Венеция – история возникновения города на воде. Венеция в эпоху Позднего Возрождения (XVI в.)

Создавая цикл статей о нашем посещении Венеции, постоянно ловил себя на мысли, что все что я описываю прямым образом связано историей республики. И для полного понимания просто необходимо знать, хоть в общих чертах этапы становления, развития и упадка Венеции, понимать ее внутреннее устройство и особенности взаимоотношений. Отсюда эта статья с кратким обзором истории Венеции.

Рождение Венеции.

Название Венеция восходит к племени венетов, территория которых в III веке до н.э. вошла в состав Римской империи как регион Венетия и Истрия. В начале V века Рим пал и провинция была захвачена и разорена вестготами. Датой основания Венеции принято считать 25 марта 421 года (в день Благовещения Девы Марии), день когда на пустынных островах лагуны появились первые жители, бежавшие от варваров. Благодаря удачному расположению, к VIII веку Венеция становится местом интенсивной торговли между государствами Европы и Византией.

Первое документально подтверждённое избрание дожа Венеции произошло в 727 году, им стал Орсо (Орсеоло) Ипато. Но он считается третьим дожем Венеции, а всего их было 117 за более чем тысячелетнюю историю республики. Некоторые из первых венецианских дожей получали или пытались получить этот пост по наследству, но чаще все-таки жители Венеции решали кто ими будет править.

По Нисефорскому миру, заключенному в 814 году, Венеция, формально оставшаяся в составе Византии, фактически получила независимость. Сильным ходом к полной независимости Венеции стало обретение республикой святого покровителя. Выбрав на роль покровителя одного из евангелистов, Венеция заявила свои притязания на высокое положение в христианском мире, сравнимое с Римом.

Согласно легенде, Святой Марк и его ученик во время бури нашли убежище на острове лагуны, где впоследствии возникло поселение Риальто. В 828 году венецианские купцы похитили в Александрии мощи Святого Марка и привезли их в Венецию. В 832 году была построена первая базилика Святого Марка.

С 840 года Венеция получили право на полное самоуправление, венецианцы на путешествия по суше и по морю, где бы они того ни пожелали, а дож Венеции стал носить титул «славный герцог венецианский".

Королева Средеземноморья.

Жизнь на островах и отсутствие пахотной земли стало причиной развития мореплавания и торговли. Венеция стала транзитным пунктом, через который в Европу попадали янтарь, шёлк, рис, кофе, пряности, ароматические вещества, а также сахар, изюмом и икра из Чёрного моря. В обратную сторону шли серебро, железо, тёплые шерстяные ткани, лес и зерно. Хорошо шла торговля рабами. Сама Венеция и её окрестности тоже производили ценные товары: соль, ткани, муранское стекло.

За успехи в борьбе с сарацинами, пиратами и нормандцами на море Венеция в XI веке постепенно добилась серьезных преференций в Европе. Например купцы франков не могли путешествовать по морю дальше Венеции, и были вынуждены передавать свои товары венецианцам в районе Риальто. И одновременно от Византии была получена «золотая булла» - привилегии в торговле в Эгейском и Средиземном море.

В 1004 году в Венеции был основан первый Арсенал. В 1094 году был освящена новая Базилика Сан-Марко, в то время считавшаяся самым роскошным западным собором и символом набожности и богатства венецианцев. На конец века пришелся Первый крестовый поход, для которого Венеция предоставляла корабли и финансы. За это Венеция получила в каждом захваченном крестоносцами городе торговую площадь и освобождение от налогов.


XII век ознаменовался чередой войн Венеции на суше и на море. С венграми за Далмацию, с Пизой и Генуей за право морской торговли. Флот Венеции помог латинским рыцарям разгромить египтян в сражении под Аскалоне, а на суше они участвовали в захвате Тира, за что были получены очередные преференции на торговлю в Иерусалимском королевстве.

В середине века Венеция приняла участие в Европейском конфликте между папой и императором Священной римской империи Фридрихом Барбароссой. Сначала примкнув к одной стороне, потом к другой, и завершив все взаимным примирением.

Венеция продолжала войну на стороне Византии против нормандцев и в тоже время воевала с Византией, заключая договора с мусульманами, для отстаивания своих прав и привилегии на торговлю в Средиземном море.

Сказочно обогатилась Венеция от участия в Четвёртом крестовом походе. Помимо обычного предоставления кораблей и финансов, в походе приняли участие добровольцы во главе с дожем Дандоло. Но действовали венецианцы настолько не по христиански, что Папа Иннокентий III произвел первое отлучение Венеции от церкви.

В результате действий Венеции целью Четвертого крестового похода оказался не поход за освобождением гроба Господнего, а захват в 1204 году Константинополя, столицы, хоть и соперничающего, но все же христианского государства. Новым императором и патриархом Византии стали ставленники Венеции.

Стоимость награбленного в Константинополе составила громадную сумму от которой Венеции досталось три части из восьми. Так же республика получила новые территории от Далмации до Чёрного моря, включая остров Крит и фактическую монополию на морскую торговлю в Средиземноморье. Однако в стратегической перспективе падение Константинополя, обогатившее Венецию, открыло дорогу к завоеванию Малой Азии, а затем и значительной части Европы турками - османам.

В 1230 году прописку в Венеции получают два монашеских ордена - францисканцы и доминиканцы. Благодаря им в городе были заложены два огромных собора - Санти Джованни э Паоло и Санта Мария Глориоза деи Фрари.

К 1261 году Венеция потеряла Константинополь, что привело к очередному ряду войн с Генуей, так же претендовавшей на первые роли в средиземноморской торговле. Войны шли с переменным успехом и сопровождались большими жертвами, людскими и финансовыми и в 1299 году между сторонами был заключён Миланский договор. В дальнейшем война между Венецией и Генуей продолжалась на протяжении полутора веков.

Кроме Генуи, Венеция постоянно конфликтовала с папой Римским. О первом отлучении от церкви уже упоминалось, а в мае 1509 года началась прямой военный конфликт. Папа Юлий II организовал для войны с Венецией целый союз государств - Камбрейскую лигу (Папские области, Франция, Испания, Священная римская империя, города Италии...). По итогам конфликта Венеция была вынуждена подчинится власти папы. Но умелая дипломатия позволила не только ничего не потерять, но и заключить союз уже с папой против Франции.

В 1605 году требования папы Павел V вновь показались венецианцам чрезмерными и Ватикан наложил на Венецию очередной интердикт, который был улажен при посредничестве Франции.

Расцвет Венецианской республики.

Развитие торговли и мореплавания неизбежно вело к развитию банковской деятельности и страхового дела. Первый банк на Риальто появился в середине XII века. Налоги в Венеции были значительно ниже чем в Византии и в странах Европы, что способствовало притоку капитала. В городе стали появляться мощенные улицы и площади, первое масляное освещение.

В XII и XIII веках в Венеции на верфях Арсенала строятся галеры и галеасы, вместимостью до 200 тонн. С 1284 года Венеция начала чеканить собственную монету - венецианский золотой дукат, так же известный под названием цехина. Во время избрания дожа Лоренцо Тьеполо в 1268 году впервые была опробована многоступенчатая система голосования. Он же стал первым дожем приносящим клятву или присягу народу Венеции.

XIII век - время «Terra Ferma» освоения материковых территорий Венецианской республики. Территории Террафермы имели определённую самостоятельность, под общим контролем венецианского Сената и Совета Десяти. Провинции приносили доход Венеции, также между ними существовал культурный обмен, (например, родом из провинций были Тициан, Веронезе и Палладио).


Экспансия Венеции на побережье Италии привела к тому, что ряд богатых городов, таких как Падуя, Виченца, Верона, были вынуждены платить ей дань. Колонии и подконтрольные Венеции территории протянулись от греческих островов Эгейского моря до Фриули и Бергамо и от реки По до Альп.

С начала XIV века Венеция стала отправлять корабли за Гибралтар в Англию и Фландрию. Общий тоннаж венецианского флота в XIV веке достигал 40 тыс.тонн. К XV веку Венеция окончательно утвердилась в качестве главного морского торгового центра Запада, где купцы Италии, Германии, Австрии и Нидерландов приобретали товары, поступающие из Леванта.

В 1463 году была произведена коренная реформа венецианской финансовой системы. Оценка налога стала происходить при помощи специального кадастра, куда сводились все доходы налогоплательщика. А в 1494 году был опубликован трактат, в котором впервые была описана так называемая двойная бухгалтерская запись, тогда она называлась «ведение книг по венецианскому образцу», принятую до нашего времени. Развивалось книгопечатание, в XV веке в Венеция было напечатано в три раза больше книг, чем в Риме, Милане и Флоренции вместе взятых.

Турецкая угроза и закат Венеции.

В 1453 году турки завоевали Константинополь, начав угрожать Средиземноморскую торговлю Венеции. Последующие 250 лет прошли в непрерывных войнах с турками, истощая силы Венецианской республики.

Кроме турок угрозой торговли Венеции стал рост морских путешествий. В 1499 году Португалия проложила новый морской путь в Индию, вокруг мыса Доброй Надежды, разрушив монополию венецианцев на торговлю пряностями.

К середине XVI века ситуация со специями немного выправилась, но открытие Нового Света и проникновение голландцев в Индийский океан, окончательно дезавуировали значимость торгового пути через Ближний Восток. Проиграв в борьбе за пряности, венецианцы были вынуждены увеличить обороты в торговле шёлком, хлопком, коврами из Леванта, шерстяными тканями.

На турецком театре военных действий 7 октября 1571 года произошло самое значимое морское сражение. В Коринфском заливе, возле порта Лепанто объединенный флот христиан, в который вошли корабли Венеции, Испании и Папской области разгромили флот турок. Тем не менее в том же 1571 году был потерян Кипр.

Но несмотря на потери XVI век - время расцвета Венеции в искусстве и архитектуре. Это время живописи Тициана, Тинторетто, Веронезе и архитектуры Андреа Паладио.

С начала XVII века венецианские корабли ходили в Средиземном море уже только в составе конвоя, венецианский флаг потерял статус уважаемого гаранта безопасности. Конец века был отмечен отдельными успехами сопутствующими Франческо Морозини, но в 1699 году окончательно был потерян Крит. И далее сил Венеции оставалось только для поддержания нейтралитета.

И снова, независимо от военных поражений в XVIII веке жизнь в самом городе Венеции била ключом. Венеция была единственным городом Европы, где были официально разрешены азартные игры, в городе действовали семь крупных театров, производились предметы роскоши, сюда стекались музыканты, певцы, любители удовольствий и искатели приключений со всей Италии и Европы.

XVIII век это время фресок Тьеполо, пейзажей Каналетто и Франческо Гварди, музыки Антонио Вивальди и Томмазо Альбинони, драматургии Карло Гольдони и Карло Гоцци. Однако праздники, великолепные фестивали и карнавалы подтачивали благополучие Венеции не хуже войн.

Республика прекратила существование 12 мая 1797 года, когда на Большом Совете дож Людовико Манин отрекся от престола и для Венеции началось время Наполеона. 15 мая 1797 года французские войска вошли в Венецию и за время недолгого пребывания хорошенько разграбили город.

На этом, после более чем тысячелетней истории существования, Венеция перестала быть независимым государством, превратившись сначала в провинцию Франции, затем Австрии, а затем новой объединенной Италии.

Византийский период окончился в 1204 году, когда после разгрома Византийской Империи и раздела ее территории Крит был отдан Богифацию Монферратскому, который продал Крит венецианцам за 1000 серебряных талеров вместе с другими территориями. Прежде чем венецианцы приняли остров во владение, его успели захватить генуэзские пираты во главе с Эррико Пескаторе. Они построили крепости в стратегически важных пунктах, укрепили стены Хандака и вплоть до 1212 года сумели противодействовать венецианцам, которые в конце концов все же одержали победу. Критяне оказывали сопротивление, то и дело отвечая восстаниями и различными движениями за независимость. Одно из таких восстаний увенчалось успехом и провозглашением Крита независимой "Республикой святого Тита". Однако вскоре венецианцы снова одержали верх. Крит был разделен на четыре административные области, резиденции властей которых находились в основных городах, и на множество провинций (кастелланий) с центрами в мощных венецианских крепостях. Ираклион был переименован в Кандию, и продолжал оставаться столицей Крита. Вновь были построены городские стены, а кроме того такие сооружения как Дворец Дожа, церковь-базилика Святого Марка и Лоджия - место собрания аристократов.

Икона. Михаил Дамаскинос.

После захвата Константинополя турками в 1453 г. многие представители греческой аристократии и интеллигенции бежали на находившийся под венецианским владычеством Крит, способствуя тем самым здешнему расцвету византийской культуры и искусства. Тогда в живописи появилось новое направление - так называемая "Критская школа" с ощутимым влиянием живописи Византии и итальянского Возрождения, представителями которой были Михаил Дамаскинос, Клондзас, Иоанн Корнарос. В последние годы венецианского владычества достигла и критская литература, выдающимися произведениями которой являются "Эрофила" и "Панория" Винченцо Хортадзиса, "Жертвоприношение Авраама" и знаменитый "Эротокритос" Винченцо Корнароса.

Искусство Венеции представляет особый вариант развития самих принципов художественной культуры Возрождения и по отношению ко всем остальным центрам ренессансного искусства в Италии.

Хронологически искусство Возрождения сложилось в Венеции несколько позже, чем в большинстве других крупных центров Италии той эпохи. Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане. Формирование принципов художественной культуры Возрождения в изобразительном искусстве Венеции началось лишь с 15 века. Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции. Наоборот, Венеция наряду с Флоренцией, Пизой, Генуей, Миланом была одним из самых экономически развитых центров Италии того времени. Именно раннее превращение Венеции в великую торговую и притом преимущественно торговую, а не производящую державу, начавшееся с 12 века и особенно ускоренное в ходе крестовых походов, повинно в этой задержке.

Культура Венеции, этого окна Италии и Центральной Европы, "прорубленного" в восточные страны, была тесно связана с пышным величием и торжественной роскошью имперской византийской культуры, а отчасти и утонченной декоративной культурой арабского мира. Богатая торговая республика уже в 12 веке, то есть в эпоху господства романского стиля в Европе, создавая искусство, утверждающее ее богатство и мощь, широко обращалась к опыту Византии, то есть самой богатой, самой развитой по тому времени христианской средневековой державы. По существу, художественная культура Венеции еще в 14 веке представляла собой своеобразное переплетение пышно-праздничных форм монументального византийского искусства, оживленного влиянием красочной орнаментальности Востока и своеобразно-изящным переосмыслением декоративных элементов зрелого готического искусства.

Характерным примером временного запоздания венецианской культуры в ее переходе к Возрождению по сравнению с другими областями Италии является архитектура Дворца дожей (14 в.). В живописи чрезвычайно характерная живучесть средневековых традиций явственно сказывается в позднеготическом творчестве мастеров конца 14 века, таких, как Лоренцо и Стефано Венециано. Они дают себя знать даже в творчестве таких художников 15 века, чье искусство уже носило вполне ренессансный характер. Таковы "Мадонны" Бартоломео, Альвизе Виварини, таково и творчество Карло Кривелли, тонкого и изящного мастера Раннего Ренессанса. В его искусстве средневековые реминисценции ощущаются гораздо сильнее, чем у современных ему художников Тосканы и Умбрии. Характерно, что собственно проторе-нессансные тенденции, аналогичные искусству Кавалини и Джотто, работавшему и в венецианской республике (один из лучших его циклов создан для Падуи), давали себя знать слабо и спорадически.

Лишь примерно с середины 15 века можно говорить о том, что неизбежный и закономерный процесс перехода венецианского искусства на светские позиции, характерный для всей художественной культуры Ренессанса, начинает наконец осуществляться в полной мере. Своеобразие венецианского кватроченто сказывалось главным образом в стремлении к повышенной праздничности колорита, к своеобразному сочетанию тонкого реализма с декоративностью в композиции, в большем интересе к пейзажному фону, к окружающей человека пейзажной среде; причем характерно, что интерес к городскому пейзажу, может быть, был даже больше развит, чем интерес к пейзажу естественному, природному. Именно во вторую половину 15 века происходит формирование ренессансной школы в Венеции как значительного и оригинального явления, занявшего важное место в искусстве итальянского Возрождения. Именно в это время наряду с искусством архаизирующего Кривелли складывается творчество Антонелло да Мессина, стремящегося к более целостному, обобщенному восприятию мира, восприятию поэтически-декоративному и монументальному. Не намного позже возникает более повествовательная по своему характеру линия развития искусства Джентиле Беллини и Карпаччо.

Это и закономерно. Венеция к середине 15 века достигает наивысшей степени своего торгового и политического расцвета. Колониальные владения в фактории "царицы Адриатики" охватывали не только все восточное побережье Адриатического моря, но и широко раскинулись по всему восточному Средиземноморью. На Кипре, Родосе, Крите развевается стяг Льва святого Марка. Многие из знатных патрицианских родов, входящих в состав правящей верхушки венецианской олигархии, за морем выступают в качестве правителей больших городов или целых областей. Венецианский флот крепко держит в своих руках почти всю транзитную торговлю между Востоком и Западной Европой.

Правда, разгром турками Византийской империи, завершившийся захватом Константинополя, поколебал торговые позиции Венеции. Все же никоим образом не приходится говорить об упадке Венеции во второй половине 15 века. Общий крах венецианской восточной торговли наступил значительно позже. Огромные же по тому времени, частично высвобождавшиеся из торгового оборота денежные средства венецианские купцы вкладывали в развитие ремесел и мануфактур в Венеции, частично в развитие на рациональных началах земледелия в своих владениях, расположенных на прилегающих к лагуне областях полуострова (так называемой терраферме).

Более того, богатая и еще полная жизненных сил республика смогла в 1509 - 1516 годах, сочетая силу оружия с гибкой дипломатией, отстоять свою независимость в тяжелой борьбе с враждебной коалицией ряда европейских держав. Общий подъем, обусловленный исходом этой трудной борьбы, временно сплотившей все слои венецианского общества, вызвал то нарастание черт героического оптимизма и монументальной праздничности, которые так характерны для искусства Высокого Возрождения в Венеции, начиная с Тициана. Тот факт, что Венеция сохранила свою независимость и в значительной степени свои богатства, определил длительность периода расцвета искусства Высокого Возрождения в Венецианской республике. Перелом же к позднему Возрождению наметился в Венеции несколько позже, чем в Риме и во Флоренции, а именно к середине 40-х годов 16 века.

Изобразительное искусство

Период созревания предпосылок перехода к Высокому Возрождению совпадает, как и в остальной Италии, с концом 15 века. Именно в эти годы параллельно с повествовательным искусством Джентиле Беллини и Карпаччо складывается творчество ряда мастеров, так сказать, нового художественного направления: Джованни Беллини и Чима да Конельяно. Хотя они по времени и работают почти одновременно с Джентиле Беллини и Карпаччо, но представляют следующий этап в логике развития искусства венецианского Возрождения. Это были живописцы, в искусстве которых явственней всего наметился переход к новому этапу в развитии культуры Возрождения. Особо четко это раскрывалось в творчестве зрелого Джованни Беллини, во всяком случае в большей мере, чем даже в картинах более молодого его современника Чима да Конельяно или его младшего брата - Джентиле Беллини.

Джованни Беллини (видимо, родился после 1425 г. и до 1429 г.; умер в 1516 г.) не только развивает и совершенствует накопленные его непосредственными предшественниками достижения, но и поднимает венецианское искусство и, шире, культуру Возрождения в целом на более высокую ступень. Художнику свойственно удивительное чувство монументальной значительности формы, ее внутренней образно-эмоциональной содержательности. В его картинах зарождается связь настроения, создаваемого пейзажем, с душевным состоянием героев композиции, что является одним из замечательных завоеваний живописи нового времени вообще. Вместе с тем в искусстве Джованни Беллини - и это самое важное - с необычайной силой раскрывается значительность нравственного мира человеческой личности.

На раннем этапе его творчества персонажи в композиции размещены еще очень статично, рисунок несколько жестковат, сочетания красок почти резки. Но ощущение внутренней значительности духовного состояния человека, раскрытие красоты его внутренних переживаний достигают уже в этот период огромной впечатляющей силы. В целом же постепенно, без внешних резких скачков Джованни Беллини, органически развивая гуманистическую основу своего творчества, освобождается от моментов повествовательности искусства своих непосредственных предшественников и современников. Сюжет в его композициях относительно редко получает детальное драматическое развитие, но тем сильнее через эмоциональное звучание колорита, через ритмическую выразительность рисунка и ясную простоту композиций, монументальную значительность формы и, наконец, через сдержанную, но полную внутренней силы мимику раскрывается величие духовного мира человека.

Интерес Беллини к проблеме освещения, к проблеме связи человеческих фигур с окружающей их природной средой определил и его интерес к достижениям мастеров нидерландского Возрождения (черта, вообще характерная для многих художников севера итальянского искусства второй половины 15 в.). Однако ясная пластика формы, тяга к монументальной значимости образа человека при всей естественной жизненности его трактовки - например, "Моление о чаше" - определяют решающее отличие Беллини именно как мастера итальянского Ренессанса с его героическим гуманизмом от художников северного Возрождения, хотя в самый ранний период своего творчества художник обращался к северянам, точнее к нидерландцам, в поисках иногда подчеркнуто резкой психологической и повествовательной характерности образа ("Пьета" из Бергамо, ок. 1450). Особенность творческого пути венецианца по сравнению и с Мантеньей и с мастерами Севера проявляется очень ясно в его "Мадонне с греческой надписью" (1470-е гг., Милан, Брера). Это отдаленно напоминающее икону изображение скорбно-задумчивой Марии, нежно обнявшей печального младенца, говорит также и еще об одной традиции, от которой отталкивается мастер, - традиции византийской и, шире, всей европейской средневековой живописи Однако отвлеченная одухотворенность линейных ритмов и цветных аккордов иконы здесь решительно преодолена Сдержанно-строгие в своей выразительности цветовые соотношения жизненно конкретны. Краски правдивы, крепкая лепка объемно моделированной формы весьма реальна. Утонченно ясная печаль ритмов силуэта неотделима от сдержанной жизненной выразительности движения самих фигур, от живого человеческого, а не отвлеченно-спиритуалистического выражения печально-скорбного и задумчивого лица Марии, от грустной нежности широко раскрытых глаз младенца. Поэтически одухотворенное, глубоко человеческое, а не мистически преображенное чувство выражено в этой такой простой и скромной на вид композиции.

В течение 1480-х годов Джованни Беллини осуществляет решительный шаг вперед в своем творчестве и становится одним из основоположников искусства Высокого Возрождения. Своеобразие искусства зрелого Джованни Беллини выступает наглядно при сравнении его "Преображения" (1480-е гг.) с его же ранним "Преображением" (Венеция, Музей Коррер). В "Преображении" Музея Коррер жестко прорисованные фигуры Христа и пророков расположены на небольшой скале, напоминающей одновременно и большой постамент к монументу и иконную "лещатку". Несколько угловатые в своих движениях фигуры, в которых не достигнуто еще единство жизненной характерности и поэтической приподнятости жеста, отличаются стереоскопичностью. Светлые и холодно-ясные, почти кричащие краски объемно моделированных фигур окружены холодно-прозрачной атмосферой. Сами фигуры, несмотря на смелое применение цветных теней, все же отличаются однотонной равномерностью освещения и известной статичностью.

Следующим этапом после искусства Джованни Беллини и Чимы да Конельяно явилось творчество Джорджоне, первого мастера венецианской школы, целиком принадлежавшего Высокому Возрождению. Джорджо Барбарелли дель Кастельфранко (1477/78 - 1510), прозванный Джорджоне, был младшим современником и учеником Джованни Беллини. Джорджоне, подобно Леонардо да Винчи, раскрывает утонченную гармонию духовно богатого и физически совершенного человека. Так же как и у Леонардо, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью. Но, в отличие от Леонардо, глубокий лиризм искусства которого носит весьма скрытый и как бы подчиненный пафосу рационального интеллектуализма характер, у Джорджоне лирическое начало в своем ясном согласии с рациональным началом дает себя чувствовать более непосредственно и с большей силой.

В живописи Джорджоне природа, природная среда начинают играть более важную роль, чем в творчестве Беллини и Леонардо.

Если мы еще не можем сказать, что Джорджоне изображает единую воздушную среду, связывающую фигуры и предметы пейзажа в единое пленерное целое, то мы, во всяком случае, вправе утверждать, что образная эмоциональная атмосфера, в которой живут и герои и природа у Джорджоне, есть уже и оптически общая как для фона, так и для персонажей картины атмосфера. Своеобразным примером введения фигур в природную среду и переплавки опыта Беллини и Леонардо в нечто органически новое - "джорджоневское", является его рисунок "Св. Елизавета с младенцем Иоанном", в котором очень тонко передана средствами графики особая, несколько хрустально ясная и прохладная атмосфера, столь присущая творениям Джорджоне.

До нашего времени дошло мало работ как самого Джорджоне, так и его круга. Ряд атрибуций носит спорный характер. Следует, однако, заметить, что осуществленная в 1958 году в Венеции первая полная выставка работ Джорджоне и "джорджонесков" позволила внести не только ряд уточнений в круг работ мастера, но и приписать Джорджоне ряд до того спорных работ, помогла полнее и яснее представить характер его творчества в целом.

К относительно ранним работам Джорджоне, исполненным до 1505 года, следует отнести его "Поклонение пастухов" из Вашингтонского музея и "Поклонение волхвов" из Национальной галереи в Лондоне. В "Поклонении волхвов" (Лондон) при известной дробности рисунка и непреодоленной жесткости цвета уже чувствуется интерес мастера к передаче внутреннего духовного мира героев. Начальный период творчества Джорджоне завершает его замечательная композиция "Мадонна Кастельфранко" (ок. 1504 г., Кастельфранко, собор).

С 1505 года начинается период творческой зрелости художника, вскоре прерванный его смертельной болезнью. За это короткое пятилетие были созданы основные его шедевры: "Юдифь", "Гроза", "Спящая Венера", "Концерт" и большинство немногочисленных портретов. Именно в этих произведениях раскрывается присущее великим живописцам венецианской школы мастерство владения особыми колористическими и образно выразительными возможностями масляной живописи. Надо сказать, что венецианцы, не являющиеся первыми создателями и распространителями масляной техники, на деле были одними из первых, кто раскрыл специфические возможности и особенности масляной живописи.

Следует отметить, что характерными чертами венецианской школы явилось именно преимущественное развитие масляной и гораздо более слабое развитие фресковой живописи. При переходе от средневековой системы к ренессансной реалистической системе монументальной живописи венецианцы, естественно, как и большинство народов, перешедших от средневековья к ренессансному этапу развития художественной культуры, почти полностью отказались от мозаики. Ее повышенно блестящая и декоративная цветность уже не могла полностью отвечать новым художественным задачам. Конечно, мозаичная техника продолжала применяться, но ее роль становится все менее заметной. Используя мозаичную технику, можно было все же и в эпоху Возрождения добиться результатов, относительно удовлетворяющих эстетические запросы времени. Но как раз специфические свойства мозаичной смальты, ее неповторимо звучное сияние, ирреальное мерцание и вместе с тем повышенная декоративность общего эффекта не могли получить в условиях нового художественного идеала своего полноценного применения. Правда, повышенное световое сияние переливчато мерцающей мозаичной живописи, хотя и преображенно, косвенно, но повлияло на ренессансную живопись Венеции, всегда тяготевшую к звучной ясности и сияющему богатству колорита. Но сама стилевая система, с которой была связана мозаика, а следственно и ее техника, должна была, за отдельными исключениями, уйти из сферы большой монументальной живописи. Сама мозаичная техника, теперь чаще употребляемая для более частных и узких целей, скорее декоративного и прикладного характера, не была окончательно забыта венецианцами. Более того, венецианские мозаичные мастерские явились одним из тех очагов, которые донесли традиции мозаичной техники, в частности смальты, до нашего времени.

Некоторое значение сохраняла благодаря своей "светоносности" и витражная живопись, хотя следует признать, что она никогда ни в Венеции, ни в Италии в целом не имела того значения, что в готической культуре Франции и Германии. Представление о ренессанс-ном пластическом переосмыслении визионерского сияния средневековой витражной живописи дает "Св. Георгий" (16 в.) работы Мочетто в церкви Сан Джованни е Паоло.

В целом в искусстве Ренессанса развитие монументальной живописи шло или в формах фресковой живописи, или на основе частичного развития темперной, а главным образом на монументально-декоративном использовании масляной живописи (настенные панно).

Фреска - техника, при помощи которой были в эпоху Раннего и Высокого Возрождения созданы такие шедевры, как цикл Мазаччо, станцы Рафаэля и росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. Но в венецианском климате она очень рано обнаружила свою нестойкость и не имела в 16 веке широкого распространения. Так, выполненные Джорджоне при участии молодого Тициана фрески Немецкого подворья "Фондако деи тедески" (1508) оказались почти целиком разрушенными. Сохранилось лишь несколько полувыцветших, попорченных сыростью фрагментов, среди них полная почти праксителевского очарования выполненная Джорджоне фигура нагой женщины. Поэтому место стенной живописи, в собственном смысле слова, заняло настенное панно на холсте, рассчитанное на определенное помещение и выполняемое в технике масляной живописи.

Масляная живопись получила особенно широкое и богатое развитие в Венеции, однако, не только потому, что она представлялась наиболее удобной для замены фрески иной приспособленной к влажному климату живописной техникой, но и потому, что стремление к передаче образа человека в тесной связи с окружающей его природной средой, интерес к реалистическому воплощению тонального и колористического богатства зримого мира можно было раскрывать с особой полнотой и гибкостью именно в технике масляной живописи. В этом отношении радующая своей большой цветосилой и ясно сияющей звучностью, но более декоративная по характеру темперная живопись на досках в станковых композициях должна была закономерно уступить место маслу, причем этот процесс вытеснения темперы масляной живописью особенно последовательно осуществлялся в Венеции. Не следует забывать, что для венецианских живописцев особенно ценным свойством масляной живописи представлялась ее способность более гибко по сравнению с темперой, да и с фреской тоже, передавать светоцветовые и пространственные оттенки окружающей человека среды, способность мягко и звучно лепить форму человеческого тела. Для Джорджоне, сравнительно мало работавшего в области больших монументальных композиций (его живопись носила, по существу, или станковый характер, или это были монументальные по своему общему звучанию, но не связанные со структурой окружающего архитектурного интерьера композиции), эти возможности, заложенные в масляной живописи, были особенно ценны. Характерно, что мягкая лепка формы светотенью присуща и его рисункам.

чувство загадочной сложности внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика, находит свое выражение в знаменитой "Юдифи" (до 1504 г., Ленинград, Эрмитаж). "Юдифь" - формально композиция на библейскую тему. Причем, в отличие от картин многих кватрочентистов, именно композиция на тему, а не иллюстрация библейского текста. Поэтому мастер не изображает какого-нибудь кульминационного с точки зрения развития события момента, как это обычно делали мастера кватроченто (Юдифь поражает мечом Олоферна или несет вместе со служанкой его отрубленную голову).

На фоне спокойного предзакатного пейзажа под сенью дуба стоит, задумчиво облокотясь на балюстраду, стройная Юдифь. Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева. Одежды мягко-алого цвета пронизаны беспокойно-ломаным ритмом складок, как бы далеким отзвуком пронесшегося вихря. В руке она держит опертый острием о землю большой обоюдоострый меч, холодный блеск и прямизна которого контрастно подчеркивают гибкость полуобнаженной ноги, попирающей голову Олоферна. По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка. Эта композиция, казалось бы, передает все очарование образа юной женщины, холодно прекрасной, которой вторит, как своеобразный музыкальный аккомпанемент, мягкая ясность окружающей мирной природы. Вместе с тем холодное режущее лезвие меча, неожиданная жестокость мотива - нежной нагой ступни, попирающей мертвую голову Олоферна, - вносят ощущение смутной тревоги и беспокойства в эту, казалось бы, гармоническую, почти идиллическую по настроению картину.

В целом господствующим мотивом, конечно, остается ясная и спокойная чистота мечтательного настроения. Однако сопоставление неги образа и загадочной жестокости мотива меча и попираемой головы, почти ребусная сложность этого двойственного настроения могут ввергнуть современного зрителя в некоторое смятение.

Но современников Джорджоне, видимо, в меньшей мере поражала жестокость контраста (ренессансный гуманизм никогда не отличался чрезмерной чувствительностью), нежели привлекала та тонкая передача отзвуков отошедших далеко бурь и драматических конфликтов, на фоне которой особенно остро ощущалось обретение утонченной гармонии, состояния безмятежности мечтательно грезящей прекрасной человеческой души.

В литературе иногда встречается попытка свести значение искусства Джорджоне к выражению идеалов лишь небольшой гуманистически просвещенной патрицианской верхушки Венеции того времени. Однако это не совсем так или, вернее, не только так. Объективное содержание искусства Джорджоне неизмеримо шире и универсальнее духовного мира той узкой социальной прослойки, с которой непосредственно связано его творчество. Чувство утонченного благородства человеческой души, стремление к идеальному совершенству прекрасного образа человека, живущего в согласии с окружающей средой, с окружающим миром, имели и большое общее прогрессивное значение для развития культуры.

Как упоминалось, интерес к портретной заостренности не характерен для творчества Джорджоне. Это вовсе не значит, что его персонажи, подобно образам классического античного искусства, лишены какого бы то ни было конкретного индивидуального своеобразия. Его волхвы в раннем "Поклонении волхвов" и философы в "Трех философах" (ок. 1508 г., Вена, Художественно-исторический музей) отличаются друг от друга не только по возрасту, но и по своему облику, по своему характеру. Однако они, и в особенности "Три философа", при всем индивидуальном различии образов, воспринимаются нами преимущественно не столько как неповторимые, ярко портретно характеризованные индивидуальности или тем более как изображение трех возрастов (юноша, зрелый муж и старец), а как воплощение различных сторон, различных граней человеческого духа. Не случайно и отчасти оправданно стремление видеть в трех ученых воплощение трех аспектов мудрости: гуманистическая мистика восточного аверро-изма (мужчина в чалме), аристотелизм (старец) и современный художнику гуманизм (пытливо всматривающийся в мир юноша). Вполне возможно, что Джорджоне вложил и этот смысл в создаваемый им образ.

Но человеческое содержание, сложное богатство духовного мира трех героев картины шире и богаче любой одногранной их интерпретации.

По существу, первое такое сопоставление в рамках зарождавшейся художественной системы Ренессанса было осуществлено в искусстве Джотто - в его фреске "Поцелуй Иуды". Однако там сопоставление Христа и Иуды читалось очень ясно, поскольку оно было связано с универсально известной в то время религиозной легендой, и противопоставление это носит характер глубокого непримиримого конфликта добра и зла. Злобно-коварное и лицемерное лицо Иуды выступает как антипод благородно-возвышенного и строгого лика Христа. Конфликт этих двух образов обладает благодаря ясности сюжета огромным непосредственно осознаваемым этическим содержанием. Моральное и этическое (точнее - морально-этическое в их слитности) превосходство, более того, нравственная победа Христа над Иудой в этом конфликте нам неоспоримо ясны.

У Джорджоне сопоставление внешне спокойной, непринужденной, аристократической фигуры благородного мужа и занимающего по отношению к ней зависимое положение фигуры несколько злобного и низменного персонажа не связано с конфликтной ситуацией, во всяком случае, с той четкой конфликтной непримиримостью характеров и их борьбы, которая придает столь высокий трагический смысл у Джотто сближенных поцелуем пресмыкающегося Иуды и Христа, прекрасного своей спокойно-строгой одухотворенностью (Любопытно, что объятие Иуды, предвещающее крестную муку учителю, как бы повторно контрастно перекликается с композиционным мотивом встречи Марии с Елизаветой, включенной Джотто в общий цикл жития Христова и вещающих о грядущем рождении Мессии. ).

Ясносозерцательное и гармоническое в своей скрытой сложности и загадочности искусство Джорджоне чуждо открытым столкновениям и борьбе характеров. И не случайно, что Джорджоне не улавливает драматически-конфликтных возможностей, скрытых в изображенном им мотиве.

В этом его отличие не только от Джотто, но и от своего гениального ученика Тициана, который в период первого расцвета своего еще героически-жизнерадостного творчества, пусть по-иному, чем Джотто, уловил в своем "Динарии кесаря", если можно так выразиться, этический смысл эстетического противопоставления физического и духовного благородства Христа низменной и грубой силы характера фарисея. При этом чрезвычайно поучительно, что Тициан также обращается к общеизвестному евангельскому эпизоду, подчеркнуто конфликтному по характеру самого сюжета, решив эту тему, естественно, в плане абсолютной победы разумной и гармонической воли человека, воплощающего здесь ренессансный и гуманистический идеал над своей собственной противоположностью.

Обращаясь к собственно портретным произведениям Джорджоне, следует признать, что один из наиболее характерных портретов его зрелого периода творчества является замечательный "Портрет Антонио Брокардо" (ок. 1508 - 1510 гг., Будапешт, Музей изобразительных искусств). В нем, безусловно, точно переданы индивидуальные портретные особенности благородного юноши, но они явно смягчены и как бы вплетены в образ совершенного человека.

Непринужденно-свободное движение руки юноши, энергия, ощущаемая в теле, полускрытом под свободно-широкими одеяниями, благородная красота бледно-смуглого лица, сдержанная естественность посадки головы на крепкой, стройной шее, красота контура упруго очерченного рта, задумчивая мечтательность глядящего вдаль и в сторону от зрителя взгляда - все это создает полный благородной силы образ человека, охваченного ясно-спокойной и глубокой думой. Мягкий изгиб залива с недвижными водами, молчаливый гористый берег с торжественно-спокойными зданиями образуют пейзажный фон (Из-за потемневшего фона картины пейзаж на репродукциях неразличим. ), который, как всегда у Джорджоне, не уни-сонно повторяет ритм и настроение главной фигуры, а как бы косвенно созвучен этому настроению.

Мягкость светотеневой лепки лица и руки несколько напоминает сфумато Леонардо. Леонардо и Джорджоне одновременно решали проблему сочетания пластически ясной архитектоники форм человеческого тела со смягченной их моделировкой, позволяющей передать все богатство его пластических и светотеневых оттенков - так сказать, само "дыхание" человеческого тела. Если у Леонардо это, скорее, градация светлого и темного, тончайшая растушевка формы, то у Джорджоне сфумато носит особый характер - это как бы моделировка объемов человеческого тела широким потоком мягкого света.

Портреты Джорджоне начинают замечательную линию развития венецианского портрета Высокого Возрождения. Черты джорджоневского портрета разовьет в дальнейшем Тициан, обладающий, однако, в отличие от Джорджоне, гораздо более острым и сильным чувством индивидуальной неповторимости изображаемого человеческого характера, более динамичным восприятием мира.

Завершается творчество Джорджоне двумя произведениями - "Спящей Венерой" (ок. 1508 - 1510 гг., Дрезден, Картинная галерея) и луврским "Концертом" (1508). Эти картины остались незаконченными, и пейзажный фон в них был дописан младшим другом и учеником Джорджоне - великим Тицианом. "Спящая Венера", кроме того, утратила некоторые свои живописные качества вследствие ряда повреждений и неудачных реставраций. Но, как бы то ни было, именно в этом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека.

Погруженная в тихую дрему, нагая Венера изображена Джорджоне на фоне сельского пейзажа, спокойный пологий ритм холмов которого так гармонирует с ее образом. Атмосфера облачного дня смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм. Характерно, что здесь снова проявляется специфическое соотношение фигуры и фона, понятого как своеобразный аккомпанемент духовному состоянию главного героя. Не случайно, что напряженно-спокойный ритм холмов, сочетаемый в пейзаже с широкими ритмами лугов и пастбищ, вступает в своеобразно созвучный контраст с мягкой, удлиненной плавностью контуров тела, в свою очередь контрастно подчеркнутого беспокойными мягкими складками ткани, на которой возлежит обнаженная Венера. Хотя пейзаж дописан не самим Джорджоне, а Тицианом, но единство образной структуры картины в целом бесспорно основано на том, что пейзаж не просто унисонно созвучен образу Венеры и не безразлично соотнесен к нему, а находится в том сложном соотношении, в котором в музыке находится линия мелодий певца и контрастно сопровождающего его хора. Джорджоне переносит в сферу соотношения "человек - природа" тот принцип решения, которым греки классического периода пользовались в своих статуарных образах, показывая соотношение жизни тела и наброшенных на него драпировок легкого одеяния. Там ритм драпировок являлся как бы эхом, отзвуком жизни и движения человеческого тела, подчиняясь в своем движении вместе с тем иной природе своего инертного существа, чем упруго-живая природа стройного человеческого тела. Так в игре драпировок статуй 5 - 4 века до н. э. был выявлен ритм, контрастно оттеняющий ясную, упруго "закругленную" пластику самого тела.

Как и иные творения Высокого Возрождения, джорджоневская Венера в своей совершенной красоте замкнута и как бы "отчуждена", а вместе с тем и "взаимоотнесена" и к зрителю и к созвучной ее красоте музыке окружающей ее природы. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур.

Безмятежно светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные веки и прекрасный строгий рот создают образ непередаваемой словами прозрачной чистоты.

Все полно той кристальной прозрачности, которая достижима только тогда, когда ясный, незамутненный дух живет в совершенном теле.

"Концерт" изображает на фоне спокойно торжественного пейзажа двух юношей в пышных одеждах и двух обнаженных женщин, образующих непринужденно свободную группу. Округлые кроны деревьев, спокойно медленное движение влажных облаков удивительно гармонируют со свободными, широкими ритмами одеяний и движений юношей, с роскошной красотой нагих женщин. Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. Она была достигнута точным и тонким гармоническим сопоставлением сдержанно холодных и умеренно теплых тонов. Именно эта тонкая и сложная, обретенная через точно уловленные контрасты мягкая нейтральность общего тона не только создавала характерное для Джорджоне единство между утонченной дифференциацией оттенков и спокойной ясностью колористического целого, но и несколько смягчала тот радостно чувственный гимн пышной красоте и наслаждению жизни, который воплощен в картине.

В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, "Концерт" как бы подготавливает появление Тициана. Вместе с тем значение этой поздней работы Джорджоне не только в ее, так сказать, подготовительной роли, а в том, что в ней еще раз раскрывается, никем уже не повторенное в дальнейшем, своеобразное обаяние его творческой личности. Чувственная радость бытия и у Тициана звучит как светлый и приподнято взволнованный гимн человеческому счастью, его естественному праву на наслаждение. У Джорджоне чувственная радость мотива смягчена мечтательной созерцательностью, подчинена ясной, просветленно уравновешенной гармонии целостного взгляда на жизнь.

Образовалась в конце седьмого века в Европе. Столицей был город Венеция. На северо-восточных территориях современной Италии республика не остановилась, образовав колонии в бассейнах Мраморного, Эгейского и Чёрного морей и Адриатики. Существовала до 1797 года.

Республиканское правосудие

Во на пьянцетте заседали министры и совет дожей, там же был суд. секретариат, даже тюрьма. Казнила Венецианская республика всех преступников публично, часто безо всяких объяснений - любой казнённый являлся предателем коллективного интереса.

Разбирательствами - обычно по доносу - занимался тайный Совет десяти. Последний раз горожане видели труп между колоннами на пьянцетте не так давно - в 1752 году, по сию пору существует примета: между колоннами пройти - не к добру.

Впрочем, трупы могут померещиться всюду: и на самом дворце дожей, на верхней его аркаде, где стоят колонны красного цвета, где висели четвертованные останки участников заговора Марино Фальеро, и даже в соборе, на углу которого выставлялись отрубленные головы. Кусок порфира, служивший подставкой под них, до сих пор находится там. Отсюда же провозглашались законы, которые требовала соблюдать Венецианская республика. История её длинна и противоречива.

Уникальное государство

Просуществовавшая с пятого века почти по девятнадцатый, республика имела выборные органы самоуправления и, можно сказать, демократию. В далёком 466 году лагуны объединила это нестареющая идея. Двенадцать представителей были избраны в Совет двенадцати важнейших на те времена островов, составлявших Венецию: Беббе, Градо, Гераклея, Каорле, Торчелло, Иезоло, Риальто, Мурано, Повелья, Маламокко, Большая и Малая Кьоджии.

Венецианская республика вынуждлена была воевать трудно и постоянно: Одоакр, остготы, Восточная Римская империя, неоднократные вторжения лангобардов... Так выявилась необходимость верховного правления. Первого дожа избрали на всю его жизнь, но без передачи своего поста в наследство в 697 году. Это был Паоло Лучио Анафесто - глава Венецианской республики. Хотя первое абсолютно строго документированное избрание произошло только в 727, когда дожем стал Орсеоло.

Сдержки и противовесы

Политическая система Венеции имела исключительно сложную систему управления. Прежде всего, это было нужно для того, чтобы не произошло узурпирование власти.

  • Большой совет: высший орган, избирающий основные советы, магистратов и дожей. Членство ограничено наследственностью под запись в "Золотой книге". Численность в разное время от 400 до тысячи человек.
  • Дож: избран из числа прокураторов Сан-Марко - должность пожизненная. Одиннадцать этапов выборов. Принимать самостоятельные решения не мог, власть ограниченная. Невозможность путешествий и владения собственностью за границей.
  • Малый совет: шесть советников при доже и три члена Совета сорока.
  • Сенат: сто двадцать членов, избранных на год с правом быть переизбранными. Ещё сто сорок членов без права голоса. Руководитель Сената - Коллегия из шестнадцати человек. Совет обсуждал и решал всю внешнюю и внутреннюю политику.
  • Совет сорока: верховный суд республики. Составлялся Большим советом.
  • Совет десяти: практически инквизиция. Особая слежка за дожем. Члены избирались на год Большим советом. Родственность запрещена. Полностью анонимный состав.
  • Другие институты власти: профессиональные гильдии, религиозные братства.

Выбирать и стать избранным мог любой венецианец, но, как всегда и всюду, дожем становился представитель одного из самых богатых семейств. Такие выборы имела не только Венецианская республика. История повторяется постоянно.

Приобретение могущества

Формально город Венеция числился за на короткое время Карл Великий присоединил его к своей, но фактически тут всегда была вольница. Положение безопасное и выгодное. Венецианская республика не только весьма успешно торговала, но и воевала победоносно, особенно на море. В итоге восточный берег Адриатики и большая часть Нижней Италии стали под руку венецианского дожа.

Особенно обогатили торговые связи, и город Венеция стал процветать, распространив влияние на Средний и Ближний Восток. Конкуренты в лице городов-республик Пизы и Генуи не могли тягаться с республикой дожей.

Ограничение прав

Тем не менее внутри государства демократы всерьёз боролись с аристократами. Желанию некоторых превратить республику в наследственную монархию не суждено было сбыться. В 1172 году был созван Большой совет выборных депутатов, который сильно ущемил могущество дожей.

Коллегиальные органы меняли свои названия и численность: республика святого Марка, как часто именовалась Венецианская республика в Средние века, создавала то Совет сорока, то Совет пятисот, и эти органы отбирали властные полномочия, принадлежавшие дожам, они же и регламентировали, и контролировали все действия главного управителя государства. Они же сделали республику олигархической, контролируя выборы.

На этом снимке лев Святого Марка, евангелиста, именем которого назван Собор и действовал Совет десяти, которым по праву гордилась Венецианская республика. Герб перед вами.

Олигархия

Самой используемой государственной программой долгое время была война, и олигархи явились неиссякаемым источником финансирования. Займы сделались принудительными и касались наиболее состоятельной части населения. Невозможно было отказаться или игнорировать постановление, которое вынесла Венецианская республика. История сохранила немало имён тех, кто попытался противиться, и чей конец оказался бесславным. Тем не менее общее народное собрание было постепенно упразднено и распущено. Законодательство работало только во благо аристократии.

После завоевания крестоносцами Константинополя Венеции досталось три восьмых всей территории Византии и весь остров Крит. Таким образом, к концу пятнадцатого века она была богата и не боялась врагов. Среди венецианцев было более людей науки и искусства, чем в любом другом государстве. Процветали и промышленность, и торговля. Народ стремительно богател, поскольку его не душили налогами.

Перемены

Португалия в 1498 году открыла морскую дорогу в Ост-Индию, и город Венеция лишился всех выгод восточной торговли. Османская исперия взяла Константинополь и отняла у венецианцев практически всё, что им принадлежало, даже Албанию и Негропонт, а потом и Кипр, и Кандию. С 1718 года Венецианская республика практически перестала участвовать в мировой торговле.

У неё оставалось около двух с половиной миллионов подданных, живущих в самой Венеции, в Далмации, Истрии и на Ионических островах. А после Французской революции и последняя самостоятельность города была утрачена. Бонапарт объявил республике войну. Никакие переговоры и уступки не подействовали. Венеция сдалась на милость победителя в 1797 году. Территория республики была поделена между Австрией, Францией и Итальянским королевством.

Итоги

Полнокровно просуществовавшая более 1100 лет, завоевавшая территории тысячекратно большие, чем сама, имевшая самый массивный военно-морской флот в Средиземноморье, враждовавшая с турками и Османской империей, Венецианская республика останется в памяти человечества как первое То, что она впоследствии не смогла защитить не только завоёванное, но и свою столицу - тоже урок: война с соседями ничуть не лучше гражданской.

Годах.

На берегах северо-западного залива Адриатического моря жили в древности венеты, от которых страна получила название. Во время переселения народов, когда вождь гуннов Аттила в 452 году разрушил Аквилею и завоевал всю верхнюю Италию до реки По, многие жители Венеции искали убежища на островах в соседних лагунах. С тех пор здесь постепенно возникло несколько городских поселений, как то: Градо, Гераклея, Маламокко, Киоджа. После падения Западной Римской империи Венецианские острова вместе с остальною Италией подпали под владычество Одоакра , потом остготов и наконец - Восточной Римской империи; даже после вторжения лангобардов они оставались еще под властью Византии. В неоднократных войнах с лангобардами постепенно выяснилась необходимость более тесного единения и общего управления. Поэтому духовные и светские вожди населения, вместе со всеми жителями островной группы, избрали в 697 Павла Анафеста (Paoluccio Anafesto) общим верховным главою на всю его жизнь, dux"ом, или дожем. Местопребывание правительства находилось сперва в Гераклее, в 742 году было перенесено в Маламокко и в 810 году на пустынный до тех пор остров Риальто, где после того возник город Венеция.

В 806 году венецианская островная группа была на короткое время присоединена к империи Карла Великого, но уже по миру 812 года возвращена (вместе с Далмацией) Византийской империи.

Вскоре после этого Венеция, умело пользуясь своим выгодным и безопасным положением между Восточною и Западною империями, развила свое благосостояние и сделалась богатым и могущественным торговым городом. Ее флоты победоносно сражались против норманнов и сарацин Нижней Италии, равно как против славянских пиратов на восточном берегу Адриатического моря. К островам в лагунах и прилегающей к ним береговой земле были присоединены земли, завоеванные в Истрии, а прибрежные города Далмации в 997 году добровольно поставили себя под венецианское покровительство.

Будучи владычицей Адриатического моря, Венеция в действительности пользовалась полною независимостью; но, во внимание к торговым интересам, она еще долгое время сохраняла кажущуюся политическую связь с Византийской империей. Во время Крестовых походов Венеция достигла высокой степени процветания и распространила свои торговые связи, несмотря на конкуренцию Пизы и Генуи, на весь Восток. Внутри республики неоднократно возникала борьба между демократической и аристократической партией; некоторые заявляли даже желание превратить пожизненное правление дожей в наследственную монархию. После одного восстания, в котором погиб дож Витале Микиель, в 1172 году учрежден был Большой совет, состоявший из выборных нотаблей (Nobili), который с тех пор сделался высшею властью и сильно ограничивал могущество дожей и синьории (правительственной коллегии из шести советников). Созываемое прежде общее народное собрание стало с тех пор созываться лишь в исключительных случаях и в 1423 году было совершенно отменено. Под господством аристократии были выработаны законодательство В. и ее административное устройство.

Могущество республики достигло высшей степени, когда дож Энрико Дандоло при содействии французских крестоносцев завоевал в 1204 году Константинополь и при разделе между союзниками приобрел на долю Венеции три восьмых Византийской империи и остров Кандию. Венеция не могла, однако, помешать падению в 1261 году Латинской империи, а византийские императоры после того предоставили генуэзцам такие широкие права в Константинополе, что венецианцы были оттеснены на задний план. Кроме того, с 1256 г. началась продолжительная война между Венцией и Генуей, веденная с переменным счастьем. Аристократическо-олигархическое устройство Венеции в 1297 году стало еще более замкнутым, вследствие уничтожения дожем Пиетро Градениго Большого совета, и превращения избиравшейся до тех пор ежегодно синьории в наследственную коллегию, в состав которой входили записанные в Золотую книгу фамилии нобилей.

Последовавшее после заговора Тьеполо в 1310 году учреждение Совета Десяти, которому вверено было с обширными полномочиями полицейское управление, дополнило эту аристократическую систему. С тех пор Золотая книга открывалась лишь в редких случаях (1379, 1646, 1684-1699, 1769), и только небольшое число фамилий занесено в разряд нобилей. Дож Марино Фальери за свой заговор против аристократии в 1355 г. заплатил жизнью. Перемена, происшедшая в сношениях с Левантом, побудила республику обратить главное свое внимание на Италию, особенно после того, как соперница Венеции Генуя после 130-летней борьбы была побеждена в 1381 году Венецианские владения на материке (Terra ferma) все более расширялись. Виченца, Верона, Бассано, Фельтре, Беллуно и Падуя со своими территориями были присоединены в 1404-1405 годах, Фриуль - в 1421 году, Брешия и Бергамо - в 1428 году и Крема - в 1448 году, и около того же времени окончено было завоевание Ионических островов. Наконец, вдова последнего кипрского короля Катарина Корнаро в 1489 году уступила республике остров Кипр.

В конце XV века Венеция была богата, могущественна, внушала страх своим врагам, и в ее населении научное и художественное образование было распространено более, чем в среде других наций. Торговля и промышленность процветали. Налоги были незначительны, и правление имело мягкий характер, когда дело не касалось политических преступлений, для преследования которых назначены были в 1539 году три государственных инквизитора. Но затем наступили перемены, которых никакое благоразумие отвратить не могло. Португалец Васко да Гама открыл в 1498 году морской путь в Ост-Индию, и Венеция с течением времени лишилась выгод ост-индской торговли. Османы сделались властелинами Константинополя и мало-помалу отняли у венецианцев владения, принадлежавшие им в Архипелаге и Морее, равно как Албанию и Негропонт. Опытная в ведении государственных дел республика лишь с небольшими относительно потерями избавилась от опасности, которою грозила ей основанная папою Юлием II лига, поставившая ее на короткое время почти на край гибели; эта борьба дала новый толчок ее могуществу и влиянию. В церковной распре с папою Павлом V, в которой монах Павел Сарпи защищал дело Венеции (с 1607), республика отстояла свои права против иерархических притязаний. Заговор против независимости республики, затеянный в Венеции в 1618 году испанским посланником маркизом Бедемаром, был вовремя открыт и подавлен кровавым образом. С другой стороны, турки отняли у Венеции в 1671 году остров Кипр , а в 1669 году, после 24-летней войны, и Кандию. Последние крепости на этом острове были потеряны Венецией лишь в 1715 году. Морея в 1687 году была вновь завоевана и по Кардовицкому миру 1699 года уступлена турками, но в 1718, по Пассаровицкому миру, была им возвращена. С этого времени республика почти перестала принимать участие во всемирной торговле. Она довольствовалась сохранением своего устаревшего государственного строя и удержанием за собою, при соблюдении строжайшего нейтралитета, остальных своих владений (Венеции, Истрии, Далмации и Ионических островов), в которых было до 2½ млн. подданных.

В войнах, возникших вследствие Французской революции, Венеция утратила свою самостоятельность. Когда Бонапарт в 1797 году вторгся в Штирию, в тылу у него восстало против французов сельское население Терра фермы. Вследствие этого, по заключении предварительных мирных условий с Австрией, Бонапарт объявил республике войну. Тщетно пыталась она уступчивостью и переменою конституции склонить победителя на милость. Последний дож, Луиджи Манин, и Большой совет принуждены были 12 мая 1797 года подписать свое отречение. Затем, 16 мая, город Венеция был без сопротивления занят французами.

Загрузка...
Top