Сравнить поведение печорина и грушницкого. Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является объектом многочисленных споров и исследований у современных литераторов. В произведении автор противопоставил главному герою другой образ. Этот литературный прием позволяет конкретно раскрыть характеры персонажей. Главный герой – Печорин. Это яркая личность, но появление Грушницкого помогло раскрыть другие черты характера Печорина. Это очень интересные персонажи. Кажется, что они похожи друг на друга. Но сравнительная характеристика поможет понять, было ли у них что-то общее или это совершенно разные личности.

Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого

Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно. Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце. Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.

Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди. Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно. В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно. Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.

Характер Печорина и Грушницкого

Основные черты характера Печорина:

  • уверенность в себе и рассудительность;
  • хорошо разбирается в людях и отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • циничность, язвительность и желание манипулировать другими людьми ради развлечения.

Основные черты характера Грушницкого:

  • умен, но не видит манипуляций других людей;
  • стремление к показательной деятельности и подражание другим людям;
  • романтичность и восторженность;
  • склонен драматизировать и преувеличивать чувства;
  • пародийная разочарованность в людях. Грушницкому нравится чувствовать себя человеком, который много страдает, и изображать одинокого, разочарованного романтичного героя.

У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.


Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.

Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.


Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина. Он выглядит рядом с главным героем смешным и жалким. Характер Грушницкого помог раскрыть в Печорине основные качества его натуры и глубину его души. В своем романе Лермонтов не собирался выносить нравственный приговор. Автор просто показал все бездны человеческой натуры.

Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю. Лермонтовым в 1838-1840 годах. Это произведение считается первым среди российской прозы в своём жанре - лирико-психологический роман. Роман также отличается своей оригинальностью - нарушенной хронологией.

Главным героем является Григорий Печорин, но ещё одним немаловажным персонажем данного произведения является молодой юнкер Грушницкий, один из давнишних приятелей Печорина. Его первое появление относится к повести «Княжна Мери».

Лермонтов не дал имени своему персонажу, поэтому во всём произведении его так и называют - Грушницкий. О нём известно, что ему было двадцать лет, был юнкером, при этом у Грушницкого уже имелся георгиевский крест.

Характеристика героя

Как уже было написано выше, один из ярчайших второстепенных героев романа появляется в повести «Княжна Мери». Лермонтов его описывает как юнкера, который представляет себя в качестве офицера, которого разжаловали в солдаты. Этого персонажа можно охарактеризовать одним словом - актёр. Но почему? С самого начала Грушницкий примеряет на себя амплуа некого страдальца, которого по несправедливости судьбы перевели из первого эшелона военных. При этом он сам меняет себе внешний вид, надевая старую шинель. Поведение его также выражает фальшь - он всем своим видом показывает, как ранение ноги беспокоит его. Никакие воды, по его словам, не могли помочь ему избавиться от хромоты, однако хромота сама проходит собой, когда рядом с княжной Мери появляется Печорин.

Данный герой не может вызывать какого-либо сочувствия, ведь через своё притворство и придуманные страданья он вызывает явно не жалость, а, скорее, отторжение, ведь на самом деле Грушницкий самовлюблён, также он не обладает большим умом. Он выбрал для себя роль некой таинственности и печали, но вместе с этим он приобрёл для себя модные привычки, которыми и стал жить. Можно сказать, Грушницкий стал заложником своей же роли, которую придумал и которая, по сути, ему полюбилась.

Печорин, конечно же, буквально сразу же рассекретил своего «приятеля» - он увидел, насколько же слабой личностью является молодой юнкер. Дальнейшие действия Грушницкого (а именно отвратительные слухи, которые он пустил про Печорина) показывают, что данный персонаж обладает такими чертами характера, как тщеславие и мстительность. Он не принял того, что Печорин снял с него «маску», которую Грушницкий старательно мастерил для себя и которую стал постоянно носить, скрывая истинную сущность.

Помимо этих качеств, ему присущи коварность и подлость, о чём говорит дуэль с Печориным: он и его компания дали главному герою незаряженный пистолет.

Если Печорин всё-таки в произведении предстаёт тем самым «героем времени», то Грушницкий является его полной противоположностью: низкий, малодушный, без какой-либо чести персонаж, обладающий такими чертами характера, как подлость, притворство и тщеславие.

Образ героя в произведении

(М.А. Врубель "Мери и Грушницкий" 1890-1891 )

Появление Грушницкого в произведении сначала подразумевалось в качестве участия в любовном треугольнике между ним, княжной Мери и, конечно же, Печориным. Лермонтов показывает, что молодой юнкер был, так скажем, фаворитом у княжны, однако вскоре всё меняется: с появлением Печорина Грушницкий отходит на второй план, он становится уже неудачливым конкурентом.

Без сомнений, такое положение не могло произойти без вмешательства самого Георгия Печорина: он поведал Мери о пустоте Грушницкого как человека, незначительности, тем самым открывая княжне глаза. После этого Грушницкий становится нежеланным гостем у неё дома, а также навязчивым собеседником. Она находит его скучным и жалким человеком. Естественно, что данный момент достаточно сильно воздействует на Грушницкого, ведь Печорин задел его самолюбие, а также опустил в глазах возлюбленной.

(Эпизод дуэли. Из к/ф "Бэла", 1927г по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" )

Это стало отправной точкой раскрытия персонажа. Он был неким подобием Печорина, что, несомненно, злило самого Георгия. Именно через восприятие Печорина складывается портрет Грушницкого: следователь моды, страдалец, разочарованный в жизни человек, говорит «пышными фразами», изображает из себя романтика.

Несмотря на его отрицательные качества, Грушницкий показывает «антитезу» Печорина: он хотел стать героем романа, однако через свои поступки он делает героем романа именно Георгия Печорина, поэтому этот второстепенный персонаж играет центральную роль в романе, показывая через свой образ поведение немалой части общества того времени.

На протяжении романа Лермонтов ловко высмеивал Грушницкого, показывая, насколько может быть жалок человек, который живёт под маской и придумывает образ, которому не соответствует. Если Печорин действительно был разочарован в жизни, то Грушницкий только делал вид, что также злило Печорина. Вместо того чтобы понять, что Грушницкий ведёт себя отнюдь бесчестно, он только «усугубляет своё положение» в глаза читателя своими подлыми поступками. Этим автор показывает, что люди склонны винить кого-то, но только не себя. Люди не любят анализировать свои поступки, не любят в чём-то обвинять себя, любят лишь следовать моде и носить маску, скрывая себя не только от глаз других людей, но и от самих себя.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого? Желательно таблица. Спасибо) и получил лучший ответ

Ответ от Puma[гуру]
Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями» . Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный» , «благородный лоб» , «маленькая аристократическая рука» , «ослепительно-чистое белье» . Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья» . Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери» , где происходит его встреча с Грушницким.
Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства» , « страсть декламировать» . Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями» . Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.
Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин» , - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.
Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные» . И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы»
Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста» .

Два ярких персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» - это юнкер Грушницкий и офицер Григорий Печорин.

Наши герои – молодые мужчины. Григорию Печорину в романе около двадцати пяти, а Грушницкий выглядел старше своих лет. Ему давали двадцать пять лет, но на самом деле ему шел только двадцать первый год.

Оба героя – молодые и красивые мужчины. Грушницкий смуглый и черноволосый, к тому же он хорошо сложен. А Печорине говорится, что он очень хорош собой.

У Грушницкого очень выразительное лицо, при этом лицо Печорина не выражает ровным счетом ничего. Даже когда он лежал в лихорадке, этого нельзя было определить по выражению его лица.

Грушницкий – юнкер, который позже становится офицером. Печорин же – офицер (прапорщик), который раньше был юнкером. Причем сам Печорин считает, что лучшей частью его жизни был именно тот период, когда он ходил в звании юнкера.

Оба персонажа дворяне. Но Печорин – богат, его называют петербургским победителем, а Грушницкий – не очень богат и родом из провинции, у его отца есть своя деревня.

Печорин обладает незаурядным умом, в то время как Грушницкого умным назвать нельзя. Печорин сдержан в проявлении своих чувств и страстей, а Грушницкий, напротив, неудержим в проявлении своих эмоций.

Если Печорин очень храбрый человек и умеет брать на себя ответственность за свои поступки и действия, то Грушницкий в произведении проявляет себя как трусливый маленький человек.

Печорин не любит много говорить, в разговоре он больше молчит. По его мнению, молчать не так утомительно, как разговаривать. Помимо того, это лишает тебя возможности проболтаться и ненароком выдать свою или чужую тайну. А этот персонаж очень уж не любит раскрывать своих секретов. А еще для него молчание в разговоре - это прекрасная возможность для того, чтобы узнать чей-нибудь секрет. Грушницкий же, напротив, любит готовить. Он говорит долго и со вкусом, используя в своей речи заранее заготовленные длинные и витиеватые фразы. Тем более он делится своими секретами практически со всеми.

Печорин очень наглый, зачастую разговаривает с людьми дерзко. А Грушницкий – скромный малый, он чувствует себя неловко, если приходится напрашиваться, даже если это принято у людей, живущих в этом районе.

Печорин очень проницательный, он видит людей насквозь и знает их. Грушницкий не знает людей, не умеет находить к ним подход и задевать тайных струн их души.

У героев много разного, но их также многое объединяет. Они оба дворяне, оба хорошо воспитаны и получили достойное образование. Они оба военные и оба служат на Кавказе. Что касается их характера, то оба героя гордые, самолюбивые и мстительные.

Грушницкий вобрал в себя все отрицательные качества Печорина, не взяв от главного героя романа ничего из его положительных черт характера. Поэтому Грушницкий очень выгодно оттеняет Печорина, ведь в сравнении с Грушницким, Печорин кажется намного лучше, чем он есть на самом деле.

Вариант 2

Печорин и Грушницкий - два персонажа из романа "Герой нашего времени". Внешне они очень похожи. Автор произведения Лермонтов Михаил Юрьевич написал роман так, что читатель с интересом узнаёт об этих героях, наблюдает за разнообразием их характеров. Каждый из героев ведёт себя по-своему в одной и той же ситуации. Жизнь они видят своими глазами.

Разберём образ Печорина.

Печорин Григорий Александрович дворянских корней. Его предки были аристократами. Он богатый и образованный петербуржец. Родители позаботились о его прекрасном воспитании, а иначе нельзя было - таков уровень круга окружающих их друзей.

Но мальчишка вырос и сейчас он 25-летний молоденький красивый подтянутый мужчина с вьющимися волосами. Бледное лицо блондина украшали черненькие брови и усики, лоб его высок. В карих глазах проскальзывал холод. Руки Печорина небольшие, а вот пальцы тонкие и длинные. Небрежная походка ничуть не портила его статное телосложение. Григорий не думал о своём внешнем виде, для него это было неглавное. И всё же он выглядел всегда опрятным, богато одетым.

Печорин с положительными и отрицательными сторонами характера. Например, он способен логически мыслить, понимает толк в общении с людьми, здраво рассуждает, уверенный в своих действиях, свои преимущества умеет правильно использовать. В то же время он циничен, умеет манипулировать человеком для своей цели, эмоции сдерживает, скрытен.

Жизнь Печорина - будто дуэль между собой, поединок с окружающим миром. Он разочарован, не знает чем себя занять. Смысл жизни разрушен. Он одинок в этом мире, устал от пустых поисков цели существования на земле.

Теперь разберём образ Грушницкого.

Грушницкий тоже дворянин. Родители из простого народа. Деревенская жизнь ему была не по нраву, поэтому мечтал покинуть родной кров, где представлял, что добьётся успехов. Скучать в деревенской глухомани он не собирался. Образован, романтичен.

Теперь же герою романа двадцать лет. Грушницкий черноволос, со смуглой кожей. Выразительные черты лица дополняют усы. Ему нравится произвести о себе хорошее мнение. Следит за своей внешностью.

Как и всем людям, ему свойственны положительные и отрицательные характерные черты. Умён и романтичен. Вот, похоже, всё хорошее, что в нём есть. Плохие его стороны: эгоист, имеет зло и зависть, готов предать, угождает каждому, кому придётся. Драматизирует страдальческий образ, ему дано хорошо выражать эмоции.

Грушницкому нравится его современное общество, жизнь течёт красиво и гладко. Он любитель светских вечеров, где всегда найдёт чем щегольнуть.

Вот такие почти одинаковые, но в то же время разные герои романа. Грушницкий хочет быть похож на Печорина, но оказывается в нелепых и смешных ситуациях.

Напрашивается вывод: мы сами строим собственную судьбу. Так и персонажи Лермонтова живут каждый в своём мироощущении. Герои действуют так, как им представляется вся окружающая жизнь.

Сравнительная характеристика Грушницкого и Печорина

В произведении Лермонтова “Герой нашего времени”, а вернее, в одной из ее частей, существуют два героя, один из которых самый главный, и существует на протяжении всего романа. Эта личность - Печорин.

Григорий Печорин - это личность, которая не подвластна никому. Никто не смог раскусить этого человека, а также, понять его до конца. Ведь, Печорин - весьма оригинальный и загадочный, так как никогда по-настоящему не имел друзей, и ни с кем не делился своими сокровенными мыслями.

Печорин никогда не влюблялся и не любил по-настоящему. Он губил всех тех, кто не рисковал его любить. Он очень удачно пользовался людьми, и зачастую презирал их, так как по своей природе был высокомерен и даже надменен. Но вместе с тем, он был красив, и в нем чувствовалась порода, то, что отличало его от других людей.

Печорин - человек, которому не нужны путы брака, как он это называл. Он всегда хотел оставаться свободным в своих действиях. Он также не терпел хвастовства в людях, так как считал это наивысшей глупостью и никчемностью. Именно потому он не терпел Грушницкого, у которого этих качеств было вдосталь. Печорин – тот, кто остался в сердцах многих кем-то явно необычным, холодным, даже немного высокомерным, и вместе с тем - таким загадочным, и таким смелым. Этот характер не всем пришелся по душе, но все же эта личность достойна в какой-то степени восхищения.

Грушницкий – это именно тот тип людей, который презирает всех, кто находится ниже его, а всех тех, кто хоть немного находится выше положением и званием выше – уважает или просто льстит с премилой улыбкой, когда как за глаза – ругает и завидует. Печорина он не видел выше себя, хотя где-то на подсознательном уровне остерегался его, ведь он понимал, что Печорин никак не может находиться ниже его положением во всем, хотя и не хотел верить – что выше. Именно потому он ненавидел Печорина, хотя с виду у них были весьма приятельские отношения.

Грушницкий – это человек, который любит похвастаться и показать себя всем – каков хорош, умен и красив. Именно это и подвело его – чрезмерное самолюбие никогда не приводит к хорошему концу. Он не видел себя со стороны, и не умел продумывать что-то слишком далеко вперед. И никогда не обращал внимание на других, особенно на их чувства. Хоть он и был весьма симпатичен, да еще и офицер, но мог только в первом впечатлении заинтересовать внешностью и погонами, а также франтовством, но не больше. Когда как Печорин, интересовал всех с момента встречи и подальше.

Роман «Герой нашего времени» повествует о жизни российского дворянства 30-х годов 19 века - это время в русской истории явилось мрачным отголоском разгрома декабристского восстания, что не могло не отразиться на менталитете молодежи. Новые идеи и жажда деятельности, царившие в умах и сердцах молодых людей, не находили применения. Ярким представителем поколения является главный герой произведения - Григорий Печорин. Именно на его персонаже Лермонтов демонстрирует типичные черты постдекабристской молодежи - со всеми их пороками, стремлениями и идеями.

Лучше понять характер героя помогает прием сравнения - в романе противопоставить Печорину можно другого персонажа, Грушницкого. Он присутствует лишь в одной части - «Княжна Мери», однако этого присутствия достаточно, чтобы сквозь призму его образа более детально рассмотреть характер Печорина. А благодаря знакомству с Григорием читатель получает возможность лучше узнать поколение нового мышления, навеянного идеями декабризма.

Разница между Печориным и Грушницким начинается уже в их происхождении. Григорий - аристократ, дворянин, выросший среди светского общества и получивший хорошее воспитание. Его аристократизм проскальзывает и в описании внешности: бледная кожа, благородный лоб, маленькая рука. Однако спокойная жизнь, наполненная удовольствиями, не по вкусу герою: светские развлечения, как и наука, очень скоро наскучили ему.

Грушницкий же - юноша более низкого происхождения, юнкер. Вершинами его помыслов являются «звездочки на погонах» - достижение высокого чина. Грушницкому нравится производить впечатление на окружающих; его можно назвать франтом. В его поведении есть некая схожесть с Печориным, однако вся страсть, разочарованность и страдания его наигранны и посредственны.

Критическое мышление Печорина, его некая усталость от жизни, бесконечные поиски себя и острая проницательность - качества, которые неумело пытается сыграть Грушницкий. С первой же встречи Григорий видит этот низкосортный артистизм - Грушницкий раздражает его. Борьба за внимание княжны перерастает в дуэль между молодыми людьми - в этой сцене мы видим истинную сущность юнкера («Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла»). Не получив примирения, Печорин стреляет и убивает соперника.

Несмотря на все свои пороки, - скука и отсутствие полезных стремлений, равнодушие к окружающим, холодное, порой даже жестокое отношение к влюбленным в него женщинам, - Печорин на фоне Грушницкого выглядит благородным и честным. Он не играет в скептицизм - герой ведет себя искренне в любой ситуации. Автор не осуждает и не делает лучше кого-либо из героев, лишь раскрывая читателю два типа личности, столь характерных для описанного времени.

Загрузка...
Top