста. На корпусе каждой акустической гитары есть специальный шуруп для крепления этого аксессуара.

Чтобы привязать второй конец ремня, необходимо продеть через находящееся в нем отверстие шнурок, а потом обвязать его вокруг головки грифа. При выборе ремня следует обращать внимание на надежность и удобство, чтобы после не чувствовать его давление на плече.

Специальное устройство, внешне напоминающее зажим, которое служит для фиксации всех струн на определенном ладу для смещения строя гитары. Некоторые аккорды невозможно взять без применения этого аксессуара.

Каподастр необходимо подбирать, исходя из вида инструмента:

  • для классической гитары – с плоским грифом;
  • для шестиструнных других видов – полукруглые;
  • для 12-струнной – с сильным зажимом.

  • Для начала обучения лучше всего подходит классический вид. Синтетические струны меньше травмируют пальцы.
  • Техника игры на дредноут, джамбо и фолк-гитарах близка к электрогитарной.

Из-за того, что металлические струны требуют использования медиатора, на корпусе рядом с резонирующим отверстием расположен пикгард – пластинка каплевидной формы, служащая для защиты деки от повреждений.

Встречаются гитары с вырезом на корпусе, именуемым «катавей». Он предназначен для доступа к последним ладам инструмента.

  • Особенность русской гитары заключается в том, что седьмая струна не является добавочной, поэтому техника игры и аккорды отличаются присущих шестиструнным.
  • Струны 12-струнной гитары расположены попарно. Техника игры отличается только тем, что приходится как зажимать, так и дергать пару одновременно. Из-за этого невозможно играть перебором.

  • Главные достоинства классической гитары – небольшой вес, размер корпуса и мягкость струн. Она универсальна, поэтому на ней легче учиться основам игры.
  • У дредноута, джамбо и фолк-гитары преимуществом выступают громкость, присутствие металлических ноток в звуке,настройка расположения грифа при помощи анкерного ключа.
  • Преимуществ семиструнной гитары перед шестиструнными не так много: легкость извлечения простых аккордов, возможность играть в большем количестве тональностей, не используя прием «барре».
  • 12-струнная отличается объемным,широким и мелодичным звуком. Появляется ощущение добавления скрипки. Она гармонично звучит при аккомпанировании пению, поскольку дает сильную основу для звучания голоса.

  • Главный минус классической гитары – недостаточная громкость звука. Для увеличения слышимости на сцене используется микрофоны. Нейлоновые струны гораздо сложнее настроить, чем металлические.
  • Дредноут и джамбо больше по размеру и тяжелее классического вида. На этих видах и фолк-гитаре применяются металлические струны, которые на первых порах использования приносят дискомфорт пальцам. На них невозможно играть перебором.
  • Семиструнная русская гитара не распространена в современное время, поскольку основная часть музыкальных произведений написана для шестиструнных инструментов.
  • 12-струнная гитара отличается дороговизной и громоздкостью. За счет обширного комплекта струн она изнашивается быстрее шестиструнных видов, к тому же на ней невозможно выполнять некоторые техники игры.

Как выбрать акустическую гитару

При покупке акустической гитары в первую очередь обратите внимание на следующие характеристики:

  • Тип используемых струн. Перед покупкой определитесь, на каких струнах будете играть. На гитару, рассчитанную на нейлоновые, ни в коем случае нельзя устанавливать металлические, и наоборот. Пренебрежение этим правилом приведет к порче инструмента.
  • Внешний вид изделия.

Тщательно проверьте будущую покупку на присутствие сколов, царапин, отслоений материала, выпуклостей, вмятин и прочих повреждений. Покрутите колки, чтобы исключить скрипение.

Если гриф не содержит анкерный ключ, проверьте, чтобы расстояние между струнами и двенадцатым ладом было относительно 4 миллиметра. Если же он регулируется, то убедитесь, что гитара выполнена из качественного материала специальных пород.

В ином случае гриф со временем расшатается. Обратите внимание на толщину нижней деки – от нее зависит громкость и глубина звука.

  • Цена. Не стоит покупать слишком дешевый или дорогой инструмент. Первый вариант может основательно испортить впечатление от покупки. Плюсы приобретения дорогого инструмента новичок попросту не прочувствует. Ориентируйтесь на среднюю стоимость.
  • Производитель. Лучше отдавать предпочтение известным и зарекомендовавшим себя на рынке музыкальных инструментов брендам.

Необходимые условия для долговременного использования гитары – своевременная замена изношенных деталей, настройка, периодическая чистка, соблюдение правил хранения.

Вне зависимости от материала струны изнашиваются за непродолжительный промежуток времени и требуют регулярной замены. Если вы не умеете самостоятельно настраивать гитару, обратитесь в специализированный сервисный центр.

Эксплуатация струн может длиться от трех недель до двух месяцев в зависимости от частоты и интенсивности игры. Впервые заменить струны рекомендуется сразу после покупки инструмента.

Для сохранения качества звучания и презентабельного внешнего вида гитары необходима регулярная чистка струн, ладов, бриджа, порожков от пота, жира и пыли.

В частой полировке недавно приобретенного инструмента нет необходимости – достаточно протирать корпус и гриф салфеткой, предназначенной для удаления жирных пятен.

При небольших повреждениях воспользуйтесь средствами, предназначенными для ухода за лакированными деревянными изделиями.

Чтобы избежать преждевременного повреждения инструмента, соблюдайте следующие меры предосторожности:

  • Температура помещения должна быть не ниже+10, но не выше +25 градусов по Цельсию с относительной влажностью воздуха в пределах 50-60%, при этом избегайте резких перепадов в температуре и влажности.
  • Во время отопительного периода поддерживайте нормальную влажность воздуха.
  • Для места хранения выберите участок, удаленный от окон, дверей, систем отопления и защищенный от прямого попадания солнечных лучей.

  • Хранить инструмент желательно в чехле, но в летний сезон требуется держать футляр приоткрытым, чтобы обеспечить вентиляцию воздуха.
  • Переносите гитару только в чехле, обеспечивающем защиту от перепадов температур и механических повреждений.
  • В зимнее время не рекомендуется использовать гитару сразу после попадания из холода в теплое помещение. Сначала выждите около получаса, а затем протрите ее сухой тряпкой.
  • Перед каждым использованием инструмента желательно мыть и вытирать досуха руки.

При транспортировке соблюдайте следующие правила:

  • Используйте жесткий чехол.
  • Не перевозите в багажнике – только в салоне.
  • При длительной поездке ослабьте струны.

  • На акустические гитары устанавливается гарантия, которая действует от двух недель до двух-трех лет в зависимости от производителя.
  • Для получения бесплатного ремонта или замены приобретенного инструмента обратитесь по месту покупки.
  • К гарантийному случаю относится только заводской брак.
  • Обслуживание и ремонт бракованного изделия производят специализированные сервисные центры.

Гарантия не предоставляется на детали, которые изнашиваются естественным образом вследствие использования инструмента. К ним относятся струны и колки.

Гарантийным случаем не считается потеря внешнего вида или функциональности инструмента вследствие:

  • пренебрежения правилами эксплуатации;
  • попадания внутрь корпуса посторонних предметов;
  • механических, термических или иных повреждений, полученных в результате недобросовестного обращения;
  • несоблюдения правил транспортировки;
  • использования нестандартных запчастей или комплектующих;
  • нарушения мер предосторожности, связанных с хранением инструмента.

Струны – подверженные скорому износу детали. Поэтому желательно как можно раньше освоить процедуру их замены.

Этап удаления металлических струн выглядит так:

  • начинайте с шестой струны – она толще остальных;
  • перед началом желательно расположить гитару на горизонтальной поверхности для удобства;
  • путем вращения ослабьте колок до свободного провисания струны;
  • размотайте струну с колка и выньте конец из отверстия;
  • аккуратно выньте фиксатор из струнодержателя – для этого лучше использовать специальный инструмент;
  • теперь освободите второй кончик струны из открывшегося отверстия;
  • удаляйте каждую струну поочередно.

После удаления старых струн протрите открывшийся участок чистой тряпкой.

Пора переходить к установке:

  • начните с шестой струны;
  • конец струны с маленьким шариком вставьте в отверстие фиксатора на 3-4 сантиметра, одновременно вдавливая фиксатор;
  • как только шарик встанет на место, установите фиксатор до конца;
  • острый конец струны вставьте в жерло колка, намотайте вокруг стержня, поворачивая колок против часовой стрелки (как остальные две толстые струны; при наматывании тонких струн колки крутятся по часовой стрелке);
  • после настройки струн обрежьте кончик струны кусачками или специальными ножницами.

Процедура замены нейлоновых струн происходит следующим образом:

  • вращайте колок в нужную сторону, пока не появится возможность вытащить кончик струны из отверстия;
  • распутав узел петли на бридже, удалите другой кончик струны;
  • протрите открывшиеся участки от пыли;
  • далее проденьте конец струны в отверстие бриджа на десять или двенадцать сантиметров;
  • заведите кончик за больший отрезок струны, сделайте петлю;
  • основную часть струны прижмите к плоскости корпуса, а затем сильно потяните;
  • второй кончик струны просуньте в отверстие колка, слегка оберните вокруг оси, проденьте через основную часть струны;
  • вращением колка натяните струну.

Замена колков – сложная процедура, которую не рекомендуется выполнять самостоятельно. Желательно обратиться за помощью в специализированный сервис.

На грифе и корпусе могут образоваться трещины. В этом случае также стоит обратиться к мастеру. В домашних условиях устраняйте только поверхностные трещины:

  • залейте в открывшееся отверстие эпоксидную смолу;
  • сожмите гриф по бокам при помощи струбцины, чтобы трещина сошлась;
  • выждите 5-10 минут;
  • оставьте на сутки в сухом темном месте.

Производители

Корейский бренд известен надежностью и качеством звука. Главная особенность акустических инструментов – устойчивость к низким температурам и относительной влажности воздуха 10-20%.

Компания специализируется на выпуске акустических, электроакустичеких, электрических гитар, комплектующих и аксессуаров. С 1 декабря 2015 года для всех видов инструментов Crafter предоставляется срок расширенной гарантии – 3 года.

Испанская компания, выпускающая акустические и электроакустические инструменты. Бренд предлагает гитары с уменьшенным корпусом, предназначенные для детей. На каждый инструмент установлен гарантийный срок.

Торговая марка, принадлежащая компании Gibson, специализируется на акустических гитарах, электрогитарах, комплектующих и аксессуарах к ним. Большинство созданных под этим брендом инструментов в среде музыкантов считаются классикой.

Производитель гарантирует обмен или возврат средств до истечения срока гарантии.

Американская компания выпускает акустические, электрогитары, аксессуары и музыкальное оборудование. Товары совмещают качество звучания и доступные цены. Производитель предоставляет гарантию сроком на три месяца.

Компания выпускает бюджетные гитары, доступные широкому кругу пользователей. Акустические виды подойдут для начинающих музыкантов, поскольку эти инструменты специально создаются для обучающей игры.

Выпускаемые модели представляют собой удачные копии известных брендов.

Инструменты любительского уровня. Качеством и доступностью по цене они конкурируют с дорогостоящими брендами. Специализируется производитель на создании гитар бюджетного уровня, которые сочетают стабильность, качество с низкой ценой.

На гитары Martinez предоставляется годовая гарантия.

Американская компания производит гитары высокого класса, а также бюджетные модели. Производитель предоставляет гарантийное обслуживание купленных инструментов сроком на один год.

Японский производитель музыкальных инструментов и звукового оборудования. На счету компании огромное количество нововведений. Выбор гитар широкий – от предназначенных для обучения до профессиональных.

На акустические инструменты предоставляется гарантия сроком до двух лет.


Гитара, привычная многим, с грифом и кузовом, обрамленным деками, считается классической, ее форма одна из самых старых. Классическая гитара – инструмент акустический, звук которого усиливается лишь деревянным корпусом. Поэтому и играют на ней обычно без усилителей и микрофона, лишь в шумной атмосфере или больших помещениях может использоваться простой микрофон. Классическая гитара может быть шестиструнной, а может иметь и семь струн.

Акустическая

Наряду с классической в кругу гитаристов широко распространена . Она несколько отличается размерами, а также материалом, из которого изготавливается. Используются такие гитары чаще для исполнения композиций в стиле фолк, кантри, блюз. Объясняется это тем, что в них применяются стальные струны, что позволяет мелодиям звучать громче и звонче.


В привычном современном виде гитара существует только со второй половины 18 века. До этого же в каких только формах и видах она не представала, часть из них сохранили культуры малых народов.

Электрогитара

Приход новой музыкальной эры был ознаменован рождением . Собственно от гитары в классическом понимании в электрической модели осталось совсем мало чего. Корпус ее цельный, резонатора нет вовсе, она не может звучать без усилителя, а потому звук ее воспроизводится только через специальную аппаратуру, обрабатываясь и дополняясь различными эффектами. Поэтому у каждого музыканта, играющего одно и то же произведение, получается свое индивидуально-авторское звучание.

Сколько струн на и вовсе решает гитарист, может быть 6, а может и 12, струны могут дублироваться для достижения глубины и вариативности звука.

Джаз-гитара

Выделение этого вида гитары в самостоятельный многим кажется сомнительным, ведь по сути джаз-гитара представляет собой симбиоз гитары акустической и электрогитары. Модель имеет внешнее сходство с виолончелью или даже контрабасом, ведь у нее по бокам аналогичные названным музыкальным инструментам f-образные вырезы.

Бас-гитара

Разновидность электрогитары – бас-гитара. Отличается толстыми струнами, формирующими низкочастотный музыкальный фон. Этот вид инструмента не играет самостоятельно, такая гитара призвана оттенять и дополнять другие инструменты, а потому используется только в ансамблях.


Впрочем, считать, что бас-гитара только вспомогательный инструмент в корне неверно, хороший басист - на вес золота, ведь он задает настроение композиции и настраивает остальных исполнителей.

Дополнительная образовательная программа «Аккорд»

Какие существуют виды гитар?

Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:

По способу усиления звука:

  • Акустическая гитара - гитара, звучащая с помошью корпуса, изготовленого в виде акустического резонатора.
  • Электрическая гитара - гитара звучащая посредством электронного усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем.
  • Полуакустическая гитара - комбинация акустической и электричесой гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены звукосниматели.
  • Электроакустическая гитара - акустическая гитара, в которое установлено электронное устройство для усиленного воспроизведения звука.
  • Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) - разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
  • Синтезаторная гитара (MIDI гитара) - гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По конструкции корпуса:

  • Классическая гитара
  • Фолк-гитара
  • Флэттоп - фолк-гитара с плоской верхней декой.
  • Арктоп - акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположеными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson.
  • Дредноут - фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонент в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой «Мартин».

По диапазону:

  • Обычная гитара - диапазон обычной гитары приблизительно совпадает с диапазоном человеческого голоса.
  • Бас-гитара - гитара с низким диапазоном звучания, как правило на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер» в 50-х годах XX века.
  • Тенор-гитара - четырехструнная гитара с укороченой мензурой, диапазоном и строем банджо.
  • Баритон-гитара - гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.

По наличию ладов:

  • Обычная гитара - гитара имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.
  • Безладовая гитара - гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.
  • Слайдовая гитара - гитара предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре длина струны плавно изменяется с помощью специального приспособления - слайда.

По стране (месту) происхождения:


  • Русская гитара - акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII - XIX веках.
  • Гавайская гитара - слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть с корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.

По жанру музыки:

  • Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
  • Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
  • Фламенко-гитара - классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.
  • Джазовая гитара (оркестровая гитара) - устоявшееся название для арктопов фирмы «Гибсон» и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х - 30-х годов XX века.

По роли в исполняемом произведении:

  • Соло-гитара - гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.
  • Ритм-гитара - гитара, предназначенная для исполнения ритмичеких партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.

По числу струн:

  • Четырехструнная гитара (4-х струнная гитара) - гитара, имеющая четыре струны. В подавляющем большинстве случаев четырехструнные гитары - это бас-гитары, либо теноровые гитары.
  • Шестиструнная гитара (6-ти струнная гитара) - гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространенная разновидность гитар.
  • Семиструнная гитара (7-ми струнная гитара) - гитара, имеющая семь одиночных струн. Применяется при исполнении русских романсов.
  • Двенадцатиструнная гитара (12-ти струнная гитара) - ритм-гитара с 6-ю сдвоенными струнами.
  • Прочие - существуют также менее распространенные промежуточные и гибридные формы гитар. Примерами могут является 9-ти струнная гитара, с тремя одиночными и тремя сдвоенными струнами (применяет известный блюзовый гитарист российского происхождения Юрий Наумов), или 12-ти струнная бас-гитара, с четырьмя строенными струнами, или 18-ти струнная гитара с двумя грифами, на 12 и 6 струн (применял гитарист группы «Лед Зеппелин» Джимми Пейдж) и т. д.

Прочее:

  • Гитара Добро - резонаторная гитара, изобретенная в 1928 году братьями Допера. В настоящее время «Гитара Добро» является торговой маркой принадлежащей фирме Гибсон.
  • Укулеле - миниатюрная четырехструнная версия гитары, изобретенная в конце XIX века на Гавайских островах.
  • Тэппинговая гитара (тэп-гитара) - гитара, предназначеная для игры способом звукоизвлечения тэппинг.
  • Гитара Уорра - электрическая тэппинговая гитара, имеет корпус аналогичный обычной электрической гитаре, допускает также и другие способы звукоизвлечения. Существуют варианты с 8, 12 или 14 струнами. Не имеет стандартной настройки.
  • Стик Чапмена - электрическая тэппинговая гитара. Не имеет корпуса, допускает игру с двух концов. Имеет 10 или 12 струн. Теоретически возможно одновременное извлечение до 10 нот (1 палец - 1 нота).

Гитары бывают очень разные. Однако их великое разнообразие можно свести к нескольким основным типам и группам. А заодно упорядочить терминологию, ибо ряд названий используется не вполне точно, а иногда и вовсе неправильно.

Для начала, гитары не бывают "электрическими". Электрогитара - это отдельный инструмент, со своей историей и правилами. Они не имеют "живого" звука и предполагают подключение к усилителю или комбику. Гитара, напротив, самодостаточна, и играет без всяких дополнительных предметов.

Все НЕэлектро гитары разделяются на две неравные группы: классические гитары под синтетику и собственно акустика с металлическими струнами.

Классическая гитара

Классическая гитара пришла из Испании, поэтому иначе называется "испанской". Это небольшой инструмент с характерным "классическим" корпусом, широким (52мм) и плоским грифом и синтетическими струнами. Устройство классических гитар такое, что они успешно звучат под синтетическими струнами, но металлические струны им противопоказаны в принципе (нагрузка от метал.струн почти втрое больше, чем от синтетики). У них легкие корпуса, гриф почти всегда без анкера, головка грифа имеет характерные "просветы", а валы колков увеличенного диаметра. Подставка так же весьма характерная, струны привязываются за нее несложным узлом-петлей.

В музыкальных школах обычно изучают именно классическую гитару. На такой гитаре проще начинать учиться - синтетика меньше режет пальцы ученика. И расстояние между струнами большое (из-за ширины грифа). Синтетические струны имеют глуховатый тембр, для усиления яркости желательно отращивать ногти на правой руке. Медиатором на таких гитарах не играют. Не очень подходят они для рок-музыки. Существует много известных испанских брендов: Alhambra, Almansa, Alcora, Sanchez, Rodriguez... В России давно знают чешские гитары Strunal (Cremona). Есть много дешевых китайских марок - Martinez, Madeira, Hohner, - несмотря на происхождение, эти гитары пригодны для начального обучения. Классические гитары очень "зарегулированы". Т.е. основные размеры и конструкция инструментов этого типа очень похожи у всех производителей. "Целые" (размером 4/4) гитары имеют мензуру 650мм. Для детей до 8 лет применяют гитары 1/2. До 12 лет - 3/4. Размер инструмента надо обязательно оговорить с преподавателем. Для классических гитар очень важны материалы корпуса. Отличия между звучанием гитары с цельной декой (Solid Top) и гитарой с декой из ламината легко заметит даже малопосвященный человек. Палисандровые обечайки и дно добавляют объем. Гриф из красного дерева с внутренней врезкой (вместо анкера) будет жить долго и успешно противостоять короблению. Корпус классической гитары очень хрупкий и напряженный, но прочный - как скорлупа яйца, которое, как известно, невозможно раздавить в кулаке...

Отдельно следует упомянуть о гитарах фламенко . Это тоже испанские гитары , но предназначенные для игры в определенном стиле - фламенко. Обечайки и дно у них из кипариса или клена. Дека из ели, причем очень тонкая. Они имеют резкий, громкий звук, бедный низкими частотами. Играют на них специальным плектром или "когтями". Для обычной классической игры они не очень подходят.

Акустическая гитара

Акустические (или "эстрадные") гитары - большое семейство непохожих инструментов, объединенных разве что типом струн. Наглядней всего различать их по корпусам.

Дредноут (вестерн-дредноут). Это большая массивная гитара, корпус у нее тяжелый, с широкой талией и расширенным низом.

Гриф узкий, выпуклый, с анкерным стержнем. Головка грифа почти всегда небольшая, "лопатой", колки расположены с внутренней стороны. Подставка плоская, струны крепятся "кнопками". Струны жесткие, не тоньше 011, иногда даже 012-013. На дредноутах играют обычно медиатором. Техника игры может быть близка к электрогитарной. Этот тип гитары получил известность благодаря американским фирмам MARTIN и TAYLOR. Он был создан для аккомпанемента в джазовых и фолковых группах. Усилителей тогда еще не было, и придумали громкую гитару для сцены. Несмотря на громоздкость и жесткость, дредноуты сейчас очень распространены. Их с успехом делают в Азии, в том числе по лицензии известных фирм. Нагрузка от жестких струн очень велика, поэтому главное требование к материалам и конструкции - прочность и надежность. Такими струнами можно раскачать и посылочный ящик. Для любительских целей нет необходимости искать вестерн непременно с массивной декой. Во многих случаях гитары с ламинатом звучат сравнимо. А вот хорошая живучесть и гарантия - пригодятся.

Суперджамбо. Это так же большая и массивная гитара. Но корпус у нее имеет более округлые формы. И сама гитара не напоминает штангиста или борца сумо. Хотя реально самые крупные гитары как раз джамбо (jumbo - огромный).

Как и дредноуты, джамбо сделаны под жесткие струны и под медиатор. По звуку они даже громче иногда. Но вообще отличия между этими типами скорее стилистические.

На самом деле, фолк-гитарой Martin называл обычные вестерны-дредноуты. Но сейчас фолком принято называть "малые вестерны". Это гитары с небольшим корпусом, похожим на классический, но с узким вестерновым грифом.

Т.е. это небольшие гитары под металлические струны толщиной 010-011. Звучат они заметно тише вестерна, но компактнее и играть на них легче. Поэтому для домашних целей такие гитары очень удобны. В остальном конструкция гитары похожа на дредноут. Гриф обязательно с анкером. Подставка иногда похожа на классическую. Но пружины под декой имеют совсем неклассическое устройство. А гитара весьма прочная.

Гранд аудиториум. Это довольно распространенный тип иногда называют просто джамбо . Эти гитары похожи обводами на суперджамбо, но существенно меньше по размерам. Однако же крупнее компактного фолка . Отсюда их универсальность - они достаточно громко играют живьем, однако менее брутальны, чем дредноут и суперджамбо.

Русские гитары .

Русские гитары - 7-струнные. Причем не в том смысле, как бывают 7-струнные электрогитары у западных музыкантов (с добавочной струной СИ). У них другой строй, от РЕ (не по квартам). Поэтому аккорды и приемы игры на 7-струнках не похожи на обычные для 6-струнщиков. Этот строй редко используют в современной музыке. Но еще 50 лет назад в России большинство гитар были 7-струнки. Некоторые барды играют в нем до сих пор (Никитин, Розенбаум). Есть любители такого строя и среди молодежи.

7-струнка похожа на классические гитары, но гриф немного Уже. Корпус менее глубокий. И вообще, гитара небольшая, особенно "цыганочки". Головка грифа с просветами, как на классике. Гриф часто с креплением на винте. Под декой очень простая схема пружин Шерцера.

Ovation. Так называют акустические гитары с НЕдеревянным корпусом. Деревянная (или ламинированная) у них только дека. А обечайки и дно формуются из синтетического материала - углепластика, эпоксидки, полиэфирной смолы, АБС.

Такие гитары придумал американский инженер Каман в середине 20 века. По имени его бренда Ovation называют и сам тип таких гитар. Каман был большой технократ и затейник. Поэтому фактически изобрел новый муз.инструмент. Овейшны по ряду критериев превосходят традиционные гитары. Но живой звук у них все же негромкий. Поэтому чаще их используют как электроакустику - они являются отличным источником сигнала для пьезодатчика. Настоящие Ovation из Америки страшно дороги. Дешевле их корейский филиал - Applause. Есть так же дешевые китайские аналоги - Martinez, Crusader, Adams.

12-струнные гитары. Такие гитары делают на базе усиленных корпусов вестерн и джамбо, иногда ovation. Гриф у них шире. Сама гитара очень массивная и шумная. Приемы игры напоминают обычную 6-струнку, но есть и свои особенности.

Прочность конструкции для 12-струнок - главный критерий. Ибо нагрузка от 12 металлических струн огромная. Попасть в ремонт 12-струнка может независимо от стоимости. Но дешевая погибнет совсем быстро. 12-струнные модели есть в линейках большинства брендов.

Электроакустические гитары. Строго говоря, любая акустическая гитара может быть превращена в электроакустику. Для этого на нее устанавливается специальное оборудование. Некоторые (с виду акустические) инструменты для живого звучания приспособлены мало. Обычно это фолки и Ovation с неглубоким корпусом. Живой звук у них совсем тихий и лишен низких частот. Но при подключении акустика хорошая и полная.

В линейках большинства производителей есть гитары с электрооборудованием. Часто они сделаны с вырезом под руку (катавей). Это оправданно, поскольку катавей ослабляет живой звук гитары, но на электрический не воздействует. А играть с ним удобнее. Следует иметь в виду, что дешевое оборудование и качество звука даст соответствующее. Поэтому во многих случаях разумнее поставить оборудование после покупки акустики.

Загрузка...
Top