Разновидности гитар и их отличия. Типы корпусов электрогитар

Дополнительная образовательная программа «Аккорд»

Какие существуют виды гитар?

Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:

По способу усиления звука:

  • Акустическая гитара - гитара, звучащая с помошью корпуса, изготовленого в виде акустического резонатора.
  • Электрическая гитара - гитара звучащая посредством электронного усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем.
  • Полуакустическая гитара - комбинация акустической и электричесой гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены звукосниматели.
  • Электроакустическая гитара - акустическая гитара, в которое установлено электронное устройство для усиленного воспроизведения звука.
  • Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) - разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
  • Синтезаторная гитара (MIDI гитара) - гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По конструкции корпуса:

  • Классическая гитара
  • Фолк-гитара
  • Флэттоп - фолк-гитара с плоской верхней декой.
  • Арктоп - акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположеными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson.
  • Дредноут - фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонент в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой «Мартин».

По диапазону:

  • Обычная гитара - диапазон обычной гитары приблизительно совпадает с диапазоном человеческого голоса.
  • Бас-гитара - гитара с низким диапазоном звучания, как правило на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер» в 50-х годах XX века.
  • Тенор-гитара - четырехструнная гитара с укороченой мензурой, диапазоном и строем банджо.
  • Баритон-гитара - гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.

По наличию ладов:

  • Обычная гитара - гитара имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.
  • Безладовая гитара - гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.
  • Слайдовая гитара - гитара предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре длина струны плавно изменяется с помощью специального приспособления - слайда.

По стране (месту) происхождения:


  • Русская гитара - акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII - XIX веках.
  • Гавайская гитара - слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть с корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.

По жанру музыки:

  • Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
  • Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
  • Фламенко-гитара - классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.
  • Джазовая гитара (оркестровая гитара) - устоявшееся название для арктопов фирмы «Гибсон» и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х - 30-х годов XX века.

По роли в исполняемом произведении:

  • Соло-гитара - гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.
  • Ритм-гитара - гитара, предназначенная для исполнения ритмичеких партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.

По числу струн:

  • Четырехструнная гитара (4-х струнная гитара) - гитара, имеющая четыре струны. В подавляющем большинстве случаев четырехструнные гитары - это бас-гитары, либо теноровые гитары.
  • Шестиструнная гитара (6-ти струнная гитара) - гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространенная разновидность гитар.
  • Семиструнная гитара (7-ми струнная гитара) - гитара, имеющая семь одиночных струн. Применяется при исполнении русских романсов.
  • Двенадцатиструнная гитара (12-ти струнная гитара) - ритм-гитара с 6-ю сдвоенными струнами.
  • Прочие - существуют также менее распространенные промежуточные и гибридные формы гитар. Примерами могут является 9-ти струнная гитара, с тремя одиночными и тремя сдвоенными струнами (применяет известный блюзовый гитарист российского происхождения Юрий Наумов), или 12-ти струнная бас-гитара, с четырьмя строенными струнами, или 18-ти струнная гитара с двумя грифами, на 12 и 6 струн (применял гитарист группы «Лед Зеппелин» Джимми Пейдж) и т. д.

Прочее:

  • Гитара Добро - резонаторная гитара, изобретенная в 1928 году братьями Допера. В настоящее время «Гитара Добро» является торговой маркой принадлежащей фирме Гибсон.
  • Укулеле - миниатюрная четырехструнная версия гитары, изобретенная в конце XIX века на Гавайских островах.
  • Тэппинговая гитара (тэп-гитара) - гитара, предназначеная для игры способом звукоизвлечения тэппинг.
  • Гитара Уорра - электрическая тэппинговая гитара, имеет корпус аналогичный обычной электрической гитаре, допускает также и другие способы звукоизвлечения. Существуют варианты с 8, 12 или 14 струнами. Не имеет стандартной настройки.
  • Стик Чапмена - электрическая тэппинговая гитара. Не имеет корпуса, допускает игру с двух концов. Имеет 10 или 12 струн. Теоретически возможно одновременное извлечение до 10 нот (1 палец - 1 нота).

Здравствуйте, друзья.

Сегодня мы рассмотрим акустические гитары, популярные сорта дерева из которого из делают, типы корпусов акустических гитар, их отличия, сильные и слабые стороны.

Многие из вас при выборе гитары, задаются следующими вопросами:

  • Как выбрать инструмент из широкого ассортимента представленных на рынке?
  • Какому типу корпуса отдать предпочтение?
  • Чем они отличаются?

В этой статье мы постараемся ответить на многие вопросы и привести примеры звучания тех или иных инструментов.

Типы акустических гитар

Акустические гитары можно разделить на два типа:

  • классические (испанские, гитары с нейлоновыми струнами),
  • вестерн (эстрадные, гитары с металлическими струнами).

И если с классической гитарой все более-менее ясно: есть один стандарт изготовления корпуса, и все производители его придерживаются; то корпуса вестерн имеют довольно много разновидностей. У каждого гитарного бренда имеются свои фирменные особенности, технологии изготовления и размеры, которые подгоняются под определенные стандарты.

Давайте рассмотрим основные типы корпусов:

Drednought (дредноут) . Этот тип разработан фирмой Martin и до сих пор является одним из самых распространенных. Дредноут – это гитара с большим, широким корпусом. Она обладает своеобразным, глубоким и узнаваемым звуком, с преобладанием низких частот. Такой тип гитары отлично подойдет для аккомпанемента, игры медиатором, ритмических партий, игры в составе группы. Минусом дредноутов является то, что они, в большинстве случаев, не очень уверенно звучат в качестве солирующего инструмента.


Orchestra Model (оркестровая модель). Гитары с меньшим размером корпуса. Их отличает более мягкий, ровный, сбалансированный по частотам звук, с идеально подходящим перебором для исполнения сольных партий. Этот тип тоже разработан фирмой Martin. Orchestra любят многие музыканты за то, что они прекрасно подходят для студийной работы. К недостаткам можно отнести только относительно маленькую громкость инструмента, следовательно, такие гитары не подходят для исполнения более-менее жесткого ритмового аккомпанемента.


Grand Auditorium (гранд аудиториум) . Тип корпуса был разработан фирмой Gibson, и является неким средним вариантом между Drednought и Orchestra. Корпус по размеру ближе к Drednought, но по форме напоминает восьмерку, с выраженной талией. Их громкое звучание ближе к дредноуту, но более ровное и сбалансированное по частотным характеристикам. Являются одним из универсальных типов гитар. Одинаково хорошо подходят для сольных партий и для аккомпанемента. Пользуются большой популярностью у музыкантов, играющих пальцами.


Jumbo (джамбо) . Это гитары с большим корпусом и округлыми формами, самые крупные среди всего вестерн-семейства. Форма корпуса вкупе с жёсткими струнами позволяет получить мощный, сочный звук.


Parlor. Гитары с уменьшенным корпусом (меньше Orchestra) в форме восьмерки, обладающие специфическим звуком с преобладанием высоких и средних частот. Сохраняют все ощущения игры на стандартной акустической гитаре. Основное назначение этих гитар – «походный инструмент». Их любят многие музыканты и очень часто используют на сцене и в студии.


Folk (фолк) . Этот тип корпуса напоминает классическую гитару, но с узким грифом. Звучат фолк-гитары не очень громко, но для игры дома этот вариант является находкой.

Помимо этого, стоит отметить, что существуют классические и вестерн гитары уменьшенных размеров: 3/4, 1/2. Они обладают теми же пропорциями, но при меньших размерах. Такие инструменты – идеальный вариант для обучения в музыкальных школах или для похода.


На фото – разновидности корпусов гитар

Подводя итог, можно отметить, что чем больше корпус гитары, тем громче ее звук. На баланс частотных характеристик же в большей степени влияет ширина талии инструмента: чем она шире, тем больше низких частот будет выдавать инструмент; чем она уже, тем больше преобладание средних и высоких частот. Толщина корпуса влияет только на глубину звучания инструмента.


Дерево для гитар

Другим важным фактором, влияющим на звук, является дерево, из которого сделан инструмент. Начнем с того, что все представленные на рынке инструменты можно разделить на три группы:

All Solid – гитары из массива дерева.

Solid Top – гитары, у которых только верхняя дека выполнена из массива.


Гитары из ламината.


Все три группы отличаются по звуку, требованиям к хранению и уходу и, конечно же, цене. Например, гитары из массива дерева имеют более красивый, насыщенный звук. Они дороги и очень капризны в хранении, не переносят резких перепадов температур и влажности, требуют специфических условий ухода и хранения. При пренебрежении этими правилами инструменты быстро выходят из строя и требуют серьезного ремонта. В то же время гитары из ламината более неприхотливы в хранении и обслуживании, имею достаточно демократичную стоимость. Современные технологии позволяют добиться приличного уровня звука, который не уступает по характеристикам более дорогим аналогам. Стоит учесть, что инструмент, сделанный из массива дерева будет звучать лучше, но может выйти из строя в первом походе. Гитара из фанеры прослужит в таких условиях не один год и будет радовать вас и ваших друзей.

Другим немаловажным фактором является то, из каких сортов дерева сделан инструмент. Давайте рассмотрим самые популярные сорта древесины, которые используют в производстве акустических гитар.

Самым распространенным деревом для изготовления верхней деки гитары является ситхинская ель (Sitka Spruce). Недорогое дерево, обладает довольно резким и звонким звуком.

Другим сортом ели, который используют для более дорогих гитар, является немецкая ель (Engelmann Spruce). Звук более мягкий, чем у ситхинской ели.

Отличить гитару с верхней декой из ели можно по светло-желтому цвету, иногда с золотистым или молочно-белым оттенком.

Со временем ель, приобретает более глубокий и насыщенный звук, то есть гитары из этого сорта со временем начинают звучать все лучше и лучше.

Кедр (Cedar). По цвету кедр темнее ели: дерево коричневатого оттенка с розовыми волокнами. Звук кедра более теплый и мягкий. Очень часто используется при производстве классических гитар.
Махагон (Mahagony) – красное дерево. Инструменты из него дают слегка бубнящий, низкий и теплый звук.
H2: Важен ли сорт дерева для изготовления отдельных частей гитары?
Нижняя дека и обечайки изготавливают из одного сорта дерева, для производства наиболее часто используются махагон (mahagony) и палисандр (rosewood).
Махагон. Гитары с нижней декой и обечайками из махагона, имеют ровный, мягкий звук, с хорошей читаемостью отдельных нот и аккордов.
Палисандр. Гитары из палисандра имеют более резкий, глубокий и объемный звук, отлично подходят для игры аккордами, ритмовых партий в составе группы. Но при этом отдельные ноты звучат немного хуже, чем на гитарах из махагона.

Корпуса гитар из разных пород дерева: кедр, ситхинская ель, немецкая ель, махагон, палисандр

Сорт дерева, из которого изготовлен гриф и накладка на гриф, не имеет такого ощутимого влияния на звучание инструмента как материал корпуса. Он только вносит некоторые нюансы и поправки в звучание гитары.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в конечном итоге на звук конкретного инструмента могут оказывать влияние множество факторов, которые очень сложно описать в рамках одной статьи. Однако, после прочтения данной статьи, можно определить предположительное звучание инструмента по его спецификации.

Вот мы и добрались до очень интересной темы, в которой рассмотрим самые популярные типы корпусов электрогитар. Эти инструменты вам наверняка уже давно известны, т.к. какая-то определенная форма однозначно ассоциируется у вас с каким-то любимым кумиром, который играет на одном из них.

В предыдущей статье мы уже рассматривали самые распространенные стандарты корпуса гитары, ну а сегодня поговорим об электрогитарах. Конечно, все формы корпусов в рамках данного поста описать не получится, а поговорим лишь о самых основных «традиционных», которые можно встретить чаще всего.

Итак, идем по списку от самых популярных к менее популярным и рассмотрим небольшую характеристику для каждого инструмента, чтобы иметь о нем мало мальское представление.

1. Stratocaster

Самым популярным, без сомнения, всегда оставался и остается Fender Stratocaster, который в тоже время является самым копируемым в мире инструментом. Материалом для этой гитары, как правило, служит ясень либо . Гриф имеет 21-22 лада и крепится на четырех болтах, длина мензуры 25,5 дюймов, а все колки расположены в один ряд. Электроника и звукосниматели обычно собраны на фальш панели (пикгард). Классический Стратокастер укомплектован тремя синглами. В качестве нижнего порожка чаще всего установлен Vintage Tremolo, который работает только на понижение строя и крепится к корпусу шестью винтами. Высокая надежность и простая конструкция снискали этой электрогитаре популярность у многих музыкантов, таких как Eric Clapton (The Yardbirds), Yngwie Malmsteen, Ritchie Blackmore (Deep Purple) и многих других.

2. Les Paul

Вторая по популярности в мире гитара, однозначно, Gibson Les Paul. Этот тип корпуса, также как и стратовский, копируют все кому не лень. Материалом для корпуса этой гитары служит махагони (красное дерево), а топ чаще всего выполнен из клена. Гриф также изготавливают из красного дерева и вклеивают в корпус. Для накладки грифа используют палисандр, на которой установлены 22 лада, мензура имеет длину 24,75 дюйма, а колки расположены по схеме 3+3. Чаще всего на Gibson Les Paul установлены два хамбакера, а в некоторых модификациях их может быть даже три. На корпусе струны жестко фиксируются благодаря бриджу Tune-o-Matic. Эта гитара была любимым инструментом у таких музыкантов, как (Led Zeppelin), Gary Moore, Шура (Би-2) и др.

3. Telecaster

Электрогитара Fender Telecasterявляется предшественницей Стратокастера и одним из первых в мире цельнокорпусным инструментом. Материалы, используемые в этой гитаре практически такие же, как и в Fender Stratocaster, то бишь ясень или ольха. Классический гриф «телека» выполнен из цельного куска клена и не имеет отдельной накладки, на котором расположен 21 лад. Крепится он на четырех болтах, мензура составляет 25,5 дюйма, а все колки расположены в один ряд. На гитаре установлены два сингла, а вся электроника смонтирована на пикгарде. Струны же, как правило, имеют крепление сквозь корпус, а в некоторых редких моделях даже можно встретить устройство B-bender для подтягивания 2-й струны. На таких гитарах играли Kurt Cobain (Nirvana), George Harrison (The Beatles), Александр Васильев (Сплин) и другие известные музыканты.

4. SG

Цельнокорпусная электрогитара Gibson SG по своим техническим характеристикам очень близка к Gibson Les Paul, но все же имеет несколько существенных различий, к которым относится более прогрессивная форма корпуса на момент ее выпуска (1961) с пикгардом и два рога для удобства при игре на последних ладах. Дерево, конструкция крепления грифа, количество ладов, расположение колков, электроника, струнодержатель Tune-o-Matic и даже мензура 24,75 дюйма такие же, как и у Les Paul. На этой гитаре уже на протяжении многих лет играет Angus Young (AC/DC), а Дарон Малакян (System Of A Down) с 2005 года окончательно перешел на Gibson SG Reissue’ 61.

5. PRS Santana

Электрогитара PRS Santana Signature – это подписная модель музыканта Карлоса Сантаны, которую можно довольно часто встретить в различных копиях либо сходных по дизайну гитарах. Внешне корпус выглядит почти симметрично и изготавливается в основном из красного дерева с топовой накладкой из клена с волокнистым шпоном. Гриф также выполнен из красного дерева с палисандровой накладкой, на котором расположено 22 лада. На корпусе установлено два хамбакера и фирменный бридж PRS Tremolo, который работает только в одну сторону. Характерная особенность данной гитары – мензура 24,5 дюйма.

6. Randy Rhoads

Культовая цельнокорпусная гитара Randy Rhoads, которая появилась на свет в 1981 году, была разработана Гровером Джексоном с учетом пожеланий гитариста Рэнди Роадса. Она же является логическим продолжением серии Flying V. Материалом корпуса чаще всего является ольха, для сквозного грифа применяют клен, ну а для накладки – черное дерево. Количество установленных ладов равно 22, все колки в один ряд, а струнодержатель может быть как Tune-o-Matic так и Floyd Rose. На борту также установлено два датчика типа «хамбакер» фирмы Seymour Duncan, один регулятор громкости, два регулятора тона и 3-х позиционный переключатель. Музыканты, играющие на этой гитаре известны всем: Kirk Hammett (Metallica), Alexi Laiho (Children Of Bodom), Phil Campbell (Motörhead).

7. Explorer

Электрогитара Gibson Explorer, знакомая фанатам группы Metallica, на которой играет Джеймс Хетфилд да и не только он, была выпущена в 1958 году. Она имеет цельный корпус и вклеенный гриф из красного дерева, а также палисандровую накладку (реже черное дерево). На грифе расположены 22 лада, а длина мензуры составляет 24,75 дюйма. Струны крепятся бриджем Tune-o-Matic со стоп-баром и шестью колками, расположенными по схеме 6 в один ряд. На корпусе расположены два мощных керамических хамбакера без крышек, которые по праву считаются самыми «злыми» звукоснимателями от Gibson. К известным гитаристам, полюбившим Gibson Explorer относятся: David Evans (U-2), (Metallica) и др.

8. Flying V

Необычный дизайн корпуса Gibson Flying V, напоминающий наконечник стрелы, впервые увидел свет в 1957 году в качестве прототипа, а год спустя инструмент уже начал выпускаться серийно. Самые первые модели изготавливались исключительно из корины, но после переиздания в конце 60-х, корпус и гриф начали делать уже из красного дерева. Flying V по своим характеристикам, как конструктивно, так и по материалам очень близок к моделям SG и Explorer. Музыканты игравшие на Gibson Flying V также вам известны, это Jimi Hendrix, Albert King, Kirk Hammett (Metallica) и другие.

9,10. Суперстраты

Суперстраты – это электрогитары, которые получили свое дальнейшее развитие и эволюцию от любимого дедушки Fender Stratocaster. Обычно они имеют 22-24 и более лада, разнообразные конструкции грифа, корпуса, бриджа, всевозможные породы дерева, инкрустации, электронику и т.п. Суперстраты в большинстве случаев – это просто более эргономичные и экстремальные развития формы стратокастера. Ну как пример, более удлиненные и острые рога, благодаря которым существенно облегчается доступ к последним ладам. Вот примеры некоторых гитар: Jackson Soloist (9), ESP Horizon (10) и Ibanez JS, но существует также и масса других модификаций и разновидностей.

На этом, пожалуй, все. Конечно, существует много других форм электрогитар от привычных всем, до самых причудливых и незаурядных. Чтобы все их рассмотреть нужно писать целую энциклопедию на эту тему. При желании вы всегда сможете нагуглить или найти в Википедии интересующую вас гитару.

Акустическая гитара относится к группе струнных щипковых музыкальных инструментов. Такое название она получила за способ усиления звука без применения электричества.

В гитаре две главных детали:

  • гриф;
  • корпус.

Гриф делится на следующие составные части:

  • Головка – торцевая часть, к которой крепятся колки.
  • Колковый механизм (колки) – приспособление для фиксации и настраивания .
  • Пятка – выступ на задней стороне грифа, предназначенный для соединения с нижней декой.
  • Верхний порожек – деталь со специальными желобками, поднимающая струны над грифом.
  • Накладка грифа – элемент лицевой части грифа, на которой размещаются ладовые порожки.
  • Ладовые порожки создают между собой расстояния или лады – места, в которых струны прижимаются к накладке для постановки аккордов. Каждому из них присваивается порядковый номер, соответствующий той или иной ноте.

Корпус гитары нужен для резонирования звука.

Он состоит из четырех поверхностей:

  • Нижняя дека – задняя стенка корпуса.
  • Верхняя дека – передняя стенка с резонаторным отверстием (иначе – голосник) и бриджем – подставкой, предназначенной для держания струн.
  • Две обечайки – боковые поверхности, соединяющие между собой нижнюю и верхнюю деки.

Звук, извлекаемый из струн, поглощается резонаторным отверстием. Отражаясь от нижней деки, он усиливается, а затем выходит наружу.

Акустические гитары подразделяются на виды в зависимости от размера грифа, корпуса, а так же типа и количества струн.

Классификация выглядит следующим образом:

  • классическая;
  • дредноут;
  • джамбо:
  • фолк;
  • русская семиструнная;
  • двенадцатиструнная.

Каждый вид гитары выделяется характерными признаками:

  • Корпус классической гитары выполнен в грушевидной форме. Гриф содержит двенадцать ладов, поэтому расстояние между ними шире, чем на остальных видах гитар с четырнадцатью ладами. Этот вид предназначен для игры при помощи пальцев.
  • Дредноут отличает тяжелый прямоугольный корпус, расширенный в талии и нижней части. При этом гриф узкий по сравнению с классическим.
  • Джамбо отличается от дредноута только округленной формой корпуса.
  • Фолк-гитара формой напоминает классическую, но с уменьшенным грифом. Она считается компактной версией дредноута.

    Другое название фолк-гитары – «малый вестерн».

  • Русская семиструнная гитара похожа на классическую с одним функциональным отличием –размером грифа, подогнанным под седьмую струну.
  • За основу корпуса двенадцатиструнной гитары берутся дредноут или джамбо, но ощутимо усиленные. При этом гриф расширенный и утолщенный из-за нагрузки, которую создают двенадцать металлических струн.

  • Классическую гитару отличают мягкость, мелодичность и разнообразие тембров, поэтому она подходит для сольного, аккомпанирующего и ансамблевого исполнения, романсов и классических произведений.
  • Расширенный корпус дредноута и джамбо обеспечивает повышенную громкость, увеличенную продолжительность звучания ноты и преобладание низких частот в тембре. Они используются предпочтительно в кантри, поп, рок-музыке, блюзе.

Предназначены для аккомпанирования пению или другим музыкальным инструментам. Техника игры похожа на ту, что используется на электрогитарах.

  • Фолк-гитары звучат на порядок тише; за счет своей компактности подходят для игры в домашней обстановке.
  • Для исполнения русских романсов прошлых веков подходит русская семиструнная гитара. В настоящее время ее используют барды и цыгане, проживающие на территории России.
  • 12-струнная гитара дает сильное мелодичное звучание, создающее эффект двойного исполнения. Она предназначена для аккомпанемента, но искусные музыканты исполняют на этом виде сольные партии.

Используется в фолк-, блюз-, рок-музыке, для исполнения песен бардов.

Каждому виду гитары соответствует своя комплектация:

Струны

Типичный набор состоит из 6 струн (исключение составляют 7- и 12-струнные гитары). Поскольку классические гитары предназначены для игры пальцами, на них используются синтетические струны: нейлоновые или карбоновые.

Экспериментировать с установкой металлических не рекомендуется: в этом случае нагрузка на гриф увеличится в три раза, что вызовет поломку инструмента. Остальные акустические гитары используют металлические струны.

Гриф и корпус

Для изготовления гитары используются:

  • палисандр или красное дерево – для задней деки, обечаек;
  • ель, кедр – для верхней деки.
  • красное дерево, клен – для грифа.

Колковая механика

Предназначена для натяжения и регулировки струн, отвечает за настройку гитары. Она изготавливается из пластика или металла. Колки делятся на два вида:

  • открытые – имеют открытый механизм, что упрощает эксплуатацию и уход, но не защищает от повреждений;
  • закрытые – снаружи защищены крышкой.

Также колки делятся на пластиковые и металлические. Первый вид используется на классических гитарах, поскольку способен выдержать только синтетические струны. Второй вид применим к гитарам с металлическими струнами.

Чехол

Существует несколько разновидностей чехлов, предназначенных для защиты от определенных факторов:

  • водостойкие;
  • термостойкие;
  • механические.

По степени жесткости чехлы можно разделить на три типа:

  • жесткие;
  • полужесткие;
  • мягкие.

Небольшое приспособление, предназначенное для защипывания струн. Изготавливается из пластика. Медиатор используется на всех видах акустических инструментов с металлическими струнами.

Возможные виды:

  • стандарт – имеет форму треугольника с округлыми краями;
  • джаз – похож на форму стандарта, но один из уголков более вытянутый;
  • капля – отличается от формы стандарта одним острым углом;
  • равносторонний треугольник – каждый угол заострен;
  • акулий плавник – имеет две стороны: стандартную и ребристую;
  • надеваемые на пальцы – по внешнему виду напоминают ноготь.

Толщина медиатора варьируется от 0,38 мм до 3 мм. Для акустической гитары используются гибкие тонкие или средние медиаторы.

Подставка

Для удобства во время игры на классической гитаре под левую ногу ставится подставка. В последнее время также появляются так называемые «суппорты» - подставки, устанавливаемые на колено.

Ремень

Приспособление, предназначенное для игры в положении стоя за счет переноса веса инструмента на плечо гитариста. На корпусе каждой акустической гитары есть специальный шуруп для крепления этого аксессуара.

Чтобы привязать второй конец ремня, необходимо продеть через находящееся в нем отверстие шнурок, а потом обвязать его вокруг головки грифа. При выборе ремня следует обращать внимание на надежность и удобство, чтобы после не чувствовать его давление на плече.

Специальное устройство, внешне напоминающее зажим, которое служит для фиксации всех струн на определенном ладу для смещения строя гитары. Некоторые аккорды невозможно взять без применения этого аксессуара.

Каподастр необходимо подбирать, исходя из вида инструмента:

  • для классической гитары – с плоским грифом;
  • для шестиструнных других видов – полукруглые;
  • для 12-струнной – с сильным зажимом.

  • Для начала обучения лучше всего подходит классический вид. Синтетические струны меньше травмируют пальцы.
  • Техника игры на дредноут, джамбо и фолк-гитарах близка к электрогитарной.

Из-за того, что металлические струны требуют использования медиатора, на корпусе рядом с резонирующим отверстием расположен пикгард – пластинка каплевидной формы, служащая для защиты деки от повреждений.

Встречаются гитары с вырезом на корпусе, именуемым «катавей». Он предназначен для доступа к последним ладам инструмента.

  • Особенность русской гитары заключается в том, что седьмая струна не является добавочной, поэтому техника игры и аккорды отличаются присущих шестиструнным.
  • Струны 12-струнной гитары расположены попарно. Техника игры отличается только тем, что приходится как зажимать, так и дергать пару одновременно. Из-за этого невозможно играть перебором.

  • Главные достоинства классической гитары – небольшой вес, размер корпуса и мягкость струн. Она универсальна, поэтому на ней легче учиться основам игры.
  • У дредноута, джамбо и фолк-гитары преимуществом выступают громкость, присутствие металлических ноток в звуке,настройка расположения грифа при помощи анкерного ключа.
  • Преимуществ семиструнной гитары перед шестиструнными не так много: легкость извлечения простых аккордов, возможность играть в большем количестве тональностей, не используя прием «барре».
  • 12-струнная отличается объемным,широким и мелодичным звуком. Появляется ощущение добавления скрипки. Она гармонично звучит при аккомпанировании пению, поскольку дает сильную основу для звучания голоса.

  • Главный минус классической гитары – недостаточная громкость звука. Для увеличения слышимости на сцене используется микрофоны. Нейлоновые струны гораздо сложнее настроить, чем металлические.
  • Дредноут и джамбо больше по размеру и тяжелее классического вида. На этих видах и фолк-гитаре применяются металлические струны, которые на первых порах использования приносят дискомфорт пальцам. На них невозможно играть перебором.
  • Семиструнная русская гитара не распространена в современное время, поскольку основная часть музыкальных произведений написана для шестиструнных инструментов.
  • 12-струнная гитара отличается дороговизной и громоздкостью. За счет обширного комплекта струн она изнашивается быстрее шестиструнных видов, к тому же на ней невозможно выполнять некоторые техники игры.

Как выбрать акустическую гитару

При покупке акустической гитары в первую очередь обратите внимание на следующие характеристики:

  • Тип используемых струн. Перед покупкой определитесь, на каких струнах будете играть. На гитару, рассчитанную на нейлоновые, ни в коем случае нельзя устанавливать металлические, и наоборот. Пренебрежение этим правилом приведет к порче инструмента.
  • Внешний вид изделия.

Тщательно проверьте будущую покупку на присутствие сколов, царапин, отслоений материала, выпуклостей, вмятин и прочих повреждений. Покрутите колки, чтобы исключить скрипение.

Если гриф не содержит анкерный ключ, проверьте, чтобы расстояние между струнами и двенадцатым ладом было относительно 4 миллиметра. Если же он регулируется, то убедитесь, что гитара выполнена из качественного материала специальных пород.

В ином случае гриф со временем расшатается. Обратите внимание на толщину нижней деки – от нее зависит громкость и глубина звука.

  • Цена. Не стоит покупать слишком дешевый или дорогой инструмент. Первый вариант может основательно испортить впечатление от покупки. Плюсы приобретения дорогого инструмента новичок попросту не прочувствует. Ориентируйтесь на среднюю стоимость.
  • Производитель. Лучше отдавать предпочтение известным и зарекомендовавшим себя на рынке музыкальных инструментов брендам.

Необходимые условия для долговременного использования гитары – своевременная замена изношенных деталей, настройка, периодическая чистка, соблюдение правил хранения.

Вне зависимости от материала струны изнашиваются за непродолжительный промежуток времени и требуют регулярной замены. Если вы не умеете самостоятельно настраивать гитару, обратитесь в специализированный сервисный центр.

Эксплуатация струн может длиться от трех недель до двух месяцев в зависимости от частоты и интенсивности игры. Впервые заменить струны рекомендуется сразу после покупки инструмента.

Для сохранения качества звучания и презентабельного внешнего вида гитары необходима регулярная чистка струн, ладов, бриджа, порожков от пота, жира и пыли.

В частой полировке недавно приобретенного инструмента нет необходимости – достаточно протирать корпус и гриф салфеткой, предназначенной для удаления жирных пятен.

При небольших повреждениях воспользуйтесь средствами, предназначенными для ухода за лакированными деревянными изделиями.

Чтобы избежать преждевременного повреждения инструмента, соблюдайте следующие меры предосторожности:

  • Температура помещения должна быть не ниже+10, но не выше +25 градусов по Цельсию с относительной влажностью воздуха в пределах 50-60%, при этом избегайте резких перепадов в температуре и влажности.
  • Во время отопительного периода поддерживайте нормальную влажность воздуха.
  • Для места хранения выберите участок, удаленный от окон, дверей, систем отопления и защищенный от прямого попадания солнечных лучей.

  • Хранить инструмент желательно в чехле, но в летний сезон требуется держать футляр приоткрытым, чтобы обеспечить вентиляцию воздуха.
  • Переносите гитару только в чехле, обеспечивающем защиту от перепадов температур и механических повреждений.
  • В зимнее время не рекомендуется использовать гитару сразу после попадания из холода в теплое помещение. Сначала выждите около получаса, а затем протрите ее сухой тряпкой.
  • Перед каждым использованием инструмента желательно мыть и вытирать досуха руки.

При транспортировке соблюдайте следующие правила:

  • Используйте жесткий чехол.
  • Не перевозите в багажнике – только в салоне.
  • При длительной поездке ослабьте струны.

  • На акустические гитары устанавливается гарантия, которая действует от двух недель до двух-трех лет в зависимости от производителя.
  • Для получения бесплатного ремонта или замены приобретенного инструмента обратитесь по месту покупки.
  • К гарантийному случаю относится только заводской брак.
  • Обслуживание и ремонт бракованного изделия производят специализированные сервисные центры.

Гарантия не предоставляется на детали, которые изнашиваются естественным образом вследствие использования инструмента. К ним относятся струны и колки.

Гарантийным случаем не считается потеря внешнего вида или функциональности инструмента вследствие:

  • пренебрежения правилами эксплуатации;
  • попадания внутрь корпуса посторонних предметов;
  • механических, термических или иных повреждений, полученных в результате недобросовестного обращения;
  • несоблюдения правил транспортировки;
  • использования нестандартных запчастей или комплектующих;
  • нарушения мер предосторожности, связанных с хранением инструмента.

Струны – подверженные скорому износу детали. Поэтому желательно как можно раньше освоить процедуру их замены.

Этап удаления металлических струн выглядит так:

  • начинайте с шестой струны – она толще остальных;
  • перед началом желательно расположить гитару на горизонтальной поверхности для удобства;
  • путем вращения ослабьте колок до свободного провисания струны;
  • размотайте струну с колка и выньте конец из отверстия;
  • аккуратно выньте фиксатор из струнодержателя – для этого лучше использовать специальный инструмент;
  • теперь освободите второй кончик струны из открывшегося отверстия;
  • удаляйте каждую струну поочередно.

После удаления старых струн протрите открывшийся участок чистой тряпкой.

Пора переходить к установке:

  • начните с шестой струны;
  • конец струны с маленьким шариком вставьте в отверстие фиксатора на 3-4 сантиметра, одновременно вдавливая фиксатор;
  • как только шарик встанет на место, установите фиксатор до конца;
  • острый конец струны вставьте в жерло колка, намотайте вокруг стержня, поворачивая колок против часовой стрелки (как остальные две толстые струны; при наматывании тонких струн колки крутятся по часовой стрелке);
  • после настройки струн обрежьте кончик струны кусачками или специальными ножницами.

Процедура замены нейлоновых струн происходит следующим образом:

  • вращайте колок в нужную сторону, пока не появится возможность вытащить кончик струны из отверстия;
  • распутав узел петли на бридже, удалите другой кончик струны;
  • протрите открывшиеся участки от пыли;
  • далее проденьте конец струны в отверстие бриджа на десять или двенадцать сантиметров;
  • заведите кончик за больший отрезок струны, сделайте петлю;
  • основную часть струны прижмите к плоскости корпуса, а затем сильно потяните;
  • второй кончик струны просуньте в отверстие колка, слегка оберните вокруг оси, проденьте через основную часть струны;
  • вращением колка натяните струну.

Замена колков – сложная процедура, которую не рекомендуется выполнять самостоятельно. Желательно обратиться за помощью в специализированный сервис.

На грифе и корпусе могут образоваться трещины. В этом случае также стоит обратиться к мастеру. В домашних условиях устраняйте только поверхностные трещины:

  • залейте в открывшееся отверстие эпоксидную смолу;
  • сожмите гриф по бокам при помощи струбцины, чтобы трещина сошлась;
  • выждите 5-10 минут;
  • оставьте на сутки в сухом темном месте.

Производители

Корейский бренд известен надежностью и качеством звука. Главная особенность акустических инструментов – устойчивость к низким температурам и относительной влажности воздуха 10-20%.

Компания специализируется на выпуске акустических, электроакустичеких, электрических гитар, комплектующих и аксессуаров. С 1 декабря 2015 года для всех видов инструментов Crafter предоставляется срок расширенной гарантии – 3 года.

Испанская компания, выпускающая акустические и электроакустические инструменты. Бренд предлагает гитары с уменьшенным корпусом, предназначенные для детей. На каждый инструмент установлен гарантийный срок.

Торговая марка, принадлежащая компании Gibson, специализируется на акустических гитарах, электрогитарах, комплектующих и аксессуарах к ним. Большинство созданных под этим брендом инструментов в среде музыкантов считаются классикой.

Производитель гарантирует обмен или возврат средств до истечения срока гарантии.

Американская компания выпускает акустические, электрогитары, аксессуары и музыкальное оборудование. Товары совмещают качество звучания и доступные цены. Производитель предоставляет гарантию сроком на три месяца.

Компания выпускает бюджетные гитары, доступные широкому кругу пользователей. Акустические виды подойдут для начинающих музыкантов, поскольку эти инструменты специально создаются для обучающей игры.

Выпускаемые модели представляют собой удачные копии известных брендов.

Инструменты любительского уровня. Качеством и доступностью по цене они конкурируют с дорогостоящими брендами. Специализируется производитель на создании гитар бюджетного уровня, которые сочетают стабильность, качество с низкой ценой.

На гитары Martinez предоставляется годовая гарантия.

Американская компания производит гитары высокого класса, а также бюджетные модели. Производитель предоставляет гарантийное обслуживание купленных инструментов сроком на один год.

Японский производитель музыкальных инструментов и звукового оборудования. На счету компании огромное количество нововведений. Выбор гитар широкий – от предназначенных для обучения до профессиональных.

На акустические инструменты предоставляется гарантия сроком до двух лет.


Различные виды гитар имеют различное устройство и, соответственно, различное звучание. Старые образцы постепенно модифицировались. Виды гитар тоже менялись.

Самой первой появилась гитара классическая. Особенно популярной она стала в XIX веке и продолжает пользоваться наибольшим спросом сегодня. Впервые этот инструмент появился в Латинской Америке (тогда он идеально подходил для исполнения национального фламенко). Корпус гитары изготавливали из пластинок кипариса, поэтому вес ее был незначительным. Сейчас мастера этот метод не используют, предпочитая прочные виды дерева.

У классической гитары обычно широкий гриф и, как правило, К большинству классических гитар подходят (но не всегда). Техника игры — пальцевая. Такие гитары предпочитают барды.

А вот различные виды акустических гитар распространились лишь в XX веке. Корпус (барабан) у них больше, чем у классических, гриф поуже, а струны устанавливают только металлические. Звук получается яркий, насыщенный, мощный. Еще более усиливает его медиатор.

Неклассические виды акустических гитар очень подходят для боя, соло-партий, исполнения рока, кантри, блюза.

Стоит выделить в этой категории акустическую гитару типа Jumbo. Корпус у нее самый крупный, басы более яркие, да звук в целом более мощный. Jumbo просто идеальна для боя и аккомпанемента.

Некоторые принято называть гибридными Они имеют встроенный пьезозвукосниматель и могут подключаться к усилителю. Помимо датчика, в них встроены эквалайзер и тюнер, позволяющий настраивать инструмент. Идеальный вариант для концертных выступлений.

Полуакустический инструмент можно назвать гибридом электрогитары и акустической гитары. Довольно крупная дека должна усиливать звук, однако уменьшенное резонаторное отверстие препятствует этому. Звучание хорошо раскрывается при и использовании медиатора. Такие виды предпочитают джазмены.

Характерная особенность двенадцатиструнных гитар — скомпонованность по 2 струны (в 6 пар). Дерево для этих гитар выбирается максимально крепкое, поскольку натяжение 12 струн «слабое» дерево просто не выдержит. Именно поэтому «двенадцатиструнки» довольно массивные и тяжелые.

Хорошо подходят для боя (перебором играть довольно проблематично). Представление о звучании можно получить путем сравнения обычных фотографий и фотографий HDR. При наложении нескольких фото получается более насыщенная картинка (а в нашем случае — более расширенный диапазон).

Особняком стоят виды бас-гитар. здесь довольно много: формы корпуса, количество струн, пассивность (или активность) электроники, разновидность грифа (безладовый, ладовый) и пр.

Для удобства принято делить такие виды гитар на полуакустические, безладовые и ладовые. Большинство ладовых инструментов относится к Jazz Bass и Precision (или «Джаз» и «Бас»).

Основное различие между этими видами бас-гитар заключается в электронике, поэтому звукосниматели стали называть р ("ступенька") и j по первым буквам в названии эти типов.

Загрузка...
Top