«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок.

Ольга Дорофеева
Литературная игра-викторина «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Ведущий :

Каждый человек с самого раннего возраста должен стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным, чувствительным, пожалуй. Все к этому стремятся, но, однако, не у всех это получается. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки . Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками . Ведь именно благодаря сказке , вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого Они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки .

Цель нашей сегодняшней литературной викторины заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше сказок , их авторов и героев, а также еще больше приобщиться к чтению.

Каковы же условия нашей викторины? Разбиваемся на две команды. Вопросы командам задаются в порядке очередности,

Наша литературная викторина будет состоять из следующих тем :

1. Волшебные слова

2. Удивительные превращения.

3. Волшебное средство.

4. Друзья.

1 конкурс. Вспомнить, кто говорил в какой сказке следующие слова :

1 команда. Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой.

(Иванушка-дурачок, р. н. с. "Сивка - бурка"

Сим-сим, открой дверь!

(Али-баба, арабская сказка "Али-баба и 40 разбойников)

Крекс Фекс Пекс!

(Буратино, А. Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино")

2 команда.

Лети- лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через-юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

(Женя, В. Катаев"Цветик-семицветик")

Раз, два, три, горшочек, вари!

(девочка, братья Гримм "Горшочек каши")

Кара-барас

(Мойдодыр, К. Чуковский)

2 конкурс. Удивительные превращения

В кого превращались или "были заколдованы сказочные герои ?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля) .

Братец Иванушка (В козленка)

Гадкий утенок (в лебедя)

2. Чудище из сказки Аксакова " Аленький цветочек" (в принца)

Одиннадцать братьев- принцев из сказки Андерсена "Дикие лебеди"

(в лебедей)

Василиса Прекрасная (в лягушку)

3 Конкурс. Какие волшебные средства были у данных сказочных героев

1. У солдата из сказки Андерсена (Огниво) .

У Буратино (золотой ключик)

У кота (сапоги)

У Кащея Бессмертного (яйцо с иглой)

2. У маленького Мука (туфли)

У Золушки (хрустальные туфельки)

У Снежной королевы (волшебное зеркало)

У Бабы-Яги (метла)

4 конкурс Назовите друзей литературных персонажей

1. У маугли (Багира, Балу, Каа) .

У Малыша (Карлсон)

У Чипполино (Вишенка и Редиска)

У Бременского музыканта (осел, собака, петух, кот)

2. У Вини-Пуха (Пятачок, Кролик, Иа-Иа)

У Герды (Кай)

У Дюймовочки (рыбки, мотылек, ласточка) .

У Буратино (Мальвина и Пьеро) .

Игра

На полу рассыпаются мелкие предметы : кубики, колечки от пирамидки, шишки и т. п. Выбирают двух-трёх детей, завязывают им глаза и дают в руки корзинки. По сигналу (включение музыки) дети начинают собирать с пола игрушки и класть в корзинку. Как только музыка остановилась – глаза развязываются и подсчитывают, кто сколько собрал. Понятно, что выиграл тот , кто собрал больше.

Вам понадобится : открытки с картинками, конверты.

Подберите открытки с изображением животных или сказочных персонажей , словом того, о чём дети знают стихи или песни. Разрежьте каждую на части. Каждая открытка - это будущая команда, количество частей - количество детей. Каждую часть положите в конверт и раздайте детям. По команде дети открывают конверты и стараются как можно скорее установить, с кем у них совпадают части открытки. Когда, наконец, открытка собрана, можно приступать ко второй части конкурса. Команда должна исполнить песню, прочитать стихотворение или станцевать. Тема должна быть связана с изображением на открытке.

Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины , приустали, проголодались. Вот я и решила : объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный .

V. «Пир на весь мир»

- Наш вопрос : кто, кого и в какой сказке так угощает ? Кто придумал такой обед - пир сказочный ?

«Наварила манной каши и размазала по тарелке..

Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»

(Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль» ).

«Съешь моего ржаного пирожка..

Не стану я ржаной пирог есть!

У моего батюшки и пшеничные не едаются!»

(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» ).

«Испекла каравай - рыхлый да мягкий,

Изукрасила каравай разными узорами мудреными.

По бокам города с дворцами,

Садами, да башнями - сверху птицы летучие,

Снизу - звери рыскучие».

(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка» ).

«Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле» . (Старуха - старику. Русская народная сказка «Колобок» ).

«Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль - лису. Русская народная сказка «Лиса и журавль» ).

Вот мы с вами побывали на сказочном обеде , и, как полагаетсд в сказке , у нас «по усам текло, а в рот не попало» , но все равно никто, наверное, не скажет, он ушел с пира несолоно хлебавши!

А наша викторина продолжается

1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи :

Я ль на свете всех милее Всех румяней и белее?»)

2. Что кричал петушок, сидя на спице?

(«Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!» )

3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.» )

4. Что молвила третья сестрица?

(«Я б для батюшки царя родила богатыря.» )

5. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?

(«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп

Откуплюсь, чем только пожелаешь.»)

6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане » ?

(«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»)

7. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?

(«Смилуйся, государыня, рыбка!» )

8. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке » ?

(«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.»)

9. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане » ?

(«Я там был, мед, пиво пил -И усы лишь обмочил.» )

10. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке » .

Сказка ложь , да в ней намек !

Добрым молодцам урок .»)

«Из какой сказки отрывок

1. Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

«Сказка о царе Салтане .)

2. «Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» .

3. «Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно».

«Сказка о золотом петушке » .

4. «На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

«Сказка о рыбаке и рыбке »

5. «Жил-был поп, толоконный лоб» .

«Сказка о попе и его работнике Балде»

6. «Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит »

«Поэма «Руслан и Людмила» .

Ведущая. А сейчас, ребята, у нас музыкальная пауза. Пока играет мелодия , вы должны вспомнить и изобразить героя из любой сказки , мелодия закончится, вы должны замереть, а я попробую угадать, какого героя вы изобразили.

Четвертый конкурс «Узнай, от кого пришла телеграмма»

1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить да проклятое племя корчить! (Балда) .

2. Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите,

ждите, очень спешим. (Корабельщики) .

3. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут , знать не будет мне ОбиднО! (Молодая царевна ) .

4. Приеду с подарками, так как одна на весь мир наткала я полотна.

(Вторая сестрица)

5. Очень жаль, приехать не могу :

«Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла». (Царь Додон) .

«Подскажи словечко»

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего (моря)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому. .(зверюшку)

3. И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи (кругом)

4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)

5. Нужен мне работник : повар, конюх и (плотник)

6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)

8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный. (рожок)

Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием?

(Колобок.)

2. Назовите -героиню русской народной сказки , которая была овощем.

(Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной "жилплощади? («Теремок» , «Лиса и Заяц» )

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую

5. Какой сказочный герой посеял деньги , думая, что вырастет денежное

дерево и останется только собрать урожай? (Буратино.)

6. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой . И она вновь зовет и манит нас к Наше путешествие в сказку закончено , но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать : «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были..»

Песня Где водятся волшебники

Накорми кролика

На картоне нужно нарисовать мордочку кролика. Рот кролика открыт – там должно быть вырезано отверстие для морковки. Каждый игрок (с расстояния (6-8 шагов) должен с завязанными глазами подойти к кролику и вложить ему в рот морковку конфеты.

"Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Из глубины веков сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение. "Возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! Но в сказках всё же сохранился тот уникальный смысл, что был заложен древними сказителями. Мы, к сожалению, не всегда понимаем скрытый смысл сказки, не знаем, как она рождалась. Что имели ввиду древние люди, рассказывая эти сказочные истории? Какие уроки детям они хотели дать.

В старинных фольклорных сборниках события знакомых нам сказок разворачиваются часто по-другому.

"Репка"

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку:
бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут! Бабка позвала внучку, а внучка Жучку… Совсем другим оказался конец старинной сказки: "Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!".

Современный вариант - это история о взаимопомощи, а древний - о том, что всякое дело надо доводить до конца.

Сказка "Колобок" .

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней.на крыльцо, с "крыльца-на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Хвастается румяный колобок своей ловкостью. Вот и готово, вроде бы, осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. А в древней сказке содержится информация о… луне. Да, да! О луне. Оказывается, колобок символизировал Луну. В старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая "луна" становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. "Гам!" - и она исчезла…

А в сказке "Петушок - Золотой гребешок" говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль - роль солнца. Образ лисы - это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика, а потом хватает и несёт очень уж далеко: " за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря". А выручает петушка - кот. Кот в этой сказке означает утро.

Герои ещё одной любимой малышами сказки - "Заюшкина избушка", изначально были призваны рассказать детям о смене времен года. Коварная лиса - это зима, а добрый заюшка - лето. Когда лиса выманила заюшку из его жилища, то выручил его снова петушок - солнышко, хотя сначала зайчик обращается за помощью к другим животным, которые с лёгкостью могли бы победить лису.

Курочка ряба. Вовсе не простое её толкование.

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!


Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

Баба Яга . Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай - обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. А Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. И жилище её - избушка на курьих ножках - прообраз домиков, которые строили люди прошлого. И чтобы фундамент дома не гнил, его окуривали смолой.

"Баба" - это мать, главная женщина в древних культурах. "Яга" - огонь. Был глагол "ягать". " Ягать" - означало "кричать во всю силу. Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок, от такого прогревания, часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель.

Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым
человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.
В.А.Сухомлинский.

Сказки…. Как много связано с ними в жизни каждого человека. Она сопровождает нас всю жизнь. Ее рассказывают ребенку, еще лежащему в колыбели, она удивляет малыша и в 2, и в 5, и в 10 лет. А, став взрослыми, мы передаем сказочный опыт своим детям, внукам. Жаль, что мы читаем сказки, как правило, только в детстве. Однако, то, что в раннем возрасте пропущено через сердце, что воспринято через эмоционально-чувственную сферу, останется с человеком на всю жизнь.

В сказке заложено много воспитательных начал. Сказки учат детей любить свою родину, свою землю, накопленную тысячелетиями народную мудрость, ее фольклор, искусство, бытовые культурные традиции, ее историю. Они учат быть «добрым молодцем», достойным своего Отечества, а не «Иваном, родства не помнящим».
Именно в сказке дети впервые знакомятся с особенностями культуры русского народа. Во-первых, это – язык, его особенные мелодика и ритм, присущие только сказкам. Во-вторых, это – обычаи и обряды, удивительные по красоте песенки - заклички, сопровождавшие бытовую жизнь наших предков. В-третьих, описание и устаревшие названия предметов быта, одежды, праздников, персонажей, которые наполняли духовную жизнь наших предков. И, в-четвертых, дети узнают об отношениях наших пра-пра-прадедов к социальным явлениям жизни, положительным и отрицательным, о подвигах и народных героях, о добре и зле, о неограниченных возможностях человека.

Сказка объединяет разные по возрасту поколения. Вспомните, как, уютно устроившись на коленях у бабушки, вы слушали негромкий ее голос, неторопливо повествовавший о похождениях Ивана – крестьянского сына в тридевятое царство, тридесятое государство. Сказка побуждает ребенка к фантазии, к воображению. Да и как иначе можно представить себе «чудище заморское» или «красоту, что ни в сказке сказать, ни пером описать»?

Сейчас появилось много авторских сказок, которые сохраняют естественную связь с фольклором, используют традиционное для сказки построение сюжета, специфическую лексику. Все сказки: и русские народные, и авторские,- включают в себя естественное и необычное, волшебное, реальное и фантастическое. Именно поэтому мы вправе сказать, что сказки дают детям огромные возможности для развития творчества и образного мышления.

Перед вами сборник авторских сказок. О чем они? О явлениях природы, об отношении людей к течению времени и смене времен года, о красоте русской земли, о некоторых обычаях, сопровождавших жизнь наших предков.
Я надеюсь, что эти сказки помогут воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, родителям организовать развитие творческого воображения и образного мышления у детей.

Рецензии

Ты совершенно права,Светлана в своих рассуждениях о сказке.Это слово пишут с маленькой буквы, а я бы все буквы этого слова написала большими.В нынешние времена она нужна не только детям, но и многим взрослым,которые в детстве были лишены всей чудесной её наполненности.Об этом хорошо написано в данном предисловии.Что греха таить,не много найдётся мам и бабушек,умеющих рассказывать сказки.Чаще их детям читают с равнодушием и "глубоким" непониманием,соблюдая,лишь, ритуал засыпания.
С интересом почитаю все твои сказки. С наилучшими пожеланиями, И.Д.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.

Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.

Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.

Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.

В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.

В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

Путешествие друзей

Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.

Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

Петушок

Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.

Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.

А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.

Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.

Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

Самый быстрый в лесу

В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.

Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.

Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

Письмо

Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.

Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…

Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.

Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.

Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.

Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.

Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

Как Дружок заблудился в лесу

Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.

Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.

Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.

Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:

«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».

Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.

Даша Новосёлова, 7 лет

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.

Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.

Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.

Аня Жукова, 6 лет

Сказки, сочинённые с родителями.

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.

А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.

Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.

Настя Алметева, 6 лет.

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору

Я из дому вышла, был сильный мороз!

Смотрю весь народ, направлялся на площадь.

И мы побежали на площадь бегом.

А там, я глазам своим не поверила,

На площади ёлка стоит: «Красота!»

Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.

Они с Дед Морозом ведут хоровод.

Меня поздравляют, подарки мне дарят.

О чудо!Ведь это пришёл Новый год!

Софья Рыбакова, 6 лет

Джамиля Микуленко
«Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!» Конспект внеклассного занятия о вреде употребления ПАВ

Творческая разработка

«Вредные привычки и их последствия

Табак, внутривенные наркотики, насвай»

«Сказка ложь , да в ней намёк –

добрым молодцам урок »

Микуленко Джамиля Дильмуратовна,

педагог-организатор

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детско-юношеский «Военно-спортивный центр «Патриот»

[email protected]

Введение

Тема : вредные привычки их последствия

«Сказка ложь , да в ней намёк , добрым молодцам урок »

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети.

Одна из основных проблем ребёнка – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И одна из важных миссий педагога – помощь в социальной адаптации учащегося.

По данным «Новокузнецкого наркологического диспансера» в течении 2013 года в 3 раза увеличилось число детей и подростков, употребляющих наркотические вещества, причём половина из них – школьники. Поэтому важно на ранних этапах расположить к себе ребёнка, узнать его интересы, и вовремя провести профилактическую работу. Ведь основы здорового образа жизни закладываются ещё в детстве. Именно поэтому целями данного занятия являются : профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ. Своими главными задачами считаю :

Довести до сведения детей информацию о том вреде , который наносит своему здоровью курящий, употребляющий внутривенные наркотики и насвай человек;

Формировать негативное отношение учащихся к табакокурению, наркомании, употреблению насвая ;

Предупредить возникновение у учащихся установки на желание

попробовать наркотики, табак;

Целевая аудитория : учащиеся 7-9 лет

Форма : практическое занятие

Оборудование : интерактивная доска, мультимедийная презентация, костюм Бабы-Яги, костюм Кощея бессмертного, листы А4, бумажные образцы легких человека, клей, карточки (насва- наркотик, насвай – благо, польза, картинки шприца с наркотическим средством, карандаши, фломастеры.

Одной из первых вредных привычек мной было выбрано- табакокурение. Табакокурение несовершеннолетних принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, что наносит огромный урон этносу в целом.

Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом

возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев и наркотики.

Тема наркомании не случайна, ведь общеизвестно, что наркомания ведёт за собой тяжелые медико-социальные последствия, представляющие угрозу здоровью населения. По данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, в России насчитывается около 6 млн. наркопотребителей, около 600 тысяч больных наркоманией. По данным Министерства здравоохранения РФ, ежегодный прирост наркоманов среди взрослого населения составляет 50%, а среди молодёжи и подростков – более 100%. Возрастной уровень приобщения к наркомании опустился с 19-18 лет до 13-14, а в отдельных случаях и до 8 лет.

Ещё один распространённый наркотик среди школьников – так называемый «насвай» . Насвай могут приобрести даже дети из младших классов – в то время как продавать сигареты и спиртное у нас разрешено только лицам, достигшим 18 лет. Это вещество не требует подкожных или внутривенных инъекций, что всё-таки пугает многих школьников. По статистике онкологов среднеазиатского региона, а именно оттуда родом «насвай» , 80% людей, страдающих раковыми заболеваниями губы, языка или гортани, регулярно употребляют «насвай» . Профилактика по данной проблеме необходима на ранних этапах воспитания, для предостережения от огромной ошибки в жизни детей.

Для реализации своей цели и задач по данному мероприятию мной были применены следующие методы : наглядно-образный, словесный, практический.

Наглядно-образный : у детей 7-9 лет хорошо развит наглядно-образный вид мышления. Посредством сказки , ярко и эмоционально сыгранных ролей Бабы-Яги и Кощея бессмертного данный материал надолго останется в памяти ребёнка. Демонстрация мультимедийной презентации поможет в усвоении материала и расширит круг знаний у детей.

Применяя словесный метод, мной были выбраны следующие виды : объяснение, рассказ , беседа. Объяснение причин, по которым люди начинают употреблять наркотические вещества, рассказ симптомов зависимого человека, объяснение и беседа с детьми о последствиях, приводящих при употреблении ПАВ . Данный метод расширяет знания младших учащихся о наркотических веществах, приводит к пониманию данной проблемы, способствует проверке изученного материала.

При практическом методе мной были применены следующие упражнения : аппликация, работа с карточками, творческое задание. Данный метод способствует развитию логического мышления, самостоятельности при выполнении задания. Так же практический метод играет важную роль при оценке усвоенного материала ребёнком, расширении и углублении знаний.

Основное содержание : методическая разработка

Тема : вредные привычки их последствия

(табак, внутривенные наркотики, насвай)

«Сказка ложь , да в ней намёк , добрым молодцам урок »

Ход занятия

Ребята, вы любите сказки ? А какие сказки вам нравятся ? Назовите положительных героев русско-народных сказок . Назовите отрицательных героев (Баба-Яга, Кощей бессмертный)

А знаете ли вы что Баба-яга и Кощей бессмертный не всегда были плохими и злыми? Что сделало их такими? А об этом они расскажут вам сами.

(появляется Баба-яга и Кощей)

Ведущая : Повстречались на дорожке

Злой Кощей, да бабка-ёжка

Вместе по лесу бредут

Да беседушку ведут :

Кощей : - Что ты, старая, хромаешь,

Громко охаешь, вздыхаешь?

Баба-яга : - Ох, Кощеюшка, досада!

Я и жизни уж не рада

Ведь сама себя сгубила,

Вот, послушай, как всё было :

Поселилась я в избушке

На глухой лесной опушке,

Всё лежала на печи, да считала кирпичи.

А когда весна настала

Что-то мне тоскливо стало,

Заскучавши, без забот

Завела я огород.

Посадила лук, чеснок,

Да душистый табачок.

Табачок-то посушила,

В ступе мелко искрошила,

Трубку табаком набила

С той поры и закурила.

Всё как будто развлеченье,

В голове туман, круженье,

На тоску, печаль плевать

И на сердце благодать.

Так втянулась в это дело,

Оглянуться не успела,

Как вместо бабушки лесной

Стала бабушкой – ягой.

Нос крючком, глаза слезяться

Ноги еле волочаться,

Задыхаюсь при ходьбе…

Это хворь сидит во мне,

Сушит, душит, убивает,

Сердце в камень превращает.

И теперь для всех детей

Нету Бабушки страшней.

Ох, зачем табак садила

И сама себя сгубила.

Ведь могла быть не ягой,

А красавицей лесной.

Кощей : Как помочь такому горю?

Ведущая : молвит тут Кощей

Кощей : Но спорю, мой удел

Куда ужасней

И страшнее и опасней,

Хоть зовут меня бессмертным,

Но я всё же уязвим,

Про иглу в яйце заветном

Известно недругам моим.

Та иголка не простая

В ней была вода живая,

Чтоб быстрей омолодиться

В кровь вливал я ту водицу.

Но случилася беда -

Кончилась в игле вода

Как тут быть?

Где бессмертье раздобыть?

Тут является купец-

Из-Заморья молодец .

Я на злато не скупился

У него водой разжился.

Но скажу тебе, сестриться,

Не живая та водица,

Только в кровь она вольётся

Душа с телом расстаётся.

Где-то в облаках ветаю

Ничего не понимаю.

Море – лужа, холм – гора,

То бесовская игра.

Но проходит навожденье

И от боли нет спасенья.

Тело крутит и ломает,

Будто зверь его терзает. Чтобы с бесом не водиться

Надоб вылить ту водицу…

Только зло идёт ко злу –

Вновь хватаюсь за иглу.

Дааа, не зря же говориться :

Смерть моя в игле таиться.

Чую близок мой конец

Одолел меня купец.

Баба-яга : Я, Кощей, купца не знала,

Только кое-что слыхала,

Кот учёный говорил,

Что он наркотик привозил.

Слова дивного такого

Никто слыхом не слыхал.

Повсему видать, бессмертный,

От него ты смертным стал.

А сорока стрекотала,

Что Иванушку видала.

Ванька сильно исхудал

И умом, как будто сдал.

Всё твердит, как попугай :

Дайте, дайте мне насвай.

Под язык его кладёт

Будто леденец сосёт.

Леденец то тот обман –

От него в глазах туман,

Всё куда-то уплывает,

Да и вовсе исчезает,

А потом нутро болит,

Всё во рту огнём горит.

Уж какая тут еда.

Ох, Кощей, беде, беда…

Что случилось в нашем царстве?

В тридесятом государстве?

За напастью, да напасть

Как бы всем нам не пропасть.

(уходят)

Ведущий : Ребята, что употребляет Баба-яга ? (табак, курит сигареты) (появляется слайд – сигарета)

А какие симптомы, после курения стали проявляться у Бабы-Яги? (по началу легкое головокружение, человеку становится плевать на все проблемы, он становится как бы заколдованным, но затем при длительном курении у человека темнеет цвет кожи, желтеют зубы, человека начинает задыхаться даже при ходьбе, ни говоря о беге. Начинает болеть и колоть сердце. Сильнее всего страдают легкие, которыми человек

дышит. При длительном курении человек может заболеть бронхитом, туберкулёзом и раком легких, приводящий к смерти.

Слайд с надписью Сигареты – это яд для больших и для ребят

Я предлагаю сделать вам аппликацию. Перед вами лежат образцы легких человека из бумаги. Возьмём одно лёгкое и сильно сожмём его в руках – так выглядит лёгкое курящего человека – приклеим его к листу бумаги. А рядом приклеим чистое, гладкое легкое, как образец не курящего человека.

А что же принимал Кощей бессмертный? (внутривенные наркотики) (появляется слайд – шприц)

Какие симптомы испытывал наш герой? (человека не владеет собой, ему видется то, чего нет на самом деле, но когда действие наркотика прекращается – человек испытывает невыносимые боли, которые разрывают его тело на части. Что избавиться от них, человек вновь вкалывает себе наркотик. Это приводит к тому, что человек гниёт внутри и снаружи. Наркотик убивает человека.

Слайд Наркотик – это гибель для человека (дети хором повторяют эту фразу)

Перед вами лежат карточки, на которых изображён шприц с наркотическим веществом, что нужно сделать с этим рисунком, чтобы человек понял, что наркотики нельзя употреблять ? (перечеркнуть шприц)

Возьмите фломастеры и жирной чертой перечеркните шприц.

А о каком персонаже говорили ещё наши герои? (об Иване-дурачке)

Что он принимает? – НАСВАЙ (появляется слайд – насвай)

Что же такое насвай? – это наркотическое средство, состоящее из табака, извести, золы различных растений и куриного помёта. Приупотребление данного наркотика вначале человека чувствует лёгкое расслабление и помутнение в глазах, но затем может возникнуть тошнота, головные боли, расстройство желудка и образование волдырей на губах. Длительное применение насвая вызывает у человека разрушение зубов, ухудшение памяти, задержка в психическом развитии.

Перед вами лежат карточки на которых написано «Насвай – это благо, польза» ,

«Насвай – наркотик» , нужно выбрать ту карточку, которую как вы считаете верная (насвай – наркотик) .

Запомните, насвай – это наркотик, а наркотик, как мы знаем, убивает человека.

Ребята, давайте сегодня пообещаем друг другу и себе – никогда не принимать наркотики и не начинать курить. Повернитесь друг к другу и скажите : «Я никогда не буду курить, я никогда не буду принимать внутривенные наркотики, я никогда не буду употреблять насвай .» Ведь теперь мы знаем, к чему это может привести. Сохраним

своё здоровье и здоровье близких нам людей! Что вы выбираете : наркотики, сигареты, насвай, которые приводят к смерти или вы выбираете ЗОЖ и Жизнь? (ответ детей)

Слайд – «Я выбираю жизнь» !

Заключение

Мной было проведено занятие , целью которого являлось профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ. Изучая литературные источники, знакомясь с источниками СМИ, беседуя с наркологами города Новокузнецка приходишь к выводу, что употребление ПАВ среди детей в нашем регионе имеет значительно большое распространение. И тема наркомании в любом её проявлении очень актуальна на сегодняшний день.

Занятие проводилось в формепрактического занятия .

Формы и методы занятий носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Все задания ориентированы на творческую работу ребенка – самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.

При проведении занятия удалось заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к проблеме вредных привычек , таких как табак, внутривенные наркотики, насвай. Дети приняли активное участии в выполнении практических и устных заданий. Из полученного методического материала, воспитателями вместе с детьми были организованы выставки творческих работ по теме вредных привычек , которые ещё долгое время будут напоминать учащимся о вреде , который приносят психо-активные вещества и мотивировать детей на ЗОЖ.

Приложение

Баба-Яга, употребляющая сигареты Кощей бессмертный - наркоман

Аппликация «Лёгкое здорового человека и курящего»

Работа с карточками

Мультимедийная презентация

Литература

1. www.kuzdrav.ru › г. Новокузнецк Сайт департамента охраны здоровья населения Кемеровской области. ГБУЗ КО "Новокузнецкий наркологический диспансер".

3. Менделевич В. Д., Наркомания и наркология в России в зеркале общественного мнения и профессионального анализа/ В. Д. Менделевия – Казань : Медицина, 2006. – 260с.

4. Р. Ф. Хамитов, И. Г. Мустафин, О. Л. Пайкова, 2009, /Наркозависимость и инфекционная патология : клинико-иммунологические аспекты. Вестник своевременной клинической медицины Том 2, выпуск 3 –59с.

5. www.netnarkotik.ru/nasvay

6. Углов Ф. Г. Из плена иллюзий. - М., 1986. - C.209

7. Богдан Т. Воронович. Без тайн о зависимостях и их лечении. - Пер. с пол. - Киев : Сфера, 2004. - C.219

8. Замятина А. Страшный итог лёгкого кайфа / Наркомат. - 2004. - № 12. - C.54-55

Загрузка...
Top