Сообщение на тему эволюция личности пьера безухова. Духовное и нравственное формирование пьера безухова

Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя - искание успокоения, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

В начале романа Пьер - толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом, отличающим его от остальных посетителей гостиной. Недавно приехав из-за границы, этот незаконный сын графа Безухова выделяется в великосветском салоне своей естественностью, искренностью и простотой. Он мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию. Например, он ведет беспорядочную, разгульную жизнь, участвуя в кутежах и бесчинствах светской молодежи, хотя прекрасно понимает пустоту и никчемность подобного времяпрепровождения.

Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но он же и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже - и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность - сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры.

Уже здесь заметно, что Пьер не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, определяющей чертой которого является всепроникающая ложь. По этой причине появление Пьера у большинства присутствующих вызывает опасение, а его искренность и прямолинейность - откровенный страх. Вспомним, как Пьер отошел от никому не нужной тетушки, заговорил с французским аббатом и увлекся разговором так, что стал явно угрожать нарушить систему светских взаимоотношений, привычных для дома Шерер, чем и оживил мертвую, фальшивую обстановку.



Одним своим умным и робким взглядом Пьер всерьез напугал хозяйку салона и ее гостей с их ложными нормами поведения. Пьер обладает такой же доброй и искренней улыбкой, бросается в глаза его особенная безобидная мягкость. Но сам Толстой не считает своего героя слабым и безвольным, как это может показаться на первый взгляд: “Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя”.

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека, С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов.

Наивность и доверчивость Пьера, неумение разбираться в людях заставляют его совершить ряд жизненных ошибок, из которых самой серьезной является женитьба на глупой и циничной красавице Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на возможное личное счастье.

Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь построить ее на новых, добрых началах.

Безухов резко порывает с Элен, узнав о том, насколько сильна была ее любовь к его деньгам. Сам Безухов равнодушен к деньгам и роскоши, поэтому спокойно соглашается с требованиями хитрой жены отдать ей большую часть своего состояния. Пьер бескорыстен и готов на все, лишь бы поскорее избавиться от той лжи, которой окружила его коварная красавица. Несмотря на свою беспечность и молодость, Пьер остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь, поэтому он откровенно негодует в разговоре с негодяем Анатолем после неудавшегося похищения Наташи.

Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя.

Толстой заставляет героя пройти тяжелый путь потерь, ошибок, заблуждений и исканий. Сблизившись с масонами, Пьер пытается найти смысл жизни в религиозной истине. Масонство дало герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Он страстно желает "переродить порочный род человеческий". В учении масонов Пьера привлекают идеи "равенства, братства и любви," поэтому прежде всего он решает облегчить участь крепостных. В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: "И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.

Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов - этих ничтожных людей - интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Пьера не могут удовлетворить таинственные, мистические обряды и возвышенные беседы о добре и зле. Скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его "братьями", и к тому же Пьер видит, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами.

Ему свойственно в порыве страсти поддаваться подобным мгновенным увлечениям, принимая их за истинные и правильные. А тогда, когда проявляется истинная суть вещей, когда рушатся надежды, Пьер так же активно впадает в отчаяние, безверие, словно маленький ребенок, которого обидели. Он хочет найти поле деятельности, чтобы воплотить справедливые и гуманные идеи в конкретное полезное дело. Поэтому Безухов начинает, как и Андрей, заниматься благоустройством своих крепостных. Все предпринятые им меры проникнуты сочувствием к угнетенному крестьянству. Пьер заботится о том, чтобы наказания применялись только увещательные, а не телесные, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Но все благие намерения Пьера так и остались намерениями. Почему же, желая помочь крестьянам, он не смог сделать этого? Ответ прост. Воплотить добрые начинания в жизнь помешали молодому гуманному помещику его наивность, отсутствие практического опыта, незнание реальной действительности. Глупый, но хитрый главноуправляющий легко обводил вокруг пальца умного и интеллигентного барина, создавая видимость точного исполнения его распоряжений.

Испытывая сильную потребность в высокой благородной деятельности, ощущая в себе богатые силы, Пьер тем не менее не видит цели и смысла жизни. Найти выход из этого состояния разлада с самим собой и окружающим миром помогает герою Отечественная война 1812 года, общий патриотизм которой захватил его. Его жизнь лишь со стороны казалась спокойной и безмятежной. "К чему? Зачем? Что такое творится на свете?" - эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года.

Огромное значение имело для Пьера соприкосновение с народом и на Бородинском поле. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона.

"Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими", - вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Не будучи боевым офицером, как Андрей Болконский, Пьер по-своему выразил свою любовь к отечеству: он сформировал на свои средства полк и взял его на обеспечение, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. Именно здесь, в занятой французами столице, в полной мере раскрылась самоотверженная доброта Пьера.

В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский критерий прекрасного в человеке. Видя беспомощных людей во власти бесчинствующих французских солдат, он не может оставаться просто свидетелем многочисленных человеческих драм, которые разворачиваются перед его глазами. Не думая о собственной безопасности, Пьер защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах бесчинствуют представители самой культурной и цивилизованной нации, творятся насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Эти жуткие и тягостные впечатления усугубляются обстановкой плена.

Но самым страшным для героя оказываются не голод и несвобода, а крушение веры в справедливое устройство мира, в человека и Бога. Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. Круглый ласковый солдатик совершает настоящее чудо, заставляя Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость. Общение с Каратаевым вызывает в герое ощущение покоя и уюта. Его исстрадавшаяся душа отогревается под влиянием сердечности и участия простого русского человека. Платон Каратаев обладает каким-то особым даром любви, чувством кровной связи со всеми людьми. Его мудрость, поразившая Пьера, заключается в том, что он живет в полном согласии со всем земным, как бы растворяясь в нем.

В плену Пьер обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Здесь он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей... Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в Каратаеве - верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер.

В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков.

В душе Безухова происходит перелом, который означает принятие жизнелюбивого взгляда на мир Платона Каратаева. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов.

Ощущение полной гармонии для такого умного и пытливого человека, как Пьер, невозможно без участия в конкретной полезной деятельности, направленной на достижение высокой цели - той самой гармонии, которая не может существовать в стране, где народ находится на положении раба. Поэтому Пьер закономерно приходит к декабризму, вступая в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека. Эта борьба становится смыслом его жизни, но не делает его фанатиком, который ради идеи сознательно отказывается от радостей бытия. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования.

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Мы видим в финале романа счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в "Войне и мире" духовной гармонии с миром и собой. Он проходит до конца трудный путь поисков смысла жизни и находит его, становясь передовым, прогрессивным человеком своей эпохи.

Хочется еще раз отметить умение Толстого изображать своего героя таким, какой он есть, без прикрас, естественным человеком, которому свойственно постоянно меняться. Внутренние перемены, происходящие в душе Пьера Безухова, глубоки, и это отражается на его внешнем облике. При первом знакомстве Пьер - “массивный, толстый молодой человек, сумным наблюдательным взглядом”. Совсем по-другому Пьер выглядит после женитьбы, в обществе Курагиных: “Он молчал... и с видом совершенно рассеянным ковырял пальцем в носу. Лицо его было уныло и мрачно”. А когда Пьеру показалось, что он нашел смысл деятельности, направленный на улучшение жизни крестьян, он “говорил с одушевлением радости”.

И только освободившись от угнетающей лжи светского фарса, попав в сложные военные условия и оказавшись в среде простых русских крестьян, Пьер ощущает вкус жизни, обретает душевное спокойствие, которое снова меняет его внешность. Несмотря на босые ноги, грязную рваную одежду, спутанные волосы, наполненные вшами, выражение глаз его было твердое, спокойное и оживленное, и никогда ранее у него не было такого взгляда.

Образом Пьера Безухова Толстой показывает, что, какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Именно в плену Безухов приходит к убеждению: "Человек сотворен для счастья". Но люди вокруг Пьера страдают, и в эпилоге Толстой показывает Пьера напряженно думающим, как защитить добро и правду.

Так, пройдя тяжелый путь, исполненный ошибок, заблуждений в действительности русской истории, Пьер находит самого себя, сохраняет свою природную сущность, не поддается влиянию общества. На протяжении всего романа герой Толстого находится в постоянных поисках, душевных переживаниях и сомнениях, которые в итоге приводят его к истинному призванию.

И если поначалу чувства Безухова постоянно борются друг с другом, он мыслит противоречиво, то потом он окончательно освобождается от всего наносного и искусственного, обретает истинное лицо и призвание, четко знает, что ему необходимо от жизни. Мы видим, как прекрасна настоящая, неподдельная любовь Пьера к Наташе, он становится прекрасным отцом семейства, активно занимается общественной деятельностью, приносит пользу людям и не боится новых дел.

Заключение

Роман “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны и мира”, потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя была основой замысла всего романа.

Прочитав роман, мы понимаем, что Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. В течение повествования образ этого героя претерпевает значительные изменения, его развития, что является следствием его духовных исканий, поиска смысла жизни, каких-то своих высших, непреходящих идеалов. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. И мы не можем не заметить этих качеств, не оценить их, несмотря на то, что сначала Пьер представлен нам потерянным, слабохарактерным, ничем не выделяющимся молодым человеком.

Пятнадцать лет жизни Пьера проходят на наших глазах. Много соблазнов, ошибок поражений было на его пути, но много и свершений, побед, преодолений. Жизненный путь Пьера - это непрекращающиеся поиски достойного места в жизни, возможности приносить пользу людям. Не внешние обстоятельства, а внутренняя потребность самосовершенствоваться, становиться лучше - вот путеводная звезда Пьера.

Проблемы, поднятые Толстым в романе "Война и мир", имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, - "документальное изложение всех исканий, которые предприняла в 19 веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело"...

Список используемой литературы:

Сочинение

Русская классическая литература XIX века утверждала высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром. Пожалуй, есть какая-то закономерность в том, что ее достижение часто оказывается невозможным для дворян-интеллигентов. Обладая многими замечательными качествами, они в силу своего привилегированного положения и воспитания обречены на трагический разрыв с вековыми национальными традициями, заложенными в русском народе. Поэтому в однообразных светских удовольствиях проходит жизнь умного, критически мыслящего Онегина, рождая ощущение пустоты и скуки. Растрачивает на пустяки свои богатые душевные силы Печорин. По-моему, Толстой обращается в "Войне и мире" к эпохе 1812 года не случайно. Ведь это страшное бедствие, обрушившееся на Россию, смогло до основания потрясти русских людей разных сословий, заставить их по-новому осмыслить окружающую жизнь, понять и почувствовать, что в ней является самым ценным и дорогим. Именно война могла свести в одном окопе или плену дворянина и мужика, объединенных общей целью спасения отечества. То есть сама героическая эпоха 1812 года дает герою-интеллигенту шанс прийти к полному согласию с жизнью, найти ее высший смысл.

Эта тема находит наиболее полное выражение в образе Пьера Безухова, который дается автором в динамике эволюции. Прослеживая путь своего героя. Толстой показывает, как меняется его характер, формируется мировоззрение передового человека эпохи — патриота, декабриста. В начале романа Пьер — толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом, отличающим его от остальных посетителей гостиной. Недавно приехав из-за границы, этот незаконный сын графа Безухова выделяется в великосветском салоне своей естественностью, искренностью и простотой. Он мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию. Например, он ведет беспорядочную, разгульную жизнь, участвуя в кутежах и бесчинствах светской молодежи, хотя прекрасно понимает пустоту и никчемность подобного времяпрепровождения. Наивность и доверчивость Пьера, неумение разбираться в людях заставляют его совершить ряд жизненных ошибок, из которых самой серьезной является женитьба на глупой и циничной красавице Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на возможное личное счастье. Разъехавшись с женой и отдав ей значительную долю своего состояния, он стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.

Толстой заставляет героя пройти тяжелый путь потерь, ошибок, заблуждений и исканий. Сблизившись с масонами, Пьер пытается найти смысл жизни в религиозной истине. Масонство дало герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Но эти идеи слишком отвлеченны, лишены конкретных черт. Пьера не могут удовлетворить таинственные, мистические обряды и возвышенные беседы о добре и зле. Он хочет найти поле деятельности, чтобы воплотить справедливые и гуманные идеи в конкретное полезное дело. Поэтому Безухов начинает, как и Андрей, заниматься благоустройством своих крепостных. Все предпринятые им меры проникнуты сочувствием к угнетенному крестьянству. Пьер заботится о том, чтобы наказания применялись только увещательные, а не телесные, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Но все благие намерения Пьера так и остались намерениями. Почему же, желая помочь крестьянам, он не смог сделать этого? Ответ прост. Воплотить добрые начинания в жизнь помешали молодому гуманному помещику его наивность, отсутствие практического опыта, незнание реальной действительности. Глупый, но хитрый главноуправляющий легко обводил вокруг пальца умного и интеллигентного барина, создавая видимость точного исполнения его распоряжений.

Окончательно разочаровавшись в масонстве, Пьер попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния. Испытывая сильную потребность в высокой благородной деятельности, ощущая в себе богатые силы, Пьер тем не менее не видит цели и смысла жизни. Найти выход из этого состояния разлада с самим собой и окружающим миром помогает герою Отечественная война 1812 года, общий патриотизм которой захватил его. Не будучи боевым офицером, как Андрей Болконский, Пьер по-своему выразил свою любовь к отечеству: он сформировал на свои средства полк и взял его на обеспечение, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. Именно здесь, в занятой французами столице, в полной мере раскрылась самоотверженная доброта Пьера. Видя беспомощных людей во власти бесчинствующих французских солдат, он не может оставаться пассивным свидетелем многочисленных человеческих драм, разворачивающихся перед его глазами. Не думая о собственной безопасности, Пьер защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах бесчинствуют представители самой культурной и цивилизованной нации, творятся насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Эти жуткие и тягостные впечатления усугубляются обстановкой плена. Но самым страшным для героя оказываются не голод и несвобода, а крушение веры в справедливое устройство мира, в человека и Бога. Но в убогом бараке происходит его встреча с мужиком Платоном Каратаевым, сближение с простыми людьми. Круглый ласковый солдатик совершает настоящее чудо, заставляя Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость. Общение с Каратаевым вызывает в герое ощущение покоя и уюта. Его исстрадавшаяся душа отогревается под влиянием сердечности и участия простого русского человека. Платон Каратаев обладает каким-то особым даром любви, чувством кровной связи со всеми людьми. Его мудрость, поразившая Пьера, заключается в том, что он живет в полном согласии со всем земным, как бы растворяясь в нем.

В душе Безухова происходит перелом, который означает принятие жизнелюбивого взгляда на мир Платона Каратаева. Но ощущение полной гармонии для такого умного и пытливого человека, как Пьер, невозможно без участия в конкретной полезной деятельности, направленной на достижение высокой цели — той самой гармонии, которая не может существовать в стране, где народ находится на положении раба. Поэтому Пьер закономерно приходит к декабризму, вступая в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека. Эта борьба становится смыслом его жизни, но не делает его фанатиком, который ради идеи сознательно отказывается от радостей бытия. Мы видим в финале романа счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в "Войне и мире" духовной гармонии с миром и собой. Он проходит до конца трудный путь поисков смысла жизни и находит его, становясь передовым, прогрессивным человеком своей эпохи.

Пьер принадлежит к ҹислу тех людей, которые сильны только тогда, когда они ҹувствуют себя вполне ҹистыми.

Л. Толстой. Дневник

На страницах романа Л. Н. Толстого "Война и мир" I мы встреҹаемся со многими людьми, претерпевающими в ходе разлиҹных событий нравственую эволюцию, развитие идей, изменение мировоззрения. Один из таких людей Пьер Безухов, жизненный путь которого был сложен и труден, но в котором никогда не гасла жажда самосовершенствования, развития лиҹности, поиска свободы и истины.

Воспитанный за границей незаконнорожденный сын графа Безухова, Пьер предстает перед нами свободно мыслящим ҹеловеком, но достатоҹно далеким от реальной русской действительности, в результате ҹего становится послушной игрушкой в руках хитрых и бесҹестных людей.

Воспитанный на идеях французских просветителей, Безухов полностью отрицает бога, но ему, как каждому русскому ҹеловеку, необходима какая-то вера. Так он становится масоном. Легко поддавшись внешнему оҹарованию масонства, Пьер поҹти сҹастлив. Он ощущает себя сильным, потому ҹто теперь может разобраться, где правда, а где ложь. Однако Пьеру потребовалось не так много времени, ҹтобы понять, ҹто проповедующие бедность и правильность жизни сами живут во лжи, и все их ритуалы лишь прикрывают фальшь их поведения, стремление извлеҹь собственную выгоду.

Одно время Пьера ҹрезвыҹайно привлекал образ Наполеона ему тоже

Хотелось идти напролом, быть сильным и непобедимым. Однако с наҹалом Отеҹественной войны 1812 года это увлеҹение проходит, Пьер понимает, ҹто поклонялся деспоту и злодею, а знаҹит пустому идолу. Оставаясь в Москве, Пьер даже проникается идеей убить Наполеона, но его замысел не удается, и Безухов попадает в плен к французам.

В плену Пьер Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, и этот ҹеловек дает ему совершенно новое понимание мира и роли ҹеловека в нем, отвеҹая на вопросы: для ҹего жить и ҹто такое я? Безухов лишь развивает и углубляет для себя это новое понимание: "Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял сҹастье своей жизни".

Толстой писал: "Нет велиҹия там, где нет простоты, добра, и правды". И весь смысл идейно-нравственной эволюции Пьера Безухова состоит в постепенном преодолении индивидуалистиҹеского самоутверждения, в самоотреҹении ради блага и пользы других.

После оконҹания войны Пьер женится на Наташе Ростовой. И она, после своих страданий, и он, после всех несҹастий и сомнений, обретают в своей любви настоящее сҹастье. Но Пьер не успокаивается и вступает в тайное общество. Возможно, вскоре, "взявшись рука об руку с теми, которые любят добро", он выйдет на Сенатскую 1лощадь.

Для Толстого ҹрезвыҹайно важными являются не только итоги исканий героев, но и пути, которыми они прошли, рак как пути эти раскрывают подлинное содержание жизни, ярко освещают реальные отношения, существующие в ире. Своеобразен поиск истины и у Пьера Безухова, но fero диктовало время, обстоятельства, окружающие люди, поэтому он не менее важен для нас, ҹем те истины, кото-ie постиг герой к моменту нашего с ним расставания.


Итак, нелишним будет заметить, что Пьер Безухов один из самых любимых автором персонажей романа «Война и мир», именно поэтому мы имеем удовольствие наблюдать его многочисленные и порой неожиданные метаморфозы.

Впервые мы застаем этого нелепо одетого нелепого человека в гостиной А.П. Шерер. «Массивный, толстый молодой человек, в очках, панталонах и высоком жабо», естественно, привлекает внимание, но не то, которое рождает интерес к личности, а то, которое скорее вызывает снисходительную улыбку, направленную на забавного чудака.

Безусловно, еще стоит отметить то, что хозяйка приветствует его «поклоном, относящимся к людям самой низкой иерархии в ее салоне». «Только приехав из-за границы, где он воспитывался», Пьер попадает в абсолютно новый для него мир. Мир этот и всех его обитателей распирает от гордости называться светским обществом. Без надлежащей подготовки и опыта, наивный во всех отношениях, Пьер врывается своей медвежьей фигурой туда, где привыкли кропотливо и тщательно плести липкую паутину фальши и корысти, где не привыкли к искренности, где пугаются и не понимают неподдельного интереса и живого общения. Тем не менее, закоренелое лицемерие и поразительная дальновидность, вызванная непрекращающимися поисками собственной выгоды, заставляют держать будущего наследника знаменитого екатерининского вельможи и настоящего «бастарда» подле себя. Хотя Пьер очень даже умен и наблюдателен, он еще не научился разбираться в людях, поэтому поначалу он не замечает и не чувствует, как к его «огромным красным рукам» привязали веревочки, очевидно, сплетенные из паутины, а потом становится уже слишком поздно.

Женитьба на Элен является первой ступенькой лестницы развития личности, как бы странно это ни звучало. Последствия проявления бесхарактерности и управляемости помогут Пьеру пробудиться и раскрыть глаза на происходящее вокруг. От безупречно воспитанной разносторонней красавицы Элен остались два жалких слова: «развратная женщина»; хищническая сущность князя Василия раскрыта; подлинные мотивы подавляющего большинства окружающих его людей ясны и пошлы. Не имея возможности всего этого избежать, слабый отчаивавшийся Пьер полагается уже только на свою чувственность. Ему не хватает силы воли, чтобы разработать стратегию, но эмоции обиды, гнева, разочарования, несправедливости настолько переполняют, что толкают Пьера на необдуманный поступок – вызов Долохова на дуэль. Как правило, слабым людям очень свойственно принятие каких-либо безумных решений под действием аффекта, это похоже на непонятно откуда появившуюся сверхсилу загнанного зверя; не зря же Пьера сравнивают с медведем.

Так вот, дуэль – важнейший эпизод в жизни Пьера. Через смерть он прорывается сквозь светские привычки, становится личностью, встает на порог самостоятельности.

Прежний Пьер не нашел бы в себе сил стать инициатором разъезда с женой, придумал бы себе большое множество оправданий, с целью заглушить свою совесть, и его существование степенной жертвы размеренно текло бы до очередной вспышки гнева. Но Пьер обновленный сам начинает этот разговор и добивается своего, несмотря на уловки и хитрости его циничной мерзкой женушки.

После такого внутреннего изменения в лучшую сторону Л.Н.Толстой награждает своего героя философскими размышлениями, посвященными теме добра и зла. Эти размышления рождаются и крутятся в голове Пьера во время его поездки в Петербург. Дорога здесь, безусловно, - символизм. Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. А поскольку он внутренне еще очень слаб, он инстинктивно ищет наставника, примера для подражания. Пьер находит его в О.А. Баздееве, главе одной из масонских лож. Как ему кажется, он приезжает в Петербург обновленным. Но все не так радужно: на обряде посвящение Пьер испытывает страх, умиление, восхищение, а еще ему немножко стыдно! Как мы помним, необъяснимое чувство стыда Пьера – своеобразный радар на ложность и фальшивость. Этот своеобразный дар еще раз доказывает его проницательность, чуткость и незлобивость. В конце концов, Пьер приходит к страшному разочарованию: он увидит в масонстве все те же черты светской жизни, от которых он так старательно убегал. Это похоже на ситуацию князя Андрея, который в попытке убежать от петербургского общества, идет на войну, но там царит все та же светская грязь.

И опять-таки через новое разочарование Пьер обретает волю, уверенность, духовную независимость.

Итак, все развившиеся или заново родившиеся качества возникли сразу вслед и по причине тяжелых душевных переживаний и противоречивых мыслей, а те, в свою очередь, происходили от разочарования Пьера во многом его окружающем. Парадоксально в этом то, что Пьер не потерял веру в людей и любовь к ним, доброту, искренность и мягкость; единственное, что ушло, - детская глупая наивность.

Пьер принадлежит к числу тех людей,

ко-торые сильны только тогда,

когда они чувству-ют себя вполне чистыми.

Л. Толстой. Дневник

На страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир» мы встречаемся со многими людьми, претерпевающими в ходе различных событий нравственную эволюцию, разви-тие идей, изменение мировоззрения. Один из таких лю-дей — Пьер Безухов, жизненный путь которого был сло-жен и труден, но в котором никогда не гасла жажда само-совершенствования, развития личности, поиска свободы и истины.

Воспитанный за границей незаконнорожденный сын графа Безухова, Пьер предстает перед нами свободно мыс-лящим человеком, но достаточно далеким от реальной русской действительности, в результате чего становится послушной игрушкой в руках хитрых и бесчестных людей.

Воспитанный на идеях французских просветителей, Бе-зухов полностью отрицает бога, но ему, как каждому рус-скому человеку, необходима какая-то вера. Так он стано-вится масоном. Легко поддавшись внешнему очарованию масонства, Пьер почти счастлив. Он ощущает себя силь-ным, потому что теперь может разобраться, где правда, а где ложь. Однако Пьеру потребовалось не так много вре-мени, чтобы понять, что проповедующие бедность и пра-вильность жизни сами живут во лжи, и все их ритуалы лишь прикрывают фальшь их поведения, стремление из-влечь собственную выгоду.

Одно время Пьера чрезвычайно привлекал образ Напо-леона — ему тоже хотелось идти напролом, быть сильным и непобедимым. Однако с началом Отечественной войны 1812 года это увлечение проходит, Пьер понимает, что по-клонялся деспоту и злодею, а значит — пустому идолу. Оставаясь в Москве, Пьер даже проникается идеей убить Наполеона, но его замысел не удается, и Безухов попадает в плен к французам.

В плену Пьер Безухов знакомится с Платоном Карата-евым, и этот человек дает ему совершенно новое понима-ние мира и роли человека в нем, отвечая на вопросы: для чего жить и что такое я? Безухов лишь развивает и углуб-ляет для себя это новое понимание: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни».

Толстой писал: «Нет величия там, где нет простоты, добра, и правды». И весь смысл идейно-нравственной эво-люции Пьера Безухова состоит в постепенном преодоле-нии индивидуалистического самоутверждения, в самоотре-чении ради блага и пользы других.

После окончания войны Пьер женится на Наташе Рос-товой. И она, после своих страданий, и он, после всех не-счастий и сомнений, обретают в своей любви настоящее счастье. Но Пьер не успокаивается и вступает в тайное общество. Возможно, вскоре, «взявшись рука об руку с теми, которые любят добро», он выйдет на Сенатскую площадь.

Для Толстого чрезвычайно важными являются не толь-ко итоги исканий героев, но и пути, которыми они прошли, так как пути эти раскрывают подлинное содержание жиз-ни, ярко освещают реальные отношения, существующие в мире. Своеобразен поиск истины и у Пьера Безухова, но его диктовало время, обстоятельства, окружающие люди, поэтому он не менее важен для нас, чем те истины, кото-рые постиг герой к моменту нашего с ним расставания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • схема эволюции пьера безухова в романе война и мир
  • Война и мир эволюция личности пьера безухова
  • эволюция личности пьера безухова цитаты
  • идейно-нравственная эволюция личности пьера безухова
  • война и мир про пьера безухова масоны 1812
Загрузка...
Top