Толстой, «Война и мир. Жизненный путь Андрея Болконского

Сумел не только разнообразить литературный мир новым произведением, которое оригинально с точки зрения жанровой композиции, но также придумал ярких и колоритных персонажей. Безусловно, не все завсегдатаи книжных лавок прочитали громоздкий роман писателя от корки до корки, однако большинство знает, кто такие , и Андрей Болконский.

История создания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой начал работу над своим бессмертным произведением. Тогда мастер слова задумывался о создании повести, которая расскажет читателям о герое-декабристе, вынужденном вернуться обратно в Российскую Империю. Писатель невольно перенес место действия романа в 1825 год, но к тому времени протагонист был семейным и возмужалым человеком. Когда Лев Николаевич задумался о молодости героя, это время невольно совпало с 1812 годом.

1812 год был нелегким для страны. Началась Отечественная война, потому что Российская Империя отказалась поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании. Толстого вдохновило то смутное время, к тому же его родственники участвовали в данных исторических событиях.

Поэтому в 1863 году литератор начал работать над романом, который отразил судьбу всего русского народа. Чтобы не быть голословным, Лев Николаевич опирался на научные труды Александра Михайловского-Данилевского, Модеста Богдановича, Михаила Щербинина и других мемуаристов и писателей. Говорят, чтобы найти вдохновение, литератор даже побывал в деревне Бородино, где столкнулись армия и российского главнокомандующего .


Над своим основополагающим произведением Толстой трудился семь лет не покладая рук, исписав пять тысяч черновых листов, выведя 550 персонажей. И это не удивительно, ведь произведение наделено философским характером, который показывается через призму жизни русского народа в эпоху неудач и поражений.

«Как я счастлив…, что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».

Каким бы критически настроенным ни был Толстой, роман-эпопея «Война и мир», вышедший в 1865 году (первый отрывок появился в журнале «Русский вестник»), имел широкий успех у публики. Труд российского писателя поразил как отечественных, так и зарубежных критиков, а сам роман был признан величайшим эпическим произведением новой европейской литературы.


Коллаж-иллюстрация к роману «Война и мир»

Литературная диаспора отметила не только захватывающий сюжет, который переплетается и в «мирное», и в «военное» время, но и размеры беллетристического полотна. Несмотря на большое количество действующих лиц, Толстой постарался придать каждому герою индивидуальные черты характера.

Характеристика Андрея Болконского

Андрей Болконский является главным героем в романе Льва Толстого «Война и мир». Известно, что у многих персонажей в этом произведении есть реальный прототип, например, Наташу Ростову писатель «создал» из своей жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Берс. А вот образ Андрея Болконского собирательный. Из возможных прообразов исследователи называют Николая Алексеевича Тучкова, генерала-лейтенанта русской армии, а также штабс-капитана инженерных войск Федора Ивановича Тизенгаузена.


Примечательно, что первоначально Андрей Болконский планировался писателем как второстепенный персонаж, который впоследствии получил индивидуальные черты и стал главным героем произведения. В первых набросках Льва Николаевича Болконский был светским молодым человеком, тогда как в последующих редакциях романа князь предстает перед читателями как мужчина-интеллектуал с аналитическим складом ума, который подает поклонникам литературы пример отваги и мужества.

Причем читатели могут проследить от и до становление личности и изменение характера героя. Исследователи относят Болконского к числу духовной аристократии: этот молодой человек строит карьеру, ведет светскую жизнь, но он не может быть безразличным к проблемам общества.


Андрей Болконский предстает перед читателями как красивый молодой человек небольшого роста и с сухими чертами лица. Он ненавидит светское лицемерное общество, но приезжает на балы и другие мероприятия ради приличия:

«Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

Болконский равнодушно относится к своей супруге Лизе, но, когда та умирает, молодой человек винит себя в том, что был холоден со своей женой и не уделял ей должного внимания. Стоит отметить, что Лев Николаевич, умеющий отождествлять человека с природой, раскрывает личность Андрея Болконского в эпизоде, где персонаж видит на краю дороги огромный ветхий дуб, – это дерево является символическим образом внутреннего состояния князя Андрея.


Помимо прочего Лев Николаевич Толстой наделил этого героя противоположными качествами, в нем сочетаются смелость и трусость: Болконский участвует в кровопролитном сражении на поле боя, но в буквальном смысле этого слова бежит от неудачной женитьбы и неудавшейся жизни. Протагонист то теряет смысл жизни, то вновь надеется на лучшее, выстраивая цели и средства их достижения.

Андрей Николаевич почитал Наполеона, хотел так же прославиться и привести свое войско к победе, но судьба внесла свои коррективы: герой произведения был ранен в голову и доставлен в больницу. Позже князь понял, что счастье не в триумфе и лаврах почета, а в детях и семейной жизни. Но, к сожалению, Болконский обречен на неудачи: его ждет не только смерть супруги, но и измена Наташи Ростовой.

"Война и мир"

Действие романа, который рассказывает дружбе и предательстве, начинается в гостях у Анны Павловны Шерер, где собирается весь высший свет Петербурга, дабы обсудить политику и роль Наполеона в войне. Лев Николаевич олицетворял этот безнравственный и лживый салон с «фамусовским обществом», которое блистательно описал Александр Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» (1825). Именно в салоне Анны Павловны и предстает перед читателями Андрей Николаевич.

После обеда и пустых разговоров Андрей едет в деревню к отцу и оставляет свою беременную жену Лизу в фамильном имении Лысые Горы на попечении сестры Марьи. В 1805 году Андрей Николаевич отправился на войну против Наполеона, где выступает в качестве адъютанта Кутузова. В ходе кровопролитных сражений герой был ранен в голову, после чего был доставлен в больницу.


По возвращении домой князя Андрея ждала неприятная весть: во время родов его жена Лиза умерла. Болконский окунулся в депрессию. Молодого человека мучало то, что он относился к своей супруге холодно и не проявлял к ней должного уважения. Потом князь Андрей снова влюбился, что помогло ему избавиться от плохого настроения.

На этот раз избранницей молодого человека стала Наташа Ростова. Болконский предложил девушке руку и сердце, но так как его отец был против подобного мезальянса, женитьбу пришлось отложить на год. Наташа, которая не смогла жить в одиночестве, совершила ошибку и начала роман с любителем разгульной жизни Анатолем Курагиным.


Героиня отправила Болконскому письмо с отказом. Такой поворот событий ранил Андрея Николаевича, который мечтает вызвать своего соперника на дуэль. Чтобы отвлечься от безответной любви и душевных переживаний, князь начал усиленно работать и посвятил себя службе. В 1812 году Болконский участвовал в войне против Наполеона и во время Бородинского сражения получил ранение в живот.

Тем временем семейство Ростовых переехало в свое московское поместье, где располагаются участники войны. Среди раненных солдат Наташа Ростова увидела князя Андрея и поняла, что в ее сердце не угасла любовь. К сожалению, подорванное здоровье Болконского было несовместимо с жизнью, поэтому князь умер на руках изумленной Наташи и княжны Марьи.

Экранизации и актеры

Роман Льва Николаевича Толстого не раз экранизировали именитые режиссеры: произведение русского писателя адаптировали для заядлых киноманов даже в Голливуде. Действительно, фильмов, поставленных по этой книге, по пальцам нельзя пересчитать, поэтому перечислим только некоторые киноленты.

«Война и мир» (фильм, 1956)

В 1956 году режиссер Кинг Видор перенес произведение Льва Толстого на экраны телевизоров. Фильм мало чем отличается от оригинального романа. Недаром в первоначальном сценарии было 506 страниц, что в пять раз превышает размер среднего текста. Съемки проходили в Италии, некоторые эпизоды снимались в Риме, Фелонике и Пинероло.


В блестящий актерский состав вошли признанные звезды Голливуда. Наташу Ростову сыграла , в Пьера Безухова перевоплотился Генри Фонда, а в роли Болконского предстал Мел Феррер.

«Война и мир» (фильм, 1967)

Российские кинодеятели не отстали от своих иностранных коллег по цеху, которые поражают зрителей не только «картинкой», но и размахом бюджета. Режиссер целых шесть лет работал над самой высокобюджетной картиной в истории советского кинематографа.


В фильме киноманы видят не только сюжет и игру актеров, но и режиссерское ноу-хау: Сергей Бондарчук использовал новую для того времени съемку панорамных сражений. Роль Андрея Болконского досталась актеру . Также в картине сыграли , Кира Головко, и другие.

«Война и мир» (телесериал, 2007)

Немецкий режиссер Роберт Дорнхельм тоже занялся экранизацией произведения Льва Толстого, приправив кинофильм оригинальными сюжетными линиями. Более того, Роберт отошел от канонов в плане внешности главных героев, например, Наташа Ростова () предстает перед зрителями блондинкой с голубыми глазами.


Образ Андрея Болконского достался итальянскому актеру Алессио Бони, который запомнился киноманам по фильмам «Ограбление» (1993), «После бури» (1995), « » (2002) и другим картинам.

«Война и мир» (телесериал, 2016)

По сообщению издания «The Guardian» жители туманного Альбиона начали скупать оригинальные рукописи Льва Николаевича Толстого после этого сериала, снятого режиссером Томом Харперм.


Шестисерийная адаптация романа показывает зрителям любовные отношения, практически не уделяя времени военным событиям. Роль Андрея Болконского исполнил , разделив съемочную площадку с и .

  • Лев Николаевич не считал свое громоздкое произведение оконченным и считал, что роман «Война и мир» должен завершиться иной сценой. Однако автор так и не воплотил свою задумку в жизнь.
  • В (1956) костюмеры использовали более ста тысяч комплектов военной формы, костюмов и париков, которые были изготовлены по оригинальным иллюстрациям времен Наполеона Бонапарта.
  • В романе «Война и мир» прослеживаются философские взгляды автора и кусочки из его биографии. Писатель не любил московское общество и имел душевные пороки. Когда жена не выполняла все его капризы, по слухам, Лев Николаевич ходил «налево». Поэтому неудивительно, что его персонажи, как и любые смертные, имеют отрицательные черты.
  • Картина Кинга Видора не снискала славы у европейской публики, но зато приобрела невиданную популярность в Советском Союзе.

Цитаты

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть!»
«Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу».
«Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
«Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым».
«Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум».
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, - беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!»

Меню статьи:

Любой читатель, вдумчиво вникающий в легендарный роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», встречается с образами удивительных героев. Одним из таковых является Андрей Болконский, человек незаурядный, с многогранным характером.

Описание Андрея Болконского

«…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами» – так описывает своего героя Лев Николаевич Толстой при первой встрече читателя с ним на вечере Анны Павловны Шерер. – Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой.

Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…» Более всего скучал молодой человек, видя лицо своей жены.

Казалось бы, ничто на этом вечере не могло поднять молодому человеку настроения, и оживился он лишь тогда, когда увидел своего друга – Пьера Безухова. Из этого можно сделать вывод, что Андрей ценит дружбу.

Молодому князю Болконскому присущи такие качества, как благородство, уважение к старшим (достаточно проследить, как он любил своего отца, называя его «Вы, батюшка…»), а также образованность и патриотизм.

В его судьбе настанет время тяжелых испытаний, а пока он – молодой человек, которого любит и принимает светское общество.

Жажда славы и последующее разочарование

Ценности Андрея Болконского на протяжении всего романа «Война и мир» постепенно меняются. В начале произведения амбициозный молодой человек во что бы то ни стало жаждет получить человеческое признание и славу как отважный воин. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно» – восклицает он, желая отправиться на войну с Наполеоном.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”

Светская жизнь ему кажется пустой, а молодой человек хочет быть полезным обществу. Сначала он служит адъютантом у Кутузова, но в битве под Аустерлицем получает ранение и попадает в госпиталь. Семья считает Андрея пропавшим без вести, но для самого Болконского это время стало очень важным для переоценки ценностей. Молодой человек разочарован в прежнем своем кумире Наполеоне, увидев его никчемным человеком, радующимся гибели людей.

«В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы и признания – разрушилась, героем овладевают сильные душевные переживания.

Выздоровев, он принимает решение уже не воевать, но посвятить себя семье. К сожалению, так не произошло.

Еще одно потрясение

Следующим ударом для Андрея Болконского стала смерть при родах его жены Елизаветы. Если бы не встреча с другом Пьером Безуховым, который постарался убедить его, что жизнь не окончена, и нужно бороться, несмотря на испытания, герою было бы намного тяжелее пережить такое горе. «Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти» – сокрушался он, делясь с Пьером своими переживаниями.


Но, благодаря искренней поддержке товарища, убедившего друга, что «надо жить, надо любить, надо верить», герой романа выстоял. В этот сложный период Андрей не только ободрился душой, но и встретил свою долгожданную любовь.

Впервые Наташа и Андрей встречаются в имении Ростовых, куда князь приезжает ночевать. Разочарованный в жизни Болконский понимает, что наконец-то счастье настоящей и светлой любви улыбнулось ему.

Чистая и целеустремленная девушка открыла ему глаза на то, что нужно жить для народа, делать добро для окружающих. В сердце Андрея вспыхнуло новое, до сих пор неведомое ему чувство любви, которое разделяла и Наташа.


Они обручились, и, может быть, стали бы прекрасной парой. Но снова вмешались обстоятельства. В жизни возлюбленной Андрея появилось мимолетное увлечение, приведшее к плачевным последствиям. Ей показалось, что она влюбилась в Анатоля Курагина, и хотя позже девушка раскаялась в измене, Андрей уже не смог простить её и относиться по-прежнему. «Из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её» – признался он своему другу Пьеру. Помолвка была расторгнута.

Смерть Андрея на войне 1812 года

Отправляясь на следующую войну, князь Болкнонский уже не преследует честолюбивых планов. Главной его целью становится защитить Родину и свой народ от напавшего врага. Теперь Андрей воюет рядом с простыми людьми, солдатами и офицерами, и не считает это зазорным. “…Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили…” – пишет Лев Толстой, характеризуя своего любимого героя.

Ранение в Бородинском сражении стало фатальным для князя Андрея.

Уже находясь в госпитале, он встречается с бывшей возлюбленной Наташей Ростовой, и чувства между ними вспыхивают с новой силой. “…Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете…” – признается он.

Однако, у этой возрожденной любви нет ни единого шанса, ведь Болконский умирает. Последние дни жизни Андрея преданная девушка проводит рядом с ним.

Он не только знал, что умрёт, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое, далёкое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной лёгкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое…».

Так печально закончилась земная жизнь Андрея Болконского. Он пережил немало горестей и бед, но впереди открывался путь в вечность.

Если бы не война …

Каждый вдумчивый читатель может сделать вывод: сколько горя и бед принесла война человечеству. Ведь, если бы не смертельное ранение, которое получил Андрей на поле сражения, возможно, их любовь с Наташей Ростовой имела бы счастливое продолжение. Ведь они так любили друг друга и могли бы символизировать идеал семейных отношений. Но, увы, человек не щадит себе подобных и нелепые противостояния уносят многие жизни людей, которые, оставшись жить, могли бы принести немалую пользу Отечеству.

Именно эта мысль проходит через все произведение Льва Николаевича Толстого.

Человек всю жизнь ведет борьбу со своими страхами. Их преодоление помогает достигнуть новых жизненных высот, а также получить высокое определение «смелый». В противном случае перед тобой постоянно стоят какие-то ограничения, что-то мешает и не дает раскрыться, а ты просто трус. Тема смелости и трусости, борьбы со своими страхами и ее исход интересовала многих писателей. Не стал исключением и Л.Н. Толстой, отразивший в своем главном романе множество важных нравственных тем, включая эту. В этой статье мы перечисляем аргументы по направлению «Смелость и трусость» из произведения «Война и мир».

1) Примером истинной смелости может служить второстепенный, но яркий персонаж – штабс-капитан артиллерии Тушин. В обычной жизни это скромный и застенчивый человек с невероятно добрыми глазами. В бою он приобретает решительность, смело принимает командование и берет на себя ответственность. Во время Шенграбенского сражения батарея под руководством Тушина совершила настоящий подвиг: бойцы подожгли деревню Шенграбен, французы отвлеклись, начав ее тушить, а русские войска смогли отступить. Но о батарее забыли, не дали приказа об отступлении, она осталась под обстрелом неприятеля. Тушин не нарушил приказ, не бежал, деятельно поддерживал своих подчиненных, а не прятался за их спинами. Капитан не выставляет свои действия как подвиг, он просто принимает решения, соотносимые с его понятиями о чести и нравственности. В бою нужно сражаться до конца – считает Тушин. Это ли не настоящая смелость?

2) Среди штабных военных и свиты командующих редко найдутся смелые люди, иначе бы они шли в бой. Жерков, адъютант Багратиона, оказался именно таким трусом. Герой вел себя как шут, строил гримасы, передразнивал людей за глаза, пытаясь развеселить всех, чтоб выслужиться, неудивительно, что и в решительную минуту он выбрал свои интересы. В Шенграбенском сражении Жерков получил важнейший приказ: передать левому флангу приказ об отступлении. Но этот герой ехал в нужную сторону, видел, что опасно, что там не поможет его пародийный талант, и возвращался обратно. Из-за Жеркова погибло много людей, без поддержки оказалась батарея Тушина и рота Тимохина. Трусость может приносить вред не только самому человеку, но и оказаться опасной для окружающих, вот почему ее надо в себе искоренять.

3) Трусость и смелость могут проявляться не только в военной, но и мирной жизни. Анатолий Курагин представляет собой роскошную, одетую в красивую обертку, трусость. Он знатный, богатый, красивый, получивший хорошее образование, однако это глупый, развратный повеса, которого интересуют только веселье и женщины. В отношении них и проявляется его трусость в большей степени. Он тайно женат на неизвестной польской девушке, но ему страшно в этом признаться в обществе, а особенно Наташе Ростовой, которую он чуть было не обольстил. Тайные встречи, побег, тайная женитьба – все эти факторы уже настораживают и показывают его душевную бедность и нежелание отвечать за свои поступки. Трусость – верный спутник подлости, это видно на примере Анатоля, вот почему важно бороться с этим качеством.

4) Андрей Болконский – один из любимых героев Л.Н. Толстого, поэтому он сочетает лучшие качества человека, хоть и не лишен недостатков. Андрей на войну с Наполеоном в 1805 году буквально бежит, спасаясь от удушливого света, неудачной женитьбы, разочарования в жизни. Герою нравился Наполеон, он хотел прославиться подобно ему, дождаться «своего Тулона», как у кумира. Болконский мечтал повести за собой войско в безнадежный бой и привести к победе. И он действительно попытался, взял знамя и устремился вперед, презрев страх и чувство самосохранения. После этого герой был тяжело ранен, а родные думали, что он погиб. На примере Андрея читатель понимает, что смелость – это положительное качество, но она не должна переходить в безрассудство, а подвиг не должен быть совершен во имя себя.

5) Наташа Ростова – одна из главных героинь романа. Она сочетает в себе лучшие, по мнению Л.Н.Толстого, женские качества: понимающая, живая, умеющая слушать (хоть и не всегда понимать). Тем не менее, героиня обладает твердостью, силой воли, настойчивостью и смелостью в трудных ситуациях. Такой ситуацией была для девушки Отечественная война 1812 года. Когда семья бежала из Москвы, Наташа взяла на себя ответственность за все: помогла перевезти раненых, стала ухаживать за умирающим князем Андреем Болконским. Она не совершала подвигов, не вела за собой войска, но ее поступки не менее смелы. Ведь не каждый сможет задержаться ради незнакомых людей под угрозой смерти, видеть, как умирает человек, а ты не можешь помочь – нужно много отваги. На примере Наташи читатель понимает, что смелым можно быть не только на поле сражения, но и в обычной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! С рождения Андрей сталкивается со сложностями. Он родился в богатой привилегированной семье аристократа из старинного и знатного рода. Однако его мать, видимо, умерла, когда он был совсем мальчиком, так как о ней вообще не упоминается в романе. Отец же не отличался внимательностью и заботливостью. Это был жесткий и упрямый человек, что тяготило Андрея в детстве. Со временем их отношения становятся более напряженными, мальчик уже не пытается завоевать расположение отца, и любые попытки сблизиться и пообщаться заканчиваются скандалами. Также у Андрея есть сестра Марья. Несмотря на то, что она не была внешне привлекательной, ее сердце было полно любви и доброты. С братом у нее сложились теплые близкие отношения, которые сохранились до самой смерти героя.

Внешность (цитатная характеристика)

Автор описывает его как человека невысокого, но очень красивого. “Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами”. Толстой не дает подробного описания, указывая лишь на реакцию других героев, которые считают Андрея Болконского очень красивым и грациозным. "...Женское общество, свет радушно принимали его, потому что он был жених богатый и знатный...".
Важно! Андрей был очень привлекателен. Лев Толстой не раз отмечает его красоту и притягательность для других людей, особенно женщин.

Черты характера Андрея Болконского

Говоря о сложном характере отца, можно было бы подумать, что и Андрей был непростым героем. Однако в нем не было радикальной жесткости.
Важно! В характере героя преобладают положительные свойства: он благородный и целеустремленный.
Андрей может завоевать авторитет у собеседника и вызывает уважение у каждого, в том числе у тех, кому не нравится. Он может себя достойно вести как на светском приеме, так и в компании товарищей по армии.

Воспитанный в аристократической семье, он отличается безупречными манерами и умеет вести себя в высшем обществе. Все тонкости этикета, нюансы общения отточены до мельчайших деталей. Однако это общество не вызывает у Андрея симпатии. Его очень надоели все традиционные, предсказуемые и скучные встречи. Он чувствует себя запертым без возможности выйти. Как человек честный и прямой он не может спокойно чувствовать себя в мире, где правят лицемерие и ложный патриотизм.
Важно! В начале повествования Андрею не чуждо желание успеха на службе, однако, он хочет славы и признания не столько для себя, сколько для того, чтобы иметь возможность нести благо народу.
Несмотря на свои достоинства, Болконский все же отличается некоторой грубостью и высокомерием. Иногда он позволяет себе игнорировать людей, недостойное поведение, выражать невербальные знаки пренебрежения (взглядом, улыбкой и т.п.), а иногда и неприятные высказывания.
Важно! Это человек, который несколько запутался и потерял внутренние ориентиры. Как и многие дворяне, он полон исканий смысла жизни, своего места в ней.
Этот герой очень сдержан, веселым его не назовешь - чаще его лицо остается беспристрастным. При этом Андрей очень добр и великодушен по отношению к любому, независимо от социального статуса.

Отношения князя с женщинами

Андрей Болконский появляется перед нами уже женатым мужчиной, у которого должен родиться первенец. Он женился на Лизе Мейнен, которая была племянницей Кутузова. Он считает свою жену бездушной и глупой куклой. Этот брак для героя не является счастливым. В родах Лиза умирает, и на руках Андрея остается младенец Николенька, воспитанием которого он занимается вместе с сестрой Мари. После смерти Лизы Болконский мучается от чувства вины перед женой, которую не ценил при жизни. Андрей всегда имел успех у женщин, но долгое время не думал о том, чтобы жениться снова. Однако на балу он встречается с Наташей Ростовой. Герой влюбляется в нее и получает взаимность – Наташе импонирует красота и галантность кавалера. Общение с Наташей пробуждает в сухом и черством характере героя самые светлые черты, он хочет быть любимым, ценит каждый момент жизни. Болконский делает предложения Наташе, и ее родители соглашаются, но отец заставляет его отложить женитьбу на год. Андрей согласился и уехал за границу. А Наташа знакомится с Анатолем Курагиным и безумно влюбляется в него, планируя побег. Андрея это глубоко ранит. Гордый и принципиальный, после этого он постоянно ищет встречи с Курагиным, чтобы отомстить ему.

Военная служба Болконского

Андрей Болконский с детства мечтает о военной службе. Его героем был Наполеон, и он жаждет подобной славы и почестей. Он принимает участие в боях под Аустерлицем, в решающий момент проявляя себя героем, совершая подвиг. Он спасает батальон и ведет его в бой смело и без тени сомнения, стремясь защитить Родину. В этом бою он получает тяжелую рану и, истекая кровью, лежит на поле боя. Это событие кардинально меняет его взгляды. Он понимает, насколько не важна и бессмысленна война. Тогда же рушится героический образ Наполеона – Андрей видит, как его кумир улыбается, разглядывая поле с мертвыми и ранеными солдатами, и это вызывает у него отвращение. Смерть жены заставляет его отказаться от службы. Он возвращается и решает посвятить свою жизнь семье. Болконский встречается со своим другом и осознает, что можно приносить пользу Родине не только на поле боя. Он активно занимается разными проектами, которые принесут благо народу, например, в составлении плана отмены крепостного права.

После расторжения помолвки с Ростовой он возвращается на фронт, чтобы отвлечься. Это место где, как ему кажется, его ценят по достоинству, и где он может послужить простым и понятным патриотическим целям. Военные товарищи отзываются о нем по-разному: одни - глубоко ему симпатизируют, другие - считают негодяем. Однако на войне Болконский однозначно проявляет себя как человек очень смелый и мужественный. Его считают очень толковым офицером. Он принимает участие в битве под Бородино, и она становится его последним сражением. После ранения он долго пребывает на грани жизни и смерти. Андрей не хочет умирать, но со временем покоряется смерти. Он покидает столицу с Ростовыми. В этот момент он встречается с Наташей и примирился с нею. Именно гибель становится решающим этапом становления его личности. Перед смертью Андрей много понимает и достигает наивысшей точки – он всех любит и всех прощает. Андрей Болконский – один из самых приятных и трогательных героев романа Толстого. Он не является идеальным, как любой человек, он имеет свои достоинства и недостатки, но благородство, справедливость и доброта заставляют симпатизировать этому герою. Чтобы запомнить всю информацию, просмотрите видео, в котором приведены итоги и сравнение образа Андрея Болконского и его друга.

Князь Андрей Болконский, безусловно, является одним из самых интересных образов романа «Война и мир». Честолюбивый, смелый, благородный, он проходит через многочисленные испытания, чтобы в последние дни своей жизни познать всепрощающую и терпеливую любовь ко всему миру. Андрей был наделён многими достоинствами: ясным аналитическим умом, силой воли, честностью, патриотизмом, нетерпимостью ко лжи и лицемерию. Все эти качества были воспитаны в нём семьёй, и именно благодаря этому он не представлял себе жизни без высокой и прекрасной цели. В начале романа такой целью для Болконского является воинская слава, всемирная известность, поэтому он оставляет семью и идёт на войну, замышляя свой Тулон и втайне поклоняясь военному таланту Наполеона. Однако, по-моему, не жажда славы, а любовь к родине и смелость заставили Андрея подхватить знамя и повести за собой временно растерявшихся солдат. Он совершил чудо – армия вновь пошла в атаку, но, к сожалению, это не принесло победы. Почувствовав боль от ранения, Андрей падает на землю и видит, что «над ним не было уже ничего, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками». В это время он осознает всю бессмысленность прежних мечтаний, а личность Наполеона теряет для него всю бывшую привлекательность. Глубокую душевную драму Андрея ещё больше усугубляет смерть жены, но рождение сына, необходимость заботиться о нём дают возможность по-новому взглянуть на жизнь и радоваться самым простым вещам. Князь Андрей переезжает в Богучарово, начинает заниматься хозяйством, проводит либеральные реформы, но вскоре такое времяпровождение надоедает ему, кажется слишком размеренным и лишённым смысла. Он приходит к мысли о том, что вся жизнь уже прошла, а время утекает сквозь пальцы. Угнетённый сознанием своего зрелого возраста, неопределённостью в будущем, Андрей мысленно соглашается со старым дубом, не распустившимся с приходом весны. Но весна приносит обновление душе Болконского – он встречает свою любовь, Наташу Ростову, которая поразила его простотой и искренностью. Проезжая через некоторое время мимо того самого старого дуба, Андрей с удивлением заметил свежую светлую листву под нежным весенним солнцем и окончательно оставил грустные мысли о «конце жизни». Уверенный в себе и своих силах, он возвращается на службу и начинает законодательную работу, обручается с Наташей, но долгожданное счастье длится недолго: проект военной реформы, предложенный Болконским, не утверждают, потому что уже утверждён другой, намного хуже; Наташа, как ветреная и несдержанная девчонка, пытается сбежать с Курагиным. Чувствуя себя униженным и оскорблённым, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение. Перед ним он вспоминает о трёх главных бедах своей жизни: любви к женщине, смерти отца и французском нашествии и не может заснуть, размышляя о смысле жизни и сути войны. На следующий день во время самого сражения он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. С одной стороны, кажется, что этот поступок был бессмысленным, что Болконский не должен был так нелепо рисковать жизнью, а с другой - высокие идеалы чести не позволили бы ему броситься на землю и лежать, подавая отрицательный пример солдатам. Я думаю, что великое Бородинское сражение, сломившее мощь армии Наполеона, было победным для российских войск благодаря таким командирам, как Андрей Болконский. Уже в операционной он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. После сложной операции он находится на грани жизни и смерти, все мысли в его голове смешались, и он даже не сразу понимает, что перед ним не бесплотный призрак, а настоящая Наташа, которая всё ещё его любит. Счастье влюблённых длится недолго, и, предвидя приближение смерти, Андрей скрывает свои чувства под маской равнодушия и холодности. Мне всегда хотелось спросить у Толстого, зачем он убил такого прекрасного персонажа…

Загрузка...
Top