Прот. Николай Чернышев: Как написать икону современника? Протоиерей Николай Чернышёв: «В Солженицыне был позитивный, жизнеутверждающий и светлый настрой христианина

Отец Николай, расскажите, пожалуйста, об Иконописной школе в Кленниках. Кто является ее учащимися? Каковы условия поступления? Какие дисциплины преподаются?

Отец Николай: История Приходской Иконописной школы Храма Святителя Николая в Кленниках началась еще при служении в нашем храме святого праведного Алексия Мечева и его сына священномученика Сергия в начале XX века. Школа была основана прихожанкой Храма, одной из ближайших духовных чад Отца Алексия – Марией Николаевной Соколовой, в тайном монашеском постриге носившей имя Иулиания. Она была человеком, возрождавшим традиции древнерусского иконописания, одной из немногих, кто тогда всерьез и по-настоящему занимался этим удивительным делом. Мария Николаевна воспитывала учеников своей школы, не только объясняя смысл и назначение иконы, отличие от картины, особенности иконного языка, но и практически обучая этому святому ремеслу. В 1920-е и последующие годы, в эпоху разрушения традиций, Мария Николаевна занималась сохранением традиционной культуры, созиданием и творчеством на основе опыта Церкви – тем из-за чего Церковь гнали, из-за чего она была ненавистна. Этим тогда мало кто занимался, и Мария Николаевна редко встречала понимание не только среди художников, искусствоведов, историков, но даже и в церковной среде, потому как древняя икона считалась чем-то отжившим свой век. Отец Алексий и Отец Сергий научили Марию Николаевну святоотеческому отношению к Образу.

Среди ее ближайших учениц была Ирина Васильевна Ватагина, вместе они работали в Троице-Сергиевой Лавре. Мария Николаевна передавала ей тонкости иконописного мастерства, у нее же Ирина Васильевна училась педагогическим приемам для своих будущих учеников. Ирина Васильевна долгие годы была сотрудницей Музея имени Андрея Рублева и духовным чадом протоиерея Всеволода Шпиллера, который в 1970-е годы начинал реставрацию московского Николо-Кузнецкого Храма. Ему был близок иконописный и духовный опыт Марии Николаевны, он с благодарностью относился к участию в иконописных работах в Николо-Кузнецком Храме Ирины Васильевны Ватагиной. В то время там служил Отец Александр Куликов, ближайший сослужитель Отца Всеволоду, который после его кончины взял под свое духовное руководство Ирину Васильевну.

Когда в 1990 году открылся Храм Святителя Николая в Кленниках, Отец Александр Куликов стал его первым настоятелем и сразу же, в 1991 году, им было принято решение о восстановлении в Храме иконописной школы. На прошении Святейшему Патриарху Алексию II об открытии Школы было так и указано: «…для восстановления иконописных и духовных традиций творчества монахини Иулиании». Вместе с Ириной Васильевной в Храм Святителя Николая в Кленниках пришло много художников-иконописцев, реставраторов, мастеров церковных ремесел, большинство из которых воспитывались в Николо-Кузнецком Храме при Отце Всеволоде. Появлялись и новые поколения художников – мастеров церковных искусств.

В наши дни, наряду с основным взрослым отделением Приходской Иконописной школы, работает ее Детское отделение. Отец Александр придавал очень большое значение тому, чтобы с малых лет дети, приходящие вместе со своими родителями в Храм, приучались бы к видению иконы и ее практическому постижению. Важно начинать освоение иконного дела как можно раньше, буквально со школьных лет, как это и было в средние века в древней Руси и Византии. Как известно, обучение начиналось именно в детские годы, когда ребенок вживался в этот удивительный мир, в то время, когда происходит развитие его личности. Основной упор в нашей Школе делается на практическое освоение иконы, на «копирование» детьми тех же фрагментов икон, фресок и произведений декоративно-прикладного искусства, которые служат образцами и для взрослых учеников-иконописцев. Конечно, требовать от маленьких детей точной «научной» копии нельзя – у ребенка свой мир, свой взгляд, свое видение иконы, однако определенные требования к обучению существуют. Совместно с иконописанием изучаются и основы технологии изготовления икон. Ученики должны знать, как готовится доска, как она грунтуется, как приготовить краски, в какой последовательности они наносятся, и как икона покрывается защитным слоем. Здесь и основы материаловедения, и последовательность совершения самого иконописного процесса. Кроме этого, сейчас у нас преподается академический рисунок, так как иногда мы видим людей способных и талантливых, но у которых совершенно нет школы. Преподается история русского искусства и христианского искусства в целом, а с недавних пор и История Церкви. Поскольку это приходская школа, то такие дисциплины, как Новый завет и Литургика, постигаются во время участия учеников в богослужении.

В нашей школе учатся дети, подростки и студенты. Практически с начала функционирования Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ныне Университета), его ректор, протоиерей Владимир Воробьев обратился к протоиерею Александру Куликову с просьбой приютить иконописный факультет в стенах Приходской Иконописной школы. Начинался Факультет Церковных Художеств ПСТГУ именно здесь.

Учениками Школы являются прихожане нашего Храма, но по мере сил и возможностей мы принимаем людей и из других храмов, иногда они приезжают издалека, а некоторые из них приезжают к нам за консультацией. Как правило, прием в Школу осуществляется по рекомендации духовника.

Дети поступают в Школу без каких-либо испытаний, отсев происходит позже в процессе обучения. Предварительно мы проводим собеседование с родителями и ребенком и просим принести нам какие-нибудь работы, чтобы увидеть уровень подготовки ребенка и понять, с чего нам начинать обучение, о чем с ним говорить, какие давать ему задания. Примерно также происходит и со взрослыми – в первую очередь нас интересует не документ о полученном им образовании, а то, что умеет человек, однако требования при приеме взрослых серьезнее.

В чем особенность обучения иконописи детей и подростков? Как ребенок воспринимает икону?

Елена Чернышева: Детская Иконописная школа начала работать с 1991 года, и это детское отделение фактически создавала Лариса Алексеевна Федянина. Она – педагог, художник, иконописец, прихожанка нашего Храма. Именно она разработала методику и программы преподавания, по которым мы работаем до сих пор. Иконописью дети начинают заниматься с 7-8 лет, когда им становится понятна задача копирования. Поскольку это учебное задание, в качестве образцов дети получают фрагменты икон. Начинают они с простых орнаментов, изображений животных и растений. При этом ребенок знает, с какой иконы взято изображение, об этом ему рассказываем мы, либо он сам должен это выяснить. Степень сложности заданий зависит от уровня способностей ребенка, поэтому занятия индивидуальные. Дети занимаются все вместе в одном классе, но у каждого свое отдельное задание. Те, кто младше изучают изобразительное искусство и разные виды декоративно-прикладного творчества. Сейчас появились совсем маленькие ученики, от 4 лет, им мы преподаем развивающее рисование, детки учатся владеть инструментами, краской и цветом. Ученики с большим интересом относятся к занятиям в Иконописной школе, как ни придешь, все трудятся очень кропотливо, внимательно, над каждой деталью, и помещения Школы всегда заполнены. Также в нашей Школе преподаются Основы иконоведения – это синтетический предмет, который включает Закон Божий, Литургику, Историю искусства. Ученики Школы регулярно выезжают на экскурсии, в том числе в Музей имени Андрея Рублева. Дети должны своими глазами видеть те сокровища древнерусской культуры, которые есть в нашей стране!

Иногда родители приводят детей с желанием сразу сделать своего ребенка иконописцем. Однако со временем дети понимают, что прежде чем писать иконы, надо трудиться и многому учиться. Если к 15 годам желание писать иконы, стать профессионалом в этом искусстве сохранится, если родители ребенка и он сам видят возможность работать дальше в этой области, то он переходит в старшую группу, где занимается на подготовительных курсах, чтобы затем поступить в художественный или богословский ВУЗ. Требования при этом очень серьезно повышаются.

Изначально нам важно, чтобы у ребенка возник интерес к иконе, чтобы он учился ее видеть, понимать ее смысл и назначение. Ребенок не механически срисовывает образец – он должен понимать, что кроется за каждой его деталью. В иконописном языке нет места каким-то случайностям, но есть вполне определенные закономерности, о которых ребенок должен знать. Не каждый современный человек, даже имеющий художественное образование, способен без изучения воспринять этот язык. Он непривычный, его изучение начинается с орнаментов, затем идут фигуры и композиции. Ведь обучаясь русскому языку, все мы сначала писали палочки, крючочки, затем буквы, слова, фразы, диктанты. Только потом шли изложения и сочинения, когда человек уже научился всем закономерностям русского языка. Те же закономерности и методические особенности сейчас приходится осваивать, изучая иконописный язык. Но не так быстро, как хотелось бы! Воспитанные на академическом искусстве, мы разучились видеть, понимать и чувствовать язык икон – вот поэтому приходится так долго ему учиться, и лучше это начинать с детства.

Как Вы относитесь к утверждению о том, что «молодежь нынче не та»? Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы привить им любовь к искусству, к духовной жизни?

Отец Николай: Думаю, что эти проблемы стояли всегда. Известно высказывание одного древнегреческого философа, который также был недоволен современной ему молодежью. Это идет еще со времен Древней Греции и Египта.

Иконописание изначально не было обязательной для всех дисциплиной, а сейчас есть и другие дисциплины, которые желательно знать всем нам с детства – Священное Писание, историю нашей страны и всего мира в целом. У каждого человека свой талант, у кого музыкальный, у кого литературный, художественный. Здесь, конечно, некий отбор присутствует, и к нам приходят заниматься те, кто чувствует в себе жажду работы с иконой. Не у всех это получается одинаково хорошо, но нам важно именно в эти годы «заразить» этой жаждой и показать красоту иконы, одновременно ее простоту и премудрость, открытость и таинственность, чтобы человек постепенно жаждал постигать ее все больше.

Что надо делать? Самому стараться осваивать икону, любить ее и «заражать» этой любовью настолько, насколько ты сам ее чувствуешь, тех, кому действительно это дорого и важно. Любовь к искусству, духовной жизни должна прививаться, в первую очередь, родителями в семье, а также учителями в школе, работниками музеев и т.д.

Бывает, что сталкиваемся и с равнодушием, и с безразличием, но мы все-таки стараемся показать все, что можем. Даже если дети не станут в дальнейшем художниками-иконописцами, эта память из детства хоть в чем-то, хоть на какую-то каплю будет их менять в их взрослой жизни.

Планируется проведение выставки Вашей Иконописной Школы в Галерее-Трапезной «Хлебный домъ». Это будет выставка исключительно детского отделения, или будут представлены работы учащихся переходного и взрослого отделения тоже? Сколько работ будет представлено?

Отец Николай: На выставке будут представлены работы именно Детского отделения Иконописной школы Храма Святителя Николая в Кленниках. Будет выставлено около 50 работ. Мы отберем наиболее выразительные и подходящие рисунки наших детей за весь период действия Школы. И здесь мы не станем себя ограничивать, так как подобные выставки мы проводим не часто.

Будет ли выставка объединена какой-то определенной темой? Или будут фигурировать разные сюжеты?

Отец Николай: Выставка называется «Икона глазами ребенка». На ней Вы увидите знакомые Вам образы Святых в детском преломлении – то, как ребенок смог эту давно известную всем икону увидеть своими глазами, что в ней понять, почувствовать, чему научиться. Это сюжеты и русских икон, и византийских, и балканских – праздники, орнаменты, фрагменты икон, фресок, мозаик и книжных миниатюр. В общем, все то, что относится к мировой православной изобразительной культуре.

Сейчас Вами, совместно с Фондом имени Андрея Рублева, обсуждается проект организации детской иконописной Школы при Музее имени Андрея Рублева. Поделитесь, пожалуйста, своими ожиданиями от этого проекта.

Отец Николай: Мы ждем, чтобы появилось еще одно место, где икона была бы дорога, где она бы изучалась пристально без каких-то приблизительностей, без какой-либо коммерческой составляющей. Хотим, чтобы здесь появлялись люди по-настоящему талантливые, которые были бы готовы посвятить свой талант постижению и развитию этого, дошедшего до нас из глубин веков, ремесла, но востребованного сегодня и которое будет востребовано в дальнейшем. Важно, чтобы не прерывалась это связь. Мы ждем, что здесь будет осуществляться тот принцип, о котором часто говорит и Святейший Патриарх Кирилл, и представители нашей интеллигенции – это взаимосвязь Церкви и культуры.

На самом деле нет каких-то принципиальных разногласий между Церковью и культурой. Здесь, как мне кажется, появляется возможность объединения усилий духовенства, церковных тружеников, работников Музея имени Андрея Рублева и других специалистов, которые были бы готовы прилагать усилия для того, чтобы передавать свои теоретические знания об иконе и практические навыки иконописания.

Пресс-служба Фонда имени преподобного Андрея Рублева

В Оренбурге скончался схиархимандрит Серафим (Томин). К нему приезжали за советами и молитвой из многих уголков России…

В последнее время схиархимандрит Серафим тяжело болел. И все же в декабре и январе он смог дважды побывать в Андреевском монастыре в селе Андреевка Саракташского района Оренбургской области - 13 декабря, на престольный праздник, день памяти св. Апостола Андрея Первозванного, а также 2 января, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. 15 января, в день памяти тезоименитого святого Серафима Саровского, отец Серафим, будучи тяжело больным, в последний раз причастился Святых Христовых Таин

И вот - скорбная весть: 20 января умер святогорец схиархимандрит Серафим… И все, кто знал его и любил, кто смог оставить на время житейские попечения, поспешили в Оренбург, чтобы проводить отца Серафима в последний путь.

«Где мир и любовь - там Бог»

Наместник Свято-Андреевского монастыря Оренбургской епархии игумен Евлогий (Савин) :

Наш монастырь вырос из небольшой иноческой общины, собравшейся вокруг схиархимандрита Серафима (Томина), и ютились эти восемь человек первоначально в его домике в г. Оренбурге, где находится домовая церковь в честь святого великомученика Пантелеимона.

Можно построить храм, можно построить келии и трапезную, но если не будут в обители возноситься теплые молитвы к Богу - суетен будет труд.

Нам повезло. Наш батюшка - схиархимандрит Серафим (Томин) - опытный в духовной жизни наставник. С пяти лет он при Церкви. В монашестве - более семидесяти лет. Крещен в самый день своего рождения - боялись, не выживет. Ныне прославленная в лике местночтимых святых преподобная Зосима Еннатская, Уфимская предсказала ему монашество и Афон.

Духовными наставниками отца Серафима были Архиепископ Андрей, князь Ухтомский, схиепископ Петр (Ладыгин), Митрополит Нестор (Анисимов), просветитель Камчатки.

Батюшка шесть лет был насельником Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, был Благочинным. После неудачной операции, сделанной греческими врачами, отец Серафим был вынужден оставить Афон для дальнейшего лечения в Москве. На пристани он плакал, предчувствуя долгую разлуку. К нему подошел один старец-грек и сказал: «Отец Серафим, не плачь! Божия Матерь умолила Сына Своего, чтобы Господь послал тебе эту болезнь, и ты через нее открыл бы дивный афонский монастырь в России». Тогда (а это происходило в 1981 году) это казалось несбыточной мечтой…

10 сентября 1996 года Михайло-Архангельский храм передан в иноческую общину, которая была преобразована в Свято-Андреевский мужской монастырь. Священноархимандритом монастыря является Высокопреосвященнейший Валентин, Митрополит Оренбургский и Саракташский. Духовником монастыря все эти годы состоял схиархимандрит Серафим (Томин).

Начали мы с молитвы. «Главное - Богослужение, все остальное - приложение» , - эта весьма часто повторяемая установка отца Серафима остается важнейшей для всей монастырской жизни - наряду с другой, не менее важной: «Храните мир и любовь. Где мир и любовь - там Бог» .

Сегодня в нашем монастыре есть всё необходимое для нормальной жизнедеятельности.

Небольшой монашеский хор не только поет на Богослужениях, но и исполняет духовные канты и песнопения а-капелла или под аккомпанемент старинной фисгармонии. Она была передана в монастырь схиархимандритом Серафимом (Томиным), а ранее этот прекрасный инструмент принадлежал Свято-Успенскому женскому монастырю г. Оренбурга, закрытому безбожными властями в 1920-х годах.

С именем схиархимандрита Серафима связана целая эпоха, вместившая в себя и годы гонений, и возрождение веры, восстановление монастырей, воспитание нового поколения монашествующих.

Светлая память об отце Серафиме будет жить в сердцах многих и многих оренбуржцев. Царство Небесное батюшке Серафиму!


Старец, которого все знали

Наместник Покрово-Эннатского мужского монастыря Салаватской епархии Архимандрит Николай (Чернышев):

Схиархимандрит Серафим отошел ко Господу в три часа ночи в воскресенье 20 января, на Собор Иоанна Предтечи. Мне позвонили в полпятого его духовные чада, и тут уже я стал звонить всем, кто, я знаю, почитал этого дивного батюшку. С утра о почившем уже молились во многих храмах, и сейчас о нем продолжается молитва.

Похороны были назначены на вторник, но мы приехали в Оренбург уже в понедельник, чтобы еще хоть немного побыть рядом с любимым батюшкой. Оренбургский Никольский кафедральный собор был полон. Отпевание утром 22 января совершил Митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин в сослужении Епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия и многих священников. Митрополит Валентин сказал проникновенное слово о жизненном пути старца Серафима, о том, как много сделал он для Оренбургской епархии. Прощались с усопшим очень и очень многие люди. Похоронили схиархимандрита Серафима в Андреевском мужском монастыре, который был создан в Оренбургской епархии по его инициативе и его трудами. И здесь было множество народа. Ведь это был старец, которого все знали! Отслужив литию, Епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий сказал о том, что был духовным чадом батюшки Серафима (Томина) и многое делал по благословению старца. И вновь - прощание, гроб с телом схиархимандрита Серафима обнесли вокруг собора и захоронили.

Я по себе заметил: вот и когда мы в своем монастыре схимонахиню Рафаилу хоронили, мыслью, разумом понимаешь, что прощаешься в этой жизни навсегда, уже не придешь, не поговоришь, не услышишь родной голос, - но в то же время ощущаешь настоящий духовный праздник! Когда умирает простой человек, жалко видеть скорбящих родственников. Здесь у многих тоже я видел слезы, но в душе был свет духовного праздника. Мы провожали батюшку торжественными песнопениями и молитвами, добрыми словами, и слезы были благодатными. Лицо усопшего схиархимандрита Серафима было светлое, радостное, в ожидании скорой встречи с Богом. Человек, который столько лет и так ревностно послужил Владыке мира, готовился предстать пред Его очами…

Мы служили в разных епархиях: отец Серафим в Оренбургской, я в Уфимской. Так ведь старцы, такие, как он, они наперечет, и все их знают. Лет двадцать назад, наверное, мы с одним иеромонахом решили поехать к отцу Серафиму. Как это бывает: оделись в дорогу по-мирски, а священнические рясы положили в пакеты. Но к отцу Серафиму вошли уже в облачении, как положено. Он не видел, как мы были одеты в пути, но в разговоре словно бы между прочим, заметил:

Да вот раньше, если монах выходил на улицу без подрясника, он должен был положить сто поклонов. А сейчас облачение для батюшек - как спецодежда. Идут в мирском, рясы в пакетах…

Мы с моим спутником чувствовали себя как два жулика, которых поймали за руку. Духовные очи старца были открыты, и он видел, что ехали мы в непраздничной одежде … Это его прикровенное вразумление сразу врезалось в душу.

Ну а потом отец Серафим очень многое сделал для прославления преподобной Зосимы Еннатской. Это же произошло не в один день. Много материалов было собрано для канонизации, и в ее житие вошел рассказ о том, как будущий афонский монах Серафим, а тогда еще просто мальчик Миша Томин был исцелен старицей. И в эти дни, когда мы вместе потрудились для прославления матушки Зосимы, отец Серафим стал особенно близок всем нам. Ко мне батюшка относился по-отечески. Как ни трудно ему было ездить в последнее время, только в 2012 году он три раза приезжал к нам в Покрово-Эннатский монастырь. Приезжал 1 марта, когда у нас мироточила икона матушки Зосимы. А последний раз - на освящение монастырского собора в ноябре. Все к нему подошли, всех он с любовью благословил. Про матушку Зосиму рассказывал со слезами на глазах.

Вечная память благодатному старцу схиархимандриту Серафиму! Не оставляй нас и в Царстве Небесном своими молитвами, дорогой батюшка!


«Кто теперь поругает и кто утешит…»

Настоятельница Марфо-Мариинского женского монастыря с. Ира Салаватской епархии игумения Серафима (Мишура):

- …Всю ночь мы были в Никольском соборе, у гроба батюшки, молились. Всю ночь священники, сменяя друг друга, читали Евангелие. Очень много народа приехало проститься. Множество машин стояло у храма. Я припала к гробу со слезами, просила прощения у батюшки, просила не оставлять наш монастырь молитвами, как при жизни всегда он молился за нас. В первые минуты, когда услышала о его кончине - мне позвонили в 5.20 утра в воскресенье - была даже какая-то тихая радость за него: слава Богу, отмучился. Он ведь так страдал последние годы… А тут стояла у гроба и не могла унять слезы: кто теперь меня поругает и кто утешит, кто отечески наставит, помолится за меня и сестер… Проводила его в последний путь до самой могилы в Андреевке, где батюшку похоронили у восточной стороны алтаря храма…

Отца Серафима я знала больше десяти лет, еще когда монастыря у нас в селе Ира не было, только обитель Милосердия. Протоиерей Виталий Чернышев (теперь он Архимандрит Николай) возил меня к отцу Серафиму, а потом и сама я с сестрами уже ездила к нему. Последние два года мы к нему не ездили, ему уже тяжело было принимать гостей. А перезванивались, со всеми праздниками поздравляли друг друга.

Отец Серафим умер в гробе своем простом деревянном, в котором последние годы спал, по древней монашеской традиции. А Митрополит Валентин, узнав о его смерти, привез ему красивый резной гроб, в котором батюшку Серафима и похоронили.

Осталась у меня память о батюшке не только в воспоминаниях. Он мне подарил резной афонский посох, эти дни я с этим посохом ходила в монастыре, укреплялась в скорби. В келье моей есть подаренная батюшкой Серафимом икона Божией Матери. Кто-то подарил ему эту вышитую бисером икону, а он - мне, у нас ведь с ним один День Ангела…

Жалко, конечно, очень жалко, что старцы уходят. Так тяжело без них… Одно утешение: там, у Престола Господня, они с новой силой молятся за нас. И я уже чувствую эту горячую молитву батюшки Серафима.


«Помню, помню…»

Руководитель самарской службы «Паломник», кандидат медицинских наук Екатерина Викторовна Арутюнян-Хохлова:

Батюшка Серафим привел к Богу нас с мамой, Валентиной Петровной Хохловой. Мама говорила: наше Православие началось с поезда. И это было на самом деле! Когда в марте 1993 года мы с мамой ехали в Оренбург, не могли и подумать, что благодаря этой поездке жизнь наша полностью переменится. Ну что там ехать-то - каких-то полтысячи километров, несколько часов пути…

В одном купе с нами оказался какой-то седовласый батюшка. Он тогда вернулся с Афона и ехал из Москвы в Оренбург, на свою родину. Батюшка очень сильно болел. А тогда же было модно лечиться у экстрасенсов, со всеми проблемами идти к ним. И мы спрашиваем: «А что вы не обратитесь к экстрасенсам?». Но батюшка ответил, что никогда не станет к ним обращаться:

На все воля Божия! Я Богу помолюсь - и если будет на то воля Господня, мне станет легче.

Он говорил о таких вещах, о которых ни мама, ни тем более я, девчонка-подросток, и не задумывались. На все наши вопросы у него были ответы - простые и ясные. Когда мы приехали в Оренбург, не хотелось расставаться с удивительным попутчиком. И батюшка Серафим пригласил нас к себе домой. Но я уже перед поездкой не очень хорошо себя чувствовала, а в пути совсем разболелась и потому осталась в гостинице, а мама и двое наших попутчиков пошли к батюшке. И первый его вопрос был: «А где Катя?». Узнав о том, что я лежу с высокой температурой, он помолился, и по его молитвам я выкарабкалась из болезни.

Через несколько дней подошел Великий пост - и я пошла на первую в своей жизни Исповедь и причастилась в Покровском соборе. Еще не знала толком, как надо готовиться к таким великим Таинствам. Принимавший Исповедь священник спросил: «Ты постилась?» - да, говорю, постилась. Я же с утра ничего не ела - вот и думала, что это и есть пост… Но было положено начало - по молитвам старца.

Из Оренбурга мы вернулись другими людьми. Что удивительно, я почему-то сохранила как реликвию билет от той поездки, он и сейчас где-то лежит у меня среди дорогих для души вещей. В Самаре открылось духовное училище, впоследствии оно было преобразовано в семинарию. Уже в сентябре 1993 года мы с мамой стали активными прихожанками храма в честь преподобных Кирилла и Марии при училище. Мне еще и 14 лет тогда не исполнилось. Как ни странно, я приходила в приемную комиссию духовного училища, просто во славу Божию помогала принимать документы, почему и знала всех тогдашних мальчишек-абитуриентов, которые теперь уже - священники…

В один такой день я бегу в духовное училище, забегаю на второй этаж - и вдруг какая-то необыкновенная тишина. Вместо того, чтобы работать, все сидят за столом. Во главе стола сидит какой-то человек в монашеском облачении (разглядеть, кто это, я не успела), и напротив него единственное свободное место. Я плюхнулась на этот стул и… - да это же отец Серафим!.. Я разрыдалась и не могла остановиться. Меня удивленно спрашивали: «Катя, ты чего?..». А я ничего не могла ответить, только неудержимо рыдала.

Батюшка Серафим поднялся, ему пора было уезжать на вокзал, и все стали подходить к нему под благословение. И я, вытирая слезы, подошла к нему, спросила: «Батюшка, вы меня помните?». Он что-то ответил, но я сквозь рыдания не расслышала его ответ. Отошла в сторонку. Алеша Летуновский - теперь он диакон Антоний, близкий нашей семье человек, мы с ним в духовном родстве по крестникам - шел позади меня. Видя, что я не могу успокоиться, Алеша подошел ко мне. Сказал, что батюшка ответил мне: «Помню, помню». Я пошла умыть заплаканное лицо. Возвращаюсь, а у меня на столе лежит железнодорожный билет «Оренбург - Самара». Откуда он, зачем здесь лежит? «А это тебе отец Серафим передал, сказал: Катя знает, что это…»

Значит, он действительно помнил о том, как мы все вместе ехали в Оренбург! И эти слова: «Помню, помню», - были не дежурным ответом, лишь бы успокоить расплакавшуюся девчонку. Он действительно все это время помнил, молился о нас! И еще я поняла, что батюшка откуда-то знает, что я сохранила свой билет… Хотя откуда он мог это знать?

Мы с мамой стали заниматься организацией паломнических поездок. Конечно, мы много рассказывали про удивительного батюшку Серафима (Томина). Говорили о нем и в одной из самых первых своих паломнических поездок 1996-го года. Двое паломников со своими семьями уехали тогда к отцу Серафиму и стали его духовными чадами.

Для нас схиархимандрит Серафим (Томин) стал тем человеком, который направил нас на верный, спасительный путь в жизни. Его молитвами мы ушли от всяких мыслей, которые были набекрень, и в Православии утвердились. Я всегда чувствовала его молитву. Хоть мы с мамой никогда больше его не видели, мы твердо знали, что у нас есть молитвенник в Оренбурге.

Этот светлый старец всегда будет в моей памяти!


Величина духовная!

Монахиня Маргарита (Сошникова), г. Самара:

Отец Серафим - это величина духовная! Он умел сказать что-то очень важное как бы между прочим. Когда я была у отца Серафима последний раз, он мне сказал: «Ты думаешь, это мой дом? Нет, это домик Андреевского монастыря…» И я поняла, что не нужно в этой жизни прилепляться к земному, свой домик отдала Оптиной пустыни.

Несколько раз я ездила к отцу Серафиму, пока здоровье позволяло. Прикладывалась и к частице мощей святого Апостола Андрея Первозванного, когда ее привозили в Россию со Святой Горы Афон.

Он еще в 2002 году мне предсказал монашество. Мы приехали к нему с игуменом Антонием (Гавриловым) из Оптиной пустыни и сестрой отца Антония Надеждой. Батюшка нас помазал афонским елеем да и говорит мне: «Вот если ты вот так сердце повернешь - монахиней будешь». Я только засмеялась: какая из меня монахиня! Да я и сейчас, хоть и в постриге, какая уж монахиня - в миру живу… Но все же слово старца сбылось. А перед этим монашество мне предсказал и ташлинский батюшка, протоиерей Николай Винокуров. Он тогда угощал нас с отцом Антонием за праздничным столом и сказал: «А монахине - молочка!». Мы оборачиваемся, ждем, что подойдет какая-то монахиня, но отец Николай показал на меня: «Вот же она, монахиня…».

Когда приезжала к отцу Серафиму, я еще неплохо видела. Но он обмолвился: «Вот ослепнешь…». И предупреждал: «Осторожно, здесь порожек…». Уже потом я ослепла. Теперь, слава Богу, опять вижу - операцию сделала. Но мне предсказал, что я потеряю зрение, схиархимандрит Серафим.

Поехать к нему на похороны я не смогла. Молюсь о батюшке здесь, в Самаре.


«Никого не бойся! Только Бога!»

Мария Андреевна Зайцева, г. Москва:

После кончины Митрополита Оренбургского Леонтия его духовные чада, оставшись без духовного окормления, постепенно перешли к схиархимандриту Серафиму. И батюшка своей очень любящей душой пригревал всех, кто приходил к нему с грустью о том, что осиротели без Владыки Леонтия.

Я тогда оказалась в Оренбургской епархии. Мои предки жили в казачьей станице Кардаилово Илекского района, я корнями была связана с Оренбуржьем. В 1998 г. Владыка Леонтий благословил восстановить в Кардаилово храм Покрова Пресвятой Богородицы. И я собиралась посильно участвовать в восстановлении храма, но получилось иначе. В 1999 году Владыка Леонтий умер, а мне оставил все нужные телефоны - архитектора, строителя… И мы в течение почти пятнадцати лет очень активно продолжали восстанавливать храм.

А батюшка Серафим, образно говоря, стоял на страже работ по восстановлению храма. Подсказывал, что и в какой последовательности надо делать. Начали мы с колокольни, потом четверик стали восстанавливать. Так что батюшка Серафим не только молитвами своими помогал в восстановлении храма.

Ну а первая наша встреча с батюшкой Серафимом произошла так. Мы стояли у здания Оренбургской епархии, ждали Владыку Леонтия. И тут подошли мои родные, я очень обрадовалась - давно не видела племянника, обняла его и расцеловала. Смотрю, на верхней ступеньке лестницы внутри епархиального здания стоит кто-то большой в темном подряснике и грозит мне указательным пальцем: «Никогда не целуй мужа при людях!». Я растерялась: «Батюшка, это не муж мне, а племянник!». Но отец Серафим преподал мне урок на всю жизнь. Я теперь стала очень осторожной в обращении с мужчинами, и руку первой им не подаю. Оказывается, только мужчина может проявлять инициативу в обращении с женщиной, а нам во всем подобает скромность. И чтобы сказать об этом мне, незнакомой тогда женщине, батюшка Серафим забыл о своих больных ногах, поспешил выбежать на лестницу…

Он был очень внимательным к духовной жизни. Очень строг во всем, что касается выполнения церковного устава. Даже когда мы просто разговаривали, если кто-то позволял себе вольность, он обрывал разговор: «Так нельзя!».

И в то же время это была такая любящая душа!.. У меня были расстреляны два дедушки и дядя, у них была одна фамилия - Нестеренко. По этой фамилии их и находили сотрудники НКВД. Многие родственники прошли тюрьмы и ссылки.

Когда я показывала фотографии своих убиенных родных и рассказывала о них, батюшка Серафим плакал о них, как будто это были самые близкие и дорогие ему люди. Никто из моих родственников так не плакал о них. И это не было притворством, все шло от души. Батюшка принимал к сердцу эту боль, и слезы так и лились по его лицу.

Он очень старался, чтобы мы дружили между собой. Дал мне телефон Надежды из Бреста, и я по его благословению позвонила ей: «Надежда Павловна, если приедете в Москву и вам негде будет остановиться, приезжайте ко мне - считайте мой дом своим, он всегда открыт для вас!..».

Есть в Оренбурге у меня знакомая, на двадцать лет моложе меня, Надежда Васильевна. И нас крепко подружил батюшка Серафим. Он говорил нам: «Вы - мама, а вы - дочь!». И теперь уже много лет мы с Надеждой друзья. Мы всегда помним эти слова любимого батюшки. Он везде стремился нести добро.

Однажды, это было утром 4 августа, мы собрались поехать на место явления Табынской иконы Божией Матери. Звоним батюшке: благословите в паломничество! Но он вдруг строго: «Немедленно ко мне!» - и мы всей компанией, 7 человек, приехали к нему. А у него в келье, оказывается, большая святыня - косточка святой равноапостольной Марии Магдалины! И мы приложились к частице ее мощей в день памяти Марии Магдалины. А батюшка сказал: «Вы едете в Табынь - передайте матушке Иоанне эту частицу мощей!». И стал оглядываться, во что бы завернуть святыню. Тут я дерзновенно предложила: «Батюшка, у меня с собой футляр от очков. Может быть, в него можно положить?»

И, надо же, какое чудо Господне! - батюшка положил частицу мощей святой Марии Магдалины в мой футляр и передал его прямо в мои руки! Я, грешная и недостойная, держала в своих руках эту реликвию, прижимала к своей груди! Батюшка предупредил, чтобы я никому не давала ее ни на минуточку, только матушке Иоанне!

Еду я к Святым ключам, с волнением думаю: смогу ли найти матушку, я же ее не знаю. Подошли мы к воротам монастыря, а навстречу нам идет женщина в простом монашеском облачении. Я спрашиваю: «Как бы нам найти матушку Иоанну?» - «Это я…» - ответила монахиня. Вот ведь как получилось: она сама вышла встречать великую святыню!

Простите, что я так волнуюсь - я лично все это пережила и сейчас с трепетом рассказываю…

В Подмосковье живет игумен Антоний (Семкин). Он был студентом Московского авиационного института, был тогда даже некрещеным, звали его Александром, а друзья звали - Сашка. И вот этот Сашка ехал в поезде и оказался в купе напротив батюшки Серафима. И батюшка его просто взял за руку и водил по Киеву, по храмам. Отец Серафим тогда участвовал в возрождении Киево-Печерской Лавры. А потом отец Серафим окрестил Александра. И так его душа загорелась, хоть сейчас в монашество! Но батюшка благословил закончить институт, а потом уж принимать постриг. Сейчас игумен Антоний восстанавливает огромный Успенский собор в Добрынихе Домодедовского района.

Батюшка Серафим создал не просто монастырь, первый в Оренбургской епархии мужской монастырь, но устроил в нем все по строгому афонскому уставу. И - вы же были у него в доме - в келье у него был Афон. Любимые афонские святые были с ним в иконах и частицах мощей. Теперь в этом доме в час дня каждый день служат панихиду по любимому батюшке монахи Свято-Андреевского монастыря.

А в селе Кардаилово в Покровском храме, построенном под его руководством, идут службы. И я всей душой благодарна батюшке за это!

Оренбург опустел для меня без батюшки. Может быть, пройдут эти 40 дней и станет полегче. Но сейчас очень тяжело, очень грустно!

Батюшка Серафим говорил мне:

Никого не бойся, только Бога! - и я передаю от батюшки вам этот наказ.

Никого не бойтесь, только Бога!


Наставление схиархимандрита Серафима (Томина)

- От сотворения мира еще никто не родился, чтобы жить, мы все рождаемся к смерти. Вот эту тайну мы забываем. Для чего я рожден? А мы: вот это я сделаю, вот то… Строим планы безумные. Не думаем, что за плечами смерть с косой.

Мы родились к смерти, умрем к жизни, а к какой жизни умрем, зависит от нас. Если будем исполнять заповеди Божии, спасемся. Не будем - получим вечную муку, ад. Что такое вечность? Только начало, а конца нет. Если бы мы помнили, зачем родились, никогда бы не грешили.

…Вот так, дорогие мои, украшайте себя терпением, Духом Святым. Самое главное, пока ножки ходят, не пропускайте ни одного Богослужения. Ударят в колокол - иди.

Помните, для чего мы родились. Господь от нас скрыл час смерти. А почему скрыл? Потому что мы должны каждый день и час быть готовыми, что Господь нас призовет. Молиться и каяться, оберегаться от греха. Спасайтесь о Господе!

ЧЕРНЫШЕВ, протоиерей Николай, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках.

Дата рождения – 16.09.1959 г., Москва.

Окончание средней школы – 1976 г.

Крещен в 1978 протоиереем Александром Куликовым в Николо-Кузнецком храме.

Светское образование – высшее: Художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина 1978-1983 г.

Служба в ВС СССР – 1983-1984 г.

Учеба иконописи у И.В. Ватагиной, затем у архимандрита Зинона (Теодора).

Работа реставратором в отделе реставрации станковой и темперной живописи ВНИИ Реставрации – 1985-1987 г.

Работа реставратором в МДА – 1987-1988 г.

Участие в росписи Покровского храма МДА – 1987-1988 гг. Участие в организации иконописной школы при МДА.

Учеба в Московской Духовной Семинарии – 1988-1991 гг. Рукоположен в сан диакона 26.11.1989 г. Высокопреосвященнейшим Александром архиепископом Дмитровским.

Диаконская практика – в МДА и в храме свт. Николая в Кузнецах.

С 27.03.1991 г. – штатный диакон храма свт. Николая в Кленниках.
Рукоположен в сан священника 04.01.1992 г. Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в храме святителя Николая в Кленниках. С 04.01.1992 г. – штатный священник храма свт. Николая в Кленниках.

Государственная награда – медаль «В память 850-летия Москвы».

Церковные награды:
03.01.1995 г. – набедренник
12.04.1999 г. – камилавка
28.04.2002 г. – наперсный крест
12.04.2012 г. – палица.
16.09.2004 г. – орден преп. Андрея Рублева III степени.
Страстная Седмица 2007 г. - возведен в сан протоиерея.
29.09.2009 г. - орден св. блгв. князя Даниила III степени.
22.12.2014 г. награждён медалью Преподобного Сергия Радонежского.

Со времени крещения активно изучает теорию и практику иконописания. Участвует в росписях Николо-Кузнецкого храма в Москве, храма св. вмч. Димитрия Солунского в селе Дмитровское (Моск. Епархия), Покровского храма МДА и других.

1988-1990 гг. – преподавание иконописи в организованной с его участием иконописной школе при МДА.
Со времени основания ПСТБИ (1992 г.) (ныне – ПСТГУ) – доцент кафедры иконописи факультета Церковных Художеств.
Постоянный клирик (диакон, затем второй священник) храма свт. Николая в Кленниках с момента возобновления в нем богослужений (17.12.1990 г.).
Член Патриаршей Искусствоведческой комиссии со времени ее основания. 18.04.2017 г. распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен заместителем епархиального древлехранителя г. Москвы.
Со времени возвращения храма свт. Николая в Кленниках Церкви совмещает диаконское, а затем священническое служение в нем с работами по восстановлению означенного храма: расписаны Казанский, а затем Никольский алтари, Никольский и часть Казанского придела, написаны Царские врата Никольского иконостаса, храмовые, аналойные иконы и др.
Со времени основания приходской иконописной школы при храме свт. Николая в Кленниках (1991 г.), совместно с И.В.Ватагиной (до ее кончины в 2007 году) по настоящее время преподает в ней иконописание.
Выпускники приходской иконописной школы ныне преподают иконопись на факультете Церковных Художеств ПСТГУ, на иконописных курсах «Со-действие», трудятся в иконописно-реставрационной мастерской «Канон», пишут иконы и настенные росписи для многих храмов РПЦ.

Под руководством архим. Зинона о. Николаем с бригадой написан иконостас бокового придела храма Нововалаамского монастыря.
Совместно с учениками расписана стена трапезной храма Св. первомуч. Стефана в г. Везле (Франция).
Совместно с бригадой выпускников ФЦХ ПСТБИ и приходской иконописной школы расписан купол храма преп. Сергия в с. Плесково (Патриаршее подворье).
Бригадой, организованной о. Николаем из его учеников под руководством архим. Зинона расписан Никольский собор в Вене (Австрия).
Иконы о. Николая и его учеников находятся в различных епархиях РПЦ, а также в Италии, Германии, Швеции, и др. странах.
С середины 2000-х годов регулярно проводит мастер-классы в приходской иконописной школе храма преп. Сергия в Стокгольме (Швеция).
Автор ряда статей по церковной культуре, по теории иконописи, а также о современных деятелях церковной культуры: монахине Иулиании (Соколовой), М.Н.Гребенкове, Л.А.Федяниной, И.В.Ватагиной, А.Г.Жолондзе, архим. Зиноне (Теодоре). Статьи опубликованы в «Московском журнале», журналах «Альфа и Омега», «Памятники Отечества», «Художественная школа», «Художественный совет», «Нескучный сад» и др.

Участвовал в организации конференции «Церковь, музей, культура» (1992 г.).
Выступает на церковно-общественных мероприятиях, посвященных сохранению и возрождению культурного наследия и проблемам церковной культуры в наши дни. В храме еженедельно проводит евангельские беседы с прихожанами.

Поддерживает связи с духовенством и сотрудниками ПСТГУ; московских храмов: свт. Николая в Кузнецах, храма св. бесср. Косьмы и Дамиана на Маросейке, свт. Николая в Толмачах, Покрова в Филях, других московских приходов, с храмом преп. Сергия в Стокгольме (Швеция), первомуч. Стефана в г.Везле (Франция), свт. Николая в Вене (Австрия), с сотрудниками музеев, реставраторами, искусствоведами, иконописцами.

Женат, имеет трех сыновей.

После кончины протоиерея Александра Куликова с апреля 2009 г. временно исполнял обязанности настоятеля храма.

Протоиерей Николай Чернышев, 1907 г.
Фото из Архива Комиссии по канонизации.

Священномученик Николай Чернышев происходил из духовного сословия.

Впервые род священнослужителей Чернышёвых, известный в Вятской губернии, упоминается среди жителей Воткинска в 1824 г. С этого года помощником управляющего завода, вплоть до выхода на пенсию, служил Ф.Е. Чернышёв (1782–1875), окончивший Вятскую духовную семинарию и затем учительствовавший в Горной школе г. Ижевска. В 50-х годах XIX века его родственник Андрей Иванович Чернышёв (1813–1901) стал одним из пяти священников Благовещенского собора (в нём крестили П.И. Чайковского), затем настоятелем вновь построенной церкви св. Николая Чудотворца, а с 1888 г. – настоятелем Благовещенского собора, протоиереем. Помимо основной службы в храмах, А.И. Чернышёв преподавал в школах города, увлекался краеведением и историей Благовещенского собора и прихода. Занимаясь краеведением, он опубликовал известную статью « Храм и приход Камско-Воткинского Благовещенского собора » . У Андрея Ивановича и его жены Надежды Степановны было 9 детей. Трое из семи сыновей, в том числе и будущий священномученик Николай, стали церковнослужителями, а дочери вышли замуж за священников.

Родился Николай Чернышев в 1853 году. В 1875 г. закончил по 1-му разряду Вятскую духовную семинарию. Николай Андреевич служил некоторое время учителем Воткинской 2-й мужской земской школы и псаломщиком в Благовещенском соборе (с 1877 г.). После рукоположения в 1884 году был священником в Благовещенском соборе, катехизатором, законоучителем в различных учебных заведениях Воткинска и прилежащих сёл. С 1914 г. и до своей гибели – Благочинный Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Православной церкви отец Николай был возведен в сан протоиерея и неоднократно награждался Епархиальным начальством, в том числе наперсным крестом (1907 г.). Он занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании. За усердные труды по преподаванию в народных школах в течении 25 лет он был награжден орденом Святой Анны 3 степени. В годы Русско-Японской войны отец Николай принимает активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью за Русско-Японскую войну .

Отец Николай, будучи ревностным пастырем, не мог равнодушно относится к бедам народным и принимал самое активное участие в помощи страждущим. Одной из бед, постигших наш народ в начале ХХ в., было повальное пьянство. Для борьбы с ним и просвещения простого народа о. Николай по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем . Труды о. Николая на этом поприще были успешны. Пьянство среди рабочих Воткинского завода пошло на убыль.

В семье Чернышевых было четверо детей. Однако супруга отца Николая Юлия Ивановна скончалась рано в 1894 г. Овдовев, отец Николай в последнее время проживал со своей младшей дочерью Варварой, 1888 года рождения. Варя была особенно преданна отцу и сознательно не выходила замуж, решив посвятить себя всецелому служению Церкви и упокоить старость своего родителя. После окончания высших женских курсов в Казани Варвара Чернышева работала в Воткинске учителем. К счастью, сохранилось ее уникальное фото.

Наступили грозные дни, революционного переворота в 1917 году. Власть в посёлке была захвачена большевиками. Их комитеты, по воспоминаниям техника С.Н. Лоткова состояли в основном из пришлых людей, занявших на заводе места ушедших на фронт мужчин да «большевистских прихвостней вроде техника Гилёва, двух братьев и сестры Казеновых, матроса Бердникова». Во главе их стал безграмотный уголовник Филипп Баклушин, когда-то за убийство сосланный на Сахалин, но революцией освобождённый с бессрочной каторги. « Грозный и мстительный, он возглавил местный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и стал давить и терроризировать всё население » . Начались всяческие притеснения, расстрелы без суда и следствия, насилия и грабежи. Терпение заводчан было на пределе. Не лучше дела обстояли и в окрестных селениях. Вот как их описывал крестьянин А. По[вы]шев ставший партизаном 12 роты Воткинского полка: «Вернувшиеся солдаты, те что поплоше, кто раньше был замечен в воровстве и мошенничестве, ну словом лентяи, которые раньше любили попить на чужой счёт, стали агитировать, что нужно отобрать землю у более состоятельных мужичков и без того недостаточную для хозяйства, в виду чего у нас стала дороговизна и хорошие мужички стали сеять только “про себя”. И вот в нашей волости настроение стало изменяться, потому что стали у власти праздно шатающиеся лентяи…» .

Подобно своему отцу он был образованнейшим человеком своего времени, известным не только своими замечательными проповедями и беседами, но и как большой ценитель искусства. На протяжении многих лет он был почетным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства им. П.И. Чайковского . Всю свою жизнь о. Николай посвятил просвещению своего народа, неся ему Слово Божие. За что снискал среди жителей города заслуженное уважение и любовь. Старожилы долго вспоминали, о том, как после каждой службы в Благовещенском соборе, его провожали до дому огромные толпы народа. До самых ворот вопрошая его, и прося на прощание благословение.

Вскоре заводской народ и крестьяне окрестных селений подняли известное Ижевско-Воткинское восстание. Отец Николай и его дочь Варвара не были безучастны к нуждам паствы. Осознавая всю опасность своего положения, отец Николай исполнял свой пастырский долг – напутствовал раненных, поддерживал малодушных, оказывал активную помощь восставшим, помогая им материально. Его дочь Варвара трудилась в качестве сестры милосердия, ухаживая за раненными. Большевики стянули огромные силы в район восстания, чтобы подавить его, и через 100 дней в посёлок вошли красные. В ночь на 12 ноября 1918 года все, кто смог эвакуироваться и последние части Воткинской Народной армии, перешли на другой берег Камы по созданному ими же мосту. Мост был взорван, не успевшие и не сумевшие эвакуироваться остались наедине с «силами большевистских банд, состоящих из мадьяр, китайцев и латышей» . Протоиерей Николай имел возможность покинуть город, но сознательно не оставил паствы, возложив все упование на Промысел Божий.

Полились реки крови. По информации горного инженера В.Н. Граматчикова, насильно вывезенного большевиками из Перми в Воткинск и ставшего свидетелем тех событий, именно в этот период с ноября 1918 года по апрель 1919 год было произведено больше всего расстрелов. Согласно Циркуляров финотделов НКВД и Вятского губисполкома население Воткинска в 1916 году составляло 28 349 человек, а в 1919 году только 12 127 человек. Без учёта естественного прироста население уменьшилось в 2,3 раза. Массовые расстрелы унесли по разным подсчётам от 5 до 7 тысяч ни в чём неповинных людей. Беда не обошла и крестьянские дома. По словам крестьянина По[вы]шева «много перерезали наших семей. Много отобрали у них лошадей и коров, хлеба и одежды, так как всё это было оставлено на произвол судьбы. Да будут прокляты эти варвары, хулители веры и разрушители всех законов Божеских и человеческих!» .

О страшных событиях тех дней свидетельствуют и сами палачи. Даже председатель воткинского ЧК Линдеман, на вопрос председателя реввоенсовета Зорина не скучает ли он в Воткинске телеграфировал: « Работы порядочно, но признаться, что-то охладел. Ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю » . А его работой и было выявление «врагов» и их последующее уничтожение.

Врагом номер один было православное духовенство. В мае 1918 года на Пленуме ЦК РКП(б) было принято решение о начале антицерковного террора. А уже в ноябре 1918 года председатель ЧК Восточного фронта Лацис отдаёт на Вятку и Пермь приказ: « Во всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая и необузданная агитация духовенства против Советской власти… Ввиду явной контрреволюционной работы духовенства, предписываю всем прифронтовым Чрезвычкомам обратить особое внимание на духовенство, установить тщательный надзор за ними, подвергать расстрелу каждого из них не смотря на его сан, кто дерзнёт выступить словом или делом против Советской власти » . Приказ был принят, что называется «с лёту». В начале декабря 1918 года Линдеман совместно с Зориным готовят зловещее мероприятие, которое именуют «программа № 490». В понедельник, 13 декабря (новый стиль) Зорин и его помощники прибывают в Воткинск. Зорин вскоре телеграфирует в Реввоенсовет: « В понедельник я Семков Шапошников ездили Воткинск устроили там три митинга между прочим один в соборе прошли довольно хорошо в церкви были оппоненты, которых успешно разбили точка » . Оппонентом и был отец Николай Чернышев, которого большевики «успешно разбили». Но не в дискуссии как оппонента (по воспоминаниям все было наоборот – о. Николай выступал блестяще), а попросту арестовали и бросили в тюрьму. Народ в последующем вспоминал, что, когда стали арестовывать отца Николая, его дочь Варвара бросилась к отцу и крепко обхватила его, что её никто не смог оторвать ни красноармейцы, ни сам священник . Так их вместе и увели. В тюрьме они просидели до 2 января 1919 года. Родственница экономки Чернышевых А.А. Миролюбова вспоминает, что при посещении о. Николая в тюрьме нашла его спокойным, в молитвенном настроении и «верным Иисусу Христу» . По другим воспоминаниям о. Николай просил принести ему облачение (вероятно – епитрахиль) для совершения богослужений в заключении и особенно для исповеди арестованных. Так истинный пастырь продолжал полагать душу свою за овцы своя!

Согласно Рапорта № 1565 министру внутренних дел правительства Колчака бывшего начальника Воткинской городской милиции, о красном терроре в городе Воткинске и его окрестностях, от 23 октября 1919 г. (документ хранится в ГА РФ) священник о. Николай Чернышев и его дочь Варвара были арестованы 13 декабря «за участие в сборе на нужды Народной армии и за знакомство с Юрьевым». Расстреляны 2 января 1919 года (по новому стилю).

В этот трагический день их вывели из тюрьмы и расстреляли, на берегу пруда (напротив нынешнего музея П.И. Чайковского). Сначала была расстреляна Варвара, до последнего вздоха разделившая с отцом учесть мученичества за Христа. Затем был казнен и сам отец Николай. Красноармеец, попросившийся погреться в один из соседних домов рассказывал: « Расстреливали длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что-то шептал, перебирая губами » . Несомненно, это были последние его прижизненные святые молитвы. На требование снять крест он им ответил: « Вот умру тогда и снимите » .

После освобождения Колчаком Воткинска, в апреле 1919 года, воткинцы отыскали тело своего любимого батюшки и его дочери и устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание . Это событие несмотря ни на что, не изгладилось из памяти наших людей, они из поколения в поколение передавали его. Вот только было не известно место их захоронения. Люди его по всей видимости таили. И лишь в 90-годы прошлого столетия, одна благочестивая жительница города открыла его. Они похоронены у стен Преображенской церкви рядом с родственниками . Могила о. Николая находится рядом с могилой его жены и отца.

Библиографический список

Воспоминания Стяжкиной Марии Фёдоровны // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.

Воспоминания Копысова Владимира Иосифовича // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.

Загрузка...
Top