Виды акустических гитар. Основные виды гитар Какие виды гитар бывают

Акустическая гитара относится к группе струнных щипковых музыкальных инструментов. Такое название она получила за способ усиления звука без применения электричества.

В гитаре две главных детали:

  • гриф;
  • корпус.

Гриф делится на следующие составные части:

  • Головка – торцевая часть, к которой крепятся колки.
  • Колковый механизм (колки) – приспособление для фиксации и настраивания .
  • Пятка – выступ на задней стороне грифа, предназначенный для соединения с нижней декой.
  • Верхний порожек – деталь со специальными желобками, поднимающая струны над грифом.
  • Накладка грифа – элемент лицевой части грифа, на которой размещаются ладовые порожки.
  • Ладовые порожки создают между собой расстояния или лады – места, в которых струны прижимаются к накладке для постановки аккордов. Каждому из них присваивается порядковый номер, соответствующий той или иной ноте.

Корпус гитары нужен для резонирования звука.

Он состоит из четырех поверхностей:

  • Нижняя дека – задняя стенка корпуса.
  • Верхняя дека – передняя стенка с резонаторным отверстием (иначе – голосник) и бриджем – подставкой, предназначенной для держания струн.
  • Две обечайки – боковые поверхности, соединяющие между собой нижнюю и верхнюю деки.

Звук, извлекаемый из струн, поглощается резонаторным отверстием. Отражаясь от нижней деки, он усиливается, а затем выходит наружу.

Акустические гитары подразделяются на виды в зависимости от размера грифа, корпуса, а так же типа и количества струн.

Классификация выглядит следующим образом:

  • классическая;
  • дредноут;
  • джамбо:
  • фолк;
  • русская семиструнная;
  • двенадцатиструнная.

Каждый вид гитары выделяется характерными признаками:

  • Корпус классической гитары выполнен в грушевидной форме. Гриф содержит двенадцать ладов, поэтому расстояние между ними шире, чем на остальных видах гитар с четырнадцатью ладами. Этот вид предназначен для игры при помощи пальцев.
  • Дредноут отличает тяжелый прямоугольный корпус, расширенный в талии и нижней части. При этом гриф узкий по сравнению с классическим.
  • Джамбо отличается от дредноута только округленной формой корпуса.
  • Фолк-гитара формой напоминает классическую, но с уменьшенным грифом. Она считается компактной версией дредноута.

    Другое название фолк-гитары – «малый вестерн».

  • Русская семиструнная гитара похожа на классическую с одним функциональным отличием –размером грифа, подогнанным под седьмую струну.
  • За основу корпуса двенадцатиструнной гитары берутся дредноут или джамбо, но ощутимо усиленные. При этом гриф расширенный и утолщенный из-за нагрузки, которую создают двенадцать металлических струн.

  • Классическую гитару отличают мягкость, мелодичность и разнообразие тембров, поэтому она подходит для сольного, аккомпанирующего и ансамблевого исполнения, романсов и классических произведений.
  • Расширенный корпус дредноута и джамбо обеспечивает повышенную громкость, увеличенную продолжительность звучания ноты и преобладание низких частот в тембре. Они используются предпочтительно в кантри, поп, рок-музыке, блюзе.

Предназначены для аккомпанирования пению или другим музыкальным инструментам. Техника игры похожа на ту, что используется на электрогитарах.

  • Фолк-гитары звучат на порядок тише; за счет своей компактности подходят для игры в домашней обстановке.
  • Для исполнения русских романсов прошлых веков подходит русская семиструнная гитара. В настоящее время ее используют барды и цыгане, проживающие на территории России.
  • 12-струнная гитара дает сильное мелодичное звучание, создающее эффект двойного исполнения. Она предназначена для аккомпанемента, но искусные музыканты исполняют на этом виде сольные партии.

Используется в фолк-, блюз-, рок-музыке, для исполнения песен бардов.

Каждому виду гитары соответствует своя комплектация:

Струны

Типичный набор состоит из 6 струн (исключение составляют 7- и 12-струнные гитары). Поскольку классические гитары предназначены для игры пальцами, на них используются синтетические струны: нейлоновые или карбоновые.

Экспериментировать с установкой металлических не рекомендуется: в этом случае нагрузка на гриф увеличится в три раза, что вызовет поломку инструмента. Остальные акустические гитары используют металлические струны.

Гриф и корпус

Для изготовления гитары используются:

  • палисандр или красное дерево – для задней деки, обечаек;
  • ель, кедр – для верхней деки.
  • красное дерево, клен – для грифа.

Колковая механика

Предназначена для натяжения и регулировки струн, отвечает за настройку гитары. Она изготавливается из пластика или металла. Колки делятся на два вида:

  • открытые – имеют открытый механизм, что упрощает эксплуатацию и уход, но не защищает от повреждений;
  • закрытые – снаружи защищены крышкой.

Также колки делятся на пластиковые и металлические. Первый вид используется на классических гитарах, поскольку способен выдержать только синтетические струны. Второй вид применим к гитарам с металлическими струнами.

Чехол

Существует несколько разновидностей чехлов, предназначенных для защиты от определенных факторов:

  • водостойкие;
  • термостойкие;
  • механические.

По степени жесткости чехлы можно разделить на три типа:

  • жесткие;
  • полужесткие;
  • мягкие.

Небольшое приспособление, предназначенное для защипывания струн. Изготавливается из пластика. Медиатор используется на всех видах акустических инструментов с металлическими струнами.

Возможные виды:

  • стандарт – имеет форму треугольника с округлыми краями;
  • джаз – похож на форму стандарта, но один из уголков более вытянутый;
  • капля – отличается от формы стандарта одним острым углом;
  • равносторонний треугольник – каждый угол заострен;
  • акулий плавник – имеет две стороны: стандартную и ребристую;
  • надеваемые на пальцы – по внешнему виду напоминают ноготь.

Толщина медиатора варьируется от 0,38 мм до 3 мм. Для акустической гитары используются гибкие тонкие или средние медиаторы.

Подставка

Для удобства во время игры на классической гитаре под левую ногу ставится подставка. В последнее время также появляются так называемые «суппорты» - подставки, устанавливаемые на колено.

Ремень

Приспособление, предназначенное для игры в положении стоя за счет переноса веса инструмента на плечо гитариста. На корпусе каждой акустической гитары есть специальный шуруп для крепления этого аксессуара.

Чтобы привязать второй конец ремня, необходимо продеть через находящееся в нем отверстие шнурок, а потом обвязать его вокруг головки грифа. При выборе ремня следует обращать внимание на надежность и удобство, чтобы после не чувствовать его давление на плече.

Специальное устройство, внешне напоминающее зажим, которое служит для фиксации всех струн на определенном ладу для смещения строя гитары. Некоторые аккорды невозможно взять без применения этого аксессуара.

Каподастр необходимо подбирать, исходя из вида инструмента:

  • для классической гитары – с плоским грифом;
  • для шестиструнных других видов – полукруглые;
  • для 12-струнной – с сильным зажимом.

  • Для начала обучения лучше всего подходит классический вид. Синтетические струны меньше травмируют пальцы.
  • Техника игры на дредноут, джамбо и фолк-гитарах близка к электрогитарной.

Из-за того, что металлические струны требуют использования медиатора, на корпусе рядом с резонирующим отверстием расположен пикгард – пластинка каплевидной формы, служащая для защиты деки от повреждений.

Встречаются гитары с вырезом на корпусе, именуемым «катавей». Он предназначен для доступа к последним ладам инструмента.

  • Особенность русской гитары заключается в том, что седьмая струна не является добавочной, поэтому техника игры и аккорды отличаются присущих шестиструнным.
  • Струны 12-струнной гитары расположены попарно. Техника игры отличается только тем, что приходится как зажимать, так и дергать пару одновременно. Из-за этого невозможно играть перебором.

  • Главные достоинства классической гитары – небольшой вес, размер корпуса и мягкость струн. Она универсальна, поэтому на ней легче учиться основам игры.
  • У дредноута, джамбо и фолк-гитары преимуществом выступают громкость, присутствие металлических ноток в звуке,настройка расположения грифа при помощи анкерного ключа.
  • Преимуществ семиструнной гитары перед шестиструнными не так много: легкость извлечения простых аккордов, возможность играть в большем количестве тональностей, не используя прием «барре».
  • 12-струнная отличается объемным,широким и мелодичным звуком. Появляется ощущение добавления скрипки. Она гармонично звучит при аккомпанировании пению, поскольку дает сильную основу для звучания голоса.

  • Главный минус классической гитары – недостаточная громкость звука. Для увеличения слышимости на сцене используется микрофоны. Нейлоновые струны гораздо сложнее настроить, чем металлические.
  • Дредноут и джамбо больше по размеру и тяжелее классического вида. На этих видах и фолк-гитаре применяются металлические струны, которые на первых порах использования приносят дискомфорт пальцам. На них невозможно играть перебором.
  • Семиструнная русская гитара не распространена в современное время, поскольку основная часть музыкальных произведений написана для шестиструнных инструментов.
  • 12-струнная гитара отличается дороговизной и громоздкостью. За счет обширного комплекта струн она изнашивается быстрее шестиструнных видов, к тому же на ней невозможно выполнять некоторые техники игры.

Как выбрать акустическую гитару

При покупке акустической гитары в первую очередь обратите внимание на следующие характеристики:

  • Тип используемых струн. Перед покупкой определитесь, на каких струнах будете играть. На гитару, рассчитанную на нейлоновые, ни в коем случае нельзя устанавливать металлические, и наоборот. Пренебрежение этим правилом приведет к порче инструмента.
  • Внешний вид изделия.

Тщательно проверьте будущую покупку на присутствие сколов, царапин, отслоений материала, выпуклостей, вмятин и прочих повреждений. Покрутите колки, чтобы исключить скрипение.

Если гриф не содержит анкерный ключ, проверьте, чтобы расстояние между струнами и двенадцатым ладом было относительно 4 миллиметра. Если же он регулируется, то убедитесь, что гитара выполнена из качественного материала специальных пород.

В ином случае гриф со временем расшатается. Обратите внимание на толщину нижней деки – от нее зависит громкость и глубина звука.

  • Цена. Не стоит покупать слишком дешевый или дорогой инструмент. Первый вариант может основательно испортить впечатление от покупки. Плюсы приобретения дорогого инструмента новичок попросту не прочувствует. Ориентируйтесь на среднюю стоимость.
  • Производитель. Лучше отдавать предпочтение известным и зарекомендовавшим себя на рынке музыкальных инструментов брендам.

Необходимые условия для долговременного использования гитары – своевременная замена изношенных деталей, настройка, периодическая чистка, соблюдение правил хранения.

Вне зависимости от материала струны изнашиваются за непродолжительный промежуток времени и требуют регулярной замены. Если вы не умеете самостоятельно настраивать гитару, обратитесь в специализированный сервисный центр.

Эксплуатация струн может длиться от трех недель до двух месяцев в зависимости от частоты и интенсивности игры. Впервые заменить струны рекомендуется сразу после покупки инструмента.

Для сохранения качества звучания и презентабельного внешнего вида гитары необходима регулярная чистка струн, ладов, бриджа, порожков от пота, жира и пыли.

В частой полировке недавно приобретенного инструмента нет необходимости – достаточно протирать корпус и гриф салфеткой, предназначенной для удаления жирных пятен.

При небольших повреждениях воспользуйтесь средствами, предназначенными для ухода за лакированными деревянными изделиями.

Чтобы избежать преждевременного повреждения инструмента, соблюдайте следующие меры предосторожности:

  • Температура помещения должна быть не ниже+10, но не выше +25 градусов по Цельсию с относительной влажностью воздуха в пределах 50-60%, при этом избегайте резких перепадов в температуре и влажности.
  • Во время отопительного периода поддерживайте нормальную влажность воздуха.
  • Для места хранения выберите участок, удаленный от окон, дверей, систем отопления и защищенный от прямого попадания солнечных лучей.

  • Хранить инструмент желательно в чехле, но в летний сезон требуется держать футляр приоткрытым, чтобы обеспечить вентиляцию воздуха.
  • Переносите гитару только в чехле, обеспечивающем защиту от перепадов температур и механических повреждений.
  • В зимнее время не рекомендуется использовать гитару сразу после попадания из холода в теплое помещение. Сначала выждите около получаса, а затем протрите ее сухой тряпкой.
  • Перед каждым использованием инструмента желательно мыть и вытирать досуха руки.

При транспортировке соблюдайте следующие правила:

  • Используйте жесткий чехол.
  • Не перевозите в багажнике – только в салоне.
  • При длительной поездке ослабьте струны.

  • На акустические гитары устанавливается гарантия, которая действует от двух недель до двух-трех лет в зависимости от производителя.
  • Для получения бесплатного ремонта или замены приобретенного инструмента обратитесь по месту покупки.
  • К гарантийному случаю относится только заводской брак.
  • Обслуживание и ремонт бракованного изделия производят специализированные сервисные центры.

Гарантия не предоставляется на детали, которые изнашиваются естественным образом вследствие использования инструмента. К ним относятся струны и колки.

Гарантийным случаем не считается потеря внешнего вида или функциональности инструмента вследствие:

  • пренебрежения правилами эксплуатации;
  • попадания внутрь корпуса посторонних предметов;
  • механических, термических или иных повреждений, полученных в результате недобросовестного обращения;
  • несоблюдения правил транспортировки;
  • использования нестандартных запчастей или комплектующих;
  • нарушения мер предосторожности, связанных с хранением инструмента.

Струны – подверженные скорому износу детали. Поэтому желательно как можно раньше освоить процедуру их замены.

Этап удаления металлических струн выглядит так:

  • начинайте с шестой струны – она толще остальных;
  • перед началом желательно расположить гитару на горизонтальной поверхности для удобства;
  • путем вращения ослабьте колок до свободного провисания струны;
  • размотайте струну с колка и выньте конец из отверстия;
  • аккуратно выньте фиксатор из струнодержателя – для этого лучше использовать специальный инструмент;
  • теперь освободите второй кончик струны из открывшегося отверстия;
  • удаляйте каждую струну поочередно.

После удаления старых струн протрите открывшийся участок чистой тряпкой.

Пора переходить к установке:

  • начните с шестой струны;
  • конец струны с маленьким шариком вставьте в отверстие фиксатора на 3-4 сантиметра, одновременно вдавливая фиксатор;
  • как только шарик встанет на место, установите фиксатор до конца;
  • острый конец струны вставьте в жерло колка, намотайте вокруг стержня, поворачивая колок против часовой стрелки (как остальные две толстые струны; при наматывании тонких струн колки крутятся по часовой стрелке);
  • после настройки струн обрежьте кончик струны кусачками или специальными ножницами.

Процедура замены нейлоновых струн происходит следующим образом:

  • вращайте колок в нужную сторону, пока не появится возможность вытащить кончик струны из отверстия;
  • распутав узел петли на бридже, удалите другой кончик струны;
  • протрите открывшиеся участки от пыли;
  • далее проденьте конец струны в отверстие бриджа на десять или двенадцать сантиметров;
  • заведите кончик за больший отрезок струны, сделайте петлю;
  • основную часть струны прижмите к плоскости корпуса, а затем сильно потяните;
  • второй кончик струны просуньте в отверстие колка, слегка оберните вокруг оси, проденьте через основную часть струны;
  • вращением колка натяните струну.

Замена колков – сложная процедура, которую не рекомендуется выполнять самостоятельно. Желательно обратиться за помощью в специализированный сервис.

На грифе и корпусе могут образоваться трещины. В этом случае также стоит обратиться к мастеру. В домашних условиях устраняйте только поверхностные трещины:

  • залейте в открывшееся отверстие эпоксидную смолу;
  • сожмите гриф по бокам при помощи струбцины, чтобы трещина сошлась;
  • выждите 5-10 минут;
  • оставьте на сутки в сухом темном месте.

Производители

Корейский бренд известен надежностью и качеством звука. Главная особенность акустических инструментов – устойчивость к низким температурам и относительной влажности воздуха 10-20%.

Компания специализируется на выпуске акустических, электроакустичеких, электрических гитар, комплектующих и аксессуаров. С 1 декабря 2015 года для всех видов инструментов Crafter предоставляется срок расширенной гарантии – 3 года.

Испанская компания, выпускающая акустические и электроакустические инструменты. Бренд предлагает гитары с уменьшенным корпусом, предназначенные для детей. На каждый инструмент установлен гарантийный срок.

Торговая марка, принадлежащая компании Gibson, специализируется на акустических гитарах, электрогитарах, комплектующих и аксессуарах к ним. Большинство созданных под этим брендом инструментов в среде музыкантов считаются классикой.

Производитель гарантирует обмен или возврат средств до истечения срока гарантии.

Американская компания выпускает акустические, электрогитары, аксессуары и музыкальное оборудование. Товары совмещают качество звучания и доступные цены. Производитель предоставляет гарантию сроком на три месяца.

Компания выпускает бюджетные гитары, доступные широкому кругу пользователей. Акустические виды подойдут для начинающих музыкантов, поскольку эти инструменты специально создаются для обучающей игры.

Выпускаемые модели представляют собой удачные копии известных брендов.

Инструменты любительского уровня. Качеством и доступностью по цене они конкурируют с дорогостоящими брендами. Специализируется производитель на создании гитар бюджетного уровня, которые сочетают стабильность, качество с низкой ценой.

На гитары Martinez предоставляется годовая гарантия.

Американская компания производит гитары высокого класса, а также бюджетные модели. Производитель предоставляет гарантийное обслуживание купленных инструментов сроком на один год.

Японский производитель музыкальных инструментов и звукового оборудования. На счету компании огромное количество нововведений. Выбор гитар широкий – от предназначенных для обучения до профессиональных.

На акустические инструменты предоставляется гарантия сроком до двух лет.


Добрый день, дорогие мои читатели.

В этой статье мне бы хотелось раскрыть таинства мировой классификации гитар.

Практически все, что создается в нашем Мире, можно посчитать и классифицировать.

И, конечно же, на фоне любых законов встречаются какие-то распространенные ошибки.

К примеру, все мы делаем ксерокопии на «Ксероксе», хотя, на самом деле, аппарат, которые делает копии документов, называется «копир», а ксерокс (Xerox) – одна из фирм, которая выпускает копиры. Мы покупаем детям памперсы, хотя «Pampers» — одна из фирм, которая выпускает подгузники. Таких примеров можно привести довольно много. Но важно то, что подобные ошибки не обошли и наш с Вами любимый инструмент – гитару. Я часто слышу фразы, которые мне режут ухо, вроде:

— Что это за гитара?

– Классика.

— Акустика!

То же самое, что разговор автомобилистов, типа:
— Что это за средство передвижения?

— Автомобиль.

— Фольцваген.

Теперь давайте перейдем к уточнениям. Мои всегда включают в себя знакомство с видами гитар. ,- это разные таксоны (уровни) классификации, которую я приведу ниже. Чтобы было понятнее, попробую провести аналогию с общей биологией, где еще в 6-м классе все мы проходили систематику растений. Напомню еще то, что гитары занимают сразу две ветки в общей классификации музыкальных инструментов, а именно: акустические-струнные-щипковые и электромузыкальные-струнные.

Акустические музыкальные инструменты называются так, потому что могут звучать без вмешательства электроники. Они имеют свой корпус, который называется резонатором. Звуковая волна, попадающая внутрь резонатора, усиливается, точнее, усиливается результирующая амплитуды двух или более когерентных волн, что является собственно интерференцией (усилением) звуковой волны. А возрастание результирующей амплитуды звукового сигнала именуется акустическим резонансом. Поэтому, господа, акустической гитарой называется любая гитара, которая имеет корпус-резонатор.

Но, как только мы пожелаем преобразовать механические гармонические колебания в электрические, пусть даже не полностью, а частично, то к музыкальному инструменту сразу добавляется понятие «электро». Яркий примерэлектроакустическая гитара: корпус-резонатор плюс звукосниматель внутри. Звуковые колебания распространяется внутри корпуса гитары. А, благодаря встроенному звукоснимателю, механические колебания преобразуются в электрические, бегут по проводнику (кабелю) на предусилитель, затем на усилитель, а после него, усилившись, выходят из динамика колонок снова в виде механических колебаний, только гораздо громче. Поэтому, друзья, глобально два вида гитар: акустическая и электро.

С , в принципе, все понятно: доска, магнитный и/или пьезовый звукосниматель. Разнятся они по звуковым свойствам и форме корпуса. Останавливаться детальнее на устройстве электрогитары я буду в одной из последующих своих статей. А сейчас я хотел бы больше уделить времени акустической гитаре.

Акустическая гитара

Миру известно три вида акустических гитар:

  • Классическая (classical или испанская)
  • Flat top (эстрадная или вестерн)
  • Archtop (джазовая)

Разберем их более детально:

Классическая гитара (classical или испанская)

Отличается от своих сородичей самым широким (если говорить о стандартных моделях) грифом, нейлоновыми струнами и консервативным корпусом, конструкция которого существенно не менялась со времени создания. Стык грифа и корпуса, как правило, здесь идет на XII ладу. Классическая гитара – в мире гитар это своего рода черный лимузин, черный смокинг и Моцарт в одном объекте. Различия могут быть только в её размерах (1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4) и наличии выреза cutaway (катавей) для более удобной игры за 12-м ладом.

Flat top гитара (эстрадная или вестерн)

Для характерны узкий гриф, металлические струны, больших размеров корпус при стандартном (4/4) размере. Стык грифа и корпуса здесь как правило в районе XIV (в очень редких случаях – XII лада). Разновидностей у этой гитары куда больше, чем у классической. Дредноут, оркестровая, джамбо, фолк и пр. В принципе, виды эстрадных гитар отличаются между собой величиной корпуса и степенью вогнутости обечаек. У дредноута они почти прямые, что дает более мощный звук с более сильными низами. У джамбо обечайки вогнуты сильнее, чем у других видов вестерн-гитар. Это дает в целом лучший баланс по средним и высоким частотам, немного уменьшая низа. В общем, все эти конструктивные нюансы влияют на распространение звуковой волны внутри резонатора, соответственно на её деление внутри корпуса, соответственно – на её амплитуду и, как следствие, усиление нужных нам частот. Формы эстрадных гитар тоже бывают с катавеем и без. Модельные ряды гитары Flat top богаче, чем у классических как в разнообразии форм, так и в цветовой гамме.

Гитара Archtop (джазовая)

Многие даже не слышали о таком виде акустической гитары. Главные нюансы джазовой гитары состоят в том, что внутри корпуса не одна круглая розетка, а две f-образные (эфы), направленные симметрично одна к одной относительно
продольной оси гитары, выгнутая, как у скрипки, верхняя дека и струны с плоской обмоткой. Господа, если акустическая гитара имеет эфы, струны с плоской обмоткой и абсолютно ровную верхнюю деку, то это не Archtop, а разновидность эстрадной. Гитары этого вида в 99,9% случаев являются электроакустическими, хотя мне попадались старинные варианты без электронного вмешательства.

Нет смысла долго разбирать сейчас этот вид, потому что в названии кроется расшифровка «половина акустической гитары», то есть, уменьшенный приблизительно вдвое относительно плоскости, а не пропорционально уменьшенный, корпус гитары.

Гитара до́бро

Хочу отдельно упомянуть о такой гитаре, как До́бро. Это акустическая эстрадная гитара со встроенным внутрь корпуса металлическим барабаном. Пока знайте, что такая штука существует, а позднее я посвящу ей целую статью.

Но ведь все говорят «классика» и «акустика»

Поведав людям описанную выше классификацию, я встречаю в ответ фразы, вроде: На струнах же написано «classical guitar strings» и «acoustic guitar strings», на коробках входящих из заграницы гитар написано «classical guitar» или «acoustic guitar» и нет нигде Ваших, Алексей Михайлович, «флэттопов» или «эстрадных». Есть только классика и акустика!

Ок, господа! Давайте разберемся и подключим классификацию музыкальных инструментов в целом и призовём на помощь здравый смысл, мозги, логику и прочие нужные вещи. Давайте разберем на биологическом примере классификацию такого цветка, как гвоздика обыкновенная:

Царство – Растения
Отдел – Цветковые
Класс – Двудольные
Порядок – Гвоздичноцветные
Семейство – Гвоздичные
Род – Гвоздика
Вид – Гвоздика обыкновенная

Уверен, все читатели учились в школе и помнят хоть приблизительно биологию. Как видите, и на уроках гитары нам пригодилось наследие Карла Линнея.

Мы можем сказать фразу: «Это – гвоздика, а это – цветочек» только в одном единственном случае, когда мы не знаем, что это за цветок рядом с гвоздикой, тем самым прикрыв невежество. Так же когда-то, думаю, появилась псевдоклассификация гитар «Классика vs акустика» в следующей, выдуманной мной, былине, которая могла бы иметь место в прошлом:

Когда-то давно ученик спросил своего любимого учителя по гитаре классической музыкальной школы: «Мастер, а вот наша гитара, на которой мы играем в школе, называется классической. А я видел еще гитару другой конструкции с другими струнами. Как она называется?». Педагог высшей категории подумал и ответил: «Та… Короче… В общем… Просто акустическая». То ли он хотел отмахнуться от ответа, то ли он не знал его, но факт того, что сие невежество пробралось в гитарный мир, существует вот уже много времени.

Разберем, согласно написанному выше, псевдоклассификацию по гитаре «классика и акустика»:

Акустическая – Струнная – Щипковая – Классическая

Акустическая – Струнная – Щипковая – Акустическая

Вторая строка только мне режет слух и глаза? Акустическая акустическая гитара? Как показывает практика, слово «эстрадная» знают лишь те люди, кто знаком с общей классификацией музыкальных инструментов. Товарищи, если у Вас есть «Акустическая акустика», что перечит общей классификации, то Вы должны употреблять подобные термины и говоря о других видах музыкальных инструментов, такие, как, например «акустический барабан», «акустический рояль», «акустическая скрипка», «акустические маракасы» и т.д., ведь они могут быть и с электрической подзвучкой. Или в акустической гитаре – акустический резонанс, а в классической – классический? А если корпус, уменьшен в Вашей акустике, то она «полуакустика», а если мы имеем уменьшенный вдвое по плоскости корпус классической гитары, то она «полуклассика»? Господа, прошу Вас, учите матчасть! Или Вам мало «ксероксов», «памперсов» и «джипов», которыми мы называем внедорожники, хотя это всего лишь одна из марок тех самых внедорожников “Jeep”?!

Спасибо, что дочитали до конца.

С Вами был Алексей Грифф

До новых встреч!

На свете существует бесчисленное множество самых разных гитар. Они характеризуются десятками параметров. Самые главные из них - это конструкция корпуса и тип звучания. Для того чтобы понимать виды гитар, нужно очень четко представлять эти характеристики.

Корпуса гитар

Hollow Body (пустотелые). Корпус этих гитар состоит из трех разных частей - верхняя дека, нижняя дека и обечайка (боковая часть). Внутри они пустые. Именно такими были гитары изначально, и пустой корпус им нужен был для акустического резонанса.

Gibson 1941 SJ-100, Gibson L-7C
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Semi-Hollow Body (полу-пустотелые). От пустотелых корпусов они отличаются тем, что в центральной части корпуса между верхней и нижней декой установлен цельный фрагмент древесины. Необходимость в нем продиктована соображениями удобства крепления определенных типов бриджей и звукоснимателей, а также попытка придать звучанию определенные качества (сустейн, защита от микрофонного эффекта и т.д.)

Gibson ES-335, Gibson Lucille
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Solid Body (цельнокорпусные). Типа “доска”. Если пустотелые можно сравнить с консервной банкой, то цельнокорпусные ближе к шайбе для игры в хоккей. Не смотря на название, подразумевающее “цельность” почти все они склеены из нескольких фрагментов древесины. При этом в корпусе как правило есть технологические пустоты - для размещения элементов электроники.

Charvel Guthrie Govan, EVH Wolfgang

Chambered Body (цельные с пустотами). Подвид solid body, обладающий выфрезерованными в корпусе пустотами специального назначения. Как правило такие корпуса состоят из двух слоев древесины. В одном из них делаются пустоты, второй служит в роли крышки. Цель пустот - уменьшение веса и придание акустических резонансов в звуке.

Fender Thinline Tele, Gretsch Duo Jet George Harrison
(фото: Fender Musical Instruments Corporation)

Hollow, Semi-Hollow и Chambered могут иметь на верхнем слое корпуса отверстия, как правило в виде f, за что их и называют эфами. Но таких отверстий иногда может и не быть. Иногда эфы бывают нарисованные.

G6120DC Chet Atkins, Ibanez Paul Gilbert
(фото: Fender Musical Instruments Corporation, Hoshino Gakki)

Еще одна характеристика корпуса, о которой часто говорят в описании инструментов - это лицевая поверхность корпуса: она может быть плоской (flat top) или выпуклой (arch top). Изначально эти два термина употреблялись по отношению к акустическим гитарам - flat top были гитары традиционного дизайна, с круглой “розеткой” на верхней деке, а arch top были гитарами с эфами, которые корпусами напоминали семейства скрипок/виолончелей. Однако, со временем слова flat/arch по отношению к “топам” стали использоваться и для описания солид-бади гитар (лесполов, телекастеров и т.д.).

Звучание гитар

Существует два основных способа получения гитарного звука.

Акустический - это звук гитары, который человек слышит при без применения каких-либо электронных устройств. Он образуется за счет резонанса струн и корпуса. Этот звук изначально был свойственен исключительно гитарам с пустотелым корпусом. Гитары с цельным корпусом не обладали акустическим звучанием, поскольку оно было настолько тихое, что его едва мог различить сам играющий.

Однако, со временем были придуманы специальные пьезо звукосниматели, которые позволяют получить акустический звук практически от любого инструмента, включая цельнокорпусной. В отличие от электромагнитных пьезо-звукосниматели делаются по принципу неискажения оригинального звукового сигнала и поэтому их часто ставят на традиционные пустотелые акустические гитары для того чтобы эти гитары можно было подключить к устройствам усиления, обработки и записи сигнала.

Электрический - это звук, получаемый из электромагнитных звукоснимателей, которые снимают колебания струн.

Разумеется, разные типы (и размеры) корпусов гитар совершенно по разному реагируют на колебания струн и поэтому совершенно по-разному подходят для того или иного типа звучания. Электромагнитные датчики нечасто ставят на пустотелые корпуса. Поэтому чаще всего под электрогитарой понимаю цельно-корпусные инструменты.

Различные виды гитар имеют различное устройство и, соответственно, различное звучание. Старые образцы постепенно модифицировались. Виды гитар тоже менялись.

Самой первой появилась гитара классическая. Особенно популярной она стала в XIX веке и продолжает пользоваться наибольшим спросом сегодня. Впервые этот инструмент появился в Латинской Америке (тогда он идеально подходил для исполнения национального фламенко). Корпус гитары изготавливали из пластинок кипариса, поэтому вес ее был незначительным. Сейчас мастера этот метод не используют, предпочитая прочные виды дерева.

У классической гитары обычно широкий гриф и, как правило, К большинству классических гитар подходят (но не всегда). Техника игры — пальцевая. Такие гитары предпочитают барды.

А вот различные виды акустических гитар распространились лишь в XX веке. Корпус (барабан) у них больше, чем у классических, гриф поуже, а струны устанавливают только металлические. Звук получается яркий, насыщенный, мощный. Еще более усиливает его медиатор.

Неклассические виды акустических гитар очень подходят для боя, соло-партий, исполнения рока, кантри, блюза.

Стоит выделить в этой категории акустическую гитару типа Jumbo. Корпус у нее самый крупный, басы более яркие, да звук в целом более мощный. Jumbo просто идеальна для боя и аккомпанемента.

Некоторые принято называть гибридными Они имеют встроенный пьезозвукосниматель и могут подключаться к усилителю. Помимо датчика, в них встроены эквалайзер и тюнер, позволяющий настраивать инструмент. Идеальный вариант для концертных выступлений.

Полуакустический инструмент можно назвать гибридом электрогитары и акустической гитары. Довольно крупная дека должна усиливать звук, однако уменьшенное резонаторное отверстие препятствует этому. Звучание хорошо раскрывается при и использовании медиатора. Такие виды предпочитают джазмены.

Характерная особенность двенадцатиструнных гитар — скомпонованность по 2 струны (в 6 пар). Дерево для этих гитар выбирается максимально крепкое, поскольку натяжение 12 струн «слабое» дерево просто не выдержит. Именно поэтому «двенадцатиструнки» довольно массивные и тяжелые.

Хорошо подходят для боя (перебором играть довольно проблематично). Представление о звучании можно получить путем сравнения обычных фотографий и фотографий HDR. При наложении нескольких фото получается более насыщенная картинка (а в нашем случае — более расширенный диапазон).

Особняком стоят виды бас-гитар. здесь довольно много: формы корпуса, количество струн, пассивность (или активность) электроники, разновидность грифа (безладовый, ладовый) и пр.

Для удобства принято делить такие виды гитар на полуакустические, безладовые и ладовые. Большинство ладовых инструментов относится к Jazz Bass и Precision (или «Джаз» и «Бас»).

Основное различие между этими видами бас-гитар заключается в электронике, поэтому звукосниматели стали называть р ("ступенька") и j по первым буквам в названии эти типов.

1. АКУСТИЧЕСКАЯ гитара имеет полый резонирующий корпус с отверстием - резонатором. На таких гитарах можно играть без использования какой-либо дополнительной аппаратуры (вроде усилителей). Они отлично подходят для сольных концертов и дворовых посиделок с друзьями. Акустические гитары в свою очередь делятся на несколько подвидов, вот несколько самых известных:

Классическая.

Это наиболее консервативный вид инструмента. Именно она является прямым потомком той самой испанской гитары. На классических гитарах, как правило, стоят нейлоновые струны, у них широкий гриф, и играют на них обычно без использования медиатора (маленькой округлой пластинки, которой бьют по струнам). Звук при этом получается мягкий и негромкий. Поэтому эти инструменты наиболее подходят для игры классической музыки и потому их чаще всего используют для обучения в музыкальных школах. И в дополнение, если вы купили гитару с нейлоновыми струнами, то ни в коем случае не ставьте на неё металл. Это может привести к повреждению инструмента.

Дредноут.

Также их называют Кантри или Вестерн гитарами. Это самые популярные акустические гитары для игры неклассической музыки. Этим они обязаны громкому звуку и приспособленности к игре в самых разных стилях. На них ставятся металлические струны и играют в основном медиатором.

Джамбо

Эти гитары отличаются большими корпусами и очень громким (даже по сравнению с дредноутом) звуком. Они наиболее подходят для аккомпанемента и используются,прежде всего, в Рок, Поп, Блюз, Кантри музыке. В наше время эти гитары стали большой редкостью. Так как эти гитары также предназначены для игры медиатором - на них стоят металлические струны, а на корпусе предохраняющая пластиковая накладка.

2. ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕКАЯ по виду ничем не отличается от акустической и также как и в случае с первой, на ней можно играть без какой-либо аппаратуры. Всё разница в том, что в неё установлен темброблок, позволяющий подключать ее к усилителю. Нередко такие гитары снабжаются встроенным тюнером и эквалайзером. Также существует возможность купить акустическую гитару и сделать из неё электроакустическую, врезав в корпус темброблок.

3. ЭЛЕКТРОГИТАРА. Об этих гитарах я расскажу подробнее, поскольку с её появлением в мире музыки произошёл настоящий фурор. А появилась она в 1930 г., когда уволенный из национальной компании струнных инструментов (National String Instrument Company) Джордж Бишамп (George Beauchamp) изобрёл электрический звукосниматель. Принцип был следующий: проводник (в нашем случае струна), колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами, производит изменения в этом поле, которое в свою очередь производит переменный ток в проволоке намотанной вокруг этих магнитов. Сила электрического тока пропорциональна амплитуде колебаний проводника в магнитном поле. Этот же принцип лежит в основе электромоторов, генераторов, игл фонографа и акустических динамиков. После чего Бишамп совместно с Гарри Уотсоном (Harry Watson), управляющим завода National String Instrument Company при помощи ручных инструментов всего за несколько часов создал первую в мире электрогитару. Ее назвали «сковорода» (Frying Pan).

С этого момента электрогитара начала своё шествие по планете, за прошедшее время она приобрела более совершенную форму и получила множество технических улучшений. Отличительная особенность современной электрогитары это цельный тонкий корпус, в котором почти нет пустого пространства. Звук снимается датчиками - звукоснимателями и преобразуется в электрический сигнал, который для прослушивания необходимо усилить. На такой гитаре нельзя играть без усилителя. На электрогитарах помимо всего часто устанавливается несколько различных звукоснимателей, для того чтобы разнообразить тембр звука, а также регуляторы громкости и тембра.

Ну и конечно же я не мог не упомянуть о бас гитаре. Всё началось с потребности в более громком басовом инструменте, возникшей ещё в 20-е года, когда на сценах бушевал джаз. В оркестрах проблема решалась количеством – четыре контрабасиста играли одну и ту же мелодию, в джазовых же коллективах контрабас было почти не слышно. В 1935 году человеком по имени Пол Татмарк (Paul Tutmarc) была создана первая бас-гитара, которую при игре держали горизонтально, а не вертикально. Называлась она Model #736 Electric Bass Fiddle. У гитары были несомненные плюсы – её было легче транспортировать, на ней было легче играть, и её было лучше слышно.

Бас гитара отличается от остальных длинным грифом и меньшим в отличии от остальных гитар числом струн (обычно четыре), также струны толще чем у обычной электрогитары. Они используются, прежде всего, для придания глубины и насыщения звуковой гаммы музыкального произведения. Поэтому представить современную рок-группу без бас гитары не предоставляется возможным.

4. ПОЛУАКУСТИЧЕСКАЯ или, как её ещё называют, джазовая гитара сочетает в себе плюсы, как акустики, так и электрогитары. От первой ей достался полый корпус с резонирующими отверстиями, от второй звукосниматели и вся электронная начинка. Хоть у такой гитары и есть черты акустики, играть на ней без усилителя нельзя, так как отсутствует большое резонаторное отверстие на верхней деке и пустого пространства внутри неё слишком мало. Гитары этого типа чаще всего вы можете услышать в джазе, за что они и получили второе название.

Загрузка...
Top