Картина из собрания музея Прадо "Извлечение камня глупости" Босха представлена на проходящей сейчас в этом музее выставке, посвященной 500-летию Босха. Перед тем, как экспонаты этой выставки из разных музеев мира, предстали перед зрителями в музее Прадо, выставка, почти в том же составе, демонстрировалась на родине художника в музее Северного Брабанта в Хертогенбосе. Некоторые интернет-источники упоминали о противоречиях во мнении голландских и испанских музейных специалистов по поводу авторства картины "Извлечение камня глупости": голландцы собирались выставить её с этикеткой "Голландский художник - последователь Босха", чему воспротивились сотрудники музея Прадо, полагающие, что автор картины - Босх. В своем посте
я, вслед за интернет-источниками, которым доверилась, упомянула, что на собственной выставке сотрудники Прадо представили эту картину тоже без авторства Босха. Из материалов на сайте Прадо явствует, что это не так. Исправляю ошибку и добавляю материалы технологических исследований этой картины.
Пилар Сильва, куратор-хранитель отдела фламандской живописи, Северной школы (1400-1600-х) и испанской живописи (1100-1500-х) музея Прадо, а также участник международного проекта Bosch Research and Conservation Project
рассказывает о картине (в конце поста приведено видео с сайта музея - её рассказ):
Первое упоминание об этой картине, которым мы располагаем, датируется временем правления Филиппа Пятого, герцога Анжуйского, короля Испании с 1700 по 1746 год. В последний год правления - 1745, картина, как нам известно, находилась у Филиппа Пятого, или, как его именовали в то время Quinta del Duque del Arco , то есть принадлежала Короне. Неизвестно, входила ли картина в королевскую коллекцию до указанной даты, так как инвентарные книги утрачены. В первом документе, упоминающем картину, указано, что она принадлежала ранее Филиппу Бургундскому, внебрачному сыну Филиппа Доброго, который, несомненно, является её заказчиком.
Композиция отличается от двух других работ Босха такого же формата на светскую тематику. А сюжет, как полагает Пилар Сильва, навеян Орденом Золотого Руна, основанным Филиппом Добрым. Цепь, на которой носят орден состоит из звеньев в форме кремня и кресала - огнива, геральдического символа Бургундии, на официальном гербе которой, в свою очередь, красуется геральдическая лилия. Получается, что сюжет картины - двойной намёк на заказчика, Филиппа Доброго: камень(кремень), который должен извлечь из головы пациента хирург, на деле оказывается лилией. Одну он извлекает из головы пациента, а вторая, уже извлеченная, лежит на столе. Пилар Сильва специально подчеркивает, что цветок - водяная лилия, а не тюльпан, поскольку тюльпаны культивировали в Голландии только в 1594 году, а картина написана значительно раньше.
Центр композиции, заключенный в круг, служит своего рода зеркалом, демонстрирующим человеческую глупость. Хирург - мошенник, о чём свидетельствует перевёрнутая воронка на его голове - аллюзия обмана. Цветок по сюжету картины, похожему на сценку из ярмарочного фарса, символизирует похоть. Этот намёк на форму проявления глупости или безумия пациента подтверждается также надписью, в верхней и нижней части живописного обрамления центрального "зеркала": «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». В надписи, по мнению Пилар, также скрыты две аллюзии:само имя Лубберт ассоциируют с глупостью и безумием, при котором, как считали во времена Босха, в голове находится камень; а происходит имя от глагола "lubber" , означающего кастрацию. Выходит, что ярмарочная сцена - это операция по удалению похоти, кастрация похоти и сексуальных желаний пациента-крестьянина. Стоящие рядом две фигуры также отождествляют собой заблуждения: старик-настоятель, цепко сжимающий в руке пивную кружку, и женщина с книгой на голове, которая, по мнению Пилар, является женой крестьянина, - помимо явной роли участников ярмарочной сцены представляют собой аллюзию на ложные знания (книга - намёк на псевдонауку).
Техника написания этой картины отличается от свойственной Босху живописной манеры. Пилар Сильва полагает, что именно по желанию заказчика, Босх избегал здесь "импасто" - фактурных нагрузок живописного слоя, характерных для других работ художника. Ниже приведена инфракрасная рефлектограмма этой картины, которая позволяет видеть подготовительный рисунок, также сделанный в нехарактерной для Босха технике: сухим способом жирным грифелем (типа oily crayons, как считает Пилар).
В рисунке и живописном решении картины есть отличия: художник вносил правки в очертания фигур и предметов, а также в расположение отдельных элементов фигур, лиц и предметов, их вариации. Так, было изменено расположение деревянных башмаков-кломпов
Также ухо пациента было сдвинуто ниже на этапе живописи
Обычно Босх делал подготовительный рисунок кистью органической черной краской, что позволяло в дальнейшем легко перекрыть рисунок даже тонким слоем масляной краски. А рисунок, сделанный сухим способом, хуже поддаётся правкам без смешивания с живописными слоями. Несмотря на все указанные отличия этой картины от других работ Босха, Пилар Сильва подчеркивает, что это оригинальное творение Босха, как по содержанию, выдающему незаурядную изобретательность художника, так и по живописной манере, демонстрирующей силу его дарования.
Питер Гюйс. Извлечение камня безумия. Ок. 1545.
Интересный факт: в Средневековье причиной человеческой глупости, слабоумия или безумия считались камни, образовавшиеся в голове. Однако изображение хирургических операций по извлечению оных камней можно встретить исключительно на картинах нидерландских художников, причем сюжет этот оставался популярным вплоть до XVII века.
Извлечение камня. Картина неизвестного мастера, XVII век. Ранее приписывалась Франсу Халсу.
Известно, что трепанации черепа проводились ещё в каменном веке и лишь некоторые из них носили ритуальный характер. Археологические находки доказывают, что большинство трепанаций осуществлялось с лечебными целями. А первое подробное описание данного хирургического вмешательства сделал древнегреческий врач Гиппократ.
Вообще хирургия в древности была на высоте, а врачи Месопотамии, Древнего Египта, Персии, Индии и Китая делали успехи в сложнейших хирургических операциях. Хотя, конечно, наивысшего расцвета медицина достигла в Древней Греции.
К сожалению, в средневековой Европе хирургия подверглась ужасающей деградации, и лишь с началом эпохи Возрождения европейские врачеватели стали изучать и применять медицинские знания древних цивилизаций.
Можно лишь предположить, что извлечение камней глупости, проводившееся, понятное дело, шарлатанами, было следствием неверно истолкованных древнегреческих или арабских рукописей, описывающих хирургические операции на черепе.
Иероним Босх. Извлечение камня глупости. 1475-1480. Первая картина в истории живописи, посвященная данной операции. Фрагмент.
Ян ван Хемессен. Извлечение камней глупости. 1545-1550.
Марцеллус Кофферманс (копия с картины Босха). Извлечение камней из головы. Фрагмент. 1550-1599.
Питер Брейгель-старший. Вырезание камня безумия, или Операция на голове. Ок. 1550. (Копия, оригинал утерян).
Питер Кваст (Pieter Jansz Quast). Операция по извлечению камня. Около 1630.
Ян Стен. Шарлатан извлекает камень безумия. Ок. 1650 – 1660.
Культурным людям хорошо известна картина ""Извлечение камня глупости", которую приписывают Иерониму Босху.
Качественное фото картины в полный размер можно посмотреть на сайте Прадо
Есть и ещё подобные картины.
Ян ван Хемессен. «Хирург». Тоже из Прадо. Качественное фото картины см. .
Обычно считается, что на этих картинах изображены шарлатаны и в комментариях к таким картинам пишут : "В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты (оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» - «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, - сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту."
Но может быть не всё так однозначно? Давайте подумаем.
Операции по извлечению "камней глупости" хронологически и территориально совпадают с "охотой на ведьм". Это значит, что в то время в Западной Европе имел место расцвет оккультизма и оккультных практик. Почему бы не предположить, что среди других оккультных практик имелась и практика целительства, сходная с практикой филиппинских хилеров?
Тут основной вопрос опять же заключается в том, как относиться к практике филиппинских хилеров. Обычно их считают шарлатанами. Однако существуют сотни любительских кинофильмов, отснятых американцами, которые приезжали на Филиппины с серьёзными, иногда неизлечимыми болезнями, а возвращались совершенно здоровыми. Врачи, обследовавшие этих пациентов до и после лечения, нередко оказывались сбитыми с толку.
В 1971 году молодому американцу по имени Даг Воукс, имевшему степень бакалавра психологии, довелось увидеть один из таких фильмов на квартире у своего друга в Сан-Хосе, штат Калифорния. Увиденное настолько потрясло его, что он покинул Соединённые Штаты и стал учеником филиппинских целителей. В течение нескольких лет он жил с ними, путешествуя через пустыни и джунгли и читая евангельские проповеди в крошечных молельнях эспиритистов. В этих странствиях он получил наставления от духа, вещавшего через медиума. Сперва он был обучен магнетическому целению "наложением рук". Его попросили широко практиковать эту простейшую форму целительства, сказав, что посредством этого он углубит степень своего посвящения.
Эспиритисты считают, что хирургические "дарования" являются не более чем преходящим орудием, которое используется духом главным образом для того, чтобы являть себя людям, ощущающим потребность в чудесах. Нередко целители материализуют во время операции нечто вроде пластика или табачного листа , утверждая, что это воплощение злых мыслей в человеке - возможно, проникших в него в результате психического нападения другого лица или духа. Воукс, который обрёл в конце концов дар выполнения хирургических операций, объясняет это следующим образом:
"Ваши руки становятся попросту точкой, фокусирующей силу, исходящую из того источника, которому вы молились и к которому взывали.
Когда я начинаю массировать руками кожу (больного), то я мог бы сказать, что она расступается, поскольку я вижу это. Однако мои руки при этом утрачивают чувствительность вплоть до локтей... В действительности не руки погружаются в тело, но поражённая область подступает к рукам - так, как если бы они были магнитом... Отдельные клетки не разрезаются, а отделяются друг от друга без повреждений. При этом рука целителя служит в качестве вспомогательной силы, удерживающей ткани разделёнными и соединяющей их вместе.
Когда я проводил свою первую операцию, я был поражён не меньше, чем люди, наблюдавшие её... Я не мог управлять этим. Это происходило само собой" (цит. по: Мишлав Д. Корни сознания. - К., 1995, с. 224).
В фильме "Шокирующая Азия", кажется, в третьей серии, показано, как во время "хилерской" операции из глаз больной девушки "вылезают" мелкие камушки. Почему бы не допустить, что и в Европе XVI - XVII веков также были своего рода "хилеры", которые производили подобные операции-кунстштюки? Всякого рода камни и "каменные цветки" материализовались и "вываливались" как бы из головы. Пациент видел собственными глазами причину своей болезни, удалённую из его тела, и - исцелялся.
А то, что камни могут материализоваться при известных обстоятельствах, - о том свидетельствуют многочисленные случаи полтергейста.
Это работа Иеронима Босха "Извлечение камня глупости". Картина имеет самое прямое отношение к медицине вообще и к современной российской врачебной практике в частности.
Некоторые исследователи, отмечая не особо искусную прорисовку лиц, относят картину к раннему периоду творчества Босха, другие же полагают, что она вполне могла быть создана и после 1490 г. Сын и внук художников, Иероним Босх оставил богатое наследие удивительных картин, многие из которых содержат поучительные аллегории, высмеивающие пороки человека. Что же мы видим на "Извлечении камня глупости"?Изображаемая сцена помещена в круг, обрамленный золотыми узорами и надписями на черном фоне. Сверху написано: "Meester snijt die keye ras" (Мастер/доктор, камень вынь сейчас), а снизу - "Myne name es lubbert das" (Меня зовут Любберт Дас). Надо сразу пояснить, что во времена Босха было распространено поверье, что глупость обусловлена застрявшим в голове камнем. Любберт в нидерландской литературе того времени - имя почти нарицательное, синонимично "олуху" и "тупице".Эту же тему разрабатывают и нидерландские художники последующих поколений - в том числе Питер Брейгель Старший и Ян ван Хемессен.
В особо запущенных случаях легковеры обращались к врачам-шарлатанам, которые охотно брали с глупцов деньги и проделывали нехитрые процедуры, из тех, что довели до совершенства современные хилеры. Подобно тому, как филлипинские кудесники без единого надреза на глазах пациента извлекают из его тела больные органы и ткани (на деле - загодя приготовленную куриную требуху), мошенник, изображенный Босхом, извлекает цветок, символизирующий камень глупости, через поверхностный надрез на темечке пациента. Бакс считает, что цветок сей - тюльпан, и объясняет свое предположение тем, что в староголландском языке слово тюльпан было созвучно с одним из определений глупости. Однако я ясно вижу в изображенном цветке кувшинку (нимфею), которая по строению никоим образом не походит на тюльпан. Такая же кувшинка лежит и на столе, видимо, от предыдущего клиента - намек на то, целитель пользуется большой популярностью.Голова хирурга увенчана перевернутой воронкой - символом невежества. Операция происходит на фоне пасторалей (где, в духе Босха, на фоне тонко прорисованного пейзажа белеет и виселица - символ будущей расплаты). Пациент - пожилой уже мужчина. При извлечении камня глупости присутствуют два свидетеля - седовласый монах и немолодая же монахиня. Монах держит кувшин пива - намек на пьянство. Монахиня облокотилась о стол и подпирает рукой щеку, что придает фигуре скучающий вид, а на голове у нее лежит книга. Существуют различные мнения относительно этих двух персонажей, однако в любом случае все исследователи сходятся в одном: на картине ревностный католик Босх изображает духовенство в весьма неприглядном свете (в зрелом творчестве художника прорисовывается и более явное осуждение служителей церкви, например, на картине Корабль дураков). Типа,художник пытается сказать зрителю следующее: дураку не поможет ни медицина, ни наука, ни религия; простака окружают лишь врачи-шарлатаны и религиозные ханжи (монах-пьяница и монашка с напускной ученостью - все ее знания поверхностны, что символизирует книга на голове). Дополнительно Босх констатирует, что глупца всюду разводят на деньги (даже у монахини сбоку свисает туго набитый кошель ).
Питер Брейгель Старший " Извлечение камня глупости "
Вариация на эту тему у Яна ван Хемессена.
Весь мир живет во тьме ночной, влачась в греховном ослепленьи, а между тем повсюду и везде от дурака нам нет спасенья (с) Себастьян Брант . В последние годы россияне все глубже тупеют, погружаются в мракобесие, питаются мифами и суевериями, процветшими на трупах фундаментальных наук, учатся и лечатся у проходимцев и шарлатанов. Повальная глупость стала настолько массовой,что скоро уже будет закрепляться генетически.
Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья - удаление камня глупости.
В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» - «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, - сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.
Наверное, самая известная картина на этот сюжет - «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха.
Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении, но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.
Картина "Извлечение камня" написана в форме тондо (тондо - это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo - круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо - это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл - это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.
В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.
Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: "Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас". Любберт - обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.
Итак, простаку по имени Любберт делает "операцию глупости" шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка).
Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка - знак хитрости, обмана - предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы - вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга - еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует зло этого мира.
Картина "Извлечение камня" по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.
B. Removing the rocks in the head-1550-1599
Jan Sanders van Hemessen_1554-1560