«Рафаэль фортепьяно». Он был проклят возлюбленной и позабыт родиной

польский композитор и пианист-виртуоз, педагог

Краткая биография

Фридери́к Шопе́н , полное имя - Фридерик Францишек Шопен (польск. Fryderyk Franciszek Chopin, также польск. Szopen); полное имя во франц. транскрипции - Фредери́к Франсуа́ Шопе́н (фр. Frédéric François Chopin) (1 марта (по другим данным, 22 февраля) 1810, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы, Варшавское герцогство - 17 октября 1849, Париж, Франция) - польский композитор и пианист. В зрелые годы (с 1831) жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку.

Происхождение и семья

Отец композитора - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу. С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа.

В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782-1861). Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна. К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины Кшижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Желязова-Воля, где родился Шопен, и Варшава, где он жил с 1810 до 1830, во время Наполеоновских войн до 1813 были на территории Варшавского Герцогства, вассального Наполеоновской Империи, а после 3 мая 1815 года, по итогам Венского конгресса - на территории Царства Польского (Królestwo Polskie), вассального Российской Империи.

Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одарённых детей. Кроме Фридерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

Детство

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Юность

Окончив училище и завершив продолжавшиеся пять лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Юзефа Эльснера.

Дворец Острожских - местонахождение варшавского музея Шопена.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена. Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, усердно посещал оперные театры и картинные галереи, способствовали его дальнейшему развитию.

Зрелые годы. За границей

С 1829 года начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной стала причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, Штутгарт, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» - так он написал в своем дневнике. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро, Шопен приобрёл множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Высоко оценил пианизм Шопена Калькбреннер, предложивший тем не менее ему свои уроки. Впрочем, эти уроки быстро прекратились, но дружба между двумя великими пианистами продолжалась много лет. В Париже Шопен окружил себя молодыми талантливыми людьми, которые разделяли с ним преданную любовь к искусству. В его окружение входили пианист Фердинанд Гиллер, виолончелист Франкомм, гобоист Бродт, флейтист Тюлон, пианист Стамати, виолончелист Видаль, альтист Урбан. Также он поддерживал знакомство с крупнейшими европейскими композиторами своего времени, среди которых были Мендельсон, Беллини, Лист, Берлиоз, Шуман.

Со временем Шопен сам начал вести преподавательскую деятельность; любовь к преподаванию фортепьянной игры была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулёз). Много скорби вдобавок к расставанию с невестой ему принесла в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке (Майорке) вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Успех, нервная, напряжённая жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Творчество

Как отмечал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона Н. Ф. Соловьёв,

«Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение. Если в чём чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но тем не менее и в них появляются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонате op. 35, adagio во втором концерте.

К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll, c-moll). В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины.»

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена: 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; а также песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Шопен в 1849 - единственная сохранившаяся фотография композитора.

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена.

Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие. Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного forte. (По свидетельствам современников Шопен совсем не мог играть форте, верхней границей его динамического диапазона было приблизительно меццо-форте.)

Произведения

Для фортепиано с ансамблем или с оркестром

  • Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Op. 8 g-moll (1829)
  • Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» Op. 2 B-dur (1827)
  • Rondo a la Krakowiak Op. 14 (1828)
  • «Большая фантазия на польские темы» Op. 13 (1829-1830)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 11 e-moll (1830)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 21 f-moll (1829)
  • «Andante spianato» и следующий «Большой блестящий полонез» Ор. 22 (1830-1834)
  • Соната для виолончели Op. 65 g-moll (1845-1846)
  • Полонез для виолончели Op. 3

Мазурки (58)

  • Op.6 - 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)
  • Op.7 - 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830-1831)
  • Op.17 - 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832-1833)
  • Op.24 - 4 мазурки: g-moll, C-dur, A-dur, b-moll
  • Op.30 - 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836-1837)
  • Op.33 - 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837-1838)
  • Op.41 - 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur
  • Op.50 - 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841-1842)
  • Op.56 - 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)
  • Op.59 - 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)
  • Op.63 - 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)
  • Op.67 - 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)
  • Op.68 - 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)

Полонезы (16)

  • Op. 22 Большой блестящий полонез Es-dur(1830-1832)
  • Op. 26 № 1 cis-moll; № 2 es-moll(1833-1835)
  • Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836-1839)
  • Op. 44 fis-moll (1840-1841)
  • Op. 53 As-dur (Героический) (1842)
  • Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия» (1845-1846)
  • WoO. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)

Ноктюрны (всего 21)

  • Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829-1830)
  • Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830-1831), g-moll (1833)
  • Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834-1835)
  • Op. 32 H-dur, As-dur (1836-1837)
  • Op. 37 g-moll, G-dur (1839)
  • Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)
  • Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)
  • Op. 62 № 1 H-dur,№ 2 E-dur (1846)
  • Op. 72 e-moll (1827)
  • Op. posth. cis-moll (1830), c-moll

Вальсы (19)

  • Op. 18 «Большой блестящий вальс» Es-dur (1831)
  • Op. 34 № 1 «Блестящий вальс» As-dur (1835)
  • Op. 34 № 2 a-moll (1831)
  • Op. 34 № 3 «Блестящий вальс» F-dur
  • Op. 42 «Большой вальс» As-dur
  • Op. 64 № 1 Des-dur (1847)
  • Op. 64 № 2 cis-moll (1846-1847)
  • Op. 64 № 3 As-dur
  • Op. 69 № 1 As-dur
  • Op. 69 № 10 Н-moll
  • Op. 70 № 1 Ges-dur
  • Op. 70 № 2 f-moll
  • Op. 70 № 2 Des-dur
  • Op. posth. e-moll, E-dur, a-moll

Сонаты для фортепиано (всего 3)

Нотная обложка Траурного (похоронного) марша Фредерика Шопена, выпущенного впервые как отдельное произведение под этим названием. Брейткопф и Гертель, Лейпциг, 1854 (печатная доска Breitkopf & Härtel № 8728)

  • Op. 4 № 1, c-moll (1828)
  • Op. 35 № 2 b-moll (1837-1839), включающая Траурный (похоронный) марш (3-я часть: Marche Funèbre)
  • Oр. 58 № 3 h-moll (1844)

Прелюдии (всего 25)

  • 24 прелюдии Op. 28 (1836-1839)
  • Прелюдия cis-moll op","45 (1841)

Экспромты (всего 4)

  • Op. 29 As-dur (около 1837)
  • Op, 36 Fis-dur (1839)
  • Op. 51 Ges-dur (1842)
  • Op. 66 «Фантазия-экспромт» cis-moll (1834)

Этюды (всего 27)

  • Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828-1832)
  • Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1831-1836)
  • WoO f-moll, Des-dur, As-dur(1839)

Скерцо (всего 4)

  • Op. 20 h-moll (1831-1832)
  • Op. 31 b-moll (1837)
  • Op. 39 cis-moll (1838-1839)
  • Op. 54 E-dur (1841-1842)

Баллады (всего 4)

  • Ор. 23 g-moll (1831-1835)
  • Op. 38 F-dur (1836-1839)
  • Op. 47 As-dur (1840-1841)
  • Op. 52 f-moll (1842-1843)

Другие

  • Фантазия Op. 49 f-moll (1840-1841)
  • Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845-1846)
  • Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)
  • Концертное Allegro Op. 46 A-dur (1840-1841)
  • Тарантелла Op. 43 As-dur (1843)
  • Болеро Op. 19 C-dur (1833)
  • Соната для виолончели и фортепиано Op. 65 g-moll
  • Песни Op. 74 (всего 19)(1829-1847)
  • Рондо (всего 4)

Обработки и переложения музыки Шопена

  • А. Глазунов. Шопениана, сюита (одноактный балет) из сочинений Ф. Шопена, соч. 46. (1907).
  • Жан Франсе. Оркестровка 24-х Прелюдий Ф. Шопена (1969).
  • С. Рахманинов. Вариации на тему Ф. Шопена, соч. 22 (1902-1903).
  • М. А. Балакирев. Экспромт на темы двух прелюдий Шопена (1907).
  • М. А. Балакирев. Переоркестровка Концерта для фортепиано с оркестром e-moll Ф. Шопена (1910).
  • М. А. Балакирев. Сюита для оркестра из сочинений Ф. Шопена (1908).

Память

Frederic Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) – основатель польской школы игры на фортепиано и великий композитор, известный своей романтической музыкой. Его творчество оказало огромное влияние на мировую культуру: фортепианные сочинения Шопена остаются непревзойденными в пианистическом искусстве. Композитор предпочитал играть на фортепиано в небольших музыкальных салонах, за всю жизнь у него было не более 30 музыкальных концертов.

Фредерик Шопен родился в 1810 году в деревне Желязова-Воля рядом с Варшавой, его отец был из простой семьи и жил в графском имении, где воспитывал детей хозяина. Мать Шопена хорошо пела и играла на фортепиано, именно от нее будущий композитор получил первые музыкальные впечатления.

Фредерик уже в раннем детстве проявлял музыкальный талант, причем в семье это всячески поддерживалось. Как и Моцарт, юный Шопен был по-настоящему одержимым музыкой и показывал бесконечную фантазию в импровизациях. Чуткий и впечатлительный мальчик мог расплакаться при звуках чьей-то игры на пианино или вскочить ночью с постели для того, чтобы наиграть приснившуюся мелодию.

В 1818 году Шопена в местной газете назвали настоящим музыкальным гением, и посетовали на то, что в Варшаве он привлекает не так много внимания, как это было бы в Германии или Франции. С 7 лет Шопен начал всерьез заниматься музыкой с пианистом Войцехом Живным. К 12-ти годам Фредерик уже не уступал лучшим польским пианистам, и наставник отказался от занятий, потому что больше не мог его ничему научить. Следующим учителем Шопена стал композитор Юзеф Эльснер.

Юный Шопен за счет княжеского покровительства попал в высшее общество, в котором был благосклонно принят из-за своих изысканных манер и обаятельной внешности. После окончания варшавского училища будущий композитор побывал в Праге, Берлине и Дрездене, где без устали приобщался к искусству на концертах, в оперных театрах и картинных галереях.

В 1829 году Фредерик Шопен начал давать выступления в крупных городах. Он навсегда покинул родную Варшаву и очень тосковал по ней, а после начавшегося в Польше восстания за независимость даже хотел поехать на родину и вступить в ряды бойцов. Уже в дороге Шопен узнал, что восстание подавлено, а его руководитель пленен. С болью в сердце композитор оказался в Париже, где после первого же концерта его ждал большой успех. Через какое-то время Шопен начал преподавать игру на фортепиано, чем занимался с большим удовольствием.

В 1837 году у Фредерика Шопена случился первый приступ легочной болезни, современные исследователи считают, что это был туберкулез. В это же время композитор расстался с невестой и влюбился в Жорж Санд, с которой прожил 10 лет. Это были непростые отношения, осложненные болезнью, но многие известные произведения Шопена были написаны именно в тот период на испанском острове Майорка.

В 1947 году произошел болезненный разрыв с Жорж Санд, и Шопен вскоре уехал в Лондон, чтобы сменить обстановку. Это путешествие для него оказалось последним: личные переживания, напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали его силы.

В 1849 году Шопен вернулся в Париж, где вскоре скончался. На похороны композитора собрались тысячи поклонников. По желанию композитора, на церемонии прощания был сыгран «Реквием» Моцарта.

Семён Петлюра? Степан Бандера? Нет. В эти дни мы отмечаем двухсотлетний юбилей автора этих слов - одного из величайших композиторов XIX столетия - Фридерика Шопена. Фрыдерык Францышек, а именно так назвали младенца, родился в местечке Желязова Воля, что около Варшавы, в семье подданных Российской империи - французского эмигранта Николя Шопена и Юстины Кржижановской. Произошло это событие в 1810 г., а вот точную дату определить затруднительно. Метрика не сходится с семейными архивами - то ли 22 февраля, то ли 1 марта. Как бы там ни было, мальчику повезло - его мать была большой любительницей музыки и незаурядной пианисткой. По её настоянию муж Николя приобрёл довольно дорогую по тем временам вещь - фортепиано.

Гений нечистых кровей

И Фрыдерык ещё в восьмилетнем возрасте осознавал, что своей карьерой он обязан прежде всего матери. На первом же публичном выступлении в Варшаве, где Шопен играл полонез собственного сочинения, он был удостоен восторженных оваций публики. После концерта он подбежал к матери со словами благодарности. «Мама, ты слышала, как они хлопали? Это потому, что ты пришила к коричневой курточке белый кружевной воротничок - очень красиво!» - сцена, как будто списанная с нынешней рекламы отбеливающих средств.

Официальная же реакция на этот музыкальный прорыв отнюдь не страдала детской наивностью: «Шопен - настоящий гений музыки, сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе настоящее, большое внимание».

Похоже, что родители Шопена, да и он сам, были с этим вполне согласны - последующая музыкальная карьера композитора складывалась вдали от Польши, в тогдашней «столице мира» - Париже. Там же его застают события, заставившие произнести речи, которые сейчас можно квалифицировать как разжигание межнациональной розни. Польское восстание 1830-1831 гг. начиналось довольно бодро и радостно. Гордым шляхтичам вполне успешно удалось вырезать русские гарнизоны, личный состав которых проходил по армейским ведомостям как «инвалидная команда». Но потом москали вновь овладели Варшавой и лишили Польшу всех привилегий, в частности Конституции. Горе и боль Шопена не поддаются описанию. Особенно его тяготит то, что вновь увидеть родину вряд ли удастся.

Что бы его ждало в Польше? Соотечественники могли восхищаться его дарованием, но в высший свет ему, плебею, сыну француза-гувернёра, хода не было. Когда он хотел жениться на аристократке Марысе Водьзиньской, её родители дали понять, что ничего не выйдет. «Жалею, что ваша фамилия не Шопиньский», - так писала мать Марыси композитору, чьё имя уже гремело на всю Европу.

Прощай, оружие!

Париж - иное дело. Здешний бомонд принимает Шопена с восторгом. Он водит дружбу с такими гигантами, как Гейне, Берлиоз, Беллини. Им восхищается живописец Эжен Делакруа. Тёплые отношения связывают его с Мендельсоном. А вот ещё с одним современником, Ференцем Листом, отношения не заладились.

В 1836 г. в салоне Мари д’Агу Шопен знакомится со знаменитой писательницей Жорж Санд. Вот как он описывает эту встречу: «Лицо госпожи Дюдеван, известной под именем Жорж Санд, несимпатично. Она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее». Однако самой Санд Шопен был необходим до крайности. В чём же дело? Зачем она так хотела заполучить себе этого поляка?

Причина проста. Мари д’Агу числила у себя в любовниках знаменитого виртуоза и композитора Ференца Листа. Её подруга, Жорж Санд, которой, видимо, не хватало не только литературной славы, но хотелось ещё и славы женской, отчаянно завидовала Мари. Ей срочно нужно было обзавестись не менее знаменитым любовником. И тут появляется Шопен… Две дамы сбрасывают маски светской дружбы и начинают затяжную дуэль, оружием в которой служат два гения. Но Жорж Санд не повезло. Её «оружие» по поражающим факторам было выше всех похвал, однако в плане физического здоровья Шопен сильно уступал Листу. Чахотка - плохой помощник в публичных выступлениях. Но Жорж Санд до здоровья Шопена не было никакого дела. Когда Лист даёт свой триумфальный концерт в зале Парижской консерватории, Санд предпринимает решительную контратаку и устраивает камерное выступление Шопена в зале Плейеля. Тот, несмотря на открывшееся кровохарканье и нечеловеческую усталость, вынужден согласиться. Концерт проходит великолепно. Генрих Гейне называет Шопена «Рафаэлем фортепьяно», Жорж Санд торжествует…

Лучшие дня

Постоянные выступления окончательно подорвали здоровье композитора. «Оружие» вышло из строя. Что обычно делают, когда инструмент приходит в негодность? Правильно - его выбрасывают. Точно такая же судьба была уготована Шопену. В 1847 г. Жорж Санд, осознав, что дуэль проиграна, бросает своего возлюбленного.

Благодарная родина?

Через два года Шопен умирает. Но писательница продолжает мстить ему, как не оправдавшему надежд, даже после смерти. По её настоянию парный портрет, где Эжен Делакруа изобразил Шопена импровизирующим на фортепьяно и Жорж Санд в роли слушателя, был разрезан надвое.

Посмертная судьба Шопена полна возвышенной романтики и горькой иронии. Тело композитора покоится на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце, согласно его воле, было отправлено в Варшаву, где по сегодняшний день находится в церкви Святого Креста. Но к самому Шопену у поляков отношение было странным. Спустя меньше чем полвека после его смерти соотечественники умудрились забыть о нём окончательно. Русский композитор Милий Балакирев, большой почитатель таланта Шопена, приехав в Варшаву, был поражён. «Домик, в котором родился гениальный Фридерик, я застал в ужасном состоянии заброшенности, а нынешний владелец деревушки вообще не знал, кто такой Шопен… Результатом моей деятельности явилось учреждение памятника в Желязовой Воле, которое состоялось 14 октября 1894 г.». Ирония судьбы - проклинаемые Шопеном «москали, эти восточные варвары» заботились о сохранении его наследия едва ли не больше, чем гордые шляхтичи…

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

По словам А. Рубинштейна, «Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» - и строгая логика развития, интимная доверительность лирики - и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом - первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена - опоэтизированные танцы польского быта (полонез , мазурка), вальсы , а также ноктюрны - миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов - концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «...Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минор , Скерцо си минор , до-минорный Этюд , часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «...Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо - жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) - теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще - стихийно-демонического содержания).

Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века - один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) - как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий , ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях - самых миниатюрных пьесах - достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

для фортепиано:

ПОЛЬСКИЙ САМОРОДОК ФРЕДЕРИК ШОПЕН

Гениальный композитор во многом отличался от большинства своих предшественников и даже современников. Он писал произведения только для фортепиано.

Этот уникальный творец не оставил нам ни оперы, ни симфонии, ни увертюры. Вот почему столь поразительным становится его композиторское дарование, ведь Шопен сумел стать новатором фортепианной музыки.

Плач под звуки музыки

Маленький виртуоз Фредерик Шопен

Дебют маленького пианиста состоялся в Варшаве. Тогда ему едва исполнилось семь лет. Первый концерт был успешным, и известие о юном даровании быстро разнеслось по городу. Исполнительский талант Шопена развивался так стремительно, что совсем в юном возрасте Фредерик был на одном уровне с лучшими польскими пианистами.

Учитель Живный даже отказался от уроков с маленьким виртуозом. Он сказал, что уже ничему не может научить Фредерика. Параллельно с занятиями музыкой Шопен получил отличное общее образование. Он свободно общался на французском и немецком языках, изучал историю Польши и поглощал тома художественной литературы. Юноша неплохо рисовал, отличался острым умом, наблюдательностью и удивительным мимическим талантом, который мог бы гарантировать ему театральную карьеру. Но с детства он избрал для себя единственный путь – музыку.

При этом особый интерес у Фредерика Шопена вызывала народная музыка. Во время прогулок по окраинам города он мог остановиться у какого-нибудь дома и с упованием слушать доносящиеся оттуда народные напевы. Фольклор сроднился с существом самого композитора и стал неотделим от его творчества.

Лучший пианист страны

Окончив лицей, Фредерик поступил на обучение в высшую школу музыки. Там его становление продолжалось под руководством опытного педагога и композитора Иосифа Эльснера. Тот быстро понял, что перед ним не просто талант, а настоящий гений. Об этом он даже написал в характеристике, данной юному исполнителю. К этому времени молодого человека уже признали лучшим пианистом страны. В эти годы стал зрелым и его композиторский талант. Это подтверждают два концерта для фортепиано с оркестром, написанные в 1829-1830 годах. Сейчас пианисты разных стран неизменно включают эти произведения в свой репертуар.

Тогда же Шопен впервые влюбился. Нежные чувства он испытал к юной певице Констанции Гладковской из Варшавской консерватории. Именно под влиянием этого Фредерик создал песню «Желание».

Прощание с родиной

Молодой музыкант побывал в Вене, где дал несколько концертов, имевших успех у публики. Его родные поняли, что пианисту-виртуозу можно ехать в настоящее концертное турне. Но Шопен долго не решался на этот шаг. Его одолевали плохие предчувствия. Композитору казалось, что он навсегда покидает родину. После длительных раздумий осенью 1830 года Фредерик выехал из Варшавы, взяв с собой подаренный друзьями кубок с польской землей.

К сожалению, предчувствия его не обманули. Шопен расстался с родными краями навсегда. Помня прекрасный прием, который оказали ему в Вене, Фредерик решил оттуда начать свои гастроли. Но, несмотря на все хлопоты, музыканту так и не удалось организовать самостоятельный концерт, а издатели не торопились покупать его произведения для публикации.

Неожиданно из Польши пришла тревожная новость. Польские патриоты организовали восстание против русского царизма. Фредерик решил приостановить свое турне и вернуться на родину, но близкие настояли на том, чтобы он не приезжал во избежание преследований. Скрепя сердце, Шопен покорился родным и выехал в Париж.

По дороге в столицу Франции Фредерика настигло еще одно известие: восстание жестоко подавили, его руководителей бросили в тюрьмы и сослали в Сибирь. В Париж он приехал уже со своим знаменитым этюдом, который позже назвали «революционным». Там же он провел всю оставшуюся жизнь, хотя Франция не смогла стать для композитора второй родиной. Во всех его привязанностях, а также в творчестве Фредерик оставался истинным поляком.

Шапки долой, перед вами Шопен!

Сначала он покорил Париж исполнительским искусством – слушатели были поражены его необычной манерой игры на фортепиано. На фоне технически совершенного исполнительского мастерства других пианистов его игра была удивительно одухотворенной и поэтичной. До наших дней дошли воспоминания именитого венгерского пианиста-виртуоза и композитора о первом парижском концерте Шопена . Он написал, что нарастающие аплодисменты не могли в полной мере выразить восхищение талантом молодого Фредерика.

Во время выступлений польский гений чаще всего исполнял свои собственные произведения: концерты для фортепиано с оркестром, мазурки, этюды, концертные рондо, ноктюрны и вариации на тему из оперы «Дон Жуан». Это о них написал немецкий композитор восторженную фразу: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

Все были очарованы Шопеном, одни только издатели заняли выжидательную позицию. Они соглашались публиковать его произведения, но только бесплатно. Фредерик был вынужден давать ежедневные многочасовые уроки музыки, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Эта работа приносила ему доход, но отнимала много сил и столько драгоценного времени. Даже будучи всемирно известным композитором, не мог оставить эти изнуряющие занятия.

С мыслями о Польше

Популярность композитора и пианиста помогла расширить круг знакомств. Его друзьями стали Ференц Лист, французский композитор Гектор Берлиоз, художник Эжен Делакруа и немецкий поэт Генрих Гейне. Но как бы ни было ему интересно с новыми товарищами, он никогда не забывал о своих соотечественниках. Например, ради гостя с родины Шопен мог кардинально изменить строгий распорядок своего дня и пойти с ним на экскурсию по Парижу. Фредерик часами слушал рассказы о Польше и поляках. А когда к нему приходил поэт Адам Мицкевич, композитор садился за инструмент и подолгу играл любимые произведения близкого друга. Только музыка Шопена помогала Мицкевичу ослабить боль разлуки с родиной. Благодаря Адаму у Фредерика родилась первая баллада. С образами произведений Мицкевича связана и вторая баллада музыканта.

Любовь – яд

Встречи с друзьями и соотечественниками были очень дороги композитору, ведь своей семьи у него не было. Он хотел жениться на Марии Водзиньской из знатного польского рода, но ее родители категорически были против этого брака. На многие годы Шопен связал свою судьбу с французской писательницей Авророй Дюдеван, которая больше известна под псевдонимом Жорж Санд.

Стоит заметить, что сохранилось не так много достоверной информации об истории их отношений. Например, Ференц Лист в своей книге совершенно недвусмысленно высказался о том, что именно писательница стала причиной ранней кончины композитора. Один из близких друзей Фредерика – Войцех Гжимала – также говорил, что Аврора отравила существование Шопена и была виновна в его скоропостижной смерти. Его ученик Вильгельм Ленц и вовсе назвал ее ядовитым растением. Он был возмущен тем пренебрежительным отношением Жорж Санд, которое она проявляла к композитору даже в присутствии посторонних.

Знаменит, но одинок

С годами все реже давал концерты, он ограничился исполнением музыки в узком кругу близких людей. Это позволило ему всецело отдаться творчеству. Он написал сонаты, экспромты, скерцо, баллады, новую серию этюдов, ноктюрны, прелюдии, любимые полонезы и мазурки. Но наряду с лирическими пьесами из-под пера композитора все чаще выходили драматические и даже трагические произведения. К примеру, Вторая соната с похоронным маршем. Она стала одним из самых значимых достижений Шопена и всей польской музыки.

В Париже личная жизнь Фредерика не сложилась, но этот город благоприятно повлиял на его творчество – оно достигло вершины. Его произведения стали печатать за деньги, брать уроки у маэстро было честью, а услышать игру на фортепиано – редчайшим счастьем.

Безрадостными были и последние годы композитора. Умер его отец, затем последовал разрыв с Авророй. Он стал одиноким и не вынес ударов судьбы. С юности он страдал от болезни легких, а сейчас она только обострилась. За последние два года своей жизни почти ничего не написал. По приглашению друзей он поехал весной 1848 года с концертами в Лондон, но тамошний сырой климат только ухудши его состояние. Он вернулся в Париж и 1849 года умер на руках сестры, которая приехала к нему из Польши.

На похоронах Фредерика звучал «Реквием» его любимого Моцарта в исполнении лучших артистов французской столицы. Его похоронили в Париже, но сердце Шопен завещал отправить в Польшу, где оно и сейчас хранится в варшавском костеле Святого Креста.

ФАКТЫ

С детства у Шопена была привычка играть на фортепиано в темноте. Маленький Фредерик привык садиться за инструмент во мраке. Только в такой обстановке он чувствовал вдохновение. Позже выступая на званых вечерах, он всегда просил приглушить в помещении свет.

Гениальный ум и изобретательность проявлялись у Фредерика в разных ипостасях. В подростковом возрасте он не мог брать сложные аккорды, поскольку его пальцам не хватало растяжки. Это вынудило мальчика придумать приспособление, которое помогало ему растянуть связки. Конструкция причиняла юноше ужасную боль, но он не снимал ее даже ночью.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

Загрузка...
Top