Солнце и туча джанни родари жанр произведения. Урок литературного чтения Тема: Джанни Родари «Солнце и туча

Солнце и туча (рассказ)

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Информация для родителей: Солнце и туча - весёлая сказка итальянского писателя Джанни Родари. В ней рассказывается о том, как Солнце весело путешествовало по небу, даря всем свои лучи. Только одна туча злорадствовала, поговаривая, что солнце раздаст все свои лучи и останется ни с чем. Сказка «Солнце и туча» заинтересует детей в возрасте от 5 до 8 лет. Можно почитать её перед сном.

Читать сказку Солнце и туча

Солнце, весёлое, величественное, путешествовало по небу. Оно мчалось в огненной колеснице и разбрасывало во все стороны свои горячие лучи.

А туча, у которой в это время было самое предгрозовое настроение, злобствовала и ворчала:

— Мот, расточитель! Разбрасывай, раскидывай свои лучи! Обнищаешь — спохватишься!..

В виноградниках каждая виноградинка, что зрела на лозах, норовила во что бы то ни стало утащить один, а если удавалось, то и два лучика. И не было такой травинки, паучка, цветка или капли воды, которые бы не старались взять свою долю.

— Ну что ж, позволяй себя обкрадывать всем и каждому. Посмотришь, как тебя отблагодарят, когда с тебя уже нечего будет взять, - гремела туча.

А весёлое солнце как ни в чём не бывало катилось по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами, без счёта - всем, кто в них нуждался.

2 1 4 3 3 3

1. Работа с текстом произведения до чтения.

Найдите такую сказку в учебнике.

– Что мы читали из произведений Дж. Родари? (Кроме «Приключений Чиполлино» Дж. Родари написал много других сказок, удивительных историй и замечательных стихов.)

– Кто же будут герои нового произведения?

2. Рассматривание иллюстрации . Слайд 5

– Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника? (Нет. )

– Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное. ) А туча?

Обратите внимание на иллюстрацию. Какие краски взял художник?

– Что же может произойти между солнцем и тучей?

Предположения детей .

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение про себя (даётся установка на ведение диалога с автором через текст).

Карандашом в тексте помечайте, где бы вы задали вопрос и подчёркивайте слова, значение которых будет вам непонятно.

Наши предположения подтвердились?

Кто из них был счастливее – солнце или туча?

Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет.

Какие непонятные слова встретились? Слайд 6

Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка, запряжённая лошадьми

Огненная колесница- оранжево-красного цвета, цвета огня.

Горделиво – выражая собственное превосходство и достоинство. Слайд 7

Щедро – не скупясь и не жадничая. Слайд 8

Транжира – тот, кто легкомысленно тратит без разбора или раздаёт что-то. Слайд 9

Физминутка Слайд 10

2. Чтение вслух и беседа по ходу чтения.

Продуктивное чтение.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

На чём путешествовало солнце?

А почему у солнца была огненная колесница? (Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце)

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.

О Почему?

П Ваши предположения

И неудивительно- у неё было грозовое настроение.

Что значит грозовое настроение? (Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх.)

-Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

Дырявые руки -

Встречались ли вы с таким выражением?

А солнце послушает тучу?

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Почему все радовались солнечным лучам?

Почему все старались заполучить свою частичку солнца? (От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех поднималось настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее.)

А кому не нравилось солнце? Почему?

-Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Чему удивилось туча? Что с ней случилось? (Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика. Все они были вместе. Туча рассыпалась градом.)

Каким было солнце в конце дня? (весёлым, счастливым) Почему?

Работа в группах (проверка по слайду) Слайд 11

Соедините слова, предложения, относящиеся к героям.

3.Подготовка к выразительному чтению .

а) Выборочное чтение.

– Каким было солнце? («Путешествовало весело и горделиво», «каждая ягодка радовалась ему», «раздаривало свои лучи», «весело бултыхнулось». )

– Что делала туча? Выберите из текста глаголы, относящиеся к ней.

(Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась . )

Готовятся в парах.

б) Выразительное чтение

3. Работа с текстом после чтения.

– Охарактеризуйте главных персонажей этой сказки.

– Кто из героев вам больше понравился? Почему?

Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча. )

Каких людей мы можем сравнить с солнышком? (Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.)

А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»? (Мрачных, нелюдимых, злых.)

Что его привлекает в людях? (Доброта, щедрость, открытость.)

Что отталкивает? (Грубость, злобность, зависть.)

В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное.

6) Как вы думайте, какой совет даёт нам Джанни Родари? (быть щедрыми, добрыми)

– Так кто же был счастливее – солнце или туча? Почему?

Какова главная мысль сказки Джанни Родари?

Работа в парах

Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют тучу, подчеркните их синим карандашом, солнце – красным карандашом.

Соотнесите пословицы - «орешки» с их «ядрышками» - мыслями.

Добро век не забудется. не зазнавайся

Не подымай носу: споткнёшься. меньше говори, больше делай

Жизнь дана на добрые дела. делай добро

Не спеши языком, торопись делом. добро долго помнят

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Родари Джанни
Солнце и туча

Джанни Родари

Солнце и туча

Солнце, веселое, величественное, путешествовало по небу. Оно мчалось в огненной колеснице и разбрасывало во все стороны свои горячие лучи.

А туча, у которой в это время было самое предгрозовое настроение, злобствовала и ворчала:

– Мот, расточитель! Разбрасывай, раскидывай свои лучи! Обнищаешь спохватишься!..

В виноградниках каждая виноградинка, что зрела на лозах, норовила во что бы то ни стало утащить один, а если удавалось, то и два лучика. И не было такой травинки, паучка, цветка или капли воды, которые бы не старались взять свою долю.

– Ну что ж, позволяй себя обкрадывать всем и каждому. Посмотришь, как тебя отблагодарят, когда с тебя уже нечего будет взять, – гремела туча.

А веселое солнце как ни в чем не бывало катилось по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами, без счета – всем, кто в них нуждался.

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК «Школа 2100».

Учебник по литературному чтению Р. Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Маленькая дверь в большой мир», часть 2.

Учитель МОУ СОШ №32 Рогова Галина Борисовна , г. Комсомольск – на – Амуре.

Адрес: e-mail: [email protected]

Тема: Джанни Родари «Солнце и тучи».

Цель: Познакомить с приёмом аллегории, повторить роды и жанры литературы. Побуждать учащихся мыслить и делать самостоятельно выводы, находить ответы на возникающие вопросы. Использование приёмов креативной техники для понимания и запоминания текста, развития монологической речи. Прививать интерес к чтению, учить быть вдумчивым читателем.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

1. Инсценирование сказки «Маленький принц».

Какие слова сказки запомнились?

2.Чтение наизусть отрывков из сказки.

Как о таких сказках сказал Б. Заходер? Прочитаем ещё раз эти слова (с. 121).

«… Но бывают другие сказки. В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов , ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными , как будто они живые и родные нам».

4. Повторение рода и жанров литературы. (Работа по ментальной карте) (Приложение №1)

К какому роду литературы относится сказка «Маленький принц»?

II. Работа над темой урока.

Работа до чтения текста.

1.Отгадав загадки, вы узнаете героев нашей следующей сказки.

Ну-ка, кто из вас ответит: Летит орлица по синему небу,

Не огонь, а больно жжёт, Крылья распластала, солнышко застлала.

Не фонарь, а ярко светит, (туча)

И не пекарь, а печёт (солнце).

2. Чтение заглавия , автора сказки.

3. Рассмотрение иллюстрации.

Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника? (Нет)

Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное.)

Что же может произойти между солнцем и тучей? (Предположения детей)

4.Работа в тетради по чтению (с.47 №1)

Прочитайте ключевые слова и выполните задание:

солнце туча

лучи злилась

щедро ворчала

весело рассыпалась градом

Почему слова разбиты на две группы? Что нужно сделать потом?

5. Попробуйте составить свою историю, используя «Приём пять слов»:

солнце, щедро, туча, злилась, рассыпалась. (Рассказы детей)

III. Физминутка.

IV. Работа с текстом во время чтения.

Кто был счастливее – солнце или туча? Почему?

2. Чтение текста про себя. (Использование «Приёма инсерт», подчёркивание непонятных слов, выяснение их значения).

Подтвердились ваши предположения?

3. Словарная работа.

Колесница – большой колёсный экипаж.

Транжира - тот, кто тратит деньги без разбора, (в сказке в переносном значении).

Горделиво – выражающий гордость и достоинство, надменный.

Щедро – охотно тратит на других , не скупо.

Бултыхнулось – упало, бросилось в воду.

4. Чтение вслух и беседа по ходу чтения.

Почему все радовались солнечным лучам?

Что значит грозовое настроение?

Чему удивилась туча? Что с ней случилось?

Каким было солнце в конце дня? (весёлым, счастливым)

5. Подготовка к выразительному чтению.

а) Групповая работа, составление кластера.

Ребята работают в группах по 6 человек. Задание группам.

1 – 2 группы. Каким было солнце?

3 – 4 группы. Что делала туча? Выбрать глаголы. (Приложение №2)

б) Выступление спикеров по защите кластеров.

в) Выразительное чтение.

V. Работа с текстом после чтения.

1.Ребята, назовите одним (самым точным!) словом, какое было солнце в этой сказке? Если вам трудно, найдите это слово в ряду других: доброе, ласковое, щедрое , милое, тёплое.

2. Что хотел сказать Д.Родари, когда в конце сказки написал , что лучей у солнца не убавилось?

3. Работа в тетради (С.47 №3). Уточнение значений слов:

Добрый – тот, кто делает добро другим, отзывчивый.

Щедрый – тот, кто помогает другим, тратится на других, не скупой.

4. Пересказ сказки близко к тексту.

VI. Итог урока.

Кто вам понравился? Почему?На чьей стороне симпатия автора?

Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью?

(Людей, которые бывают щедрыми как солнце и жадными , недовольными, как туча.)

Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.)

Какой вывод вы сделали для себя?

Домашнее задание.


  1. Читать с.122-123

  2. Пересказать сказку с опорой на ключевые слова.

  3. Сочинить сказку на одну из тем: «Роза и шипы»,»Вода и огонь», «Море и звёзды» или придумать свою тему. Записать сказку в тетради с. 48 №6.
Приложение №1

Приложение №2 . Примерные кластеры.

Весело бултыхнулось

Загрузка...
Top