В чем заключается связь литературы и истории. Литературные связи и влияния

5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX-XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отразить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни русского народа. Богатейший кладезь русского народного творчества способствовал своими темами развитию художественной литературы, обогащал ее своими художественными приемами, идеями и темами, прививал ей черты самобытности, народности и своеобразия.

Развитие древнерусской и современной литературы всегда шло в ногу с историей и в тесной связи с русской исторической действительностью, с реальной жизнью. Основной темой выдающихся русских писателей всех времен была тема Русской земли, ее укрепление и созидание, непрестанная борьба с врагами Родины за независимость и свободу. В конце XVII века в русской литературе появилась новая тема – описание жизни и проблем представителей средних слоев общества того времени.

Изображая в своих произведениях исторические события, русские писатели стремились их осмыслить и всегда сделать выводы, которые имели бы воспитательное и поучительное значение. Лучшие произведения русской литературы до сих пор воспитывают в читателях стойкий характер, мужество в борьбе за свободу родной земли и независимость, пробуждают в них патриотические чувства. Создавая образы героев своих произведений, авторы всегда стремились осудить или унизить отрицательных героев, а положительные образы оправдывали и возвеличивали. Уже в средние века в русской литературе имелась общественная направленность поэтических произведений и художественной прозы.

Лучшие произведения русской литературы отмечаются народной духовностью, умением авторов улавливать в жизни темы и проблемы, отвечающие интересам народа. Как правило, все это выражалось в понятной и доступной художественной форме, но при этом сохранялся литературный язык, который развивался на основе общенародного языка.

Русская литература с начала своего существования и на протяжении многих столетий своего развития накопила огромное количество выдающихся произведений самых разных жанров, которые передала последующим поколениям, донесшим их до нашего времени.

Замечательные черты произведений русской литературы, среди которых самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению жизни русского человека, общественная направленность, тесная связь с устным творчеством и многое другое – стали славной традицией русской литературы и образцом для писателей последующих поколений. В большинстве этих произведений хорошо видна неразрывная связь литературы с жизнью русского народа и историей нашей родной земли.

Естественное стремление образованного человека - узнать прошлое своей страны, ведь без этого невозможно понять и самого себя. Не менее важно желание постичь себя, хотя иногда кажется, что уж о себе, во всяком случае, человек знает всё.

Мы хотим узнать наши истоки, наши корни, всё, что было до нас. Лучше всего об этом расскажет историческая книга. В ней будут выстроены цепочки событий, фактов, даны исторические комментарии и оценки; деятели различных эпох предстанут на фоне важнейших событий, преобразований, баталий, мира и временных перемирий. Начало исторической книге дали летописи - один из важнейших жанров древнерусской литературы.

Однако и пишущему, и читающему часто важны не только исторические факты, но и жизнь людей, их мысли, чувства и переживания в определённые периоды. Так, А.С. Пушкин написал историческое повествование - «Историю Пугачёва» - и почти одновременно создал художественное полотно - «Капитанскую дочку». Только языка истории для писателя было мало; Необходим был язык художественной прозы.

История рассказывает о внешней стороне жизни известных деятелей: монархов, полководцев, бунтарей, дипломатов... Художественная литература раскрывает и внутренний мир человека. Человек стремится к счастью, грустит, страдает и радуется, плачет и поёт, строит, мечтает, совершает нравственный выбор... Обо всём этом рассказывает художественная книга. Исторические события своеобразно отражаются в фольклоре и мифе, авторской литературе.

Литература и история идут рядом, мощно взаимодействуя между собой. Часто история даёт литературе факт, пищу для размышлений, литература нередко предсказывает историческое развитие общества, государства. Не случайно писателя иногда называют прорицателем, пророком, предвестником.

История развивается по своим законам. Литература - по своим, хотя законы эти взаимосвязаны. Конечно, литературное развитие не внеисторично, но влияние истории чаще всего многогранное и сложное, оно несводимо к прямому воздействию и диктату.

В основе естественной эволюции литературы лежит изменение представлений о прекрасном, то есть эстетических систем.

Представьте себе: одинокий музыкант на дудочке, флейте или на скрипке играет замечательную, завораживающую мелодию. А вот другая картина: ту же мелодию исполняет большой оркестр. Мелодия та же, но уже и не та. Каждый инструмент ведёт свою партию, дополняя, переплетаясь с другими.

Так и в литературе. Вначале были разнообразные мифы и фольклор. Его темы, очень устойчивые, постоянные, видоизменялись в зависимости от места распространения устного народного творчества и личности исполнителей, принимающих, как эстафету, от поколения к поколению коллективный дар народа.

Затем появились произведения древней литературы: жития, сказания, повести и летописи - труд немногих, по преимуществу грамотных церковных служителей.

В XVII-XVIII столетиях авторами художественных произведений являлись уже не только служители церкви, но и светские люди. Рождались и уходили в прошлое литературные направления, эстетические системы, развивалась литература -- не только как искусство слова, но и как способ самопознания целого народа. Обращаясь к событиям и фактам отечественного прошлого, художественная словесность сохраняет связь поколений, помогает увидеть в прошедшем - современное, в сиюминутном -- вечное. Поэтому классические литературные произведения не стареют: они обращены к читателю - то есть к человеку. А то, что делает человека Человеком, неподвластно законам истории...

Введение

Глава I. Интеграция литературы и истории в контексте истории литературы 9

1.1. Взаимосвязь литературы и истории до XVIII в 9

1.2. Взаимосвязь истории и литературы в XVIII в 40

1.3. Взаимосвязь истории и литературы в первой трети XIX в 65

Глава II. Межпредметные связи на интегрированном уроке литературы 82

1. Из истории педагогического осмысления интегрированного урока литературы 82

2. Формирование интегрированного мышления учащихся старших классов на уроках литературы... 103

3. Методика интегрированных уроков литературы 125

Заключение 157

Библиография 162

Введение к работе

Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить школьника суммой знаний и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине - необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

Проблемы гуманизации и гуманитаризации школьного образования определили высокое место гуманитарных дисциплин, спецкурсов, спецсеминаров, факультативов в современной школе. Гуманизация предполагает в обучении и образовании личностный подход. Гуманитаризация - совершенствование системы гуманитарного образования, более активное вторжение дисциплин гуманитарного цикла в учебный процесс.

Актуальность избранной темы исследования определяется, прежде всего, тем, что в современном российском обществе значительно возрос интерес к истории, культуре, искусству, духовным ценностям прошлого. Художественные произведения на историческую тему были и остаются значительной составной частью содержания образовательного стандарта по литературе. Исторический роман, историческая драма, историческая поэма и т.п. способствуют развитию не только эстетической культуры школьников, но расширению их кругозора, познавательного интереса к прошлому, более глубокого понимания настоящего, т.е. эти произведения во многом формируют мировоззрение учащихся. В действующих программах средней школы предусматривается классное и внеклассное изучение ряда художественных произведений с исторической тематикой. Трагедия А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец», истори ческие повести Н.М.Карамзина, ряд пушкинских шедевров («Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»), повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», произведения исторических жанров А.К.Толстого, роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир», «Пётр Первый» А.Н.Толстого и др. входили и входят (правда, по-разному) в существующие ныне школьные программы по литературе.

Литературоведческой основой нашей работы явились труды Д.Д.Благого, В.А.Бочкарёва, О.М.Буранка, И.П. Ерёмина, Д.С.Лихачёва, Н.Н.Скатова, О.В.Творогова, В.И.Фёдорова и др.

Основные тенденции развития современной исторической науки обозначены в трудах А.Я.Гуревича, О.М.Медушевской, З.Ю.Метлицкой. Е.И.Пивовар, Л.П.Репиной, М.Н.Смеловой и многих других.

Теоретико-методологическую основу определили работы по непрерывному образованию и педагогической интеграции Б.Г.Ананьева, В.С.Безруковой, А.П.Беляева, Ш.И.Ганелина, В.С.Леднёва и др.; научные разработки по проблеме выявления и реализации межпредметных связей П.Р.Атутова, А.И.Бугаева, Н.Н.Бутыринской, И.Д.Зверева, А.В. Усова и другие.

Методической основой стали работы Г.И.Беленького, О.Ю.Богдановой, С.А.Леонова, А.И.Княжицкого, В.Я.Коровиной, В.Г.Маранц-мана, З.С.Смелковой и других.

Основная цель нашего исследования - обосновать методику формирования целостных представлений учащихся по литературе и истории на интегрированном уроке.

Объект исследования - система интегрированных уроков по литературе в средней школе.

Предмет исследования - формирование на интегрированном уроке представлений учащихся о связи литературы и истории в школьном преподавании. Мы рассматриваем взаимосвязь истории и литературы в сначала в культурологическом ракурсе, раскрывая философско-«знаниевый» аспект проблемы интеграции, а затем в плане методики школьного преподавания литературы (а именно изучение в школе произведений на историческую тему). Выявляя теоретические предпосылки интеграции литературы и истории, мы рассматриваем движение исторических жанров в контексте развития литературы от античности до середины XIX в. Выбор именно этого периода обусловлен тем, что это время возникновения, становления и, наконец, утверждения в литературе принципа историзма. В нашем исследовании мы рассматриваем исторические художественные произведения и методику их изучения на интегрированном уроке литературы (таким образом, в работе употребляются как синонимы понятия «историческое художественное произведение», «историческое произведение», «исторический жанр» - везде речь идёт о литературных художественных произведениях на историческую тему, относящихся к различных родам и видам литературы). Поскольку объять необъятное невозможно, методику интегрированного урока литературы мы рассматриваем на примере изучения трёх произведений исторического жанра - трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец», трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» и повести (романа) А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Анализ в школе двух трагедий (классицистической и реалистической) о событиях одной и той же исторической эпохи позволит показать ученикам и своеобразие жанра и художественного метода, и становления историзма в литературе. Сумароков, по сути дела, первым разработал в отечественной литературе жанр исторической трагедии, но его историзм ещё условен, ограничен классицистическими канонами; гениальные произведения Пушкина являют высший образец подлинного, реалистического историзма в литературе.

Гипотеза исследования: формирование представлений учащихся об истории и литературе в их взаимосвязи и взаимопроникновении будет успешным, если:

Создана система интегрированных уроков литературы, истории;

Поэтапное изучение в школе исторических произведений (имеются в виду художественные тексты на историческую тему, с доминантой историзма) сочетается и дополняется собственно историческими источниками (мемуарами, хрониками, документами и т.д.);

Если для реализации межпредметных связей отбираются такие методы и приёмы, которые обеспечивают становление целостных представлений учащихся о фактах, явлениях, мире;

Интегрированный урок влияет на комплексное постижение художественного текста как собственно на уроке, так и во внеурочной деятельности учащихся.

Задачами исследования стали следующие:

1. Определение уровня знаний учащихся по истории, культуре, литературе.

2. Обоснование содержания, методов и приёмов формирования представлений учащихся о литературно-исторических явлениях и фактах.

3. Изучение уровня осмысления интегрированного урока как в педагогической методической науке, так и в культурологическом аспекте.

4. Разработка методики и системы интегрированных уроков литературы по изучению исторического художественного текста.

5. Определение результативности экспериментальной работы по формированию у учащихся целостных представлений о литературно-исторических явлениях и фактах в системе интегрированных уроков.

При написании работы использовались следующие методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдения за учебным процессом, беседы с учителями, школьниками, студентами), анализ тестовых (или срезовых) работ, проведение обучающего и констатирующего эксперимента; метод теоретического исследования (изучение научной литературы, школьных программ, учебно-методических трудов).

Этапы исследования. Исследование велось на протяжении трёх лет и состояло из трёх этапов. На первом этапе (1999-2001) - изучение литературы по проблеме исследования, определение цели, гипотезы, проведение констатирующего эксперимента (в Самарском областном лицее-интернате милиции). На втором этапе (2000-2002) - проведение обучающего эксперимента в Самарском областном лицее-интернате милиции, в Самарском социально-педагогическом колледже. На третьем этапе (2002-2003) проведены анализ полученных результатов и оформление диссертационной работы.

Научная новизна состоит в разработке системы интегрированных уроков по литературе и истории; разработке методики формирования представлений учащихся о межпредметных связях (в данном случае, по литературе и истории); выявлены условия эффективности процесса формирования межпредметных связей; разработана серия интегрированных уроков, сущностью которых является взаимодействие литературы и истории.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об интегрированных уроках в аспекте становления целостного представления учащихся о мире, людях и о себе; стимулируют потребность учителя в создании системы интегрированных уроков по различным учебным предметам.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты способствуют совершенствованию методической и педагогической деятельности учителя в аспекте обучения учащихся; а также в том, что даны методические рекомендации по изучению исторических художественных произведений в 8-10 классах. Данные исследования могут быть использованы в средней школе, на курсах повышения квалификации учителей словесности, а также на занятиях по методике литературы со студентами.

Достоверность выводов обеспечена обоснованностью методоло-гии исследования, её соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объёма выборки и значимостью экспериментальных данных.

Структура диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседа- ниях кафедры русской классической литературы СГПУ, методологиче ском семинаре, а также на общероссийской научно-методической конференции (2001), на международных педагогических конференциях (Самара, 2001, 2002), Самарском социально-педагогическом колледже.

Тема диссертации апробирована также в следующих публикациях:

1. Емельянов М.С. Время истории на интегрированном уроке: На примере урока истории по эпохе смуты // Изучение и преподавание литературы в школе и вузе. Самара, 2001. С. 102-108. (0,5 п.л.). Емельянов М.С. История на уроке литературы: К вопросу о межпредметных связях // О вы, которых ожидает Отечество: Вып. 3. Самара, 2002. С. 150-151. (0,1 п.л.).

3. Емельянов М.С. Теоретические основы идеи интеграции истории и литературы: К постановке проблемы // Телескоп: Научный альманах. Вып. 1. Самара, 2000. С. 128-134. (0,5 п.л.).

4. Емельянов М.С. Методические основы интеграции уроков по литературе и истории // Телескоп: Научный альманах. Вып. 2. Самара, 2002. С. 72-80. (0,5 п.л.).

Взаимосвязь литературы и истории до XVIII в

И литература, и история сформировались ещё в Древней Греции. А поскольку предмет изображения у них один и тот же - человек и его жизнь, - то уже в Древней Греции обнаружилась теснейшая взаимосвязь между ними, истоки интеграции литературы и истории - в античном мире, античной культуре, античном мировосприятии.

Греческая культура теснейшим образом связана с мифологией и религией, а потому синкретична и синтетична по самой своей сути. Термин «синкретизм» имеет отношение к истории религии и обозначает «смешение идей и образов различных религий, преимущественно путём идентификации богов и мифов»1. Литературные жанры на ранних этапах своего становления представляли синтез различных видов искусства: поэзия обязательно пелась, немыслима была без музыкального сопровождения; из синтеза праздничных шествий, хвалебных гимнов и диалога родилось драматическое искусство со всеми его жанровыми разновидностями.

С самого своего возникновения поэзия и история шли рядом. Слово «история» означает, по-древнегречески, «исследование»; история исследует общество, общественное поведение человека, обусловленное социальной средой, уровнем сознания и культуры, эпохой и множеством других обстоятельств. Историку нужны факты, события. Литература тоже своими средствами «исследует» человека и общество, событие и его влияние на поведение, сознание, всю жизнь человека. Не случайно литература начинается с эпоса, сущностью которого и является изображение события. Художественная проза явилась результатом синтеза деловой и обыденной речи, с одной стороны, и поэтической, со всеми её стилистическими и лексическими приёмами, с другой. Первые произведения европейской литературы - гомеровские «Илиада» и «Одиссея» - одновременно и исторические источники, дающие немало сведений и о ранней античности, и о предшествующей ей крито-микенской культуре. В свою очередь, собственно историческая проза возникла как художественная, и пройдёт немало времени, пока история из «литературы» превратится в науку. Литература (поэзия) и история в Древней Греции воспринимались как различные виды искусства: не случайно у истории есть своя муза -Клио (математика же, например, музы не имела).

Теория искусства, разработанная впервые в европейской культуре Аристотелем, базируется на понятии «подражание» (прежде всего, по Аристотелю, это подражание природе, в отличие от Платона, который в основание искусства и классификации его видов заложил понятие «идея», «отвлечённая идея»; отсюда и пойдёт в европейской культуре традиция двух различных, диаметрально противоположных истолкований искусства - материалистическое как следствие развития теории Аристотеля и идеалистическое как следствие развития теории Платона). Виды искусства различаются, по Аристотелю, лишь одним - «чем под-ражать, чему и как»1; эта мысль неоднократно повторяется в его «Поэтике».

Аристотель же определил специфическое различие литературы (поэзии) и истории. В главе об общем и конкретном действии он рассуждает: поэт и историк «различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозою... различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой о том, что могло бы быть. Поэтому поэзия философичнее и серьёзнее истории - ибо поэзия больше говорит об общем, история - о единичном»1. Указал Аристотель и на возможность интеграции поэзии и истории, при этом каждая не утратит своей сущности: «...и Геродота можно переложить в стихи, но сочинение его всё равно останется историей, в стихах ли, в прозе ли...» . Аристотель «подсказал» здесь один из путей интеграции истории и поэзии.

Взаимосвязь истории и литературы в XVIII в

Первые года царствования Петра I характеризовались примирением царя с дворянством. При этом царь выдвигает на ключевые должности своих приближённых людей, которых он знал ещё с юности и полностью им доверял. Первым грандиозным его делом стало «великое посольство», организованное им самим. Официально было заявлено, что «великое посольство» было организовано для ознакомления с европейской культурой и государственными устройствами разных государств. Параллельно с этим царь создал походную канцелярию, куда попадали воспоминания, записки, описания, указы, сделанные царем либо его приближенными во время его отлучения из Москвы. Походная канцелярия занималась сбором донесений дипломатических лиц. Большой материал сюда попал и лёг в основу начала собирательства документов из «великого посольства». После посещения Восточной Пруссии в походную канцелярию попали многие важные документы, даже зарисовки военных крепостей.

«Великое посольство» было первым официальным выездом большой русской делегации, составленной из различных специалистов по разным областям науки для перенесения зарубежного опыта.

После возвращения великого посольства в Москву попадают в Россию не только иностранные специалисты, но и иностранные книги. В Россию пришли европейские переводы античной литературы, в том числе и театральные пьесы. В связи с этим, наравне с церковными летописными книгами, появляются собственно художественные произведения литературы - гистории. В гисториях действуют вымышленные персонажи, но в определённых исторических условиях. Такой является анонимная «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Этот литературный памятник создавался по образу небольших античных рассказов, где восхвалялись мужественные поступки определённых действующих лиц. Гистории должны были наглядным образом показывать читателю определённые моральные рамки поведения человека в тех или иных жизненных ситуациях. Параллельно с гисториями создаются для русского дворянства «официальные» кодексы поведения человека. Таковыми являются «Приклады, како пишутся комплименты разные». Это были литературные трафареты, по которым должны были составляться поздравительные послания к лицам противоположного пола, как правило, в честь именин или определённого праздника, то есть литературное образование в России в начале XVIII века начинается с государственных постановлений и личной деятельности Петра I. Было создано «Юности честное зерцало» под непосредственным контролем самого царя. В «Юности...» описывалось поведение и этикет для дворян на манер европейских приёмов.

Из истории педагогического осмысления интегрированного урока литературы

В первой главе были рассмотрены проблемы интеграции, взаимосвязи истории и литературы в культурологическом ракурсе, т.е. сделана попытка раскрытия философско-«знаниевого» аспекта этой проблемы. С опорой на труды видных философов, историков литературы и собственно историков мы попытались выявить теоретические предпосылки интеграции искусства слова и искусства истории. Во второй же главе вновь с опорой на педагогов, психологов, методистов мы попытаемся вскрыть и проанализировать проблему интегрированного урока по литературе и истории в методическом аспекте; а также показать воздействие такого урока на развитие творческой направленности личности; её воспитание средствами словесного искусства в ходе изучения истории и литературы как школьных дисциплин; обосновать целесообразность интегрированных уроков. Но сначала обратимся к некоторым аспектам из истории педагогического осмысления такого урока.

Историю преподавания литературы в российских школах рассмотрел известный учёный Я.А.Роткович, труды которого имеют и собственно филологическое значение, что отмечено О.М.Буранком1. Кратко охарактеризовав уровень просвещения в Древней Руси, Я.А.Роткович под-робнее останавливается на школьном преподавании в XVIII-XIX вв."

Однако период классицизма, история преподавания словесности в Сухопутном шляхетском корпусе («рыцарской академии»), Университетском пансионе, академической гимназии рассмотрены весьма бегло, а знаменитая Славяно-греко-латинская академия вовсе не упомянута. Правда, не раз подчёркивает Я.А.Роткович, почти на протяжении всего XVIII в. русской литературы как учебного предмета в школе не было; до середины XVIII в. изучались «пиитика» и риторика, позже стал вводиться синтетический курс словесности, в котором русским авторам (особенно для того времени современным) уделялось весьма мало места - эпизодически и лишь у педагогов-новаторов.

К началу XVIII века изменяются традиционные представления о среднем образовании в России. В большом количестве открываются реальные училища и гимназии, которые наравне с дворянскими детьми обучают детей из различных слоев общества. В эти времена идет подготовка и разработка учебных программ, как по гуманитарным предметам, так и по техническим. С формированием классического образования в России появляется тенденция к изучению межпредметных связей, углублению знаний по отдельным конкретным дисциплинам. Классическое образование начало развиваться в России в связи с реформами Петра I, открывшими дорогу европейским традициям и в системе образования. При Екатерине II классическое образование достигает пика своего могущества, что было обусловлено открытием не только средних учебных заведений, как это было при Петре I, но и открытием университетов, появляется новый институт воспитания и обучения - Пажеский корпус, готовивший элитных воспитанников, которые впоследствии становились литераторами, историками и дипломатами. В отличие от традиционного классического образования, здесь преподавали не только гуманитарные дисциплины, но и, например, фехтование. Пажеский корпус был закрытым учебным заведением: учащиеся отрывались от семьи и жили студенческой общиной.

Историческая наука выделилась в России в самостоятель­ную область знаний примерно в 18 столетии.

В художественных произведениях разных писателей до­вольно часто встречаются образы различных исторических де­ятелей.

Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»).

Писатели нередко воспроизводили в своих произведени­ях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью расска­зал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей.

В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Ев­гения.

В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский импе­ратор Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано.время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия.

В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения.

Вывод: описывая различные исторические события, писате­ли осмысливали историю своего народа, тем самым вносили свой вклад в развитие науки истории.

Когда-то история, публицистика и литература были нерасчленимы, они представляли собой одновременно историчес­кие, литературные и публицистические произведения.

Примерно с XVIII столетия историческая наука выделилась в отдельную область знания. Но до XIX века сохраняется её бли­зость к литературе. Многие историки, например М.В. Ломоно­сов, были и писателями.

Одной из черт русской литературы был её интерес к прошло­му народа.

Писателей волновала история народа, потому что без ее осоз­нания нельзя правильно показывать жизнь. Так определились основные черты, присущие русской литературе, - граждан­ственность и народность.

Писатели нередко видели свой гражданский долг в обличе­нии несправедливости современного общества для того, чтобы найти путь в будущее.

К описанию событий истории писатели подходили по-раз- ному, но их точки зрения всегда интересны.

Кроме этого, русской литературе присущ историзм - изоб­ражение героев на фоне большого исторического полотна.

Большинство русских писателей интересовалось историей (Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Тема: Межпредметные связи литературы с другими предметами

Межпредметные связи на уроках литературы.

Направления и виды интеграции уроков литературы с другими предметами.

1. Межпредметные связи на уроках литературы

Как один из ведущих учебных предметов литература связана с целым рядом других учебных дисциплин.

Литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, ИЗО, музыкой, информатикой и др.

1. Наиболее естественно осуществляется связь литературы и родного языка. У этих предметов есть немало общего. Уроки ведет один учитель. Объектом изучения является словесность. Соответствующие науки – литературоведение и языкознание – развивались в течение столетий в тесной взаимосвязи, объединяясь под общим названием филология.

Взаимодействие русского языка и литературы определяет два основных направления в реализации их взаимосвязей.

Эта работа над стилем литературного произведения, которая базируется на основательном знании языка, и развитие речи школьников, невозможное без понимания выразительно-изобразительных средств и их идейно-художественной функции в произведении.

Например, при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется одна из особенностей стиля писателя – повторы.



Школьникам предлагается найти ряды повторов в тексте VIII главы. Беседа в классе проходит по следующим вопросам:

Докажите, что повтор - действительно излюбленный прием Гоголя.

В чем особенность построения такого повтора? (Реплику персонажа повторяет слово в слово сам автор.)

Прочитайте найденные вами в тексте примеры, иллюстри­рующие этот прием.

Какими предложениями по цели высказывания являются реплики персонажа и какими - автора-повествователя? (От­вет прост: побудительными и повествовательными с оттенком утверждения.)

С какой целью Гоголь использует этот прием? (Ученики отвечают, что в VIII главе повествуется о трудных минутах в жизни казаков: они готовятся к решающему сражению. Гоголь, используя прием повтора, как бы сам хочет подтвердить пра­вильность действий казаков накануне решающего испытания

Итак, в результате анализа реплик героев и авторского повествования, представляющих собой соотнесенные ряды по­второв, подводим школьников к основной мысли, что «запорож­ское казачество для Гоголя - это пример справедливого и здо­рового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства»

Почему же среди всего многообразия изобразительно-выра­зительных средств языка Гоголя (различных видов эпитетов, красочных сравнений, лирических отступлений) мы акцентиру­ем внимание учащихся на всевозможных повторах? Это вызва­но прежде всего тем, что данный прием в большей степени характерен для диалогической речи художественной прозы, что позволяет подготовить учащихся к восприятию драматического произведения - комедии «Ревизор».

2. Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Этим во многом объясняются многосторонние связи литературы с курсом истории. Для полноценного усвоения школьниками литературного материала учителю порой приходится давать исторический комментарий, опережая программу истории. В этом случае комментарий словесника должен быть кратким, наглядным и опираться на понимание учениками общего хода исторического процесса. Межпредметные связи литературы и истории особенно характерны на урока, посвященных изучению жизненного и творческого пути писателя, анализу литературного произведения, разбору литературно-критических статей. Привлечение исторического материала в процессе работы над монографической темой позволит показать школьникам отличие художественного изображения действительности от научного, исторического изложения. Теснейшая связь художественного и научно-исторического материала характеризует и уроки изучения обзорных тем.

Примеры: На уроках изучения биографии писателя учитель литерату­ры строго придерживается исторических фактов. При постижении творчества ху­дожника учащиеся должны хорошо знать и конкретно представ­лять основные исторические события, свидетелем и участником которых был этот писатель.

Учитель-словесник использует исторические знания, полу­ченные учащимися на уроках истории, и пополняет их. Изучая биографию писателя необходимо не только показать отношение человека к эпохе, но и через его жизнь луч­ше понять саму эпоху. Уроки истории и уроки изучения био­графии писателя должны взаимно дополнять и обогащать друг друга. Излагая биографический материал, учитель тщательно отбирает исторические, биографические и литературные факты, которые можно привлечь на уроке, чтобы установить связь пи­сателя с эпохой, выявить его место в идейной и литературной борьбе своего времени.

Работу по отбору материала, который поможет связать исто­рическую науку с литературой можно вести в следую­щих трех направлениях:

1. Изучение исторических документов эпохи, писем, днев­никовых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.

2. Знакомство с фактами жизни писателя, дающими пред­ставление о непосредственном его участии в общественной жиз­ни страны.

3. Выявление связей между произведениями художника и злободневными для России тех лет вопросами.

3. Давняя традиция школьного изучения литературы – широкое использование на уроках произведений изобразительного искусства, которое в своем развитии неизбежно отражает те вечные вопросы, которые волновали и художников слова. Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства с их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова. Обращение к знаниям учащихся, полученных на уроках –беседах по изобразительному искусству и к их практическим умениям поможет словеснику в решении специфических задач, когда искусствоведческий анализ, органически соединяясь с комментарием историко-литературным, ведет школьников к углубленному пониманию идейно-художественного своеобразия литературных произведений и существенных закономерностей развития литературы.

Примеры: В изобразительном искусстве портрет - всегда диалог ху­дожника и его модели. Портретист стремится передать на сво­ем холсте не только индивидуальный облик человека, но и его внутренний мир, его чувства и мысли.. В чертах внешнего облика угадывается все, что скрыто в тайниках души. Зритель воспринимает портрет как характеристику, как биографию.

Учащиеся достаточно подготовлены к восприятию портрета. На уроках изобразительного искусства уже в пятом классе они получают представление о портретной живописи, знакомятся с лучшими образцами этого жанра (например, с портретами Пушкина, выполненными Тропининым и Кипренским). Обраще­ние к портрету на уроках литературы носит систематический характер, и словесник призван расширить представления уча­щихся о портретном жанре.

Беглого взгляда на портрет писателя недостаточно. В рассмотрении портрета как жанра изобразительного искусства, хорошо знакомого уча­щимся, для нас одинаково важно показать причины обращения художника к портрету писателя, историю его создания, взаимо­отношения художника и писателя, характер изображения мо­дели на полотне и мастерство живописца, отношение самой мо­дели к портрету, отзывы о нем современников, судьбу портрета. При этом рассказ учителя сочетается с коллективным осмыслением произведения изобразительного искусства.

4. Ознакомление с программой по музыке даст возможность словеснику наиболее целесообразно включать музыку в уроки изучения биографии писателя и разбора литературных текстов. Традиционным в методике преподавания литературы стало ис­пользование звукозаписей в ходе анализа литературных произ­ведений, преимущественно стихотворных, получивших музы­кальную интерпретацию в песне, романсе. Не менее важен текстуальный анализ тех фрагментов литературного произве­дения, которые проникновенно запечатлели музыку и отноше­ние к ней литературных героев. Сопоставление словесных изо­бражений музыки с прослушиванием музыкальных записей усилит эмоциональную сторону анализа литературного произ­ведения и конкретизирует представления школьников о дейст­вующих лицах произведения.

Пример: Прослуши­вание музыки заметно оживляет уроки изучения обзорных тем. Включение звукозаписей не только «перебивает» характерный для этих уроков «сплошной» рассказ учителя, но и заражает учащихся общим настроением. Музыка должна за­нять свое место на уроках изучения биографии писателя. Мно­гих художников слова отличает тонкое восприятие музыки, способность судить о ней профессионально. Проникновенное, чут­кое понимание музыки находит отзыв в их литературных про­изведениях, в гармоничности и выразительности художествен­ного языка. На уроках изучения жизни и творчества писателя учитель не пройдет мимо музыкальной одаренности М. Ю Лер­монтова, виртуозно игравшего на скрипке, подчеркнет широкий музыкальный кругозор Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского и, конечно же, с особым вниманием остановится на проникновен­ном музыкальном творчестве А. С. Грибоедова.

Тесная взаимосвязь литературы и музыки может быть про­демонстрирована учащимся при изучении целого ряда моногра­фических тем историко-литературного курса старших классов.

Через всю жизнь пронес любовь к музыке великий драма­тург А. Н. Островский. Получивший домашнее музыкальное воспитание, он обладал чутким слухом, охотно пел легким ба­ритоном романсы русских композиторов, среди которых особен­но почитал М. И. Глинку. Богатство музыкальных впечатлений, приобретенных драматургом, нашло свое естест­венное отражение в его пьесах. В целом ряде пьес Островского песня и романс, введенные в драматургическое действие, явля­ются важным средством характеристики героев.

Драма А. Н. Островского «Гроза» отнюдь не случайно на­чинается со звуков песни «Среди долины ровныя», исполняемой Кулигиным.

В песне, которую желательно прослушать на уроке коммен­тированного чтения I действия, звучит тема затерянности, одиночества. Она позволит подчеркнуть душевную красоту Кулигина. Вместе с тем она выполняет важную идейную и компози­ционную функцию. Глубокая сердечность песни, противопостав­ленная душной атмосфере «темного царства», как бы предвос­хищает одиночество Катерины, ее нравственные страдания.

Драматург вводит музыку и в пьесу «Бесприданница», связывая ее с судьбой обаятельной Ларисы Огудаловой. Уже в I акте пьесы героиня напевает начало романса М. И. Глинки на слова Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды». В III акте этот романс звучит вновь: он исполняется Ларисой целиком в полный голос. Музыка романса с безупречной пси­хологической точностью позволяет подчеркнуть глубокие ду­шевные переживания героини, ее искренность и нравственную чистоту. Музыка активно вторгается в действие пьесы, как бы движет им. Одновременно она является приемом развития образа Ларисы, оттеняет есте­ственную красоту ее натуры. Прослушивание романса обострит эмоциональные реакции учеников, вызовет их глубокое сочувст­вие к бесприданнице Ларисе, которая погибает в жестоком мире купли-продажи, в мире, где «никто никогда не постарался заглянуть к ней в душу».

Таким образом, изучение литературы в школе, предусматривающее широ­кие межпредметные связи, не только способствует совершенст­вованию знаний и умений учащихся, но и ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников.

Загрузка...
Top