В помощь школьнику. Проблематика и идейный смысл «Горя от ума

В самом названии комедии Грибоедова "Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди "ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и "мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название.
Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению.
Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: "Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”.
Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению "сгибаться вперегиб”, когда надо было "подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.
По своей натуре Молчалин - мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, "чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- "угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что "в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как "в чинах он небольших”. Софью он любит "по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин "дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся "набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает "слепое подражанье” всему иностранному. Ум Чацкого - ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.
Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него "мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она - дочь своего отца.
В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже. Таким образом, в комедии "Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.
Проблема "ума" грибоедовской комедии состоит в том, что является ценностью для Чацкого, что доя Фамусова, Молчалина и Скалозуба.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Уже в самом названии комедии «Горе от ума» (1822 - 1824) отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Это нашло яркое выражение в пушкинской «Вакхической песне» (1829): «Так ложная мудрость мерцает и тлеет // Пред солнцем бессмертным ума». Но в 20-е годы XIX в. в условиях серьезных общественных противоречий наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Так происходит в комедии Грибоедова.

Далеко не случайно темы ума (учения, знания) касаются почти все действующие лица комедии. И сразу же намечается резкий контраст. Для Чацкого высшая ценность - «ум, алчущий познанья», для Фамусова - «Ученье - вот чума...». Репетилов убежден, что «умный человек не может быть не плутом». Скалозуб презрительно бросает: «Ученостью меня не обморочишь...». И Софья уже со своих позиций спрашивает (заранее зная ответ): «Зачем ума искать?» и «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?», что определяет ее место в системе образов. Чацкий, свято верящий в силу ума, с ужасом замечает, что его никто не понимает - и понимать не хочет, что ум приносит ему не радость, не счастье, а горе. Этот спор об уме принципиально важен в комедии, ибо затрагивает вопрос, приобретавший общественно-политическое значение. Так с самого начала проявляется резкое разделение: косное фамусовское общество, думающее прежде всего о привычных ценностях: деньгах, карьере, положении в свете, и Чацкий, являющийся выражением идеалов декабристов, просветителей по своим коренным убеждениям. Конфликт этот намечен сразу же, он объединяет две сюжетные линии в пьесе: личную, психологическую, связанную с любовью Чацкого к Софье, и общественно-политическую.

Чацкий приезжает рано утром в дом Фамусова вовсе не для того, чтобы вступить в бой с отжившими взглядами, произносить громкие монологи. Он спешит повидать любимую девушку. Но оказывается, что любовь героя обречена на неудачу - и не просто потому, что Софья не отвечает взаимностью Чацкому, а еще и по иной причине: нет ничего общего, что связывало бы героя с ее миром. По-разному мыслят, говорят, поступают Чацкий и представители фамусовского круга (не исключая и Софью). Во II действии Чацкий разговаривает с Фамусовым о Софье. Речь идет о сватовстве, то есть о вещах, казалось бы, сугубо семейного, бытового характера. Но этот разговор мгновенно переходит в открытый спор о жизни, экономике, мировоззрении, о политике, наконец. Таким образом, различие человеческих характеров, психологии определяется у Грибоедова принципиально противоположными жизненными позициями, прямым антагонизмом в ценностных ориентирах.


В «Горе от ума» происходит постоянная, прямая и ожесточенная борьба двух лагерей. Казалось бы, Чацкий в этой борьбе одинок. Однако, если внимательно вчитаться в текст, выясняется, что у него есть и единомышленники, люди близкие ему по взглядам.

Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который вдруг оставил службу, хотя вот-вот должен был получить очередной чин. Он же «крепко набрался каких-то новых правил», «в деревне книги стал читать». В этом же ряду и племянник княгини Тугоуховской князь Федор, который «чинов не хочет знать», а занимается наукой. Акад. М. В. Нечкина, много внимания уделившая проблеме лагеря Чацкого, обратила внимание на слова Софьи о герое комедии: «В друзьях особенно счастлив». Следовательно, есть у него друзья, есть свой лагерь, от имени которого он выступает здесь, в доме Фамусова: «Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдется...» Множественное число здесь далеко не случайно. Чацкий явно говорит не только от своего имени: «Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы» - и т. д. И Фамусов, в свою очередь, не только одного Чацкого имеет в виду, когда восклицает, рассказав о низкопоклонстве Максима Петровича: «А? как по-вашему? по-нашему - смышлен».

Показательно, что представители фамусовского мира очень быстро находят соответствующую политическую терминологию, определяющую позицию Чацкого в общественной борьбе эпохи. Они сопоставляют его с деятелями европейского освободительного движения. С точки зрения Фамусова, он карбонарий, по млению княгини Тугоуховской - якобинец. И даже глухая графиня-бабушка сразу нашла соответствующий термин: «Ах окаянный вольтерьянец».

Конфликт проявляется во всем: и в определении ценности человеческой личности, и по отношению к народу, и в понимании патриотизма. Для Чацкого главная ценность человека заключается в его гражданском служении Родине. Для Фамусова, Скалозуба, Молчалина идеи блага Отечества просто не существуют. Достаточно вспомнить, с каким вкусом и удовольствием рассуждают они о наградах, чипах, знаках отличия - о чем угодно, только не о деле: «А у меня что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой». Конфликт носит идейный, сознательный характер. Чацкий проповедует свои идеи, но и Фамусов старательно стремится внушить собеседнику свой взгляд на ьещи, увлечь его на свою сторону: «Учились бы, на старших глядя...» И даже Молчалин пытается поучать Чацкого: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам...»

Система образов. В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом. Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его самохарактеристики, и взаимоотношения с иными действующими лицами. В результате возникает представление о живом многогранном человеческом характере. Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной. Фамусов - консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит этому строю, грозит лично ему. Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.

Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" является ключевой. Само название свидетельствует об этом. Говоря о комедии, её тематике и образной системе, эту проблему необходимо рассматривать, пожалуй, самой первой. Во все времена была актуальна проблема ума и безумия. Объявлялись сумасшедшими и зачастую оставались непонятыми современниками умные, передовые люди своего времени. Идеи, шедшие вразрез с общепринятыми и проповедуемые передовыми людьми современности, подвергались гонению.

Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему неслучайно. Комедия "Горе от ума" написана перед декабрьским восстанием и повествует о реакции общества на появление передового разума в России. Первоначальное название комедии было "Горе уму", затем автор заменил его на "Горе от ума".

Замысел пьесы не был изначально таким, каким он представляется нам сегодня. Грибоедов создал много версий своего произведения. "Горе уму" подразумевает угнетение Чацкого, который становится изгоем в фамусовском обществе. "Горе от ума" заставляет задуматься о том, нужен ли вообще Чацкому ум в такой обстановке, и мы понимаем, что от этого ума плохо и самому герою. То есть проблема становится двусторонней.

При всей своей примитивности она приносит прекрасные плоды. Все без исключения члены старомосковского общества действуют по одной и той же схеме, которая не формулируется в произведении явно, но лежит на поверхности. Если мы вспомним, что Максим Петрович ради хорошего положения выступал, фактически, шутом ("Упал он больно, встал здоров"), и молчалинскую "философию" ("В мои лета не должно сметь своё суждение иметь"). Для начала формула успеха требует чинопочитания. Перед всеми, кто выше тебя по званию, необходимо пресмыкаться (большинство "крупных" внесценических персонажей похожи на полубогов). Рано или поздно это приведёт того, кто ранее "в мире брал лбом", "стучал об пол не жалея", как выразился Чацкий, к власти, и тогда новоявленный "большой человек" имеет полное право унижать тех, кто ниже его. Чацкий себе такого не может позволить, он слишком ценит свою честь, достоинство и ум. Вот почему ему "горе от ума" - он только страдает, не принимая идеи Фамусова и его единомышленников.

Но на самом деле "горе" от ума Чацкого не только ему самому, но и фамусовскому обществу. Образованность и просвещение наносят непоправимый удар старой Москве. Мы видим, что один Чацкий довольно сильно испугал всех присутствующих на вечере у Фамусова, и лишь своим количеством смогли они вытеснить "инородное тело" из своего круга. Если же таких, как Чацкий, будет много, то фамусовское общество потерпит окончательное и сокрушительное поражение.

Итак, "Горе от ума", при всей сложности проблемы, даёт нам надежду на "просвещение в конце тоннеля", если можно так выразиться, в лице таких умных и высокообразованных людей, как Чацкий. И фамусовское общество выглядит чем-то мертвенно-бледным и отмирающим в своих попытках противостоять этому.

Главный герой еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: "И в чтенье прок-от невелик". Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: "Ученье - вот чума, ученость - вот причина". Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.

Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек - это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но, тем не менее, более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба:

"Солидный человек и знаков
тьму отличья нахватал,
не по летам и чин завидный,
не нынче завтра генерал".

В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, "как делали отцы". Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению "сгибаться вперегиб", когда надо было "подслужиться". Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.

По своей натуре Молчалин - мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, "чтоб награжденья брать и весело пожить". В своей практике он следует заветам отца - "угождать всем людям без изъятья", но при этом считает, что "в его лета не должно сметь свое суждение иметь", так как "в чинах он небольших". Софью он любит "по должности", успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин "дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных".

Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить "делу, а не лицам". Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся "набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле". Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает "слепое подражанье" всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого - ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.

Не случайна и любовь Чацкого к Софье, ведь Софья тоже обладает умом, но практическим. Это типичная девушка своего времени и класса, ум свой черпает из французских сентиментальных романов. И выбирает себе в мужья Молчалина, чтобы со временем сделать из него "мужа-мальчика, мужа-слугу", и при этом руководствуется житейской мудростью, так как она - истинная дочь своего отца и своего времени.

Еще один тип ума есть в комедии. Его мы видим у Лизы, горничной в доме Фамусова. Она выражает авторскую позицию и именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: "Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий", "Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами" и так далее. Несомненно, Лиза от природы умна и обладает житейской мудростью простолюдинки, она преданна своей Софье, но при этом находчива и хитра.

Итак, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом представлены различные типы ума в комедии Грибоедова "Горе от ума". Объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинут

Не будучи официально изданной, комедия "Горе от ума" становится одним из самых популярных произведений в России, и прежде всего в кругу декабристов Это было совсем не случайно: проблематика комедии вполне отвечала идейно-нравственным устремлениям декабристов. Членом тайного общества декабристов Грибоедов не стал, хотя весьма сочувственно относился ко многим декабристским идеям и также был оппозиционно настроен по отношению к правительству. Не случайно декабристы высоко оценили обличительный пафос комедии и восприняли ее как поэтическую декларацию идей декабризма. Однако особым качеством комедии Грибоедова оказалось то, что глубина ее содержания становилась все ощутимее с ходом времени. С одной сторону, комедия осветилась трагическим отблеском декабристского восстания и обнажила принципиальную глубину конкретно-исторического конфликта. В столкновении пылкого правдолюбца Чацкого с фамусовским миром стала очевидной пропасть, отделившая демократически настроенную интеллигенцию от основной массы крепостнического барства. Комедия Грибоедова стала ярким художественным документом эпохи декабризма. Таким образом, сюжетную основу "Горя от ума" составляет конфликт, выражающий основное содержание своего времени – столкновение "века нынешнего" и "века минувшего".

главная идея комедии “Горе от ума” - революционная : обличение мракобесия, отмена крепостного права, честь по уму, свобода личности. Сам Грибоедов реализовался в этой великой идее, поэтому и великий русский поэт снял перед мертвым Грибоедовым шляпу. В этот момент Пушкин преклонялся перед будущей свободой нашего Отечества!

Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружала их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.

Блестящий ум автор произведения, воплощенный в Александре Андреевиче Чацком, главном герое комедий, беспощаден к тупым и зажиревшим обывателям московского «света», погрязшим в ленивой праздности и ностальгии Но в глухо затворенные двери особняков, где «предрассудки стары», несущий передовые идеи свободолюбия, просвещения, гуманизма. Его представителем и является Чацкий, впервые в нашей литературе бросивший вызов обществу крепостников и консерваторов.

Действие грибоедовской пьесы развивается стремительно. Избрав для сюжета.классический «любовный треугольник» и сохранив традиционную форму комедии (действие происходит в одном месте - особняке Фамусова в течение одного дня. причем круг действующих лиц постоянен). Грибоедов сразу дает нам понять: личная интрига уступает место конфликту иного рода - социальному. Тем не менее «тайна» Софьи открывается Чацкому лишь в финале, вплоть до которого он все еще на что-то надеется. Как знать, не будь этой надежды, вступил бы он в столкновение с Фамусовым. Скалозубом и им подобными,. высказал бы то, что он о них думает?.. Но он сделал это. Его монологи, правда, пока еще предупреждения, это еще только слова, но зато какие слова!

Конфликт развивается тем интереснее, что чисто внешний на первый взгляд пустяк (реплика раздраженной Софьи - типичная реакция избалованного существа) сразу подхватывается окружающими и раздувается до социальных размеров. Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. «Мечтатели опасные» вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно срывают маски лицемерного благополучия. И вот Фамусов уже не. почтенный чиновник и любящий отец, не радушный и хлебосольный хозяин, а безжалостный крепостник, враг просвещения. Обладатель блестящего полковничьего мундира Скалозуб - тупой солдафон, «острослов» Репетилов - пустой болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий - наглый мошенник. А вокруг них - толпы призраков наподобие графини-бабушки и князей Тугоуховских…

Грибоедов идеализирует своего героя, чьи искренние монологи несколько длинноваты, а их остроумие скорее пугает, чем убеждает слушателей, собравшихся у Фамусова. Но ведь слова Чацкого прозвучали в нашей литературе фактически впервые! И не просто смело, горячо, а умно, глубоко

Во все времена были, есть и. вероятно, будут свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары, которые, прежде всего благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в своем отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, «естественный» ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт.

В комедии «Горе от ума» писатель отражает столкновения двух лагерей: лагеря молодой России, представленного Чацким и лагеря жестоких крепостников , представленного Фамусовым, Скалозубом, Хлестовой, Молчалиным и другими. Этот конфликт - не художественная выдумка автор произведенияа, он показывает в пьесе поколение будущих декабристов, которые проникнуты любовью к родине и к народу, они революционеры, которые борются с нравственным насилием над личностями. В произведении против этого выступает Чацкий. Он сын покойного друга Фамусова, вырос в его доме, воспитывался и учился вместе с Софьей. Чацкий человек образованный, занимающийся литературной работой: «Он славно пишет, переводит», служил на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей, это обогатило его новыми взглядами, расширило кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. Борьба между Чацким и фамусовским обществом приобретает все более ожесточенный характер, она оборачивается личной драмой Чацкого, крушением его надежд на личное счастье. Если Фамусов - защитник старого века, времени крепостничества, то Чацкий с негодованием говорит о крепостниках, о крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатеринского века, Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность . Для Фамусова же идеалом является Скалозуб, рассматривающий службу, как источник личных выгод. Чацкий же разрывает связи с министрами, уходит со службы, потому что он хочет служить Родине, а не прислуживать начальству. «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» - говорит он. Чацкий - за развитие русской культуры. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против пустого, бессмысленного, слепого подражания иностранцам. Чацкий отстаивает свободу слов, мыслей, он считает, что каждый человек вправе высказывать свое мнение. В комедии Чацкий вынужден бороться сам. Но среди внесценических образов упоминаются единомышленники, разделяющие его взгляды. Заканчивается комедия не поражением Чацкого, хотя он и объявлен сумасшедшим, у читающих не создается впечатление того, что он побежден. Он покидает Москву, чтобы примкнуть к членам тайного общества, чтобы продолжить борьбу за освобождение народа от крепостного права.

Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" является ключевой. Само название свидетельствует об этом. Говоря о комедии, её тематике и образной системе, Во все времена была актуальна проблема ума и безумия. Объявлялись сумасшедшими и зачастую оставались непонятыми современниками умные, передовые люди своего времени. Идеи, шедшие вразрез с общепринятыми и проповедуемые передовыми людьми современности, подвергались гонению. Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему неслучайно. Комедия "Горе от ума" написана перед декабрьским восстанием и повествует о реакции общества на появление передового разума в России. Первоначальное название комедии было "Горе уму", затем автор заменил его на "Горе от ума". Горе от ума" заставляет задуматься о том, нужен ли вообще Чацкому ум в такой обстановке, и мы понимаем, что от этого ума плохо и самому герою. То есть проблема становится двусторонней. Но на самом деле "горе" от ума Чацкого не только ему самому, но и фамусовскому обществу. Образованность и просвещение наносят непоправимый удар старой Москве. Мы видим, что один Чацкий довольно сильно испугал всех присутствующих на вечере у Фамусова, и лишь своим количеством смогли они вытеснить "инородное тело" из своего круга. Если же таких, как Чацкий, будет много, то фамусовское общество потерпит окончательное и сокрушительное поражение. Итак, "Горе от ума", при всей сложности проблемы, даёт нам надежду на "просвещение в конце тоннеля", если можно так выразиться, в лице таких умных и высокообразованных людей, как Чацкий. И фамусовское общество выглядит чем-то мертвенно-бледным и отмирающим в своих попытках противостоять этому. 44 Образ Чацкого гражданина патриота

Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов. Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума». Главный герой пьесы – это Александр Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова. Чацкий – это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он – просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство. Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого: Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам. Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени - декабристам.

Главное – это те общественные отношения, которые существовали в России. Крепостное право было ненавистно каждому свободомыслящему человеку. Чацкий изображен в комедии не просто как «свободы сеятель пустынный» , а как будущий декабрист: С гневом и болью обличает он в своих монологах ярых крепостников Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина: Чацкий любит народ , называет его «добрым и умным» , отсюда его страдания о судьбе народа. Особенно заставляют страдать Чацкого пороки фамусовского общества. Это общество тормозит всему передовому, преграждает ему путь к народу. Особенно ненавидят они просвещение: То, что общество яростно сопротивляется воздействию благородных идей, наносит удар по философии Чацкого и прибавляет ему терзаний. Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому. Преклонение вызывает и фрак иностранца, что также больно видеть Чацкому. Чацкий выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья» . Но когда Чацкий произносит эти слова, все убеждаются, что он сумасшедший. Образ Чацкого – образ гражданина в высоком понимании этого слова. Рабской морали фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга ; он готов служить Родине, ее интересам. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» . В этом также заключено страдание героя. Высокое понимание долга – светлая сторона личности Чацкого. Трагическая коллизия между долгом и чувством обрывает трагически все в душе Чацкого.

Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Его возмущают те традиции, которые сформировались в высшем обществе в эти времена. Ему не нравится низкопоклонство, он предпочитает “служить делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”. Все это не по душе Чацкому, поэтому он с гневом обличает “негодяев знатных” (фамусовское общество). Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины. Человека, у которого хватает смелости осуждать высшее общество, выступать против царя и крепостного права. Главный герой понимает всю опасность своих слишком искренних речей, но никогда не отступает от начатого дела. Он точно знает, за что борется и какова его цель в жизни. Он не теряется в своих речах и действиях Чацкий боролся за лучшие перемены в жизни простых русских людей, за свободную жизнь, не зависящую от “негодяев знатных”, для которых характерны угодничество, подхалимство, лицемерие и подлость. образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за будущее своей Родины. Таких людей мало найдется среди “фамусовского общества”, которое сформировалось в те времена. Это лишь считанные люди. Единственное, что удерживало Чацкого в доме Фамусова, - это его любовь к Софии. После того как он понял, что между ними нет взаимных чувств, он решает навсегда покинуть Москву... Своим оружием Чацкий избрал слово. Какие точные, меткие и беспощадные характеристики дает он московским богачам: "к свободной жизни их вражда непримирима", "... грабительством богаты", "... разливаются в пирах и мотовстве"! В обличительных монологах Чацкий поднимается до высокого гражданского пафоса. Герой убежден в том, что нужно судить о людях не по их положению и богатству, а по деловым и нравственным качествам. В силу этого Чацкий ненавистен обществу как новый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить - возводит на него клевету. Разве смирится оно с осуждением Чацкого системы воспитания, когда молодежь презирает свой народ, национальную культуру? Всю страсть души вкладывает он в обличение "пустого, рабского, слепого подражанья". Чацкий осмелился "гласно объявлять" свои здравые мысли, но таких-то людей и ненавидят в обществе, называя "мечтателями опасными", сумасшедшими. И не так ли отнеслись бы к Чацкому, окажись cm среди наших современников? До недавнего времени всех инакомыслящих объявляли сумасшедшими, упрятывали в психиатрические больницы, выгоняли из страны, сажали в тюрьмы. Горе Чацкого не только от ума, но и от любви. Он узнал, что Софья его не любит. Но это горе можно пережить. Полюби Софья другого Чацкого, Александру Андреичу было бы, безусловно, тяжело и больно, но он пережил бы. Наибольшее страдание причиняет Чацкому то, что именно Молчалин смог стать героем Софьи. Вот где трагедия. Страшно, что Софья в толпе мучителей, среди тех, кто гонит и клянет. Чацкий осознал, что находится в окружении врагов, и никто, даже любимая девушка, не понимают его. Сколько примеров подобных драм можно наблюдать и сегодня! Ведь и сейчас "молчалины блаженствуют на свете", они любимы, потому что умеют всем угодить. Для нас, нынешних, Чацкий остается прежде всего русским человеком, осознавшим не только свою национальную гордость, но и высокие нравственные задачи гражданина. Время Грибоедова - далекая от нас эпоха, но смелая борьба патриота Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке и обществе вызывает сочувствие и симпатию современного читателя и зрителя. Комедия Грибоедова помогает нашей борьбе против низкопоклонства перед всем иностранным, против таких социальных явлений, как карьеризм, стяжательство, подхалимство/бюрократизм, раболепие, напоминает о высоких нравственных понятиях и целях, достойных русского человека.

Цели урока:

Образовательная:

раскрыть для себя одну из основных проблем, поставленных А.С.Грибоедовым в комедии;

обучающая:

стимулирование исследовательской деятельности учащихся;

развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

воспитательная:

формирование ценностно-ориентационного единства группы;

принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

Ход урока:

  1. Сообщение учителем темы и задач урока.

  2. Подход к проблеме.

-Какие ключевые слова выделим в теме урока?

Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

-Что такое проблема?

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос,

требующий решения, исследования.

Дайте свое определение понятию «УМ».

  1. Работа со словарём.

Словарь С.И.Ожегова.

Ум

Способность человека мыслить, основа сознательной разумной жизни.

Перен. О человеке как носителе интеллекта.

Словарь Академии наук СССР. Под редакцией А.П. Евгеньевой.

Ум

Познавательная и мыслительная способность человека логически мыслить.

Сознание, рассудок.

Человек с точки зрения его умственных и интеллектуальных способностей.

К какому выводу мы можем прийти?

– это понятие достаточно широкое

Какие определения для нас особенно важны в свете решения нашей проблемы?

Способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта.

Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, люди как носители определенных представлений, умственных запросов.


Заметьте, что слово «УМ» впервые нам встречается в названии пьесы, причем в таком практически парадоксальном сочетании, как горе от ума. В какой-то степени это «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье» или «дуракам всегда везёт».


В чем проблема? Почему, на ваш взгляд, она возникает в комедии?

в комедии герои неоднозначно относятся к этому понятию;

для каждого под понятием «ум» мыслится что-то своё(Чацкий и «фамусовское общество»).

А Пушкин отказал Чацкому в уме, получается, что Чацкий вне проблемы?

Грибоедов в письме к Катенину так излагал план своей комедии «…мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет!) и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека и этот человек, разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше почих….»

если вернуться к названию комедии, то можно увидеть, что кому-то от его ума горе и проблема в том, чтобы разобраться: кому горе? Можно предположить, что, если кому-то от ума горе, то счастливы дураки, и тогда эта проблема выходит на конфликт между умными и дураками.

Проблема, очевидно, в том, что сталкиваются различные типы ума

и т.д

В высказываниях кого из героев А.С.Грибоедова эта проблема практически сформулирована?

Великолепно формулирует эту идею Софья, сравнивая своего избранника Молчалина с Чацким:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Что нужно сделать, чтобы доказать правильность выдвинутых вами гипотез?

Чтобы осмыслить эту проблему и доказать правильность выдвинутых гипотез нужно найти аргументы.

Прочитать мнение А.С.Пушкина и подумать, согласимся мы с ним или нет.

Поработать с цитатным материалом.

  1. Реализация домашнего задания:

-Дома вы должны были выписать цитаты, отражающие аспекты этой проблемы, сейчас они вам пригодятся для ответа на предлагаемые вам задания. Предлагаю работать по группам.

Помните, что необходимо говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая избыточности информации; при работе в группах важно не только умение говорить, но и умение слушать и анализировать высказывания друг друга.

5.Задание группам:

1 группа .

Проанализируйте все высказывания, касающиеся «ума» Чацкого.

Каким «умом» обладает этот герой, по мнению других персонажей пьесы?

Но под умом, приносящим горе своему обладателю, а заодно и тем, кто его окружает, понимается ум Чацкого, «ум, алчущий познаний», стремящийся к вечному самосовершенствованью и горько страдающий от несовершенства мира, как бы открытый вовне, бичующий пороки, ищущий новые пути.

Впервые о нем мы узнаем из разговора Софьи и Лизы:

Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!..(Лиза)

Остёр, умён, красноречив..(Софья)

Фамусов тоже не отказывает Чацкому в уме, но считает, что он разменивается по мелочам, когда мог бы сделать великолепную карьеру - высшее достижение в глазах Фамусова: «Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...»

И Молчалин, зная Чацкого как человека умного, недоумевает, что мешает ему «и награжденья брать, и весело пожить» и даже проявляет к нему своего рода жалость.

Мы уже приводили слова Софьи о Чацком и его уме, что «гений для иных, а для иных чума», «который скор, блестящ»… да эдакий ли ум семейство осчастливит»?

Вывод.

Одним словом, никто не сомневается в образованности и остроумии Чацкого.

Ум Чацкого – это ум высоко образованного человека, интеллектуала, ищущего применения этому уму в служении «делу, а не лицам».

Всегда, везде общество отворачивается от обличителя, от безумца, не желающего замыкаться на частной жизни, стремящегося не «семейство осчастливить», но постичь и провозгласить вечные истины, и жить согласно этим истинам, не признавая компромиссов.

2группа .

Почему Пушкин отказывает Чацкому в уме? Согласны ли вы с мнением поэта?

Сформулируйте своё мнением в отношении этого вопроса.


В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”

и вынес Чацкому приговор столь же справедливый, сколь и лаконичный: «Чацкий совсем не умный человек…. (Письмо Вяземскому 28 января 1825 г.)

“В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? – писал Пушкин уже в другом письме А.А. Бестужеву. – Ответ: Грибоедов.

А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”.

Отчего же Пушкин усомнился в уме Чацкого?

«Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми...» - писал он А. Бестужеву, разбирая достоинства и недостатки «Горя от ума».

Прав ли Пушкин, утверждая, что Чацкий недостаточно ясно видит, с кем говорит, кому проповедует?

Попробуем разобраться в проблеме: умён ли Чацкий?

В начале комедии Чацкий – пылкий энтузиаст, уверенный, что нынешних успехов разума и просвещения достаточно для обновления общества. Он решил, что “век нынешний” пересилил “век минувший”. “Нынче смех страшит и держит всех в узде”, недаром нынешних “охотников поподличать” “жалуют скупо государи”.

Чацкий высказывает дельные мысли о необходимости переустройства общества. Он клеймит московский быт и нравы, которые должны уйти в прошлое вслед за екатерининской эпохой, крепостное право, которое есть не что иное, как средневековая дикость, засилье всего иностранного в России, которое, несомненно, губит национальную духовность и культуру. Все это, безусловно, справедливо. Его речи умны и убедительны.

Но, с другой стороны, у Чацкого «не хватает ума» понять, что он мечет бисер перед свиньями.

Чацкий, громко клеймящий покрой фрака в то время, как все заняты танцами или картами, явно смахивает на умалишенного. И Грибоедов это подчеркивает финальной ремаркой третьего действия.

Умный человек в глупом положении – таков парадокс комедии.

На это есть свои причины. Первая причина в том, что ум Чацкого – особенный. Это ум, присущий человеку декабристского поколения. Ум декабристов и Чацкого – риторический, резкий, прямой.

Вторая причина в том, что ум Чацкого “с сердцем не в ладу”, - любовь.

Несдержанность на язык, желчность и одновременно пылкость, чувствительность, презрение ко всему московскому высшему обществу и одновременно любовь к девушке из этого общества - это ли не раскол, это ли не глубокая личная трагедия?

Герой Грибоедова не наивен, прекрасно понимает пружины московского общества, но в одном человеке всё же ошибается. Человек этот - Софья. Потому и ошибается, что любит. Он иногда ведет себя заносчиво, иногда и вовсе не разумно, особенно, когда это касается Софьи, но мы считаем, что это свойственно всем влюблённым.

Да, Чацкий проявляет слабость, но слабость Чацкого – это черта, ставящая его в особый ряд литературных героев - безумцев, чудаков: Гамлет, Дон Кихот…Высокое безумье.

Самая сущность образа Чацкого в этом: он - человек, вопреки всему, верящий, что можно разбудить в каждом - Человека, достучаться до сердца. Такие герои всегда существовали в жизни и в литературе. И будут существовать, пока стоит мир.

Чацкий относится к молодым людям, протестующим против устаревших традиций. Они хотят служить не ради чинов и наград, а для блага и пользы Отечества. А чтобы служить с толком, они черпают знания из книг, удаляются от света и погружаются в размышление, в учение, отправляются в путешествие.

Финал комедии представляет нам другого Чацкого, возмужавшего, повзрослевшего, поумневшего. Он понимает, что в этом обществе ему нет места, оно выталкивает его.

Поэтому мы не решаемся поддержать мнение критика, хотя с чем-то можно согласиться.

Вывод.


3группа .

Проанализируйте все высказывания представителей «фамусовского общества» по поводу того, что значит быть умным в их понятии.

Почему Чацкий не может принять их точку зрения по данному вопросу?


«….в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,-писал А.С.Грибоедов. Но разве Чацкого окружают одни дураки? Комедия, как сказал Гончаров, - «галерея живых типов», и у каждого из персонажей свой ум.

Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича:

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб...

...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен.

И сам Фамусов не менее «смышлен» в такого рода делах.

Откровенно глуп и примитивен Скалозуб - фигура чисто фарсовая. Но и он отлично умеет устроиться: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Помните, как сам он формулирует свое жизненное кредо:

«...как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы».

«И славно судите»,- всецело одобряет его Фамусов.

Философия предполагает глубокие размышление, иногда мучительные.

Не случайно заговорил и Скалозуб о «философском» взгляде на жизнь: это и есть «философия» фамусовского общества.

Ведь и Фамусов понимает философию так же:

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй - ум вскружится;

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного мужа!

Молчалин готов «угождать всем людям, без изъятья», даже «собаке дворника», и это его философия, чтоб «награжденья брать и весело пожить»

Софья приняла светскую мораль, согласно которой ценен, почетен такой вот тип ума.

Разумеется, с точки зрения фамусовского общества, критический, скорый, блестящий ум, ум- гений - «чума». Ум «для семейства» приносит сплошные дивиденды: его обладатель всегда « с ключом и сыну ключ умел доставить», всегда мог «порадеть родному человечку».

Выгодный ум. Удобный. И философствовать можно на уровне обеда и добыванья чинов - не выше...

Вывод:

Ум фамусовского общества носит другой характер: это ум практический, направленный на достижение личной выгоды.

Чацкий не может принять эту «философию» общества, окружающего его, потому что она безнравственна и явно никак не согласуется с его жизненными принципами: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», он стремиться служить «делу, а не лицам»

4группа .

1. Проанализируйте высказывания Чацкого по поводу существующего

отношения к образованию.

Что по поводу этого говорят представители «фамусовского общества» и как их это характеризует?

Чацкий недоволен образованием в России, с горечью он замечает, что в дворянские семьи спешат набрать «учителей полки: числом поболее, ценою – подешевле.

Фамусов и Чацкий в чем-то сходятся во взглядах по поводу обучения молодежи, Павел Петрович раздражен «смешеньем языков- французского с нижегородским», засильем французских романов, но тут же замечает, что ему и «от русских сладко спиться»

Фамусовское общество никогда не связывало такие два понятия, как ум и образование.

Фамусов – противник ума как учёности: «Но, с другой стороны: «Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя...»

То есть ум он понимает как умение перенять, использовать опыт старших поколений.

Когда речь заходит об истинных философах, о мятежном духе проникновения в тайны мирозданья, московский свет заявляет устами Скалозуба:

Ученостью меня не обморочишь, он даже высказывает предположение, что скоро «будут лишь учить по-нашему: раз, два…»

Более того, фамусовский мир переходит в наступление, атакует.

Фамусов достаточно определённо высказывает свои предположения по поводу образования: «Ученость - вот чума», «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь!».

Вывод.

Какое решение конфликта и почему находит фамусовское общество?

Чацкого ославили безумцем.

Но много ли в этом клеветы, с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? Его жизнь предельно регламентирована, это жизнь догмы и нормативов, жизнь, где «Табель о рангах» почитается за Библию; жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами.

Это общество, где морально то, что выгодно. Идеал его сугубо прагматический, грубо материальный: «Сто человек к услугам... Весь в орденах... Век при дворе... В чины выводит... и пенсии дает»... Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить. Поэтому картежник, вор и доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь «мастер услужить».

И все же пылкие монологи Чацкого остаются без ответа не потому, что те, к кому он обращается, осознают его правоту и не могут спорить, а потому, что никто не дает себе труда всерьез над этим задуматься. Да и зачем? Фамусовых, молчалиных, скалозубов и прочих вполне устраивает их положение, и проповедовать им идеи Чацкого - все равно, что призывать их самоубийству. К тому же его слова о высоком так густо пересыпаны дерзкими, желчными, злыми остротами, что вызывают не желание спорить, а самое естественное раздражение.

В обществе царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Подумайте, может ли московский свет считать Чацкого здравомыслящим человеком? Ведь это значило бы, что его убеждения - разумны, нормальны. А может ли ум «для себя», ум эгоистический считать нормой ум - «гений»? Конечно, нет. Более того, общество объявляет его вне закона, Чацкий для московского света -либо преступник, либо сумасшедший. И самому обществу много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого - лишь плод больного воображения.

Чацкий-сумасшедший обществу не страшен - вот что главное, вот почему клевете Софьи так искренне, легко и быстро поверил свет! «Безумный по всему»,- выносит приговор фамусовский мир устами шута Загорецкого. И с этого момента звуконепроницаемая стена навеки встает между Чацким и окружающими: на нем отныне клеймо безумца.

Ему можно даже посочувствовать:

А Чацкого мне жаль.

По-христиански так; он жалости достоин...

К нему начинают относиться снисходительно, даже проявляют внимание, как к больному, слабоумному:

Любезнейший! ты не в своей тарелке!

С дороги нужен сон. Дай пульс. Ты нездоров.

И призрак безумия встает перед самим Чацким: «И слушаю, не понимаю... растерян мыслями... чего-то ожидаю...»

И вот, наконец, произнесено главное:

...из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.


Вывод.

Какие выводы можно сделать по проблеме урока?


Чацкий и фамусовское общество - несовместимы, они живут как бы в разных измерениях, поэтому в комедии герои не могут однозначно относиться к такому понятию, как ум.

Свет видит в Чацком сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий, же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков:

...Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором...

Он видит не реальных людей со своими слабостями и - пусть невеликими - достоинствами. Перед ним - кунсткамера, сборище монстров. Внучка Хрюмина кратко и очень метко заметила: «Какие-то уроды с того света // И не с кем говорить, и не с кем танцовать»


Учитель.

Прошло полторы сотни лет, а о пьесе до сих пор отчаянно спорят.

Комедия “Горе от ума” - вечная загадка, такая же загадка, как и её автор, сумевший одной пьесой поставить себя в один ряд с теми, кого мы называем классиками великой русской литературы.

Быть может, Грибоедов показал нам только вершину айсберга своего замысла? Ведь дальше, глубже начинаются уже трагедии Достоевского, ведь у Раскольникова, у Карамазовых тоже «ум с сердцем не в ладу».

Быть может, Грибоедов не пошел дальше лишь потому, что увидел там такие бездны, в которые ему самому стало страшно заглянуть...» В этом, наверное, и заключается главная тайна произведения, разгадать которую полностью просто невозможно, хотя приблизиться к ней мы всё же попытались.

  1. Рефлексия.

Учитель.

Мы учились работать в группах, анализировать текст, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Давайте обсудим, удалось ли нам это, соблюдены ли правила ведения дебатов?

Ученики.

Я считаю, что мы сегодня достаточно полно рассмотрели проблему, хотя я придерживаюсь все-таки мнения Пушкина.

Загрузка...
Top