Урок по музыке на тему "Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи" (1 класс)

В европейской музыкальной системе принято деление октавы на двенадцать нот – семь основных и пять дополнительных. Основные ноты называются До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Дополнительные образуются понижением или повышением основных нот. Ноты записываются на нотоносце (нотном стане) в соответствии с их высотой. Чем выше нота, тем выше она располагается на нотоносце. Нотный стан

состоит из пяти линеек, на которых и между которыми записываются ноты. Когда высота ноты выходит за пределы пяти линеек, то она записывается на добавочных линейках, располагаемых выше или ниже основных.

Слева в начале нотоносца ставится ключ. Самые распространённые ключи – скрипичный и басовый, они

определяют высоты записываемых нот.

Разница между положением нот при разных ключах показана ниже:

Длительность звуков определяется формой нотных знаков, каждый из которых имеет своё название. Для обозначения пауз между звуками используются знаки пауз различной длительности. Точка справа от знака ноты или паузы увеличивает длительность наполовину.

Если мы разделим ноту какой-либо длительности не на две, а на три равные части, то получим триоль. Аналогичным образом можно получить дуоли (2 части), квартоли (4 части), квинтоли (5 частей), секстоли (6 частей), септоли (7 частей) и т.д. Цифра сверху обозначает число дольных частей.

Некоторое количество нот записывается в пределах такта. Такты разделяются тактовыми линиями.

Такты имеют определённый размер. Например, в какую-нибудь коробку влезает три апельсина, следовательно размер этой коробки – три апельсина. Если объём одного апельсина равен объёму двух мандаринов, то размер коробки можно приравнять к шести мандаринам.

С тактовыми размерами всё то же самое. Размер записывается в виде дроби и ставится в начале такта. Если же в начале такта размер не указан, то данный такт имеет указанный ранее размер. Верхняя цифра

дроби указывает количество долей в такте, а нижняя – чему эти доли равны. Для размеров 2/2 и 4/4 вместо дроби может ставиться специальный знак.

Чтобы правильно высчитывать длительность каждой ноты или паузы можно первое время считать вслух или отстукивать счёт ногой.

Если указан размер 2/4, то счёт ведётся на два, то есть "раз-и, два- и". Для размера 3/4 нужно считать "раз-и, два-и, три-и". Для 4/4 - "раз-и, два-и, три-и, четыре-и" и т.д.

Иногда музыкальные произведения начинаются с неполного такта, называемого затактом. В этом случае последний такт тоже неполный – в нём нет тех долей, что вошли в затакт.

Счёт в затакте может начинаться со второй,

третьей и других долей.

Чтобы обозначить длительность ноты не умещающейся в пределы такта, используют лигу.

Выше было сказано, что основные семь нот записываются на линейках и между ними, а оставшиеся пять образуются понижением или повышением основных. Такое изменение

высоты звука называется альтерацией, а повышающие и понижающие знаки -– знаками альтерации. Они записываются слева от ноты. Бемоль

(b) понижает звук на полтона, а диез (#) на полтона повышает. Дубльдиез и дубль-бемоль повышают и понижают на тон соответственно. Ещё есть аналогичные знаки для альтерации на четверть тона и на три четверти тона, но встретить их где-либо довольно сложно хотя бы потому, что не на каждом инструменте можно извлечь четверть тона. Здесь они даны скорее для информации, чтобы знали что такое вообще существует. Бекар отменяет действие предыдущих знаков.Все эти знаки альтерации действуют только на протяжении одного такта и в пределах одной октавы.

Диез и бемоль могут стоять после ключа, в таком случае они называются ключевыми и действуют на протяжении всего произведения

(или до определения новых ключевых знаков). Знаки альтерации, встречающиеся внутри такта, называются случайными. Ключевые знаки обычно устанавливаются в соответствии с тональностью произведения.

Ноты октавы в порядке увеличения высоты звука: До, До#/Реb, Ре, Ре#/Миb, Ми, Фа, Фа#/Сольb, Соль, Соль#/Ляb, Ля, Ля#/Сиb, Си, До. Это хорошо отражает клавиатура фортепиано:

Следует заметить, что между Ми и Фа, Си и До промежуточных нот нет, поскольку интервал между ними составляет полутон. Если повысить Си, то мы получим Си#, равный (в равномерно

темперированном строе) по высоте звука ноте До, но в музыкальном смысле Си#не равен До, так как в пределахлада они занимают

различные ступени и, соответственно, выполняют разные функции. В той же мере не равны Соль# и Ляb, Ре# и Миb и т.д. Такие, равные по

высоте, но с разными названиями и функциями, ноты называются энгармонизмами.

Темп – это скорость исполнения произведения. Иногда он определяется числом, означающим количество ударов метронома в минуту (bpm / beats per minute), а иногда словами, причём довольно часто на итальянском языке. Темп записывается в начале произведения.

Итальянские

Произношение

Значение

Медленные темпы

очень медленно

медленно

спокойно

Умеренные темпы

андантино

неторопливо

модерато

умеренно

аллегретто

оживлённо

Быстрые темпы

очень быстро

Изменения темпа

аччелерандо

ритенуто

сдерживая

ритардандо

запаздывая

раллентандо

замедляя

алляргандо

расширяя

Doppio movimento

доппио мовименто

вдвое скорее

пиу моссо

более подвижно

мено моссо

менее подвижно

темпо примо

первоначальный темп

коме прима

как сначала

Если какая-то часть произведения повторяется, то чтобы не писать весь нотный текст ещё раз используют знаки репризы. Реприза – это повторение какой-либо части произведения

сразу после его первого исполнения. Если при повторении части заканчиваются по разному, то ставятся два варианта завершения – один

при повторении, другой при окончании. Если указанную часть нужно сыграть

больше двух раз, тогда над закрывающим знаком репризы ставится количество

повторений . Например, если указаныдва повторения (2x), то всего эта часть должна быть сыгранатри раза.

Также для сокращения нотной записи пользуются знаками сеньо и фонарь. Сеньо указывает с какого места нужно начать повторение, а фонарь чаще всего

обозначает место перехода от повторённой части к заключительной. Эти знаки обычно сопровождаются подписью, например: играть от знака сеньо до слова "Конец".

Разные способы извлечения звука называются

штрихами. При исполнении легато (legato) звуки следуют

один за другим без перерыва и в нотном тексте

объединяются лигой. При

стаккато (staccato) ноты звучат отрывисто и обозначаются точкой над нотой или под ней.

Иногда необходимо выделить какой-то звук большей громкостью, чем остальные. В этом случае над нотой или под ней ставится знак акцента.

Форшлаг - это мелодическое украшение из одного или нескольких звуков, исполняемых за счёт длительности предыдущей ноты или паузы. Исполняется по желанию.

Фермата –- это знак над нотой или паузой, либо под ней, дающий исполнителю право увеличивать её длительность.

Постепенное увеличение громкости обозначается знаком крещендо (cresc. ), а уменьшение – знаком диминуэндо (dim. )

Сокращения, используемые для записи громкости звука:

Сокращение

Итальянские

Произношение

Значение

названия

пианиссимо

очень тихо

меццо-пиано

не слишком тихо

меццо-форте

умеренно громко

фортиссимо

очень громко

Если в каком-то месте произведения используются очень высокие или низкие для данного ключа ноты, то для удобства ноты пишутся октавой ниже или выше положенного, а это изменение обозначается знаком октавного повышения или понижения.

Теперь о буквенном обозначении нот. В тексте ноты записываются латинскими буквами в соответствии с таблицей:

В некоторых странах, правда, и в России в том числе, принято было до некоторого времени обозначать Си как H, а Си-бемоль – B. Но мы не станем обращать внимание на этот пережиток и будем пользоваться международными обозначениями.

Повышение (#) ноты обозначаются добавлением к ней суффикса "is", а понижение (b) – суффикса "es" для согласных и "s" для гласных.

Например, C# – Cis, Db – Des, Eb – Es, E# – Eis.

2.1. Связь упражнений с содержанием музыки.

Идейно - эмоциональное содержание музыкального произведения композитор передаёт с помощью средств музыкальной выразительности мелодии, гармонии, темпа, ритма и др. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел автора.

С первых занятий следует учить студентов понимать содержание музыки, вникать в ее сущность.

Помогают понять замысел музыки указания композитора в нотном тексте,

которые касаются исполнения всего произведения или его частей: "задушевно", "энергично", "с огнём", "весело" и др.

1. Ходьба на носках. Студенты должны выполнять под жизнерадостную музыку, с хорошей осанкой, четким шагом.

2. Под лирическую музыку идут бесшумно мягким шагом, слегка опустив голову и несколько расслабив мышцы рук и ног. Настроение должно быть спокойным и задумчивым. При сопоставлении движений, контрастных по характеру, яснее воспринимается различие в содержании музыки.

3. Прослушать несколько произведений и определить, какие из них подойдут для предложенных упражнений. Например, ходьбу строевым, походным, острым шагом, и др.

2.2. Связь упражнений с мелодией и регистром звучания музыки.

Мелодия означает пение, напев. Это основа музыки, и в ней в первую очередь выражен замысел композитора.

Мелодия - это одноголосое выражение музыкальной мысли. Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определенный темп и ритм. Мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Зная ме­лодию произведения, под которую выполняются упражнения, занимающие­ся могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восста­новить (на основе сформировавшихся условно-рефлекторных связей между музыкой и движением) последовательность упражнений. Она как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов.

У мелодии есть свои законы. Основной ее закон - волнообразность. Мелодическая линия имеет изгибы - нарастания и спады. Со­вокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

Важнейшие виды мелодического рисунка:

1) восходящее движение мелодии, т.е. переход к более высоким зву­кам;

2) нисходящее движение - переход к более низким звукам;

З) волнообразное движение, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Мелодической вершиной называется самый высокий звук, достигнутый мелодией при каждом ее подъёме. Момент наивысшего положения в музыкальном произведении или его части называется кульминацией.

Для определения мелодии можно выполнить следующие задания: при звучании вальса все строятся в круг, при звучании польки – в шеренгу, при звучании марша – в колонну. Задания можно варьировать, предлагая другие

мелодии и другие формы построения. Различное нап­равление мелодического рисунка можно передать следующим упражнением: под музыку В.Ребикова "Колыбельная" при движении мелодии вверх плавно поднять обе руки вверх, при движении мелодии вниз - плавно опустить. Передавая рисунок этой мелодии движениями, занимающиеся лучше воспринимают ее.

Регистры - это различия высоты звучания музыки. В каждом голо­се или инструменте условно различают три регистра: высокий, средний и низкий. Регистр помогает создать определенный образ, контрастности в музыке .

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мы­шечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнять ходьбу на носках (С.Майкапар "Полька"), в среднем - ходьбу (Д.Кобалевский "Шарманка"), в низком - ходьбу выпадами ("Марш Черномора" из оперы Ф.Глинки "Руслан и Людмила").

2.3. Связь упражнений с ритмом музыки.

Ритм - одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Звуки записывают знаками, которые называются нотами. Нота представ­ляет собой кружок пустой или затушёванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружочкам прибавляются вертикальные палочки (шпили), хвосты и т.д. Ноты раз­мещаются на нотоносце, состоящем из пяти параллельных линий, пред­ставляющих вместе одну нотную строчку. Счет линиям ведется снизу вверх. В начале нотного стана ставится вертикальная черта, соеди­няющая все пять линий. Она называется начальной чертой. Ноты пишутся на линиях и между ними, т.е. в промежутках. Палочки (шпили) ставятся на нотном стане у кружочков нот: справа - вверх от второ­го промежутка и ниже; слева - вниз от третьей линии и выше. По длительности ноты бывают целые, половинные, четвертные, восьмые и т.д. Самая длинная нота - целая, остальные ноты её доли.

Длительность нот легко воспроизвести движениями: хлопками, уда­рами ноги, шагами, например: 1. Шагать на четыре счета четвертями, затем по четыре счета половинами. Обратить внимание занимающихся, что шаг стал в два раза медленнее. 2. Шагать четвертями, а хлопать восьмыми. В музыке чрезвычайно редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Почти всегда имеются две и больше различ­ных длительностей. Чередование звуков различной длительности обра­зует ритмический рисунок мелодии. Значение ритмического рисунка для выразительности музыки велико. Например, уже ритмический рису­нок сам по себе может характеризовать некоторые жанры музыки (вальс, полька и др.). В музыке эмоциональный характер ритма делает его важным средством эмоционального воздействия, как на самого исполнителя, так и на зрителя .

Воспроизведение ритмического рисунка движениями развивает му­зыкальную память, координацию движений, быстроту реакции.

2.4. Связь упражнений с размером музыки.

В каждой мелодии, как правило, ударные (акцентированные, силь­ные) доли через равные промежутки времени чередуются с более слабыми (не акцентированными) долями. Такая периодичность ударных и неударных звуков называется метром. Размером называется выражение долей метра определенной длительности.

Основных размера два: двухдольный (четный), в котором чередуются одна ударная доля и одна неударная; трехдольный (нечетный), в котором чередуются одна ударная и две неударные доли. Из сочетания простых размеров образуются сложные. Так в четырёх­дольном размере чередуются сильная доля, слабая, относительно силь­ная и слабая.

Размер обозначается в начале нотной записи музыкального про­изведения в виде двух цифр, выставляемых одна над другой (2/4 или 3/4). Верхняя (первая) цифра показывает количество долей в такте, а нижняя (вторая) - какой длительностью выражена доля в данном размере.

Тактом называется отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперёк нотного стана. Эта черта назы­вается тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной до­лей для того, чтобы её выделить.

Часто музыкальные произведения начинаются не с сильной доли, т.е. не с начала, а с середины такта. Отрезок нотной записи до первой тактовой черты занимает в этих случаях меньшую длительность, чем целый такт. Такой неполный такт называется затактом. Его отличительный признак - отсутствие сильного ударения. В большинстве случаев произведения или отдельные их части, начинающиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.

Музыкально-ритмические задания помогают занимающимся лучше понять размер музыкального произведения и четко выполнять упраж­нения в соответствии с долями такта.

В начале занимающиеся учатся определять размер по количеству равных долей такта:

1. Прослушать музыкальные примеры размерами 2/4, 3/4, 4/4 и хлопками отразить сильную долю такта.

2. Под музыку польки на сильную долю такта шаг вперед, на сла­бую - легкий хлопок.

3. Музыкальное сопровождение 3/4. На сильную долю такта пры­жок с левой ноги на правую, затем два шага вперед. На следующем такте прыжок с правой на левую.

4. Построиться в две шеренги на боковых линиях зала лицом к центру. Передавать мячи противоположенной шеренге ударом о пол на сильную долю такта. Размер музыкальных произведений менять через определенное количество повторений (8 - 16 тактов). Занимающиеся по слуху определяют смену размера музыкального сопровождения и из­меняют протяженность выполняемых движений.

5. На затакт поставить руки на пояс и выполнить ходьбу, акцен­тируя ногой сильную долю такта. После этого занимающиеся переходят к изучению движений (тактировки), принятых для обозначения различ­ных размеров.

Размер 4/4.

И.п. - руки вверх ладонями вперед

1 - руки вниз, кисти согнуть вперед ладонями к низу

2 - руки скрестно перед грудью

3 - руки в стороны

4 - руки вверх

В размере 3/4 пропускается скрестное движение рук, на размер 2/4 опускаются два средних движения.

Тактировку различных музыкальных размеров можно выполнять ша­гая на месте, в движении, приставным шагом, шагом вальса.

В дальнейшем при выполнении различных упражнений под музыку у учащихся закрепляется умение определять размер и показывать его тактировкой.

Будущим учителям физической культуры очень важно знать размер музыкальных произведений и примерное количество тактов, необходи­мых для сопровождения различных упражнений. Так, для выполнения разновидностей ходьбы подбирается маршевая музыка размером 4/4, 64 такта. Для бега - полька, галоп размером 2/4, 32 или 64 такта. Быстрые отрывистые движения удобно выполнять под музыку размером 2/4, а плавные, мягкие, медленные движения - 3/4.

Для проведения общеразвивающих упражнений достаточно 7-8 музыкальных фрагментов по 32 такта. Существует взаимосвязь между размером музыкальных произведений и подсчётом упражнений. Так, при выполнении упражнений под музыку размером 2/4, учитель ведёт подсчёт: "раз"-"два", "раз"-"два"; размером 3/4 - "раз"-"два"-"три", "раз"-"два"-"три"; если упражнение сопровождается музыкой четырёхдольнего размера, то подсчёт следующий: "раз"-"два"-"три"-"четыре" и т.д..

2.5. Связь упражнений с темпом музыки.

Характер музыки воспринимается, прежде всего, через её темп. Темпом называется скорость исполнения музыки. Оттенки музыкальных темпов очень разнообразны. Грустная музыка обычно связана со спо­койным темпом, весёлая с более быстрым. Тревожная музыка чаще бы­вает быстрой, торжественная –

медленной. Таким образом, характер музыки воспринимается прежде всего через ее темп. Произвольно из­менять скорость музыкального произведения нельзя, так как это вле­чёт за собой изменение его содержания.

Основные названия темпов: адажио - медленно, андапте - умере­но, аллегро - быстро. Для овладения различными темпами занимающим­ся дают специальные задания. Прослушав музыкальное произведение, они определяют

и называют темп, смотрят в нотах запись темпа, а затем выполняют движения с

соответствующей скоростью, например:

1. Стоя в кругу и держась за руки, на медленный темп идти мягким шагом по кругу, при переходе музыки на быстрый темп, разделить круг на два малых круга и двигаться высоким бегом.

2. При медленном темпе идти парами, при быстром - оббегать друг друга.

3. Ходьба в темпе марша под музыку. Через 8 тактов прекратить му­зыкальное сопровождение. Занимающиеся продолжают ходьбу, сохраняя взятый темп. Через 8 тактов снова возобновить, музыкальное сопровождение, чтобы занимающиеся проверили правильность сохранения темпа. Характер предлагаемых отрывков желательно менять.

Необходимо помнить, что существует определенная зависимость между музыкальным темпом и амплитудой выполнения упражнений. Как правило, в быстром темпе выполняют короткие по амплитуде движения с участием отдельных частей тела - рук, ног, головы, а также дви­жения кистями, предплечьями, стопой. Умеренный и медленный темп позволяет выполнять упражнения с участием более крупных частей те­ла. Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки.

Динамические оттенки - это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения. К динамическим оттенкам в музыке относятся: изменение силы звучания; постепенное замедление и ускорение темпа; плавность или отрывистость звучания мелодии. Перечисленные оттенки обычно обозначаются итальянскими терминами. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: форте - громко, пьяно – тихо. Примерные задания на связь упражнений с ди­намическими оттенками музыки:

1. При громком звучании музыки идти высоким шагом, при тихом -мягким.

2. При громком звучании музыки продвигаться скачками, при тихом -принять позу (статическое положение).

3. Резкое изменение силы звучания: тихое звучание - ходьба на нос­ках, громкое - прыжки на месте.

4. Постепенное увеличение силы звучания: ходьба с постепенным рас­ширением круга. Постепенное уменьшение силы звучания – повторить движение предыдущего задания, выполняя его в обратной последовательности.

5. При громком звучании музыки идти "змейкой", при тихом - идти по кругу.

6. При постепенном замедлении темпа музыки идти медленно, крадучись на носках, при ускорении темпа - передвигать­ся быстро, пружинно, перекатом с пятки на носок.

7. При плавном звучании музыки идти строем, при отрывистом -выполнить прыжки на двух ногах врассыпную, руки на поясе. После окончания музыки быстро встать в строй на свои места и приготовиться к повторному выполнению задания.

8. Музыкальная игра "Запев - припев" (см. описание С.60)

Под грамотностью здесь нужно понимать именно нотную грамотность. Я часто общаюсь с барабанщиками и иногда спрашиваю, считают ли они себя грамотными барабанщиками!? Те, кто по уверенней чувствуют себя за установкой сразу же отвечают: «да, я играю вполне хорошо» или «я считаю что, я хороший барабанщик!»

А ведь на деле то, что получается? Ребята и вправду играют хорошо, вопросов нет, но грамотности у них ноль!

Элементарно где и как должны располагаться ноты на нотном стане и что они обозначают, даже этого бывает, не знают.

Зачем нужно знать ноты барабанщику?


Проще простого сесть за барабанную установку и играть что-нибудь абсолютно не вникая ни в ноты, ни в нотную грамоту в целом. Я считаю это не правильным подходом, не только к барабанам, но и к музыке в целом.

Нотная грамотность для начинающих барабанщиков — это на мой взгляд важный атрибут, знание которого поможет Вам в различных ситуациях.

Только подумайте, Вам понравилась какая-то песня, хотите разобрать ее и научиться так же играть? Конечно, есть универсалы, которые на слух смогут снять и разложить все по полочкам, но это единицы.

Среднестатистическому барабанщику для этого понадобится табулатура. А вот для того, чтобы разобрать ее как раз и понадобятся знания нотной грамоты!

Как выучить нотную грамоту ударнику?

Самое интересное, что изучить нотную грамоту для ударника очень просто. Достаточно прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Чтобы не пропустить выход следующих статей подпишитесь по почте !

Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»

  1. Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих (Сейчас Вы ее читаете)

Дальше от Вас требуется только применение этих знаний на практике, чтобы с легкостью «играть с листа». Знания основ нотной грамоты открывает перед Вами совершенно новые возможности: гораздо лучше будете понимать структуру «ударной» музыки и сможете легко ориентироваться в табулатурах, да и просто станете грамотным человеком =)

Изучение основ нотной грамоты для барабанщиков.

Очень важно различать нотную грамоту общую для всех тональных музыкальных инструментов и атональных (шумовых) ударных К которым и относится ударная установка. Чтобы все то, что я буду писать дальше было понятно, начнем с изучения основ нотной грамоты: узнаем что такое нота и пауза, а так же что такое нотный стан.

Нотный стан.

Нотный стан (Нотоносец) - пять горизонтальных параллельных линий, на которых располагаются ноты. Линии считают снизу вверх, нижней считается первая и выше по порядку.


Иногда применяются дополнительные линии, расширяющие нотный стан вниз или вверх. Эти линейки рисуются только на такую длину, какая необходима для написания нот, которые будут на ней находится. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотного стана, либо в междустрочии. Обратите внимание что на картинке есть «нотный нейтральный ключ», что это такое узнаете когда будете !

На нотном стане, над линиями и под ними могут красоваться разные надписи и обозначения, называемые знаками. Они помогают нам узнать дополнительную информацию о нотной записи. Нотный стан делится на части с помощью тонких вертикальных линий (разделители). Двойная линия, из которых первая тонкая, вторая жирная, означают конец нотной записи.

Для записи некоторых инструментов иногда используют нотные станы с меньшим количеством линий.

Нота и паузы.

Нота - условный графический знак, находящийся на нотном стане. Знак состоит из:

  • головки (овала) - пустая внутри или заштрихованная (обязательна),
  • штиля и флажка (необязательны).

Моменты музыки когда «звучит» тишина, принято называть паузами . Паузы так же обозначаются на нотном стане специальными знаками. Далее в статье мы будем рассматривать длительности нот, где на картинке можно будет увидеть как обозначаются паузы.

Длительности нот и пауз.

Ноты и паузы могут быть разной длины. Запомните! — для каждой длины ноты существует пауза такой же длины. Ноты и паузы бывают:

  • 1/1 (целые) - записывается в виде пустой головки без штиля и флажка,
  • 1/2 (половинные) — записывается в виде пустой головки с штилем без флажка,
  • 1/4 (четвертные) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем без флажка,
  • 1/8 (восьмые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 1 флажком,
  • 1/16 (шестнадцатые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 2 флажками,
  • 1/32 (тридцать вторые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 3 флажками и т.д.


Приведу пример: 1/16 нота означает, что она быстрее 1\8 ноты в 2 раза, 1\4 ноты в 4 раза и т.д. по аналогии.

Ноты с точкой.

Если появляется необходимость показать, что нота в полтора раза (на 50%) длиннее, чем другая, то применяются ноты с точкой. Например, на этом рисунке показана четверть с точкой, а длительность её равна не двум восьмым, а 2 х 1,5 = 3 восьмым нотам.

Триоли.

Существует так же 1/3 ноты - называется она триоль. Четвертная нота (1\4) как правило, делится на две восьмых, однако чтобы разделить ее на три части, нам будет необходима триоль восьмой ноты. Играется она в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и могла бы быть равна двенадцатой ноте (1\12), если бы такая существовала.

Триоль обозначается как три ноты, соединенные вместе и обозначенных цифрой «3». Еще существуют ноты — квинтоли (1\5), секстоли (1\6) и т.д.
На самом деле трудного в этом ничего нет, разобравшись хорошенько один раз, дальше все в уме сможете высчитывать =)

В чем отличие шумовых (атональных) ударных инструментов от всех остальных?

Самое главное отличие в том, что для тональных инструментов «высота» расположения головки ноты на нотном стане напрямую соответствует высоте обозначаемой ноты (если нота находится на первой линейке нотного стана, то это будет нота «ми». Грубо говоря сюда можно отнести все музыкальные инструменты на которых можно сыграть мелодию.

Для атональных (шумовых) ударных инструментов высота нот не обозначается. Вместо этого расположение каждой ноты соответствует определенному барабану. Для ударной установки ноты между первой и второй линией (а так же на первой линии) будут означать бас-барабан, а между третьей и четвертой линией будет малый (рабочий) барабан.

Уточню один нюанс: том-томы в составе современной ударной установки принято считать атональными, хотя мелодию на них сыграть вполне реально.

Все эти нюансы будем рассматривать нашего Самоучителя!

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.


Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа



Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа



Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.


Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:


Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.


Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.


Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:


Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Мы говорили о том, как играть на гитаре без знания нот, однако, если вы хотите стать действительно хорошим гитаристом, то рано или поздно, вам придется постичь хотя бы азы нотной грамоты. Именно поэтому в этой части цикла обучающих статей, речь пойдет именно о нотах и нотной грамоте.

Что такое нота

Нота (с латинского «метка») — это условное изображение музыкального звука, в частности его высоты и длительности. Однако, в сочетание с другими символами, с помощью нот можно указать не только эти параметры, но и очередность исполнения с другими звуками.

Графически нота состоит из: головки, флажков и штиля.

Такой вид ноты приобрели относительно недавно, а их прообраз выглядел примерно так, как показано на рисунке ниже.

Помимо всем знакомых названий нот, таких как: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, они имеют так же и буквенные обозначения.

Звукоряд и нотный стан

Звукоряд — это ряд музыкальных звуков, выстроенных по порядку от самых низких до самых высоких и создающих тем самым единую систему.

Ноты звукоряда записываются на нотном стане. Нотный стан — это линейка из пяти параллельных линий, положение нот на котором определяет их высоту и порядок исполнения. Так же, для точного обозначения высоты звука, в самом начале нотного стана стоят ключи, это или всем знакомый скрипичный ключ или басовый.

Звукоряд разделяют на отрезки — октавы, каждая из которых состоит из одинаковых нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си).

На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы:

Схематически же гитарный гриф разделенный на октавы выглядит так:

Знаки альтерации

Нельзя не упомянут и знаки альтерации, при помощи которых обозначается повышение или понижение какой-то ноты, без изменения ее названия.

Всего таких знаков три — это диез повышающий звук на полтона (один гитарный лад), бемоль понижающий звук так же на полтона и бекар отменяет действие диеза и бемоля.

Ноты на грифе гитары

Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.

Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:

Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:

Длительность нот и пауз

Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.

На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:

Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:


На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:

А паузы соответственно вот так:

Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.

Заключение

В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.

Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.

Загрузка...
Top