Рефлексия занятия на тему весенний пейзаж. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Тема: «Первое дыхание весны» Рисование по представлению весеннего пейзажа.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: поэтапное выполнение, репродукции картин, презентация
Цель – сформировать понятие о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Развивать навыки выполнения весеннего пейзажа по представлению.
Задачи:
Образовательные: - учить применять теоретические знания о законах и средствах композиционного решения пейзажа в практической работе.
Развивающие: - умение анализировать картины художников, выявлять изоб. Средства применяемые художниками для передачи настроения и времени года. Навыки выполнения весеннего пейзажа акварелью в технике по сырому. Образное, логическое мышление и творческое представление.
Воспитывающие: - воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков. Воспитывать творческую позицию при выполнении пейзажа.
УУД:
Личностные:
- получать представление о построении пейзажа по представлению;
- решение учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
Регулятивные:
-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
- Прогнозировать ситуацию будущих событий.
- составление плана и последовательности действий.
Познавательные:
- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Устанавливать причинно следственные связи.
- Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
План урока:
Организация начала урока. (1-3 мин)
- приветствие
- проверка готовности
- микро итог
2. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности (3-5 мин)
- показ образца
3. Актуализация знаний (3-5 мин)
- проблемно-диалоговая беседа
4. Первичное усвоение новых знаний (8-10 мин)
- сообщение нового материала
5. Первичная проверка знаний (2-3 мин)
- ответ на вопрос
6. Инструктаж к практической работе. (3-5 мин)
7. Практическая работа (20 мин)
- целевые обходы
- критерии оценивания
8. Информация о домашнем задании. (1-2 мин)
9. Итог (1-2 мин)
- подведение итогов урока.
Структура урока Ход урока
1.Орг момент Приветствие
Проверка готовности
Микро-итог
2.Актуализаия и мотивация учебной деятельности Ребята, я прочитаю стихотворение, ваша задача узнать и сказать мне какое время года описал поэт.
На безобразных зимних перекрестках
Ещё лежал позавчерашний снег,
Он не любил весенних теплых нег,
Но уберечься было так непросто!
Белы крупинки снежные, легки,
Но холодны у них прикосновенья,
Веселый дождь собрал в одно мгновенье
Их всех и разбросал по дну реки.
Оставив город без ночных гирлянд,
Дождь улицы, старясь, вымыл нежно.
Есть что-то в этой черноте бесснежной
Весны пронзительный и ясный взгляд.
- К какому времени посвящен этот стих?
Ответ: весна
Обратите внимание на экран.
Тема урока: «первое дыхание весны». Пейзаж.
3.Постановка цели и задач Задача сегодняшнего урока – выполнить весенний пейзаж по представлению.
4.Первичное усвоение

Ребята, давайте вспомним, какие признаки характерны для весны.
В этом вам помогут репродукции картин художников
- Пейзаж 1 – Какое время года изоб. художник?
(Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958). В начале весны. 1917)
Ответ: весна
- А по каким признакам в определили что это весна?
Ответ: Верно, в первую очередь это птицы, грачи прилетели а значит наступила весна. Еще признак тающего снега.
- Пейзаж 2 – какое время года на этом пейзаже?
(Виктория Белова. «Осень»)
Ответ: осень.
Какие художественные средства здесь увидели?
Ответ: золотая листва на деревьях, дорога усыпанная цветными листьями.
-Ребята, внимательно, весна тоже бывает разной. Какая может быть весна еще?
Иллюстр. Картину -Бродская Лидия Исааковна (1910-1991). Весна на полях. 1983)
Ответ: в марте тает снег.
В апреле слышно пение птиц, набухают почки на деревьях. В мае цветут деревья и радуют своей красотой.
Дем. Слайд 2
-пейзаж в марте. Какой месяц весны художник изобразил на этой картине?
Ответ: март.
-Так по каким признакам вы это определили?
Слайд 3
-Апрельский пейзаж
След. Пейзаж посвящен..?
Ответ: апрель.
Слайд 4
- Пейзаж в мае.
- Расцвет весны это..?
Ответ: майский пейзаж. Все верно.
-Поскольку вы рисуете по представлению, вам необходимо знать и применять законы и средства композиции.
Слайд 5
Давайте повторим что такое композиция?
Композиция – это строение, взаимосвязь частей, обеспечивающая целостность изображение. Одно целое.
- законы композиции:
- целостность и единство
-равновесие: статическое и динамическое
- Целостность – неделимость композиции.
- Равновесие – все элементы сбалансированные между собой.
Равновесие бывает:
- Статическое – состояние композиции, при котором сбалансированы между собой элементы в целом, производят впечатление неподвижности.
- Динамическое – это состояние композиции, при котором сбалансированы между собой элементы, производят впечатление движения.
- Дем. На репродукции закон равновесия.
Соподчинение – это выделение центра композиции.
Дем. Слайд 6 – Композиционный центр зависит от:
-своей величины и остальных элементов
-положения на плоскости
-цвета
- проработка элементов
5.Первичная проверка понимания И так, ребята, вы знаете теперь все законы композиции.
Расскажите мне, какие законы композиции бывают?
Ответ: ..
-Какими красками лучше изображать весенний пейзаж?
Ответ:…
6 Первичное закрепление знаний.
Практическая работа. А) на альбомном лист выпол. Работу пейзажа по представлению
Б) вводный инструктаж
-аналитический этап
1.этап Придумываем пейзаж (показ на доске динамического пособия содерж. Закон динамики)
-анализ произведения (закон статики)
2этап тонкими линиями намечаем придуманный пейзаж на альбомном листе. Для этого проводим линию горизонта, намечаем большими массами объекты.
3 этап. Уточняем элементы. Прорисовываем все мелкие детали, веточки, окошки, домики, дорожки.
Сам.работа:
-на линейный рисунок я вам даю 6 мин. Времени, постарайтесь уложиться в это время.
-Прохожу по классу,
-контролирую работы.
-Активизирую внимание уч-ся, продолжаю проводить вводный инструктаж
4 этап. Начинаем работать в цвете
-прокрываем водой лист. Убираем сухой кистью лишнюю воду.
-локальным цветом прокрываем небо и все объекты.
5 этап. Уплотняем собственные и падающие тени, прорисовываем стволы деревьев, веточки, выделяем первый план, второй план, третий.
Сам. Работа
-на цветовое решение я вам даю 10мин. Не отвлекаемся, спокойно работаем, если есть вопросы – поднимайте руку.
- Прохожу по классу выявляю типичные ошибки. , провожу фронтальную работу.
-Выявляю индивид. ошибки и корректирую в альбомах у детей.
- намечаю работы для анализа
-дем. Слайд 6
-критерии оценивания:
1. удачный придуманный сюжет
2. компоновка всех объектов пейзажа
3. цветовое решение
4. аккуратность выполнения рисунка
7.Контроль усвоения - анализ поведения – мне понравилось как вы сегодня работали, все молодцы.
-анализ работ
- вызываю к доске 6 человек, диффиринцирую работы: отвечающие всем критериям, имеющие небольшие недочеты, существенные ошибки.
-гластность оценок
5 – соответствует всем критериям
4- мелкие недочеты
3 – существенные недочеты
выставление оценок
8. Информация о Д.З - на следующий урок возьмите краски.
9. Рефлексия -уборка рабочих мест
- Сегодня все хорошо поработали, каждый выполнил свою работу в меру своих возможностей. Спасибо за урок! Все молодцы! До свидания!

Конспект открытого занятия по развитию речи «Весенний пейзаж»

Цель: формирование речи и экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи:

Образовательная:

    Закрепить представления детей о весне.

    Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

    Обратить внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и с первыми листочками, первые цветы, яркое солнце.

    Научить составлять весеннюю композицию, используя акварельные краски.

Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

    Воспитывать у детей любовь к родному краю.

    Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

    Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

    Воспитывать заботливое отношение к природе, поддерживать чистоту в окружающей среде.

    Воспитывать эстетическое чувство к природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Методические приемы: беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: капель, первые набухшие почки, пейзаж, художники-пейзажисты, линия горизонта, техника рисования.

Предварительная работа: рассматривание картин по теме «Весна», беседа по теме «Весна».

Материал: картины с изображениями весенней природы, акварельные краски, акварельные мелки, свеча, бумага для рисования, кисти, стаканчики для воды, пластилин, пластинка с мелодией Чайковского «Времена года», фартуки для детей.

Ход занятия

Восп: Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой улей, пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Весна.

Восп: Какое время года у нас во дворе?

Дети: Весна.

Восп: Какие весенние месяца вы знаете?

(ответы детей)

Восп: Какой первый месяц?

Какой последний?

Какой сейчас месяц?

(ответы детей)

Восп: Ребята, сейчас мы с вами немножко поиграем, я буду показывать картинки, а вы, глядя на них, будете отвечать какая весна. Подумайте, что общего между этими картинками и весной?

(Показ картинок)

(ответы детей)

Восп: Молодцы, ребята! Вот сколько слов характеризующих весну мы знаем.

Может кто-нибудь хочет рассказать стихотворение об этом прекрасном времени года.

(стихотворения детей)

Восп: Молодцы, очень красиво рассказали стихи. Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть его красоту помогут нам художники.

Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами.

А художников, которые пишут пейзажи, называют художниками-пейзажистами.

(показ нескольких картин)

Восп: Обратите внимание на эту картину Левитана. Какую весну художник изобразил на картине?

(ответы детей)

Восп: По каким признакам вы догадались об этом?

(ответы детей)

Восп: И назвал художник эту картину «Весна-большая вода».

Художники показывают красоту родной природы в картинах, поэты в стихах, а композиторы в музыке.

Давайте прослушаем отрывок из Чайковского «Времена года».

Прослушайте внимательно эту мелодию и подумайте, какую бы весеннюю картинку вы нарисовали.

(прослушивание мелодии, ответы детей)

Восп: Ну, а сейчас вы художники и будете рисовать весенний пейзаж. Можно изобразить начало весны, когда природа только начинает просыпаться после зимнего сна, когда только начал таять снег и началась капель, но можно и изобразить весну в самом разгаре: голубое небо, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и первыми листочками, первые весенние цветы, яркое солнце. Но сегодня мы будем рисовать не только акварельными красками, но и свечой, акварельными мелками, пластилинами и на ткани. С этими художественными материалами вы уже знакомы, можно в рисунке сочетать сразу несколько техник (акварельные краски и акварельные мелки).

Незабываем о линии горизонта, она у нас будет проходить на середине листа или чуть выше. Не забывайте, что предметы, расположенные на переднем плане они будут больше по размерам, чем те, которые позади. Ну, художники, давайте начнем нашу работу.

(дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Воспитатель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)

Восп: Молодцы, ребята, вы очень красиво нарисовали. У вас у всех разные рисунки. Но все они очень интересны и очень красивы.

(воспитатель собирает рисунки, и каждому ребенку дает медали с надписью «Начинающие художники»)

Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева.

Просмотр содержимого документа
«Весенний пейзаж»

Урок изобразительного искусства по теме "Весенний пейзаж. Рисование по памяти весеннего дерева". 5-й класс

Цели:

    Образовательная: познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, научить учащихся предварительному выполнению набросков по описанию учителя.

    Развивающая: формировать у учащихся умение выделить главное в сюжете, развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, зрительную память при рисовании дерева (ствол, ветки, силуэт).

    Воспитательная: воспитания чувства прекрасного, любви к природе родного края (села) и бережного отношения к ней.

Задачи:

    Образовательная: проверка знаний учащихся по теме через игру: «Узнай дерево».

    Развивающая: формирование красоты весеннего пейзажа, деревьев через репродукции картин художников И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», художника – односельчанина С.В.Нарыжного и др. Беседа о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

    Воспитательная: воспитание любви к родной природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

    Для учителя : репродукции художников-пейзажистов И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели» и др., иллюстрационный материал (деревья, птицы), репродукции художника – односельчанина С.В. Нарыжного, детские рисунки, сказочный герой (гном с телеграммой), выставка детских рисунков, презентация к уроку.

    Для учащихся : альбомы, простой и цветные карандаши, стерка, сочинения о весне.

Эпиграф

Ход урока

I. Организационная часть

Приложение 1 , Слайд 2

а) приветствие;
б) выявление дежурных;
в) наличие учащихся в классе, готовность класса к уроку.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация

Учитель читает эпиграф, (слайд 2 ). Сосредотачивает внимание на репродукциях картин И.И.Левитана, А.К.Саврасова, художника – односельчанина С.В.Нарыжного и других выставке детских рисунков.

Слушают, рассматривают, осознают, отвечают, смотрят слайды презентации.

2. Организационно – деятельной

Беседа о красоте весеннего пейзажа. Поэтическая страница.

Чтение стихотворений о весне,

смотрят слайды презентации.

3. Целеполагание

Ставит цели урока.

Слушают, дополняют, предлагают.

4. Основная часть. Изложение новой темы

Беседа о красоте родной природы. Понятие – пейзаж. Репродукции картин И.И.Левитана «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», художника – односельчанина С.В.Нарыжного и других.

Слушают, рассуждают, отвечают, сравнивают, делятся впечатлениями, смотрят слайды презентации.

Игра: «Узнай дерево». Поэтическая страница, загадка про профессию.

Экологическая беседа – игра (гном с телеграммой).

Работа в творческих группах.

Слушают, отгадывают, смотрят слайды презентации. Чтение сочинений о весне. Рассуждают, мыслят, предлагают.

5. Практическая работа

Объяснение задания. Поэтапное выполнение рисунка.
Проведение динамичной паузы.
Поэтическая страница.

Отвечают, предлагают.

Изображают силуэт дерева, выполнят в цвете.

6. Контрольно-оценочный (подведение итогов урока)

Учащийся защищает свой рисунок. Коллективный анализ работ учащихся.

7. Рефлексия

Оценивают, делают выводы.

8. Домашнее задание

Записывают в дневниках.

II. Основная часть. Изложение новой темы.

«Весенний пейзаж. Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева».

    Вступительная беседа о весне. Об удивительной прекрасной поре времени года.

    Просмотр выставки детских рисунков (деревья, цветы, ягоды).

    Чтение стихотворений о весне.

    Объявление темы и цели урока.

    Беседа по картинам художников – пейзажистов (И.И.Левитан, А.К.Саврасов и др.). Беседа, рассказ о художниках нашего села.

    Игра: «Узнай дерево».

    Чтение стихотворения «Весенний лес», загадка о профессии – лесничий. Сочинения учащихся о весне.

    Экологическая беседа (игра).

    Обобщение учителя: стихи, сочинения, загадки, выставка детских работ о природе, о прекрасном времени года – весна.

Слайд 4–10

1. – Вот и пришла весна, которую мы так долго с нетерпением ждали. В ней много радости, без которой невозможна большая любовь. Ведь только весной мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали, чистый воздух и вода, заманчивые деревья и кустарники, ласковые лучи солнца, прекрасное пение птиц. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидевшего весенний праздник цвета и красоты. И поэтому неслучайно этому времени года посвящается много прекрасных стихотворений.

Слайд 11, 12

3. 1-й чтец:

Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Слайд 13

2-й чтец:

Звонко капают капели
Возле нашего окна,
Птицы весело запели –
К нам теперь пришла весна!

Слайд 14, 15

Мы вчера нашли подснежник
На проталине лесной
Голубой цветочек нежный
Пахнет солнцем и весной.

Слайд 16

4. – Неслучайно тема нашего урока называется: «Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева». При выполнении рисунка постарайтесь передать красоту и всё величие весеннего дерева, а вместе с этим и вашу любовь, и отношение к природе. Для этого нужно быть очень внимательными.

5. – Но прежде давайте вспомним: «Какие изменения в природе с приходом весны вы увидели?

Ответ учащихся : На улице стало теплее, солнечные лучи ласково греют землю, небо объемное, голубое. На деревьях набухают почки, травка зеленеет, все оживает вокруг, слышно пение птиц и др.

– А сейчас рассмотрим картины, посвященные пробуждению весны, написанные художниками – пейзажистами.

Слайд 17

1. Левитан И.И. «Март».

Слайд 18

2. Саврасов А.К. «Грачи прилетели» (и др.).
3. Просмотр картин художников – односельчан.

6. – Настоящую весну мы ощущаем с прилетом птиц. Некоторые из них сегодня у нас в гостях. Они не просто прилетели к нам, а предлагают вам поиграть в игру: «Узнай дерево». По описанию или по истории происхождения вы должны узнать, о каком дереве идет речь. Для этого мы разделимся на 3 команды.

Работа в творческих группах.

Слайд 19

Задание 1 команде (ласточка загадывает)

«Чудо дивное»
Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, дерево дивное…. Вот одно из них рядом с домом, или у дороги, или в рощице. Дерево удивительное – настоящая русская красавица. У нее единственная в мире необычная кора по цвету. А сок является прекрасным напитком….. Ответ: слайд 20, 21

Слайд 22

Задание 2 команде (скворец загадывает)

«История с корзиной»
Лет двести с небольшим назад из Азии в корзине привезли к нам фрукты. Фрукты съели и корзину выбросили. А она была сплетена из гибких ветвей. Выбросили и забыли о ней. Прутья, казавшиеся сухими и мертвыми, проросли, и выросло из них прекрасное дерево. В отличие от других деревьев ее ветви склоняются к земле. Назовите это дерево …. Ответ: слайд 23

Слайд24

Задание 3 команде (дятел загадывает)

«Слезы»
Пожалуй, осенью нет красивее дерева. Кажется, что его большие просвечивающие на солнце листья выкованы из тонких золотых пластинок. Дерево словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого. Каждый красив по – своему, но форма листьев необычная, сложная с пятью или семью острыми выступами. Он имеет интересное свойство предсказывать погоду. Когда он «плачет», словно капелька за капелькой текут «слезы» – это приближение дождя. О каком дереве идет речь? Ответ: слайд 25

7. – А если мы посадим одновременно много деревьев, то получится прекрасный весенний лес. Он тоже может быть разным: веселым и грустным, спящим и бодрым, таинственным и могучим и др. Я предлагаю вашему вниманию послушать стихотворение «Весенний лес».

Слайд 26

Весенний лес

Всю зиму лес
Не ткал, не прял –
То спал, под снегом,
То хворал.
Но лишь весна – красна пришла
Как тут же хворь его прошла:
Поздоровел он, ободрился,
В шелка и бархат нарядился
И зашумел во всей красе:
Глядите все,
Смотрите все
Как я хорош,
Как я могуч,
Как головой
Касаюсь туч!
Г. Ладонщиков

Все мы знаем, что существует много различных профессий на земле. Все они важны и нужны. Я загадаю загадку, в результате которой вы узнаете эту профессию, без которой просто не мыслима наша жизнь на земле!

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – …
В. Степанов

И домашним заданием было написать сочинение о весне. Чтение сочинений.

Слайд 27

Экологическая беседа – игра

– Ну что ребята, поможем? Ваши предложения.

Обобщение учителем:

Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, кустарники, травянистые растения вокруг школы и вблизи нее, загляните в сад и на огород. Многие из них являются лекарственными, или лечат многие болезни. Будем же беречь, и охранять их.

Слайд 28

Нам солнце улыбнётся веселей,
И каждый день нам радостным покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.
И добрые волшебники – леса
Похожи на поэтов и волшебников,
Природа дарит людям чудеса,
А мы – ее помощники!

И в заключении прекрасное стихотворение:

Весенняя

Приди, весна, и снова
Пусть рощи оживут
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут!
Пускай нас с солнцем вместе
Разбудит птичий гам
Мы станем бегать с песней
По рощам и лугам.
Р. Рождественский

Итак, мы услышали и увидели, сколько прекрасных слов можно сказать о нашей природе, деревьях, о весне. Благодаря этому каждый наш новый день становится прекрасным и неповторимым.

Объяснение учебного задания:

а) рисование на основе предварительного описания учителя;
б) раскрытие в сюжете главного, характерного;
в) отображение в рисунке конструктивного строения предметов, объема, пропорций;
г) цвета изображаемого объекта;
д) выполнение по этапам.

Первоначально необходимо передать облик дерева. Отмечаем вспомогательными линиями высоту ствола. Обязательно учитываем, чтобы его изображение было вертикальным. Толщина ствола выбирается в зависимости от вида дерева. Прорисовываем боковые ветви, которые будут образовывать крону дерева. Они могут быть разными. Стараемся делать их длинными и плавными, чтобы крона получилась объёмной. Внутри изображаем мелкие ветки. Очень важно найти пропорции (соотношение ствола и кроны). Определить направление ветвей, характерных для данного дерева и их особенности. Затем переходим к изображению в цвете. Подбираем холодные и тёплые цвета. Наносим оттенки, оживляя тем самым рисунок. Рисунок должен быть красивым, аккуратным.

Динамическая пауза:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.

III. Закрепление

Поэтапное выполнение рисунка.

IV. Практическая работа

1) целевые обходы (дальнейшее развитие зрительного представления учащихся, развитие творческих способностей);
2) оказание индивидуальной помощи учащимся.

Рефлексия.

V. Заключительный инструктаж

а) подведение итогов урока (отбор лучших работ учащихся);
б) организация учащихся на перерыв.

Список литературы:

    Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений 5–9 классы (Составитель В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.).

    Изобразительное искусство 5-й класс. Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина (авт. – сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2008). Для преподавателей.

    Сборник загадок.

    Сборник стихотворений.

Просмотр содержимого презентации
«Весенний пейзаж»

Тема: Весенний пейзаж. Рисование по памяти и по представлению дерева (весеннего).

Эпиграф

«Я знаю, что деревьям, а не нам

Дано величье совершенной жизни,

На ласковой земле, сестре звездам,

Мы – на чужбине, а они в отчизне».

Н.Гумилев


  • Научить учащихся предварительному выполнению набросков по описанию учителя.
  • Формировать у учащихся умение выделить главное в сюжете. Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любовь к природе родного края (села).






  • Этого певца узнать не очень трудно. Начинает он как обычно к вечеру и поет всю ночь. Чем ближе к утру, тем звонче его песня. Это соловей!.

Соловей

Прислушайтесь. Песня его состоит как бы из отдельных колен.

Трель. Дудка. Раскат. Трещотка


поползень


  • Уж тает снег, бегут ручьи
  • В окно повеяло весною…
  • Засвищут скоро соловьи
  • И лес оденется листвою!
  • Чиста небесная лазурь
  • Теплей и ярче солнце стало,
  • Пора метелей злых и бурь
  • Опять надолго миновала.

Весна пришла

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.


Звонко капают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели –

К нам теперь пришла весна!

Весенняя капель


Мы вчера нашли подснежник

На проталине лесной

Голубой цветочек нежный

Пахнет солнцем и весной.

Подснежник






«Чудо дивное»

Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, дерево дивное… Вот одно из них рядом с домом, или у дороги, или в рощице. Дерево удивительное - настоящая русская красавица. У нее единственная в мире необычная кора по цвету. А сок является прекрасным напитком.

«Чудо дивное»


Русская красавица - берёза



«История с корзиной»

Лет двести с небольшим назад из Азии в корзине привезли к нам фрукты. Фрукты съели и корзину выбросили. А она была сплетена из гибких ветвей. Выбросили и забыли о ней. Прутья, казавшиеся сухими и мертвыми проросли и выросло из них прекрасное дерево. В отличии от других деревьев ее ветви склоняются к земле. Назовите это дерево.


Плакучая ива

Ивушка


«Слезы»

Пожалуй, осенью нет красивее дерева. Кажется, что его большие просвечивающие на солнце листья выкованы из тонких золотых пластинок. Дерево словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого. Каждый красив по своему, но форма листьев необычная, сложная с пятью или семью острыми выступами. Он имеет интересное свойство предсказывать погоду. Когда он «плачет», словно капелька за капелькой текут «слезы» - это приближение дождя. О каком дереве идет речь?




Телеграмма:

«Дорогие ребята! Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес и деревья. Мы даже боимся распуститься первыми. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!

Конспект урока изобразительного искусства на тему: "Неповторимая весна».

Конспект урока изобразительного искусства для учащихся 2-3 классов.


Сафронова Кристина Викторовна, педагог дополнительного образования, учитель изобразительного искусства МБОУ г. Иркутска СОШ №7.
Описание материала: Данный конспект урока подходит для детей 8-9 лет, как для уроков изобразительного искусства, так и для внеурочной деятельности. В ходе изучения нового материала учащиеся узнают о том, что благодаря определенной палитре цветов можно нарисовать пейзаж любого весеннего месяца. Совместно с традиционным изображением живописного фона учащиеся используют нетрадиционный прием рисования – выдувание рисунков для рисования деревьев. И в конце выполнения рисунка учащиеся снова берут кисточки для завершения и украшения рисунка. Смена видов деятельности вызывает интерес у учащихся к художественному творчеству, повышает работоспособность и достигает интересных результатов.
Цель: Выполнить живописное изображение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков. Обучающие:
- Учить находить самые главные особенности мартовского, апрельского и майского пейзажей на примере пейзажей русских художников.
- Закреплять знания работы с акварельными красками, смешивать цвета для получения новых оттенков.
- Повторить правила работы рисования с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков.
Развивающие:
- Развивать творческие способности, фантазию, эмоциональное эстетическое восприятие окружающего мира, природы.
- Развивать элементарные навыки культуры труда.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к природе, творчеству, коммуникативную культуру общения.

Универсальные учебные действия

Личностные:
- Иметь положительное отношение к учению.
- Совершенствовать имеющиеся навыки работы с акварельными красками.
- Закреплять навыки рисования в нетрадиционной технике изобразительной деятельности – выдувание рисунков.
Регулятивные:
- Понимать и сохранять учебную задачу.
- Контролировать процесс и результаты деятельности.
- Адекватно оценивать достижения свои и одноклассников.
Познавательные:
- Выбирать основания и критерия для сравнения произведений живописи с литературными произведениями.
- Самостоятельно выбирать расположение листа и создавать композиции в нем.
- Самостоятельно находить пути решения творческой задачи.
Коммуникативные
- Адекватно слушать учителя, одноклассников.
- Участвовать в общей беседе: слушать, отвечать на поставленные вопросы, анализировать ответы одноклассников.
Материально-техническое обеспечение
Наглядный материал: презентация по теме урока, примерные работы.
Оборудование для учителя: 3 шаблона палитр из ватмана, гуашь, формат А3, кисть №12, кисть №2, баночка с водой, тушь черная, тушь красная, палитра, трубочки для коктейля.
Оборудование для ученика: гуашь, формат А4, кисть:5, №1, баночка с водой, палитра.
Тип урока: комбинированный.

1. Орг. момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Мотивационный этап
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях – грачей цепочки,
Над ожившею листвой –
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада –
Куст сирени у ограды.

Это стихотворение детского поэта Виктора Лунина
- Ребята скажите, о чем это стихотворение?
О весне.
- С каким образом сравнивает автор стихотворения весну?
С художницей, которая пробудилась ото сна.
-А вы сегодня хотите стать художником как весна?
Да.
Для этого слушайте внимательно и выполняйте все старательно

3. Актуализация знаний.
Весна – самое удивительное, прекрасное время года, это время когда просыпается природа. Спокойно становится на душе, хочется радоваться, больше находиться на улице, при этом появляется много сил и энергии.
- На основе стихотворения и небольшой беседы в начале урока можем ли мы назвать тему урока?
Конечно же, весна, весенний пейзаж.
Посмотрите на работы выполненные ребятами.
- Похожи ли они друг на друга?
Все рисунки разные
- А что всё-таки общее между ними?
Деревья нарисованы при помощи трубочки для коктейля выдуванием рисунков из капли краски.
Итак, тема урока «Неповторимая весна». Выполнение живописного изображения весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков.

4. Изучение нового материала.
Многие художники и поэты восхищаются этим удивительным временем года. И благодаря их произведениям мы можем увидеть и почувствовать абсолютно разную весну.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое называется «Март".
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна. Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето!

Гайда Лагздынь
- Какой месяц описывается в данном стихотворении?
Март
- Какие особенности первого весеннего месяца?
Морозно, небо хмурое, прилетают птицы, еще лежит снег.
Таким образом, описывает поэт самый первый весенний месяц.
Художники тоже любят изображать этот удивительный весенний месяц.
Перед вами картина Исаака Левитана «Март»
- Какие фрагменты на картине говорят о том, что это начало весны?
Теплое солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья покрыты снегом, листьев еще нет, можно разглядеть присутствие скворечника на дереве. На полосах дороги уже растаял снег. Лошадка томится на солнышке.
Хорошо! А теперь послушайте следующее стихотворение Самуила Маршака Апрель! Апрель!
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

- Какие перемены в природе описывает автор стихотворения?
А теперь рассмотрим глубоко прочувственную картину Василия Бакшеева «Голубая весна»
- Что вы можете рассказать о весне, представленной в этой картине?
С бесподобным мастерством художник сочетает желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев.

И еще одно стихотворение, конечно же, о мае месяце.
И. Авенберг
Зелень на деревьях
Первые листочки.
И на всех газонах –
Желтые цветочки.
Уличная серость
Солнышком согрета,
Свежестью залита.
Ярким майским цветом.
В голубом раздолье
Щебет не смолкает,
Пятнышком веселым
Бабочка порхает.

- Какую природу описывает автор стихотворения?
А вот какую картину написал Станислав Жуковский под названием «Старая усадьба. Май»
Этот художник очень любил изображать старинные русские усадьбы в сочетании с великолепием пейзажей разных времен года.
- Ребята, вы почувствовали разницу между тремя месяцами весны?
Да. Тогда выполним следующее упражнение.

5. Выполнение упражнения «Палитра».
На доске вывешиваются три палитры, вырезанные из формата А4, на слайде три картины, рассмотренные ранее.
Перед вами репродукции картин.
- Каким жанром изобразительного искусства можно назвать эти картины?
Пейзажем.
Совершенно верно. А чтобы на пейзажах показывать разные месяцы весны, определим палитру необходимых оттенков и цветов.
Ученик выходит к доске и рисует главные оттенки и цвета, характерные для мартовского, апрельского и майского пейзажа. Остальные работают в альбоме.

6. Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Н четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – продолжаем рисовать!

7. Практическая работа.
Сейчас мы с вами при помощи полученных знаний выполним живописное изображение пейзажа, но для начала разделимся на три команды.
1 ряд – выполняет мартовский пейзаж
2 ряд – апрельский
3 ряд майский.
Начинаем рисовать с фона.
Делим лист на две части, определяя небо и землю.


Выполняем цветовое решение, используем правила воздушной перспективы - небо и земля к линии горизонта становится светлее.



Создаем композицию из деревьев. При помощи трубочки для коктейля из капли коричневой туши (спешиваем черную и красную тушь на палитре) выдуваем деревья.
Загрузка...
Top