Рисование с натуры. Курсовая работа методика обучения школьников начальных классов рисованию с натуры отдельных предметов

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - простые карандаши:
  • - ластик;
  • - открытки;
  • - посуда и другие предметы простой формы;
  • - гипсовые модели.

Инструкция

Осваивать навыки рисования с натуры начните с рассматривания чужих рисунков. Это могут быть поздравительные открытки с персонажами из мультфильмов, иллюстрации к детским книжкам, репродукции рисунков известных художников и т.д. Попробуйте несложную картинку. Проанализируйте, из каких частей состоит изображение, какую геометрическую фигуру напоминает тот или иной элемент, под каким углом друг к другу располагаются фрагменты, установите соотношение размеров. На первых порах рисуйте твердым карандашом, а ошибочные линии убирайте ластиком.

После того, как научитесь срисовывать изображения с картинок, перейдите к рисованию объемных предметов простой формы. Например, это может быть непрозрачная чашка. Поставьте ее на некотором расстоянии от себя и внимательно рассмотрите. Установите соотношение высоты и ширины, посмотрите, на каком расстоянии от донышка находится ручка и какой она формы. Лучше всего поставить чашку так, чтобы одна сторона ее была очень хорошо освещена, а другая находилась в тени. Внимательно посмотрите, где проходит граница света и тени. Обратите внимание на то, что сторона, находящаяся в тени, выглядит более темной. Присмотритесь, есть ли на передней стенке световой блик. Как правило, он находится на самой выпуклой части. Обратите внимание также на то, что сверху немного видна противоположная стенка, а круг под углом кажется овалом.

Нарисуйте чашку. Начните ее изображать с вертикальной линии. Отложите высоту, проведите горизонтальные линии через отметки. Отложите на них ширину Прорисуйте прямоугольник. Сверху и снизу на осях нарисуйте овалы. Нижний будет виден не весь, а только та его часть, что расположена ближе к зрителю. Прорисуйте толщину стенок. Наметьте место для ручки и нарисуйте ее контуры. Штриховкой передайте форму чашки. Штрихи могут быть как вертикальными, так и дугообразными. В первом случае в затемненных местах штриховка будет гуще. Попробуйте изобразить еще несколько непрозрачных предметов простой формы, затем переходите к рисованию стеклянных вазочек, рюмок и т.д.

Освоив рисование посуды, возьмите гипсовую модель. Для начала больше всего подойдет маска. Прежде, чем браться за работу, очень полезно хотя бы бегло ознакомиться с анатомией для художников. В частности, вам нужен раздел, посвященный строению лица. Там вы найдете основные пропорции и элементарные сведения о том, как строится основа лица. Рисованию гипсовых моделей в художественных вузах отводится большое количество учебных часов. Самодеятельному художнику важно освоить общие принципы, чтобы в дальнейшем научиться рисовать фигуры живых людей.

Попробуйте нарисовать с натуры пейзаж. Сначала нужно выбрать то, что вы хотели бы изобразить. На начальном этапе больше всего подходит несложное архитектурное сооружение. Например, это может быть деревенский дом. Перед тем, как его рисовать, узнайте, перспектива и как она передается в рисунке. На листе наметьте места для всех объектов – дома, забора, дерева, грядки с цветами. Постарайтесь представить на плоскости то, что вы видите. Высота дерева по отношению к высоте дома зависит от расстояния того и другого объекта от зрителя. Предметы, расположенные дальше, кажутся более мелкими. Обратите внимание на то, что стена дома, который стоит к вам углом, кажется короче, чем она есть, а если представить ее на плоскости, она будет располагаться под некоторым углом вверх. Наметьте контуры всех объектов, а потом прорисуйте их, учитывая форму каждого, соотношение частей и т.п. Последовательность работы над пейзажем мало чем отличается от той, что вы применяли, рисуя элементы натюрморта, просто предметов на рисунке больше и соотношения между ними будут более сложными.

На рисование с натуры отводится наибольшее количе­ство часов. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности чело­века анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возмож­ностями для развития этой способности.

В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о пред­мете становятся все более конкретными и ясными, ибо находя­щаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измере­нию и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпук­лой форме предмета темное пятно,- ему кажется, что там впа­дина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в на­чальных классах целесообразно занятия изобразительным искус­ством строить по двум направлениям - изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка).

Другие примеры: при рисовании в перспективе геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная; дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в шко­ле ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме пред­метов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей внимательно рас­сматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким дета­лям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисо­вывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспек­тивное рисование, имеет для развития пространственного мышле­ния и воображения. Уже при знакомстве с элементарными пра­вилами перспективы происходит сложнейший процесс простран­ственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемно­го предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывает­ся на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию пред­мета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным пред­ставлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической. На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.
Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность разви­вать все моменты процесса абстрактного мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способст­вует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами свето­теневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элемен­там живописи. В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пей­зажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, аква­рельными и гуашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а так­же знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) - сначала, как и в предшест­вующих классах, на белом фоне, а в конце года - на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры аква­релью основной упор делается на правильную передачу соотно­шений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овла­девают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов. При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога - не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело под­вести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зри­тельных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), переда­вать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстети­ческого воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет инте­рес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и це­лого, улавливает ритм и Гармонию форм природы, цветовых от­тенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7-15 минут).

Предметы для рисования с натуры в 1-3 классах ставят­ся во фронтальном (или профильном) положении. Основ­ное внимание учащихся направляется на определение и пе­редачу пространственного положения, пропорций, конст­рукций, а также цвета изображаемых объектов.В 4 классе дети усва­ивают навыки изображения объемных предметов, находя­щихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет рас­положен углом к рисующему и имеет две точки схода для со­кращающихся в перспективе форм).

Натурные постановки (не менее трех на класс), за не­большим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Рисуем с натуры

реферат

преподаватель

МБУ ДО «Виловатовская

детская школа искусств»

Таланцев А.А.

с. Виловатово

2015 г.

Содержание

Глава 1. Развитие и воспитание школьников в процессе рисования с натуры…....3

Глава 2. Эстетическое воспитание в процессе рисования……………………….…6

Глава 3. Воспитание сознательного отношения к работе…………………………..7

Глава 4. Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти………….….9

Глава 5. Организация учебных занятий…………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………………..15

Глава 1. Развитие и воспитание школьников в процессе рисования с натуры

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т. д.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно, - ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальных классах целесообразно занятия изобразительным искусством строить по двум направлениям - изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Такой метод изучения формы дает прекрасные результаты, и мы знаем, что многие художники им часто пользовались. Так, И. Е. Репин в своих воспоминаниях о Крамском писал, что, работая над образом Христа, Крамской, желая яснее представить себе выразительность пластики формы головы, был вынужден вылепить ее из глины: "Он снял на станке мокрые покрывала, и я увидел ту же удрученную голову Христа, вылепленную из серой глины... Я не видел еще никогда только что вылепленной скульптуры и не воображал, чтобы из серой глины можно было вылепить так чудесно. Чтобы добиться легче рельефа и светотени".

Другой пример: при рисовании в перспективе геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная. Или такой пример. Дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки".

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на первое место. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобразовательной школе. Жан-Жак Руссо писал: "Детям крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобретения верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с моделей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько приобретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, как приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы".

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи.

В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д.), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) - сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года - на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овладевают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов.

При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога - не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и
гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания.

Глава 2. Эстетическое воспитание в процессе рисования

Эстетическое воспитание содержит в своей основе законы и правила, основанные на принципах реалистического искусства.

На уроках рисования с натуры учащиеся, изучая конструктивное строение объектов изображения, их пространственное положение, пропорции, форму, цвет, распределение светотени и т. п., одновременно постигают и законы красоты, ощутимые в форме, пропорциях, цвете и выражающиеся в плавности, изяществе линий и очертаний.

Для успешного эстетического воспитания, развития художественного вкуса учащихся средствами рисования с натуры большое значение имеет обучение детей законам композиции, чувству соразмерности, перспективы, чувству взаимосвязи предметного мира, законам цветоведения.

Причем, надо иметь в виду, что обучение правилам рисунка с натуры не должно идти по линии их заучивания. Изобразительная грамота должна преподноситься учащимся не в виде каких-то отдельных отвлеченных схем и правил, а как сумма знаний, необходимых для реалистического изображения предметов.

Методика преподавания должна быть направлена на формирование художественно-творческой активности учащегося. В процессе преподавания можно использовать такой известный метод, как метод сравнений, сопоставлений. На уроке желательно демонстрировать не один предмет, а варианты предметов с учетом цели и задач урока.

Обучение детей правдивому, реалистическому изображению окружающего мира, ознакомление их с правильными, четкими понятиями о предметах природы невозможно без знакомства с законами цветовых явлений.

Наблюдая закономерности строения формы предметов, их пропорции, положение предметов в пространстве, учащиеся познают гармонию цвета и тона, учатся различать красивые формы, у них развивается художественный вкус, появляется интерес к красоте окружающей жизни, природы. Глаз учащегося совершенствуется, что дает возможность замечать различные цветовые оттенки на предметах. Ребенок начинает видеть другими глазами то, что его повседневно окружает. Красота окружающей жизни прочно входит в сознание и оставляет глубокий след в душе.

Особенно ценными в этом плане являются уроки, на которых учащийся работает на пленере.

Учитель должен научить ребенка видеть все то ценное, что его окружает, что может обогатить его внутренний мир, открыть глаза на красоту природы. Наслаждение, испытываемое от эстетических впечатлений и переживаний, постепенно вырастает в потребность видеть и создавать красивое.

Большую роль в развитии эстетического вкуса имеют экскурсии. Живая природа всегда является чудесным источником детского вдохновения.

Обращаясь к чувственному восприятию детей, учитель должен давать им необходимые сведения о гармонии цвета в природе, строении цветка, конструкции листьев.

Наблюдая окружающую действительность, созерцая предметы, явления, природу, осмысляя и анализируя увиденное с эстетической точки зрения, учащиеся стремятся запечатлеть это в своих рисунках, но, не имея достаточных навыков в рисовании, оказываются в большом затруднении. Перед учителем стоит задача ознакомить детей с принципами и методами реалистического изображения предметов.

Так, несмотря на наблюдаемое учащимися многообразие цветовых оттенков в природе, где один цвет, дополняя другой, создает полную цветовую гармонию, в работах учащихся можно было отметить грубые сочетания цвета при выполнении рисунков с натуры. Нередко случается, что учащиеся не различают тональности цвета, не видят цветовых оттенков. Например, выполняя с натуры рисунок эмалированной зеленой кружки, вместо теплого зеленого они берут яркий зеленый (холодный) цвет. Это говорит о том, что учащиеся еще не научились правильно видеть цвет в природе, гармонию цветов, в своих работах пользуются случайными, подчас грубыми цветовыми сочетаниями. Здесь становится необходимой квалифицированная помощь учителя.

Глава 3. Воспитание сознательного отношения к работе

Чтобы сознательно воспринимать тот или иной предмет, ученик должен мысленно представить себе все известные ему качества и особенности предмета.

Не обладая достаточным запасом знаний, учащиеся не могут иметь полного представления о данном предмете. Это может привести, в конечном счете, к неграмотным рисункам.

Только когда перед учениками ставится задача внимательно рассмотреть форму предмета, сравнить его с ранее виденными, найти сходство и различия, когда при этом сообщаются необходимые сведения о предмете, представления ребят расширяются, что в итоге приводит к возникновению у них осознанного образа воспринимаемого предмета.

С самого начала перед учащимися ставятся определенные цели и задачи, которые постепенно усложняются от занятия к занятию, сообщаются некоторые общие сведения о рисовании с натуры.

Постепенно и систематически овладевая большим объемом знаний, умений и навыков в области рисования с натуры, учащиеся успешно усваивают более сложный учебный материал. Прочное усвоение знаний, умений и навыков на первом этапе обучения рисованию с натуры очень важно для сознательного освоения учащимися дальнейшего учебного материала.

Сознательное обучение рисованию с натуры предполагает ясное и точное усвоение каждого положения, каждого понятия. С первого занятия по рисованию с натуры необходимо добиваться, чтобы учащиеся осознали, с какой целью они должны рассматривать и изучать натуру. Только в этом случае дети почувствуют настоящую необходимость видеть предмет для того, чтобы его нарисовать. Если с 1 класса учащиеся этого не усвоят, они и в дальнейшем не будут в полной мере пользоваться натурой для совершенствования своих рисунков.

На первом же уроке рисования с натуры надо сказать детям, что предмет, который поставлен перед ними для рисования является натурой. Внимание детей следует обратить и на то, что они должны рисовать именно этот стоящий перед ними предмет со всеми его особенностями, а не какой-то другой, сходный с ним по качеству, форме или имеющий одинаковое с ним значение. Дети должны понять, что, для того чтобы выполнить эту задачу, надо все время смотреть на натуру.

Но чтобы правильно нарисовать предмет, недостаточно только смотреть на него. необходимо, чтобы учащийся научился его рассматривать.

Научиться видеть предмет можно путем не просто наблюдения, а наблюдения осмысленного, помогающего выделить основное, главное в предмете, установить его сходство и различие с другими предметами.

Задача учителя – направить внимание ребенка на осмысливание конструкции формы всего предмета в целом, добиться того, чтобы учащийся ясно представил себе функциональное назначение этого предмета, целесообразность строения его формы, цвета.

Учащиеся, начинающие рисовать, затрудняются одновременно видеть и изучать формы предмета. Они не умеют сравнивать модель с рисунком. Поэтому надо стараться, как можно раньше приучать их сознательно разбираться в конструкции формы изображаемых предметов, а также критически относиться к своим рисункам.

Для того чтобы весь процесс рисования на каждом уроке проходил на уровне сознательного отношения к работе, необходимо, чтобы учащиеся, во-первых , ясно поняли цель и задачи данного урока, т. е. смысл предъявляемых учителем требований. Поэтому в самом начале учитель должен сообщить цель данного урока.

Во-вторых , нужно, чтобы учащиеся хорошо представляли назначение данного предмета (где, в каких случаях и с какой целью он применяется).

В-третьих , на уроке должны быть созданы необходимые условия для правильного сознательного восприятия учащимися конструкции, формы, цвета, тона натуры.

В-четвертых , необходимо ориентировать внимание учащихся на целенаправленное, последовательное наблюдение натуры при изучении ее цвета, тона, формы и изменений этой формы под влиянием явлений перспективы.

В-пятых , при выполнении рисунка учащиеся должны четко разграничивать отдельные этапы своей работы. Необходимо, чтобы они поняли, для чего именно в этом порядке надо выполнять рисунок (от общего к частному), зачем применяются вспомогательные линии при построении рисунка.

Учащиеся более сознательно усваивают приемы и способы изображения различных частей предметов в том случае, если перед ними «проходит» живой, конкретный рисунок.

Хорошо воспринимаются детьми законченные рисунки учащихся старшего возраста. Они стимулируют у детей стремление к сознательному выполнению своих работ.

Главная роль в изобразительном процессе отводится учителю. Он должен воспитывать и поддерживать сознательное отношение к работе у учащихся, причем не только при объяснении цели и задач на уроке рисования с натуры, не только во время рассматривания натуры, но и в важные моменты непосредственного изображения детьми натурной постановки.

Глава 4. Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти

Внимание – важное условие успеха познания окружающей действительности, так как оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий на изучении того или иного объекта, явления.

С первых же уроков рисования с натуры необходимо воспитывать внимание у детей, без этого невозможно осуществлять учебный процесс на любом уроке.

Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание - направленность сознания на предмет или явление в силу их особенностей.

Учитывая эту особенность внимания, учитель должен хорошо продумать методику демонстрации различных учебно-наглядных пособий, а также постановку в качестве натуры тех предметов, которые будут учащиеся изображать с натуры.

Произвольное внимание – организованная направленность сознания на объект или явление.

Учащиеся, поступающие в 1 класс, отличаются пока расслабленным вниманием, они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, бывают рассеянными, а поэтому любое задание выполняют с трудом. Рассеянность влечет за собой нежелание работать. Это может перейти в привычку, и тогда уже трудно бороться с укоренившимся злом. С самого начала надо приучать учащихся к внимательности. Прежде всего, надо добиваться того, чтобы дети правильно сидели, внимательно смотрели на натуру и слушали объяснения учителя. Нужно очень серьезно, творчески подойти к этому вопросу.

Самым отрицательным образом сказывается на уроке переутомление. Непрерывная продолжительная работа утомляет учащихся, а, следовательно, расслабляет внимание. Здесь-то и нужно прийти на помощь детям. Например, сделать небольшую разминку.

Короткие перерывы в работе совершенно необходимы, так как после отдыха дети с большей продуктивностью примутся за рисунок, внимание их будет целиком направлено на учебную деятельность.

Большую роль организованное внимание оказывает на развитие эстетического вкуса учащихся. При этом желательно добиваться, чтобы учащиеся сами рассказывали, что же привлекает их внимание к натуре, что вызывает у них те или иные переживания. Только тогда в работах будет отражаться эмоциональное отношение учащихся к вещам и явлениям. Рисунки с натуры будут выразительно передавать цвет, форму, конструкцию и другие особенности натуры.

К внешним факторам, сказывающимся на проявлении внимания, относятся и привычные условия работы, четко организованный порядок на уроке.

Недостаточная подготовка учителя к уроку мешает учащимся сознательно выполнять ту или иную работу. Внимание их рассеивается.

На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Если процесс работы на уроке все больше и больше заинтересовывает учащегося, захватывает его целиком, можно с уверенностью сказать, что его внимание будет устойчивым долгое время.

Самостоятельно сохранять внимание во время работы учащиеся, как правило, не могут. Задача учителя и заключается в том, чтобы активизировать внимание учащихся на нужном объекте в определенное время.

У младшего школьника большую роль в развитии устойчивого внимания играет дух соревнования. У детей этого возраста очень силен соревновательный момент.

Можно указать основные пути воспитания внимания:

1. С самого первого урока рисования с натуры учить детей правильно видеть окружающие предметы и явления действительности. С ранних лет знакомить их с разнообразным богатством окружающего предметного мира.

2. На каждом уроке рисования с натуры пробуждать интерес детей, учитывать их эмоциональный мир.

3. Постоянно разнообразить виды учебной работы, чередуя рисование с рассматриванием натуры, ответами на вопросы, сравнения натуры с другими предметами, анализом детских рисунков.

4. Вызывать активность всего класса во время работы над рисунком.

5. Особую роль играет требовательность учителя к законченным рисункам, к ответам учащихся на вопросы.

6. Необходимой предпосылкой развития внимания является формирование у учащихся сознательного отношения к работе.

Одним из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству является развитие наблюдательности школьника.

Уже с 1 класса нужно учить детей правильно смотреть на натуру, правильно ее видеть.

Часто рисунки низкого качества получаются как раз оттого, что дети имеют очень смутное представление о предмете, который они рисуют.

Для того чтобы учащиеся правильно видели предмет, нужно помочь им уяснить особенности строения предмета: его пропорции, конструкцию, характер данной формы. Если дети хорошо разберутся во всех особенностях предмета, они достаточно правильно смогут его изобразить.

Для эффективности наблюдения важны определенные организационные условия, прежде всего конкретная установка на специально организованное наблюдение.

Наблюдение натуры предполагает как постановку общей задачи, на которую учитель указывает учащимся в начале урока, так и более частных задач, которые решаются по ходу работы.

Специфика занятий рисованием с натуры требует внимательного рассмотрения предполагаемых объектов изображения, постоянного наблюдения объектов и явлений действительности, накопления разнообразных впечатлений. Для этого необходимо приучать детей систематически наблюдать, замечать многие неприметные на первый взгляд признаки и особенности объектов и явлений. Развитие наблюдательности является одной из основных задач, предусмотренных программой по изобразительному искусству.

Основой наблюдения является зрительное восприятие. Однако иногда только оно не дает точного представления о предмете. Наиболее эффективно такое наблюдение, которое базируется на взаимодействии различных анализаторов (ощупывание, разламывание, пробы на твердость, определение вкуса, запаха). Все это является необходимым условием для формирования четкого, ясного, глубокого представления о предмете. Вот почему детям можно разрешать брать предметы в руки, подносить их к глазам, сравнивая с другими предметами.

В этом случае рисунки учащихся будут еще более грамотными и выразительными.

Одним из средств развития наблюдательности у детей является сравнение своего рисунка с натурой и на этой основе выявление незамеченного, неправильно определенного.

Развивая детскую наблюдательность, преподаватель учит учащихся правильно воспринимать окружающий предметный мир, вырабатывать правильные понятия о предметах, сознательно работать на уроках, продумывая каждый свой штрих.

Программа по изобразительному искусству ставит задачу развития зрительной памяти, зрительных представлений учащихся.

Важным средством развития зрительной памяти является специальное рисование по памяти и по представлению.

Рисование по памяти, по представлению – трудный вид учебного рисунка, так как учащийся на основе имеющихся у него запасов знаний о предметах и явлениях, накопленных в результате активного наблюдения и тщательного изучения, должен представить себе тот или иной предмет или явление и изобразить его на бумаге.

Этот вид рисования открывает широкий простор для проявления и развития детского творческого воображения, фантазии.

Развитое воображение имеет большое значение в жизни человека. Воображение – это способность к творчеству, созданию новых образов путем комбинации виденных ранее или создаваемых собственной фантазией. Набираясь жизненных впечатлений, человек с развитым образным мышлением и богатой фантазией принесет огромную пользу.

Рисование по представлению – воспроизведение на бумаге какого-либо объекта в произвольном пространственном положении.

Огромную роль в успешном обучении рисованию по представлению играют предварительные, систематически проводимые упражнения в рисовании с натуры. Необходимо тщательно изучать с учащимися предметы с последующим их изображением непосредственно с натуры. Только в этом случае учащиеся смогут воспроизвести динамичный образ, чтобы нарисовать предмет в любом заданном повороте или положении.

Глава 5. Организация учебных занятий

На первом же уроке учащимся необходимо назвать перечень инструментов и принадлежностей, необходимых для занятий по рисованию с натуры.

Учащиеся должны иметь отдельные листы бумаги, простые карандаши, ластик точилку для карандашей, краски, кисточки, баночку для воды, палитру, мягкую тряпку.

На уроках рисования с натуры учащиеся часто пользуются акварельными красками. Важнейшее свойство акварельной живописи – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя.

Программа по изобразительному искусству предусматривает и работу гуашевыми красками.

Гуашь – краска, в которой в качестве связующего обычно употребляется водный раствор какого-либо клея с небольшой добавкой смягчающих и консервирующих веществ.

Учащимся надо объяснить, как обращаться с красками.

Рабочее место ученика не должно быть загромождено посторонними предметами: на столе раскладываются только те инструменты и принадлежности, которые нужны на данном этапе.

Четкая организация работы учащихся в течение всего урока помогает учащимся «не расхолаживаться», не рассеивает их внимания.

С первых уроков учителю необходимо обращать самое серьезное внимание на правильную рабочую позу учащихся.

Очень большое значение в организации учебного процесса имеет подготовка учителя к уроку.

Широкое применение наглядных пособий на уроках рисования с натуры, использование самых различных приемов работы, необходимость активизации познавательно-творческих способностей учащихся обязывают учителя заранее подготовить соответствующее оборудование для урока.

Очень важно продумать все мельчайшие детали в постановке натуры, только тогда можно ждать от учащихся хороших результатов работы.

Подбор натуры – важная задача. Натура не только позволяет научить детей правилам рисования, но и развивает их эстетический вкус.

Задача учителя при постановке модели и выборе ее заключается в том, чтобы дать учащимся максимальную возможность наглядно увидеть явления светотени. Только при этом можно добиться грамотных и выразительных рисунков.

Важное значение имеет на уроке умение преподавателя выбрать правильный поворот модели по отношению к рисующим.

В зависимости от цели урока необходимо подбирать натуру соответствующей окраски и формы. Для линейного рисунка углем, карандашом, фломастером лучше подбирать натуру с выразительным контурным очертанием. Для рисования красками берется натура простых по форме предметов открытой, яркой окраски. Можно для большей выразительности бесцветной натуры использовать яркий красочный фон.

Важным моментом в четкой организации учебного процесса является своевременное оснащение урока наглядными материалами.

Список использованной литературы

    Бычков В.В. Эстетика. – М.; 2003.

    Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С-Пб.; Питер, 2006.

    Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М.; 1980.

    Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.; 1984.

    Кандинский В.В. О духовном в искусстве. – М.; 2004.

    Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. – М.; 2004.

    Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.; 2013.

    Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.; 1995.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РИСОВАНИИ С НАТУРЫ

Рисунок - это изображение объемных предметов в наглядном виде по правилам перспективы, т. е. такими, какими мы их видим в реальных условиях В этом заключается основное отличие рисунка от чертежа, в котором единое отображение предмета расчленено на две-три его проекции.

В рисунке с натуры изображают видимую форму предмета, которая пере дает и действительную его форму. В перспективном рисунке крупного по раз мерам предмета отражаются также положение наблюдателя относительно объекта и действительная величина объекта.

Между действительной и видимой формой предмета имеется различие. Действительная форма предмета неизменна, видимая же его форма многообразна, она постоянно меняется в зависимости от ракурса или поворота предмета относительно наблюдателя и от дистанции наблюдателя.

С разных сторон и расстояний мы видим предмет по-разному, поэтому при рисовании с натуры большое значение приобретает выбор такой точки зрения, при которой хорошо выявляются объемная форма и характерные особенности изображаемого предмета. Например, если рассматривать прямой круговой цилиндр со стороны основания, то мы увидим лишь круг: боковая поверхность цилиндра не видна. Достаточно несколько повернуть цилиндр, чтобы получить правильное представление о его форме. Для лучшей передачи формы и объемности предмет для зарисовок устанавливают в таком повороте, чтобы его форма лучше выявлялась.

Приступая к рисованию с натуры, прежде всего, необходимо уяснить форму предмета, мысленно расчленив его на составляющие элементы.

Окружающие нас предметы, строительные детали и конструкции обладают различными внешними признаками: физическими (материал, цвет, фактура, освещенность) и геометрическими (форма, соотношение размеров, взаимное расположение отдельных частей).

https://pandia.ru/text/78/061/images/image002_233.jpg" align="left" width="396" height="440">

От положения точки зрения наблюдателя зависит характер перспектив­ного изображения предмета. Видимая форма предмета заметно изменяется при перемещении наблюдателя вправо и влево относительно первоначальной точки зрения и при обходе вокруг объекта.

Видимая форма предмета зависит также от дистанции наблюдения (рис.2). Сходимость прямых линий, или перспективный ракурс, тем больше, чем ближе расположена точка зрения относительно предмета. Если наблюда­тель находится близко к объекту (точка 1 - горизонтальный угол зрения 45°) сходимость горизонтальных прямых в перспективе становится значительной, при этом точки схода F 1 и F 2 прямых приближены к изображению предмета. По мере удаления точки зрения (точки 2 и 3 - углы зрения 30 и 15°) перспек­тивный ракурс уменьшается, точки схода прямых отдаляются вправо и влево и обычно оказываются за пределами листа. Перспективное изображение пред­мета в этих случаях выглядит по-разному.

При близкой точке зрения (изображение /) перспектива предмета приобре­тает большую выразительность, но вместе с тем и неестественный вид, при даль­ней точке и небольшом угле зрения (изображение ///) перспектива изобра­жаемого объекта становится «вялой» и невыразительной. Наиболее вырази­тельное и естественное - перспективное изображение // (угол зрения 30°). Таким образом, на перспективном изображении отражаются не только форма и положение предмета в пространстве, но и точка зрения, т. е. положение рису­ющего относительно предмета. Поэтому правильный выбор точки зрения (наи­лучшие 20...40°) и расстояния до изображаемого предмета имеют при рисовании с натуры важное значение.

При рисовании с натуры строительных конструкций, архитектурных фраг­ментов и различных сооружений знание некоторых основных закономерностей перспективы дает возможность правильно выполнить необходимые перспектив­ные построения на рисунке и избежать ошибок. На рисунке наносят линию горизонта h - h и точки схода F 1 и F 2 параллельных прямых, если они помеща­ются на листе, или проводят в пределах листа вспомогательные прямые, идущие в точки схода.

Существуют точные геометрические методы построения перспективных изображений, в основе которых лежит центральное проецирование предмета на плоскость. Эту проекционную плоскость при рисовании с натуры мы не ощущаем, однако, производя зрительные сравнения отдельных частей изображаемого предмета в перспективе или пользуясь так называемым визи­рованием карандашом на вытянутой руке, мы как бы совмещаем перспективные размеры в одну воображаемую плоскость, после чего полученные соотношения переносим на рисунок.

Перспектива здания. Чтобы построить перспективное изображение здания, необходимо иметь две прямоугольные проекции предмета - план и фасад (рис.3). На плане здания определим положение центра проецирования или точки зрения S (положение наблюдателя) и положение плоскости проекций или картинной плоскости К. На фасаде наметим высоту линии горизонта h - h .

Из точки зрения S проведем через характерные точки плана здания //, /// проецирующие прямые и определим точки 2, 3 их пересечения с основанием картины К. Далее найдем точки схода параллельных прямых продольного F 1 и поперечного F 2 направлений, проведя из точки зрения S прямые, параллельные соответствующим сторонам плана здания, до пересечения с плоскостью К. Полученные точки затем перенесем на перспективу (рис3). Перспектива здания построена с увеличением исходных данных в два раза.

На плане в точке 1, где картинная плоскость К совпадает с ближним углом здания, его вертикальное ребро проецируется в натуральную величину. Размер ребра 1 также перенесем на перспективу, увеличив его, как и все измерения, в два раза. Остальные вертикальные ребра проецируются сокращенными. Из концевых точек ребра 1 проведем прямые в точки схода F 1 и F 2- которые определяют перспективные размеры вертикальных ребер 1 и 3, поскольку гори­зонтальные прямые в перспективе изображаются сходящимися в точках схода. При рисовании с натуры архитектурного объекта рисующий не пользуется его планом и фасадом, не определяет положение картины и точки зрения (по­следняя задана положением рисующего), а выполняет перспективные построе­ния аналогично описанным ранее.

Светотехника и источники света" href="/text/category/svetotehnika_i_istochniki_sveta/" rel="bookmark">источника света , но и от того, на каком расстоянии от наблюдателя находится предмет или отдельные его части.

Воздушная перспектива - часть наблюдательной перспективы; ее законо­мерности выявлены в результате натурных наблюдений. Тот или иной слой воздуха, который разделяет наблюдателя и объект восприятия, влияет на вос­принимаемую яркость освещенных мест и силу светотени. Чем дальше находится предмет от наблюдателя, тем различие между освещенной и затененной час­тями предмета, так называемый светотеневой контраст, погашается и стано­вится менее резким (рис.4). И наоборот, чем ближе расположен предмет к наблюдателю, тем освещенные поверхности становятся светлее и ярче, а за­тененные – темнее, светотеневой контраст усиливается (рис. 4). В процессе рисования с натуры учитывают и передают на рисунке воздуш­ную перспективу даже при относительно небольшой глубине изображаемого пространства. Это дает возможность выявить в рисунке на плоскости пространственность изображаемой композиции.

Рисование экстерьера.

При рисовании внешнего вида, или экстерьера, здания необходимо правильно передать на изображении глубину пространства и степень перспективных ракурсов сторон или фасадов здания. Внешний вид здания в общем виде представляет собой объем прямоугольных в плане очер­таний (параллелепипед) или сочетание нескольких таких объемов.

Антураж" href="/text/category/anturazh/" rel="bookmark">антураж - часть газона на первом плане, обрезанного рамкой рисунка, и легкие облака.

ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ

Архитектурно-строительная графика включает в себя графические сред­ства и приемы, с помощью которых проектируемые здания и сооружения изобра­жаются на плоскости. Рабочие чертежи, выполняемые в линейной графике, являются основными проектными документами. Однако на начальной стадии архитектурного проектирования зданий и при разработке демонстрационных материалов проекта возникает необходимость и в других видах изображений - ортогонально-проекционных с изображением теней и антуража, аксонометрических и перспективных, а также в специальных чертежах и эски­зах по художественной отделке зданий (чертежей фризов, лепных украшений и декоративных панно, плиточных, мозаичных и паркетных полов и т. д.).

В зависимости от назначения и содержания архитектурно-строительных чертежей при их выполнении применяют различные материалы и приемы рабо­ты. В качестве графических приемов выполнения чертежей используют: линейную и черно-белую штриховую графику; отмывку тушью; многоцветную,

или полихромную графику.

Линейная графика - основной графический прием выполнения архитектурно-строительных чертежей. Линейную графику, с помощью которой передают лишь контурное изображение объекта, применяют на всех стадиях

проектирования.

Демонстрационный материал проекта включает в себя также чертежи, при выполнении которых линейная графика дополняется передачей светотени, фактуры и материала здания, а также изображением предметов, окружающих проектируемое здание: людей, растительности, окружающей застройки и т. д.

На рис.6 показано два изображения фасада здания, выполненных различными графическими приемами. Первое изображение выполнено в ли­нейной графике рабочего чертежа, второе - в черно-белой штриховой гра­фике демонстрационного материала к проекту с нанесением теней и передачей окружающих здание предметов. Волнистыми штриховыми линиями выделены цветовые вставки на фасаде здания.

Отмывку тушью применяют в тех случаях, когда на чертеже (обыч­но на фасаде или перспективе) требуется более наглядно выявить пространст­венное построение здания, материал и его фактуру, окружающую здание

В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т.

Д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.

Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев (5-6, у амариллиса 1-2 цветка). Можно рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя), некоторые полевые и садовые цветы с простой формой листьев и цветов (ромашку, одуванчик, космею, нарцисс, тюльпан, лилию).

Рисовать такие предметы труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным построением, как, например, неваляшка и др. Сложное построение растения, у которого листья прикреплены пучками, ветки имеют много ответвлений, дети старшей группы передать не смогут, но увидеть и нарисовать одни листочки поднятыми вверх, а другие опущенными им доступно.

Еще сложнее натура - игрушки, изображающие разные предметы. Если рисуется какое-либо животное, следует брать плюшевые игрушки с простыми формами - удлиненные лапы, овальное туловище, круглая голова, например мишку, зайца.

Расположение натуры перед детьми зависит от задания. Если нужно передать правильные пропорции, натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы ясно были видны все части. Иногда следует изменить положение частей, если детям дается задание передать движение.

В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов.

Основная структура предмета при этом движении не должна сильно изменяться, так же как и форма частей.

Руки в виде простой, продолговатой формы, но только подняты вверх, ноги повернуты носками в одну сторону и т. д.

Необходимость изменить форму при рисовании заставляет детей более внимательно всматриваться в натуру, сравнивать с ней рисунок.

Для еще большего уточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей тела воспитатель может предложить тому, кто затрудняется нарисовать согнутую руку или ногу, самому принять эту позу и объяснять словами движение, например: «Взял в руку флажок, согнул ее в локте и поднял, другая рука опущена вниз, она осталась прямой».

Натура способствует усвоению правильного расположения рисунка на листе. С этой целью натура помещается перед цветным листом бумаги или картона такой же формы и оттенка, как и у детей, только соответственно большего размера. При рассматривании натуры педагог обращает внимание детей на то, что она находится в центре листа, по бокам ее видны края бумаги. Это облегчает ребятам задачу найти место рисунка у себя на листе.

Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры в старшей группе не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов, например неотрывной штриховки хвои при рисовании ветки ели, или показа рисования сангиной, когда она внесена впервые.

После рассматривания натуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята объяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно.

Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей - конкретное сходство с натурой.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Методика рисования с натуры в старшем дошкольном возрасте.:

  1. Усложнение содержания и методики проведения занятия по лепке в старшем дошкольном возрасте.
  2. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
  3. б) ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД. ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТИПЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, СТРУКТУРА. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩИМ ЗАНЯТИЯМ. САНПИН 2.4.1. 2660 - 10.
  4. Методика формирования графических навыков в дошкольном возрасте.
  5. 10.Теория и методика умственного воспитания детей дошкольного возраста
  6. Организация и методика проведения занятий по лепке в младшем дошкольном возрасте.
  7. Г) ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. «ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ».
Загрузка...
Top