«Сотников» главные герои. Повесть Быкова "Сотников": главные герои Сотников описание героев

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.

Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.

Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть «Сотников», написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.

Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».

Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.

О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.

Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.

В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.

В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.

Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.

Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».

Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.

    • Мой последний поход в Эрмитаж Я живу в Санкт-Петербурге, потому для меня Эрмитаж не является диковинкой. С пяти лет я хотя бы раз в году посещаю музей вместе с семьёй. Последний мой поход в Эрмитаж был с классом. И он оказался самым удивительным экскурсом, потому что меня поражали не только картины, но и мои одноклассники, многие из которых впервые пришли в Эрмитаж. Если честно, больше всего в музее меня привлекает архитектура. Высочайшие потолки, лепка, позолота, всё это смотрится грандиозно. Ещё маленьким я […]
    • Очень ярко и достоверно Н.В.Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести "Тарас Бульба", младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана в абсолютно разных ситуациях - дома со своей семьёй и друзьями, на войне, с врагами, а также с его любимой полячкой. Андрий - ветреная, страстная натура. С лёгкостью и безумием отдался он страстным чувствам, которые зажгла в нём красавица полячка. И предав убеждения своей семьи и своего народа, он бросил всё и переметнулся на сторону противников. […]
    • "Золотой рыцарь", это небольшой рассказ Николая Гумилёва - своеобразное отображение мира малой величины, мира всего гумилёвского творчества, его судьбы. Судьбы, человека, перед которым можно держать ответ за подаренное нам природой счастье, за патриотизм и за любовь к своей Родине. За счастье жить на этой Земле. Само название: "Золотой рыцарь", притягивает потенциального читателя своим заманчивым звучанием. В течении всего рассказа описывается тема восточного Ливана, даются живые образы рыцарей-крестоносцев и […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают […]
    • Повесть «Юность» Льва Николаевича Толстого открывает перед нами все переживания, мечты и чувства главного героя произведения - Николая Иртеньева. В течение всей повести герой раскрывается, пытаясь осознать свое «Я». Очень важно, что эта повесть во многом автобиографическая. В начале повести Николай говорит нам, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Это для него – начало юности. Николаю 16 лет. В нем, по его словам, благородного ничего не было”. Он многим не доволен в […]
    • Главный герой повести "Шинель" - Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного советника. Мечтой всей его жизни является "постройка" новой шинели, а трагедией всей жизни - утрата этой самой шинели, отобранной у него уличными грабителями. "Две любви Акакия Акакиевича: к буквам, которые он механически переписывает, и к новой шинели... устрашающе обозначим душевную стертость личности" (П. Николаев). Да, этот человек ничтожен и смешон, материальная и духовная жизнь его ничтожна […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • Устное творчество русского народа подарило миру множество не в бровь, а в глаз бьющих метких выражений – пословиц и поговорок. Их слова просты, однако смысл, заключенный в них, мудр и глубок. И вот тут важно его разглядеть. Размышления над поговоркой «слово делом крепи» приводит к пониманию очень важной истины. Всем известно, что сказать или пообещать что-то труда не составляет, а вот выполнить обещанное –задача потруднее. Достоинство человека определяется тем, соответствуют ли его слова совершаемым поступкам. […]
    • Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, […]
    • Басня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны. В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на […]
    • В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно. Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
  • Василь Быков в своём произведении “Сотников” поднимает проблему морального выбора, ответственности и духовной зрелости. Эта книга входит в список ста книг, рекомендованных для прочтения школьникам Министерством образования. Главные герои “Сотников” – партизаны, идущие на задание, их образы резко контрастны. Образцовый солдат, верный товарищ, ловкий и находчивый Рыбак в конце повести Быкова становится предателем в обмен на жизнь. Сотников, слабый, болезненный, перед лицом смерти оказывается твёрже и духовно сильнее своего товарища. Его характеристика типична, но жизненная позиция – пример для других!

    Характеристика героев “Сотников”

    Главные герои

    Сотников

    Партизан, вместе с Рыбаком идут на задание – добыть продуктов для отряда. Интеллигентный, образованный, в прошлом – учитель. Идёт на задание больным. Сильный духом, умный, волевой. В начале войны успел сразиться в бою, подбил несколько фашистских танков. Будучи обречённым на “ликвидацию”, пытается взять вину на себя, чтобы спасти Демчиху и Рыбака. Из-за сильного приступа кашля, их с Рыбаком обнаруживают полицаи на чердаке у Демчихи. Сотников страдает из-за своей вины. Умирает героически, не соглашается идти в предатели. Он свободен духовно, не боится смерти.

    Рыбак

    Партизан из того же отряда, что и Сотников. Сильный, здоровый, вырос в деревне. Ответственный, смелый, не унывает в любой ситуации. Помогает товарищу, выполняет всю физическую работу. Винит Сотникова в том, что их схватили полицаи. Даёт ложные показания, хитрит, соглашается на сотрудничество с предателями. Незрелый морально и духовно: несмотря на доброту и способность к взаимовыручке, понимает, что быть живым предателем лучше, чем мёртвым героем. После казни товарищей пытается покончить собой, но безуспешно. Убит морально, его наказание – жить дальше.

    Демчиха

    Женщина средних лет, оставшаяся на оккупированной территории с тремя детьми. Вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить семью. На её лице отразилась боль и тяжесть, отпечаток горя. Несмотря на смертельную опасность со стороны полицаев, не прогоняет партизан, пытается помочь раненому Сотникову. Идёт на смерть спокойно, не пытается врать и пресмыкаться. Пытки и допросы не сломили Демчиху, она не выдала, кто скрывал девочку Басю от полицаев.

    Второстепенные персонажи

    В повести “Сотников” герои делают выбор, который определяет их будущее. Автор резок и непреклонен в изображении человека на войне, в рассказе нет определённой позиции – заставить читателя думать и выбирать – главная цель мастера слова. Имя Василя Быкова в литературе – это боль, правда, жизнь целого поколения, которую он отразил в своём творчестве.

    Урок литературы

    Класс

    «Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

    Ход урока

    Нравственный человек много делает ради

    своих друзей и ради отечества, даже если бы

    ему при этом пришлось потерять жизнь.

    Аристотель

    20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

    В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

    (На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

    Слово о писателе

    Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

    Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

    В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

    Анализ произведения

    Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

    Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

    - Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

    Параметры Сотников Рыбак
    Портрет, физическое состояние Физически нездоров Полон жизненных сил
    Социальное происхождение Интеллигент, до войны работал учителем Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
    Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
    Как оказался в партизанском отряде По идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

    Какие качества характера располагают к Рыбаку?

    В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

    У старосты

    Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

    Склонность к компромиссам

    Перестрелка с полицаями

    (Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

    Отношение к товарищу

    3) В хате у Дёмчихи

    Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

    Сравните поведение женщины и Рыбака.

    (Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

    - Что тревожит каждого из героев?

    Образы полицаев

    Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

    Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

    (Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

    В плену

    (Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

    – Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

    (Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

    – Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

    (Подстраиваться, хитрить.)

    – Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

    – А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

    – Почему Рыбака не пытали?

    – Чем закончится его путь?

    – В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

    Нравственный выбор

    Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

    Сон Сотникова

    Прокомментируйте сон героя.

    Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

    (Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

    Финал

    Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

    (Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

    Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

    Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
    Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
    Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
    Научитесь делать добро; ищите правды…
    (Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

    - Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

    – Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

    – Что видит Сотников с этой высоты?

    (Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

    (Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

    На доске изображение старой церкви.

    – Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

    – Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

    Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

    - В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

    Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

    Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
    И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
    Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
    Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
    (Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

    Как вы понимаете финал повести?

    (Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

    9) Итоги

    А) Слово учителя

    Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведкуотправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

    Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

    Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

    Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

    Б) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

    (Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

    В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

    Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

    Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

    10) Домашнее задание:

    Написать развёрнутый ответ на вопросы:

    - «В чём заключается суть подвига Сотникова? »

    - «Как Рыбак становится предателем? »

    Приложение

    Задание к уроку по группам

    Задание для всех групп:

    Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

    Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

    1 группа:

    Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

    Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

    2 группа:

    Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

    Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

    3 группа:

    Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

    Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

    4 группа:

    Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

    Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

    Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

    Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?


    Похожая информация.


    В повести Быкова автор показывает, каким самоотверженным может быть человек. На примере партизана Сотникова, попавшего в плен к фашистам и до конца остававшемуся верным своей отчизне, автор показывает читателю и свое отношения к данной ситуации.

    Сотников – молодой человек двадцати восьми лет. Он по натуре очень амбициозный и легкий «на подъем». Он привык всегда и везде идти до конца. Это стремление, на протяжении всей жизни, доставляло ему как крупные неприятности, так и победы.

    Сотников – человек совести и чести. Для него эти понятия не разделимые. Он старается всегда говорить правду, и поступать, как подсказывает ему сердце. Поэтому, некоторые его порывы, кажутся читателю немного наивными и даже легкомысленными. Взять хотя бы к примеру то, что Сотников в болезненном состоянии с «однополчанином» отправляется за продовольствием для отряда. Это проявление чрезмерного требования к себе, и к окружающим, приводит обои мужчин в плен к полицаям. Возможно, такое поведение и можно назвать «глупым», однако мужчина глупцом не является. У него в голове постоянно происходит осмысление прожитого. Он оценивает не только свое положение, но и окружающих, боясь отяготить их своей «недееспособностью».

    В подвале, когда мужчина пришел в себя, он стал понимать безвыходность положения. Он явно осознавал, что впереди только казнь. На этот раз старуха смерть придет за всеми, и заберет в свои объятия. Мужчина хоть и не жаждал погибнуть в бою, но умереть от пули в плену, считал позором. Но что же он может сделать? Себя он спасти не сможет, но вот остальных, можно попробовать. Поэтому, Сотников решает совершить напоследок героический поступок – завтра он скажет, что он партизан и возьмет вину на себя.

    Что лукавить, любому сидящему в подвале хотелось пожить. У каждого из них были свои дальнейшие планы. Однако у Сотникова выдалась последняя надежда, на то, что возможно это признание поможет кому-то, а может и всем остальным выжить. Он «приносил себя в жертву» ни ради славы, ни ради благодарности, а для очистки собственной совести. Он сделал все, что смог – поэтому прожил жизнь не зря. Благодаря его поступку, кто-то другой, да и обрадуется свету, будет мечтать, оставит после себя след в истории.

    И все же мужчина «просчитался». Он даже не предполагал, что его боевой товарищ Рыбак, думал как-то иначе, и ради собственного спасения, готов предать родину. Это обстоятельство сильно огорчило Сотникова, и практически убило в нем веру в людей.

    Мужчина шел на повешенье, превозмогая боль и усталость. Он не нуждался ни в чьей жалости, сочувствии или любом другом чувстве оскорбляющем и унижающем его мужское достоинство. Он был независим от этой тяги к жизни, и тем неменее, не хотел умирать.

    Напоследок Сотников оттолкнул от себя бывшего товарища, пытавшегося помочь ему взобраться на пенек, чтобы дотянуться до петли. Он считал ниже собственного достоинства проявлять слабость и давать повод другим посмеяться над собой. Да, пусть он умрет, но враги так же рано или поздно будут повержены.

    Но все же в повестях "Дожить до рассвета" (1973), "Обелиск" (1973), "Волчья стая" (1975), а затем в "Его батальоне" (1976) изображался один выбор, который совершает один человек. А Быкова с самого начала волновала проблема нравственного размежевания: почему люди, которых объединяет многое: эпоха, социальная среда, духовная атмосфера, даже боевое содружество - оказавшись перед лицом "страшной беды", порой принимают настолько взаимоисключающие решения, что оказываются в конечном итоге по разную сторону нравственных и политических баррикад? Новая "быковская ситуация" требовала такой жанровой формы, которая давала бы возможность выслушать обе стороны, проникнуть во внутреннюю логику совершения выбора каждым из участников конфликта. Такая форма была найдена в повести "Сотников" (1970). Эта повесть словно по законам драматургии написана. Здесь уже нет привычного для Быкова монологического повествования, здесь равноправны два взгляда - Сотникова и Рыбака. Даже формально повествование организовано строгим чередованием глав с "точки зрения" то одного, то другого персонажа. Но главное - между Сотниковым и Рыбаком идет непрекращающийся прямой и скрытый диалог: происходит столкновение их представлений об этой войне, их нравственных принципов, принимаемых ими решений. В свете двух поляризующихся взглядов и весь художественный мир организуется диалогически: в нем четко, порой даже с жесткой симметричностью со-противопоставлены и воспоминания героев, и второстепенные персонажи, и детали, и подробности. Все образы - большие и малые - подчинены здесь драматически напряженному сюжету, выявляющему неумолимую логику размежевания вчерашних единомышленников, превращения двух товарищей по борьбе с общим врагом в непримиримых антагонистов, восхождения одного к подвигу самопожертвования и погружения другого в бездну предательства. Так почему же столь непримиримо разошлись пути партизан Сотникова и Рыбака, добровольно вызвавшихся выполнить задание и волею жестоких обстоятельств попавших в руки врага? Проще всего было бы объяснить это трусостью одного и мужеством другого. Но как раз такое объяснение автор отметает. У Сотникова нервы тоже не из стали, и ему "перед концом так захотелось отпустить все тормоза и заплакать". А Рыбак - тот вовсе не трус. "Сколько ему представлялось возможностей перебежать в полицию, да и струсить было предостаточно случаев, однако всегда он держался достойно, по крайней мере, не хуже других", - так оценивает своего бывшего соратника сам Сотников уже после того, как Рыбак согласился стать полицаем, то есть в тот момент, когда уже нет никаких иллюзий насчет этого человека. Корни размежевания Сотникова и Рыбака залегают значительно глубже. Далеко не случайно сюжет повести состоит из двух этапов. На первом - герои проходят испытание крайне неладно складывающимися обстоятельствами: хутор, на который они направлялись, сожжен, в предрассветных сумерках попались на глаза полицейскому патрулю, в перестрелке Сотникова ранило в ногу... Как ни горестны эти коллизии, они составляют прозу войны, ее ненормальную норму, к которой волей-неволей приноравливался человек, чтоб не дать себя убить. И здесь, на первом этапе испытаний, Рыбак ничуть не уступает Сотникову. Там, где требуется ловкость и сила, где пригодны стандартные решения, к которым по уставу приучен боец, где может выручить инстинкт, Рыбак вполне хорош. И чувства у него при этом срабатывают хорошие - чувство локтя, благодарности, сострадания. Доверяясь им, он порой принимает мудрые решения: вспомним эпизод со старостой Петром, которого Рыбак (заслужив, кстати, упрек от Сотникова) пощадил только потому, что "очень уж мирным, по-крестьянски знакомым показался ему этот Петр". И чутье не подвело. Словом, там, где можно обойтись житейским здравым смыслом, Рыбак совершает безупречно верный выбор. Но всегда ли можно уповать на здоровый инстинкт, на крепкое "нутро", всегда ли спасителен житейский здравый смысл? С того момента, когда Рыбак и Сотников попали в лапы полицаев, начинается второй, несравненно более драматический этап испытаний. Ибо до предела обострилась ситуация выбора, и характер выбора, и его "цена" обрели новую значимость. На первом этапе жизнь человека зависела от шальной пули, от случайного стечения обстоятельств, теперь же - от его собственного, вполне осознанного решения, предать или не предать. Начинается противоборство с машиной тотального подавления, именуемой фашизмом. Что может хрупкий человек противопоставить этой грубой силе? Вот тут-то и расходятся пути Сотникова и Рыбака. Рыбак ненавидит полицаев, он хочет вырваться из их лап, чтоб вновь быть со своими. Но в борьбе с "машиной" он продолжает руководствоваться все теми же резонами житейского здравого смысла, солдатской смекалки и изворотливости, которые не раз выручали его в прошлом. "Действительно, фашизм - машина, подмявшая под свои колеса полмира, разве можно бежать ей навстречу и размахивать голыми руками? Может, куда разумнее будет попытаться со стороны сунуть ей меж колес какую-нибудь рогатину. Пусть напорется да забуксует, дав тем возможность потихоньку смыться к своим". Вот образчик логики Рыбака. Но сам-то Рыбак хочет сделать как лучше. Руководствуясь самыми благими намерениями, он начинает вести свою "игру" со следователем Портновым. Чтоб перехитрить врага, - подсказывает житейская мудрость, - "надо немного и в поддавки сыграть", чтоб не дразнить, не раздражать зверя, надо чуток и поступиться... Рыбаку хватает патриотизма на то, чтоб не выдать дислокацию своего отряда, но не хватает - чтоб умолчать о местоположении соседнего отряда, им можно и поступиться. И ведя эту "игру", которая все больше смахивает на торг, Рыбак незаметно для себя все дальше и дальше отступает, отдавая в жертву "машине" Петра, Демчиху, Сотникова. А Сотников, в отличие от Рыбака, с самого начала знает, что с машиной тотального порабощения играть в кошки-мышки нельзя. И он сразу отметает все возможности компромисса. Он выбирает смерть. Что же поддерживает Сотникова в его решимости, чем крепит он свою душу? Ведь поначалу Сотников чувствует свою слабость перед полицаями. Те освобождены от морали, ничем не удерживаемая звериная сила хлещет в них через край, они способны на все - на обман, клевету, садизм. А он, Сотников, "обременен многими обязанностями перед людьми и страной", эти обязанности ставят массу моральных запретов. Больше того, они заставляют человека обостренно чувствовать свой долг перед другими людьми, испытывать вину за чужие несчастья. Сотников "мучительно переживал от того, что так подвел Рыбака, да и Демчиху", его гнетет "ощущение какой-то нелепой оплошности по отношению к этому Петру". С таким тяжелым бременем заботы о тех, кто вместе с ним попал в страшную беду, Сотников идет на казнь, и чувство долга перед людьми дает ему силы улыбнуться одними глазами мальчонке из толпы - "ничего, браток". Выходит, груз обязанностей перед людьми и страной не ослабляет позиции человека перед звериной силой, вырвавшейся из узды моральных запретов. Наоборот! Чем тяжелее этот груз, тем прочнее, тверже стоит душа, доказывает Василь Быков. Чем суровей узы нравственных императивов, тем свободнее, увереннее совершает человек свой последний выбор - выбор между жизнью и смертью.

    Загрузка...
    Top