Современные русские художники.Иван Ильич Глазунов. Художник глазунов иван ильич - продолжатель семейной династии

В Италии публика исстрадалась по реалистической живописи

Уж скоро год будет с момента ухода из жизни Ильи Сергеевича Глазунова. Большого художника и близкого друга нашей редакции, о чем мы всегда помним. И так отрадно, что дело его - а именно Академия живописи, ваяния и зодчества - крепко стоит на прежнем незыблемом фундаменте, и сын Глазунова Иван Ильич, являясь и.о. ректора, строит планы дальнейшего развития Академии.

И планы эти - не какие-то там бюрократические фантазии, а самые реальные, весьма умные вещи (например, искусствоведы в обязательном порядке будут учиться азам живописи). Пока же Иван Глазунов вывез в Италию, ставшие уже знаменитыми по выставкам в Манеже, работы дипломников «Глазуновки» разных лет - понятно, лучшие из лучших, числом в 35. И это отдельная тема - как Италия встретила русское реалистическое искусство: уже исписали четыре книги отзывов.

Иван Ильич Глазунов. Фото: glazunov-academy.ru

Итак, в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны» холсты выпускников Академии сначала выставлялись в мемориальном комплексе Витториано в Риме, а теперь переехали в Геную - в галерею Satura (там выставка продлится до 9 июня) и... то ли еще будет!

Любопытно как картины на траках переезжают из города в город: иные из них такого размера, что приходится разбирать, вынимать из рамы, наматывать холст на специальный немаленький такой барабан для транспортировки. Старинная вечная формула HAEC EST CIVITAS MEA («Это мой мир») стала как нельзя более точным названием выставки, о чем нам и рассказал Иван Глазунов.

Иван Ильич, правильно ли я понимаю, что нынешнее турне по Италии - это первый после кончины Ильи Глазунова масштабный показ ваших дипломников?

Это действительно так. Два месяца мы выставлялись в комплексе Витториано в центре Рима - это место по значимости сродни нашей Красной площади. Мы привезли туда лучшие дипломные картины за 30 лет - большие работы на темы русской истории, портреты современников, пейзажи. Впервые вообще в Витториано прошла русская выставка. И впервые туда выехала Академия. Вот такую акцию мы решили сделать в память об Илье Сергеевиче, поскольку именно с Италии началась его международная художественная жизнь... Мы даже сфотографировались на том самом месте, где Глазунов сам фотографировался в 1960-е годы. Но, конечно, улица уже изменилась.

А вот сейчас мы переехали в галерею Satura в Геную. Вы не представляете, сколь силён интерес к России, к нашей культурной миссии. Потому что когда-то Россия взяла академическую школу от Европы, сохраняла ее 300 лет с большой любовью и чаянием о будущем. А вот для Европы ее же традиция уже стала удивительной...

- Они подались в иную реальность...

В Европе все академические школы рухнули за это время. У них модерн постепенно всё вытеснил. У них arte figurativo (так они называют то, что противоположно абстракции) почти что нет, а если и есть, то на не очень серьезном уровне. А в России - вольно или невольно - сохранились, по счастью, незыблемые позиции реалистической школы. Причем, мы молодых художников показываем, это не выставка какого-то антиквариата, какого-то архаизма. Это живопись молодых, что вызывает невероятный интерес и уважение. И в этом наша миссия - представить на родине Всех Искусств нашу сегодняшнюю позицию: картины-то наши о вечном, о добром, о главном. Выражение действительности через высокую реалистическую живопись.

- И люди, вы говорите, живо интересуются работами?

В Риме нам исписали четыре книги отзывов, мы не успевали их менять. Народ реагирует очень положительно. И тут не только итальянцы - в Риме множество туристов со всего мира. Так что наше послание, судя по отзывам, доходит. Люди понимают, о чем речь. Пишут нам на английском, итальянском, японском, китайском, немецком... Мне кажется, что люди в Европе соскучились по такой живописи, соскучились даже просто по современным картинам в раме. Им понятно, что мы несем, и им этого очень не хватает. Потому что большинство музеев и галерей здесь (впрочем, как и в Москве) увлечены contemporary art, но незыблемая и вечная классика вызывает все равно огромный интерес. И то, что изображено на холстах, трогает людей. Наша главная задача - не удивить, а тронуть душу. И, мне кажется, у нас это получается. Вся профессура Академии здесь, все были заняты подготовкой к выставке...

- А сколько всего работ?


Карев С.Д. "Кирилло-Белозёрский монастырь"

Всего - 35, но среди них есть очень большие картины, четырехметровые. За все годы собрали, хотя есть выпускники и прошлого, и позапрошлого года. Такой вот калейдоскоп. Но, естественно, отбирали то, что выполнено на достойном уровне. Проходных работ здесь нет. И важно, что у нас каждый год появляется кто-то новый, кому есть что сказать. Таланты не кончаются. Выставка называется «Это мой мipъ» - по-русски и по-латыни. Это старое латинское выражение, которое употреблялось в живописи эпохи Возрождения. Часто на рамах писали как девиз. Как причастность к европейской и христианской цивилизации. И эту сопричастность единой культуре, единым корням нам очень важно подчеркнуть.

- После Рима и Генуи вы еще куда-то поедете с картинами?

Пока этот вопрос решается. Возможно, продлим тур. Картины перевозятся на фурах. Самые большие работы мы вынуждены разбирать и наматывать на бобины диаметром в 1 метр. Затем они грузятся в фуру и перевозятся. К тому же, не в каждый зал можно внести работу размером 3x4 метра. Так что, выставка - дело серьезное. Раскрою секрет - мы вообще сейчас хотим создать в Академии международный факультет, чтобы к нам приезжали студенты из Европы. Интерес очень велик. Но эта идея пока в работе.

Идея отличная: не имея возможности получить столь классное образование по реалистическому рисунку в Европе, они получат его в России.

Вот именно: мы в состоянии вернуть им - их же европейскую школу, которая сейчас в полном упадке. И для них это хорошо, и для нас - идти к Европе с дружелюбным настроем.

Продолжим разговор об Академии - какие сейчас перед вами, как перед руководителем, стоят первостепенные задачи?

Во-первых, нам надо сохранить то, что уже наработано за тридцать лет. Но и, конечно, надо развиваться: должна быть такая «перезагрузка», некое обновление. И по факультетам, и с детьми надо работать - открывать при Академии детскую художественную школу, чтобы готовить для себя абитуриентов, да и просто чтобы дети занимались «для общего развития» в нашем ключе. Работаем над международными связями - пропагандируем русское искусство. А так - сохраняем традиции, очень дорожим нашим педагогическим составом, здоровая консервативность тоже необходима. Но, повторяю, все равно будем обновляться, стремиться к новым видам деятельности. Развивать миссионерскую, просветительскую функции.

- Выставочный зал при Академии пока не достроен?

К сожалению, вышла заминка в связи с болезнью и уходом из жизни Ильи Сергеевича, случился перебой в строительстве, который надо срочно ликвидировать, и галерею строить. Но там есть свои технические трудности. В любом случае, это у нас на повестке дня, стройка будет продолжаться, и галерея при Академии должна стать центром притяжения - и для нас, и для наших единомышленников.


Алдошин М.В. "Балерина Вика Осипова." 2004г.

Если говорить о новациях - мы активно идем в соцсети, в интернет, там вся наша деятельность отражена. Обновили сайт Академии. Также очень важна для нас выставочная деятельность, которая подзатухла в последний год по понятным причинам. И в России будем выставляться, и по миру. Художник не должен писать в стол. Он обязательно должен видеть свои работы на выставке. Из ближайших - будет Кострома, которая не менее важна, чем Генуя. Много к нам предложений приходит... у нас есть для этого все ресурсы, в том числе, материальные. А главное, всё время появляются в недрах Академии новые художники с очень интересными работами. Неважно - остаются ли они потом работать у нас или идут куда-то в мир, - это всё равно наш круг художественных интересов.

Еще искусствоведы у нас должны начать писать, - в наше время это очень важно.

- Чтобы они не были отделены от ремесла...

Конечно. Они такие же участники общего процесса как и художники. Поэтому будут полнее погружаться в профессию. Даже если они несильных способностей к рисунку, то всё равно должны понимать технологию. Да и просто тексты на русском языке должны правильно писать: к сожалению, глядя на нынешнее состояние абитуриентов, мы понимаем, что им необходимо больше занятий по русскому языку и литературе, люди просто плохо писали вступительные сочинения. Так что надо вводить дополнительные уроки и дисциплины вплоть до сценической речи. Искусствовед должен хорошо говорить, хорошо писать, хорошо ориентироваться в живописи, а не просто заниматься переписыванием текстов из других книг.

- Ой, да они приучаются передирать рефераты из интернета, это беда...

Это беда. Надо учить людей думать. И мы победим эту ситуацию, потому что нам нужны интеллектуально развитые личности. И художников это тоже, кстати, касается.

Знаете, вот у музыковедов, музыкальных критиков это часто бывает - в них засел на всю жизнь комплекс, что они сами не музыканты, и они с какой-то ненавистью подходят к классической музыке, будто участвуют в корриде...

Вот поэтому и будем своих искусствоведов учить живописи. Мало того: откроем певческое отделение в Академии. С нами сотрудничает ансамбль «Сирин», который научит всех желающих студентов петь. И записалась туда масса людей. Когда человек поет, он раскрывается. Все комплексы исчезают...

Так что планов много. Как выставка завершится, вернемся в Москву, 10 июня у нас - День открытых дверей, мы его совместим с вечером памяти Ильи Сергеевича, а заодно и представим все наши достижения последнего года.

(2007). Заслуженный художник Российской Федерации (1998). Работы Ивана Глазунова находятся в государственных и частных собраниях, в России и за рубежом.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ТВ ХУДОЖНИК.Доярка. Жизнь прожить- не поле перейти

    ✪ ТВ ХУДОЖНИК. ч 2 Ромашко Евгений Викторович

    ✪ Иван Глазунов про иконопись. Из прошлого в настоящее.

    Субтитры

Биография

Родился 13 октября 1969 года в Москве. Отец - Глазунов Илья Сергеевич , художник. Мать - Виноградова-Бенуа Нина Александровна, художник.

2003 - Участие в росписи храма Юлии Анкирской. Московская область, Солнечногорск, с. Лопотово.

2005 - Автор проекта иконостаса Смоленского скита Валаамского монастыря .

2005 - Работа над иконостасом и иконами в монастыре Святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма). Храм в честь иконы Божьей Матери «Державная». Урал.

2010 - Художественный руководитель росписей церкви св. Александра Невского, построенной попечительством А. А. Козицына («УГМК»). Екатеринбург, Верхняя Пышма.

2013 - Автор и исполнитель внутреннего убранства и росписей храма «Малое Вознесение» в Москве.

2013 - Автор эскизов росписей Александро-Невского собора (Краснодар) , разрушенного в 1932 году и восстановленного в наше время.

Работа над интерьерами:

1997-1999 - работает над убранством интерьеров Большого Кремлёвского дворца : пишет восемнадцать портретов царей-воителей для аванзала, эскизы интерьеров, мебели, лепнины, зеркал, люстр и стенных панелей, декоративные барельефы «Слава русского оружия».

2009-2010 г. Москва. Главный художник интерьеров воссозданного в Коломенском деревянного дворца Алексея Михайловича : работа над эскизами и художественное руководство над воссозданием интерьеров дворца.

2012 г. - автор воссозданных интерьеров парадного входа и вестибюля в здании Министерства культуры РФ в Малом Гнездниковском переулке (бывшая московская усадьба постройки XVIII-XIX вв.).

Интерьер частного жилого пространства.

Выставки:

Гамбург, Галерея Винтер (1990);

«Новые имена русского реализма», Манеж, С.-Петербург (1995);

«Новые имена русского реализма», Самара (1996);

Рождественская выставка в Русской Галерее в Таллинне (2002);

Выставка исторических картин «Тысячелетняя Россия: образы жизни»;

Всероссийский музей декоративно - прикладного искусства, Москва (2003);

«Россия, Русь, храни себя, храни», г. Череповец, (2003);

«Выставка Московских художников», Манеж, С.-Петербург, (2005);

Выставка, посвященная 20-летию основания Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, ЦВЗ «Манеж»,Москва (2007);

«250 лет Российской Академии Художеств», ЦВЗ «Манеж», Москва (2007);

«Свет Миру», ЦВЗ «Манеж», Москва (2007);

«Московская семья», ЦВЗ «Манеж», Москва (2008);

«Россия в традиции», «La Russia dalla contemporaneita alla tradizione», Выставочный зал Schola dell’Arte dei Tiraoro e Battioro, Венеция (2008);

«НЕсовременное искусство», Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское, Москва (2009);

Художественный руководитель выставочного проекта «Романовский юбилей» к 400-летию Дома Романовых, Романовский музей, Кострома (2013)

Художественные монографии:

Иван Глазунов. Новые имена русского реализма. - М.: Изобразительное искусство, 1995.

Мастера живописи. Иван Глазунов. - М.: Белый город, 2007.

Ivan Glazunov. La Russia dalla contemporaneita alla tradizione. - М.: Северный паломник, 2008.

Общественная деятельность

2000-2010 гг. - реализация проекта по спасению и реставрации уникального памятника деревянного зодчества XVII века (церковь Георгия Победоносца из Верхнетоемского района Архангельской области); перенос храма в музей-заповедник «Коломенское» (Москва).

С 2011 года является членом фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества».

Иван Ильич Глазунов (род. 13 октября 1969, Москва) - российский художник-живописец. Профессор, заведующий кафедрой исторической живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Действительный член РАХ (2007). Заслуженный художник Российской Федерации (1998). Работы Ивана Глазунова находятся в государственных и частных собраниях, в России и за рубежом.

Биография

Родился 13 октября 1969 года в Москве. Отец - Глазунов Илья Сергеевич, художник. Мать - Виноградова-Бенуа Нина Александровна, художник.

В 1988-1994 гг. учился в МГАХИ им. В. И. Сурикова, в мастерской портрета профессора И. С. Глазунова. В 1994-1996 гг. был ассистентом-стажером в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, затем стал преподавателем академии. 1996-1999 гг. - доцент, заведующий кафедрой композиции Российской академии живописи, ваяния и зодчества. С 1997 г. и поныне руководит мастерской исторической живописи. В 1999 году получает звание профессора.

С 1996 г. является членом профессионального творческого Союза художников России (Международной Федерации художников).

В 1998 году получает звание заслуженного художника РФ.

С 2001 г. возглавляет группу художников РАЖВиЗ, которые по его авторским эскизам выполняют росписи храма Успения Богородицы в г. Верхняя Пышма под Екатеринбургом.

С 2007 года является действительным членом (академиком) Российской академии художеств.

Октябрь 2008 г. Венеция, Италия - авторский выставочный проект «Россия в традиции», включающий в себя персональную выставку художника, концерты фортепианной и древнерусской духовной музыки, конференцию в университете Ca’Foscari (Венеция), посвящённую месту традиции в современной русской культуре.

Май-октябрь 2009 г. Москва. Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское - персональная выставка «НЕсовременное искусство». Живопись, а также русский старинный костюм и предметы быта XVII-XVIII веков из собрания художника.

Июнь-октябрь 2010 г. Вологда. Государственная картинная галерея - персональная выставка художника «Спаси и сохрани» в выставочном зале Вологодской Государственной картинной галереи. Живопись, а также русский старинный костюм и предметы быта XVII-XVIII веков из собрания художника.

2013 - Художественный руководитель выставочного проекта «Романовский юбилей» к 400-летию Дома Романовых. Проект включает в себя художественные выставки, научные конференции, концерты, юбилейные издания, сувенирную продукцию и так далее.

Знаток и коллекционер русской старины, народного костюма. Автор статей на тему русского декоративно-прикладного искусства, истории русского костюма.

С 1991 года и по сей день художник путешествует по Русскому северу, изучая его традиции, народное искусство. Эта тема часто присутствует в живописи художника.

Круг научных и исторических интересов Ивана Глазунова сосредоточен на декоративно-прикладном искусстве и живописи XVII века.

Живописными работами И. И. Глазунова часто иллюстрируются статьи и альбомы по русской истории и культуре.

Супруга - Юлия Александровна Глазунова, актриса, режиссёр-документалист, продюсер.

Четверо детей.

Творчество

Живопись:

«Распни его!» (1994)

Серия живописных работ на тему Русского севера (портреты, пейзажи, исторические картины, этюды) (с 1991)

«Пермогорский берег Двины» (1996)

«Семейный портрет» (2003)

«Пинежский лес. Обетный крест» (2003)

Серия женских портретов в русских костюмах (2000-е)

Серия «Древние врата» (с 2005)

«Великая княгиня Евдокия в подтверждение своей благочестивой жизни открывает перед сыновьями своё изможденное постом тело» (2005)

«Зеркало» (2005)

«Песнь Сирина» (2008)

«Песнь Алконоста» (2008)

«Середина лета» (2010)

«Портрет царя Михаила Федоровича Романова» (2013)

портреты, пейзажи

Илья Сергеевич Глазунов – советский и российский живописец, руководитель Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, академик РАХ, народный художник СССР. Илья родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в семье историка и экономиста, преподавателя ЛГУ Сергея Федоровича Глазунова и дочери действительного статского советника Ольги Константиновны Флуг. В раннем возрасте мальчик занимался в школе искусств, затем поступил в художественную школу на Петроградской стороне.

Во время войны вместе с родителями остался в блокадном городе. Из всех ближайших родственников выжил только Илья, и в 1942 году подростка отправили по Дороге жизни в тыл - в деревню Гребло Новгородской области. После возвращения в Ленинград в 1944 году Илья пошел учиться в среднюю художественную школу при институте живописи. В 1951 году поступил в мастерскую профессора Бориса Иогансона в ЛИЖСА имени .

Живопись

В 1956 году молодой художник участвовал в международном конкурсе в Праге, где получил первую премию за портрет участника Движения Сопротивления Юлиуса Фучика. В этом же году был написан первый графический цикл «Русь», посвященный истории русской земли. В студенческие годы начал работать над графическим циклом о современном городе. Начав с лирических зарисовок – «Двое», «Размолвка», «Любовь» – художник углубился в раскрытие темы урбанизации пространства вокруг человека.


Картина Ильи Глазунова из цикла "Русь"

Дипломная работа «Дороги войны», на которой была изображена отступающая в 1941 году Красная армия, получила низкий балл. Холст был уничтожен как не соответствующий советской идеологии, но спустя годы автор сделал точную копию картины. По распределению Илья Глазунов отправился в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, а затем перевелся в Иваново. Вскоре художник обосновался в Москве.


Картина Ильи Глазунова "Дороги войны"

Первая выставка Ильи Глазунова состоялась после окончания академии в начале 1957 года в московском Центральном доме работников искусств. Экспозицию составили четыре художественных цикла Глазунова – «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет». Ранние работы Илья Глазунов создавал в академическом стиле, но некоторые картины – «Ада», «Нина», «Последний автобус», «Двое», «Одиночество», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно» – отмечены влиянием импрессионизма.


Илья Глазунов за работой над картиной "Пробудившийся восток"

В 1958 году Глазунов познакомился с советским поэтом , который стал помогать молодому художнику. В 1959 году Илья Сергеевич работал над портретами литераторов и актеров: Сергея Михалкова, Бориса Слуцкого, Майи Луговской, . В 60-х годах творчество Ильи Глазунова было отмечено партийным руководством страны, и художник начал получать заказы на создание портретов первых лиц государства. Выезжал живописец и за рубеж.


Портреты знаменитостей Ильи Глазунова

Среди знаменитостей, над портретами которых работал Илья Сергеевич, были политические деятели, писатели, кинематографисты, артисты: , космонавт Виталий Севастьянов, . В 1964 году состоялась выставка Глазунова в служебном помещении Манежа. С этого же года Илья Сергеевич возглавил клуб патриотического воспитания «Родина», через год участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.


В 1967 году был принят в Союз художников СССР. В середине 60-х выпустил книгу «Дорога к тебе. Из записок художника» автобиографического характера. Начиная с 60-х годов Илья Сергеевич регулярно работает над созданием иллюстраций к произведениям русских писателей: , Павла Мельникова-Печерского, .


Иллюстрация Ильи Глазунова к роману Достоевского "Идиот"

Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово». Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – « », «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», « », « ». С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». В 1978 году начинает преподавательскую деятельность в Московском художественном институте.


Картина Ильи Глазунова "Мистерия ХХ века"

В 1980 году получает звание Народного художника СССР. В 1981 году при поддержке Министерства культуры РСФСР создает Музей декоративно-прикладного и народного искусства. В 1985 году режиссер А. Русанов на Центральной студии документальных фильмов снял картину «Илья Глазунов», посвященную творчеству художника. В 1986 году Глазунов становится основателем Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Глазунов занимался сценическим оформлением театральных и оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в Берлинской опере, балет «Маскарад» в Одесском оперном театре. В начале 90-х курировал реставрационные работы зданий Московского Кремля – Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и 14-го корпуса. В 1997 году Илье Глазунову присвоили Государственную премию РФ.


Художник-постановщик Илья Глазунов балета "Маскарад" в одесском оперном театре

В 2004 году состоялось открытие Московской государственной галереи Ильи Глазунова, в которой разместилось более 300 картин мастера. В 2008 году художник выпустил вторую из книг – «Россия распятая», в основу которой легли размышления о судьбе страны, очерки из собственной биографии. В 2000-х появились картины «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», автопортрет «И снова весна».


Картина Ильи Глазунова "Изгнание торговцев из Храма"

В 2012 году Илья Сергеевич стал доверенным лицом . Именем Глазунова назвали одну из малых планет. Илья Глазунов – обладатель четырех Орденов за заслуги перед Отечеством. Русская православная церковь дважды награждала художника: в 1999 году был вручен Орден Преподобного , а в 2010 году – Орден Преподобного . В 2010 году прошла юбилейная выставка работ мастера в Манеже «Художник и время».



Последними картинами автора стали законченная «Похищение Европы» и незавершенные полотна «Россия до революции» и «Россия после революции». На официальном сайте художника можно ознакомиться с ретроспективой его творчества, литературными трудами, семейными и рабочими фотографиями.

Личная жизнь

В 1956 году состоялась свадьба Ильи Глазунова и Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. Жена выпускника художественной академии тоже училась на живописца. Впоследствии Нина Александровна помогала супругу в оформлении многих полотен, а также в создании сценографии к оперным спектаклям.


Дети Ильи Глазунова – Иван и Вера – пошли по стопам родителей и оба стали художниками. Сын получил звание Заслуженного художника РФ и прославился созданием картины «Распни его!», а дочь получила известность после написания полотна «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».


Илья Глазунов и вторая жена Инна Орлова

В 1986 году Нина Александровна погибла при невыясненных обстоятельствах, хотя следствие настаивало на версии самоубийства. Потеря близкого человека стала большим ударом для Ильи Сергеевича. Художник на долгие годы погрузился в творчество и общественную работу, оставив личную жизнь в стороне. В конце 90-х Глазунов познакомился с Инной Орловой, которая впоследствии стала второй женой мастера, а также заняла пост директора галереи Глазунова.

Смерть

9 июля 2017 года . Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Родственники художника получили официальные соболезнования в связи со смертью Ильи Сергеевича от президента В. Путина, а также от Дома Романовых.


Похороны были проведены по православному чину. Прощание с мастером состоялось на территории Сретенского монастыря, отпевание – в Богоявленском соборе в Елохове. Могила художника находится на Новодевичьем кладбище.

Картины

  • «Дороги войны» - 1957
  • Цикл «Поле Куликово» - 1980
  • «Прощание» - 1986
  • «Вечная Россия» - 1988
  • «Великий эксперимент» - 1990
  • «Моя жизнь» - 1994
  • «Мистерия XX века» - 1999
  • «Разгром Храма в Пасхальную ночь» - 1999
  • «Закат Европы» - 2005
  • «И снова весна» - 2009
  • «Изгнание торговцев из храма» - 2011

Ива́н Ильи́ч Глазуно́в (род. 13 октября , Москва) - российский художник-живописец. Профессор, заведующий кафедрой исторической живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Действительный член РАХ (2007). Заслуженный художник Российской Федерации (1998). Работы Ивана Глазунова находятся в государственных и частных собраниях, в России и за рубежом.

Биография

Родился 13 октября 1969 года в Москве. Отец - Глазунов Илья Сергеевич , художник. Мать - Виноградова-Бенуа Нина Александровна, художник.

2003 - Участие в росписи храма Юлии Анкирской. Московская область, Солнечногорск, с. Лопотово.

2005 - Автор проекта иконостаса Смоленского скита Валаамского монастыря .

2005 - Работа над иконостасом и иконами в монастыре Святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма). Храм в честь иконы Божьей Матери «Державная». Урал.

2010 - Художественный руководитель росписей церкви св. Александра Невского, построенной попечительством А. А. Козицына («УГМК»). Екатеринбург, Верхняя Пышма.

2013 - Автор и исполнитель внутреннего убранства и росписей храма «Малое Вознесение» в Москве.

Напишите отзыв о статье "Глазунов, Иван Ильич (художник)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте РАХ

Отрывок, характеризующий Глазунов, Иван Ильич (художник)

Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер.
Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!» – вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его.
Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом.
Это то было то, что случилось с ним за два дня до приезда княжны Марьи. С этого же дня, как говорил доктор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер, но Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.
С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения.

Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно медленном, пробуждении.
Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали.
Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо.
Его исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться. Когда ему привели сына, он приложил к нему свои губы и отвернулся, не потому, чтобы ему было тяжело или жалко (княжна Марья и Наташа понимали это), но только потому, что он полагал, что это все, что от него требовали; но когда ему сказали, чтобы он благословил его, он исполнил требуемое и оглянулся, как будто спрашивая, не нужно ли еще что нибудь сделать.
Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.
– Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мертвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем.
«Куда он ушел? Где он теперь?..»

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.

Загрузка...
Top