Под теорией как высшей формой организации научного знания понимают целостное структурированное в схемах представление о всеобщих и необходимых закономерностях определенной области действительности – объекте теории, существующее в форме системы логически взаимосвязанных и выводимых предложений.
В основании сложившейся теории лежит взаимосогласованная сеть абстрактных объектов, определяющая специфику данной теории, получившая название фундаментальной теоретической схемы и связанных с ней частных схем. Опираясь на них и соответствующий математический аппарат, исследователь может получать новые характеристики реальности, не всегда обращаясь непосредственно к эмпирическим исследованиям.
Выделяются следующие основные элементы структуры теории:
1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п.).
3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.
5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основ теории в соответствии с конкретными принципами.
Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории - один из источников ее совершенствования и развития.
А. Эйнштейн отмечал, что "теория преследует две цели:
1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота).
2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть "логической единственностью"
Виды теорий
Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории:
математические и эмпирические,
дедуктивные и индуктивные,
фундаментальные и прикладные,
формальные и содержательные,
"открытые" и "закрытые",
объясняющие и описывающие (феноменологические),
физические, химические, социологические, психологические и т.д.
1. Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности и сложности. Резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме, и математическое моделирование.
Большинство математических теорий опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Но в последние годы все чаще обращаются к сравнительно недавно возникшей алгебраической теории категорий, рассматривая ее как новый фундамент для всей математики.
Многие математические теории возникают за счет комбинации, синтеза нескольких основных, или порождающих, структур. Потребности науки (в том числе и самой математики) привели в последнее время к появлению целого ряда новых математических дисциплин: теория графов, теория игр, теория информации, дискретная математика, теория оптимального управления и др.
Теории опытных (эмпирических) наук - физики, химии, биологии, социологии, истории - по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.
Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории решают прежде всего задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер.
С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Наряду с наблюдаемыми эмпирическими фактами, понятиями и величинами здесь вводятся весьма сложные и ненаблюдаемые, в том числе весьма абстрактные понятия.
Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии). В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. - догадка) теории встречаются в современной физике, в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого объекта их исследования.
А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий - конструктивные и фундаментальные:
Большинство физических теорий является конструктивными, т.е. их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений (такова, например, кинетическая теория газов).
Основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость (такова теория относительности).
В. Гейзенберг считал, что научная теория должна быть непротиворечивой (в формально-логическом смысле), обладать простотой, красотой, компактностью, определенной (всегда офаниченной) областью своего применения, целостностью и "окончательной завершенностью". Но наиболее сильный аргумент в пользу правильности теории - ее "многократное экспериментальное подтверждение".
Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук. Так, в современной социологии со времени работ крупного американского социолога Роберта Мертона (т.е. с начала XX в.) принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и соответственно три типа теорий.
· общая социологическая теория ("общая социология"),
· частные ("среднего ранга") социологические теории - специальные теории (социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т.д.)
· отраслевые теории (социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т.д.)
В онтологическом плане все социологические теории подразделяют на три основных разновидности:
1) теории социальной динамики (или теории социальной эволюции, развития);
2) теории социального действия;
3) теории социального взаимодействия.
Теория (независимо от своего типа) имеет основные особенности:
1. Теория - это не отдельные взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.
2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно - когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.
3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.
4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.
5. Характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.
6. Структура научных теорий содержательно "определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). Высказывания теоретического языка непосредственно формулируются относительно теоретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность"
7. Теория - это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является "голым результатом", а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.
К числу основных функций теории можно отнести следующие:
1. Синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2. Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.
3. Методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4. Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть "руководством к действию" по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
Как из множества конкурирующих теорий выбрать хорошую?
К. Поппер ввел "критерий относительной приемлемости". Лучшей является та теория, которая:
а) сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание;
б) является логически более строгой;
в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой;
г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.
Любая теория- это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории: 1. Исходные основания -- фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п. 2. Идеализированные объекты - абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.). 3. Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, - нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4. Философские установки и ценностные факторы. 5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории - один из""источников ее совершенствования и развития.
Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»),-построение которого - необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.
B.C. Степин считает необходимым выделить в структуре теории в качестве ее основания особую организацию абстрактных объектов - фундаментальную теоретическую схему, связанную с соответствующим ей математическим формализмом. В содержании развитой теории, кроме ее фундаментальной схемы, автор выделяет еще один слой организации абстрактных объектов - уровень частных теоретических схем. Фундаментальная теоретическая схема в совокупности с ее производными образованиями представляется как «внутренний скелет теоретического знания». Проблема генезиса теоретических схем называется коренной проблемой методологии науки. При этом отмечается, что в теории нет линейной цепочки абстрактных объектов, а есть их сложная многоуровневая иерархическая система.
Говоря о целях и путях теоретического исследования вообще, А. Эйнштейн отмечал, что «теория преследует две цели: 1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота). 2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть «логической единственностью».
Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует я многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.
Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция. Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация. Многие математические теории возникают за счет комбинации, синтеза нескольких основных или порождающих абстрактных структур.
Теории опытных (эмпирических) наук - физики, химии, биологии, социологии, истории и др. - по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.
Феноменологические (их. называют также эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколь-нибудь сложные абстрактные объекты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений.
Феноменологические теории решают прежде всего задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер. С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического эмпирического материала. Такие теории - вполне закономерное явление в процессе научного познания.
С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т. е. их законы.
Но это уже не эмпирические, а теоретические законы, которые формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с абстрактными, идеализированными объектами. «В основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории».
Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии). В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. - догадка) теории встречаются не только в современной физике, но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самих объектов их исследования.
А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий - конструктивные и фундаментальные. Большинство физических теорий, по его мнению, являются конструктивными, т. е. их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений (такова, например, кинетическая теория газов). Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следует математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость (такова теория относительности). В фундаментальных теориях используется не синтетический, а аналитический метод. К достоинствам конструктивных теорий Эйнштейн относил их законченность, гибкость и ясность. Достоинствами фундаментальных теорий он считал их логическое совершенство и надежность исходных положений 1 .
Несмотря на то, какого бы типа теория ни была, какими бы методами она ни была построена, «всегда остается неизменным самое существенное требование к любой научной теории - теория должна соответствовать фактам... В конечном счете только опыт вынесет решающий приговор» 2 , - резюмирует великий мыслитель.
В этом своем выводе Эйнштейн вовсе не случайно использует выражение «в конечном счете». Дело в том, что, как разъяснял он сам, в процессе развития науки наши теории становятся все более и более абстрактными, их связь с опытом (фактами, наблюдениями, экспериментами) становится все более сложной и опосредованной, а путь от теории к наблюдениям становится длиннее, тоньше и сложнее. Чтобы реализовать нашу постоянную конечную цель - «все лучшее и лучшее понимание реальности», надо четко представлять себе следующее объективное обстоятельство. А именно, что «к логической цепи, связывающей теорию и наблюдение, прибавляются новые звенья. Чтобы очистить путь, ведущий от теории к эксперименту, от ненужных и искусственных допущений, чтобы охватить все более обширную область фактов, мы должны делать цепь все длиннее и. длиннее». При этом, добавляет Эйнштейн, чем проще и фундаментальнее становятся наши допущения, тем сложнее математическое орудие нашего рассуждения.
В. Гейзенберг считал, что научная теория должна быть непротиворечивой (в формально-математическом смысле), обладать простотой, красотой, компактностью, определенной (всегда ограниченной) областью своего применения, целостностью и «окончательной завершенностью». Но наиболее сильный аргумент в пользу правильности теории ее «многократное экспериментальное подтверждение». «Решение о правильности теории оказывается, таким образом, длительным историческим процессом, за которым стоит не доказательность цепочки математических выводов, а убедительность исторического факта. Завершенная теория так или иначе ведь никогда не является точным отображением природы в соответствующей области, она есть некая идеализация опыта, осуществляемая с помощью понятийных оснований теории и обеспечивающая определенный успех».
Специфическую и сложную структуру имеют теории соци-ально-гуманитарных наук. Так, исходя из идей американского социолога Р. Мертона в современной социологии принято выделять следующие уровни социологического знания и, соответственно, типы теорий:
Общая социологическая теория («теоретическая социология»), дающая абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне познания фиксируется структура общие закономерности функционирования и развития социальной реальности. При этом теоретическим и методологическим базисом общей социологической теории выступает социальная философия.
Уровень предметного рассмотрения - частные («среднегоранга») социологические теории, имеющие своим теоретическим и методологическим базисом общую социологию и дающие описание и анализ социально особенного. В зависимости от своеобразия своих объектов исследования частные теории оказываются представленными двумя относительно самостоятельными классами частных теорий - специальными и отраслевыми теориями:
а) Специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной жизни, понимая последнюю как относительно самостоятельную область общественной деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и личности. Таковы социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т. д. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает прежде всего как общая теория этого класса явлений. По сути, отмечал П. А. Сорокин, эти теории делают то же самое, что и общая социология, «но в отношении специального класса социокультурных явлений».
б) Отраслевые теории исследуют социальные (в указанном выше смысле этого термина) аспекты классов явлений, принадлежащие к другим сферам общественной жизни - экономической, политической, культурной. Таковы социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т. д. В отличие от специальных теорий отраслевые не являются общими теориями данных классов явлений, ибо исследуют лишь один из аспектов их проявления - социальный.
Однако некоторые социологи считают, что «здание социологической науки состоит из пяти этажей». Другие полагают, что схема Мертона (общая теория - теория среднего уровня - эмпирические исследования), сыграв определенную роль в развитии социологии, «исчерпала свои возможности». Поэтому эту схему не следует совершенствовать, а «надо отказаться от нее».
Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности: 1. Теория - это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.
Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно - когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.
Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.
Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.
Характер теории определяется степенью обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.
Структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). Высказывания теоретического языка непосредственно формулируются относительно теоретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность».
Теория - это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения; поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.
В современной философии науки (как западной, так й отечественной) теория уже не рассматривается как неизменная, «закрытая» статичная система с жесткой структурой, а строятся различные модели динамики (роста, изменения, развития) знания (см. гл. IV, §1). В этой связи подчеркивается, что при всей плодо творности формализации и аксиоматизации теоретического знания нельзя не учитывать, что реальный процесс конструктивного развития теории, ориенгированный задачами охвата нового эмпирического материала, не укладывается в рамки формально-дедуктивного представления о развертывании теорий.
Однако развитие теории не есть только «движение мысли внутри ее самой» («идей»), а активная переработка мыслью многообразного эмпирического материала в собственное внутреннее содержание теорий, конкретизация и обогащение ее понятийного аппарата. Образ действительного развертывания (развития) теории, данный Гегелем - «снежный ком», - не утратил своей актуальности и по сей день. Вот почему важнейшим методом построения, развертывания и изложения теорий является метод восхождения от абстрактного к конкретному.
К числу основных функций -теории можно отнести следующие:
Синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.
Методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как из множества конкурирующих теорий выбрать хорошую? Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество информации, т. е. имеет более глубокое содержание; б) является логически более строгой; з) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями. Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию. В ходе развития науки о связи с новыми фундаментальными открытиями (особенно в периоды научных революций) происходят" кардинальные изменения представления о механизме возникновения научных теорий. Как отмечал А. Эйнштейн, важнейший методологический урок, который преподнесла квантовая физика, состоит в отказе от упрощенного понимания возникновения теории как простого индуктивного обобщения опыта. Теория, подчеркивал он, может быть навеяна опытом, но создается как бы сверху по отношению к нему, и лишь затем проверяется опытом. Сказанное Эйнштейном не означает, что он отвергал роль опыта как источника знания. В этой связи он писал, что «чисто логическое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов; все познание реального мира исходит из опыта и завершается им. Полученные чисто логическим путем положения ничего не говорят о действительности» 1 . Однако Эйнштейн считал, что «не всегда является вредным» в науке такое использование понятий, при котором они рассматриваются независимо от эмпирической основы, которой обязаны своим существованием. Человеческий разум должен, по его мнению, «свободно строить формы», прежде чем подтвердилось бы их действительное существование: «из голой эмпирии не может расцветать познание». Эволюцию опытной науки «как непрерывного процесса индукции» Эйнштейн сравнивал с составлением каталога и считал такое развитие науки чисто эмпирическим делом, поскольку такой подход, с его точки зрения, не охватывает весь действительный процесс познания в целом. А именно - «умалчивает о важной роли интуиции и дедуктивного мышления в развитии точной науки. Как только какая-нибудь наука выходит из начальной стадии своего развития, прогресс теории достигается уже не просто в процессе упорядочения. Исследователь, отталкиваясь от опытных фактов, старается развивать систему понятий, которая, вообще говоря, логически опиралась бы на небольшое число основных предположений, так называемых аксиом. Такую систему понятий мы называем теорией... Для одного и того же комплекса опытных фактов может существовать несколько теорий, значительно различающихся друг от друга».
Иначе говоря, теории современной науки создаются не просто путем индуктивного обобщения опыта (хотя такой путь не исключается), а за счет первоначального движения в поле ранее созданных идеализированных объектов, которые используются в качестве средств конструирования гипотетических моделей новой области взаимодействий. Обоснование таких моделей опытом превращает их в ядро будущей теории. «Именно теоретическое исследование, основанное на относительно самостоятельном оперировании идеализированными объектами, способно открывать новые предметные области до того, как они начинают осваиваться практикой. Теоретизация выступает своеобразным индикатором развития науки».
Идеализированный объект выступает таким образом не только как теоретическая модель реальности, но он неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории. Соотношения элементов идеализированного объекта - как исходные, так и выводные, представляют собой теоретические законы, которые (в отличие от эмпирических законов) формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом.
Из этого вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках теории и относящиеся по существу не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она представлена идеализированным объектом, должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению реальной действительности. Имея в виду данное обстоятельство, А. Эйнштейн ввел термин «физическая реальность» и выделил два аспекта этого термина. Первое его значение использовалось им для характеристики объективного мира, существующего вне и независимо от сознания. «Вера в существование внешнего мира, - отмечал Эйнштейн, - независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания».
Во втором своем значении термин «физическая реальность» используется для рассмотрения теоретизированного мира как совокупности идеализированных объектов, представляющих свойства реального мира в рамках данной физической теории. «Реальность, изучаемая наукой, есть не что иное, как конструкция нашего разума, а не только данность» 2 . В этом плане физическая реальность задается посредством языка науки, причем одна и та же реальность может быть описана при помощи разных языков.
Характеризуя науку, научное познание в целом, необходимо выделить ее главную задачу, основную функцию - открытие законов изучаемой области действительности. Без установления законов действительности, без выражения их в системе понятий нет науки, не может быть научной теории. Перефразируя слова известного поэта, можно сказать: мы говорим наука - подразумеваем закон, мы говорим закон - подразумеваем наука.
Само понятие научности (о чем выше уже шла речь) предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений, определение многообразных условий практической применимости законов.
Изучение законов действительности находит свое выражение в создании научной теории, адекватно отражающей исследуемую предметную область в целостности ее законов и закономерностей. Поэтому закон - ключевой элемент теории, которая есть не что иное, как система законов, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта (а не только эмпирические зависимости) во всей его целостности и конкретности, как единство многообразного.
В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:
а) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;
б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия;
в) необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;
г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;
д) повторяющейся, устойчивой, так как «закон есть прочное (остающееся) в явлении», «идентичное в явлении», их «спокойное отражение» (Гегель). Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.
Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сферы их действия, их модификации и т. п. Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен. С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т. д.
Важнейшая, ключевая задача научного исследования - «поднять опыт до всеобщего», найти законы данной предметной области, определенной сферы (фрагмента) реальной действительности, выразить их в соответствующих понятиях, абстракциях, теориях, идеях, принципах и т. п. Решение этой задачи может быть успешным в том случае, если ученый будет исходить из двух основных посылок: реальности мира в его целостности и развитии и законосообразности этого мира, т. е. того, что он «пронизан» совокупностью объективных законов. Последние регулируют весь мировой процесс, обеспечивают в нем определенный порядок, необходимость, принцип самодвижения и вполне познаваемы. Выдающийся математик А. Пуанкаре справедливо утверждал, что законы как «наилучшее выражение» внутренней гармонии мира есть основные начала, предписания, отражающие отношения между вещами. «Однако произвольны ли эти предписания? Нет; иначе они были бы бесплодны. Опыт предоставляет нам свободный выбор, но при этом он руководит нами».
Надо иметь в виду, что мышление людей и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они в своих результатах должны согласовываться между собой. Необходимое соответствие между законами объективной действительности и законами мышления достигается тогда, когда они надлежащим образом познаны.
Познание законов - сложный, трудный и глубоко противоречивый процесс отражения действительности. Но познающий субъект не может отобразить весь реальный мир, тем более сразу, полностью и целиком. Он может лишь вечно приближаться к этому, создавая различные понятия и другие абстракции, формулируя те или иные законы, применяя целый ряд приемов и методов в их совокупности (эксперимент, наблюдение, идеализация, моделирование и т. п.). Характеризуя особенности законов науки, известный американский физик Р. Фейнман писал, что, в частности, «законы физики нередко не имеют очевидного прямого отношения к нашему опыту, а представляют собой его более или менее абстрактное выражение... Очень часто между элементарными законами и основными аспектами реальных явлений дистанция огромного размера».
В. Гейзенберг, полагая, что открытие законов - важнейшая задача науки, отмечал, что, во-первых, когда формулируются великие всеобъемлющие законы природы - а это стало впервые возможным в ньютоновской механике - «речь идет об идеализации действительности, а не о ней самой». Идеализация возникает оттого, что мы исследуем действительность с помощью понятий. Во-вторых, каждый закон обладает ограниченной областью применения, вне которой он неспособен отражать явления, потому что его понятийный аппарат не охватывает новые явления (например, в понятиях ньютоновской механики не могут быть описаны все явления природы). В-третьих, теория относительности и квантовая механика представляют собой «очень общие идеализации весьма широкой сферы опыта и их законы будут- справедливы в любом месте и в любое время - но только относительно той сферы опыта, в которой применимы понятия этих теорий».
Законы открываются сначала в форме предположений, гипотез. Дальнейший опытный материал, новые факты приводят к «очищению этих гипотез», устраняют одни из них, исправляют другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Одно из важнейших требований, которому должна удовлетворять научная гипотеза, состоит, как уже было отмечено ранее, в ее принципиальной проверяемости на практике (в опыте, эксперименте и т. п.), что отличает гипотезу от всякого рода умозрительных построений, беспочвенных вымыслов, необоснованных фантазий и т. д.
Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самые глубокие знания о них достигаются не на уровне непосредственного восприятия, а на этапе теоретического исследования. Именно здесь и происходит в конечном счете сведение случайного, видимого лишь в явлениях, к действительному внутреннему движению. Результатом этого процесса является открытие закона, точнее - совокупности законов, присущих данной сфере, которые в своей взаимосвязи образуют «ядро» определенной научной теории.
Раскрывая механизм открытия новых законов, Р. Фейнман отмечал, что «... поиск нового закона ведется следующим образом. Прежде всего о нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за собой этот закон, если окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравнивают с тем, что наблюдается в природе, с результатами специальных экспериментов или с нашим опытом, и по результатам таких наблюдений выясняют, так это или не так. Если расчеты расходятся с экспериментальными данными, то закон неправилен».
При этом Фейнман обращает внимание на то, что на всех этапах движения познания важную роль играют философские установки, которыми руководствуется исследователь. Уже в начале пути к закону именно философия помогает строить догадки, здесь трудно сделать окончательный выбор.
Открытие и формулирование закона - важнейшая, но не последняя задача науки, которая еще должна показать, как открытый ею закон прокладывает себе путь. Для этого надо с помощью закона, опираясь на него, объяснить все явления данной предметной области (даже те, которые кажутся ему противоречащими), вывести их все из соответствующего закона через целый ряд посредствующих звеньев.
Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаимосвязи с другими законами разных уровней и порядков. Кроме того, нельзя забывать, что хотя объективные законы действуют с «железной необходимостью», сами по себе они отнюдь не «железные», а очень даже «мягкие», эластичные в том смысле, что в зависимости от конкретных условий получает перевес то тот, то другой закон. Эластичность законов (особенно общественных) проявляется также в том, что они зачастую действуют как законы _ тенденции, осуществляются весьма запутанным и приблизительным образом, как некоторая никогда твердо не устанавливающаяся средняя постоянных колебаний.
Условия, в которых осуществляется каждый данный закон, могут стимулировать и углублять, или наоборот - «пресекать» и снимать его действие. Тем самым любой закон в своей реализации всегда модифицируется конкретно-историческими обстоятельствами, которые либо позволяют закону набрать полную силу, либо замедляют, ослабляют его действие, выражая закон в виде пробивающейся тенденции. Кроме того, действие того или иного закона неизбежно видоизменяется сопутствующим действием других законов.
Каждый закон «узок, неполон, приблизителен» (Гегель), поскольку имеет границы своего действия, определенную сферу своего осуществления (например, рамки данной формы движения материи, конкретная ступень развития и т. д.). Как бы вторя Гегелю, Р. Фейнман отмечал, что даже закон всемирного тяготения не точен - «то же относится и к другим нашим законам - они неточны. Где-то на краю их всегда лежит тайна, всегда есть, над чем поломать голову».
На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного класса (группы), но и предсказание, предвидение новых явлений, событий, процессов и т. п., возможных путей, форм и тенденций познавательной и практической деятельности людей.
Открытые законы, познанные закономерности могут -- яри их умелом и правильном применении - быть использованы людьми для того, чтобы они могли изменять природу и свои собственные общественные отношения. Поскольку законы внешнего мира - основы целесообразной деятельности человека, то люди должны сознательно руководствоваться требованиями, вытекающими из объективных законов, как регулятивами своей деятельности. Иначе последняя не станет эффективной и результативной, а будет осуществляться в лучшем случае методом проб и ошибок. На основе познанных законов люди могут действительно научно управлять как природными, так и социальными процессами, оптимально их регулировать.
Опираясь в своей деятельности на «царство законов», человек вместе с тем может в определенной мере оказывать влияние на механизм реализации того или иного закона. Он может способствовать его действию в более чистом виде, создавать условия для развития закона до его качественной полноты, либо же, напротив, сдерживать это действие, локализовать его или даже трансформировать.
Подчеркнем два важных метода, которые нельзя упустить, «работая» с научными законами. Во-первых, формулировки последних непосредственно относятся к системе теоретических конструктов (абстрактных объектов), т. е. сопряжены с введением идеализированных объектов, упрощающих и схематизирующих эмпирически необходимые ситуации.
Во-вторых, в каждой науке (если она является таковой) «идеальные теоретические модели (схемы) выступают существенной характеристикой структуры любой научной теории», ключевым элементом которой и является закон.
Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной действительности служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию (основанию). По формам движения материи можно выделить законы: механические, физические, химические, биологические, социальные (общественные); по основным сферам действительности - законы природы, законы общества, законы мышления; по степени их общности, точнее - по широте сферы их действия - всеобщие (диалектические), общие (особенные), частные (специфические); по механизму детерминации - динамические и статистические, причинные и непричинные; по их значимости и роли - основные и неосновные; по глубине фундаментальности - эмпирические (формулируемые непосредственно на основе опытных данных) и теоретические (формируемые путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами) и т. п.
Односторонние (а значит ошибочные) трактовки закона могут быть выражены в следующем.
Понятие закона абсолютизируется, упрощается, фетишизируется. Здесь упускается из виду то (замеченное еще Гегелем) обстоятельство, что данное понятие - безусловно важное само по себе - есть лишь одна из ступеней познания человеком единства взаимозависимости и цельности мирового процесса. Закон лишь одна из форм отражения реальной действительности в познании, одна из граней, моментов научной картины мира во взаимосвязи с другими (причина, противоречие и др.).
Игнорируется объективный характер законов, их материальный источник. Не реальная действительность должна сообразовываться с принципами и законами, а наоборот, - последние верны лишь постольку, поскольку они соответствуют объективному миру.
Отрицается возможность использования людьми системы объективных законов как основы их деятельности в многообразных ее формах - прежде всего в чувственно-предметной. Однако игнорирование требований объективных законов все равно рано или поздно дает о себе знать, «мстит за себя» (например, предкризисные и кризисные явления в обществе).
Теория - внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, это высшая форма научного знания. Согласно К. Попперу , "теории - это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем "миром", для осознания, объяснения и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки этих сетей все более мелкими.
- Каждая теория включает в себя следующие компоненты:
- исходную эмпирическую основу;
- множество допущений (постулатов, гипотез);
- логику - правила логического вывода;
- теоретические утверждения, которые и есть основное теоретическое знание.
Различают качественные теории, которые строятся без математического аппарата (психоанализ З. Фрейда, теория самоактуализации А. Маслоу) и формализованные теории, в которых главные выводы построены на основе математического анализа данных (теория поля К. Левина, теория когнитивного
развития Ж. Пиаже).
Теория создается не только для описания, но и объяснения, а также предсказания реальности. Она считается научной, если есть вероятность ее отвергнуть (признать ложной) в процессе проведения эмпирической проверки. Такая проверка осуществляется не на всем объеме исследуемых объектов - генеральной совокупности, а на части или подмножестве этой совокупности, которая обладает всеми ее свойствами. Такая часть генеральной совокупности называется выборко
- Основными правилами формирования выборки являются:
- 1) содержательный критерий (критерий операциональной валидности), в соответствии с которым подбор испытуемых определяется предметом и гипотезой исследования;
- 2) критерий эквивалентности (критерий внутренней валидности), по которому испытуемые должны быть уравнены по другим (в отличие от независимой переменной) характеристикам;
- 3) критерий репрезентативности (критерий внешней валидности), определяющий соответствие испытуемых той части популяции, на которую потом будут переносится результаты исследования.
Теория, согласно С.Л. Рубинштейну, "это круг явлений, развивающихся и функционирующих согласно своим внутренним закономерностям. Каждая дисциплина, поднимающаяся до уровня науки, должна раскрывать специфические законы детерминации изучаемых явлений". Основная задача всякой науки, в том числе и психологической - вскрыть основные специфические закономерности изучаемых явлений.
Теоретическим фундаментом психологической теории является принцип детерминизма, т.е. принцип причинной обусловленности психических явлений, направленный на объяснение и раскрытие этих причин. Функциями психологической теории являются: 1) объяснение возникновения определенных феноменов (например, тревожности), или ретросказание; 2) предсказание их возникновения; 3) обнаружение и доказательство связей между несколькими детерминантами и психическим явлением.
Особенностями психологический теории являются - объяснение причинной обусловленности психических явлений, обоснование многообразия факторов, влияющих на психическое явление, дифференциация обыденных и научных представлений.
Вариативность интерпретаций фактов
Важным вопросом, на который необходимо обратить особое внимание, это проблема множественности интерпретаций фактов. Это объяснимо с точки зрения незавершенности научного знания. Интерпретация выступает в качестве одного из ключевых моментов научного познания, так как представляет собой соотношение некоторой суммы научных знаний и областей объективной реальности.
Различают два важнейших вида интерпретации в науке: семантическую и эмпирическую. Эмпирическая интерпретация означает приписывание (отождествление, идентификацию) терминам теории определенных эмпирических значений, тогда как семантическая интерпретация означает приписывание терминам не обязательно эмпирических значений.
Различают научную теорию и ее интерпретацию, в частности, эмпирическую. Это различение необходимо, так как одна и та же теория может иметь несколько эмпирических интерпретаций, относительно которых она получает опытное подтверждение.
При этом важно иметь в виду, что на опыте проверяется, подтверждается или опровергается, всегда не теория сама по себе, а некоторая система: теория и ее определенная эмпирическая интерпретация. Это означает тот факт, что теория имеет относительно самостоятельное и независимое существование по отношению к миру опыта, несводима к последнему полностью, имеет свои собственные правила конструирования и логику функционального развития.
Тема 7. Теория и гипотеза как высшие формы научного мышления. (4 ч.)
1. Теория как логическая форма: сложность и системность. Структурные элементы теории и их взаимосвязь. Объект и предмет теории. Типы и виды научных теорий.
2. Проверка, обоснование и истинность теорий. Многообразие функций теории. Основные функции теории: описание, объяснение и предсказание (прогнозирование).
3. Логическая структура объяснения и условия его адекватности. Разнообразие видов научных объяснений. Дедуктивно-номологическое объяснение. Вероятностное объяснение. Объяснение как демонстрация возможности – необходимости. Взаимосвязь понимания и объяснения. Понимание как интерпретация. Логическая структура предсказания. Роль предсказания в развитии научного знания.
4. Проблема непротиворечивости и полноты научных теорий. Логическая природа парадоксов и их роль в развитии теорий.
5. Гипотеза как форма мысли. Разновидности гипотез. Индукция, дедукция и аналогия как методы построения гипотез. Эвристическая роль гипотез.
Логика изучает не только формы мышления (логические формы), но и формы и закономерности развития научного знания. Формами развития научного знания являются (1) факты науки, (2) научная проблема, рождающаяся из потребности объяснения научных фактов, (3) гипотезы, содержащей в себе первоначальное решение научной проблемы, (4) подтверждение или опровержение гипотезы в ходе доказательства, наконец, (5) теория, содержащая принципы и законы. Между всеми названными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма включает в себя наиболее важные результаты предшествующей.
Основной единицей научного знания считается теория. Термин «теория» происходит от греческого Jewria, точнее Jewrew (theoría, точнее от theoréo – рассматриваю, исследую). В широком смысле теория представляет собой комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо фрагмента мира. В более узком (т. е. в такой сфере культуры как наука) и специальном смысле, теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, содержащая конечное множество взаимосвязанных понятий и высказываний, и дающая целостное представление и объяснение закономерным взаимосвязям определённой области действительности; последняя образует предмет данной теории.
Взятая в качестве определённой формы научного знания и в сравнении с другими его формами (гипотезой, законом и т. д.) теория выступает как наиболее сложная и развитая форма. Как таковую теорию следует отличать от других форм научного знания – законов науки, классификаций, типологий, первичных объяснительных схем и т. д. Эти формы генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу её становления и развития; с другой стороны, они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с нею в ходе поступательного движения научного знания, и даже могут входить в теорию в качестве её элементов (теоретические законы, типологии, основанные на теории и т. д.).
Наряду с понятиями и суждениями теория представляет собой одну из логических форм мысленного воспроизведения действительности в мышлении. Вместе с тем, в отличие от первых, научная теория не является элементарной формой мысли. С точки зрения логики, теория – определенным образом организованная система высказываний, соответствующая целому ряду логических требований.
Эти требования следующие:
1) теоретические высказывания должны фиксировать существенные связи (законы), свойства и отношения рефлектируемой (отображаемой) области действительности;
2) каждое предложение теории должно что-либо утверждать или отрицать относительно рассматриваемого фрагмента мира, т. е. должно иметь логическую форму высказывания;
3) предложения, входящие в теорию, должны быть элементами логического вывода (как правило, дедуктивного [в качестве разновидности дедуктивного вывода следует рассматривать и редукцию]);
4) высказывания теории могут принимать значение истинности из фиксированного множества таких значений от 1 до k (например, в двузначной логике k=2, т. е. 1 – истина, 0 – ложь).
Системность теории заключается в том, что логические связи между высказываниями теории располагаются в определенном порядке, который детерминирован характером логического вывода, посредством которого эти высказывания были получены. Сам же логический вывод подчиняется определенным правилам (= логическим законам и правилам, например, правило Локка или модус поненс ). Таким образом, каждое высказывание теории хотя бы один раз выступает в качестве посылки или заключения в рамках какой-либо разновидности дедуктивных умозаключений. Исключение составляют исходные предложения теории (аксиомы, исходные определения, постулаты), которые, будучи элементами теоретической системы, выступают только в роли посылок, и некоторые множества описательных (дескриптивных) предложений, всегда выступающих в роли заключений («конечных следствий»). При этом высказывания теории необходимым образом должны содержать в себе базисные и/или производные термина собственного языка науки, благодаря чему обеспечивается их соотнесенность с объектами и объективной предметной областью данной науки.
Сложность же теории определяется произведением числа входящих в нее элементов (постулатов и аксиом, эмпирических высказываний, фактов, законов, и т. д.), что образует количественный аспект сложности научных теорий, на разнообразие их качественных характеристик (эмпирические и теоретические высказывания, исходные высказывания и следствия и т. д.).
По своему строению теория представляет собой внутренне дифференцированную одновременно целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания данной теории из некоторой совокупности исходных утверждений и понятий (базиса теории) по определённым логико-методологическим принципам и правилам.
Прежде всего, следует указать на то обстоятельство, что теория, за рядом исключений (например, некоторые математические теории) основывается на некоторой совокупности фактов, установленных с помощью эмпирических методов. Такую совокупность высказываний, каковыми являются факты, называют эмпирическим базисом теории. Строго говоря, эмпирический базис в структуру теории не входит.
В структуру теории входят понятия и высказывания, определенным образом (логика теории) взаимосвязанные между собой.
I. Понятия теории делятся на два основных вида:
1) понятия, отражающие основные классы рассматриваемых в теории объектов (абсолютное и относительное пространство, абсолютное и относительное время и т. д. в механике);
2) понятия, в которых выделяются и обобщаются основные характеристики изучаемых явлений (например, масса, импульс, скорость и т. д.).
Оперируя этими понятий, ученый может сконструировать объект исследования, который будет выражен в производном понятии. Так, в квантовой теории определенный квантовый объект может быть представлен в случае совокупности n частиц в виде y-волны в N-мерном пространстве, свойства которого связаны с квантом действия.
II. На основе понятий теории формулируются теоретические высказывания , среди которых следует выделить четыре вида:
1) высказывания, содержащие исходные положения, которые называют постулатами, аксиомами или принципами данной теории (например, аксиомы геометрии Эвклида, принцип постоянства скорости света теории относительности и т. д.)
2) высказывания, содержащие формулировки законов данной теории (законы физики [второй закон Ньютона], биологии [закон единства филогенеза и онтогенеза], логики [закон достаточного оснований] и т. д.);
3) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания (например, следствия теории относительности);
4) высказывания (еще их называют предложениями соответствия), в которых выражены связи между эмпирическими и теоретическими терминами («Электрический ток – движение потока электрически заряженных частиц»); с помощью таких предложений раскрывается сущностная сторона наблюдаемых явлений. С точки зрения логической классификации дефиниций (определений) предложения соответствия представляют собой реальные определения (атрибутивные, генетические, операциональные), основная функция которых заключается в объяснении данных явлений.
Учитывая взаимосвязь теории и ее эмпирического базиса, следует различать модальность теоретических и эмпирических высказываний. Первые отличаются необходимым характером, вторые же – фактическим.
III. Логика теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства. Логика теории определяет механизм ее построения, внутреннего развёртывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования. Как следствие генерируется целостность теории как единой системы знания.
Зрелую науку отличает многообразие типов и видов теорий.
Прежде всего, следует различать два типа теорий, выделяемые по признаку соотношения формы и содержания :
1) формальные теории характеризуется отсутствием каких-либо интерпретаций терминов, входящих в формулировки аксиом (формальная теория евклидовой геометрии, построенная Гильбертом); как следствие эти аксиомы сами не являются содержательно интерпретированными; такие теории являются следствием предельных обобщений;
Виды теорий следующие.
Во-первых, теории различают по предмету , т. е. по характеру отражаемого ими фрагмента мира или аспекта действительности (= характеру рассматриваемых объектов). В этом аспекте фундаментальна дихотомия мира задает два вида теорий:
1) теории, в которых отображаются фрагменты и/или аспекты реальной действительности – материального бытия (такие теории составляют базисное знание конкретных наук), например, механика Ньютона, термодинамика, социально-гуманитарные теории и др.;
2) теории, в которых отображаются фрагменты и/или аспекты идеального бытия (в ряде случаев речь идет о ненаблюдаемых явлениях, такие теории характерны для абстрактных наук), например, теория натуральных чисел в математике или теория натурального вывода в логике и др.
Во-вторых, теории делятся на виды по способу их построения :
1) аксиоматические теории имеют наиболее четкую и формализованную структуру – системообразующей частью (ядром) этих теорий является совокупность аксиом (высказывания, которые постулируются в качестве истинных) и ряд исходных понятий, которые необходимы для ясной и точной формулировки аксиом; как правило, аксиомы обосновываются вне самой теории, например, в практической деятельности (геометрия Эвклида); другую важную часть аксиоматических теорий составляет совокупность производных (выводимых) из аксиом утверждений данной теории;
2) гипотетико-дедуктивные теории не несут в себе четкого разделения высказываний на исходные и производные; как правило, в них выделяется некоторые исходные положения, но обосновываются эти положения внутри самой теории.
В-третьих, по степени соотнесенности с действительностью теории бывают:
1) фундаментальные, в которых ядром развертывания всей теоретической системы является идеализированный объект (материальная точка в механике, абсолютно упругие материальные точки в молекулярно-кинетической теории и т. д.); как следствие законы, формулируемые в рамках таких теорий, относятся не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она задана идеализированным объектом, и представляют собой теоретические законы, которые, в отличие от эмпирических законов, формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путём определённых мыслительных действий с идеализированным объектом;
2) прикладные, в которых фундаментальные положения, содержащиеся в фундаментальных теориях, должны быть соответствующим образом конкретизированы (приложены) при их применении к изучению реальной действительности, равно как и ее преобразования (сравни: идеальный газ или компьютер и реальный газ или компьютер).
В-четвертых, по функции теории делят на:
1) описательные (феноменологические или эмпирические), решающие главным образом задачи описания и упорядочения обширного эмпирического материала, при этом построение идеализированного объекта фактически сводится к вычленению исходной системы понятий (теория Коперника);
2) объяснительные, в которых решается задача вычленения сущности рассматриваемой области действительности (механика Ньютона по отношению к теории Коперника).
Проверка, обоснование и истинность теорий. Многообразие функций теории. Основные функции теории: описание, объяснение и предсказание (прогнозирование)
Важнейшими логическими характеристиками теории являются обоснованность и истинность теории. Теория выступает в качестве реального знания только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Эмпирическая интерпретация способствует осуществлению опытной проверки теории, выявлению её объяснительно-предсказательных возможностей.
Проверка теории – сложный и многоступенчатый процесс. Проверка теории не сводится к ее подтверждению отдельными эмпирическими фактами. Вместе с тем, противоречие между теорией и отдельным фактам не является ее опровержением; но при этом такое противоречие служит мощным стимулом совершенствования теории вплоть до пересмотра и уточнения её исходных принципов.
Истинность теории – это соответствие составляющих ее высказываний отображаемой области мира. Конечным критерием истинности теории, так же как и в случае отдельных суждений, является практическая деятельность людей, включая и такой ее вид, как эксперимент. Тем не менее, нельзя говорить об абсолютности этого критерия. То есть относительность практики в качестве критерия истинности определяется тремя факторами: (1) сама практика ограничена; (2) практика может подтверждать отдельные ложные высказывания теории, или, наоборот, подтверждать отдельные следствия ложных теорий (например, так было с «теориями» флогистона и теплорода); (3) практика дает лишь подтверждение теории, но не доказывает истинность высказываний теории. Таким образом, здесь речь идет о практической достоверности [à ] суждений теории, о вероятности [P ] их истинности.
Источником логической необходимости [L ] истинности теории является ее непротиворечивость, которая выражается в логической последовательности и взаимной согласованности (когерентности) понятий и высказываний данной теории.
Однако если даже теория обладает всеми указанными выше характеристиками, это не означает, что она точна. История науки – это постоянная смена одних теорий другими. Это означает, что ни одна известная из истории науки теория, даже не смотря на утверждения ее создателей, не представляет собой законченной логической системы.
К числу основных функций теории относят следующие:
1) описательная – фиксирование совокупности данных о существенных свойствах и отношениях предметов, процессов действительности;
2) синтетическая – объединение многообразных элементов достоверных научных знаний в единую и целостную систему;
3) объяснительная – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного фрагмента действительности, его существенных свойств и отношений, законов его происхождения и развития, и т.п.;
4) методологическая – определение многообразных способов и приемов исследовательской деятельности;
5) предсказательная – указание на новые свойства и отношения исследуемого объекта, на новые уровни организации мира и новые типы и классы объектов (для справки: предсказание о будущем состоянии объектов в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены, называют научным предвидением);
6) практическая – установление возможности и определение способов применения полученных знаний в различных сферах жизни общества (австрийский физик Л. Больцман: «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория»).