Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham)

Моэм Уильям Сомерсет (Maugham William Somerset) (1874–1965), английский писатель и драматург.

Родился 25 января 1874 в Париже. Отец – Роберт Ормонд Моэм, юристконсульт британского посольства во Франции; мать – Эдит Мери (урожденная Снелл). Дедушка – видный адвокат и соучредитель Английского общества юристов, поэтому мальчику заранее прочили юридическую карьеру. Однако, семейной традиции последовали лишь трое его старших братьев. Один из них, Фредерик Герберт даже занимал должность лорда канцлера между 1938–1939. Мать Моэма болела туберкулезом и умерла в 1882. Через два года от рака желудка умер отец.

Потеря близких тяжело отразилась на психике ребенка. В 1884 его взял на воспитание брат отца Генри Макдоналд Моэм, викарий собора в Вайтстебле графство Кент, Англия. Начальное образование получил в Королевской школе в Кентербери. До десяти лет говорил только по французски. Постоянно подвергался насмешкам за плохой английский язык и маленький рост. Из за нервного стресса у Сомерсета развилось легкое заикание, которое становилось заметным при волнении.

В 1890 Моэм поступил в Гейдельберский университет на отделение литературы и философии. Вернувшись в Англию, Моэм около месяца служил в юридической конторе. По настоянию дяди продолжил образование в медицинском колледже при больнице Святого Фомы в Лондоне. В 1897 Моэм получил диплом врача, однако работать по специальности не стал и полностью посвятил себя литературе.

Первый роман Моэма «Liza of Lambeth» появился в 1897. Начинающий автор быстро пробрел известность. Огромным успехом у публики пользовалась комедия «Lady Frederick» (1907).

В 1908 на лондонских сценах одновременно шли сразу четыре его пьесы. Творческое наследие Моэма весьма обширно: пьесы («A Man of Honour», 1903; «Jack Straw», 1908; «The Explorer», 1908; «Landed Gentry», 1910; «The Land of Promise», 1913; «The Constant Wife», 1926 и др.), романы («The Making of a Saint», 1898; «The Hero», 1901; «Mrs Craddock», 1902; «Of Human Bondage», 1902; «The Moon and Sixpence», 1919; «Theatre», 1937; «The Razor’s Edge», 1944 и др.), сценарии, рассказы, путевые заметки и пр. Он получал огромные гонорары и еще при жизни превратился едва ли не в живого классика. Впрочем, сам Моэм оценивал свой талант весьма скромно: «Самый первый среди второразрядных».

В 1909 Моэм увлекся 21 летней актрисой Этельвин Джонс (Ethelwynne Sylvia Jones), игравшей в его пьесе «Penelope». Дочь драматурга Генри Артура Джонса; домашнее прозвище Сью (Sue). Моэм сделал ей предложение, но получил неожиданный отказ. Отношения продолжались около восьми лет, но не имели продолжения. Э. Джонс стала проотипом Рози – одной из героинь романа «Пироги и пиво» («Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard», 1930).

В 1911 Моэм познакомился с Сири Барнардо (Maud Syrie Barnardo, 1879–1955). Дочь организатора приютов для бездомных детей Томаса Джона Барнардо и его жены Сары Луизы Элмсли. Родилась 10 июля 1879 в Хэкни, Англия. В 1901 в Хартуме вышла замуж за богатейшего производителя фармацевтических препаратов Генри Веллкома (Henry Wellcome, 1853–1936). В 1903 родила сына Генри Маунтни Веллкома. Ребенок страдал умственным расстройством, что сильно омрачало совместное проживание и послужило одной из причин разлада. В 1915 в Италии Сара Веллком родила дочь Мери Элизабет (1915–1998), отцом которой, судя по всему, являлся Моэм, за которого, после официального развода, 26 мая 1917 вышла замуж.

В начале Первой мировой войны Моэм записался добровольцем в группу водителей санитарных машин Красного Креста во Фландрии. В нее входили еще 23 крупных писателя того времени, в т. ч. Эрнест Хемингуэй, Джон Дос Пассос и др. Во время пребывания на Западном фронте Моэм был завербован шефом военной разведки Великобритании Джоном Уоллинджером. В течение нескольких лет работал связником агентурной сети MI 6 в Европе; выполнял особые поручения в Швейцарии и России.

В 1928 Моэм официально развелся с женой, с которой практически никогда не жил под одной крышей. При разделе имущества Сири Моэм получила дом на Кинг Роуд в Лондоне, автомобиль Роллс Ройс, ежегодную пенсию в 2400 фунтов для себя и 600 фунтов для дочери. Впоследствии она обнаружила талант дизайнера по интерьерам. Ее проекты с преобладанием белых тонов пользовались повышенным спросом самой состоятельной и аристократической публики.

Из за угрозы немецкой оккупации в 1940 Моэм перебрался в Соединенные Штаты.

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 в городке Сен Жан Кап Ферра от пневмонии; его пепел развеян в парке Королевской школы в Кентербери, где он когда то учился.

Английский писатель Сомерсет Моэм (1874-1965) родился и умер во Франции .

Он был младшим (шестым) сыном юриста британского посольства. Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребенок имел законные основания считаться гражданином Великобритании . Первым родным языком для Моэма стал французский. На французском языке Сомерсет говорил первые десять лет своей жизни. Он лишился родителей в возрасте 10 лет, после чего мальчика отправили в Англию, где он жил в городе Уитстебл в семье дяди, викария.

Так получилось, что по приезде в Англию Моэм начал заикаться, и это сохранилось на всю жизнь.

«Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и - то ли по одной из этих причин, то ли от рождения - я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться».

Закончил Гейдельбергский университет, затем шесть лет изучал медицину в Лондоне. В 1897 году он получил диплом доктора, но оставил занятия медициной после того, как его первые романы и пьесы стали пользоваться успехом.

В течение десяти лет Моэм жил и писал в Париже. В 1897 году появился его первый роман «Лиза из Ламбета». В 1903 году была написана первая пьеса "Человек чести", а уже в 1904 году четыре пьесы Моэма шли одновременно на сценах Лондона.

Настоящим прорывом стал почти автобиографический роман "Бремя страстей человеческих" (1915), который считается лучшим произведением Моэма.

Во время первой мировой войны под видом репортера Моэм работал на британскую разведку в России с целью не дать ей выйти из войны. С августа по ноябрь 1917 года находился в Петрограде, встречался неоднократно с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. Покинул Россию через Швецию из-за провала своей миссии (Октябрьская революция).

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14-ти новелл «Эшенден, или Британский агент».

Заикание и проблемы со здоровьем препятствовали дальнейшей карьере на этом поприще.

Моэм вместе с другом отправляется в путешествие по восточной Азии, островам Тихого океана и Мексике.

В 1928 году он поселяется во Франции.

Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы «Луна и грош» (1919), «Пироги и пиво» (1930), «Театр» (1937), «Остриё бритвы» (1944).

Моэм верил в то, что истинная гармония заключается в противоречиях общества, что нормальное на самом деле не является нормой. «Обыденная жизнь - это самое богатое для исследования писателя поле » - заявлял он в книге "Подводя итоги" (1938).

Популярность Моэма за границей в тридцатые годы была выше, чем в Англии. Он сказал однажды: «Большинство людей не видят ничего, я очень отчетливо вижу перед своим носом; великие писатели могут видеть сквозь кирпичную стену. Мой взгляд не так проницателен».

В 1928 году Моэм купил виллу в Кап-Ферра на Французской Ривьере. Эта вилла стала домом писателя на всю оставшуюся жизнь, она играла роль одного из великих литературных и социальных салонов. У писателя иногда гостили Герберт Уэллс, Уинстон Черчилль, изредка здесь были и советские писатели. К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей английской художественной литературы.

В 1944 году выходит роман Моэма «Острие бритвы». Во время Второй мировой войны Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился большей частью в США. Покинуть Францию его заставила оккупация и попадание имени Моэма в черные списки гитлеровцев.

Писатель утвердил в 1947 году «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до 35 лет.

Когда Моэм почувствовал, что путешествия больше ничего не могут ему дать, он отказался от путешествий:

Моэм после 1948 года оставил художественную прозу и драматургию, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

15 декабря 1965 года Сомерсет Моэм скончался на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. Умирая, сказал:

«Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь». Могилы как таковой у писателя нет, поскольку прах его развеян был под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Сомерсет Моэм был самым популярным прозаиком и драматургом 30-х годов – он написал более 78 книг, театры поставили более 30 его пьес. Кроме того, произведения Моэма часто и с успехом экранизировались.

Если говорить о личной жизни писателя, Сомерсет Моэм был долгое время женат на Сири Велком, от которой у него родилась дочь Мэри Элизабет. Позднее супруги развелись. Одно время он влюблен был в актрису Сью Джоунс, на которой готов был снова жениться. Однако самые продолжительные отношения Моэм имел с американцем Джералдом Хэкстоном, пьяницей и заядлым игроком, который был его секретарем.

Вт автобиографии "Подводя итоги" (1938) он сказал, что «стоял в первом ряду второразрядных».

О Сомерсете Моэме:

  • «Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю „Кандида“, чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия»
  • Он всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Он работал по утрам три-четыре часа, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.
  • «Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

Афоризмы Моэма:

  • «Бог, которого можно понять, уже не Бог».
  • «Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто - из того, как вы ее принимаете».

16 декабря 1965 года в Ницце не стало Уильяма Сомерсета Моэма. Жизнь 91-летнего писателя прервала пневмония. Моэм был самым популярным прозаиком и драматургом 30-х годов - театры поставили более 30 его пьес, он написал более 78 книг. Кроме того, произведения Моэма часто и с успехом экранизировались. Сегодня мы решили вспомнить несколько фактов из биографии автора романов "Театр", "Луна и грош" и "Бремя страстей человеческих".

1. Сомерсет Моэм родился и умер во Франции, однако писатель был подданным Британской короны - родители подгадали роды таким образом, чтобы ребенок появился на свет в посольстве.

2. До десяти лет Уильям разговаривал только на французском. Английский язык писатель стал учить после переезда в Англию после смерти родителей. С 10-летнего возраста у Моэма началось заикание, от которого он так и не смог избавиться.

3. Сомерсет родился в семье потомственных юристов - адвокатурой занимались его дед, отец и старший брат, который дослужился до звания лорда-канцлера.

Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы

4. Во время Первой мировой войны сотрудничал с МИ-5. С секретной миссией после войны работал в России, находился в Петроград в августе-октябре 1917 года, где должен был помогать Временному правительству оставаться у власти, бежал после Октябрьской революции.

5. Моэм любил путешествовать - предпочитал экзотику Азии и Океании. В многочисленных поездках писатель собирал материал для своих книг. Однако после 1948 года он перестал куда-либо выезжать, потому что посчитал, что путешествия уже не могут ему давать что-то новое.

Альфред Хичкок использовал отрывки из автобиографических записок для своего фильма "Секретный агент"

6. Несмотря на то, что Сомерсет Моэм был долгое время женат на Сири Велком, от которой у него родилась дочь Мэри Элизабет, писатель был бисексуалом. В одно время он был влюблен в актрису Сью Джоунс, на которой готов был снова жениться. Но самые продолжительные отношения Моэм имел с американцем Джералдом Хэкстоном, заядлым игроком и пьяницей, который был его секретарем.

7. В 1928 году Моэм купил виллу на французской Ривьере. В течение сорока лет писателю помогали около 30 слуг. Однако фешенебельная обстановка не расхолаживала его - ежедневно он работал в своем кабинете, где писал не менее 1500 слов. В его доме на мысе Ферра часто бывали знаменитости - Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто, Ноэль Кауард, и даже несколько советских писателей.

Могилы у Сомерсета Моэма нет - его прах развеян у стен Библиотеки Моэма в Кентербери

8. Первый роман - "Лиза из Ламбета" - Моэм написал в 1897 году, но успех к писателю пришел только в 1907 году вместе с пьесой "Леди Фредерик". Но свой самый первый литературный опыт - биографию композитора Джакомо Мейербера - он сжег из-за того, что ее отверг издатель.

9. Во время Второй мировой войны работал в Голливуде, работая над сценариями. Покинуть Францию Моэма заставила оккупация и попадание его имени в черные списки гитлеровцев.

10. После того, как писатель поставил точку в романе "Каталина", Моэм обратился к изучению литературы и эссеистике. В 1947 году была учреждена "Премия Сомерсета Моэма", которая присуждалась английским писателям в возрасте до 35 лет.

Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham [ˈsʌməsɪt mɔːm]; 25 января 1874, Париж - 16 декабря 1965, Ницца) - английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, агент английской разведки.

Моэм родился в семье дипломата, рано осиротел, воспитывался в семье дяди-священника и школе-интернате для мальчиков "Кингз Скул"; изучал медицину, получил диплом врача. После успеха его первой книги, романа "Лиза из Ламбета" (1897), он решил оставить медицину и стать писателем. Этот период его жизни косвенно отражен в его романах "Бремя страстей человеческих" (1915) и "Пироги и пиво, или Скелет в шкафу" (1930). Несколько написанных следом романов денег не принесли, и Моэм обратился к драматургии. После громкого успеха комедии "Леди Фредерик" (1907) Моэм стал преуспевающим автором. С этого времени он часто и много ездил по свету, в частности, выполняя задание британской разведки в 1916-1917 годах, побывал и в России, о чем поведал в сборнике рассказов "Эшенден, или Британский агент" (1928). В том же году он купил виллу на французском Лазурном берегу и жил там постоянно, кроме периода с октября 1940 по середину 1946 года. Урна с прахом Моэма, согласно его воле, захоронена у стены созданной на его деньги и носящей его имя библиотеки школы "Кингз Скул".

Драматург и эссеист. Моэму принадлежат легкие комедии характеров и положений, злые сатиры на нравы и социально-психологические драмы типа "За заслуги" (1932) с острым конфликтом и точной прорисовкой исторического времени. Его пьесы - в 1903-1933 годах их было поставлено около 30 - отличаются динамичным действием, тщательной разработкой мизансцен, компактным живым диалогом. Однако главный вклад писателя в литературу - это новеллы, романы и эссеистика, в т. ч. книга "Подводя итоги" (1938), в которой свободное эссе о литературе и искусстве, осторожная авторская исповедь и эстетический трактат сплавлены в примечательное художественное целое.

Рассказчик. Взыскательное мастерство формы - крепко выстроенный сюжет, строгий отбор материала, емкость детали, естественный как дыхание диалог, виртуозное владение смысловым и звуковым богатством родного языка, раскованно-разговорная и вместе с тем сдержанная, неуловимо скептическая интонация повествования, ясный, экономный, простой стиль - делает Моэма классиком рассказа 20 века. Многообразие характеров, типов, положений, конфликтов, сопряжение патологии и нормы, добра и зла, страшного и смешного, обыденности и экзотики превращают его новеллистическое наследие (подготовленное им в 1953 году полное собрание рассказов включает 91 произведение) в своего рода "человеческую трагикомедию". Однако этот свод смягчен бесконечной терпимостью, мудрой иронией и принципиальным нежеланием выступать в роли судьи ближнего своего. У Моэма жизнь как бы сама себя рассказывает, сама себя судит и выносит нравственный приговор, автор же не более, чем наблюдатель и хроникер изображаемого.

Романист. Достоинства объективной манеры письма и блестящего стиля, которым Сомерсет Моэм в немалой степени обязан своей любовью к мастерам французской прозы, присущи и его лучшим романам. Помимо "Бремени", это роман о художнике "Луна и грош" (1919) и роман об актрисе "Театр" (1937), образующие вместе с романом о писателе "Пироги и пиво" нечто вроде трилогии о творцах искусства, его смысле и отношении к реальной жизни, а также "Узорный покров" (1925), "Рождественские каникулы" (1939) и "Острие бритвы" (1944). За взаимоотношениями персонажей, столкновениями их устремлений, страстей и натур у Моэма отчетливо проступает художественно-философский анализ некоторых "вечных" тем мировой литературы: смысл жизни, любовь, смерть, сущность красоты, назначение искусства. Постоянно возвращаясь к волновавшей его проблеме сравнительной ценности нравственного и прекрасного, Моэм в каждом случае, хотя и по-разному, отдавал предпочтение первому, как то явствует из логики созданных им образов: "...больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это - самое высокое произведение искусства" ("Узорный покров"). Жизнь Ларри Даррелла, главного персонажа итогового для Моэма романа "Острие бритвы", и есть художественное воплощение этой высшей формы красоты.

Источник энциклопедия компании "КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ" и Wikipedia.org

William Somerset Maugham

Дата и место рождения – 25 января 1874 г., Embassy of the United Kingdom, Париж, Третья французская республика.

Британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Уильям Сомерсет Моэм родился в 1874 году в Париже, где отец его был юристом британского посольства. Лишившись восьми лет матери, а десяти лет – отца, Моэм воспитывался в Лондоне у дяди, в доме которого царила атмосфера пуританской строгости. Потом он учился в закрытой школе в Кентербэри и в Гейдельбергском университете в Германии.

Чтобы приобрести профессию, он поступил в медицинский институт при больнице св. Фомы в Лондоне. Здесь он приобрел познания в медицине и определенный жизненный опыт. Он столкнулся не только с физическими страданиями человека, но и с нищетой обитателей трущоб лондонского Ист-энда, с социальным неравноправием.

Медицинская практика, сблизившая его с простыми людьми, дала ему материал для вступления в литературу. Успех первых романов “Лиза из Ламбета” и “Миссис Крэдок”, хотя и был весьма скромным, заставил Моэму расстаться с медициной и целиком посвятить себя писательскому труду. Правда, первые романы не принесли ему больших доходов. Став впоследствии одним из самых состоятельных литераторов в мире, Моэм с усмешкой вспоминал, что первые десять лет он зарабатывал своим пером в среднем около ста фунтов в год, что не намного превышало заработок низкооплачиваемых чернорабочих-поденщиков.

Подталкиваемый и материальными побуждениями, Моэм увлекается драматургией. В течение первых двух десятилетий нынешнего века он пишет пьесу за пьесой. Некоторые из них, в частности “Человек чести”, “Леди Фредерик”, “Смит”, “Земля обетованная”, “Круг”, имели успех, и были такие годы, когда на сценах Англии шло одновременно больше пьес Моэма, чем Бернарда Шоу.

Однако работа над пьесами не приносила самому автору полного удовлетворения. Он писал для театра больше всего заботясь о сценической занимательности своих произведений. Это определило его успех у зрителя, но и ограничивало творческие возможности, заставляя укладывать богатый жизненный материал в прокрустово ложе определенного сюжета, как бы искусно и увлекательно он ни был построен. В зените своей драматургической славы Моэм решил написать роман, чтобы, как он признавал позже, “освободится от огромного количества тяжелых воспоминаний, которые не переставали преследовать меня”. После опубликования этого романа – “Бремя страстей человеческих”, – принесшего автору широкую известность, он все чаще берется за перо повествователя, а не драматурга.

В двадцатых годах нашего века Моэм утверждает себя также и как мастер рассказа. Его новеллы, разнообразные по форме, раскрывают перед читателем внутренний мир человека. Моэм старается показать душу человека, выхватывая его порою из социальной среди.

Б ремя страстей человеческих

Но все же среди большого числа романов, пьес, рассказов и очерков Моэм наибольшей известностью как в Англии, так и за ее пределами пользуется роман “Бремя страстей человеческих”. Заметим кстати, что для названия романа взят заголовок одного из разделов “Этики” Спинозы, который в дословном переводе гласит: “О рабстве человеческом”. Однако для того, чтобы название романа само по себе передавало смысла, который имеется в этой главе трактата Спинозы, Моэм согласился, чтобы это произведение называлось в русском издании “Бремя страстей человеческих”.

Сам писатель, отвечая на вопрос, почему он не считает “Бремя страстей человеческих” своим лучшим романом, указал, что это всего лишь “автобиографическая книга”, в котором отражены его собственные мучительные переживания. В авторском предисловии к одному из американских изданий романа Моэм называет его “полуавтобиографическим” и замечает: “Я говорю -полуавтобиографический потому, что такое произведение является все же беллетристикой, и автор вправе менять факты, с которыми имеет дело, как найдет нужным “.

И действительно, многие факты своей жизни о которых автор рассказывает в романе, изменены – одни ослаблены, другие усилены, третьим дано иное толкование или выражение. Например, хромота, которая приносит герою романа Филипу Кэри столько неудобств и нравственных терзаний, не мучила самого Моэму, но писатель страдал от другого физического недостатка, заикание, которое причинял ему почти такие же неприятности и моральную боль. Переживания юного Филипа, судя по признаниям самого автора, во многом совпадают с переживаниями Моэма. Как и его герой, он рано лишился родителей, воспитывался в семье родственников, прошел все стадии юношеских исканий.

Но было бы неправильно считать, что в романе “Бремя страстей человеческих” автор просто рассказал историю одного героя, близкую к его собственной биографии. Перед читателем предстает пестрая галерея разнообразных типов, имеющих свои биографии, характеры, выписанные автором с поразительной тщательностью.

Моэм с такой красочностью нарисовал жизнь некоторых слоев тогдашней Англии, что во многом “Бремя страстей человеческих” можно поставить в ряд со значительными произведениями крупнейших английских писателей-реалистов.

Идеалистическое представление о людях лежит в основе главной сюжетной линии романа – любви Филипа к женщине, которая по всем существующим нормам взаимоотношений между мужчиной и женщиной не могла быть им любимой. Моэм хотел доказать, что человек может любить не только вопреки рассудку, но и вопреки самой своей природе. Это любовь к ограниченной, тупой, порочной, нечистоплотной женщине со стороны человека, которому претит все некрасивое, у которого изысканные вкусы, подчас кажется просто немыслимой.

Ф акты из жизни

Сомерсет Моэм родился и умер во Франции, однако писатель был подданным Британской короны – родители подгадали роды таким образом, чтобы ребенок появился на свет в посольстве.

«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

С 10-летнего возраста у Моэма началось заикание, от которого он так и не смог избавиться.

Несмотря на то, что Сомерсет Моэм был долгое время женат на Сири Велком, от которой у него родилась дочь Мэри Элизабет, писатель был бисексуалом. В одно время он был влюблен в актрису Сью Джоунс, на которой готов был снова жениться. Но самые продолжительные отношения Моэм имел с американцем Джералдом Хэкстоном, заядлым игроком и пьяницей, который был его секретарем.

Во время Первой мировой войны сотрудничал с МИ-5. С секретной миссией после войны работал в России, находился в Петроград в августе-октябре 1917 года, где должен был помогать Временному правительству оставаться у власти, бежал после Октябрьской революции.

До десяти лет Уильям разговаривал только на французском. Английский язык писатель стал учить после переезда в Англию после смерти родителей.

В его доме на мысе Ферра часто бывали знаменитости – Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто, Ноэль Кауард, и даже несколько советских писателей.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» -1928 год.

В 1928 году Моэм купил виллу на французской Ривьере. В течение сорока лет писателю помогали около 30 слуг. Однако фешенебельная обстановка не расхолаживала его – ежедневно он работал в своем кабинете, где писал не менее 1500 слов.

«Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю „Кандида“, чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Умирая, сказал: «Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь».

В 1947 году была учреждена “Премия Сомерсета Моэма”, которая присуждалась английским писателям в возрасте до 35 лет.

Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.

Могилы у Сомерсета Моэма нет – его прах развеян у стен Библиотеки Моэма в Кентербери

Первый роман – “Лиза из Ламбета” – Моэм написал в 1897 году, но успех к писателю пришел только в 1907 году вместе с пьесой “Леди Фредерик”. Но свой самый первый литературный опыт – биографию композитора Джакомо Мейербера – он сжег из-за того, что ее отверг издатель.

Ц итаты и афоризмы

Забавно в жизни вот что: если вы отказываетесь принимать любые вещи, кроме самых лучших, то очень часто именно их и получаете.

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам.

Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать.

Хорошо одетый человек - это тот, на чью одежду не обращают внимания.

Мечты - не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.

Люди злы в той мере, в какой несчастны.

Нет на свете худшей пытки, чем любить и презирать в одно и то же время.

Любовь - это то, что случается с мужчинами и женщинами, которые не знают друг друга.

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.

Есть только один успех - потратить свою жизнь так, как ты хочешь.

Женщина всегда пожертвует собой, если предоставить ей для этого подходящий случай. Это ее любимый способ доставить себе удовольствие.

… для человека, привыкшего к чтению, оно становится наркотиком, а сам он - его рабом. Попробуйте отнять у него книги, и он станет мрачным, дерганым и беспокойным, а потом, подобно алкоголику, который, если оставить его без спиртного, набрасывается на полки.

Увы, в нашем несовершенном мире гораздо легче избавиться от хороших привычек, чем от дурных.

Доброта - единственная ценность в этом иллюзорном мире, которая может быть самоцелью.

Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто – из того, как вы её принимаете.

Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо.

Терпимость - другое название для безразличия.

Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеётся, смеётся над дедушками и восхищается прадедами.

Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть.

Самое ценное, чему научила меня жизнь: ни о чем не сожалеть.

Мы уже не те люди, которыми были в прошлом году, не те и те, кого мы любим. Но это прекрасно, если мы, меняясь, продолжаем любить тех, кто тоже изменился.

И женщины могут хранить тайны. Но они не могут умолчать о том, что они умолчали о тайне.

Загрузка...
Top