Сюжеты, образы и символы ранней драмы Метерлинка «Слепые. Морис Метерлинк "Слепые": сюжет пьесы и ее значение

На берегу моря на сваленных деревьях сидели слепые и напряженно прислушивались, чтобы услышать шаги поводыря, который имел отвести их в приют. Они не знали, что поводырь сидел у них мертв, "лицо его светлее и нерухомише всего, что вокруг". Стояла темная ночь. Слепые ждали поводыря. Море волновалось, угрожая людям гибелью. И постепенно они потеряли надежду.

Нетрудно понять смысл метерлинкивських символов: остров - это и жизнь человека, и Земля во Вселенной, слепые - это человечество, не находило выхода; священник-поводырь - вера, которой больше не было у людей; ожидание чьи-то шаги - иллюзии жизни; неотвратимость морского прилива - неизбежность смерти.

По мнению Метерлинка, смерть находилась всегда среди людей, но они не знали этого, не видели; только некоторые, самые уязвимые, чувствовали ее присутствие. Приближение смерти может почувствовать только мудрый старец, а увидеть - малое дитя. В пьесе младенец заплакал: очевидно, увидел смерть. Однако этот образ мог символизировать и новую веру, которая родилась. Ведь сказал поводырь молодой слепой: "Царству старых, видимо, приходит конец".

Символ всегда многозначный, часто он не подвергался конечном расшифровки. Однако общая идея произведения поняла: человек слеп, одинокая, беззащитная перед смертью. Мастерство Метерлинка в воплощении этой идеи оказалась прежде всего в создании своеобразных диалогов. В них реплики действующих лиц - многозначные повторения, а паузы между репликами, то есть молчание, дополняла воображение зрителя. Именно молчание нагнетало ужас и отчаяние. Приобрела большое значение и палитра цветов: ночная темнота леса, темный, однообразный одежда слепых, черный плащ священника.

В пьесе «Слепые» присутствуют все признаки символистской драмы: действие происходило в условных обстоятельствах; не было конкретных признаков действия и времени, поэтому произведение приобрело вне часовости; персонажи, лишенные индивидуальных черт, стали олицетворением страха, безнадежности, беспомощности - это уже не характеры, а символы. Эта пьеса - иллюстрация к размышлениям о Неизвестное. Метерлинку удалось создать мир, который жил по законам его философии.

Не вдаваясь в анализ подробно другие пьесы Метерлинка первого периода творчества, отметим, что принцип их построения, приемы создания эмоционального напряжения, лейтмотивы и характерные персонажи варьировались, но оставались неизменными по своей сути. Это следовало из понимания драматургом истинного задача искусства - показать "трагизм жизненной повседневности", а также с сформулированного им драматургического принципа "статического театра". Под этим термином он понимал театр, в котором главное не события, а внутреннюю жизнь героя, его духовные борения и стремление идеала. К тому же все это было передано не только словом, но и красноречивым молчанием и умолчанию, потому что чаще всего люди говорили о несущественном, второстепенное, а их истинные чувства и мысли оставались невысказанными Эти идеи драматурга нашли свое воплощение в драматических произведениях других писателей, а не символического, а реалистического типа художественного мышления, были созвучны и формальным исканиям Ибсена, и позже открытием Чехова.

В начале 90-х годов Метерлинк пересмотрел свою символистскую концепцию. Он писал, что ему показалось "честным и разумным сбросить смерть с трона" и на этот трон "поднять любви, мудрости и счастья". Поэтому в следующих пьесах он изменил свои философские позиции.

В качестве примера, можно привести драму "Смерть Тентажиля" (1894), где сказочная ситуация расшифровала мистическую тайну, и поэтому действие из сферы мистически-символической перешла в сказочно-романтический. Уже с первых реплик персонажей автор нагнетал чувство неуверенности, таинственности, страха. Игрена, сестра малого Тентажиля, говорила мальчику: "Твоя первая ночь на нашем острове будет беспокойная, Тентажиля. Вокруг нас уже ревет море, деревья стонут. Поздно. Месяц скрывается за тополями, что со всех сторон обступили дворец... Мы, кажется, здесь же, хотя надо быть все время настороже. Здесь ждут приближения малейшего счастья. Будущему я не доверяю... ". Далее говорилось, что парня привезли по приказу королевы, тайной лица, нельзя было увидеть. Неизвестное встал в образе злой старой королевы, которая душила добрых людей. Она старая и бесконечно мощная. Вероятно, она боялась потерять власть - свой трон, поэтому и приказала привезти возможного, а следовательно, и опасного для нее преемника - внука Тентажиля.

Уже в первом действии (все 5 действий очень короткие) ключевыми словами, задали тон, создали тревожный настрой, были такие, как "тени", "коридоры без окон", "что-то скрывается", "хотела бежать, и не могла", "мертвые деревья", "черный замок", "свежий воздух не доходит", "что нет травы", "подслушивать", "мы живем здесь, чувствуя непреодолимое бремя на душе» и т. д. Этими эмоционально значимыми лексическими средствами усилилось волнующее напряжение, которое росло от действия к действию. Сестры и их маленький братик бессильны перед королевой, которая "живет в своей высокой башни и сводит в могилу одного за другим, и никто не решается ответить ударом на удар. Она подавляет нашу душу, словно могильный камень, и никто не осмеливается его сбросить". Никакие усилия, крепкие железные двери, покорность и мольбы не могли защитить Тентажиля. Несчастный ребенок умер.

Если обратиться к названию пьесы лауреата Нобелевской премии Сэмюэля Беккета "В ожидании Годо", где также шла речь об ожиданиях чего невероятно таинственного и опасного, содержание пьесы Метерлинка о Тентажиля можно было бы определить "В ожидании смерти". Они вообще во многом похожи, эти два таких разных произведения - символический и модернистский. И прежде всего - своей загадочностью, нарастающим нервным напряжением, своим пессимизмом, и трагизмом. Не случайно драматургию бельгийца называли "драматургией смерти".

Метерлинк для создания соответствующего эмоционального настроя использовал известные романтические клише, образы и слова, заимствованные романтизмом с готической поэтики XVIII в., Которые в драматическом произведении благодаря наглядности, актерской игре, декорациям и освещению сцены, музыке и шумовым эффектам - приобрели особую эмоциональной силы и влияния. Все это и многое другое обеспечило успех ранним пьесам драматурга, как и их поэтичность, какая-то волшебная нежность и меланхоличность.

Пьесы предвоенного периода, в частности "Синяя птица", формально перекликались с пьесами, написанными в 80-90-е годы XIX в. Однако существенно изменился их общее настроение, они стали светлее, их герои потеряли свою беспомощность и пассивность, у них появилась конечно, благородная цель и надежда на ее осуществление.

"Синяя птица" - это философская пьеса-сказка, аллегорический и символический произведение о смысле бытия и всемогущество человека. Синяя птица - это символ счастья, истины, добра. Сюжет драмы - поиски героями загадочного птицы; конфликт - борьба добра и зла, света и тьмы, преодоление героями всего стояло на пути достижения цели.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем раскрывается новаторство С. Малларме?

2. Проследите этапы становления драматургии М. Метерлинка. Дайте их общую характеристику.

3. Раскройте признаки и особенности "театра смерти" М. Метерлинка.

4. Какая философия "театра надежды" драматурга?

Со средины девятнадцатого века церковь стала терять влияние на общество. Связано это было с отчаянными попытками сохранить контроль над наукой и культурой. Большинство ученых и деятелей искусства были верующими людьми, но из-за активных попыток церкви грубо вмешиваться в их работу среди них росли антиклерикальные настроение.

Еще во время учебы в Иезуитском колледже стал негативно относится ко многим идеям церкви Морис Метерлинк. «Слепые» (пьеса) была написана под влиянием наблюдений ее автора за потерей влияния церкви в обществе. Метерлинк полагал, что церковь уже слишком "стара" чтобы руководить, однако если ее не заменить другим институтом, общество обречено.

В 1890 эта пьеса была опубликована, а уже через год была поставлена в «Театре искусства» Поля Фора. На русский язык ее перевели только через четыре кода после публикации. А в 1904 в одном из московским театров ее поставили вместе с несколькими другими короткими пьесами Метерлинка.

Одним из главных героев пьесы сделал безмолвного мертвого священника Метерлинк. Слепые, окружающие его тело, на протяжении всей пьесы характеризуют его, давая понять сколь важную роль он играл в их жизни.

Еще одним важным героем является младенец - ребенок помешанной слепой. Он единственный способен видеть, однако из-за столь юного возраста еще не в состоянии стать проводником для остальных.

Юная слепая – красивая молодая девушка, выросшая в местности с живописной природой, но позже утратившая зрение. Невзирая на свое увечье, она продолжает любить красоту. Девушка обаятельна и, несмотря на то что все окружающие мужчины слепы, они все ей симпатизируют. Хотя она ничего не видит, однако ее глаза еще живы и при должном лечении вскоре она сможет прозреть.

Самая старая женщина среди слепых является и самой рациональной. Также рассудителен и самый старый слепой мужчина.

Трое слепорожденных мужчин - одни из самых несчастных героев. У них нет воспоминаний о красоте мира, так как они никогда не видели его. Они постоянно возмущаются и критикуют других. Слепорожденные жалуются, что священник не говорил с ними, однако позже выясняется, что они сами не больно-то стремятся его слушать.

Три старые слепые женщины, в отличие от юной слепой, совершенно не активны. Они смирились со своей судьбой. Чтобы не случилось, она продолжают молиться.

Также в пьесе есть еще двое слепых мужчин, но они не особо активны.

Всего в «Слепых» восемь героев: шесть слепых мужчин (3 слепорожденных, старый и 2 обычных слепых), шесть слепых женщин (3 молящихся, старая, юная и помешанная), мертвый священник и зрячий ребенок.

На момент написания пьесы увлекся философией символизма Морис Метерлинк. «Слепые» (краткое содержание выше) полны множества символов.

В первую очередь это смерть, окружающая слепых. Ее символизирует океан невдалеке.

Также символичен маяк, обитатели которого прекрасно видят, однако не смотрят в сторону слепых (символ науки).

Еще один символ - старые зрячие монахини приюта, о которых известно, что они, зная о пропаже своих подопечных, не пойдут их искать. Тут Метерлинк описывает современное ему отношение церкви к пастве. Несмотря на призвание заботится и оберегать "незрячих" подопечных, многие священники просто игнорируют их проблемы.

Слепые герои – это человечество, которое в прошедшие века находило свой путь благодаря вере (церкви).

Но теперь вера умерла и люди потерялись в темноте. Они ищут дорогу, но не в состоянии найти ее своими силами. К слепым в конце пьесы приходит кто-то, но из-за открытого окончания неизвестно - новый ли это проводник, желающий помочь несчастным людям, или жестокий убийца.

Несмотря на то что некоторые трактуют окончание пьесы как гибель человечества, для многих приход неизвестного символизирует надежду. Крик зрячего ребенка, возможно, обозначает не страх, а радость или призыв к незнакомцу (незнакомке) о помощи.

Многим читателям понравилось изображение человечества, утратившего веру, в образе слепых без поводыря, какими их представил Метерлинк. «Слепые» (анализ и символы пьесы выше) повлияли на современников писателя и потомков. Известный философ Николай Рерих после постановки пьесы в Москве нарисовал тушью черно-белую иллюстрацию к пьесе.

Идея Метерлинка изобразить общество как группу слепых людей натолкнула Жозе Сарамаго на написание романа «Слепота», по сюжету которого в 2008 был снят одноименный фильм.

Прошло больше ста лет после написания пьесы "Слепые". За эти годы в обществе произошло немало катаклизмов и событий. Однако и сегодня, как и сто лет назад, человечество продолжает вести себя как слепые в надежде отыскать проводника. Так что произведение Метерлинка продолжает быть актуальным.

В произведениях драматурга формируется эстетика и поэтика «новой драмы», противопоставившей себя развлекательным, мелодраматическим пьесам. Тексты «новой драмы» злободневны, выводят новые социальные типажи, подчеркивают драматизм человеческого существования, острый конфликт между «ложью» и «правдой», бытием и сознанием. Пьесы М. Метерлинка «Непрошенная», «Слепые» обращены к изображению трагизма повседневности, скрытого ужаса перед существованием, который проявляет себя в статичности сценического слова и действия, пафосе «молчания». Данные пьесы полны недосказанности, намеков, почти лишены драматического действия, их персонажам присуще чувство смятения перед непознаваемым роком. В диалоге метерлинковских пьес, как это бывает в поэтической речи, важным становится не столько рациональный смысл слова, сколько общий ритм словосочетаний, гипнотические паузы.

В пьесах Метерлинка огромную роль играют паузы, молчание, разнообразные звуки, которые слышны лишь в тишине – шорохи, шелесты и т. д. Пытаясь уйти от этой тишины, герои Метерлинка заводят самые глупые, бессмысленные разговоры, люди часто говорят просто для того, чтобы что-нибудь говорить, чтобы не молчать. Эти бессвязные диалоги должны дать ощущение абсурдности, бессмысленности и ужаса человеческого существования. За словами нужно уловить что-то более значительное, поэтому в пьесах Метерлинка большую роль играет подтекст, как и у Чехова.

Наиболее пессимистичны ранние пьесы 1890-х годов. «Слепые» (1890) – несколько слепых мужчин и женщин сидят в лесу и ждут проводника, который куда-то ушёл, они живут в приюте для слепых и вот вышли на прогулку. Проводника всё нет, тревога слепых нарастает, они ведут друг с другом разговоры, чтобы заглушить эту тревогу и чувство полнейшего одиночества, которое их охватывает в тишине, в тишине они полностью теряют связь с миром. Они говорят о своём одиночестве, о том, что не понимают, что такое мир, что такое они сами. В конце концов их охватывает ужас: их бросили, они в панике начинают шарить руками вокруг, и один из них натыкается на остывший труп проводника – старого священника, который, оказывается, умер и всё время сидел между ними, пока они его ждали. Затем они слышат чьи-то странные шаги, среди них есть один зрячий ребёнок, увидев кого-то он отчаянно кричит от страха: пришёл кто-то страшный, видимо, это Смерть.

Слепые – это символ современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы, потерявшего религиозную веру (недаром их умерший проводник – священник). И теперь человечество способно только брести наугад, но в результате его ожидает гибель.



Драма «Слепые» символическое изображение человеческой жизни. Священник-поводырь привел в лес слепых мужчин и женщин, теперь они сидят друг против друга, не зная, что проводник умер, а его труп здесь же рядом с ними. Сгущается ночной мрак, бушует море, слепые все ждут возвращения священника. Замерзающие, голодные люди постепенно начинают терять надежду на спасение. Собака, прибежавшая из приюта, подводит их к трупу, тогда слепые убеждаются, что помощи ждать неоткуда. Слышатся таинственные шорохи, шаги, невнятные звуки, заливается плачем зрячий младенец на руках у слепой матери.

Слепые становятся символом человечества, вечно блуждающего в потемках, умирающий поводырь – это религия, которой больше нет у людей. Среди них – смерть, но они не знают и не видят этого, лишь немногие, самые чуткие, ощущают ее близость.

В пьесе нет традиционного драматургического сюжета, развивающегося по обычным законам театрального действия. Персонажи представляют собой не «характеры», социально-психологические типы, а типы мировосприятия, отношения к жизни

Название этой пьесы созвучно её содержанию и персонажам: ведь все они являются слепыми, помимо священника, да и тот на протяжении всего действия мертв. Их слепота имеет духовный характер. Священник, который ушел за водой и кого они ожидают, - Мессия, без которого они не смогут спастись. Слепота общевства.

Всего в пьесе задействованы 11 действующих лиц. Священник , дряхлый старик, проводник слепых. Это центральный образ в пьесе, потому что о нем рассуждают слепые, говорят о нем, ожидают его прихода как избавления от гибели. В день, когда разворачивается действие пьесы, он отправился на прогулку с обитателями приюта. Во время отдыха Священник тихо отдает душу Богу, оставив своих незрячих подопечных одних на лесной поляне. В пьесе Священник исполняет роль проводника и спасителя, того, от чьего прихода зависит жизнь покинутых людей. Поэтому слепые с нетерпением ожидают возвращения своего проводника.



Кроме этого, в пьесе есть трое слепорожденных . Они недовольны тем, что покинули приют, недовольны Священником, даже друг другом («Зачем ты меня разбудил? »). Можно интерпретировать их роль так: это духовно слепые люди, не желающие что-либо поменять в себе.

В пьесе есть сходные по сути персонажи: Самый старый слепой и Самая старая слепая . Они представлены как носители мудрости и опыта среди мужской и, соответственно, женской половины слепых.

Еще одно действующее лицоЮная слепая – «поразительно молода, распущенные волосы закрывают ей стан ». Она носительница светлой надежды, терпимости, милосердности и снисходительности к своим товарищам. К ней, словно к свету, тянутся все остальные слепые. Юная слепая вместе с ребенком помешанной слепой участвуют в финальной сцене пьесы.

В пьесе «слепота» истолкована как символ самосознания человечества. Физически слепые люди слепы душой, они не могут ничего изменить самостоятельно, вынуждены пассивно ожидать перемен. В этом, на мой взгляд, состоит проблема, раскрываемая в произведении . Иначе говоря, народ показан как толпа незрячих людей – он беспомощен, слеп и нуждается в руководстве.

Пьеса имеет открытый финал . Остается непонятным, чье появление ребенок на руках юной слепой встретил криком. На мой взгляд, в конце пьесы к заблудившимся людям приходит сама Смерть, подстерегающая всех и каждого. Слепые слышали именно её шелест платья о «мертвые листья ». Об этом свидетельствует и отчаянный крик ребенка, и возглас самой старой слепой: «О, смилуйся над нами! »

Во-первых, трагизм Метерлинка выражается в трагизме повседневного существования человека. Слепые влачат жалкое и очень трудное существование на одиноком острове, в приюте. Их окружают такие же старики, как они сами. Слепые сами осознают свое безысходное положение, неотвратимость страданий и смерти. Так, например, самый старый слепой восклицает: «Теперь очередь за нами!». Во-вторых, на первый план выступают понятия подтекста и настроения. Действие пьесы, по сути, статично и происходит только в одном месте. Герои многократно заявляют о своих настроениях, чувствах, переживаниях:

Самая старая слепая. Да, да, нам страшно!

Юная слепая. Нам давно уже страшно!

В-третьих, пьеса имеет открытый финал, который оканчивается криком ребенка в темноте. Нам остается лишь догадываться, кто посетил заблудившихся людей.

«Непрошенная»

Непрошенная – это смерть, пришедшая в семью к роженице. Вечером вся семья ожидала Сестру милосердия, но вместо нее пришла Смерть:

«Внезапно слышится лязг оттачиваемой косы»,

«Отец. <…> Да не толкайте дверь! Вы же знаете, что она скрипит.

Служанка. Да я до нее не дотрагиваюсь, сударь.

Отец. Нет, вы ее толкаете, вы как будто хотите войти в комнату!»

Дед-слепой – отец роженицы, которая лежит в другой комнате. Он незрячий, но чутко чувствует, что происходит вокруг: чувствует состояние присутствующих («Я уверен, что моей дочери хуже », «Я слышу, что вам страшно »), в состоянии предугадать, что скоро произойдет: «Должно быть, мне не долго осталось жить... ». Кроме этого, среди своих зрячих родственников Дед – единственный способен «увидеть» душой присутствие Смерти: «Мне показалось, что с нами еще кто-то сидит...»

Отец – муж роженицы. Он более мягок, чем его брат («В самом деле, в первый раз после ее мучительных родов я чувствую, что я дома, что я среди своих »), с уважением и почтительностью относится к причудам Деда («В его годы это простительно »). Ох хозяйственный («Утром я велел ее заправить ») и беспокоится за здоровье своей жены («моя жена очень хочет ее видеть »).

Дядя – брат Отца. Более решителен, чем брат, не боится давать оценку людям («Нехорошо это с ее стороны»). Не столь почтительно обращается с Дедом («Вы бредите!»).

Три дочери (Урсула, Женевьева, Гертруда) – дружные сестры (они выходят из комнаты вместе, держась за руки, целуются). Урсула – самая обходительная с Дедом, она больше, чем ее сестры, дружит с ним. Дед доверяет ей больше, чем всем остальным.

Сестра милосердия – в пьесе не произносит ни единого слова. Этот персонаж является лишь вестником смерти жены. Одета во все черное.

Сформулируйте кратко проблему, раскрываемую в произведении : Не все люди могут ощутить присутствие смерти, а лишь те, кто сам уже недалек от нее. Смерть неизбежна, как бы человек ни пытался избежать ее.

М. Метерлинк оставил финал пьесы открытым: мы так и не узнаем, что случится с Дедом, ушла Смерть или осталась наедине с Дедом. В конце пьесы Дед явственно ощутил, что смерть сидит с родственниками за одним столом. То, что он «видел» ее, а остальные нет, и его слова о возможной скорой кончине доказывают, что Смерть, кроме роженицы, заберет и Деда. Под конец пьесы Дед забеспокоился, ему стало страшно, он не хотел оставаться наедине со Смертью, но это все равно случилось: в суматохе все родственники убегают, а Дед остается один. Итак, встреча смерти и человека неизбежно состоялась наедине.

Черты «новой драмы» :

Символизм

Противопоставление традиции (одноактная пьеса, открытый финал, статичность времени и места)

Установка на «жизнеподобие» (точное описание быта того времени, вплоть до мелочей: нужно подлить масла в лампу, нужно пригласить плотника, садовника)

+ «четвертая стена»: актеры ни разу не обращаются к зрительному залу, полностью абстрагируются от него

Диалог преобладает над действием (в пьесе почти нет ремарок, она построена на беседе)

Укажите, черты какого направления вам представляются определяющими в данном произведении:

Символизм:

На первом плане внутренние переживания героев

Двоемирие –Дед перестает воспринимать окружающую действительность такой, какой ее видят члены семьи. Он душой ощущает иной мир, мистический.

Символика света: действие пьесы разворачивается в вечернее время суток. Это время, когда пробуждаются мистические мрачные силы. Сумерки, сменяющие день, подобны черной полосе в жизни. Так и здесь, радость рождения младенца сменяется горем смерти роженицы. Кроме этого, порой зеленый цвет (цвет оконных стекол в глубине) символизирует смерть.

Мистический мир – в обыденную жизнь людей вторгается смерть – представитель мистического мира.

«Непрошенная » воспроизводит ожидание рядом с комнатой роженицы. Все ждут известий от врача, и лишь слепой старик чувствует приближение Смерти. Метерлинк создаёт мир людей, живущих своей обыденной жизнью, и мир вне их, который непонятен, угрожающ по отношению к человеку. Потому трагично само существование человека, обречённого внезапной смерти, внезапному страданию, горю, утратам.

Поистине ключевым произведением стала для творчества М. Метерлинка Синяя птица (1908). Увлекательная сказка для детей и одновременно философская сказка для взрослых, исполненная символом и аллегорией, в значительной степени располагает к разночтению.

В противовес «театру молчания» с его мертвенной неподвижностью все здесь прибывает в поиске, дерзании, движении. Ожившие волей драматурга силы природы разыгрывают спектакль, предназначенный для того, чтобы объяснить смысл жизни.

В масштабах необозримого времени прошлому соответствует время всеобщего наивного зрения, настоящие - это царство слепоты, из которого человечество выходит медленно, но неизбежно, и, наконец, будущее - это час соединения Души света и трех высоких радостей. В этом смысле лучшее творение Метерлинка можно назвать пьесой надежды.

Действие пьесы начинается и заканчивается в хижине дровосека. Это значит, что теперь Метерлинк обращает наши взоры не к туманному Неизвестному, а к реальным людям с их нуждами, страхами и потребностями.

Тильтиль и Митиль - дети бедного человека. В сопровождении душ животных (Кот, Пес) и самых насущных вещей (Вода, Хлеб, Сахар, Молоко, Огонь) они переживают множество приключений, странствуя в поисках Синей Птицы, которая должна излечить больную девочку. После долгих поисков Тильтиль и Митиль находят Синюю Птицу у себя дома, узнают ее синеву в синеве невзрачной горлицы, но она улетает из рук детей.

Символ Синей Птицы многолик и многозначен, но это, несомненно, образ полета, высоты и недосягаемости, чья сказочная синева все-таки подсказана цветом родного неба, простирающегося над всеми людьми.

1. Символика света . Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила свет: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой» . Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным. 2. Символика алмаза . Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки. «Большой алмаз, он возвращает зрение».

3. Символика образов детей. Также центральными символами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков. Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейского общества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются в костюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденности как залога всеобщности они оказались символом человечества.

4. Символика других персонажей . Другие персонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку . Тилетта символизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детей недруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит с Ночью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинные друзья - Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес на растерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в «истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митиль любит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный из путешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своим видимым обликом.

Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себе ничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности. Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые («молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. В нем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемые им, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, он символизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всячески угодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, и у Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом, Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает их Митиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощает исключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти на смерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянно делаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать им правду о предательстве кошки.

5. Символика Души Света . Стоит обратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим, что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образ аллегорический. Но ведь Душа Света - исключение. Это не просто спутник детей, это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света - поводыря невидящих .

Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детям на их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно-обнаженной форме несет свою мораль - вернее, свою часть общей морали,- каждый преподносит свой особый конкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевного воспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которых символизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующие обыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митиль либо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливым примером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можно извлечь житейский урок.

Душа Света движет внутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапу их пути. Ее задача в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих из одного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобы вселять надежду, не дать угаснуть вере.

6. Символика времени. Сон и сновидение - это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия» детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени как особой категории реальности - единство и непрерывность его потока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».

7. Символ Синей птицы . Наконец следует сказать о главном символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица - символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело - ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий». Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.

1890 – пьеса «Слепые» (Les Aveugles). Одноактная драма воспроизводит ожидание слепых своего поводыря и их размышления о том, что они воспринимают, ужас от ощущения своей беспомощности и невозможности распознать происходящее в мире. Человечество здесь предстаёт слепым, беспомощным, недалёким, эгоистичным, неспособным понять мир и обречённым на страдание.

Действие сведено к процессу ожидания. Не случайно критики назвали ее «драмой ожидания» - настолько точно она соответствовала программным требованиям теории «статического театра». В обеих пьесах «непрошенной гостьей» становится Смерть - одна из трансформаций неотвратимой судьбы в театре Метерлинка.

Мотив пассивного, «слепого» ожидания, где «слепота» истолкована как символ самосознания человечества, звучит в пьесе «Слепые», вызывающей отдаленные ассоциации со знаменитой картиной П. Брейгеля. Несколько слепых стариков и женщин, образовав полукруг, сидят в лесу и ждут своего поводыря, старого полуслепого священника, который вывел их из приюта на прогулку и, оставив одних, ушел, чтобы принести хлеба и воды. Он долго не возвращается, и они не знают, что с ним случилось. К слепым прибегает приютская собака, которая приводит их к месту, где, застыв в неподвижности, сидит мертвый священник. Все их попытки возвратить его к жизни ни к чему не приводят: священник уже давно мертв. Слышится шум шагов. Ребенок, сын одной из слепых женщин, спавший у нее на коленях, просыпается с плачем. Его поднимают над головами, чтобы он увидел, чьи это шаги слышны рядом. Голос ребенка срывается в крике. Слепые взывают о милосердии, но никто им не отвечает.

Несмотря на неопределенность заключительной сцены, оставляющей открытым вопрос, чье появление возвестил крик испуганного ребенка, смысл пьесы достаточно ясен. В ней, выражен пессимистический взгляд на человечество, блуждающее в поисках высшей цели, словно в ночном лесу толпа слепых мужчин и женщин, и не находящее ничего, кроме Смерти, которая подстерегает всех и каждого.

Философскую основу художественных взглядов Метерлинка составил идеализм в его мистическом варианте. Метерлинк на место Бога поставил безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром и враждебное человеку. Перед лицом всесильного Неизвестного люди - только слабые существа. Будучи вместилищем Неизвестного, они должны жить "без дела, без мысли, без света" и - без слова, ибо нельзя выразить словами невыразимое: "Истинная жизнь создается в молчании". В пьесе "Слепые" воспроизводится "трагедия каждого дня" - вторжение Неизвестного в обыденную жизнь: священник, который вывел слепых на прогулку, внезапно умирает, теперь они не смогут найти дорогу обратно в приют. Но цель пьесы не рассказать о трагедии беспомощных слепых. Всё здесь имеет символический смысл. Слепые - это утратившее нравственные ориентиры человечество; мертвый священник - церковь, уже не способная утешить людские страдания; океан – образ смерти. Каждая из слепых символизирует определённую сторону человеческой жизни: юная слепая – искусство и красоту; сумасшедшая – вдохновение; зрячий ребёнок – новое, нарождающееся мистическое мировоззрение; маяк на берегу океана – науку.

Многие помнят замечательную детскую сказку «Синяя птица». Однако то, что воспринимается как сказка для детей, в действительности было написано как притча для взрослых. Ее автором был известный писатель из Бельгии Морис Метерлинк. Кроме «Синей птицы» его перу принадлежало немало других интересных произведений. Наиболее символичной среди них является пьеса «Слепые».

Морис Метерлинк

Родился писатель в семье бельгийского нотариуса в августе 1862. В семье принято было говорить на французском, из-за чего в будущем автор писал большинство своих работ на этом языке.

Когда мальчику исполнилось четырнадцать, его отправили учиться в колледж иезуитов. Учеба способствовала развитию желания Метерлинка заниматься литературой, а с другой стороны сформировала ярую антиклерикальную позицию автора.

После колледжа юноша занялся изучением юриспруденции. В свободное время он писал стихи и прозу. Несмотря на то что отец настаивал на карьере юриста, он помог юноше издать первый сборник поэзии «Оранжереи». Через год публикует пьесу «La Princesse Maleine» и в дальнейшем концентрируется на написании пьес Морис Метерлинк.

«Слепые», «Непрошенная», «Пелеас и Милисанда» - следующие известные пьесы писателя. Они прославили своего создателя не только в Бельгии и Франции, но и на весь мир. Произведения этого периода считаются наиболее удачными. Это связано с тем, что в последующие годы писатель увлекается символизмом, поздние его пьесы чрезмерно переполнены мистицизмом.

В 1909 во Франции с успехом ставят пьесу «Синяя птица». А через два года получает Нобелевскую премию по литературе Морис Метерлинк. «Слепые», «Синяя птица», «Пелеас и Милисанда» и несколько других известных пьес автора помогли добиться писателю этой престижной награды.

С началом Первой мировой войны Метерлинк в своем творчестве начинает касаться темы войны («Бургомистр Стильмонда»).

В двадцатые годы писатель все больше увлекается оккультизмом, при этом произведения этого периода полны библейских мотивов. Постепенно Метерлинк вместо пьес больше пишет эссе.

Когда писателю исполнилось 50 король Бельгии Альберт I пожаловал ему графский титул.

С начала Второй мировой войны писатель эмигрирует в США, однако в 1947 возвращается в Европу. Через два года Морис Метерлинк скончался в Ницце из-за сердечного приступа.

Пьеса Метерлинка «Слепые»: история создания

Со средины девятнадцатого века церковь стала терять влияние на общество. Связано это было с отчаянными попытками сохранить контроль над наукой и культурой. Большинство ученых и деятелей искусства были верующими людьми, но из-за активных попыток церкви грубо вмешиваться в их работу среди них росли антиклерикальные настроение.

Еще во время учебы в Иезуитском колледже стал негативно относится ко многим идеям церкви Морис Метерлинк. «Слепые» (пьеса) была написана под влиянием наблюдений ее автора за потерей влияния церкви в обществе. Метерлинк полагал, что церковь уже слишком "стара" чтобы руководить, однако если ее не заменить другим институтом, общество обречено.

В 1890 эта пьеса была опубликована, а уже через год была поставлена в «Театре искусства» Поля Фора. На русский язык ее перевели только через четыре кода после публикации. А в 1904 в одном из московским театров ее поставили вместе с несколькими другими короткими пьесами Метерлинка.

Главные герои

Одним из главных героев пьесы сделал безмолвного мертвого священника Метерлинк. Слепые, окружающие его тело, на протяжении всей пьесы характеризуют его, давая понять сколь важную роль он играл в их жизни.

Еще одним важным героем является младенец - ребенок помешанной слепой. Он единственный способен видеть, однако из-за столь юного возраста еще не в состоянии стать проводником для остальных.

Юная слепая - красивая молодая девушка, выросшая в местности с живописной природой, но позже утратившая зрение. Невзирая на свое увечье, она продолжает любить красоту. Девушка обаятельна и, несмотря на то что все окружающие мужчины слепы, они все ей симпатизируют. Хотя она ничего не видит, однако ее глаза еще живы и при должном лечении вскоре она сможет прозреть.

Самая старая женщина среди слепых является и самой рациональной. Также рассудителен и самый старый слепой мужчина.

Трое слепорожденных мужчин - одни из самых несчастных героев. У них нет воспоминаний о красоте мира, так как они никогда не видели его. Они постоянно возмущаются и критикуют других. Слепорожденные жалуются, что священник не говорил с ними, однако позже выясняется, что они сами не больно-то стремятся его слушать.

Три старые слепые женщины, в отличие от юной слепой, совершенно не активны. Они смирились со своей судьбой. Чтобы не случилось, она продолжают молиться.

Также в пьесе есть еще двое слепых мужчин, но они не особо активны.

Всего в «Слепых» восемь героев: шесть слепых мужчин (3 слепорожденных, старый и 2 обычных слепых), шесть слепых женщин (3 молящихся, старая, юная и помешанная), мертвый священник и зрячий ребенок.

Метерлинк «Слепые»: краткое содержание

В пьесе рассказывается о приюте для слепых, в котором зрячие только пожилой священник (умер в самом начале пьесы) и дряхлые монахини. Недавно там был доктор, но он умер ранее, из-за чего священник беспокоился, так как он был болен и предчувствовал собственную смерть. Незадолго до нее он собирает всех слепых и ведет на прогулку по острову. Однако ему становится плохо и, попрощавшись с прекрасной юной слепой, он умирает.

Однако слепые не замечают смерти своего поводыря, а полагая, что он скоро вернется за ними, ждут его возвращения. Со временем они начинают беспокоиться и общаться между собой. Размышляя и жалуясь на поведение священника (завистливые слепорожденные), а также вспоминая прошлое, слепые постепенно теряют надежду на его возвращение.

Вскоре приходит приютская собака и благодаря ей слепые узнают, что священник умер. Размышляя о том, как им выбраться, слепые начинают чувствовать, что кто-то касается их. Вскоре они слышат чьи-то шаги и молодая слепая берет на руки зрячего ребенка, надеясь, что он увидит, кто идет. Однако по мере приближения неизвестного ребенок все сильнее плачет.

Символизм «Слепых»

На момент написания пьесы увлекся философией символизма Морис Метерлинк. «Слепые» (краткое содержание выше) полны множества символов.

В первую очередь это смерть, окружающая слепых. Ее символизирует океан невдалеке.

Также символичен маяк, обитатели которого прекрасно видят, однако не смотрят в сторону слепых (символ науки).

Еще один символ - старые зрячие монахини приюта, о которых известно, что они, зная о пропаже своих подопечных, не пойдут их искать. Тут Метерлинк описывает современное ему отношение церкви к пастве. Несмотря на призвание заботится и оберегать "незрячих" подопечных, многие священники просто игнорируют их проблемы.

Слепые герои - это человечество, которое в прошедшие века находило свой путь благодаря вере (церкви).

Но теперь вера умерла и люди потерялись в темноте. Они ищут дорогу, но не в состоянии найти ее своими силами. К слепым в конце пьесы приходит кто-то, но из-за открытого окончания неизвестно - новый ли это проводник, желающий помочь несчастным людям, или жестокий убийца.

Несмотря на то что некоторые трактуют окончание пьесы как гибель человечества, для многих приход неизвестного символизирует надежду. Крик зрячего ребенка, возможно, обозначает не страх, а радость или призыв к незнакомцу (незнакомке) о помощи.

Значение для культуры

Многим читателям понравилось изображение человечества, утратившего веру, в образе слепых без поводыря, какими их представил Метерлинк. «Слепые» (анализ и символы пьесы выше) повлияли на современников писателя и потомков. Известный философ Николай Рерих после постановки пьесы в Москве нарисовал тушью черно-белую иллюстрацию к пьесе.

Идея Метерлинка изобразить общество как группу слепых людей натолкнула на написание романа «Слепота», по сюжету которого в 2008 был снят одноименный фильм.

Прошло больше ста лет после написания пьесы "Слепые". За эти годы в обществе произошло немало катаклизмов и событий. Однако и сегодня, как и сто лет назад, человечество продолжает вести себя как слепые в надежде отыскать проводника. Так что произведение Метерлинка продолжает быть актуальным.

Загрузка...
Top