Северная экспедиция беринга. Экспедиции В

Из школьных учебников известно, что в 1725 году по распоряжению Петра I из Санкт-Петербурга в сторону Камчатки отправилась экспедиция Витуса Беринга. Ее заявленной задачей было уточнение данных географических карт и проверка существования пролива между Азией и Северной Америкой. Однако, как утверждают современные историки, истинная цель плавания была совсем иной.

Плацдарм для нападения на Америку

Согласно архивным историческим документам, морской поход был организован для изучения возможности захвата земель Северной Америки русской короной. В этом случае опорной базой российских войск должна была стать Камчатка, к берегам которой и был направлен Беринг. Тем не менее официальная задача экспедиции также должна была быть выполнена. Когда корабли достигли побережья полуострова, перед Берингом встал вопрос, как поступить дальше. Можно было продолжить плавание и при полном снаряжении обогнуть Камчатку, достигнув пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку. Но был и второй вариант. Чтобы лишний раз не подвергать офицеров и солдат риску плавания по неспокойным северным морям, а также дать им почувствовать твердую землю под ногами, Беринг предложил военным членам экспедиции пересечь Камчатку пешком. Тогда корабли подобрали бы их на другой стороне полуострова. Параллельно солдаты и офицеры должны были разведать наиболее удобные места для возведения крепостей, если Россия начнет военную экспансию на территорию Северной Америки.

Второй вариант был признан лучшим, и основная часть людей сошла на сушу. Но тащить на себе снаряжение и оружие было делом нелегким. Решили привлечь местных жителей - камчадалов из племени народа ительменов. Они уже тридцать лет как были покорены казаками и отлично подходили на роль носильщиков. Вот только, как заставить их помогать бесплатно, было большим вопросом.

Дело в том, что туземцы аккуратно платили налог в царскую казну в виде шкурок зверей. Продажа шкур из России в Европу была крайне выгодной, поэтому от ительменов больше ничего не требовали. Тем не менее верховенство белых людей им не нравилась. А тут еще как снег на голову свалился Беринг, пожелавший, чтобы его команду бесплатно, в интересах царя, проводили через весь полуостров. Плюс все это происходило в разгар сезона охоты, и ительмены опасались, что если они упустят время, то им нечем будет потом платить налог, а это приведет к карательным мерам со стороны местных казаков.

Первая камчатская война

Хитрый датчанин Беринг решил проблему обманным путем. Он пообещал тем, кто посодействует в перевозке людей и грузов, освобождение от царского налога шкурами на три года! Как тут устоять. Аборигены согласились. Они и не подозревали, что Беринг, не обладая подобными полномочиями, просто солгал им. Когда афера вскрылась, корабли мореплавателя были уже далеко.

Однако ительмены не стерпели подлости и поднялись на войну против царской администрации, представленной казаками. В истории эти события сохранились под названием «Первая камчатская война». Сначала были захвачены остроги казаков. Затем ночью ительмены вырезали весь гарнизон крепости «Нижнекамчатск», главного фортификационного сооружения русских на Камчатке. Спастись удалось лишь трем казакам, которые подняли тревогу, правда, в тот момент было уже поздно. Полуостров вернулся под власть местных племен.

В этот момент по иронии судьбы обратно в Санкт-Петербург из Северной Америки возвращался один из кораблей Беринга - бриг «Гавриил» - с солдатами и офицерами на борту. Вооруженные моряки, узнав о восстании камчадалов, сняли корабельные пушки, сошли на берег и, осадив Нижнекамчатск, спустя двое суток взяли его. Мятеж был подавлен. Война выживших казаков и моряков с местными племенами приняла особенно ожесточенный характер. Обе стороны воевали предельно жестоко, пленных не брали. Победили казаки, к 1732 году во второй раз полностью захватив Камчатку.

А. Муранов

Со дня рождения Витуса Беринга, великого морехода, замечательного скромного труженика, отдавшего лучшие годы своей жизни служению нашей Родине, исполнилось уже более 300 лет. Свершенные им подвиги сделали его имя бессмертным.
Беринг родился в Дании и с юных лет был связан с морем. Ходил в дальние морские плавания, побывал во многих странах, знал европейские языки, был даже известен русскому царю Петру Первому. По приглашению царя в 1703 году поступил на службу в русский морской флот и с тех пор навсегда связал свою судьбу с Россией, стал родным ее сыном. Участвовал в знаменитых петровских походах. Среди моряков пользовался авторитетом и уважением, за что его чаще называли не Витусом, а Иваном Ивановичем.
К началу XVIII века Россия уже стала могучей морской державой, однако обширные просторы морей и океанов, омывающих ее земли с севера и востока, были почти не изучены. Не было известно также, соединяется ли Азия с Америкой сушей или эти материки разделены между собой проливом.
Это был далеко не праздный вопрос, а, наоборот, имел весьма большое практическое значение и издавна интересовал очень многих. Ведь для того чтобы попасть из Европы в Индийский или Тихий океаны нужно было огибать южную оконечность Африки или Южной Америки. Оба эти пути имели огромную длину, и пользоваться ими европейским купцам было крайне невыгодно: на плавание уходило много времени, в пути торговые корабли подвергались нападениям пиратов, их трепали бесконечные штормы и бури, отчего быстро изнашивались снасти и ветшали корабли. Кроме того, болели и умирали члены экипажей судов, и еще другие многочисленные трудности дальних походов осложняли и так нелегкую жизнь моряков.
Совсем иное дело, если бы корабли шли в Китай и другие восточные и азиатские страны Северным морским путем, огибая Азию или Америку не с юга, а с севера, тогда путь был бы примерно раза в три короче. Но для этого надо было точно знать, есть ли пролив между Азией и Америкой и доступен ли он для прохода судов.
Решение этой, казалось бы простой, задачи составило целую эпоху истории географической науки. Петр Первый, возвращаясь в 1697 году из Голландии в Москву, встретился в немецком городе Ганновере с известным ученым Готфридом Лейбницем.
В беседе с русским царем Лейбниц затронул много вопросов. Он советовал более подробно изучать географию России, составлять карты, для чего готовить геодезистов и картографов, больше вести астрономических и геофизических наблюдений. Петр Первый и сам знал важность всего этого, однако на вопрос Лейбница, имеется ли пролив между Азией и Америкой, не смог дать ответа, ибо сам ничего достоверного об этом не знал. Но самолюбие царя было задето – и он обещал ученому дать ответ на интересующий его вопрос.
Однако Лейбниц так и не дождался ответа. У Петра Великого было слишком много неотложных дел. Начались война со Швецией, окончившаяся победным Ништадтским миром, потом были многие другие заботы.
И тем не менее царь не забыл об этом деле. Только в январе 1725 года, уже будучи сильно больным, он собственноручно написал следующий наказ:
"1. Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах плыть возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать, где она сошлась с Америкой... "
Во главе намеченной экспедиции нужно было поставить опытного морехода, надежного и смелого человека. Выбор царя пал на Витуса Беринга. В помощники ему назначили Алексея Ильича Чирикова. И хотя тот еще был молод (всего 22 года, но уже успешно окончил Морскую академию и как талантливый слушатель был оставлен при ней в должности преподавателя.
В 1725 году участники экспедиции отправились к месту назначения. Их путь от Невы до восточной окраины Российского государства был исключительно трудным. Ехали на лошадях, плыли по сибирским рекам. Большие трудности испытывали по доставке тяжелых грузов (якоря, канаты и пр.). Особенно страдали во время жестоких сибирских морозов, к тому же из-за нехватки продовольствия люди часто голодали. Нередко вместо павших лошадей сами впрягались в повозки.
После долгих мытарств экспедиция наконец в марте 1728 года прибыла в устье реки Камчатки. Позади было более трех лет пути. Петра Первого уже не было в живых, но начатое им дело продолжалось.
Выполняя распоряжение царя, в Нижне-Камчатском остроге экспедиция приступила к строительству судна, пригодного для дальнего плавания.
Это тоже было очень нелегким делом. Материалы к месту строительства доставлялись на собачьих упряжках и вручную. Смолу готовили сами. Питались рыбой, пойманной в реке, соль добывали из морской воды.
За три месяца самоотверженных работ судно было построено и названо "Святым Гавриилом". Для того времени это был довольно солидный корабль – длиной свыше двадцати метров.
13 июля 1728 года команда в составе сорока человек с годовым запасом продовольствия под начальством Беринга отправились на "Св. Гаврииле" вдоль берега полуострова Камчатки, придерживаясь северо-восточного направления.
В течение полуторамесячного плавания экспедиция открыла несколько островов, прошла по проливу, разделяющему Азию от Северной Америки, и вышла в Чукотское море, достигнув широты 67° 17". Но никто, ни Беринг, ни его спутники, не знали, что они сделали великое открытие: пролив, искать который послал их Петр Первый, они прошли и фактически открыли.
Это произошло потому, что все то время стояли пасмурные дни и морякам не были видны ни берега Аляски, ни азиатские берега.
Беринг, находясь в неведении, решил повернуть обратно, "понеже земля более к северу не простирается, а к Чюкоцкому или восточному углу земли никакой не подошло, и возвратился..." – так сообщил он позднее в своем рапорте.
Помощники Беринга интуитивно чувствовали, что цель близка и экспедиция находится примерно в том месте, куда стремились. Но нужны были факты и доказательства, а их не было.
А. И. Чириков очень настаивал на продолжении исследований и в случае необходимости предлагал остаться ив зимовку в устье реки Колымы.
Но осторожный Беринг не решился так поступить, считая это рискованным. Наступили холода, и он боялся за судно и жизнь вверенных ему людей и потому бесповоротно решил вернуться.
Злая ирония судьбы! "Св. Гавриил", возвращаясь, снова прошел по проливу, а моряки из-за ненастной погоды так и не увидели ни того ни другого берега. Так они и вернулись ни с чем на Камчатку.
Находясь в таком неведении, Беринг решил продолжить исследования в следующем, 1729 году. И вновь его постигла неудача: преодолев путь длиной около двухсот километров к востоку от берегов Камчатки, "Св. Гавриил" попал в жестокий шторм и не смог продолжать плавание.
Так завершилась Первая Камчатская экспедиция 1725–1730 годов.
Когда в марте 1730 года Беринг, Чириков и некоторые другие участники экспедиции вернулись в Петербург и начальник доложил о проделанной работе, им было указано, что задание осталось невыполненным, вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой остался нерешенным, экспедиция не достигла берегов Америки.
Тогда же было решено организовать Вторую Камчатскую экспедицию. Ее задачами было: установить наличие вышеупомянутого пролива, дойти до берегов Америки и обследовать их, совершить плавание к Курильским островам и к Японии, узнать, можно ли по морю проплыть из устья реки Камчатки до Анадыря и Колымы. Начальником Второй Камчатской экспедиции вновь назначили Беринга, его помощником – А. И. Чирикова. Кроме них в состав экспедиции вошли одиннадцать морских офицеров, геодезисты, геологи и другие специалисты.
Суда для новой экспедиции строились в Охотске.

15 июня 1741 года "Святой Петр" и "Святой Павел", нагруженные всем необходимым, имея каждый на борту команды численностью свыше семидесяти человек, вышли из Авачинской бухты полуострова Камчатки. Гавань, где стояли суда, Беринг считал одной из лучших в том краю. В честь своих судов он назвал ее Петропавловской. Здесь и возник город Петропавловск-Камчатский, ставший столицей и одним из процветающих центров полуострова и крайнего востока нашей Родины.
Командование "Св. Павлом" Беринг поручил своему помощнику А. Чирикову. Сначала "Св. Петр" шел впереди, но потом командир приказал Чирикову возглавить поход. Около недели суда шли вместе, однако во время очень густого тумана (1 июля 1741 года) потеряли друг друга, разделились и никогда более не встретились.
Потеряв несколько дней на тщетные поиски корабля командира, А. Чириков повел "Св. Павел" к берегам Америки. Основным достижением его плавания в 1741 –1742 годы было исследование Алеутских островов.
Беринг тоже пытался найти судно Чирикова, но безрезультатно. Отправившись по назначенному курсу, "Св. Петр" 27 июля подошел к американскому берегу. Моряки увидели мощные заледенелые горные хребты, среди которых, как маяк, красовался величественный горный пик.
"Св. Петр" бросил якорь у ближайшего острова. Дело было в Ильин день – 31 июля 1741 года. В честь данного события высокому пику и острову Беринг дал название "Св. Илья".
Однако оно к острову не прижилось, и на картах его можно найти под именем Каяк. Он оказался обитаемым, но, кто здесь жил, люди Беринга не смогли установить, ибо испуганные их появлением жители поспешили спрятаться в лесах.
2 августа экспедиция открыла другой остров (Укамон) и в последующие дни группу мелких островов.
Высадиться на американский берег и обследовать хотя бы часть его Беринг не решился. Надвигалась холодная зима, на борту корабля было много больных, да и сам он чувствовал себя не совсем здоровым. Кроме того, Беринг не был уверен в том, что высадка на незнакомом берегу может окончиться благополучно. Словом, командир не хотел рисковать и до наступления сильных морозов предполагал добраться до Камчатки.
Обратный путь был трудным и печальным. Погода не благоприятствовала плаванию. Часто штормило, на море падали плотные туманы. Сильные западные ветры тормозили продвижение корабля по нужному курсу. Число больных все более увеличивалось. Беринг тоже заболел цингой и уже не вставал с постели. Первую жертву – матроса Шумагина – похоронили 10 сентября на неведомом острове и в честь погибшего товарища назвали Шумагинским.
Далее становилось все хуже. В конце сентября и в октябре штормы отличались исключительной силой. Число тяжелобольных перевалило за тридцать. Почти ежедневно кто-нибудь умирал.
"Мы должны были плыть в неизведанном, – писал в судовом журнале штурман Свен Вексель, – никем не описанном океане, точно слепые, не знающие, слишком ли быстро или слишком медленно они передвигаются и где вообще находится. Не знаю, существовало ли на свете более безотрадное или более тяжелое состояние, чем плавание в неописанных водах..."
В ноябре уже некому было нести вахту. К штурвалу подводили больных, которые сами не могли передвигаться. Корабль при жестоком морозе обледеневал, и некому было сбивать лед, чтобы облегчить судно.
Снасти пришли в ветхость, парусы превратились в лохмотья, продовольствие и запасы воды кончались.
Люди приходили в отчаяние, считали себя обреченными.
"Наш корабль плыл, как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления, и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать..." – записал в начале ноября Свен Ваксель.
4 ноября моряки увидели землю. Раздались радостные крики: "Камчатка! Мы спасены!"
Каково же было разочарование всех, когда оказалось, что земля, принятая за Камчатку, на самом деле представляла собой неизвестный необитаемый остров.
Беринг созвал офицеров на совет, чтобы решить, как быть дальше – продолжить ли плавание, на чем сам настаивал, или высадиться на остров.
Большинство решило, чтобы "спасти себя и судно", пристать к острову.
Это было единственное правильное решение, ибо судно обветшало, а команда не была в состоянии вести его дальше, хотя, как выяснилось позднее, Камчатка находилась не так далеко от того места.
7 ноября моряки высадились на остров. С судна сняли припасы и необходимые вещи. 22 ноября во время бури оно было выброшено на берег и пришло в полную негодность.
Решили зимовать на острове. Жилищем для людей служили ямы, вырытые в песке. Многие не вынесли исключительно неблагоприятных и суровых условий жизни на острове и умерли. В их числе был и начальник экспедиции. "Декабря 8 (19) дня капитан-командир Беринг в землянке того острова умер..." – было написано в одной из последних строк корабельного журнала.
Оставшиеся в живых участники экспедиции провели на острове девять долгих месяцев. Питались мясом убитых животных и двух китов, выброшенных мертвыми на берег.
Из остатков разбитого судна зимовщики соорудили небольшой бот, дали ему то же имя и 21 августа 1742 года прибыли в Петропавловск.
После смерти Беринга экспедицию возглавил один из его помощников Мартын Шпанберг. Объектом ее исследований были сибирские берега Северного Ледовитого океана.
В 1744 году Вторая Камчатская экспедиция закончила свое существование. Она длилась одиннадцать лет.
Имя Витуса Беринга увековечено на картах мира, главным образом в той части света, где он совершил всемирно известные Камчатские экспедиции. Его носят: мыс на побережье Анадырского залива, гора на острове Спафарьева, населенный пункт на западном побережье Аляски и другие географические объекты. Но самая большая память об этом человеке запечатлена в названии пролива, который он, не зная, открыл и дважды прошел во время своих морских походов, и море в северной части Тихого океана, которое он пересек на "Св. Петре", возвращаясь от берегов Аляски к Камчатке, чьи воды омывают восточную часть нашей Родины.
Географические результаты экспедиций Беринга велики, и их никто не оспаривал. Свыше двух с половиной веков прошло с момента, когда он повел свои суда в дальние морские походы. О его делах, достижениях и недостатках написано очень много. Некоторые географы и историки обвиняли этого человека в мягкости характера, излишней осторожности, нерешительности и медлительности, недооценивании научных наблюдений, неумении поставить на должную высоту дисциплину и во многих других недостатках.
Однако люди, критиковавшие Беринга, очевидно, плохо представляли себе те исключительно трудные условия, в которых ему пришлось выполнять задание Петра Великого, когда тот уже ничем не мог помочи ему или защитить – в эпоху политических интриг, распрей и происков, взбудораживших все общество после смерти царя.
Исключительно честный, доброжелательный и справедливый старый моряк Беринг ценой невероятных усилий сумел построить на голом месте корабли, проложить на них через холодные океанские пустыни новые пути в Америку, героически перенести бесчисленные беды, невзгоды и лишения, целиком посвятить два последних десятилетия своей жизни исследованию неведомых вод и земель, совершить ряд великих географических открытий и за все это бескорыстие заплатить собственной жизнью. Этими подвигами Витус Беринг обессмертил свое имя и вписал его золотыми буквами в историю географической науки и нашего государства.

Рождение будущего мореплавателя не ознаменовано никакими важными событиями. Никто и не предполагал, что ребенок станет не просто моряком, а великим первооткрывателем, да еще и состоящим на службе у другого государства. Трудно сказать, какие причины побудили паренька поступить на военно-морскую службу именно в Российской империи: не настолько могучей была наша держава на тот момент. Возможно, Беринг смог увидеть для себя определенные перспективы. Что в некоторой степени и поспособствовало сделанным им открытиям, которые имели практическое, географическое, да и историческое значение. Беринг не только открыл новые земли и острова на севере страны, но еще и составил карты побережья, что было чрезвычайно важно.

Первые годы жизни

Родился Витус Беринг 12 августа 1681 года в Ютландии (современная Дания) в городе Хорсенс. Ничем особенным городок не отличался: несколько церквей и монастырей - вот и все достопримечательности. Развиваться он начал только после 1442 года, когда ему была выдана торговая хартия, и постепенно превратился в коммерческий центр.

Город располагался на берегу моря и имел порт. Герой нашего рассказа с первых лет жизни любовался волнами и мечтал о путешествиях. Хотя его отец был, по сведениям некоторых историков, таможенником, и никогда не покидал родные места. Не очень понятно, по какой причине, но в самом начале своей карьеры моряка подросток взял себе фамилию матери.

Море манило мальчика, поэтому нет ничего удивительного, что, достигнув отрочества, он поступил в Амстердаме в морской кадетский корпус, а в 1703 году, в возрасте 22 лет, успешно закончил его. Но перед этим Витус Беринг совершил небольшое путешествие в Ост-Индию на голландском корабле. Видимо, после этого будущий путешественник Беринг и принял твердое решение связать свою судьбу с морем.

На службе у Петра I

Как попал в русский флот Витус Беринг? Биография его не содержит на этот счет точных сведений. Известно только, что на тот момент по приказу российского государя Петра Первого адмирал русского флота Корнелий Иванович Крюйс занимался набором опытных моряков для службы. Сиверс и Сенявин представили паренька, заявив, что тот успел уже побывать в Ост-Индии, следовательно, каким-никаким опытом все же обладает. Из других источников известно, что Витус хотел служить, как и его двоюродный брат Сиверс, именно на флоте, и непременно в Российской империи. Как бы там ни было, но мечта его сбылась, и Беринг отправляется в Петербург. Там ему поручили управлять судном, которое транспортировало лес для постройки крепости Кронштадт. Не бог весть что, но все-таки море!

Вскоре получил Витус Беринг звание лейтенанта и начал выполнять более ответственные и сложные поручения. Он принимал участие в Азовском походе, отслеживал передвижение кораблей шведов в Финском заливе, участвовал в походе из Архангельска в Кронштадт, служил на корабле «Перл» при перегоне его из Гамбурга в Петербург. И вдруг, не дослужившись до капитана первого ранга, Беринг покидает военную службу.

Послужной список Витуса Беринга

Если составить в хронологическом порядке все чины и звания, которые получал мореплаватель Беринг за время своей военной карьеры, то получим следующую таблицу:

Поступление на военную морскую службу русского флота

Получил чин поручика (современное звание лейтенанта)

Витус Беринг переведен служить в войска на Азовском море

Присвоено звание капитан-лейтенанта

Поручено командование шнявой «Мункер»

Служба на Азовском флоте, участие в войне с Турцией

Перевод на службу в Балтийском флоте

Выборг, женитьба на Анне Кристине

Получено звание капитана 4 ранга

Беринг получает под свое командование корабль «Перл», который он должен доставить из Гамбурга в Россию

Звание капитана 3 ранга

Получает под командование корабль «Селафаил»

Будущий мореплаватель получает звание капитана 2 ранга

Передан под командование корабль Мальбург

Витус Беринг уходит в отставку в звании капитана 2 ранга

Вот таких званий и почестей за 20 лет службы удостоился Витус Беринг. Краткая биография, впрочем, совсем не раскрывает всех заслуг мореплавателя. Для историков и географов более интересна последующая часть его жизни.

Освоение и присоединение Камчатки к Российской империи

Постоянно усиливавшийся гнет крепостного права не мог не сказаться на истории России. Сбежавшие крестьяне искали земли, которые бы служили им убежищем от преследований. Так постепенно люди добрались и до Сибири, а там и до Камчатки. Но территория уже была заселена, поэтому организовывались походы для захвата и освоения земель, богатых пушниной и т. д. В 1598 году было разбито, и территория вошла в состав Российской империи.

Необходимость исследования Камчатки

Освоение Камчатки и прочих сибирских земель было делом государственной важности. Прежде всего необходимо было пополнить казну. Но первопроходцы в большинстве своем были малообразованными людьми, которые в первую очередь искали полезные ископаемые, открывали новые территории и облагали налогом местное население. Государству нужны были карты новых земель, а также морской путь.

В 1724 году Петр Первый издает указ об организации похода на Камчатку, во главе которого поставлен Витус Беринг. Путешественнику было предписано добраться до Камчатки, построить два судна и на них отправится на Север, найти место, где Америка соединяется с Сибирью, и найти оттуда путь в города Европы.

Первая камчатская экспедиция Витуса Беринга

Получив должность руководителя и звание будущий путешественник приступил к выполнению приказа государя. Через 2 недели - 25 января 1725 года - первые участники экспедиции отправились из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), геодезисты, кораблестроители, штурманы, гребцы, матросы, повара. Общее число достигало 100 человек.

Дорога оказалась трудной и сложной. Добираться пришлось различными способами: телеги, сани с собаками, речные суда. Прибыв в 1727 году в Охотск, начали строительство судов для выполнения основных задач экспедиции. На этих кораблях Витус Беринг добирался до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске был отстроен военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватель с командой отправился дальше. Корабль прошел через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за погодных условий моряки не смогли увидеть берега американского континента.

Частично цели экспедиции были выполнены. Однако, возвратившись в 1730 году в подает отчет о проделанной работе и составляет проект следующей экспедиции. Большинство первых лиц государства и академиков не понимали, как и сам Витус Беринг, что он открыл. Но главное было доказано - Азия и Америка не соединяются. А путешественник получил звание капитан-коммандора.

Вторая экспедиция на Камчатку

После возвращения мореплавателя к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Надо было отстаивать свою честь и оправдывать оказанное ему высочайшее доверие. Да и цели еще не все достигнуты. Нельзя останавливаться на полпути. Итак, назначается вторая экспедиция, и командует ею Витус Беринг. Биография, написанная современниками путешественника, утверждает, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, некий Шестаков открыл и пролив, и даже Курильские острова. Да только все эти открытия не были подтверждены документально. Датчанину повезло - он был образован, умел структурировать и анализировать полученные результаты и хорошо составлял карты.

Вторая экспедиция Витуса Беринга имела перед собой следующие цели: исследование моря от Камчатки до Японии и устья Амура, нанесение на карту всего северного берега Сибири, достижение американского побережья и торговля с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

Несмотря на то что на императорском престоле восседала Анна Иоанновна, Россия еще оставалась верна петровским заветам. Поэтому проектом заинтересовались влиятельные чиновники из Адмиралтейства. Указ о проведении похода был издан в 1732 году. Добравшись до Охотска, в 1740 году Беринг строит два пакетбота - «Святой Петр» и «Святой Павел». На них исследователи вышли к восточному побережью Камчатки.

Результаты экспедиции

В этот раз было более удачным. Но и одновременно трагичным - во время зимовки в 1741 году умер Витус Беринг. Что он открыл, смогли оценить только впоследствии. Ведь тогда проверить достоверность результатов его трудов было сложно - дорога в Сибирь еще слишком зависела от капризов природы. Но даже тогда путешественники уже начали пользоваться картами, которые составил Витус Беринг. Открытия великого первопроходца позволяли заняться освоением и эксплуатацией новых земель.

Итак, было проделано следующее:

  • В Ачинской бухте был основан Петропавловск.
  • Через современное Берингово море достигнут берег Аляски.
  • На обратном пути открыты Алеутские и Шумагинские острова.
  • Нанесен на карту Алеутский хребет.
  • Обнаружены и нанесены на карту Евдокеевские острова и остров Чирикова (Туманный).
  • Открыт остров Беринга, на котором и умер в 1741 году мореплаватель.
  • Нанесены на карту территории северной и восточной России, внутренние территории Сибири.
  • Закартографированы Курильские острова.
  • Найден путь в Японию.

Если внимательно изучить историю географических открытий, то можно обнаружить, что эта экспедиция была лишь частью более масштабного похода. Он был завершен только через несколько лет поле смерти Беринга, да и то только благодаря его организаторскому таланту. Ведь именно он разделил на группы участников Северной экспедиции, выдав каждой определенные задания. Несмотря на человеческие потери, поход был завершен весьма успешно.

Как выглядел Витус Беринг?

Внешность первооткрывателя у некоторых биографов вызывает сомнения. Оказывается всем знакомые картины, на которых изображен Витус Беринг (фото тогда не было), не соответствуют действительности. Это портреты его дяди. Споры были разрешены путем исследования черепа и воссозданием внешности при помощи моделирования. В результате было получено настоящее лицо путешественника. И действительно, Витус Беринг (фото представлены в статье) имел совсем другую внешность. Но это нисколько не умаляет важность его открытий.

Характер великого мореплавателя

По имеющимся сведениям, мореплаватель имел несколько мягкий характер, который совсем не годился для главы экспедиции. И все-таки Беринга дважды назначают на эту должность. Нельзя не отметить еще одну странность. Исследователь Сибири не любил доводить дело до конечного результата - он мог остановиться в тот момент, когда до цели рукой подать. Эту особенность Беринга отмечали и друзья, и участники походов. И все-таки именно его порекомендовали в качестве руководителя и организатора и Петру Великому, и Анне Иоанновне. Чем это можно объяснить? Должно быть тем, что, невзирая на все свои недостатки, Витус Беринг был опытным мореплавателем. Он умел выполнять приказы, был очень ответственным и исполнительным, и, что не менее важно, преданным государству, на службе у которого состоял. Да, скорее всего, именно за эти качества он и был избран для осуществления столь важных географических исследований.

Могила исследователя Камчатки

После того как Витус Беринг встретил свою смерть на острове, который он же и открыл, его похоронили и установили, согласно традициям того времени, деревянный крест. Понятно, что со временем дерево истлело и рассыпалось. Однако в 1864 году на месте, где, по записям соратников Беринга, находилась его могила, был установлен новый деревянный крест. Это было заслугой Российско-Американской компании, основанной при императоре Павле.

В 1991 году была организована поисковая экспедиция к местам захоронения исследователя Сибири. На острове была обнаружена могила не только Беринга, но и еще пяти моряков. Останки были извлечены и отправлены в Москву для исследований. По костям и черепу был восстановлен внешний вид путешественника. Также ученые смогли выяснить, что умер он не от цинги, как предполагалось до этого, а от иной болезни (какой именно, именно, достоверно не известно). После завершения исследований останки были возвращены на остров и перезахоронены.

Объекты, которые носят имя великого мореплавателя

В память о путешественнике и его вкладе в географические исследования, его именем названы такие объекты:

  • Улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Нижнем Новгороде, Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Томске, Якутске.
  • Остров, пролив, мыс, ледник, море.
  • Ледокол и дизель-электроход.
  • Государственный университет на Камчатке.
  • Растения, которые растут на Дальнем Востоке.

Кроме того, о путешественнике снят фильм «Баллада о Беринге и его друзьях».

Значение открытий мореплавателя

Нельзя не признать важность морских походов Витуса Беринга. Именно благодаря ему появились первые грамотно составленные карты Сибири. Впоследствии это очень помогло развитию азиатской части Российской империи. Благодаря его экспедициям началось активное освоение края. Начали добывать полезные ископаемые, стала развиваться горнодобывающая и литейная промышленность.

Российская империя получила приток денег в казну и новые территории, усилилось ее мировое значение и влияние. А главное - страна получила возможность вести торговлю с теми странами, до которых невозможно было добраться уже освоенными путями. Ведь эти территории находились в ведении других государств, которые взимали за их пересечение немалую пошлину. Тем не менее, несмотря на все свои заслуги, признание Витус Беринг получил посмертно, только после подтверждения своих открытий другими путешественниками. Так, всем известный ныне получил свое название с легкой руки Джеймса Кука.

Великая Северная экспедиция. Отряд Беринга-Чирикова 1740-1742 г.г.
В 1732 г. Витусу Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую (Великую Северную) экспедицию. В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков.

2 мая 1732 г. Сенат издал указ „Об отправлении капитан-командора Беринга в Камчатку и о правилах, каковые он должен соблюдать в сей экспедиции”. Согласно указу отряд Беринга должен был пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования ее побережья и изучения быта и нравов народов, населяющих эти земли. Для плавания к американским берегам Берингу и Чирикову поручалось построить два специальных судна.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 г. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. В сентябре 1740 г. пакетботы „Святой Петр” под командованием Беринга и „Святой Павел” под командованием Чирикова вышли из Охотска. Во время шторма у берегов Камчатки была потеряна часть продовольствия. В октябре экспедиция прибыла в Авачинскую губу и остановилась на зимовку в бухте, которую Беринг назвал Петропавловской. Здесь был основан острог, впоследствии выросший в город Петропавловск-Камчатский.

С началом навигации участники экспедиции стали готовиться к отплытию. Для решения вопроса о маршруте судов Беринг созвал совет из офицеров, штурманов и ученых. Мнения участников совета разделились: командор предлагал плыть на северо-восток, Стеллер - на восток, профессор астрономии Делакроер - на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

Утром 4 июня 1741 г. „Святой Петр” и „Святой Павел” вышли из Петропавловской бухты. Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно. Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли - суда разлучились.

В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток. По-разному сложилась судьба отрядов экспедиции.

Около четырех недель „Святой Петр” продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли - корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 г. участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка. Сильный ветер не позволил подойти к берегу, лишь 20 июля пакетбот бросил якорь недалеко от небольшого острова.

Для разведки на берег была отправлена шлюпка с 15 матросами, руководил которыми Софрон Хитрово. Сделав запасы пресной воды, матросы вернулись на корабль. Позже Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он обнаружил и осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем (Стеллерова хохлатая сойка).

Финансировался Русским Адмиралтейством и преследовал более военно-стратегические цели, нежели научные. Цели - доказать существование пролива между Азией и Америкой и сделать первые шаги к переходу на американский континент. Вернувшись в Петербург в из Первой Камчатской экспедиции , Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь , он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту .

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов . В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».

Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага , который впоследствии назовут Командорскими островами . «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря . Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Наперекор смерти

Изображение Камчатки из книги Крашенинникова (1755).

Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель . Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета . Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов , каланов , морских коров , а с приходом весны - морских котиков . Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло - несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю - 11 метров, а ширина - менее 4 метров.

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа , вышли к Петропавловску.

За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до , а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.

Память

Марка Почты СССР.

  • В 1991 году Почта СССР выпустила марку, посвященную 250-летию плавания к берегам Америки .
  • В 1995 году , Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Великая северная экспедиция» достоинством 3 руб.
  • В 2004 году Банком России выпущена серия памятных монет «2-я Камчатская экспедиция» достоинствами 3, 25 и 100 руб., посвященная экспедиции.

Литература и источники

  • Ваксель Свен. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга / Пер. с рук. на нем. яз. Ю. И. Бронштейна. Под ред. с пред. А. И. Андреева.- М.: Главсевморпуть, 1940.- 176 °C.;
  • Магидович И. П., Магидович В. И., Очерки по истории географических открытий, т. III. М., 1984
Загрузка...
Top