Страшная месть. Страшная месть характеристика образа Колдун (отец, брат Копрян, Антихрист)

СТРАШНАЯ МЕСТЬ

Повесть (1832)

Колдун (отец, брат Копрян, Антихрист) — герой, соединивший в себе негативные черты всех отрицательных персонажей цикла «Вечеров». Колдун — первая гоголевская попытка изобразить Антихриста. В этой попытке Гоголь опирался на новеллистический опыт немецких романтиков (алхимик в «Бокале» Л. Тика, детоубийца в его же «Чарах любви») и их русских эпигонов (образ демонического злодея Бруно фон Эйзена в повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Замок Эйзен», 1827). В финале повести образ К. получает «мифологическое» истолкование в духе все того же Л. Тика (новелла «Пиетро Апоне») и народной космогонии сектантов-богумилов; «немецкий» образ главного героя-злодея вплетен в стилистический узор украинского песенного фольклора.

Нечто сомнительное присутствует в облике К. изначально. После долгих лет странствий вернувшись оттуда, «где и церквей нет», он живет в семье дочери Катерины и ее мужа-запорожца Данилы Бурульбаша. Бродяжничество — знак безродности; без-родность — атрибут демонизма. К. курит заморскую люльку, не ест галушек, свинины, предпочитает им «жидовскую лапшу». То, что он не пьет горилки, окончательно убеждает Бурульбаша, что тесть, «кажется, и во Христа не верует».

К., при живом муже, пытается управлять дочерью — и даже пытается убить зятя на поединке; когда целует Катерину, странным блеском горят его глаза. Намек на инцест, беззаконную страсть отца к дочери, прозрачен; окончательно он проясняется в кошмарном сне Катерины. Ей снится, что отец и есть тот самый казак-оборотень, которого они с мужем видели на киевской свадьбе есаула Горобца (этим эпизодом повесть начинается): когда молодых благословляли иконами от схимника старца Варфоломея, имеющими особую «защитительную силу», у этого казака нос вырос на сторону, очи вместо карих стали зелеными, губы посинели, как у черта, а сам он из молодого преобразился в старика, так что все в ужасе закричали: К. снова вернулся! Во сне К. пытается соблазнить Катерину: «Ты посмотри на меня, <...> я хорош <...> Я буду тебе славным мужем...» Экспозиция завершена: сюжет завязан.

Но, оказывается, Катерина, пробудившись, помнит далеко не все, что видела ее душа в царстве сна. Следующей ночью пан Данило прокрадывается в старинный замок на темной стороне Днепра, где ляхи (в мире «Вечеров» поляки всегда Заодно с дьяволом) собираются строить крепость на пути запорожцев; сквозь окно он видит отца-колдуна, меняющего свой облик, точь-в-точь как менял его «киевский» казак-оборотень. На К. чудная шапка с «грамотою не на польском и не русском» (т. е. с «каббалистическими» знаками еврейского алфавита или арабско-мусульман-ской вязью; и то и другое одинаково нехорошо); в комнате летают нетопыри, вместо образов на стенах — «страшные лица». Сквозь прозрачные слои «астрального» света (голубой, бледно-золотой, затем розовый) проходит фигура, белая, как облако, — это душа спящей Катерины. Данило узнает то, что не сможет вспомнить его жена после пробуждения: отец некогда зарезал ее мать; Катериной он пытается «заместить» убитую супругу. Наутро Бурульбаш с ужасом говорит Катерине, что через нее породнился с антихристовым племенем; увы, он прав, но еще не догадывается, какую цену придется заплатить за это родство.

Сюжет о К. движется к своей кульминации. По прошествии, времени отец-антихрист оказывается в темнице, в цепях; за тайный сговор с католиками его ждет котел с кипящей водой или сдирание кожи. Колдовские чары бессильны против стен, выстроенных некогда «святым схимником». (Символический образ «схимника», наделенного молитвенной властью над темными силами, постоянно возникает в повестях цикла.) Но Катерина, поддавшись лживым уговорам К. (который молит даровать время для искупления грехов — «ради несчастной матери»!), выпускает отца из темницы. И хотя Данило Бурульбаш решает, что чародей сам выскользнул из цепей, «идеологическая измена» жены мужу уже совершилась; хотя отец и не получает власти над телом дочери, его власть над ее душою пересиливает мужнину власть. А значит, некое бестелесное «антихристово» обладание ее волей все-таки совершается. Ложная кульминация предвещает скорую развязку сюжетной линии Бурульбаша.
Пускай отец и не замещает его на супружеском ложе, но зато «вытесняет» его из жизни.

«Отступничество» Катерины вносит порчу в запорожский мир, нарушает его внутреннее единство: на Украине больше нет порядка, нет «головы»; Данило, давно уже предчувствующий близкую смерть, гибнет в битве с ляхами. Однако и К. не может торжествовать победу: тризна, которую совершают казаки над Бурульбашем, как бы восстанавливает утраченное было единство. Жертвенной кровью мужа смывается грех жены — и сквозь облака на «антихриста» смотрит уже чудный лик «дивной головы». Загадка этого образа разъяснится в эпилоге. Пока же К. пытается довершить начатое злодейское дело; является в снах Катерине, вместе с младенцем перебравшейся в Киев, к есаулу Горобцу; К. угрожает дочери убить ее сына, если не выйдет за отца замуж — и в конце концов убивает невинное дитя. Такова вторая кульминация.

«Настойчивость» К. объясняется не столько его греховным любострастием, сколько глобальной «антихристовой» целью: до конца завладев дочерью, мистически разрушить естественные связи, царящие в мире. Разрушив их, можно до конца погубить и без того ослабленное казачье братство, православное воинство; ибо покуда Украина держит оборону от «ляхов» — зло не может торжествовать на земле. Но чем ближе К. к поставленной цели, тем ближе он и к собственной погибели. Вновь на страницах повести возникает загадочный «внесюжетный» образ: всадник-богатырь нечеловеческого роста, скачущий в Карпаты на вороном коне и засыпающий на вершине горы. Этот образ источает непонятную пока угрозу для К., который под видом «брата Копря-на» в красном жупане, напоминающем о «красной свитке» черта в «Сорочинской ярмарке», является в Киев, к обезумевшей Катерине, чтобы обманом увезти ее.

Но безумие лишь обостряет духовную чуткость дочери; ее душа, действующая отныне помимо ее разума, опознает своего мучителя; кровь мужа и сына окончательно искупает преступную слабость Катерины; целостность мира восстановлена; пришествие антихриста пока не состоялось. К. обречен; в момент второй кульминации его сюжетная линия проходит стадию развязки.

Теперь К. ничто не поможет; даже убийство «святого схимника», отказавшегося отмаливать душу страшного грешника, выглядит скорее жестом отчаяния, чем знаком всесилия. (Хотя само по себе, да еще вблизи «святых мест» Киева, это убийство свидетельствует о запредельной мистической силе «антихриста».) Куда бы К. ни направил коня, он скачет в одном-единст-венном направлении: к карпатским горам, где ждет его Великий Всадник, чтобы убить и бросить телесно ожившую душу в пропасть, где зубы мертвецов вечно будут грызть К.

К. умирает «вмиг» и тут же открывает после смерти очи, не воскресая при этом. То же происходит и с сюжетом повести: он завершается, исчерпывает себя (наказание соразмерно преступлениям), и тут же продолжается дальше. Этот «оживший сюжет» наконец-то расшифровывает мифологическую подоплеку легендарных событий; становится понятна и причина ненависти «антихриста» к православному братству, заединству, и патологическое влечение к дочери. К. — последний мужчина в роду, начало которому положил Иуда-Петро, изменивший великому побратимству из зависти к славе и убивший Ивана, с которым у них было «все пополам». За это Иван выпросил у Бога, чтобы последний в роду Петро был такой злодей, какого еще не бывало на свете, и чтобы он, Иван, бросил этого злодея в пропасть, где мертвецы грызут друг друга, и веселился, глядя на его муки. Бог соглашается, но «обрекает» Ивана сидеть «вечно на коне своем», наслаждаясь страшной местью, но не имея царствия небесного. (Лунный отблеск этой одинокой фигуры ложится на фигуру Пон-тия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; Ю. Н. Тынянов указал на сюжетно-смысловую проекцию образов повести в «Хозяйке» Ф. М. Достоевского.)

Зло наказано; добро не торжествует. Герои мифа, венчающего легенду о К., «старинную быль» — такое жанровое определение было дано повести при первой публикации, — связывают воедино апокрифическую версию библейского сюжета о Каине и Авеле с богумильской космогонией, в которой апостол Петр часто отождествляется с Иудой, а апостол Иоанн Богослов (неотделимый от Иоанна Предтечи) — с самим Богом. Все это наложено на фон немецкой романтической традиции, от «Разбойников» Шиллера до новеллы Л. Тика «Пиетро Апоне». В этом мифологическом «отростке» сюжета К. из главного героя мгновенно превращается во второстепенного персонажа, косвенного участника сюжета, у которого нет и не может быть развязки.

Год издания книги: 1831

Произведение «Страшная месть» Гоголя впервые увидело свет в 1831 году в одном из периодических изданий. Повесть входит в популярный сборник одного из самых под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». По мотивам работы «Страшная месть» в 1988 году был снят одноименный мультипликационный фильм.

Повести «Страшная месть» краткое содержание

В повести «Страшная месть» Гоголя читать можем о том, что в Киеве проходит свадьба старого казацкого есаула по фамилии Горобец. На празднике собралось большое количество людей, среди которых названный брат есаула – Данила Бурульбаш вместе со своей супругой Катериной, которые приехали с хутора. Уже к концу шумного празднования Горобец приносит из дома две огромные иконы старинного образца, которыми хочет благословить молодых на счастливую семейную жизнь. Неожиданно из собравшейся толпы начинают доноситься странные крики. Дело в том, что от вида икон один из казаков вдруг обратился в злого колдуна с огромным горбом на спине. Гости верили в то, что такая нечисть может нанести проклятие, чем сделает жизнь всех присутствующих несчастной. Однако святые иконы и молитвы помогают есаулу изгнать колдуна как можно дальше.

Если в повести «Страшная месть» читать краткое содержание, то узнаем, что после того, как празднование свадьбы подошло к концу, все гости стали разъезжаться по домам. Данила вместе со своей супругой Катериной плыл по Днепру, размышляя о появившемся внезапно колдуне. Когда их лодка уже практически доплыла до хутора, Данила увидел высокий и мрачный замок, вокруг которого располагалось старое кладбище. Проплывая мимо него, казаки замечают трех мертвецов, которые вырываются из могилы с душераздирающим криками, а затем внезапно пропадают. Все это не дает покоя Бурульбашу еще и потому, что он подозрительно относится к находящемуся у него в гостях отцу Катерины. Старик появился неожиданно и выглядел довольно подозрительно, был замкнутым и угрюмым и имел мало сходства с настоящими казаками.

На следующее утро после возвращения из Киева к Даниле подошел отец его супруги и стал выпытывать, почему молодые люди так долго были на свадьбе. Разговор перешел на повышенные тона, и мужчины начали ссориться между собой. В порыве злости Данила высказал своему тестю, что тот не является истинным христианином, поскольку не посещает церковь. Перепалка заканчивается дракой на саблях и дальнейшим ранением Бурульбаша. Наблюдая за всей этой картиной Катерина не может сдержать слез. Она просит мужчин прекратить ссору и помириться друг с другом.

В повести «Страшная месть» краткое содержание рассказывает, что той же ночью Катерина видит ужасный сон, в котором ее отец превращается в того колдуна, которого все видели на свадьбе в Киеве. В сновидении старик уговаривает молодую девушку бросить свою семью и выйти за него замуж. Наутро Катерина рассказывает все своему мужу. Тот недоверчиво относится к словам супруги, однако вспоминает все свои подозрения относительно тестя. Когда наступает время обеда, Бурульбаш замечает, что гость не ест ничего из того, что находится на столе. Он отказывается от галушек и свинины, употребляя только какую-то странную жидкость, которую постоянно носит с собой. Проходит несколько часов, и Данила видит, что в старом загадочном замке горит свет. Он берет с собой своего товарища и отправляется на огонек. По дороге они замечают, как в том же направлении идет отец Катерины. Старик переплывает Днепр и быстро оказывается неподалеку от замка. Молодые казаки вылезают на самое высокое дерево и наблюдают за комнатой, в которой горит свет. Тогда-то в повести «Страшная месть» Гоголя, как в и начинается настоящая чертовщина. В окно они видят, как тесть Данила превращается в того самого колдуна. Старик произносит заклинание, после которого в комнате появляется душа Катерины. Она начинает спрашивать у колдуна, почему тот лишил жизни ее мать и когда он прекратит свои злодеяния. После увиденного Данила и его товарищ быстро спускаются с дерева и направляются к хутору.

В произведении «Страшная месть» Гоголя краткое содержание описывает, что, вернувшись домой, Бурульбаш поведал своей супруге обо всем, что с ним приключилось этим вечером. Выясняется, что именно эту комнату видела в своем сне сама Катерина. Теперь супруги уверены в том, что их гость не только боготступник, но и та самая нечистая сила, которая вредит всему живому. Заручившись помощью своих товарищей, Бурульбаш смог скрутить тестя и заточить его в подвал. Мужчина долго думает о том, как именно расправиться с колдуном, и решает завтра же казнить старика.

Тем временем сам злодей думает о том, как найти выход из этой ситуации. Он замечает, как мимо него проходит Катерина, и решает попросить дочь освободить его и выпустить на свободу. Девушка не может поверить в слова отца, однако тот утверждает, что, если она дарует ему волю, то он отправится в монастырь и будет до конца жизни замаливать все свои грехи. Катерина поддается словам старика, и выпускает его из подвала, после чего тут же падает в обморок. Как только девушка приходит в себя, она понимает, что ее отец сбежал. Она не хочет никому рассказывать о том, что выпустила его, поскольку боится гнева казаков.

Тем временем неподалеку от хутора Данила располагается целый табор ляхов. Все это время они выжидают в засаде и планируют напасть на землю казаков. Даже не подозревая о том, что враг находится так близко, Данила чувствует некое смятение и приближающуюся погибель. Он беседует с Катериной, вспоминая все свои битвы и победы и просит в случае его смерти беречь их сына. Неожиданно в дом к Бурульбашу заваливается его слуга, который рассказывает о приближение врага. Данила организовывает отряд казаков и отправляется на поле боя. Несмотря на тяжелое ранение, он воодушевленно сражался с противником. Но неожиданно на близлежащем холме появился старый колдун, который выстрелом убивает зятя. Катерина со слезами на глазах выбегает из дома и припадает к телу мертвого супруга. Спасает же ситуацию есаул Горобец, который как раз подоспел на помощь.

После смерти зятя колдун направляется к берегу Днепра. Там он находит небольшую землянку и начинает произносить свои заклинания. В результате он видит мужское лицо, которое приводит старика в ужас и заставляет кричать от страха.

Если повесть «Страшная месть» читать полностью, то узнаем, что Катерина прибывает в Киев и рассказывает есаулу о своих страшных сновидениях, в которых колдун просит выйти за него замуж, угрожая убить ее сына. Горобец обещает вдове, что всеми силами будет защищать ее ребенка, однако той же ночью мальчика находят зарезанным в своей колыбели.

Катерина не выдерживает двойной утраты и впадает в беспамятство. Она безрассудно бродит по лесам и поет скорбные песни о казаках. На следующее утро на хутор к вдове прибывает незнакомый молодой человек, который представляется другом покойного Данилы. Он рассказывает ей о том, что он заключил с Бурульбашом договоренность о том, что возьмет в жены Катерину в случае смерти ее супруга. В ходе разговора девушка даже начинает приходить в себя, однако тут же понимает, что перед ней не приятель убитого мужа, а старый колдун. Катерина хватает нож и хочет зарезать отца, однако тому удается быстро исчезнуть.

Тем же вечером произошло нечто неожиданное – в Киеве открылась полная картина всех земель, в том числе и величественные Карпатские горы. На их вершине стоял всадник, которого узнает колдун. Именно это лицо являлось ему в землянке во время произнесения заклинаний. От ужаса старик быстро хватает коня и едет замаливать свои грехи к схимнику. Однако тот отказывается исповедовать колдуна и говорит, что его грехи искупить невозможно. Злодей в ярости убивает схимника и пытается убежать в Крым, однако конь мчит его непосредственно к всаднику на вершине горы. Странный дух, который являлся колдуну, хватает его и швыряет в пропасть. Вдруг появляются мертвецы, которые имеют внешнее сходство с отцом Катерины. Разъяренные, они обступают колдуна и начинают поедать его. В то время неподалеку из земли никак не может выбраться один из мертвецов, который вынужден грызть самого себя.

Повесть «Страшная месть» на сайте Топ книг

Повесть Гоголя «Страшная месть» читать популярно и в наше время, особенно благодаря последней экранизации книги. Это позволило повести попасть в наш , а также в . И учитывая достаточно стабильный интерес к произведению «Страшная месть» мы еще не раз увидим ее среди , хотя и не таких высоких позициях.

Повесть Гоголя «Страшная месть» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

“Страшная месть” – мистическая повесть, вошедшая в сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Произведение датируется 1831 годом. Изначально оно именовалось “Страшная месть, старинная быль”, однако в последующих изданиях часть названия была упразднена.

В повести красочно описывается украинский быт, обычаи, запорожское казачество. Рассказ изобилует образами из украинского фольклора. При прочтении становится очевидным влияние народных песен, притч и дум.

На свадьбу сына есаула Горобца приезжают казак – Данило Бурульбаш с молодой женой Катериной и годовалым сыном. Празднование проходило вполне обычно, но как только отец вынес иконы, чтобы благословить молодоженов, один из гостей вдруг обернулся чудовищем и сбежал, испугавшись образов.

После этого случая внезапно объявляется отец Катерины, пропавший без вести много лет назад. Катерину начинают мучить ночные кошмары о том, будто колдун, сбежавший со свадьбы, и есть ее отец. Во снах он просит дочь отказаться от мужа и полюбить его. Своим странным поведением отец только подтверждает ее опасения: он ничего не ест и не пьет, кроме какой-то жидкости из бутыли, которую носит при себе. Казаки из-за этого тоже начинают подозревать что-то неладное.

В это время происходят зловещие явления: ночами из могил на старом кладбище стали подниматься мертвецы, вой которых говорил о страшных муках.

Разоблачение колдуна, смерть Данилы и сумасшествие Катерины

Между Данилом и тестем произошла ссора, которая привела к драке, однако Катерине удалось помирить мужа с отцом. Но Данило по-прежнему не доверял странному тестю и решил проследить за ним. И не зря. Однажды ночью казак заметил, что в заброшенном замке, которого все остерегались, загорелся свет в одном из окон. Он отправился к замку и увидел сквозь окно, как колдун, обернувшись чудовищем, вызывал душу Катерины и требовал, чтобы она полюбила его. Но душа была непреклонна.

Данило схватил тестя и заточил за решетку, укрепленную молитвами священника так, чтобы всякое колдовство в этой темнице было бессильным. Однако колдун, сыграв на чувствах дочери и пообещав, что пострижется в монахи, уговорил ее выпустить его. Данило не догадывается о том, кто освободил узника, а Катерина испытывает сильные переживания из-за своего поступка.

Тем временем пришли известия о нападении ляхов на хутор. Данило, одолеваемый предчувствием скорой гибели, отправился в бой, велев жене заботиться о сыне.

Интуиция не обманула казака. На поле брани Данило вдруг заметил в рядах противника своего тестя. Решив расправиться с колдуном, Данило устремился к нему, но колдун точным выстрелом убил зятя.

Катерина, получив известие о гибели мужа, снова стала видеть кошмары. Во снах ей являлся отец с требованием стать его женой. В случае отказа он угрожал убить ее годовалого сына. Есаул Горобец забрал вдову в свой дом, велев своим людям охранять ее и ребенка от колдуна. Но однажды ночью Катерина вскочила с постели с криками: “Он зарезан!”. Зайдя в комнату, она действительно увидела в кроватке мертвого младенца.

Не в состоянии справиться с горем от потери мужа и сына, Катерина лишилась рассудка: распустила косы, пела и танцевала полуголой среди улицы. Вскоре она тайком сбежала от есаула домой, на хутор.

Спустя некоторое время на хутор приехал мужчина. Он рассказал, что воевал бок о бок с Данилой и был ему лучшим другом. Мужчина так же заявил, что Данило перед смертью высказал свою последнюю волю: попросил друга взять его вдову в жены.

Тогда Катерина поняла, что этот казак – вовсе не друг ее покойного мужа. Она узнала ненавистного колдуна и бросилась на него с ножом. Но он выхватил оружие из рук дочери и зарезал ее, после чего сбежал с хутора.

В нашей новой статье мы приготовили для вас . Это великое произведение пронизано духом героизма и уважения к великим воинам Запорожской Сечи.

Предлагаем вам ознакомиться с “Ревизор”, где автор нарисовал картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола России, образы плутов и взяточников, ставших героями его пьесы.

После этого появилось под Киевом странное явление: вдруг стали видны Карпаты. По горной дороге мчался на лошади отец Катерины, пытаясь уйти от всадника с закрытыми глазами. Колдун обнаружил пещеру, в которой жил схимник (монах-затворник). Убийца обратился к нему с просьбой отпустить ему грехи. Однако схимник отказался, ведь грехи были слишком тяжкими. Тогда колдун убил схимника и вновь пустился в бега, но какой бы дорогой он не ехал, любая приводила его к Карпатским горам и всаднику с закрытыми глазами. Наконец всадник поймал колдуна и убил.

Тогда увидел колдун, как вокруг стали появляться мертвецы с лицами, похожими на его собственное. И принялись они грызть его плоть.

Развязка: песнь бандуриста

Причины всего произошедшего становятся ясны из песни старого бандуриста. Он рассказывает историю о двух братьях, Петре и Иване, живших задолго до описываемых событий. Из этого рассказа становится ясно, что судьба Катерины, ее отца, мужа и сына была давно предрешена.

Однажды король Степан пообещал щедрое вознаграждение тому, кто сможет поймать пашу, который мог изрубить весь полк с одним лишь десятком янычар. Братья решили взяться за эту миссию. Ивану улыбнулась удача, и он получил награду, но из великодушия решил отдать брату половину. Однако гордость Петра все же была задета, из-за чего он вознамерился отомстить брату. Когда они ехали на подаренные Степаном земли, Петро сбросил Ивана с обрыва вместе с ребенком, которого тот вез. Иван зацепился за сук во время падения и стал молить пощадить хотя бы сына, но брат сбросил их в пропасть.

Когда Иван после смерти предстал перед Богом, он попросил страшной участи для Петра и его потомков: никто из них не будет счастлив, а последний из рода брата станет таким извергом, какого свет не видел. После смерти его плоть будут грызть предки целую вечность. Сам Петро будет лежать в земле, тоже рваться грызть потомка, но не сможет встать, от чего будет грызть собственную плоть и испытывать страшные муки.

Влияние произведения
“Страшная месть” Гоголя по праву считается одним из знаменательных произведений раннего периода творчества автора. Именно она побудила В. Розанова к созданию “Мистической страницы у Гоголя”, повлияла на творение А. Ремизова “Сны и предсонье”. А. Белый и Ю. Манн посвятили “Страшной мести” страницы некоторых своих работ.

  • Описание природы, которое школьникам задают выучить наизусть в рамках прохождения творчества Н. В. Гоголя, является частью рассказа “Страшная месть”.
  • Фамилию Горобец также носит в “Вие” один из персонажей второго плана.
  • Король Степан, которому служат братья Иван и Петр, – реальный человек. Подразумевается король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. Он дал разрешение запорожцам самостоятельно выбирать гетмана и распределять прочие высокие должности. Также Стефан помог казакам с организацией. Есть историческое подтверждение эпизоду повести, в котором король жалует братьям Ивану и Петру земельные наделы. Стефан Баторий действительно одаривал землями выслужившихся казаков. В повести упоминается война с турками, что также является историческим фактом.
  • Период, в который происходит основное повествование, относится ко времени правления гетмана Сагайдачного (первая половина XVII века). История о Петре и Иване происходила примерно в середине XVI века.

5 (100%) 2 votes


Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу.
Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упреки Катерины,и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун.
После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещенную, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Потрясенный открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника.В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, за сговор с ляхами.Но, обещая начать праведную жизнь, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина. Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьется пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. В землянке колдун творит заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, пробудившись ото сна обнаруживает сына мертвым и сходит с ума. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.
За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мертвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы.И затряслись Карпатские горы..Кончается быль сия старинной песней старца бандуриста о войне короля Степана с турчином и братьях-козакахИван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата...И тот проклял все его потомство и предрек, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придет ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.
Короче,Гоголь объяснил причину землетрясений в Карпатах)))8 лет назад

Т ретий и заключительный фильм серии о похождениях Гоголя , в те времена, когда он был еще не знаменит. В этой серии решится все, и личность Темного всадника, и настоящая цель Гуро. Нас ждут как похороны, так и смерти. Не говоря уже о том, что будет как странно, так и интересно. Мы редко пишем о российских фильмах, но этот достоин просмотра.

Сразу после событий предыдущего фильма Николая Гоголя, предположительно умершего, хоронят близ Диканьки. Оказавшись под землей, Гоголь видит призрак своего отца: заключив договор с таинственным господином без носа, Василий Гоголь отправился навеки в ад, а Николаю незнакомец говорит: "Живи, Темный!". В результате Гоголь приходит в себя и на глазах у перепуганной толпы выбирается из могилы.

Арестованный Бинхом, Гоголь понимает, что толпа его, скорее всего, линчует как Темного Всадника или его помощника - в глазах селян оживший "вурдалак" виновен в гибели девушек. Случайно проговорившись, Яким все же раскрывает барину тайну договора между незнакомцем и Василием Гоголем.

Когда казаки поднимают бунт, Гоголя пытаются сжечь на костре, но маленькая дочь кузнеца Вакулы полуосознанно призывает ливень, который гасит огонь. Тогда Гоголя пытаются повесить, и в последний момент его спасает Яков Петрович, ранее считавшийся погибшим. Все они решают, что остался только один человек, который мог быть причастен к убийствам: помещик Данишевский.

Сам Данишевский же приходит к Оксане (которую видит, хотя та ему не являлась) и предлагает ей сделку: возвращение к жизни, чтобы та увезла из Диканьки Николая. Оксана за это непременно попадет в ад после смерти, но в противном случае Данишевский вынужден будет устранить угрозу в лице Гоголя, убив его. Русалка, не колеблясь, соглашается.

Обыскивая имение Данишевского, Гоголь, Бинх и Гуро находят тайный подвал, а в нем Данишевского и на алтаре Оксану, воскресшую из мертвых. В Данишевского стреляют, но тот неожиданно легко умирает: Всадник же всегда был неуязвим для пуль. Едва Оксана приходит в себя, как появляется настоящий Темный Всадник и тут же убивает ее. Следом, едва тринадцатая жертва перестает дышать, Всадник возвращается к человеческому облику. Им оказывается Лиза, ко всеобщему удивлению.

Глава шестая. Страшная месть

События настоящего времени и 163-летней давности показываются параллельно.

За полторы сотни лет до появления Николая Гоголя, казачий атаман отправляется давать отпор польским захватчикам во главе с колдуном Казимиром. Из всего войска возвращается лишь один казак, говоря, что поляки разбили их, атамана убили, и скоро нападут. Дочери атамана, Лиза и Мария, обращаются к колдунье-отшельнице, и та говорит, что польского колдуна можно одолеть, надев на него заговоренный обруч: тогда Казимир утеряет свою силу и сделается смертным, но цена за его убийство будет страшна. Тем не менее, Лиза и Мария, прокравшись в палатку Казимира, захватывают его и увозят прочь, чтобы отдать на суд. По пути Казимир говорит, что его проклятие кончается только тогда, когда он полюбит кого-то, и просит Марию его отпустить: если она ему ответит взаимностью, он сможет отречься от колдовства и стать человеком. Лиза решает добить колдуна на месте, и вступает с Марией в бой, пока та не падает, оступившись в пропасть. В гневе обезглавив Казимира, Лиза сама оказывается под тем же проклятием: каждые тридцать лет приносить в жертву двенадцать девушек и одного воскресшего, не зная смерти, пока не полюбит сама. Марию же на том свете встречает огненный голос, велящий отправляться назад: если убьет сестру, то сможет жить, а до тех пор будет скитаться в облике старухи.

В настоящем времени Гуро сковывает Лизу тем же заговоренным обручем, и во время допроса сознается, что не собирается предавать ее суду: по заданию тайного общества, он должен доставить бессмертного Всадника в Петербург, чтобы тот поделился секретом вечной жизни с Российской Империей. В случае отказа он угрожает убить Гоголя. Подслушав разговор, Николай и Бинх бросаются остановить Якова Петровича, и Бинх, чтобы не дать ему осуществить задуманного, стреляет в Лизу. Услышав от нее, что сам Николай должен был стать тринадцатой жертвой, но из любви к нему Лиза его пощадила и вместо него убила Оксану - тоже воскресшую - Гоголь снимает заколдованный обруч, и Лиза вновь становится бессмертным Всадником.

Едва справившись с Гуро, Лиза, Гоголь и Бинх видят на пороге старуху Кристину из села, которая неожиданно обращается в Марию. Смертельно ранив и Бинха, и Гоголя, та вынуждает Лизу свое бессмертие отдать Николаю, а затем срубает ей голову, как ее сестра когда-то Казимиру. От смерти Гоголя и Гуро спасает дочь Вакулы: урожденная ведьма, она отвлекает Марию достаточно долго, чтобы у той на шее Гоголь замкнул обруч. Гоголю впечатленный Гуро предлагает членство в тайном обществе, так как миссия его увенчалась успехом, ведь бессмертный захвачен. Получив отказ, он возвращается в Петербург. Гоголь также возвращается домой, и пишет книги на основе своих приключений.

В Петербурге Гоголь, теперь известный автор, во время одной из встреч с читателями сталкивается с ведьмой, пытающейся его убить, но его спасают от смерти Пушкин и Лермонтов. Представившись членами братства, враждующего с тайным обществом Якова Петровича, они предлагают Гоголю вступить в их ряды. Николай соглашается.

Загрузка...
Top