Простой натюрморт акварелью для начинающих. Презентация по изо на тему "натюрморт в графике"

Натюрморты художники любили рисовать всегда. На своих полотнах они изображали роскошные букеты цветов, экзотические фрукты, дичь, свежие овощи и весьма замысловатую посуду. Сейчас натюрморты по-прежнему популярны, но рисовать их не так уж просто. Лучше всего начинать с изображения простых композиций, состоящих из трех-четырех различных объектов.

Вначале надо подготовить:

Лист бумаги;
- карандаш;
- ластик;
- яркие цветные карандаши. Например, хорошо подойдут акварельные.

После этого можно приступать к работе над натюрмортом:

1. Карандашом наметьте край стола, а затем изобразите очертания двух яблок, груши и кружки;

2. Прорисуйте фрукты более детально. Нарисуйте веточку земляники, стоящую в кружке;

5. Наложите на яблоко еще один слой штриховки, постепенно делая его цвет более насыщенным и выразительным. Помните, что на яблоке, как и на груше, должен быть блик, ведь свет на предметы в данном случае падает с одной стороны. Теневые участки дополнительно затемните коричневым и болотно-зеленым цветом;

Натюрморт полностью готов. Постепенно можно усложнять композицию, добавляя все новые предметы. Раскрашивать натюрморт можно не только цветными карандашами, но и масляными, акриловыми либо акварельными красками.

Рисовать гуашью можно на бумаге или картоне. Для натюрморта подходит обычный альбомный лист. Что касается бумаги для акварели, она в данном случае большого выигрыша не дает – нанесенная плотным слоем гуашь все равно скроет фактуру. А вот если вы собираетесь затонировать лист акварелью, а предметы , бумага для акварели или бумажные обои будут в самый раз. Вам понадобятся также кисти разного вида и разной толщины, среди них должны быть и мягкие, и жесткие. Если вы впервые взялись за рисование натюрморта, понадобится и твердый простой карандаш. Гуашь нужно развести до состояния жидкой сметаны. Помните, что более светлый тон можно получить, добавив белил, а не с помощью размывания, как при рисовании акварелью. Приготовьте также несколько маленьких баночек, чтобы смешивать краски. Разумеется, перед тем композицию из разных предметов, нужно попробовать изобразить каждый из них отдельно.

Набросок

Учиться рисовать лучше всего с натуры. Но можно изобразить и воображаемый натюрморт. Главное, чтобы композиция была гармоничной. Предметы не должны висеть в воздухе, поэтому нарисуйте плоскость, на которой они будут лежать – уголок стола, полку и т.п. Можно добавить и драпировку. Если вы собрались нарисовать букет или композицию из фруктов, помочь может аппликация из цветной бумаги. Вырежьте предметы, которые вы бы хотели объединить в своей работе. Разложите их на листе. Попробуйте разные варианты. Когда вам покажется, что предметы расположены красиво, наметьте место каждого элемента. Делать или нет карандашный набросок – решать вам. Вообще-то при работе гуашью или акварелью лучше обходиться без него. Но начинающему это удается не всегда, поэтому аккуратно тонким карандашом нанесите контуры каждого предмета.

Методика работы гуашью

Основа – цветовые пятна. Заполните нужной краской контуры каждого предмета. Она должна быть достаточно светлой, чтобы потом наложить тени. Вообще, при рисовании гуашью удобно следовать принципу «от светлого к темному». Например, яблоки могут быть желтыми, красными или зелеными. Для первого слоя выберите чистые цвета. Заполнив один контур, подождите, пока рисунок высохнет, и только потом переходите к следующему предмету. Это особенно важно, если объекты располагаются близко друг к другу. Гуашь сохнет очень быстро, так что ожидание будет недолгим. Прорисуйте более мелкие детали. Это могут быть, например, красные полоски на желтом яблоке, прожилки на листе и т.д. Наложите тени. Для этого возьмите краску основного цвета, но без белил. Можно даже добавить в нее чуть-чуть черного или коричневого. Тень, конечно же, накладывается на ту сторону объекта, которая хуже освещена. Резкого перехода к светлой части быть не должно, границу лучше размыть или обозначить кривой линией. Обводить контуры темной краской не стоит. Если края получились неровными, и вам это не нравится, выровняйте их той же краской, которой вы закрашивали предмет.

Дети очень любят рисовать, особенно красками. Одной из самых неприхотливых красок для рисования является гуашь. Основой художественного воспитания ребенка является рисование натюрмортов, в том числе и цветов. Как нарисовать цветы гуашевыми красками?

Инструкция

Затем приступайте к сюжету картины, который рисуйте всеми нужными красками. Краску наносите без теней, не забывайте оставлять белые места. Задайте цвет фруктам и кувшину с рюмкой. Контраст цвета и белых пятен слегка размойте, чтобы смягчить переходы и края.Когда рисуете акварелью , помните, что все предметы влияют друг на друга - их цвет как бы перетекает один в другой. Тени тоже не черные, они вобрали в себя цвет предметов и обстановки и имеют свой цвет.

Некоторые места доработайте размывками, особенно там, где есть белый цвет. Усильте цветность фруктов , сделайте другие доработки рисунка кисточкой с акварельной краской. Прорисуйте контуры всех предметов, но не резко, а чтобы они сливались с соседними.Отложите картину и посмотрите на нее через несколько часов - вы обязательно найдете, что необходимо доработать и подправить. Акварель можно исправить в любой момент. Через некоторое время глаза отдохнут от вашего натюрморт а, увидят все по-новому.

Обратите внимание

При высыхании цвет акварели становится светлее. Акварель бывает жидкая и сухая, хороша и та и другая, но жидкая в тюбиках лучше растворяется в воде.

Полезный совет

Выбирайте специальную бумагу для акварели - она не скатывается, поэтому катышки не будут портить вашу работу.

Источники:

  • Как рисовать акварелью натюрморт

Художественная композиция означает со-расположение. Чтобы художник смог воплотить свой художественный замысел и достичь наивысшей выразительности своего произведения, он пользуется специальными композиционными принципами.Как же новичку построить композицию пейзажа?

Натюрморт - отличный выбор для изучения основ рисунка и живописи. Есть несколько важных правил, которые подскажут вам как нарисовать натюрморт. Эти правила просты, и вполне выполнимы, но мало где о них пишут или говорят. Опытные художники используют эти правила интуитивно. Новички - угадывают и радуются удачно созданной картине, или наоборот - переживают из-за неудачного опыта в создании простого сюжета.

Следующие советы помогут вам создавать различные гармоничные натюрморты, практически в любой технике, и избегать досадных ошибок.

Как нарисовать натюрморт правила для начинающих

Естественно, натюрморты бывают самые разные, они несут собой разные цели и исполняют их в самых разных стилях. Мы же сегодня поговорим об основных правилах изображения неодушевленных предметов на холсте или бумаге.

Что бы создать гармоничную картину, нужно знать как минимум основы композиции и колористики.

Как рисовать стекло: как сделать вазу стеклянной

Что делать новичку, который хочет уже сейчас сотворить что-то прекрасное своими руками? Углубится в чтение книг по живописи и рисунку?

Вам будет достаточно знать несколько важных правил, что бы не допускать ошибки и получить отличный результат.

Расположение предметов

Более красиво, гармонично и интересно, объемно всегда смотрится натюрморт:


  • Хорошо и комбинировать эти два вида расположения: перекрытие и расстояние .

Примеры расположения предметов

Все предметы перекрывают друг друга, или расположены на большом расстоянии один от другого.

Векторная иллюстрация. Здесь также все предметы пересекаются, налагаются, или расположены на большом расстоянии.

Скучное и нескучное расположение предметов

Даже прямоугольники можно расположить интересно.

Композиция с прямоугольниками

Когда вы располагаете один предмет за другим, перекрывая его часть, вы тем самым создаете определенную глубину в своей работе. Чем больше форм будет пересекаться — тем более «глубоким и объемным» будет казаться ваш натюрморт.

Пространство

Если вы рисуете просто вазу с цветами, и кажется нечем перекрывать, подумайте!

  • Возможно какой-то листик упал перед вазой, а может цветок, возможно следует застелить салфетку или скатерть, а может рассыпать ягоды по столу.

Для примера работа Александра Сергеева:

На переднем плане листики и цветок. Эти, на первый взгляд незначительные элементы, ведут взгляд зрителя от самого переднего края плана, сначала к упавшему цветку, потом к стакану с вазой, создавая пространство, делая работу более интересной.

Коллористика

В создании натюрморта важно просто не переусердствовать с количеством используемых цветов.

Правило 2-3 цветов

Выберите 2-3 основных цвета, можете смело использовать близкие к ним оттенки и не переживайте о том, что с цветом у вас будут проблемы. Я обычно использую 2 основных цвета - и немного самую малость дополнительных красок.

Примеры цветовых решений

Здесь я использовала только желто-оранжевые (теплые) и голубые (холодные) оттенки. Зеленый дополнительный.

«Ботинки» Ван Гога. Здесь также преобладает два цвета.

Здесь явно доминирует зеленый и белый, дополняют работу мазки голубого и розового.

Натюрморт с рыбой. Основные красно-коричневые оттенки (теплые), и голубой (холодный).

Правилом 2-3 цветов не всегда можно обойтись. Частые герои натюрмортов — цветы или фрукты бывают самых разных цветов и оттенков. В таких случаях стоит воспользоваться следующим советом: В картине не должно быть всех цветов поровну

Соотношение цветов

Даже в пестрой картинке есть один или два доминирующих цвета.

Например, если у вас в букете, есть цветы красного, синего, белого и желтого цветов, и плюс еще зеленая листва. Какие-то цветы и цвета должны преобладать, остальные быть в меньшинстве.

Вот примеры:

Картина А. Сергеева. В букете преобладают белые и красные цветы. Синий, зеленый, желтый — дополнительные.

Натюрморт Винсента Ван Гога. Красные маки доминируют.

Выделяем главное

Имея определенную задумку, рисуя натюрморт с натуры или по представлению (с головы) вы должны:

  • выделить, что в этом сюжете главное, какой предмет доминирует?

Это правило не всегда используют, но от его применения ваша работа только выиграет.

Задайте себе вопрос: на каком предмете вы хотели бы удерживать держать фокус, внимание зрителя?

Главный предмет должен чем-то выделятся: формой, размером, цветом, положением относительно остальных .

Работа А. Сергеева. «Главные» цветки определяются безошибочно.

Еще на стадии наброска, когда вы смотрите на эскиз, вы должны совершенно точно определять - что главное в вашей работе?

  • Если интуитивно получается определить главное — отлично.
  • Если взгляд перебегает с одного на другое , не зная за что зацепиться — значит нужно еще поработать над вашей композицией. Что-то уменьшить или увеличить, повернуть, переставить и т.д. Выберите, что вам больше подходит.

Наверное, у многих сейчас возникнет вопрос: А если я рисую одну вазу с цветами?

Здесь, это правило не нужно применять? Ведь у нас самая важная и главная только наша героиня «ваза с цветами»?

И здесь нужно и вполне возможно это правило применить.

В букете цветов всегда есть главный цветок.

Если это букет из множества цветков, стоит выделить небольшую группу цветов, которые наиболее удачно освещены , или наиболее выразительно смотрят на зрителя, отличаются по цвету , размеру или форме .

Вначале очень коротко из истории искусств.
Натюрморт с фр. nature morte переводится как «мёртвая природа» или голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life - «застывшая жизнь». Это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевлённых предметов.
Жанр начал формироваться в XV—XVI веках (как часть композиции), окончательно сформировался в XVII веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской и американской живописи.
Интересно то, что в живописи старых мастеров существовало 2 типа натюрморта:
- «вещи человека» (личные, характеризующие человека, например «суета сует»);
- «вещи для человека» (например, «цветы и фрукты» или «битая дичь»).

Ф. Снейдерс "Кладовая", ок. 1620 г.

Но в конце XIX века вещи стали изображать ради их свойств: «вещь независимая, обладающая своей жизнью» или «вещь в себе и для себя». Такие натюрморты несут:
- больше эмоционального, чем материального;
- больше ассоциативного чем конкретного.


В. Ван Гог "Натюрморт с четырьмя подсолнухами", 1887 г.

Постановка.
Натюрморты бывают поставленные (которые ставят специально) и не поставленные (спонтанные, естественные). В учебной практике чаще натюрморт ставят, и с конкретной целью — научиться рисовать. Хорошо поставить предметы довольно не просто. Начинающие обычно мало задумываются про их сочетания, помню по себе, ставила всё подряд). Сейчас я больше думаю.

Итак, подробнее, как ставить натюрморт.

Начнём с того, что все предметы должны быть подобраны по смысловому значению.
Нежелательно совмещать несовместимое. Например, грязные ботинки и восточный кальян. Немного примеров тематики натюрмортов: цветы и фрукты, охотничий, национальный, стекло, завтрак, детский/женский/мужской, винный, натюрморт художника, морской, книжная полка, чайный/кофейный, дачный и тд.

Композиция.
Ставить предметы нужно просто, стремясь к естественному. Не стоит ставить в ряд, старайтесь создать плановость и показать глубину пространства. Также не сгребайте предметы в кучу и не расставляйте их слишком далеко друг от друга. Линии предметов должны быть разными по наклону, создавая ритм, движение. Также предметы не должны «целоваться».


П. Гоген "Натюрморт с яблоками и цветами".
Зелёным показаны направления основных линий в картине. Чем разнообразнее наклон этих линий, тем интереснее композиция.

Необходимо совмещать предметы разных размеров и формы.
Чем разнообразнее, тем интереснее будет натюрморт. Обязательно должен быть главный предмет, к которому обычно подбирается всё остальное. Одинаковые по высоте предметы должны быть очень разными по форме и их необходимо ставить на разный уровень.

Натюрморты можно поделить на графические и живописные.
Для графики и рисунка важно подобрать предметы по тону и фактуре. Цвет не имеет значения.
Также каждый графический материал имеет свою природу. Например, углю свойственна бархатистость и глубина, ему подходят матовые шероховатые предметы. Хорошие учебные постановки для угля и пример учебного рисунка на стадии детализации:

Для линейного рисунка важна интересная линия. Учебные натюрморты, подходящие для линейного решения (два последних также хороши для акварельной живописи):

Для мела или пастели на светлой бумаге хорош натюрморт в стиле «белое на белом» или светлый. Такой же натюрморт хорош для живописи по светлому тонированному (бежевому, светло-серому) холсту. Такие натюрморты любил писать Дж. Моранди википедия, Моранди

В живописном натюрморте важен не только тон предметов, но и цвет. Существует натюрморт на контрасте, нюансе и с акцентом.
Контраст:

П. Сезанн "Драпировка, кувшин и ваза с фруктами", 1893-1894 гг.
Контраст красного и зелёного, оранжевого и синего, светлого и тёмного.

Нюанс:

В. Ван Гог "Чаша с маргаритками".
Нюанс в зелёной гамме.

Акцент:

П. Кончаловский "Красный поднос и рябина", 1947 г.
Нюанс в красной гамме с акцентом - ярким желтым пятном фруктов. Акцент служить для разнообразия картины, чтобы не было скучно

Важно учитывать такие качества цвета, как «тёплый» и «холодный». Я никогда не повешу фон за предметами теплее самих предметов, потому что тёплый цвет кажется ближе, чем холодный, и возникнет обратная перспектива по цвету. Такой натюрморт будет сложно грамотно решить.
На красном фоне читаются ТОЛЬКО очень светлые и очень тёмные предметы. Можно поставить что-то белое или черное. Также можно ставить на фоне красного предметы, которые краснее и активнее по цвету, чем фон. Но смотрите, чтобы натюрморт не был слишком агрессивен, в таких случаях всё равно хорошо присутствие белого, серого и чёрного (пример: П. Кончаловский «Красный поднос и рябина», см. выше).

Также очень важно смотреть, на сколько гармонично по цвету вписывается предмет. Если предмет выглядит грязным, я либо ищу другой предмет, либо меняю фон.

Выбирайте равновесие.
Как уже говорилось выше в случае с красными натюрмортами, яркие «кричащие» по цвету предметы можно уравновесить монохромными вставками: спокойными серыми, чёрным или белым. Они разбавляют, сбивают яркость и делают цветовые сочетания не такими агрессивными.

Поддержка цвета.
Цвета должны перекликаться между собой. Например, зелёную бутылку поддерживает зелёный в листьях букета, красный в арбузе поддержан красным орнаментом на полотенце, желтые розы поддерживает золотая кайма на кувшине, и т. д. Также обращайте внимание на поддержку тона, если натюрморт сложный и контрастный по тону.

Освещение.
В постановке очень важно наличие света и красивых прозрачных теней. Они создают объём. Поскольку главной задачей реалистичного рисунка является создание иллюзии трёхмерного изображения на двухмерной плоскости бумаги/холста, то именно передачей теней и света Вы и создадите иллюзию объёма. Причём по светлой бумаге важно передать красивые тени, передать их правильно, достаточно тёмными, цельными и прозрачными, правильно передать полутона, и сразу появится объём в картине. Хорошо про это сказал Н. Ге: "Свет написать нельзя, а только отношениями можно его вызвать, подбирайтесь к вашему светлому пятну верными отношениями и вы увидите, что если гамма цветов будет взята верно — свет будет гореть»
На темном холсте для создания объёма, наоборот, важно красиво написать свет и полутона.

Для начинающих также важно учиться живописи при дневном освещении. Оно создаёт мягкие тени, и Вы чётко различаете цветовые оттенки. Рисунок нужно рисовать с дополнительным искусственным освещением, потому что тогда тени контрастнее и глубже, можно рисовать и вечером. Важна прозрачность теней, если тени получаются очень чёрными и тёмными, я обязательно вешаю отражатель с теневой стороны — лист белой бумаги.

Красивые места.
Итак, когда Вы ставите себе натюрморт, необходимо представлять, как Вы его будете решать, в какой технике и на какой бумаге. Также в натуре должны быть «красивые места», на которые Вы смотрите и знаете, как Вы их напишете/нарисуете. Чем больше таких «красивых мест» Вы для себя поставите или найдёте в уже поставленном кем-то другим натюрморте, тем приятнее Вам будет рисовать. Например, тёмное стекло я намеренно ставлю на светлый фон, чтоб было видно его цвет. С той же целью ставят разноцветное стекло на подоконник на фоне окна.

Или намеренно ставлю сухой букет на светлый фон, чтоб создать красивый ажурный силуэт.
Ищу яркие просветы в листве, и их пластичную форму. "Красивые места", или "вкусные места", делают творческий процесс интересным и облегчают его. Если Вы понимаете, как это написать, Вам это нравится.

Сложность постановки.
Давайте все натюрморты условно поделим на 3 категории: простые, средние и сложные.
Простой натюрморт - это:
- 1-3 предмета (до 3 простых по форме, или 1 сложный)
- однотонные драпировки
- минимум складок
- контраст по цвету и тону

В средний по сложности натюрморт могут входить:
- 3-5 предметов, или 1 сложный + пару простых поменьше
- драпировки с не чётким узором
- цветы
- нюансное решение

Сложным натюрморт можно назвать, если в него входит:
- много предметов, сложные по форме предметы
- несколько уровней (например, предметы на столе и полке чуть выше, или на стуле и столе, или просто создайте дополнительный уровень, подложив под драпировку на стол стопку книг или коробку)
- драпировки с чётким, большим по площади рисунком (например, горошек или восточный орнамент) и так далее.

Пример постепенного усложнения постановки:

Сложная учебная постановка и пример её решения (студенческая работа на стадии). Обратите внимание на сложные драпировки и поддержку цветов в натюрморте: желтого, красного, голубого и белого.

Сложная "восточная" постановка и её пастельное решение, рисунок на коричневой бумаге. Цвет условен, выбранная охристая цветовая гамма ограничена.

В любом случае, вкус и понимание пользы выбора предметов и окружения приходит не сразу. Поэтому не бойтесь экспериментировать, ставьте много, и так же много рисуйте
Желаю вдохновения!

Мастер-класс по рисованию натюрморта для учащихся начальной школы

Терешкова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №36 имени генерала А. М. Городнянского г. Смоленска.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам начального образования, а так же тем, кто хочет научиться рисовать с нуля. Предназначен для детей младшего школьного возраста, начинающих художников.
Цель: формирование основ изограмоты, знакомство с жанровой живописью на примере натюрморта.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями жанра живописи - натюрморта;
- учить поэтапно выполнять рисунок натюрморта;
- формировать такие понятия как композиция, свет-тень, объем в рисунке; учить правильно применять их в своей работе.
Материалы:
- бумага А4, краски акварельные, карандаши акварельные, простой карандаш, ластик, баночка для воды.

I. а) Ребята, все из вас конечно же были в музеях, картинных галереях, рассматривали работы художников. Все они разные. Думаю, вы без труда скажете, как можно назвать такую картину (имеется в виду жанр) (показ пейзажей) , а такую? (показ портрета) . Вот ещё одна работа. Что на ней изображено? Как назвать её (жанр)? (Натюрморт).
При затруднении с ответами или для продолжения беседы можно использовать стихотворение А. Кушнера:

Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Значит, это НАТЮРМОРТ

Итак, мы поговорим с вами о натюрморте. Стихотворение, которое вы услышали, несколько шуточное, но если вы его запомните, то всегда будете знать, что может быть изображено в натюрморте.
Что это может быть? (Дети называют, что может быть изображено в натюрморте).
Я хочу показать вам замечательные работы различных художников (Например: П. Клас “Трубки и жаровня”, А.А. Дейнека “Флоксы и гвоздики”, Б. Аст “Натюрморт с фруктами” и др.). Все они относятся к жанру натюрморт.

П. Клас “Трубки и жаровня”


Б. Аст “Натюрморт с фруктами”

Как вы думаете, почему? Ведь картины все разные? Может есть что-то, что их объединяет? (Изображены окружающие нас предметы, вещи).

б) Но каждая картина имеет свой характер, неповторимые черты. (Показ двух букетов: Я. Хейсум, Зори Н.).


Я. Хейсум


Зори Н.

Давайте всмотримся в наши букеты. Казалось бы нет ничего проще, нарисовать букет цветов, но как по-разному сделали это художники. Чтобы вам было легче это увидеть, я прочитаю два описания, а вы определите, какое из них подходит к первой картине, какое ко второй.
- Представьте, что мы находимся уже не в классе. Мы перенеслись в ту комнату, где стоят наши вазы с цветами. Прохладное летнее утро. Только что срезанные цветы, пахнущие утренней свежестью, опущены в студёную воду… Солнце непослушными лучами играет лепестками цветков…
- Полумрак. Старая лампа освещает чуть поникшие бутоны цветов. Живительная влага иссякает. Но где-то в глубине ещё борется жизнь…
Почему вы именно так распределили описания? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями).
Молодцы! Видите, как хорошо вы уже разбираетесь в натюрмортах.
в) Скажите, а зачем художнику понадобилось изображать в картине обычные предметы: стакан, яблоко, какой-нибудь старый кувшин?
Художник в своей картине передаёт не просто предметы, но и свои чувства, красоту порой ничем не привлекательных вещей, чтобы другие люди научились всматриваться в них, любоваться ими.
II. а) Мы уже сказали, что натюрморт – это жанр изобразительного искусства, и что художники, работающие в этом жанре, чаще всего изображают плоды, букеты цветов, разные предметы и т.д. Но такие натюрморты, как мы видим сейчас, были не всегда.
Раньше натюрморты не писали вообще, т.к. предметы окружающего мира не вызывали особого интереса. Однако, познавая мир, человек открывал для себя много нового, загадочного, интересного, самые обычные вещи открывали для него свои необычные стороны.
Натюрморт, каким мы видим его сейчас, возник не сразу. Вначале это были лишь отдельные элементы картины.
Своего расцвета натюрморт достигает в работах голландских художников 17в.
б) Голландцы называли свои работы “тихая жизнь”. И действительно, этим картинам очень подходит такое название (П. Клас “Завтрак с рыбой”) или лучше сказать, жизнь застывшая, остановившаяся на мгновение.


П. Клас “Завтрак с рыбой”

Присмотритесь, вода в бокале, луч света, аромат лимона, звон опрокинутой посуды словно застыли на мгновение. Но через миг лучи света будут вновь скользить по стене, обводя своим невидимым взглядом бокалы, начищенные до блеска блюда, и “тихая жизнь” пойдёт своим чередом.
Интересно, что названия у натюрмортов примерно одинаковые: “Завтрак”, “Десерт”, “Рыбы” и т.п.
Были времена, когда к натюрморту относились пренебрежительно и называли “мёртвая натура”. Однако “тихая жизнь” вещей, загадочная, скрытая от посторонних глаз, заинтересовала художников больше. Натюрморты стали писать художники разных стран, в том числе и России.
в) В начале прошлого века натюрморты писал И.И. Машков. С детства он любил рисовать, хотя многим это казалось никчёмным делом. Машков занимался тем, что рисовал вывески для магазинов, торговых лавок. Он нигде этому не учился, и когда однажды учитель рисования спросил уже 18-летнего юношу, хочет ли тот учиться рисованию, Машков ответил: «А разве этому учатся?» После этого Машков решительно стал на путь будущего художника.
Я покажу вам один из его натюрмортов “Ананасы и бананы”.


И. Машков. “Ананасы и бананы”

Присмотритесь, главное здесь – не простое изображение предметов. Давайте представим, что бы мы почувствовали, если бы перед нами на столе лежали эти фрукты. Потрогаем кожуру ананаса, почувствуем аромат только что отрезанного сочного кусочка. Обратим внимание, как художник изображает стеклянный стакан, тарелку…
(Как результат сравнения можно отметить, что рассмотренные натюрморты, голландские и русские, различающиеся временем написания, легки для восприятия, эмоциональны. Художники, мастера своего дела, сумели донести красоту материального мира до зрителя).

III. Итак, мы познакомились сегодня ещё с одним жанром изобразительного искусства (живописи). С каким? (Натюрморт).
Что нового мы узнали?
– Как раньше художники называли натюрморт?
– Зачем стали писать натюрморт? (повторить)
– Понравились ли нам натюрморты и почему?
(Натюрморты дают возможность окунуться в историю, посмотреть, как жили люди в той или иной стране в разное время. Натюрморт говорит нам о чувствах художника, помогает увидеть нам то, что в обыденной жизни может быть не замечено).

Инструктаж.
Итак, сегодня мы будем с вами учиться рисовать натюрморт. Нам нужно постараться к концу занятия завершить нашу работу. Нам понадобятся альбомы, простые карандаши, краски и акварельные карандаши.


1. Расположим лист вертикально и проведём линии, так, как я покажу. Эти линии будут очень важны для нас. Они делят лист на части: верх-низ, лево-право. Верх – это наш будущий задний план, низ – поверхность, на которой мы расположим предметы. Давайте посмотрим, где на листе мы расположим наши предметы, где мы их нарисуем. Покажите ладошкой это место.


2. Теперь мы с вами зафиксируем то место, где будем рисовать, чтобы нам его не потерять. Легко проведём линии.
Но это только контур, а нам надо нарисовать предметы.


3. Рисуем горшочек. Покажем, что он объемный.


4. Нарисуем грушу на переднем плане.


5. Следующий шаг. Аккуратно сотрем все лишние линии. Акварель не любит ластик. Основа натюрморта готова.


6. Этапы 6 - 12 – работа в цвете. Затонируем фон.


7. Наносим тон на горшок. Покажем самые светлые места – блики света.


8. Аналогично наносим тон на грушу. Делаем акцент на блики.
Загрузка...
Top