«Сказочный» художник Юрий Васнецов. Добрые иллюстрации юрия алексеевича васнецова Васнецов ю а художник

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

Елена Хомутова

Цель : познакомить детей с творчеством художника - иллюстратора Ю. А. Васнецова .

Задачи : учить внимательно рассматривать иллюстрации, выделять выразительные характерные средства художника, Расширять и активизировать словарь : художник, иллюстратор, иллюстрация. Развивать у детей умение выразительно читать знакомые потешки, воспитывать интерес к книжной графике.

Материалы : ноутбук, проектор, экран, презентация "Иллюстрации Ю. Васнецова ", гуашевые краски, кисти для рисования, ватные палочки, баночки с водой, 2 мольберта, затонированные силуэты цветов, шапочка художника, костюм лебедя, лист формата А2 с изображением лебедя на реке, иллюстрации Ю. Васнецова и Е . Чарушина, классическая музыка Сен-Сане "Лебедь", Карел Готт музыка из кинофильма "Три орешка для Золушки".

Предварительная работа : беседа о книжной графике "Зачем в книжках нужны картинки?", рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина, заучивание потешек : "Дедушка Ежок", "Пошёл котик на торжок", "Кисонька-Мурысонька", "Иванушка", рисование сказочных цветов .

Ход занятия: дети входят в зал, встают полукругом.

В. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей : хорошее, радостное, весёлое.)

В. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей)

Слушайте внимательно.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает . (Книга)

Ответы детей.

В. Молодцы, правильно отгадали. Показываем книгу с яркими иллюстрациями. Ребята, а вы любите когда вам читают книги? И у каждого из вас есть своя любимая? Кто знает как называют картинки в книгах? (Иллюстрации) Ответы детей.

Да, правильно, картинки в книгах называются иллюстрациями. Дети, как вы думаете, зачем нам нужны иллюстрации в книгах? (Ответы детей) Кто их рисует? (Ответы детей)

В. Правильно, художники, но профессия эта называется художники-иллюстраторы. И сейчас мы поговорим про одного из них. Дети садятся полукругом.

Много лет назад в нашем государстве жил-был добрый волшебник . И был этот волшебник художником. Звали его Юрий Васнецов .

Вы спросите : "Почему волшебник? Волшебники бывают только в сказках ?" Верно и неверно, он конечно не мог совершать чудеса, но зато мог нарисовать всё, о чём рассказывается в сказках . Творчество Васнецова известно взрослым и детям. Все любят смотреть книги с его иллюстрациями.

Его работы наполнены сказочной силой , излучают доброту и радость . Рисунки Юрия Алексеевича вы видели, когда были совсем маленькими, а мама читала "Баю-баюшки, баю. " и показывала вам картинку.

Помните? Ребёнок читает потешку "Баю-баюшки,баю". Если внимательно рассматривать иллюстрации Юрия Васнецова , можно заметить отличительные особенности в рисовании художника.

Родился Юрий Алексеевич (слайд 4-5) в старинном русском городе Вятка, сейчас этот город называется Киров (слайд 6) . Этот город славится вот такими игрушками (слайд 7) .

Вы их вспомнили? (Ответы детей : дымковская игрушка)

Когда он был маленьким, как вы, он любил ходить на весёлые ярмарки, где продавали разные товары и эти замечательные игрушки. (Слайд 8) Маленький Юра подолгу стоял и любовался их узорами. И если внимательно посмотреть на рисунки Юрия Алексеевича и на дымковские игрушки, можно заметить много общего.

Предлагаем сравнить коня из потешки "Иванушка" с дымковским конём.

Тысячи разных рисунков к сказкам , потешкам и прибауткам подарил нам добрый сказочник Ю . А. Васнецов . Самые известные книги, оформленные им "Ладушки" и "Радуга-дуга" (слайд 10) .

На страницах этих книг мы встречаемся с васнецовскими героями (слайд 11) .

В. Посмотрите, кто это шагает по зимней улице? (Ответы детей : чёрный, усатый кот) А что это он несёт? (Ответы детей : несёт румяную булочку) .

В. Купил, наверное, чтобы на всех друзей хватило. Вспомнили потешку к этой иллюстрации? Ребёнок читает.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

В. Ребята, красота-то какая! Зимой быстро темнеет -вот и горит фонарь, освещает дорогу. Свет от фонаря идет сказочный . А почему сказочный ? (Ответы детей.) Кружочки- снежинки вокруг фонаря хороводы водят. Иллюстрации Ю. Васнецова рассказывают даже о том , чего в книжке не написано. (Слайд 12) . Ребенок читает.

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок :

Там растаял снежок,

Заливает лужок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

В. Ребята, слова в потешке звучат как предостережение, чтобы дедушка Ежок не ходил на бережок, почему? (Ответы детей) . Но разве он послушался? Конечно же, нет! Он пошёл на бережок. Но художник Васнецов придумал , как его выручить : нарисовал дедушку Ежа на пеньке, в красных сапожках, а в лапках палочка. Как вы думаете, для чего ему нужна палочка? (Ответы детей) . Он измеряет с её помощью глубину воды. А что мы ещё видим на иллюстрации, о чём не говорится в потешке? (Предполагаемые ответы детей : весной солнышко греет, становится тепло, появляются разные цветочки, распускаются вербочки и почки на деревьях. Прилетают птички и вьют гнёзда).

В. Кто это там справа лапками разводит? Зайчишки! Не выдержали и тоже прибежали на бережок – удивляются, сколько воды кругом!

В. Как много интересных деталей придумал Ю. Васнецов к потешке . Он доставил нам радость своей фантазией.

Слайд 13. "Кисонька-мурысонька"

Кисонька - мурысонька,

Ты где была?

На мельнице.

Кисонька- мурысонька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна!

Игра драматизация по потешке.

Слайд 14.(Мыши водят хоровод)

П/и Мыши водят хоровод.

В. Давным-давно, когда книг и в помине не было и писать ещё не умели, в деревне любили сочинять для веселья то, чего на свете не бывает. Слайд 15. Небылицы пели, под них танцевали,а дети в них играли. Так и повелось, из века в век придумывать небылицы и разыгрывать их по праздникам. А художник Ю. Васнецов их нарисовал . И получились небылицы в лицах.

Слайд 16 (По поднебесью медведь летит.)

Слайд 17 (Я медведя поймал.)

Очень часто на иллюстрациях Ю. Васнецова мы видим сказочный лес .

Слайд 18-20 (Три медведя)

В. Узнали сказку ? (Ответы детей) Обратите внимание, какие огромные стволы деревьев и маленькую фигуру девочки нарисовал художник. Посмотришь на этот лес и сразу становится как-то страшно! Ребята, как вы думаете, кого можно встретить в таком лесу (Ответы детей)

Как удивительно художник Ю. А. Васнецов рисовал цветы , кусты, деревья, животных. (Слайды 21 -29) . В каждой иллюстрации они изображены по-разному, но всюду нарядно, ярко, декоративно украшено точечками, кружочками.

Одевает Васнецов своих героев нарядно. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают , старался художник не наряжать - не заслужили они красивой одежды.

Дидактическая игра "Найди рисунки Ю. Васнецова ". (Дети делятся на две команды, рассматривают иллюстрации Васнецова и Чарушина и выбирают рисунки Васнецова ). Ребята объясняют, почему выбрали данную иллюстрацию и оформляют выставку.

Стук в дверь. Входит юный художник (ребёнок) .

Художник. Здравствуйте, я хотел подарить вам картину, но у меня закончились краски. Разворачивает лист формата А2 и вместе с воспитателем прикрепляет к мольберту. (На листе изображение лебедя на речке) . Моей лебёдушке грустно плавать вдоль таких берегов.

В. Не расстраивайся, наши дети тебе помогут. Ребята, хотите сами попробовать стать художниками. Предлагаю нарисовать волшебные цветы. Но для этого нам сначала надо разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный, и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья –

Друг без друга им нельзя.

Наши пальцы-мастера,

За работу им пора.

Дети проходят за столы и украшают силуэты затонированных цветов. Звучит музыка К. Готта из кинофильма "Три орешка для Золушки".

По окончании все рассматривают цветы, находят интересное в каждой работе.

В. Молодцы, справились с заданием!

Дети приклеивают цветы.

Художник. Вот теперь лебёдушка рада, и она хочет с вами поиграть.

Воспитатель. Раз, два, три - превращаемся в цветы. (Дети рассаживаются напротив друг друга вдоль импровизированной речки, изображая цветы, траву.

Звучит классическая музыка Сен-Сане "Лебедь", появляется лебедь (ребёнок в костюме лебёдушки) .

Дети читают, ребёнок в костюме лебёдушки выполняет соответствующие движения.

Вдоль по реченьке (волны руками) лебёдушка (походить, плавно выгнув ручки) плывёт (помахать «крыльями» ).

Выше (потянуть руки, пальцы развести) бережка (ручки одна на другую перед грудью) головушку несёт (руки к щекам, наклон головы в одну сторону и другую) .

Белым крылышком помахивает, (взмахи «крыльев» )

На цветы (сложить кисти вместе запястьями, пальчики развести) водичку стряхивает (стряхнуть кисти рук два раза) .

Итог занятия : Ребята, с творчеством какого художника-иллюстратора вы познакомились? (Ответы детей) . Почему Юрия Васнецова можно назвать добрым волшебником ? Вам понравились его иллюстрации?

Элементы какой росписи вы использовали при украшении волшебных цветов?

Список литературы

1. Капица О., Карнаухова И., Колпакова Н., Прокофьев А., Чуковский К. Уж ты, зимушка-зима. - М., Лабиринт Пресс, 2014г.

2. Кудряшова А. Небылицы в лицах. - М., ОАО. Московский учебники и картография, 2009г.

3. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб., Акцидент, 1997г.

4. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой. - СПб., Детство-Пресс, 2001г.







"В детстве мне мама все книжечки, сказки читала. И няня тоже. Сказка вошла в меня...
Мне вот дают в издательстве текст. Я беру тот, который мне нравится. А бывает такой, что в нем нет сказки. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из них не сделаешь. А я ищу сказку... Я всегда помню, для кого будет книжка." Ю. Васнецов

Один из примеров сочетания книги замечательного качества + грамотной популяризации творчества и сохранения наследия - это книги о Юрии Алексеевиче Васнецове, которые выпускает его дочь Елизавета Юрьевна Васнецова.

Давным-давно я показывала первую книгу из васнецовской серии "Неизвестный Юрий Васнецов" . Она вышла в 2011 году. А через год вышло продолжение: "Известный Юрий Васнецов"!

"Известный Юрий Васнецов". Материалы к биографии великого художника. 106 прижизненных изданий: описание, официальная пресса, отклики читателей и коллег. Псковская областная типография, 2012. 480 с. Под общей редакцией Е.Ю. Васнецовой.

Предисловие издателя настолько хорошо, что мне жаль его кромсать на цитаты. Пусть будет целиком:

"Эта книга - ностальгия. Для всех сорока- и прочих -летних, бережно хранящих свои детские книжки, книжки своих родителей, бабушек и дедушек; для коллекционеров, в поисках шедевров Детгиза часами находящихся в Интернете и проводящих время в букинистических магазинах. Детская тонкая книжка - продукт скоропортящийся. У нее многомиллионные тиражи, копеечная цена. Попадая в детские руки, книга портится, рвется, пачкается, зачитывается и редко доживает до детей детей. В «лихие» семидесятые-восьмидесятые XX века книжки нашего детства вместе с журналами «Мурзилка» и «Веселые картинки», перевязанные бечевой, взвешиваются па весах и идут на переработку для так называемых макулатурных изданий. Уцелевали шедевры. У кого из нас не было «Плывет-плывет кораблик» с рисунками Конашевича, «Краденого солнца» с рисунками Васнецова, «Багажа» с иллюстрациями Лебедева! А у кого они сохранились? А помните серию «Библиотечка детского сада»? Сколько было добротных, прекрасно оформленных книжек! Какой был замечательный формат, какие краски, какая бумага!

А какие великолепные художники! Люди, имеющие отношение к полиграфии, понимают: то, что было отпечатано на трофейном послевоенном оборудовании, не повторить на сверхсовременных японско-немецких машинах. Изменились краски, изменилась бумага, изменилось отношение к книге. Все в прошлом. Эта книга посвящена творчеству одного из лучших детских книжных иллюстраторов XX века Юрию Васнецову. К работе нас подтолкнула вышедшая недавно книга - материалы к биографии великого художника «Неизвестный Юрий Васнецов». Так как название книги было несколько провокационным, поскольку имя художника широко известно, нам не оставалось ничего другого, как назвать нашу - «Известный Юрий Васнецов», тем более что это книжка про книжки, первая в отечественном книговедении попытка систематизировать творчество Юрия Васнецова как иллюстратора детских книг. (Рассказ о Юрии Васнецове -живописце, создателе серии великолепных эстампов и авторе рисунков в детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Костер» - в будущем.) Настоящее издание, как нам представляется, - первая попытка систематизировать все творчество одного художника - от первого издания, книги «Карабаш» 1929 года, до последнего прижизненного издания, «У нас-то какие дела» 1973 года. Издатели добросовестно собрали все то, что удалось найти, но справедливо считают, что могут быть не учтенные нами издания периода Великой Отечественной войны, издания 20-30-х годов. Мы будем благодарны за помощь библиографам и коллекционерам - за дополнения, поправки и любые сведения о неизвестных фактах и прижизненных изданиях Юрия Васнецова. Появление таких шедевров иллюстрации, как «Краденое солнце», «Три медведя», «Кошкин дом» и так далее и так далее, не могло бы состояться без блистательного окружения - его друзей-художников и учителей в создании детской иллюстрированной книги: В. Лебедева, В. Конашевича, В. Тамби, В. Курдова, А. Пахомова, Е. Чарушина, Н. Тырсы. Хотелось бы думать, что мы подадим пример коллегам для выпуска подобного рода изданий о творчестве художников золотого века детской иллюстрированной книги. История детской книги XX века ждет своего Карамзина. Мы же публикуем материалы к биографии лишь одного из художников. Принцип публикации следующий:

Дается научное описание, воспроизводится обложка, спинка (как правило, если содержит элемент рисования);
- приводятся лучшие, на наш взгляд, иллюстрации, а также
- эскизы, наброски, рисунки;
- публикуются наиболее яркие критические статьи, в том числе и ругательные 30-40-х годов;
- кроме того, публикуются фотографии;
- письма, воспоминания, деловые документы, относящиеся к издательскому процессу. Отбирались преимущественно не публиковавшиеся ранее материалы. Чтобы не затруднять процесс чтения, не все иллюстрации снабжены подписями. В разделе «Прижизненные издания», содержащем обязательные элементы - обложку, спинку, титульный лист, иллюстрации из конкретной книги, эти элементы приводятся без подписей. К остальным иллюстрациям - фотографиям, эскизам, письмам, предметам прикладного творчества и иным - подписи даются. Библиографический список использованных источников с расширенным описанием представлен в хронологическом порядке в конце издания. Внутритекстовые и подстрочные ссылки на источники приводятся в сокращенном виде.

Издатели приносят благодарность хранителям семейного архива - дочерям Елизавете Юрьевне и Наталье Юрьевне Васнецовым, библиотеке издательства «Молодая гвардия» и лично Е.И. Ивановой и Л.В. Петрову, а также С.Г. Косьянову - за помощь в издании этой книги.

Сначала рассмотрим книгу. Горизонтальной верстки, тканевый переплет, ляссе. Обложка полностью выдержана в стиле серии.

на ткани рельефный рисунок Васнецова: Конек-Горбунок

А форзацы очень занятны: на них приведен фрагмент гобелена неустановленной фабрики по мотивам иллюстраций Ю. Васнецова. Контрафактный продукт начала 21 века!

От издателя
Эраст Кузнецов "О книжной графике Юрия Васнецова"
Елизавета Васнецова "Как папа работал над книгой"
Прижизненные издания (основная часть книги со стр. 49-419)
Основные даты жизни и творчества
Перечень прижизненных изданий
Валентин Курбатов "Стучит, бренчит по улице..."

Сначала о том, что вокруг. Вокруг прижизненных изданий - масса интересного! Впервые публикуемые фотографии, причем не парадные портреты, которые легко вставить в любое издание, хоть в статью в журнале, хоть в книгу. А такие - моментные, случайные, которые вроде в качестве "заглавного фото" не годятся, но тем, кому дорога любая крупица информации и памяти о художнике, эти фотографии доставят радость, они отлично вписались здесь в сопровождающие материалы - вот как этот снимок 1960-х

или фотография с домашнего небольшого застолья (не шумные васнецовские празднества, а вдвоем с Владимиром Васильевичем, скромно. И тут же шедевральная художественная телеграмма юбиляру от Лебедевых:

Статьи Елизаветы Васнецовой богато проиллюстрированы архивными материалами: фотокарточками, документами, эскизами, набросками. Вот например зарисовки для книги С. Маршака "Английские народные песенки", 1943 г

а вот эскиз к ней же - и отрывочек из такой теплой и душевной статьи Елизаветы Юрьевны "Как папа работал над книгой"

Или "раскадровка" иллюстрации "По синю морю корабль бежит" к книге "Радуга-дуга" 1965-1968: сначала эскиз иллюстрации (стекло, акварель, белила)

потом рисунок (бумага, графитный карандаш)

и потом уже сама иллюстрация (бумага, акварель, белила, тушь)

Ну а теперь основная часть книги - воспроизведение 106 прижизненных изданий, сопровожденных вырезками из прессы, откликами читателей и коллег, а также многочисленными дополнительными материалами. С самой первой книги "Карабаш" и до последней прижизненной. Трудовой путь художника с 1929 по 1973 год, почти полвека!

Наконец-то есть возможность посмотреть на фантастическую книгу "Болото", о которой так заманчиво рассказывал Эраст Давыдович Кузнецов в "Медведь летит, хвостом вертит":

"...Книжка "Болото" вышла в 1931 году - третья, но хочется считать ее первой, потому что начинался Васнецов, конечно, не с "Карабаша" и не с "Как папа застрелил мне хорька", а именно с "Болота". <...>

В самом деле, странная эта книжка, какой-то монстр, если глянуть на нее непредвзято. Не сравнить ни с первой, ни со второй - вся она несуразная и нескладная. Непонятно, о чем она и зачем. Ни в какой жанр не лезет. Язык не повернется причислить ее к "познавательным книжкам из жизни природы": картинки не очень понятные, намешанные, напутанные. <...>

О незаурядности "Болота" многие писали с восхищение. Восхищение это может понять каждый, кому повезло посмотреть васнецовские рисунки на какой-нибудь из его выставок или в фондах Русского музея, где они хранятся, и оценить их редкое живописное богатство - богатство цвета, богатство фактуры".

У каждой книги приведена обложка, спинка

Иногда - внутренние страницы, иногда - дополнительные материалы - эскизы

игрушки и предметы, которые держал в руках Юрий Алексеевич

очень интересны наработки художника: например, на странице иллюстрации к книге "Шах-Петух"

есть зарисовки художника: известно, что когда Васнецов иллюстрировал народные сказки, то очень тщательно работал в музеях и библиотеках, изучал этнографические источники

Выходные данные и описание даны очень полно: даже включена информация, где была отпечатана книга

В заключение хочу обратить внимание на очень важные слова из предисловия издателей: "Хотелось бы думать, что мы подадим пример коллегам для выпуска подобного рода изданий о творчестве художников золотого века детской иллюстрированной книги. История детской книги XX века ждет своего Карамзина. Мы же публикуем материалы к биографии лишь одного из художников". Мне понравилось, что издатели так радушно делятся своими мыслями и приглашают всех желающих последовать за ними и начать выпускать подобные книги о других мастерах книги. Замечательно, что не ставят жирный знак патента и авторского права на свою идею систематизации изданий художника.

Чудесная книга, спасибо Елизавете Юрьевне Васнецовой!

Юрий Алексеевич Васнецов по праву считается художником русской сказки.
Одной из основных особенностей его художественного метода является неразрывная органическая связь с народным искусством. Причем Ю. Васнецов перерабатывает принципы народного творчества, сближая их с современным ему искусством. Образы, созданные им, отмечены оптимизмом, жизнеутверждающей силой, которая характерна для народного искусства.
Фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях реальной русской природы. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают у Ю. Васнецова особенную выразительность именно потому, что художник придает им движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности. Специфическая черта художественного метода Ю. Васнецова - редкая способность творить как бы от лица своего будущего зрителя, умение заново пережить детскую увлеченность сказкой и как бы пропустить сквозь призму детского восприятия традиции народного творчества.
Один из излюбленных композиционных приемов художника - повтор и перекличка мотивов. Вместе с тем каждая васнецовская книга представляет собой новый вариант образного, композиционного, колористического решения.
Эмоциональный строй рисунков Ю. Васнецова организуется цветом, который играет особую роль. Он не утрачивает декоративности, характерной для народного искусства, оно одновременно становится носителем напряженного поэтического чувства, вложенного художником в тему сказки.
Цвет васнецовских иллюстраций является для ребенка как бы цветовой азбукой. Цвет персонажей определен, прост, его легко назвать: волк-серый, гуси-белые, лиса-рыжая и т. п. вместе с тем Ю. Васнецов удивительно точно добивается пропорциональности реального и фантастического цвета, что способствует правильному восприятию ребенком изображения. В книге "Ладушки" художник смело и изобретательно использует цвет фона. Цвет становится здесь как бы средой, в которой происходит действие. Такой прием искусствоведы условно назвали "принципом волшебного фонаря". Радостно и празднично освещая желтым, красным, синим или розовым "светом" забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя неожиданностью цветового фона страницы, используя близкий детям прием быстрой смены впечатлений. Но каждое цветовое пятно иллюстрации, "настроенное" в соответствии со звучанием цветового фона, живет и своей собственной жизнью, включаясь в общую композицию.

Юрий Алексеевич иллюстрировал и оформлял книги В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского, русские народные сказки и др.
Книги, оформленные Ю. А. Васнецовым, легко узнаются. Иллюстрации в них имеют первостепенное значение, текст подчиняется им. Ю. А. Васнецов оформляет книгу в целом, при этом строгая конструктивность и логическая завершенность всех ее элементов не сковывают творчество и неистощимую фантазию мастера.
Книжки-картинки Ю. Васнецова знакомят ребенка с жизнью через искусство (Л.Толстой "Три медведя", П. Ершов "Конек-горбунок", С. Маршак "Теремок" и др.). Лучшие работы художника - иллюстрации к сборникам "Ладушки" и "Радуга-дуга".

Чуковский К. И. Сказки / К. И. Чуковский. ; рис. Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича, В. Сутеева.-М.: Искусство, 1982.- 164, с. : цв. ил.

Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей / Ю. Васнецов. ; [авт. предисл. Л. Токмаков; ред. В. И. Серебряная; сост. Г. М. Васнецова; оформ. Д. М. Плаксин] .-Л.: Художник РСФСР, 1984.- 173, с. : ил., цв. ил.

Ладушки: стихи, песенки, потешки, сказки / худож. Ю. Васнецов. .-М.: Самовар, печ. 2005.- 76, с. : цв. ил.; 23 см.- (Тридесятые сказки)

Русские сказки / рис. Ю. А. Васнецова. .- [Изд. 3-е].-Л.: Детская литература, 1980.- 84, с. : ил.:1,20 82.3(2Рос)-6Р15

Радуга: русские народные сказки, песенки, потешки / [рис. Ю. Васнецова]. .-М.: Детская литература, 1989.- 166, с. : цв. ил.

Бианки В. Карабаш. - М. - Л.:ГИЗ,1929.

Бианки В. Болото . - Л.: Мол. Гвардия, 1931.

Ершов П. Конек-горбунок . - Л.: Детиздат, 1935.

Толстой Л. Три медведя . - Л.: Детиздат,1935.

Чуковский К. Краденое солнце . - М.: Детиздат, 1936.

Детские народные сказки . - Л.: Детиздат, 1936.

Маршак С. Теремок. - М.: Детиздат, 1941.

Английские народные сказки. - М.: Детгиз, 1945.

Бианки В. Лис и мышонок . - Л.: Дет. лит., 1964.

Ладушки. Русские народные сказки, песенки, потешки . - М.: Дет. лит., 1964.

Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки . - М.: Дет. лит., 1969.

Чики-чики-чикалочки. Русские народные песенки и потешки . Собрала и обр. Н. Колпакова. - Л.: Дет. лит., 1971.

Работы художника

Этот художник доказал свое мастерство и созданием живописных полотен, и оформлением спектаклей в театрах, и в качестве художника-графика. Но все же именно иллюстрации к сказкам Юрия Васнецова снискали особую любовь и признание маленьких читателей. Это стало главным делом его жизни. Об этом вспоминаем теперь мы, бывшие дети, читатели книг, в которых рассматривать иллюстрации, созданные этим художником, было не менее увлекательно, чем разбирать тогда еще по складам свои первые тексты.

Что же нам известно о биографии Юрия Васнецова?

Юность художника

Будущий художник родился в 1900 году в российском городке Вятки, в семье священника, служившего в местном соборе. Отдаленные родственные узы связывали эту семью с другими Васнецовыми - художниками Виктором и Аполлинарием, а также Александром Васнецовым, известным фольклористом, собирателем народных песен. Конечно, подобное семейное наследие не могло не сказаться на будущем творчестве художника.

Все свое детство Юрий Васнецов провел в Вятке. В этом провинциальном городке работало большое количество кустарных мастерских и артелей. Промыслы были самыми разными - мебельные, сундучные, игрушечные. Да и сама мать Юрия слыла в округе отменной вышивальщицей и кружевницей. Впечатления детства - самые яркие и именно они оказывают влияние на формирование наших представлений о мире, на воспоминаниях, которые остаются с нами до конца дней. Полотенца с вышитыми петухами, расписанные в русском народном духе короба и сундуки, яркие деревянные и глиняные игрушки - бараны, медведи, лошади, куклы... Все эти образы неспроста попали на страницы книг со знаменитыми васнецовскими "сказочными" иллюстрациями.

Молодой Юрий очень хотел стать художником - поэтому в 1921 году он поступил в Петроградские Государственные Свободные Художественные Мастерские (сокращенно ГСХМ) на отделение живописи. Среди учителей Васнецова называют Осипа Браза, Александра Савинова и даже русских авангардистов - Казимира Малевича и Михаила Матюшина.

Работа в издательстве

После обучения художник начал сотрудничать со знаменитым Детгизом, где под началом живописца и, по общему мнению выдающегося мастера плаката, Владимира Лебедева он создал свои первые шедевры. Иллюстрации к детским книжкам "Болото" и "Конек-Горбунок", как сейчас принято говорить, "сделали ему имя". Вслед за ними были опубликованы оформленные Юрием Васнецовым "Три медведя" Льва Толстого, "Небылицы в лицах", "Ладушки", "Радуга-дуга". Тогда же им была создана и серия картин, созданных так называемой "техникой плоской печати" - детских литографических эстампов на традиционную фольклорную тематику.

После поездки на Север в 1931 году художник Юрий Васнецов окончательно укрепился в избранном пути. Уже владеющий всеми навыками мастера-живописца, он еще тщательнее подошел к изучению народных истоков.

Феномен живописи Юрия Васнецова

Осуществив путешествие в русские северные края, художник начал осваивать новые для себя тонкости мастерства. Тогда и заговорили о "феномене живописи Васнецова". Вот, например, один из натюрмортов, с изображенной на нем большой рыбой: на продолговатом, красного цвета подносе лежит большая, с серебряной чешуей рыба. Картина стилистически выполнена так, что непонятно - то ли это геральдический знак, то ли просто коврик со стены крестьянской избы. Красные, черные и серебристо-серые тона противопоставлены, но в тоже время уравновешивают друг друга в общей художественной плоскости натюрморта.

Высоко оценивая как народное "базарное" искусство, так и каноны утонченной живописи, Юрий Васнецов к 1934 году создал такие полотна как "Дама с мышкой", "Натюрморт со шляпкой и бутылкой" и др. Однако опасаясь преследований, которые коснулись творческих работников того времени в связи с начавшийся кампанией борьбы с формализмом, Васнецов рисовал что называется "в стол", сделав эту часть своей живописи тайной и показывая картины лишь близким людям.

Лишь после смерти на выставках работы Юрия Алексеевича Васнецова в полной мере обрели своих поклонников. Тогда стало понятно, сколь велик был дар этого человека - являясь выдающимся "детским" художником, он был и замечательным мастером живописи XX века.

Образы иллюстраций

Совсем не случайно художник писал впоследствии, что всегда жил тем, что запомнил с детства.

И вот, почти так же, как вятские игрушки, нарядно и празднично, "одевает" художник своих героев. Кошки и козы, матери многочисленных семейств, носят на его иллюстрациях юбки, украшенные оборками и кружевами. Так и хозяйничают. А вот Зайчик, обиженный Лисой - на него художник, должно быть, из сострадания, надел теплую кофточку. Медведям же и волкам по вполне понятной всем детям логике одежды чаще всего не полагалось, потому что были они всем остальным зверям опасными и хищными врагами.

А вот необыкновенно добрый котик:

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Носит котик по зимнему времени добротные расписные валенки, на шее у него повязан розовый бант, и баба сбоку от шагающего кота шумно радуется его появлению, и собака не торопится облаивать. А еще дальше домики с занесенными снегом крышами, с горящими окнами, и дым из труб столбом прямо в небо - а значит, и погода тихая, безветренная, ясная.

А как это глупо - жить во вражде! Вот две вороны сидят, отвернувшись друг от друга, нахохлившись, смотрят в разные стороны:

На крайчике, на сарайчике

Две вороны сидят,

Обе врозь глядят:

Из-за дохлого жука

Перессорились.

И окружающий этих скупердяек-ворон пейзаж совсем не тот, что на других картинках. Он куда скупее на краски и радости в нем явно недостает.

На иллюстрациях Юрия Васнецова оживает особый мир - уютный, добрый, спокойный. И необыкновенно красочный. В таком мире любому ребенку, а может, иногда и взрослому, захочется задержаться подольше, вглядываясь в его героев, заряжаясь их душевной щедростью, проживая вместе с ними их пусть и "пряничные", но такие трогательные истории. При этом звери, нарисованные Васнецовым, не приторны, но - таинственны. Некоторые критики даже считали, что художник пишет "страшноватые" картинки, пугая детей.

И еще это ведь очень по-русски: если страшно - то до дрожи, грустно - так до слез, а уж если радость - то непременно пир на весь мир.

Стилистика и цвет

Эмоциональность рисунков Васнецова продиктована прежде всего цветом, играющим в восприятии образов решающую роль. Он и декоративен, что вообще характерно для народного искусства, и поэтичен, что, в свою очередь, отличает все творчество художника.

Васнецовские иллюстрации - цветовая азбука для ребенка. Все просто, как в сказке: волк - серый, зайчик - белый, лиса - рыжая и т.п. Активно используется художником принцип, как называют этот прием искусствоведы, "волшебного фонаря". Действие происходит на некоем, обязательно праздничном, ярком цвете фона (красный, желтый, синий и др.). Эта среда, в которой общаются персонажи, композиционна сама по себе, и в то же время она - то новое яркое пятно, которое так необходимо детям, переворачивающим очередную страницу в ожидании новых впечатлений.

В заключение

Книга, особенно в детских руках, - товар копеечный, скоропортящийся. У кого из нас в детстве не было "Плывет-плывет кораблик", иллюстрированный Конашевичем? Или знаменитого "Багажа" с рисунками Лебедева? А "Радугу-дугу" с чудесными животными Васнецова забыть и вовсе невозможно. Но у кого "дожили" эти книжки до наших дней? Наверное, лишь совсем у немногих. А ведь это были добротно сделанные, прекрасно оформленные, выполненные в удобном большом формате детские книги. И те, у кого они все еще хранятся, прекрасно знают, как воспринимают их сегодняшние дети. Да так же, как и взрослые много лет назад - с радостью и восхищением.

На ярких, остроумно и занимательно выполненных иллюстрациях Васнецова выросло уже несколько поколений юных читателей, а сам художник еще при жизни был назван классиком детских книжных иллюстраций.

Загрузка...
Top