Совершенствование системы управления муниципальной собственностью в российской федерации.

Глава 1. Теоретико-методологические основы управления муниципальной собственностью.

1.1. Методологические принципы исследования собственности как экономической категории.

1.2. Функциональные особенности муниципальной собственности.

1.3. Основные направления реализации муниципальной собственности.

Глава 2. Формирование эффективной системы управления муниципальной собственностью как условие развития муниципального образования.

2.1. Основные причины низкой эффективности муниципальной собственности в РФ.

2.2. Формирование механизма эффективного управления муниципальной собственностью.".

2.3. Система показателей оценки эффективности управления муниципальной собственностью.

Глава 3. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью.

3.1. Оценка эффективности использования муниципальной собственности г. Новосибирска.

3.2. Альтернативная методика оценки эффективности управления муниципальной собственностью.

3.3. Инновации в системе управления муниципальной собственностью.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Эффективное управление муниципальной собственностью как условие социально-экономического развития муниципального образования"

Актуальность темы исследования. Муниципальная собственность, и прежде всего муниципальное имущество, составляет социально-экономическую основу местного самоуправления. Максимальная отдача от имеющихся в распоряжении местных органов власти имущественных активов муниципального образования позволяет решать текущие задачи социально-экономического развития территории, планировать целевые показатели экономического развития муниципального образования в будущем. В связи с этим эффективное управление муниципальной собственностью является условием социально-экономического развития муниципального образования и представляет одну из важнейших задач органов местного самоуправления.

В настоящее время недостаток финансовых ресурсов муниципальных образований, отставание доходов местных бюджетов от возрастающих потребностей местного сообщества определяют необходимость повышения эффективности использования муниципальной собственности, выраженную не только в доходности муниципального имущества и городских земель, но и в эффективной функционально-целевой деятельности муниципальных унитарных предприятий и организаций. Поскольку эффективность использования муниципальной собственности зависит от процесса управления, особую актуальность и практическую значимость приобретают вопросы методологии управления муниципальной собственностью, включающие: формирование методических основ оценки эффективности управления муниципальной собственностью, определение направлений повышения эффективности ее использования.

Степень научной разработанности проблемы. Отношения собственности являются объектом исследования многочисленных научных работ российских и зарубежных ученых. Теоретические основы управления собственностью представлены в работах отечественных ученых: Л.И. Абалкина, В.Г. Алиева, Е.Ф. Борисова, М.К. Васюнина,

A.И. Еремина, В.А. Каменецкого, Н.Д. Колесова, Б.Н. Королёва,

B.И. Кошкина, Я.А. Кронрода, В.В. Круглова, В.И. Лоскутова, В.П. Патрикеева, А.К. Покрытана, В.В. Радаева, Б.А. Райзберга, А.Я. Рябченко,

A.В. Сидоровича, А.Д. Смирнова, Н. Е. Тейтельмана, Н.А. Цаголова,

B.Н. Черковца, В.П. Шкредова, В.М. Шупыро, В.Н. Ягодкиной и др.

Определенный вклад в развитие экономической теории собственности внесли представители институциональной экономики, среди зарубежных ученых следует отметить работы: Р. Коуза, А. Алчияна, Г. Демсеца, Д. Норта, А. Оноре, Р. Познера, О. Уильямсона, С. Ченга, Т. Эгтертсона; среди отечественных авторов необходимо отметить работы: Р.И. Капелюшникова, Г.П. Литвинцевой, А.Г. Мовсесяна, P.M. Нуреева, А.Н. Олейника, А.Д. Радыгина, А.Е. Шаститко, С.Г. Кирдиной, О.Э. Бессоновой, Т.В. Чечеловой.

Роль форм собственности в эффективной хозяйственной деятельности экономической системы исследуется в работах таких авторов, как Л.Л. Вегер, Л.С. Гринкевич, В.И. Жуков, В.М. Кульков, Н.Я. Петраков, а также С. Коммандер, Дж. Нэллис, М. Шафер, Дж. Эрл, С. Эстрин,

C. Килкери, Дж. Неллис, М. Ширли.

Научной разработке вопросов управления развитием социально-экономических процессов, планирования социально-экономического развития территорий посвящены труды отечественных экономистов: Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, А.Г. Воронина, С.А. Глазьева, А.Л. Гапоненко, А.Г. Гранберга, Р.М. Гусейнова, Д.С. Львова, А.С. Новосёлова, А.В. Пикулькина, Б.А. Райзберга, О.В. Симагиной, Г.А. Фадейкина, А.Н. Шевцова, Л.И. Якобсона и др. В западной экономической литературе разработка проблемы государственного управления экономикой осуществлена такими экономистами, как Ф. Ойкен, Дж. Сакс, П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц и др.

Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью освещены в работах: А.Ю. Ануприенко, И.В. Ефимчука, А.Д. Иванова,

В.И. Кошкина, Д.С. Львова, В.А. Максимова, А.А. Михеева, О.М. Толкачева, А.В. Савченко, Р.А. Шамсутдинова и др. Современные подходы в управлении государственной и муниципальной собственностью представлены в работах Р. Гровера, Е. Глора, М.М. Соловьёва.

Несмотря на наличие большого числа работ, посвященных проблемам управления муниципальной собственностью, недостаточно разработанными следует считать вопросы методологии управления. В большинстве работ проблема управления муниципальной собственностью сводится к задаче эффективного использования и самостоятельно не рассматривается. В связи с этим в исследованиях доминируют количественные цели системы управления муниципальной собственностью над качественными, стратегическими целями управления, что в конечном итоге обуславливает отсутствие единой методической базы оценки эффективности управления муниципальной собственностью.

Слабая степень изученности процесса реализации муниципальной собственности не позволяет в полной мере обосновать предложения по эффективному использованию муниципальной собственности, затрудняет выбор направлений совершенствования системы управления. В данном случае под реализацией муниципальной собственности понимается процесс достижения социально-экономического результата от управленческой деятельности местных органов власти относительно объектов имущественного комплекса.

Целью исследования является разработка теоретических положений и методических подходов к повышению эффективности управления муниципальной собственностью в контексте стратегических целей развития муниципального образования.

1. Провести анализ теоретико-методологических основ формирования системы отношений собственности и на их основе предложить систему методических принципов исследования муниципальной собственности, учитывающую стратегические цели развития муниципального образования.

2. Рассмотреть функциональные особенности муниципальной собственности.

3. Определить основные причины низкой эффективности функционирования муниципальной собственности в РФ.

4. Сформировать механизм эффективного управления муниципальной собственностью, включающий принципы, цели и методы управления, ориентированные на перспективу развития муниципального образования.

5. Разработать методические основы оценки эффективности управления муниципальной собственностью.

Объектом исследования является муниципальная собственность.

Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе регулирования и использования муниципальной собственности.

Область исследования - закономерности и проблемы функционирования и развития муниципального сектора экономики. Содержание диссертации соответствует специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (муниципальная экономика и управление местным развитием), п. 8 «Методика и инструментарий управления муниципальной собственностью. Оценка эффективности использования объектов муниципальной собственности». Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Теоретическую и методологическую основу исследования составили основные положения экономической теории собственности, теории общественного выбора, теоретические разработки российских и зарубежных исследователей в области государственного и муниципального управления.

В основу работы положена методология системного подхода с использованием метода экономической интерпретации полученных результатов. В аналитической части применялись методы системного анализа, классификации и статистических группировок, сравнительного и графического анализа, метод экспертных оценок.

Методической базой исследования послужили нормативные и методические материалы государственных и муниципальных органов власти по вопросам регулирования земельно-имущественных отношений на уровне Российской Федерации и города Новосибирска.

Информационную базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований, информационные, аналитические материалы органов государственной власти и местного самоуправления; статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, а также материалы зарубежных государственных органов статистики и международных организаций; аналитические материалы отечественных и зарубежных научно-исследовательских организаций.

Научная новизна проведенного исследования заключается в развитии методических основ управления муниципальной собственностью и формировании механизма повышения эффективности ее использования. На защиту выносятся следующие наиболее существенные результаты диссертационного исследования, составляющие научную новизну работы:

1. Уточнено понятие «муниципальной собственности» на основе использования системы методических принципов исследования собственности, раскрывающих экономическое содержание муниципальной собственности и процесса ее реализации в стратегии развития муниципального образования.

2. На основе анализа экономических результатов от использования муниципальной собственности выявлены современные тенденции формирования доходной части местных бюджетов, свидетельствующие о низкой эффективности функционирования муниципальной собственности в РФ.

3. Предложен механизм эффективного управления муниципальной собственностью, включающий принципы, цели, методы и критерии эффективного управления муниципальной собственностью с позиций ее участия в реализации стратегических целей развития муниципального образования.

4. Разработаны методические основы оценки эффективности управления муниципальной собственностью: предложены показатели измерения-эффективности использования муниципальной собственности, сформирована система показателей оценки эффективности управления муниципальной собственностью, специфической особенностью которой является отражение конечного эффекта от управленческого воздействия.

5. Предложен методический подход к формированию направлений повышения эффективности управления муниципальной собственностью с позиций обеспечения целостности воздействия на систему управления.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении научных и практических проблем, связанных с управлением муниципальной собственностью.

Предложения по оценке эффективности управления муниципальной собственностью могут быть использованы в практической деятельности органов местного самоуправления при планировании целевых показателей использования муниципальной собственности в стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в том числе для сравнения результатов управленческой деятельности и разработки мероприятий, направленных на повышения эффективности муниципальной собственности.

Материалы исследования могут быть использованы в преподавании экономических и управленческих дисциплин при отражении основных тенденций развития отношений собственности на муниципальном уровне.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования использовались в преподавании дисциплин «Экономическая теория», «Экономическая теория собственности» (акт об использовании результатов №489/1 от 17.03.2009 г.); для оценки эффективности управления собственностью ряда муниципальных образований (справка об использовании результатов №0214/3097 от 15.06.2009 г., справка об использовании результатов №135 от 23.06.2009 г.). По запросу департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска была проведена оценка эффективности использования муниципального имущества и городских земель, разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления муниципальным имуществом города Новосибирска (акт о внедрении результатов № 31/13-4253 от 15.05.2009 г.).

Результаты исследования были представлены автором на всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях: Кемеровского государственного университета «Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты» в 2009 году, Уральской академии государственной службы «Стратегическое планирование развития муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления» в 2008 году, Института экономики и организации промышленного производства СО РАН «Социально-экономическое развитие России: идеи молодых ученых» в 2008 году, Сибирской академии государственной службы «Государственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспективы» в 2007 году.

Публикации по теме исследования. По теме исследования опубликовано 9 научных работ общим объемом 2,9 п.л. (лично автором -2,9), в том числе в изданиях, входящих в перечень рекомендованных ВАК России для опубликования основных результатов научных исследований, 2 работы объемом 0,75 печатного листа; кроме того, учебно-методическая работа объемом 5,57 пл. (лично автором-4,3).

Логика и структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников, приложений.

Заключение диссертации по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Филатова, Наталья Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования сформирован ряд выводов, высказан ряд рекомендаций и предложений.

Сформированная автором система методологических принципов исследования собственности позволила уточнить понятие «муниципальной собственности», определить особенности функционирования муниципальной собственности в практике муниципального образования. Выявленный в процессе исследования противоречивый характер функционирования муниципальной собственности показал необходимость формирования интегрированной системы критериев и показателей оценки эффективности управления муниципальной собственностью с учетом экономического и социального направлений реализации.

Проведенный автором анализ результативности функционирования муниципальной собственности в РФ, определил наличие современных тенденций реализации муниципальной собственности, свидетельствующих о низкой эффективности функционирования муниципальной собственности и необходимости повышения эффективности управления муниципальной собственностью. В свою очередь анализ причин низкой эффективности муниципальной собственности обнаружил отсутствие следующих необходимых элементов системы эффективного управления муниципальной собственностью:

Системы количественных и качественных целей управления муниципальной собственностью;

Общепризнанных критериев эффективности управления муниципальной собственностью;

Системы оценки эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе контроля эффективности.

Систематизируя полученные общетеоретические выводы, аналитические данные и практический материал в сфере управления муниципальной собственностью, автор разработал методические основы оценки эффективности управления муниципальной собственностью: предложил показатели измерения эффективности использования муниципальной собственности, сформировал систему показателей оценки эффективности управления муниципальной собственностью.

Учитывая основные направления реализации муниципальной собственности - экономическое и социальное, а также цель управления -повышение качества жизни населения муниципального образования, в качестве основных признаков эффективности управления муниципальной собственностью автор определяет следующие критерии:

Максимизацию результата (прибыли) при обоснованности затрат на управление - критерий, отражающий экономическую, или коммерческую, эффективность использования объектов муниципального имущества;

Максимизацию результата при соответствии функционально-целевым нормативам - критерий, отражающий эффективность использования муниципальной собственности с точки зрения социальной, или функциональной, значимости муниципальной собственности.

С учетом данных критериев были выделены следующие группы показателей эффективности управления муниципальной собственностью:

1) степень выполнения задач и функций:

Для коммерческого имущества - экономическая эффективность использования" муниципального имущества;

Для функционально-целевого имущества - социальная эффективность использования муниципального имущества;

2) соответствие затрат получаемым результатам:

Разница в объемах использования имущества для получения аналогичных результатов данной и иными организациями;

Разница в объемах использования имущества для получения аналогичных результатов данной организацией в разные периоды времени в сопоставимых условиях;

Дополнительные средства, которые могли бы быть получены при более эффективном использовании имущества;

3) полнота и отсутствие избыточности в использовании имущества:

Отсутствие (наличие) и величина неиспользованного имущества;

Отсутствие (наличие) и объем неполного обеспечения муниципальным имуществом выполнения целевых задач и функций (в связи с отвлечением имущества в целях получения прибыли);

4) воспроизводство имущества:

Отсутствие (наличие) либо объем утраченного имущества, приведение его в негодность, снижение эксплуатационных характеристик вследствие ненадлежащей эксплуатации;

Отсутствие (наличие) и объем инвестиций в муниципальное имущество, вложения в капитальный ремонт.

Использование данных групп показателей в оценке эффективности управления позволяет судить об эффективном использовании объектов муниципальной собственности, о результативности управления муниципальной собственностью, сравнивать показатели различных муниципальных образований в разные периоды времени, определить возможные направления повышения эффективности управления муниципальным имуществом конкретного территориального образования, выработать необходимые управленческие решения по оптимизации процесса использования муниципального имущества.

На основе предложенной методики оценки эффективности управления муниципальной собственностью может быть разработана система мониторинга эффективности. Внедрение системы мониторинга эффективности в общую систему прогнозирования, планирования и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования, позволит ей выполнять следующие управленческие функции:

Оценку эффективности использования муниципального имущества;

Корректировку функционально-целевых нормативов и целевых показателей использования муниципального имущества;

Информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности органов власти;

Разработку мероприятий направленных на повышения эффективности использования муниципального имущества;

Контроль эффективности использования муниципального имущества;

Обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти с частным сектором экономики.

Автором предложены также и другие пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью. Одно из направлений повышения эффективности управления собственностью связано с общим совершенствованием руководства на основе применения концепции «добросовестного руководства» в управлении муниципальной собственностью.

Применяя данную концепцию в управлении муниципальной собственностью, автор предлагает следующую систему мер по его со вершенствованию:

Внедрение средств обеспечения прозрачности руководства, включающее:

Разработку и внедрение нормативной модели эффективного управления;

Разработку эффективных механизмов заключения договоров, муниципальных контрактов; широкое оповещение о потенциальных контрактах и подготавливаемых конкурсах; стандартизация правил и процедур заключения контрактов; доступ к информации о результатах конкурсов и заключенных контрактах;

Соблюдение прозрачности соглашений между муниципалитетом и участником тендера с изложением прав и обязанностей, в том числе в плане проведения регулярного надзора за выполнением обязательств; сосредоточение внимания на конечных потребителях; следование стандартам качества предоставления услуг;

Введение независимого аудита, включая проверку бухгалтерских счетов, а также систем финансового управления и контроля с целью установления действительного состояния дел в организации и качества администрирования;

Установление стандартов обслуживания и взаимодействие с профессиональными ассоциациями.

Следующее направление повышения эффективности системы управления муниципальным имуществом - это совершенствование организации процесса управления на основе конвергенции принципов и механизмов государственного и частного управления. Учитывая основные положения «новой концепции управления в публичном секторе», автор предлагает целенаправленную разработку и активное использование в управлении муниципальной собственностью механизмов и структур, основанных на конвергенции принципов государственного и частного управления, таких как муниципальные агентства, аутсорсинг, обратная аренда, концессии, соглашения о партнерстве и т.д.

1. по методике оценки эффективности управления муниципальной собственностью:

При формировании состава и структуры муниципальной собственности, разработке комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования;

При формировании и реализации стратегии управления имуществом в рамках конкретного муниципального предприятия или организации;

2. по расчету показателей эффективности использования муниципального имущества - при разработке целевых показателей результативности муниципальной собственности. Универсальность предложенной методики носит относительный характер. Вместе с развитием отношений собственности возможны изменения частных показателей оценки эффективности управления муниципальной собственностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Филатова, Наталья Геннадьевна, 2009 год

1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 07.05.2009 г., с изм. от 18.07.2009 г.) / принят Государственной Думой / 30 ноября 2001 г. // СЗ РФ. 2002. - №4. - ст. 251.

2. Постановление Правительства РФ «О концепции управления государственным имуществом и приватизацией в Российской федерации» от 09.09.1999 г. № 1024 (в ред. от 27.09.2000 г.) // СЗ РФ. 1999. - №39. -ст. 4626.

3. Постановление Правительства РФ «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» от 29.05.2003 г. № 311 (изм. от 15 сентября 2008 г.) // СЗ РФ. 2003. -22.-ст. 2171.

4. Указание Банка России от 28.11.2008 № 2135-У «О размере ставки рефинансирования Банка России». URL: http://www.cbr.ru / (дата обращений 26.06.2009)

5. Решение городского Совета Новосибирска от 24.06.2009 г. № 1311 «Об исполнении бюджета города за 2008 г.» // Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.gorsovetnsk.ru / (дата обращения 05.05.2009)

6. Решение городского Совета Новосибирска от 21.05.2008 г. № 978 «Об исполнении бюджета города за 2007 г.» // Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.gorsovetnsk.ru / (дата обращения 05.05.2009)

7. Решение городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 г. № 632 «Об отчете об исполнении бюджета города за 2006 г.» // Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.gorsovetnsk.ru / (дата обращения 05.05.2009)

8. Решение городского Совета Новосибирска от 23.12.2008 г. № 1119 «О бюджете города за 2009 г. и плановый перид 2010 и 2011 годов» // Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.gorsovetnsk.ru / (дата обращения 05.05.2009)

9. Абалкин, JI. И. Новый тип экономического мышления / JI. И. Абалкин. М.: Экономика, 1987. - 191 с.

10. Агеев, В. Т. Пути эффективности управления земельными ресурсами крупного муниципального образования / В. Т. Агеев // Экономика и упр. собственностью. 2007. - № 4. - С. 61-66.

11. Актуальные проблемы реформирования отношений собственности в современной России // Тез. докл. и выступл. Межвуз. науч.-практ. конф. -М.-1998.-72 с.

12. Алексеева, Н. Измерение эффективности в общественном секторе экономики / Н. Алексеева // Гос. служба. 2008. - № 1. - С. 105-108.

13. Андронов, М. М. Методы оценки муниципальной собственности / М. М. Андронова // Имуществ. отношения в РФ. 2006. - № 3. - С. 66-68.

14. Арушанов, Л. Н. Собственность общественных организаций в экономической структуре российского общества / Л. Н. Арушанов. М.: Ин-т перспектив и проблем страны, 1998. - 32 с.

15. Аукционек, С. П. Доминирующие категории собственников и их влияние на хозяйственное поведение предприятий / С. П. Аукционек, В. И. Жуков, Р. И. Капелюшников // Вопросы экономики. 1998. - №12. -С.108 -128.

16. Аукционек, С. П. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность / С. П. Аукционек, А. Е. Батлева. М.: Наука, 2000. -139 с.

17. Афанасьев, В. Н. Диалектика отношений собственности: логика экономической формы / В.Н. Афанасьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 248 с.

18. Батенин, К. В. Об эффективности предприятий с различной формой собственности / К. В. Батенин // ЭКО. 2006. - № 2. - С. 22-30.

19. Бекетов, Н. В. Собственность и земельные отношения: к институциональной трактовке экономического развития России / Н. В. Бекетов // Экономика и упр. собственностью. - 2007. № 4. - С. 36-45.

20. Белокрылова, О. С. Теория переходной экономики: учеб. пособие / О. С. Белокрылова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.

21. Белый, В. Социально-экономические проблемы управления государственной собственностью / В. Белый // Соц. политика и соц. партнерство. 2009. - № 6. - С. 37-38.

22. Биглова, Г. Ф. Многоаспектность реализации отношений собственности в рыночной экономике: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.01 / Г. Ф. Биглова; М.: РАГС, 2004. 24 с.

23. Бояркин, Д. Д. Теория собственности / Д. Д. Бояркин. Новосибирск: ЭКОР, 1994. - 143 с.

24. Бузгалин, А. В. Теория социально-экономических трансформаций: прошлое, настоящее и будущее экономик «реалистического социализма» в глобальном постиндустриальном мире: учеб. /

25. A. В. Бузгалин, А. И. Колганов; Моск. гос. ун-т им. М. В.Ломоносова. -М.: ТЕИС, 2003. 680 с.

26. Букреев, В. В:. Демократизация управления государственной собственностью в России / В. В. Букреев, Э. Н. Рудык // Экономика и упр. собственностью. 2008. - № 2. - С. 17-25.

27. Бычкова, М. В. Исследование понятия «коммерческая недвижимость» / М. В. Бычкова // Имуществ. отношения в РФ. 2009. - № 4. - С. 86-91.

28. Ватолин, В. В. Государственное управление недвижимым имуществом /

29. B. В. Ватолин // Экономика и упр. собственностью. 2007. - № 4. - С. 11-16.

30. Виноградов, Б. А. Диалектика отношений собственности или записки «левого ревизиониста» / Б. А. Виноградов. М.: МАИ, 1999. - 48 с.

31. Воронин, А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики: учеб пособие / А. Г. Воронин. М.: Финансы и статистика, 2004. - 176 с.

32. Галанов, В. А. Управление государственной собственностью на акции: учеб. / В. А. Галанов, О. А. Гришина, С. Р. Шибаев; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова; под ред. В. А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2004. - 352 с.

33. Глинкина, С. П. Приватизация: концепция, реализация, эффективность / С. П. Глинкина. М.: Наука, 2006. - 235 с.

34. Голубев, А. Н. Приватизация объектов нежилого фонда, принадлежащих городу на правах собственности / А. Н. Голубев // Имуществ. отношения в РФ. 2008. - № 11. - С. 19-24.

35. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ; под ред. В. И. Кушлина. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 616 с.

36. Гребенников, В. В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства / В. В. Гребенников; под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Манускрипт, 1996. - 117 с.

37. Григорьев, В. В. Управление муниципальной недвижимостью: учеб.-практ. пособие./ В. В. Григорьев, .И. А. Острина, А. В. Руднев. М.: Дело.-2001.-704 с.

38. Гринберг, С. Н. Проблемы регулирования земельных отношений органами местного самоуправления / С. Н. Гринберг // Имуществ. отношения в РФ. 2005. - № 7. - С. 51-55.

39. Гринкевич, JI. С. Эффективность общественного развития и соотношения различных форм собственности / JL С. Гринкевич. -Томск: Изд-во ТГУ, 2002. 60 с.

40. Гровер, Р. Инновации в управлении государственной собственностью / Р. Гровер, Соловьев М. М. // Экономика и управление собственностью. 2009. - №2. - С.25-34.

41. Гулидов, П. В. Полномочия муниципалитетов по управлению муниципальным имуществом / П. В. Гулидов // Практика муницип. упр. -2008.-№2.-С. 34-38.

42. Гусейнов, Р. М. Государство и экономика на Западе: разделение функций / Р. М. Гусейнов // Сиб. фин. шк. 2006. - №2. - С. 136-141.

43. Гусейнов, Р. М. Мегаполис: жить трудно, но весело / Р. М. Гусейнов // Совет директоров Сибири. 2008. - № 5. - С.26-31.

44. М Гусейнов, Р. М. Мода на инновации / Р. М. Гусейнов //Философия хозяйства. 2008. - №2. - С. 34-42.

45. М Гусейнов, Р. М. Трансформация собственности и формирование экономической культуры личности / Р. М. Гусейнов //Образование и культура молодежи: профессиональный аспект. Новосибирск: Изд-во СГАПС, 1997. - С.24-33.

46. Данилкин, В. В. Муниципальная собственность и особенности ее управления в тарнзитивной экономике: автореф. дис. .канд. экон. наук: 08.00.01 / В. В. Данилкин. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО Челяб. гос. ун-т, 2007. - 19 с.

47. Дерябина, М. А. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля / М. А. Дерябина // Вопр. экономики. 2001. -№10. - С.55-70.

48. Дерябина, М. А. Приватизация в России: борьба за реальную собственность / М. А. Дерябина // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. 1996. - № 8. - С. 25-36.

49. Дмитриев, А. М. Организационно-экономический механизм управления имуществом казны в регионе: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.05 / А. М. Дмитриев. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2004. - 23 с.

50. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. М.: Изд. дом «Уильяме», 2003.-421 с.

51. Егоров, А. В. Некоторые проблемы управления муниципальной собственностью / А. В. Егоров // Вопросы гуманитарных наук. 2005. -№ 3. - С. 229-232.

52. Елькин, В. А. Реформа собственности и ее последствия / В. А. Елькин, Е. Н. Невзорова, Н. С. Хохлова. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. -110 с.

53. Епифанов, А. М. Собственность и власть / А. М. Епифанов. М.: Гном-Пресс, 1999.-72 с.

54. Ершова, М.Я. Малый бизнес и муниципальная недвижимость: кому выгодно изменение правил? / М. Я. Ершова, М. М. Мусатова, А. В. Кобкова // ЭКО. 2009. - № 2. - С. 23-40.

55. Ефимчук, И. В. Муниципальная собственность и ее эффективность в системе рыночных отношений / И. В. Ефимчук. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1999. - 128 с.

56. Жаворонков, С. Неэффективность управления государственной собственностью / С. Жаворонков // Вопр. экономики. 2004. - № 9. -С. 44-53.

57. Завьялов, А. А. Государственное управление недвижимым имуществом: формы и механизмы / А. А. Завьялов // Экономика и упр. собственностью. 2008. - № 2. - С. 44-50.

58. Завьялов,. А. А. Управление муниципальным имуществом / А. А. Завьялов // Практика муницип. упр. 2007. - № 1. - С. 26-30.

59. Запорожан, А. Я. Экономическая реализация собственности в рыночной экономике: автореф. дис. . д-ра экон. наук: 08.00.01 /

60. A. Я. Запорожан. М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, 2003. - 39 с.

61. Игнатова, Т. В. Приватизация и развитие российского предпринимательства / Т. В. Игнатова. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1995. -139 с.

62. Игнатовский, П. Собственность, ее истоки в настоящем и будущем / П. Игнатовский // Экономист. 1999. - №11. - С.43-54.

63. Ильюшенко, М. Ю. Передача в управление вновь принятых в муниципальную собственность ведомственных и бесхозяйных жилых домов / М. Ю. Ильюшенко // Практика муницип. упр. 2008. - № 3. - С. 52-58.

64. Институциональная экономика: учеб. / под общ. ред. А. Олейника. -М.: ИНФРА-М, 2005. 704 с.

65. Каменецкий, В. А. Собственность в XXI столетии / В. А. Каменецкий,

66. B. П. Патрикеев. М.: Экономика, 2004. - 315 с.

67. Капелюшников, Р. И. Собственность и контроль в российской промышленности / Р. И. Капелюшников // Вопр. экономики. 2001. -№12. - С.103-125.

68. Капелюшников, Р. И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). - Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1990. 89 с.

69. Капелюшников, Р. И. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности / Р. И. Капелюшников // Вопр. экономики. 2000. - №1. - С.99-120.

70. Касьяненко, Т. Г. Обеспечение качества информации при оценке собственности / Т. Г. Касьяненко // Экономика и упр. 2009. - № 1/4. -С. 73-76.

71. Кирдина, С. Г. Институциональные матрицы и развитие России / С. Г. Кирдина. М.: ТЕМС, 2000. - 213 с.

72. Кирдина, С. Г. Модели экономики в теории институциональных матриц / С. Г. Кирдина // Экономическая наука современной России. 2007. -№2 (37).-С.34-51.

73. Кирдина, С. Г. Теория институциональных матриц (пример российского институционализма), постсоветский институционализм / С. Г. Кирдина; под ред. проф. Р. М. Нуреева, В. В. Дементьева. -Донецк: Каштан, 2005. 138 с.

74. Кодина, Е. Вопросы формирования и управления муниципальной собственностью / Е. Кодина // Муницип. власть. 2008. - № 2. - С. 11-12.

75. Козлова, С. В. Развитие земельно-имущественных отношений в городах / С. В. Козлова; Рос. акад. наук, Ин-т экономики. М.: Наука, 2007.-180 с.

76. Колганов, М. В. Собственность в социалистическом обществе / М. В. Колганов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. - 390 с.

77. Колесов, Н. Д. Общественная собственность на средства производства основное производственное отношение социализма / Н. Д. Колесов. -Л.: Изд-во ЛГУ,1967. - 247 с.

78. Колесов, Н. Д. Отношения собственности в системе социалистической экономики / Н. Д. Колесов. М.: Высш. шк., 1967. - 91 с.

79. Колесов, Н. Д. Разрешение экономических противоречий социализма / Н. Д. Колесов. М.: Экономика, 1988. - 255 с.

80. Колмаков, В. В. Концептуальные основы управления собственностью в регионе / В. В. Колмаков // Проблемы экономики. 2005. - С.24-27.

81. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под ред. О. Н. Садикова. М.: ИНФРА-МД998. - 448 с.

82. Королев, Б. Н. Собственность в нашей жизни / Б. Н. Королев. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. 199 с.

83. Кошкин, В. И. Управление государственной собственностью и перевод экономики на инновационный путь развития / В. И. Кошкин // Экономика и упр. собственностью. 2008. - № 2. - С. 8-16.

84. Кузнецов, В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики): автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.05 / В. Ю. Кузнецов.- М.: Изд-во Высшей школы приват, и предпр. М., 1998.-25 с.

85. Кульков, В. М. Исследование собственности в современной экономике: разные ракурсы анализа / В. М. Кульков // Постижение Маркса. М.: изд-во Моск.ун-та, 1998. - С. 160-169.

86. Лавров, А. М. Собственность. Приватизация. Управление. Маркетинг / А. М. Лавров, В. С. Суркин. Кемерово: АО «Кемеровское кн. изд-во», 1993.-303 с.

87. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста. М.: Инфа-М, 1998.-320 с.

88. Лисин, В. С. Преобразование отношений собственности в стратегии российских экономических реформ / В. С. Лисин. М.: Высш. шк., 1998. - 134 с.

89. Лисин, В. С. Собственность и предпринимательство в переходной экономике современной России / В. С. Лисин. М.: Высш. шк., 1999. - 399 с.

90. Литвинцев, А. В. Оценка эффективности использования имущественного комплекса крупного города: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.05 / А. В. Литвинцев; Байкал, гос. ун-т экономики и права. Иркутск, 2009. - 22 с.

91. Литвинцева, Г. П. Институциональная экономическая теория: учебник / Г. П. Литвинцева.- Новосибирск: Изд-во: НГТУ, 2003. 336 с.

92. Лоскутов, В. И. Экономические отношения собственности и политическое будущее России / В.И. Лоскутов. Мурманск, 2001. - 110 с.

93. Максимов, С. Н. Концептуальные основы управления собственностью в современной России / С. Н. Максимов, А. А. Михеев // Экономика и упр. собственностью. 2007. - № 4. - С.2-10.

94. Матвиевская, Э. Д. Российская собственность и продолжающейся процесс приватизации 1998-1999гг. / Э.Д. Матвиевская. М.: Институт экономики РАН, 2000. - 39 с.

95. Маштаков, А. И. О совершенствовании методов оценки государственного имущества / А. И. Маштаков // Экономика и упр. собственностью. 2007. - № 4. - С. 17-19.

96. Михеев, А. А. Государственная собственность как экономическая система / А. А. Михеев // Экономика и упр. собственностью. 2007. - № 1. -С. 2-9.

97. Мокичев, С. В. Структура общественной собственности. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1991. - 147 с.

98. Мочерный, С. В. Противоречия социалистической собственности и перестройка хозяйственного механизма: моногр. / С. В. Мочерный, М. И. Домешный, В. К. Черняк. Львов: Изд-во «Свит». - 1991. - 239 с.

99. Невзорова, Е. Н. Региональные стратегии государственного регулирования отношений собственности в условиях реформируемой экономики / Е. Н. Невзорова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. - 98 с.

100. Некрасов, В. И. Проблема формирования муниципальной собственности / В. И. Некрасов, Т. Н. Топоева // Проблемы региональной экономики. -2009.-№1-2.-С. 104-110.

101. Нечаев, А. С. Анализ регулирования механизмов резервирования земель для государственных нужд / А. С. Нечаев // Имуществ. отношения в РФ. 2009. - № 4. - С. 100-107.

102. Новые подходы к управлению государственным имуществом в Российской Федерации: (информация о парламент, слушаниях в Гос. Думе РФ 8 апр. 2008 г.) // Экономика и упр. собственностью. 2008. -№ 2. - С. 62-67.

103. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведовов. -4-е изд. -М., 1997.-944 с.

104. Орлов, А. И. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? (1992-2001гг.) / А. И. Орлов // Вопр. экономики. 2001. -№10. - С.70-80.

105. Ш.Останин, В. А. Собственность: сущность, противоречия, формы их разрешения (Проблемы теории и практики) / В. А. Останин. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992. - 176 с.

106. Пашков, В. П. Теоретические вопросы собственности: содержание и формы / В. П. Пашков. М.: Изд-во стандартов, 1994. - 71 с.

107. Перевалов, Ю. В. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях / Ю. В. Перевалов, В. Ф. Босаргин // ЭКО. 2000. - №1. - С.5-34.

108. Петраков, Н. Я. Русская рулетка: экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней / Н. Я. Пертаков. М.: Экономика, 1998. - 236 с.

109. Пирогов, С. В. Совершенствование управления федеральным имуществом в условиях рыночной экономики: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.05: 08.00.10 / С. В. Пирогов; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2006. - 22 с.

110. Плескачевский, В. С. Аспекты управления муниципальным имуществом в ходе реализации административной реформы / В. С. Плескачевский // Муницип. власть. 2008. -№ 2. - С. 9-11.

111. Плескачевский, В. С. Матрица собственности и баланс ответственности / В. С. Плескачевский // Экономика и упр. собственностью. 2008. - № 2. - С. 2-7.

112. Подберезняк, И. Формирование муниципальной собственности через призму реформы местного самоуправления: взгляд со стороны инвестора / И. Подберезняк // Имуществ. отношения в РФ. 2007. -№ 10. - С. 54-57.

113. Политическая экономия: словарь / под ред. О. И. Ожерельева. М.: Изд-во Политиздат, 1990. - 607 с.

114. Потемкин, Д. И. Основные направления поддержки малого предпринимательства / Д. И. Потемкин // Приватизация в России. -2000. №1. - С.21-24.

115. Прижигальский, В. П. Кооперация в переходной экономике / В. П. Прижигальский, В. А. Гиркин. Ставрополь: Изд-во АО «Пресса», 2000. - 248 с.

116. Прохоров, Б. Д. Собственность, предпринимательство, налоги, пенсии: сб. нормативных актов РСФСР и СССР / Б. Д. Прохоров, В. JI. Яровицкий, А. Ф. Рудич. Л.: Знание, 1991. - 240 с.

117. Радаев, В. В. Социальный капитал как научная категория / В. В. Радаев // Общественные науки и современность. 2003. - № 2. - С.5-16.

118. Радыгин, А. Д. Перераспределение прав собственности в постприватизированной России / А. Д. Радыгин // Вопросы экономики. -1999. №6. - С.54-76.

119. Радыгин, А. Д. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX XXI вв.) / А. Д. Радыгин, Р. М. Энтов // Вопр. экономики. - 2008. - № 8. - С. 4-27.

120. Радыгин, А. Д. Внешние механизмы корпортивного упраления и их особенности в России / А. Д. Радыгин // Вопр. экономики. 1999. -№8. - С.80-93.

121. Радыгин, А. Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее / А. Д. Радыгин. М.: Республика, 1994. - 159 с.

122. Райзберг, Б. А. Рыночная экономика / Б. А. Райзберг. М.: Деловая жизнь, 1995.-224 с.

123. Россия 2015 оптимистический сценарий / под ред. JI. И. Абалкина. -М.: ММВБ, 1999.-416 с.

124. Румянцева, Е. Е. Оценка собственности: учеб. пособие / Е. Е. Румянцева. М.: ИНФРА-М, 2005. - 111 с.

125. Рябченко, А. Я. Отношения присвоения при социализме / А. Я. Рябченко. Харьков: Изд-во ХГУ, 1988. - 154 с.

126. Савченко, А. В. Государственная собственность в России: вопросы теории и управления / А. В. Савченко. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 248 с.

127. Саулин, А. Д. Сравнение экономических результатов работы российских предприятий различных форм собственности / А. Д. Саулин // Панорама приватизации. 1997. - №7. - С.41-43.

128. Сдобнов, С. И. Собственность и коммунизм / С. И. Сдобнов. М.: Мысль, 1968. - 340с.

129. Сигов, И. И. Феномен собственности / И. И. Сигов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999. - 140 с.

130. Силин, А. И. Собственность, рынок и качество экономического роста / А. И. Силин. Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 162 с.

131. Симагина, О. В. Государственное управление экономической динамикой: моногр. / О. В. Симагина. Новосибирск: СибАГС, 2006. - 224 с.

132. Собственность в системе социально-экономических отношений: теоретико-методологические и институциональные аспекты / под ред. В. И. Жукова. М.: Рос. гос. соц. ун-т, 2005. - 408 с.

133. Собственность в XX столетии / Ин-т рос. истории РАН и др.; редкол.: В.В. Алексеев и др. М.: РОССПЭН, 2001. - 960 с.

134. Собственность в экономической системе России / под ред. В. Н. Черковца, В. М. Кулькова. М.: ТЕИСД998. - 556 с.

135. Собственность и реформа / под ред. В. Н. Черковца, В. В. Конышева. -М.: Экон. фак.,1995. 160 с.

136. Соловьев, М. М. Методологические вопросы управления государственной собственностью / М. М. Соловьев // Экономика и упр. собственностью. 2008. - № 2. - С. 37-43

137. Соловьев, М. М. Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью / М. М. Соловьев, Л. И. Кошкин // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. - №4. - С.32-46.

138. Соловьев, С. Г. К вопросу об управлении имуществом муниципального образования / С. Г. Соловьев // Соврем, право. 2008. - № 4. - С. 41-45.

139. Сухарев, О. С. Виды эффективности в экономике: современная трактовка / О. С. Сухарев // Инвестиции в России. 2009. - № 1. - С.17-23.

140. Сухарев, О. С. Теория эффективности экономики / О. С. Сухарев. -М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2009. 368 с.

141. Тейтельман, Н. Е. Собственность и ее социально-экономическое содержание / Н. Е. Тейтельман. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 1997. - 220 с.

142. Управление акционерным обществом в России / под ред. Ю. А. Львова, В. М. Русинова, А. Д. Саулина, О. А. Страхова. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. - 256 с.

143. Управление государственной собственностью: учеб. / под ред. В. И. Кошкина. Изд. расш. и доп. - М.: ЭКМОС, 2002. - 664 с.

144. Управление муниципальным имуществом: учебное пособие / под ред. Е. В. Иванкиной. М.: АНХ, 2007. - 608 с.

145. Фадейкин, Г. А. Модернизация финансового менеджмента в общественном секторе / Г. А. Фадейкин, Н. В. Фадейкина // Сиб. фин. шк. 2008. - №3. - С.75-82.

146. Фадейкин, Г. А. Основные принципы, подходы и процедуры стратегического планирования и финансовые индикаторы развития муниципального сектора экономики / Г. А. Фадейкин // Сиб. фин. шк. -2002. №7. - С.7-10.

147. Фадейкин, Г. А. От истории местного самоуправления до оценки реального состояния муниципального сектора экономики г. Новосибирска / Г. А. Фадейкин // Сиб. фин. шк. - 2004. - №1. - С.55-65.

148. Федоткин, В. Управление собственностью: противоречие федерального и регионального уровня / В. Федоткин // Проблемы теории и практики управления. 2001. -№5. -С.38-44.

149. Филатова, Н. Г. Проблема реализации муниципальной собственности / Н.Г. Филатова // Сиб. фин. шк. 2009. - № 5. - С.26-30.

150. Филатова, Н. Г. Совершенствование трудовых отношений посредством преобразования структуры собственности в регионе / Н.Г. Филатова // Вестник Московской Академии рынка труда и информационных технологий. 2006. - № 3. - С. 12-20.

151. В. М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. - С.217-225.

152. Хананнов, Ф. Р. Стратегические аспекты управления государственными имущественными комплексами / Ф. Р. Хананнов // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. - № 6. - С. 57-61.

153. Хаустов, Ю. И. Собственность и экономические интересы / Ю. И. Хаустов, П. А. Канапухин, С. П. Клинова, В. Н. Просяников. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. 302 с.

154. Ходжсон, Дж. Экономическая теория и институты: Манифест соврем, институц. экон. теории: пер. с англ. / Дж. Ходжсон; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. М.: Дело, 2003. - 464 с.

155. Хубиев, К. А. Собственность в системе производственных отношений / К. А. Хубиев. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 165 с.

156. Цыренова, А. А. Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды / А. А. Цыренова. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 88 с.

157. Шаститко, А. Е. Неоинституциональная экономическая теория / А. Е. Шаститко. М.: ТЕИС, 2002. - С.228-229.

158. Швецов, А. Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля / А. Н. Швецов. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 224 с.

159. Шкредов, В. П. Метод исследования собственности в «Капитале» К. Маркса / В. П. Шкредов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973- 262 с.

160. Эггертсон, Т. Экономическое поведение и институты / Т. Эггертсон. -М.: Изд-во Дело, 2001. 339 с.

161. Экономика переходного периода / под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: Изд-во Моск. ун-та,1995. - 367 с.

162. Экономическая теория: учеб. / под. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2008.-460 с.

163. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире: пер. с анг / Э. де Сото. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2001. - 272 с.

164. Эффективный экономический рост: теория и практика: учеб. пособие / под ред. Т. В. Чечеловой. М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 320 с.

165. Ягодкина, И. Л. Воспроизводство рабочей силы при социализме / И. JI. Ягодкина. М.: Мысль. -1979. - 230 с.

166. Ядрова, И. В. Методология управления государственной и муниципальной недвижимостью региона: автореф. дис. . д-ра экон. наук: 08.00.05/ И. В. Ядрова. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - 36 с.

167. Якобсон, JI. И. Государственный сектор экономики: Экономическая теория и политика / JI. И. Якобсон. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 367 с.

168. Bourdieu, P. Forms of Capital / P. Bourdieu // The Sociology of Economic Life.-2001.-P.358.

169. Coase, R. H. The problem of social costs / R. H. Coase // Journal of Law and Economics, 1960. v. 3. - N1. - P.35.

170. Glor, E. D. Has Canada adopted the New Public Management? / E. D. Glor // Public Management Review. 2001. - №3. - P. 121-130.

171. Grover, R., etc. Good governance in land tenure and administration / R. Grover // Food and Agriculture Organization (FAO) of the United Nations (UN), FAO Land Tenure Studies 9. Rome. - 2007. - P.5-11.

172. La Porta, R., Lopez-de-Silanes, F., Shleifer, A., Vishny, R. W. Trust in Large Organizations/ R. La Porta, F. Lopez-de-Silanes, A. Shleifer, R. W. Vishny // Washington: The Word Bank, 2000. P. 310-318.

173. Woolcock, M. Social Capital and Development / M. Woolcock // Toward a Theoretical Synthesis and Policy Framework. Theory and Society. -1998. -Vol. 27. -P.153-154.

174. Муниципальное управление в РФ в 2007-2009гг.: стат.сб. URL: http://www.gks.ru / (дата обращений 26.03.2009)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

  • Шафиков Вильнар Венирович , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный Аграрный Университет
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО
  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

В этой статье говорится со проблемах муниципальной собственности и его совершенствования.

  • Государственное регулирование антикоррупционной деятельности
  • Зарубежный опыт физического воспитания студенческой молодежи

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Муниципальная собственность призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. Она охватывает умелое использование и распоряжение:

  • имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами;
  • муниципальными предприятиями и организациями;
  • зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения;
  • муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями;
  • также другим движимым и недвижимым имуществом.

Важнейшей характеристикой муниципальной собственности, как экономического явления, следует считать ее функциональное предназначение и функциональные возможности. Содержание муниципальной собственности проявляется в ее разнообразных, многочисленных функциях.

Сегодня существует множество проблем, возникающие в сфере формирования муниципальной собственности и управления ею, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное управление муниципальным имуществом .

Экономический механизм управления муниципальной собственностью представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности муниципального образования .

Предлагаются основные направления повышения эффективности управления муниципальной собственностью:

  1. совершенствование институционального обеспечения деятельности предприятий государственного сектора, применение стратегического и программно-целевого управления;
  2. проведение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, постановка на свой баланс бесхозяйных объектов муниципальной собственности;
  3. формирование и расширение сферы действия государственно-частного партнерства в экономике и социальной сфере региона.

Таким образом, проблемы, связанные с эффективностью управления муниципальной собственностью обусловлены, прежде всего, несовершенством законодательства, которое призвано создавать условия для нормального функционирования всех участников правовых отношений, в том числе в экономической и социальной сферах. Именно здесь и реализуется система управления муниципальной собственностью в отдельно взятом муниципальном образовании. Особенно важной является социальная направленность муниципальной собственности. Очевидна также проблема громоздкости и ветхости большого числа объектов муниципальной собственности .

Подводя итог, хотелось бы сказать, что муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления. Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру экономики, деловой и инвестиционный климат, а в конечном счете и на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество.

Список литературы

  1. Ерошкин А. К. Проблемы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 603-606.
  2. Налесная Я.А. Законодательное обеспечение эффективного управления государственной собственностью - важнейший фактор стратегии инновационного развития Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 1. С. 31-35.
  3. Щепачев В.А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право № 18 от 28.10.2016г. С 24.
  4. Балашов Е.В., Камалетдинов И.М. Органы местного самоуправления как субъекты правоотношений, возникающих при обороте земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности // Вестник ВЭГУ. 2013. №6. С.22-27.
  5. Балашов Е.В., Гавва А.А., Гатауллина Г.И., Шакирова М.Л., Актуальные вопросы злоупотребления правом в Российском законодательстве // Теория и практика: научные очерки.

В целях повышения эффективности использования муниципальной собственности предлагаем следующие мероприятия рамках обозначенных выше направлений.

1. Представляется необходимой продажа в возможно кратчайшие сроки земельных участков под находящимися в частной собственности объектами недвижимого имущества, что позволит:

· осуществить слияние земельного участка и расположенных на нем зданий, строений, сооружений в единый объект недвижимости;

· существенно повысить кредитоспособность, капитализацию и конкурентоспособность правообладателей таких объектов, а значит, страны в целом;

· ввести единый налог на недвижимость.

1. Следует осуществлять масштабное преобразование муниципальных унитарных предприятий в казенные предприятия и акционерные общества с последующей приватизацией в соответствии с определенными функциями органов местного самоуправления. В частности, необходимо приватизировать унитарные предприятия, выполняющие такие «хозяйственные» функции, как техническую инвентаризацию, работы по землеустройству, обеспечение муниципальным транспортом и т.п. на федеральном уровне в целях уточнения правового статуса казенных предприятий необходима разработка федерального закона «О казенных предприятиях».

Следует пересмотреть принципы управления со стороны государства унитарными предприятиями. В случае передачи муниципального предприятия как объекта в доверительное управление органы местного самоуправления будут получать от такого предприятия прибыль, поскольку для этого будет существовать реальный механизм ответственности доверительного управляющего за результат своей деятельности. Согласно ст. 1022 Гражданского кодекса РФ доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду. Ответственность доверительного управляющего - предпринимателя не обусловлена признаком вины, его освобождают от ответственности только непреодолимая сила или действия выгодоприобретателя (учредителя управления).

При передаче унитарного предприятия в доверительное управление органы местного самоуправления получают реальный механизм контроля за соответствием доверительного управляющего квалификации высокого профессионала-предпринимателя и имеют право в любой момент расторгнуть с доверительным управляющим договор доверительного управления при условии выплаты ему вознаграждения. Отметим, что руководитель организации - субъект трудового права подлежит увольнению только в исключительных случаях: принятия необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерного его использования или причинения ущерба другой организации, либо однократного грубого нарушения своих трудовых обязанностей, либо в случаях, предусмотренных трудовым договором.

3. Долевое участие и партнерство. Местные органы власти могут устанавливать партнерские отношения с коммерческими предприятиями частного сектора с целью обеспечения предоставления определенных услуг на договорной основе (партнерство). Кроме того, они могут приобретать столько акций частных предприятий, сколько необходимо для установления полного контроля над решениями предприятия в качестве основного держателя акций (долевое участие).

Выбор между долевым участием и партнерством является отражением обстоятельств и характера экономической деятельности. Если частное предприятие уже осуществляет предоставление определенного вида услуг на данной территории, а местное самоуправление законодательно приобрело полномочия на оказание этих услуг, то долевое участие может оказаться наиболее реальным способом обеспечения контроля. С другой стороны, если определенный вид экономической деятельности не осуществлялся ранее на данной территории, то более практичным может оказаться партнерство либо с частным предприятием, занимающимся ею в других регионах, либо с предприятием, имеющим опыт в предоставлении близких по характеру услуг.

Суть различий между партнерством и долевым участием состоит в том, что от доли в акциях, как правило, легче отказаться. Это может быть сделано просто путем продажи своих акций соответствующему предприятию. Связи же с предприятиями через партнерство являются менее гибкими, поскольку обычно они закрепляются договором, и продажа доли в партнерстве может оказаться либо невозможной практически, либо не разрешенной этим договором.

4. Создание межмуниципальных предприятий. Основной целью деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, культурных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Решение этих вопросов возможно только при наличии в распоряжении органов местного самоуправления достаточных для этого финансовых и материальных ресурсов, за счет которых можно было бы организовать на территории муниципальных образований предоставление населению этих образований соответствующих услуг и товаров. Вместе с тем имеющихся у органов местного самоуправления средств и материальных ресурсов для реализации планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления капитальных вложений и бюджетных инвестиций в развитие экономики соответствующих территорий в настоящее время не хватает. Недостаточность доходных источников местных бюджетов не позволяет органам местного самоуправления обеспечивать полное и качественное исполнение своих полномочий в условиях осуществляемой в стране муниципальной реформы.

В связи с тем, что размер финансовых ресурсов, необходимых для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не соответствует уровню реальных потребностей муниципальных образований, и рассчитывать на существенное изменение в этой области в обозримом будущем вряд ли стоит, муниципальным образованиям необходимо искать более гибкие и эффективные механизмы решения стоящих перед ними задач по удовлетворению потребностей населения, проживающего на их территории.

С целью решения социально-экономических вопросов и в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления в настоящее время представлено право на участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Получая возможность объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов нескольких муниципальных образований в рамках соответствующих хозяйственных обществ и опираясь на их деятельность, органы местного самоуправления смогут:

Расширить возможности по удовлетворению тех или иных потребностей населения в услугах и товарах;

В результате производственной деятельности этих обществ получить дополнительные средства на нужды муниципальных образований в виде распределенной прибыли.

Право на участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения также предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Создание (учреждение) хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, в том числе межмуниципальных хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ) - участников гражданского оборота, определяется нормами гражданского законодательства, а также нормами специального законодательства Российской Федерации. Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а их деятельность - в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

По нашему мнению, комплексная реализация вышеизложенных мер позволит повысить эффективность использования собственности Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального образования.

Имущественный комплекс муниципальных образований является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления и представляет собой важный фактор устойчивого социально-экономического развития территории. Главным требованием к использованию муниципальной собственности является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления за обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований, социально-экономических интересов населения.

Управление муниципальной собственностью заключается в использовании местными органами власти организационно-экономического механизма воздействия на хозяйствующие субъекты в области владения, распоряжения и пользования принадлежащего им имущества на основе изменения законодательства, налогообложения, процентных ставок, целевых нормативов и социальных стандартов, критериев, показателей и нормативов эффективности и др. Для управления муниципальной собственностью необходимо разработать и реализовать на всех уровнях власти взаимоувязанную систему правовых, административных и экономических мер, объединенных единой политикой регулирования имущественных отношений, которая должна обеспечить стабильное, сбалансированное и эффективное развитие всех объектов собственности в пределах муниципального образования.

Финансовые методы позволяют обеспечить деятельность по управлению и воспроизводству муниципальной собственности с учетом получения и распределения доходов от ее использования. Это позволяет оптимизировать нагрузку на расходную часть муниципального бюджета, максимизировать поступления в него от использования муниципальной собственности, устанавливать процент отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий, прогнозировать получение дивидендов от участия в капитале хозяйственных обществ, других доходов в бюджет. В условиях постоянного дефицита бюджета и снижения доли собственных доходов в доходных источниках бюджетных поступлений деятельность муниципалитета по управлению городским имуществом должна стать серьезным инструментом регулирования экономики города. Собственность должна приносить доход. Надо отметить, что муниципальная собственность еще не в полной мере рассматривается местными администрациями как стратегический актив, которым необходимо квалифицированно управлять для увеличения доходов и решения социальных проблем. Необходимо найти то соотношение между обеспечением социальных функций местного самоуправления и обеспечения прибыльности муниципального имущества, достаточности налогооблагаемой базы для развития и нормальной жизнедеятельности населения города и хозяйствующих субъектов. Для целей управления всеми объектами муниципальной собственности, они могут быть условно разделены на две группы: бюджетопотребляющие и доходопроизводящие.

Управление первой условной группой должно отвечать задачам оптимизации бюджетных расходов на содержание этих объектов. К этой группе можно отнести памятники истории и культуры, объекты недвижимости, находящиеся на балансе муниципальных образовательных, лечебных, лечебно-оздоровительных учреждений и предприятий, необходимых для выполнения закрепленных полномочий за органами местного самоуправления.

Управление второй группой объектов должно быть нацелено на повышение доходности их использования. В эту группу входят все иные объекты, не отнесенные к первой группе. Важными здесь становятся вопросы - сколько и какие объекты можно выделить и отнести к сфере доходной недвижимости, какую часть необходимо закрепить на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, определения критериев эффективности использования имущества, повышения доходности и роли недвижимости в социально-экономическом развитии города в целях осуществления закрепленных полномочий за органами местного самоуправления.

Эффективность управления собственностью на любом уровне, в конечном счете, проявляется в результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности объектов управления по отношению к затраченным ресурсам. Поэтому ее следует определять посредством сравнения соответствующих критериев, показателей и нормативов эффективности до начала и после реализации мероприятий, связанных с изменением форм и совершенствованием методов управления собственностью.

Для оценки действенности управления имуществом муниципальных организаций в зависимости от особенностей объектов управления могут быть использованы следующие виды эффективности.

Социальная эффективность показывает меру достижения установленных нормативов общественных благ - качества жизни населения, состояния среды обитания, уровня здравоохранения, санитарной культуры, образования Налесная Я.А. Методы оценки эффективности и инструменты управления муниципальной собственностью / Я.А. Налесная // Местное самоуправление. - 2009. - №4. - С. 12..

Обозначенный подход - это лишь один из возможных вариантов определения социальной эффективности управления муниципальной собственностью. В современных же условиях требуется комплексная оценка данного процесса, основанная на системе различных показателей (рыночных, финансовых, экологических, социальных, производственных, научно-технических и т.п.). Именно такая методология создаст действенную систему мониторинга процессов управления на местном уровне и позволит объективно оценить качество управления муниципальной собственностью.

Экономическая эффективность отражает финансовые последствия реализации мероприятий в области управления собственностью для местного бюджета. Экономическую эффективность в основном характеризуют дополнительные налоговые поступления за счет проведения указанных мероприятий, снижение расходов бюджета на содержание муниципальных организаций, доходы от приватизации и продажи принадлежащих муниципальным образованиям акций нерентабельных предприятий. Экономическую эффективность управления муниципальной собственностью следует рассчитывать как отношение суммы всех поступлений организации в бюджет и внебюджетные фонды (за вычетом льгот) к стоимости используемого имущества, и затем сопоставлять полученные результаты с соответствующими нормативами для различных объектов по сферам деятельности Налесная Я.А. Методы оценки эффективности и инструменты управления муниципальной собственностью / Я.А. Налесная // Местное самоуправление. - 2009. - №4. - С. 14.. Установление подобных нормативов потребует разработки, например, оптимального удельного расхода отдельных видов ресурсов на содержание собственности, допустимых объемов производства товаров и услуг в расчете на квадратный метр используемой площади, минимально приемлемых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды и т. п.

Выводы по главе I

Понятие муниципальной собственности вошло в обиход россиян сравнительно недавно, в 1990-х годах. В настоящее время в теории и законодательстве России не существует достаточно четкого определения этого понятия. Гражданский кодекс определяет муниципальную собственность как собственность муниципальных образований.

Таким образом, основной проблемой в формировании и управлении муниципальной собственностью сегодня является проблема правового регулирования, поскольку законодательство в этой области имеет ряд пробелов и недоработок.

Недостаточно разработана на сегодняшний день и методика оценки муниципальной собственности. Однако, большинство исследователей склоняются к классификации этих методов по двум основным критериям: экономическим и социальным.

  1. Управления муниципальной собственностью в современной России

    Реферат >> Государство и право

    Вопроса управления муниципальной собственностью были сделаны следующие выводы. Очевидно, что отношения собственности влияют на взаимоотношения...

  2. Политика повышения конкурентоспособности муниципального образования на примере г. Челябинска

    Реферат >> Государство и право

    Эффективного управления муниципальным образованием. Конкурентные позиции муниципального образования – составляющие элементы его конкурентоспособности. На состояние...

  3. Управление бизнес-проектом на примере ОАО Самарский хлебозавод

    Курсовая работа >> Финансы

    Промышленности на примере ... управления инвестиционной деятельностью на основе проекта. А распространение данной методики управления на ... региональные и муниципальные вложения; вложения... г. Самары качественной... участия в проекте собственного капитала. Ключевой...

  4. Эффективное управление муниципальным имуществом

    Реферат >> Экономика

    Инфраструктуры. 3. Земельные участки. На сегодняшний день, в реестре муниципальной собственности Самары учтено: - 187 земельных участков...

  5. Совершенствование системы регулирования муниципального рынка (на примере г. Нижнекамска)

    Дипломная работа >> Экономика

    ... собственность на факторы производства социальных услуг и государственное финансирование и управление соответствующими... наших соседей. В Самаре , Казани начинается строительство... услуг на примере муниципального образования г. Нижнекамск, которая нацелена: на ...

Загрузка...
Top