Психологическая характеристика человека образец. Тест для определения психологического портрета

Инструкция

Основными критериями, по которым можно составить психологический портрет , являются:

1. характер (закрепляет устойчивые особенности человека, которые определяют его поведение в разных ситуациях);

2. темперамент;

3. самооценка;

4. интеллект;

5. уровень эмоциональности.

Психологи выделяют разное количество характера. Например, К. Леонгард выделяет характеры демонстративный, застревающий, педантичный и возбудимый. Главные черты демонстративной личности - совершение поступков под влиянием эмоций, умение вживаться с придуманные (иногда самостоятельно) . Педантичные люди, не подвержены влиянию эмоций, скрупулезны, не умеют "играть", трудно принимают решения. "Застревающие" люди - это те, кому наиболее трудно дается обработка собственных эмоций и переживаний. Они трудно как успехи, так и , постоянно прокручивают их в своей памяти (включая даже надуманные успехи и обиды). Они в принципе живут переживаемыми внутри себя событиями больше, нежели реальными. Люди с возбудимым похожи с демонстративным, однако они более конфликтны, не умеют использовать обстоятельства в своих целях и играть роли. Это как бы просто очень невротичные люди, утомленные, раздражительные.

С темпераментом все достаточно просто, он характеризует подвижность человеческого поведения, скорость принятия решений. По темпераменту люди делятся на 4 типа: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Сангвиник и флегматик обладают сильной нервной системой, однако флегматик инертен и нерешителен, а сангвиник достаточно возбудим. Нервная система холерика крайне неуравновешенна, хотя ее нельзя назвать слабой. Холерик не умеет вовремя "нажать педаль тормоза", он должен быть всегда, постоянно чем-то занят. Меланхолик обладает слабой нервной системой, мнителен, чувствителен, склонен к глубоким внутренним переживаниям, которые истощают его нервную систему еще больше.

Самооценка может быть нормальной, заниженной или завышенной. Она очень подвержена изменениям, например, вследствие наступления определенного возраста. Большинство страдают от заниженной самооценки, но это в основном проходит, когда они становятся взрослыми, добиваются каких-то значимых успехов, что позволяет им смотреть на себя по-другому и меньше зависеть от чужого мнения.

Интеллект позволяет человеку оценивать ситуацию, выделять существенное и несущественное, принимать решения и корректировать свое поведение. Благодаря интеллекту человек может функционировать более или менее эффективно. Уровень интеллекта зависит от возраста, образования, круга общения человека и т.д.

Эмоции возникают помимо воли человека, задача любого - уметь управлять ими, что необходимо как для поведения в обществе, так и для физического здоровья. Замечено, что более здоровые люди отличаются умением контролировать свои эмоции. Однако необходимо помнить, что управлять эмоциями, контролировать их вовсе не означает скрывать их, загонять внутрь: часто они становятся еще более острыми от таких действий. Уровень эмоциональности человека зависит от умения правильно управлять эмоциями.

Даже если нам кажется, что мы составили четкий психологический портрет того или иного человека, это не , что мы можем стопроцентно полагаться на него. Во-первых, каждый человек все же уникален. Во-вторых, человек меняется с возрастом, под воздействием различных жизненных обстоятельств.

Как написать психологический портрет личности? Примеры на эту тему довольно разнообразные, но прежде чем их предоставить, следует вспомнить, что каждый человек обладает определенным холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Доказано, что в чистом виде принадлежность к тому или иному виду нервной деятельности встречается редко. Чаще всего в одном индивидууме сочетается совокупность личностных качеств, которые могут корректироваться.

Однако основа темперамента остается постоянной величиной. Как это можно отследить на практике? Прежде чем оценить психологический портрет личности, пример написания следует сосредоточить на том, как человек ориентируется в социуме. Один идет по жизни, не отступая от четких правил, другой, напротив, креативен и прибегает к инновационным методам.

Психологи единогласны в своем мнении, что начинать следует с описания темперамента. Без этого невозможно составить психологический портрет личности. Образец любой характеристики отображает в первую очередь тип нервной системы.

Сангвиники и холерики

Каждый тип темперамента выделяется своей особенностью, поэтому к каждой личности требуется индивидуальный подход. Сангвиники - обладатели сильной нервной системы и с легкостью переживают смену психических процессов: возбуждение у них быстро сменяется торможением и наоборот. В силу этого они склонны не всегда выполнять обещанное и нуждаются в контроле.

Но их положительные черты обычно перевешивают негативные. Такие личности наделены коммуникабельностью, общительностью и оптимизмом. В большинстве случаев сангвиники - лидеры и часто занимают руководящие должности в социальной жизни.

Холерики известны своей неуравновешенной нервной системой. Процесс возбуждения у них преобладает над торможением. Холерики чувствуют потребность быть все время занятыми. Они, так же как и сангвиники, стремятся к лидерству, но зачастую слишком напористы и вспыльчивы.

Поэтому окружающие часто находят холериков агрессивными и конфликтными. Однако их энергичности и целеустремленности можно только позавидовать. Им рекомендовано реализовывать себя в социуме в качестве военных, спасателей, медиков.

Флегматики и меланхолики

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что флегматики наделены сильным типом нервной системы. Но, в отличие от сангвиников, эти индивиды инертные. Они долго принимают решение и неспешно оценивают свои силы.

Важно не подгонять флегматиков, иначе они будут сильно раздражаться и могут бросить начатое дело. Многие считают, что эти личности часто склонны поддаваться мрачным мыслям. Но на самом деле они редко впадают в депрессию. Их положительные черты - постоянство, надежность и основательность.

Меланхолики - обладатели слабого неуравновешенного типа нервной системы.
Они очень чувствительны и склонны расстраиваться, когда на них давят и дают резкие указания. В силу своей мягкости меланхолики часто не могут дать отпор диктатору и замыкаются в себе.

Это красноречиво отражает их психологический портрет личности. Пример по писихологии показывает, что таким личностям важно осваивать профессии, связанные с общением и заботой об окружающих. Ведь отличительные черты меланхоликов - это умение сопереживать и проявлять милосердие.

Психологический портрет личности. Пример написания

Возможно, многие читатели задумаются: "Так ли важна характеристика личности на сегодняшний день?" На самом деле социальная жизнь требует от индивида реализации. Причем важно, чтобы деятельность была не только полезная и хорошо оплачиваемая, но и приносила моральное удовлетворение человеку.

Метод Платонова способен помочь современному работодателю грамотно вовлечь в процесс деятельности каждого члена коллектива. Например, ученый подчеркивает, что флегматику лучше всего работается с меланхоликом, холерику - с сангвиником. Помимо этого, Платонов выделил из структуры характера человека важные моменты:

  • В этом случае оценивается трудолюбие, ответственность, инициативность человека. Главный вопрос в том, реализует ли он свой потенциал, данный ему от природы, или нет.
  • Отношение к окружающим. Известно, что производственный процесс задействован на взаимоотношениях, и от того, насколько они гармоничные, зависит слаженность работы и конечный результат. Поэтому оценивается, насколько отзывчив, уважителен и гибок индивидуум в обществе.
  • Отношение к самому себе. На сегодняшний день девиз «полюби себя» не теряет актуальности. Ведь личность, которая заботится о своем внешнем виде, здоровом образе жизни, не только вызывает приятные эмоции, но и способна притягивать к себе позитивные события. Именно поэтому новичку советуют уделить внимание своему внешнему виду, когда он собирается на собеседование.

Пример характеристики

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: каждый способен составить психологический портрет личности. Пример написания о себе может выглядеть так: «Основа моего темперамента - меланхолик. Я в меру трудолюбивый и ответственный. Минус - мнительность, которая мешает мне достичь успеха. Я действую согласно своему природному потенциалу и способен вырабатывать в себе уверенность с помощью психологических тренингов. Отношения в коллективе не всегда складываются благополучно. Я доброжелателен, но застенчив, с трудом отстаиваю свое мнение. К себе я довольно придирчив, во многом сомневаюсь, имею несколько вредных привычек, но пытаюсь от них избавиться».

Этот метод помогает личности преодолеть психологические барьеры, откорректировать свое поведение и многое изменить в своей жизни к лучшему. Руководитель, в свою очередь, часто ориентируется на психологический портрет личности. Образец написания обычно предполагает свободную форму, но встречаются крупные компании, в которых предусматривается служебный образец.

Как работает метод Платонова в психологии?

На самом деле описанный метод успешно применяется в области психиатрии и психологии. Ведь прежде, чем помочь человеку в решении его проблемы, специалист дает характеристику его личностным качествам.

Итак, как написать психологический портрет личности? Примеры этому достаточно разнообразные. Один из них подразумевает, кроме описания типа темперамента, еще и определение эмоциональной стороны человеческого характера. Например, специалисты рассматривают 4 типа эмоций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип отличается своей эмоциональностью. Такие люди бурно выражают свои эмоции и часто «играют на публику». Но благодаря своей артистичности они способны хорошо понять собеседника. Поэтому, если представитель демонстративного типа обратился за помощью к специалисту с просьбой помочь ему определиться с выбором профессии, то самая удачная рекомендация для него - выбрать публичную деятельность. Или можно освоить специальность

Педантичный тип личности склонен к нерешительности и постоянному чувству страха. Ему свойственны колебания и сомнения. Однако - пунктуальность, рассудительность и аккуратность - берутся специалистом за основу и помогают предложить этому типу определенный метод разрешения ситуации.

Два непростых типа

Существуют ли затруднения, когда составляется психологический портрет личности? Пример написания по Платонову показывает: да, такое бывает. Например, выделяют 2 типа личности: застревающий и возбудимый. На первый взгляд они похожи.

А у некоторых индивидуумов способны переплетаться в характере. Но профессионал своего дела все же способен разобраться в этом. Например, личности застревающего типа отличаются тем, что способны долгое время не демонстрировать свои негативные эмоции. «Месть - блюдо, которое подается холодным» - выражение, которое отлично подходит к описанию их состояния. Такие индивиды обидчивые, злопамятные. В первую очередь им предлагают программы избавления от старых обид.

Возбудимый тип личности проявляется в постоянном недовольстве и раздражительности. Эти отрицательные явления приводят к тому, что индивид находится в конфликте с окружающим миром и самим собой. Что приводит к такому состоянию? Психолог тщательно проводит работу с обратившимся, пытаясь собрать по крупицам все детали жизненных событий, учитывая его темперамент, генетические особенности, социальные условия и круг знакомств.

Метод Платонова в социуме

К методу Палатонова прибегают в различных творческих шоу, политике, науке. Ведь в этой деятельности в первую очередь важен психологический портрет. Известной личности, так же как и обычному человеку, невозможно избежать подобной характеристики. В этом случае ученый Платонов предлагает рассматривать интеллектуальность и направленность человека.

То есть обладает ли он определенным талантом и сможет реализовать его, основываясь на силе воли? Помимо этого, специалистами берется во внимание умение человека управлять своими эмоциями в и контролировать настроения и чувства.

Самооценка - основа характеристики

Особое внимание специалисты уделяют самооценке индивида. Многие виды социальной деятельности делают на этом особый акцент, когда составляют психологический портрет личности. Пример написания: «Королев Иван Степанович обладает высокими математическими способностями, но самооценка низкая. Может ли он управлять коллективом? В настоящее время - нет».

Это далеко не весь перечень вопросов, которые затрагивает Константин Платонов в своих трудах. Описание личностных качеств человека зависит от обстоятельств и сферы деятельности, которая их запрашивает. Как правило, психологический портрет индивидуален и может носить конфиденциальный характер.

21. Социально-психологический портрет личности

Академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства - сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты: темперамент; характер; способности; направленность; интеллектуальность; эмоциональность; волевые качества; умение общаться; самооценка; уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

Темперамент

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова "желчь", сангвинический - от слова "кровь", флегматический - слизь и меланхолический - черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

1. Сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);

2. Холерик - это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);

3. Флегматик - с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;

4. Меланхолик - со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

Характер

Характер (греч. - "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера - это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

К труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

К другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

К самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

К вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.).

К. Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих - более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником - благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов - словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера - застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Способности

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности.

К общим способностям относятся:

готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

черты характера - внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др.

Направленность

В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя.

Интеллектуальность

Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека - «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект - это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях - как символ обучения человека всему новому.

Интеллект можно определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации).

Эмоциональность

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.

Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции - это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства - устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Настроения - длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс - неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие - холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Умение общаться

Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).

Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.

Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

Типы общения: функционально-ролевое (начальник - подчиненный, учитель - ученик, продавец - покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием - доверяет пациент).

Самооценка

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности - важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

1. Разнообразие подходов к определению личности

Основными проблемами психологии личности на первоначальном - философско-литературном этапе ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности, данные еще такими представителями античной мысли, как Аристотель, Платон и Демокрит, были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Указанное толкование личности имеет свои основания. Ведь если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все, что принадлежит человеку или касается его.

В клинический период изучения личности, в центре внимания специалистов оказались специфические особенности, умеренно выраженные практически у всех людей, но особенно сильно проявляются у больного человека. Это определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач, но и оно для целостного описания нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили, например, такие качества личности, как порядочность, совесть, честность и ряд других.

Экспериментальный период в исследовании личности связывают в первую очередь с именами Г. Айзенка и Р. Кеттела, а в России - с именем А.Ф. Лазурского. Эти ученые разработали технику и методику ведения систематических наблюдений и процедуру эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. В результате этого была заложена теория, получившая название «теории черт», в которой были выделены, описаны и определены реально существующие факторы, или черты личности.

В результате активной дифференциации направлений исследований ко второй половине ХХ века в психологии личности сложилось большое количество различных подходов и теорий личности. Сюда можно отнести: психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних, субъективных характеристик; социодинамические, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации; интеракционистские - теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Каждая из теорий личности, описанная в литературе и подкрепленная практическими исследованиями, заслуживает того, чтобы учесть и использовать ее в поисках наиболее полного определения личности.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек - личность. По словам К.К. Платонова, личность - это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.

На наш взгляд, наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

2. Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это - бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это - способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

3. Составление психологического портрета на конкретном примере

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

3.1. Положительные тенденции

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр - не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

3.2. Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции - он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста. Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

4. Способы коррекции нежелательных черт личности

Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

Из описания психологического портрета видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

Хорошие результаты может дать и индивидуальная работа с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

Заключение

Таким образом, в данной работе мы в общих чертах рассмотрели подходы к такому многогранному понятию, каким является понятие «личности», сделали попытку описания и анализа психологического портрета личности.

Учитывая все вышеизложенное можно говорить о том, что личность человека - одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения - область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов.

Тем не менее, имеющиеся в настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее характерных черт. Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических черт, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение, с одной стороны, а с другой, позволяет постигать проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения.

Развитие личности - это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Библиографический список

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. - М., Наука, 1988. - Стр. 281-310.

2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. - 258 с.

3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М. Наука, 1982. - 407 с.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с.

5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М: Наука, 1982. - 643 с.

6. Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура «личности» . - М: Изд-во ЦЕНТР, 2001. - 400 с.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. - М: Изд. центр «Академия», 1996. - 416 с.

Не случайно лицо человека считается синонимом личности как таковой. Даже такие слова, как «физическое лицо» говорят о человеке, а «юридическое лицо» − о группе людей.

Вроде бы лицо обычная часть тела – передняя сторона головы, но с помощью этой части тела, можно нарисовать психологический портрет личности.

Психологический портрет личности - это психологическая характеристика индивида, содержащая описание его внутреннего мира и возможных поступков в определенных жизненных условиях.

Хоть и говорят, что чужая душа – потемки, но внимательно приглядевшись к чертам лица незнакомой личности, можно узнать о ней много интересного. Специалисты одним взглядом могут определить насколько честен человек − смелый или трусливый, сильная личность или сама непосредственность.

У всех нас неповторимые уникальные лица, которые с первых секунд знакомства выдают информацию о нас. Глядя на своего оппонента, мы пытаемся разгадать тайны, скрывающиеся за выражением его лица. Нас интересует суть личности, которая, возможно, станет нашим избранником, или компаньоном, или работником.

Мы постоянно находимся в окружении множества людей: в транспорте, в рабочем или творческом коллективе, среди друзей. Каким-то образом мы распознаем лица, и эта способность нам необходима. В нашем мозге на границе височной и затылочной долей есть зона, которая отвечает за эту способность.

Лицо – социальный инструмент

Исследователями было доказано, что мозг человека распознает лицо в целом, а не в совокупности отдельных частей лица личности. Питер Томпсон продемонстрировал это на примере фотографии Маргарет Тэтчер. Перевернутое фото, но с неизмененными глазами и губами, на первый взгляд, не были никем замечены.

Лицо является информативным, адаптационным, социальным инструментом о и характере человека, даже о его поведенческих стереотипах.

Считывается портрет личности на бессознательном интуитивном уровне. Мы имеем определенный опыт социализации, и еще в детстве, школе и в других заведениях мы научились ожидать от людей с похожими чертами идентичных действий и поведения.

Выражение эмоций

Еще Чарльз Дарвин выдвигал гипотезу, что все гомосапиенсы (человек разумный) имеют одинаковые выражения лиц, показывая все шесть эмоций.

Исследователь Пол Экман подтвердил гипотезу Дарвина после того как провел эксперимент с американцами и японцами. Он наблюдал за эмоциями людей при просмотре фильма ужасов. Японцы вели себя сдержанней, в силу культурных традиций сдерживать свои эмоции. Но в целом, образец страха на всех лицах выражался одинаково.

Опыт общения с людьми позволяет нам создавать психологический портрет личности каждого из собеседников. Но нелегко распознать, например, недовольство, которое скрыто за улыбкой личности. Каждая эмоция имеет проявления, по которым можно определить истинное отношение собеседника. Глядя внимательно на лицо, мы на бессознательном уровне понимаем, что за человек наш собеседник, и что от него можно ожидать. Лицо сигналит о характере, о человеческих базовых эмоциях.

Как психологический портрет связан с характером человека

С древности считалось, что по лицу человека можно создать психологический портрет личности и узнать исчерпывающую информацию о нем. Связь строения самой занимательной поверхности на теле человека с характером и судьбой пытались найти древние китайцы. Системы распознания разрабатываются и сегодня. Физиогномикой называется эта наука, без которой не могут обойтись современные криминалисты и крупные компании.

  • Китайцы разделяли лицо человека на три части, каждая часть для определенного возраста личности имеет первостепенное значение. Часть от границы волос на лбу до бровей рассказывает об интеллекте человека и об успешности в карьере. Высокий лоб говорит о целенаправленности и карьеризме личности, наличие одной морщины на лбу указывает на стремление человека развиваться в одном направлении. Яркими примерами обладателей высокого лба были Ломоносов, Ленин, Эйнштейн.
  • Часть от бровей до кончика носа может указать на подвижность духа, силу личности, умение контролировать себя. В 35 летнем возрасте и старше эта зона важна особенно. Это тот возраст, в котором происходит профессиональный . Крупный нос указывает на громадную жизненную энергию. Такие люди могут реализоваться в бизнесе, в общественной деятельности, то есть вовне. Маленькие и тонкие крылья носа принадлежат впечатлительной и непостоянной личности.
  • Нижняя часть лица говорит о способности личности привязываться к другим людям и о вероятности успеха в жизни. Например, человеку с полными губами приписывают эмоциональность, темпераментность и открытость. Обладатели тонких губ стремятся к наукам и самопознанию. Плоские щеки указывают на реализацию через внутренний потенциал.

Влияние возраста на психологический портрет

Наше лицо изменяется в течение нашей жизни, и специалисты утверждают, что изменения не менее информативны, чем отдельные части лица личности.

Морщины на лице рассказывают о многом. Что именно они говорят, известно исследователям. Для этого все лицо разделяется на сто точек, соответствующих году жизни. О подробностях жизни и судьбы в 25 лет рассказывают межбровья. А в 60 лет – губы.

Но общество ученых отвергают теории определения судьбы и психологического портрета личности только по лицу. В 1872 году Чезаре Ламброзо вывел теорию прирожденного преступника. Он утверждал, что преступные наклонности можно выявить по отличительным признакам личности, в совокупности с психологическими и физическими особенностями. Но многие специалисты с утверждениями ученого сегодня не согласны.

Роль внешности в психологическом портрете

Как бы там ни было, лицо человека постоянно работает, причем для некоторых личностей оно работает на них, а для других – против них.

Коммуникация между людьми в современном обществе такова, что роль внешности, в частности, лица, как главного коммуникативного средства, занимает первичное место. Значит, психологический портрет личности в первую очередь определяется по внешности человека.

Итальянские исследователи провели эксперимент. Разослав абсолютно идентичные образцы резюме, в которых отличались только личные данные и фотографии, в различные места работы, получили прогнозируемый результат. Красивые женщины заинтересовывали чаще работодателей. Они значительно больше получили приглашений. Да и красивых мужчин потенциальные работодатели не обошли вниманием.

Некрасивые представители человечества в эксперименте особо никого не заинтересовали. Вывод напрашивается сам собой. Принято считать, что оплата труда красивых людей выше, им легче убедить собеседника и добиться своего. Для них срабатывает так называемый «гала» эффект, когда общее впечатление о личности, влияет на оценку ее частных особенностей. Так привлекательных людей нередко считают наделенными большими умственными способностями.

Красота может сыграть и обратную роль, особенно в отношениях одного пола. Американские ученые провели исследования и выяснили, что работодатели женского пола скорей выберут в ряды своих работников непривлекательных женщин, так как красивые личности выступают потенциальной угрозой.

Оценка интеллектуальных способностей и отношение к психологическому портрету личности идет таким же образом. Красивые люди воспринимаются как менее умные, ненадежные и требовательные.

Роль внешности в любовных отношениях

В любовных отношениях преимущества привлекательной личности кажутся неоспоримыми. Красивые люди чувствуют себя более уверенно, они испытывают на себе больше симпатии других людей. Это своеобразная комплементарность красоте личности.

Красивой девушке следует разочаровать партнера для того, чтобы услышать суровые слова. Некрасивой девушке нужно потрудиться и заслужить хорошие слова в свой адрес. В этом и состоит разница психологического портрета личности.

Однако и в любовных отношениях красота не всегда идет на пользу. Внешне привлекательные личности более требовательны к жизни, а потому и с большими претензиями подбирают партнеров, большего требуют, ждут и разочаровываются. Две красивые личности чаще расстаются, так как считают, что замену найти легко.

Психологи утверждают, что когда мы задумываемся о любви, то стараемся избегать красивых представителей противоположного пола. Наше подсознание подсказывает, что красота станет угрозой для серьезных и продолжительных отношений.

По мнению психологов, не всегда мы выбираем партнеров по внешним данным. Мы выбираем, опираясь на глубокие психологические причины, и одной из них является то, насколько тот или иной тип внешности личности нам знаком.

Если перед девушкой поставить человека, похожего на ее отца или же прямую его противоположность, то она склонится к выбору похожего на отца человека. Это не имеет никакого отношения к определению психологического портрета личности, само подсознание движет девушкой, определяя более выгодный вариант личности.

Влияние внешности на поведение людей

Даже в обыденной жизни мы просыпаемся, смотрим на себя в зеркало, удовлетворяемся отражением своего лица и идем на встречу с обществом. В толпе людей мы ищем себе подобных, так как рядом с ними мы чувствуем себя спокойными. Это включается фокус внимания сходства. Человек, видя свое подобие, автоматически становится спокойным.

Разгадать, почему нам одни лица людей нравятся, а другие нет, опираясь только на математические формулы или определенные стандарты, невозможно. Практически все научные теории о внешности основываются на эволюционной психологии. берет истоки из нашего животного прошлого.

В сознании каждого из нас заложено то, что красота свидетельствует о высоком качестве генов ее обладателя. Это значит, что красивая личность даст крепкое и здоровое потомство.

Сегодня многими учеными принято считать, что красота не является знаком качества ее обладателя, а наоборот, является признаком шаблонности, максимального сходства с себе подобными. И чем легче нашему мозгу обработать образ человека, тем он кажется нам красивее. В основе лежит принцип экономии энергии, который срабатывает во всех случаях жизни: при выборе партнера, машины, собаки.

Что важнее всего в жизни: красота или внутренний мир?

Ценить людей за их индивидуальность, не обращая внимания на их привлекательность, умели еще древнеримские скульпторы. И если греческие скульпторы изображали великих людей с прекрасными лицами, то римляне преподносили своих людей такими, какими они были в действительности.

Главной ценностью для римлян было передать характер, типаж, индивидуальность личности, пусть даже они были некрасивыми и немужественными на вид. Помпей Великий запечатлен в скульптуре с одутловатым, слегка глуповатым и абсолютно не воинственным выражением лица. Но он был главным противником Юлия Цезаря.

Зачастую люди стремятся изменить свою внешность, надеясь на крутые повороты в жизни. На такой шаг решаются те, которые не уверены в себе, и скорей всего эта проблема тянется еще с детства. В начале жизни каждому из нас важно ощущать себя красивым человеком. И первым маркером для девочки становится ее отец. Если он говорит, что девочка красива, то какой бы внешности она ни была, у нее не появятся комплексы относительно ее красоты. И жизнь девочки будет на уровне красивых людей.

Мы нередко можем наблюдать людей с невыразительной внешностью, но с внутренним потенциалом, способным притягивать к себе внимание, с неким шармом, или как еще говорят харизмой, благодаря которой они способны повести за собой массы людей. Внешний вид человека, независимо от того, насколько он красив, в тандеме с внутренним миром, всегда привлекал и будет привлекать к себе большую часть общества.

Позитивный настрой, стремление к саморазвитию, любовь к окружающим, доброта и спокойствие способны создать самый благоприятный психологический портрет личности, и неважно обладателем какой внешности будет личность.

Загрузка...
Top