Пропадала ли хюррем по истории. Названы настоящие причины смерти хюррем султан

Кто такая Роксолана? 15-летняя девушка, которую делали героиней песен, стихов и романов. Ею восхищались, удивляясь тому, как внезапно она взошла к вершине власти, покорив сердце самого могущественного султана в истории Османской империи.

Но сколько секретов окружает Роксолану? Оказывается, историки до сих пор не могут дать точные и однозначные ответы даже на самые простые вопросы, теряясь в бесчисленных догадках.

И сегодня мы рассмотрим те вопросы, которые чаще всего волнуют исследователей жизненного пути Хюррем Хасеки-султан.

Как же ее звали?

Сам султан Сулейман называл свою любимицу Хюррем, что в переводе означает "смеющаяся". Этот факт никто не оспаривает, но вот по поводу настоящего имени Роксоланы историки к согласию не пришли.

Есть версия, что Роксолана - это похищенная дочь священника из городка Рогатин Ивано-Франковской области, что в Украине. И зовут ее Анастасия Лисовская. Но документального подтверждения этой версии нет.

Другая версия говорит о том, что Роксолана была внебрачным ребенком из рода польских королей. В защиту этой версии говорит тот факт, что татары относились к пленнице с большим почтением, не связывали ей руки и везли верхом на лошади, а не заставляли идти пешком. Вероятно, понимали ценность девушки.

Известно, что, попав в гарем, Роксолана уже владела несколькими иностранными языками. К тому же она увлекалась чтением исторических и философских трудов. Могла ли дочь простого православного священника похвастаться подобными знаниями в то время? Большой вопрос.

Умница и красавица?

Современники Роксоланы не особо лестно отзывались о ее внешности. По описаниям венецианского посла, женщина была низкорослой, худощавой и некрасивой. Вместе с тем, дипломат отмечал ее хорошие манеры и тонкий ум.

Но если Роксолана не отличалась особой красотой, то как она смогла покорить сердце султана, окруженного самыми красивыми женщинами? Современники отмечали, что Хюррем отличалась веселым нравом. В то время когда остальные наложницы заливались слезами, жалуясь на судьбу, Роксолана смеялась назло всем.

Необычная девушка привлекла внимание Сулеймана. А когда после проведенной у султана ночи в подарок девушка попросила не драгоценности, а разрешение посещать библиотеку, правитель удивился ее уму и стал проводить с Хюррем больше времени. Скоро он перестал посещать гарем, отдав свое сердце единственной женщине.

Со временем Роксолана стала активно участвовать в политической жизни страны: принимала заграничных послов, реализовывала грамотные финансовые реформы...

К власти по трупам?

До Роксоланы у султана Сулеймана уже была официальная жена Гюльбахар, родившая ему наследника Мустафу. По тогдашним обычаям престолонаследником становился старший сын, а остальных казнили, дабы избежать распрей и бунтов.

Хюррем, родившая правителю 4 сыновей и дочь, хотела отвести беду от своих детей во что бы то ни стало. Поэтому она делала всё, чтобы очернить Мустафу в глазах султана Сулеймана. В итоге наследника обвинили в заговоре против отца и казнили. Была ли в этом деле замешана Роксолана, доказать никому не удалось.

Вот такие загадки ушли вместе с Роксоланой. Но турецкий народ навсегда запомнил свою великую султаншу, жену мудрого султана Сулеймана, которая за годы правления сделала много хороших дел для страны. Она закрыла рынок невольников на главной площади, создала больницы и школы доступными для бедняков, открыла множество благотворительных заведений.

Роксолана – королева Востока. Все тайны и загадки биографии

Сведения о происхождении Роксоланы, или Хюр-рем, – как ее называл возлюбленный султан Сулейман Великолепный, противоречивы. Потому что документальные источники и письменные свидетельства, рассказывающие о жизни Хюррем до ее появления в гареме, отсутствуют.

О происхождении этой великой женщины нам известно из легенд, литературных сочинений и донесений дипломатов при дворе султана Сулеймана. При этом практически все литературные источники упоминают о ее славянском (русинском) происхождении.

«Роксолана, она же Хюррем (согласно историко-литературной традиции, имя при рождении – Анастасия или Александра Гавриловна Лисовская; точный год рождения неизвестен, умерла 18 апреля 1558 года) – наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, мать султана Селима II», – сообщает Википедия.

Первые подробности о ранних годах жизни Роксоланы-Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке, тогда как жила эта удивительная женщина в XVI веке.

Пленница. Художник Ян Баптист Гюисманс

Следовательно, верить подобным «историческим» источникам, возникшим через столетия, можно лишь в силу своего воображения.

Похищение татарами

Согласно некоторым авторам, прообразом Роксоланы стала украинская девушка Настя Лисовская, которая родилась в 1505 году в семье священника Гаврилы Лисовского в Рогатине – небольшом городке на Западной Украине. В XVI ст. этот городок был частью Речи Посполитой, которая в то время страдала от опустошающих набегов крымских татар. Летом 1520 года, в ночь нападения на поселение юная дочь священника попала на глаза татарским захватчикам. Причем, у некоторых авторов, скажем, у Н. Лазорского, девушку похищают в день свадьбы. Тогда как у других – она еще не достигла возраста невесты, а была подростком. В сериале «Великолепный век» также показывают жениха Роксоланы – художника Луку.

После похищения девушка попала на невольничий рынок Стамбула, где и была продана, а затем подарена в гарем османского султана Сулеймана. Сулейман тогда был наследным принцем и занимал государственный пост в Манисе. Историки не исключают, что девушка была подарена 25-летнему Сулейману в качестве подарка по случаю восшествия на престол (после смерти 22 сентября 1520 г. его отца Селима I). Попав в гарем, Роксолана получила имя Хюррем, что в переводе с персидского означает «веселая, смеющаяся, дарящая радость».

Как возникло имя: Роксолана

Согласно польской литературной традиции, настоящее имя героини было Александра, она являлась дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (Ивано-Франковская область). В украинской литературе XIX века ее именуют Анастасией из Рогатина. Эта версия красочно изложена в романе Павло Загребельного «Роксолана». Тогда как по версии другого писателя – Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская», девушка была родом из Чемеровец (Хмельницкая область). В те давние времена, когда там могла родиться будущая Хюррем Султан, оба города находились на территории Королевства Польского.

В Европе Хюррем стала известна как Роксолана. Причем это имя было в буквальном смысле изобретено Огьером Гизелином де Бусбеком, гамбургским послом в Османской империи и сочинителем латиноязычных «Турецких записок». В своем литературном труде он, основываясь на том, что Хюррем происходила с территории проживания племени роксоланов или аланов, назвал ее Роксоланой.

Свадьба султана Сулеймана и Хюррем

Из рассказов автора «Турецких писем» австрийского посла Бусбека мы узнали многие подробности из жизни Роксоланы. Можно сказать, что благодаря ему мы узнали о самом ее существовании, ибо имя женщины могло легко затеряться в веках.

В одном из писем Бусбек сообщает следующее: «Султан настолько любил Хюррем, что в нарушение всех дворцовых и династических правил заключил брак по турецкой традиции и подготовил приданое».

Один из портретов Роксоланы-Хюррем

Произошло это знаменательное во всех отношениях событие приблизительно в 1530 году. Англичанин Джордж Янг описывал это как чудо: «На этой неделе здесь произошло событие, какого не знает вся история здешних султанов. Великий повелитель Сулейман в качестве императрицы взял рабыню из России по имени Роксолана, что было отмечено празднеством великим. Церемония бракосочетания проходила во дворце, чему посвящались пиршества размаха невиданного. Улицы города по ночам залиты светом и всюду веселятся люди. Дома увешаны гирляндами цветов, всюду установлены качели, и народ качается на них часами. На старом ипподроме построили большие трибуны с местами и позолоченной решеткой для императрицы и ее придворных. Роксолана с приближенными дамами наблюдала оттуда за турниром, в котором участвовали христианские и мусульманские рыцари; пред трибуной проходили выступления музыкантов, проводили диких зверей, включая диковинных жирафов с такими длинными шеями, что они доставали до неба… Об этой свадьбе много ходит разных толков, но никто не может объяснить, что все это может значить».

Нужно указать, что в некоторых источниках говорится, что эта свадьба состоялась только после смерти валиде-султан, матери султана Сулеймана Великолепного. А валиде-султан Хафса Хатун умерла в 1534 году.

В 1555 году Стамбул посетил Ганс Дерншвам, в своих путевых заметках он написал следующее: «Сулейман больше других наложниц полюбил эту девушку с русскими корнями, из неизвестной семьи. Хюррем же смогла получить документ о свободе и стать его законной женой во дворце. Помимо султана Сулеймана Великолепного, нет в истории падишаха, который бы настолько прислушивался к мнению своей жены. Что бы она ни пожелала, он тут же исполнял».

Роксолана-Хюррем была единственной женщиной в султанском гареме, имеющей официальный титул – султанша Хасеки, и султан Сулейман разделял с ней свою власть. Она заставила султана навсегда забыть о гареме. Вся Европа хотела знать подробности о женщине, которая на одном из приемов во дворце в платье из золотой парчи поднялась с султаном на трон с открытым лицом!

Дети Хюррем, рожденные в любви

Хюррем родила султану 6 детей.

Сыновья:

Мехмед (1521–1543)

Абдулла (1523–1526)

Дочь:

Из всех сыновей Сулеймана I Великолепного отца-султана пережил только Селим. Остальные погибли ранее в ходе борьбы за трон (кроме Мехмеда, который умер в 1543 году от оспы).

Хюррем и Сулейман писали друг другу письма, полные страстных признаний в любви

Селим стал наследником престола. После смерти матери в 1558 г. другой сын Сулеймана и Роксоланы – Баязид – поднял мятеж (1559 г.) Он был разбит войсками отца в сражении при Конье в мае 1559 г. и попытался укрыться в сефевидском Иране, но шах Тахмасп I выдал его отцу за 400 тысяч золотых, и Баязид был казнен (1561 г.). Были убиты также пятеро сыновей Баязида (младшему из них было всего три года).

Письмо Хюррем своему повелителю

Письмо Хюррем султану Сулейману было написано, когда он был в походе на Венгрию. Но подобных трогательных писем между ними было множество.

«Душа моей души, мой повелитель! Привет тому, кто поднимает утренний ветерок; молитва к тому, кто дарует сладость устам влюбленным; хвала тому, кто полнит жаром голос возлюбленных; почтение тому, кто обжигает, точно слова страсти; безграничная преданность тому, кто осиян пречистой светлостью, как лица и главы вознесенных; тому, кто является гиацинтом в образе тюльпана, надушенный ароматом верности; слава тому, кто перед войском держит знамя победы; тому, чей клич: «Аллах! Аллах!» – услышан на небе; его величеству моему падишаху. Да поможет ему Бог! – передаем диво Наивысшего Повелителя и беседы Вечности. Просветленной совести, которая украшает мое сознание и пребывает сокровищем света моего счастья и моих опечаленных очей; тому, кто знает мои сокровеннейшие тайны; покою моего изболевшегося сердца и умиротворению моей израненной груди; тому, кто является султаном на престоле моего сердца и в свете очей моего счастья, – поклоняется ему вечная рабыня, преданная, со ста тысячами ожогов на душе. Если вы, мой повелитель, мое высочайшее райское древо, хотя бы на мгновение изволите подумать или спросить об этой вашей сиротинке, знайте, что все, кроме нее, пребывают под шатром милости Всемилостивого. Ибо в тот день, когда неверное небо всеохватной болью учинило надо мной насилие и в мою душу, несмотря на эти бедные слезы, вонзило многочисленные мечи разлуки, в тот судный день, когда у меня было отнято вечное благоухание райских цветов, мой мир превратился в небытие, мое здоровье в недуг, а моя жизнь в погибель. От моих беспрерывных вздохов, рыданий и мучительных криков, не утихающих ни днем, ни ночью, души людские преисполнились огнем. Может, смилуется творец и, отозвавшись на мою тоску, снова вернет мне вас, сокровище моей жизни, чтобы спасти меня от нынешнего отчуждения и забвения. Да сбудется это, о властитель мой! День мне в ночь обернулся, о тоскующая луна! Мой повелитель, свет очей моих, нет ночи, которая бы не испепелялась от моих горячих вздохов, нет вечера, когда бы не долетали до небес мои громкие рыдания и моя тоска по вашему солнечному лику. День мне в ночь обернулся, о тоскующая луна!»

Модница Роксолана на полотнах художников

Роксолана, она же Хюррем Султан во многих сферах дворцовой жизни являлась первооткрывательницей. К примеру, эта женщина стала законодательницей новой дворцовой моды, заставив портных шить для себя и близких одежду свободного покроя и необычные накидки. Обожала она и всякие изысканные украшения, часть из которых собственноручно изготовил султан Сулейман, тогда как другой частью драгоценностей были покупки или подарки послов.

О нарядах и предпочтениях Хюррем мы можем судить по картинам знаменитых художников, пытавшихся как восстановить ее портрет, так и воссоздать наряды той эпохи. К примеру, на картине Якопо Тинторетто (1518 или 1519–1594), живописца венецианской школы позднего Ренессанса, Хюррем изображена в платье с длинным рукавом, с отложным воротником и накидкой.

Портрет Хюррем, хранящийся в музее дворца Топкапы

Жизнь и возвышение Роксоланы так взволновали творческих современников, что даже великий живописец Тициан (1490–1576), чьим учеником, между прочим, был Тинторетто, написал портрет знаменитой султанши. Картина Тициана, написанная в 1550-е годы, называется La Sultana Rossa , то есть, русская султанша. Ныне этот шедевр Тициана хранится в Музее художественного и циркового искусства братьев Ринглинг в г. Сарасота (США, штат Флорида); в музее собраны уникальные произведения живописи и скульптуры времен средневековья Западной Европы.

Другим художником, жившим в то время и имевшим отношение к Турции, стал крупный немецкий художник из Флембурга Мельхиор Лорис. Он прибыл в Стамбул в составе австрийского посольства Бусбека к султану Сулейману Кануни, и пробыл в столице Османской империи четыре с половиной года. Художник сделал много портретов и бытовых зарисовок, но, по всей вероятности, его портрет Роксоланы не мог быть сделан с натуры. Мельхиор Лорис изобразил славянскую героиню немного полноватой, с розой в руке, с накидкой на голове, украшенной драгоценными камнями и с волосами, уложенными в косу.

О невиданных нарядах османской королевы красочно рассказывали не только живописные холсты, но и книги. Яркие описания гардероба супруги Сулеймана Великолепного можно найти в знаменитой книге П. Загребельного «Роксолана».

Известно, что Сулейман сочинил небольшое стихотворение, которое имеет прямое отношение к гардеробу любимой. В представлении влюбленного платье его любимой выглядит так:

Повторял я множество раз:

Сшейте моей любимой платье.

Сделайте из солнца верх, подкладкой поставьте месяц,

Из белых облаков нащипайте пуху, нитки ссучите

из морской синевы,

Пришейте пуговицы из звезд, а из меня сделайте петли!

Просвещенная правительница

Хюррем Султан сумела проявить свой ум не только в любовных перипетиях, но и в общении с равными себе по положению людьми. Она покровительствовала деятелям искусства, переписывалась с правителями Польши, Венеции, Персии. Известно, что она вела переписку с королевами и сестрой персидского шаха. А для персидского принца Элькаса Мирзы, укрывавшегося в Османской империи от недругов, она своими руками сшила шелковую рубашку и жилет, продемонстрировав тем самым щедрую материнскую любовь, которая должна была вызвать и благодарность, и доверие принца.

Хюррем Хасеки Султан даже принимала зарубежных посланников, переписывалась с влиятельными вельможами того времени.

Сохранились исторические сведения о том, что ряд современников Хюррем, в частности Sehname-i Al-i Osman, Sehname-i Humayun и Taliki-zade el-Fenari представили очень лестный портрет супруги Сулеймана, как женщины почитаемой «за ее многочисленные благотворительные пожертвования, за ее покровительство учащимся и уважение к ученым мужам, знатокам религии, а так же за приобретение ею редких и прекрасных вещей».

Современники считали, что Хюррем околдовала Сулеймана

Она претворяла в жизнь масштабные благотворительные проекты. Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. K?lliye Hasseki Hurrem). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii) и Сулеймание (тур. S?leymanie).

К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюр-рем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari), а также две большие общественные бани в Стамбуле.

Миф о том, что Сулейман любил ведьму

Взаимная любовь правящих супругов вызывала не только зависть и недоумение, но и многочисленные пересуды. Посланник Габсбургов отмечал: «Единственным изъяном в характере Сулеймана является его чрезмерная преданность жене».

Некий Зара писал по этому поводу: «Он так ее любит и так ей верен, что все только диву даются и твердят, что она его заворожила, за что и зовут ее не иначе, как жади , или ведьма. По этой причине военные и судьи ненавидят ее саму, и ее детей, но, видя любовь к ней султана, роптать не смеют. Я сам много раз слышал, как кругом клянут ее и ее детей, а вот о первой жене и ее детях отзываются добром».

Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана. Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесен и в западную историографию.

А соперницу в мешок…

Венецианский посол Пьетро Брагадин описал такой случай. Некий санджак-бей подарил султану и его матери по красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде-султан, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, ибо присутствие даже одной наложницы во дворце делало Хасеки Хюррем несчастной.

То ли как легенда, то ли как правдивая история, писателями описан случай расправы Сулеймана над наложницей. Говорят, что однажды после ссоры султан изменил Хюррем, проведя ночь с одалиской из гарема. О чем немедленно узнала Хасеки Хюррем. Она горько плакала и отказывалась разговаривать с султаном. Узнав, что возлюбленная рыдала, султан, мучимый угрызениями совести, приказал зашить одалиску в кожаный мешок и утопить в Босфоре. Приказ султана выполнили.

Козни, приписываемые Хюррем

Хасеки Хюррем сыграла важную роль в устранении и сына Махидевран – старшего наследного принца Мустафы, и своего злейшего врага – великого визиря Ибрагима-паши свою незавидную, роковую роль. Она приняла участие в возведении мужа своей дочери Михримах – Рустема-паши в должность великого визиря. Известны ее усилия по возведению на трон своего сына Баязида. Хюр-рем сильно горевала по поводу гибели двух своих сыновей, Мехмеда и Джангира, в молодом возрасте.

Роксолана-Хюррем на венецианской гравюре

Последние годы жизни она провела в болезнях до своей кончины в 1558 году.

Миф последнего времени: ватиканский след

Недавно в СМИ представили совершенно новый ответ на вопрос: кто такая Хюррем Султан, и где ее родина? И документы нашлись не где-нибудь, а якобы в секретных архивах Ватикана. Согласно этим бумагам, Хюррем вовсе не дочь бедного приходского священника из Ивано-Франковского прихода.

Некий доктор исторических наук Ринальдо Мармара искал вовсе не родословную Хюррем Султан, однако главной его сенсационной находкой стало именно это. Во время составлением каталога для книги об истории дипломатических отношений между Османской империей и Ватиканом, д-р наткнулся на документы, подтверждающие, что Папа Римский Александр VII (1599–1667) и султан Мехмед IV (1648–1687) были родственниками.

Приступив к детальному изучению генеалогического древа Папы, выяснились следующие факты. Пираты Османской империи в пригороде итальянского города Сиены нападают на замок, принадлежащий знатному и богатому роду Марсили. Замок разграблен и сожжен дотла, а дочь владелицы замка – красивую девочку везут в султанский дворец.

В генеалогическом древе семьи Марсили указано: мать – Ханна Марсили (Marsili).

Первая ветвь – ее сын Леонардо Марсили. От него идут ветви: Чезаро Марсили, Алессандро Марсили, Лаура Марсили и Фабио Киджи.

Еще точнее – Лаура Марсили выходит замуж за представителя рода Киджи, и их сын – Фабио Киджи, рожденный в Сиене в 1599 году, становится в 1655 году Папой Римским и принимает имя Александр VII.

Вторая ветвь – дочь Ханны Марсили – Маргарита Марсили (Ла Роза, прозванная так за огненно-красный цвет волос… и вновь непонятно: кому же принадлежат черные волосы на портрете Хю во дворце Топкапы). От брака с султаном Сулейманом у нее были сыновья – Селим, Ибрагим, Мехмед. Селим взошел на престол как XI правитель Османской империи.

Согласно такому раскладу, Хюррем в девичестве звали Маргарита, а не Анастасия или Александра Лисовская.

Но где гарантия, что найденные документы подлинные, не сфальсифицированные? Не вымысел венецианских послов, заложивших фальшивку в исторические бумаги? Не сплетня, перенесенная в дипломатическую переписку XVI или даже позже, скажем, XVII века? Ведь проверить этот факт – о происхождении женщины, жившей в гареме султана под именем Рокосланы-Хюррем не представлялось возможным. И вряд ли сама повелительница османов указывала в письмах к высоким особам, с которыми она вела дипломатическую и светскую переписку, подробности о своем детстве или юности. Зачем ей выдавать подробности о себе – той, которой она уже не была и никогда не будет?!

Журналисты, тиражирующие новость об итальянском происхождении Хюррем, утверждают, что генеалогическое дерево семьи османских падишахов и знатной семьи Марсили прослеживается вплоть до правителя Османской империи Мехмеда IV по прозвищу Охотник, и документ этот подписан самим Мехмедом и скреплен его печатью. И еще – будто бы подлинность документа подтвердил сам нынешний папа Бартоломей. Только вот никакого папы Бартоломея – когда появилась эта шокирующая новость – в Ватикане нет, потому что там восседал тогда Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер).

А вместе с этим новым «заблуждением» настоящий исследователь может обнаружить и другие несуразности, которые – одну за одной – раскрывает Софья Бенуа, автор популярной книги «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана».

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

С ВОСТОКА - НА ЗАПАД Географическое положение плодородных долин Восточного Китая во многом определяет его многовековую изоляцию. От остальной территории Азии эти долины отделяют горные системы, высокогорные пустыни, суровая тайга с севера и непроходимые дикие джунгли

Из книги Большая книга афоризмов автора

Мемуары и биографии См. также «Память», «Прошлое» Если вы думаете, что в прошлом уже ничего нельзя изменить, значит, вы еще не начали писать свои мемуары. Торвальд Галин Мемуары нередко повествуют о жизни, которую мемуарист хотел бы прожить. Лешек Кумор Описание жизни

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Биографии Хорошо написанная биография так же редка, как и хорошо прожитая жизнь. Томас Карлейль (1795–1881), английский историк В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли. Василий Ключевский (1841–1911), историк Если бы, скажем,

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора Душенко Константин Васильевич

МАРГАРИТА ВАЛУА (1553–1615), королева Наварры, первая жена короля Франции Генриха IV, известная под именем «королева Марго» Господь в своем творении начал с меньшего и несовершенного, а кончил большим и совершенным. Он создал мужчину после других тварей, женщину же сотворил

Из книги 100 Великих Феноменов автора Непомнящий Николай Николаевич

Сен-Жермен, человек без биографии (По материалам А. Сидоренко)Никто точно не знал, где и когда сиятельный граф родился, что позволяло ему с лёгкостью рассказывать о своих встречах со знаменитостями, умершими сотни, а то и тысячи лет назад. Граф прекрасно владел немецким,

Роксолана (ок. 1506 - ок. 1558) Любимая жена султана Сулеймана I Великолепного. Рабыня, ставшая законной супругой Сулеймана благодаря своей красоте, уму и хитрости. * * *Слава и гордость Турции, гроза и ужас Южной и Юго-Восточной Европы Сулейман I принадлежит к числу тех

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Сулейман I и Роксолана Во время правления султана Сулеймана I - с 1520 по 1566 год - Османская империя достигла наивысшей точки расцвета. На протяжении двух последних десятилетий Сулейман находился под влиянием своей фаворитки, ставшей широко известной европейцам как Ла

Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ОГНИ ВОСТОКА Ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный сатирический журнал. Издавался в Уфе в 1926 г. Печатался на 32 стр., с одноцветными иллюстрациями и фотографиями. Тираж - 6 тыс. экз. Вышло 4 номера. Ответственный редактор - Д. А. Лебедев.В первом номере

Из книги 100 великих тайн космонавтики автора Славин Станислав Николаевич

ЗВЕЗДА ВОСТОКА Литературно-художественный журнал писателей Узбекистана. Основан в 1932 году (первоначально под названием «Советская литература народов Средней Азии», затем «Литературный Узбекистан», «Литература и искусство Узбекистана» и с 1946 года под нынешним

Из книги 100 великих тайн Вселенной автора Бернацкий Анатолий

От «Востока» к «Восходу» Вслед за Ю. Гагариным в полет отправились Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и В. Терешкова. Каждый полет должен был хоть чем-то отличаться от предыдущего, демонстрировать преимущество космонавтики над астронавтикой. С. П. Королев и

Из книги В мире занимательных фактов автора Земляной Б

Тайны и загадки Луны Луна всегда притягивала взор человека. О ночном светиле, медленно плывущем по темному небосводу, слагали песни, стихи, легенды. И одновременно с ней связывали немало таинственных явлений как в жизни человека, так и в целом в природе.Но прошли столетия,

Из книги автора

БИОГРАФИИ ИСКОПАЕМЫХ Самым распространенным металлом в земной коре является алюминий. В недрах земли его содержится восемь процентов, в то время как золота - всего 5 миллионных частей процента. Однако люди долго не знали алюминия: первый слиток его был выплавлен во

Любой голливудский сценарий меркнет в сравнении с жизненной дорогой Роксоланы , ставшей самой влиятельной женщиной в истории великой империи. Её полномочия, вопреки турецким законам и исламским канонам, могли сравниться лишь с возможностями самого султана. Роксолана стала не просто женой, она была соправительницей; к её мнению не прислушивались - оно единственное было правильно, законно…

Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина — небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар.

Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.

Сначала пленница попала в Крым — это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. В большинстве источников написано,что пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

«Giovane, ma non bella» («молода, но некрасива»), - рассказывали о ней венецианские вельможи в 1526 году, однако «грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде,не называл Роксолану красавицей.

В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин — его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки,легенда гласит,что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.

В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке.

Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель.
"Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто — "украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии".

Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом - мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола.

Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.

Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных.

Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.

Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.

Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.

Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.

В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана,имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном,в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» - уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.

Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего которую ждало жестокое наказание. Часто - смерть.

Девушки новобранцы - аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема,и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.

Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака — что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен.

И в тот же вечер Хуррем получила платок султана - знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного — права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги.

Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.

«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.

Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.

Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.

Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны - главной (а фактически — eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».

Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.

Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.

Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа — старший сын первой жены падишаха,черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора.

Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет! Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы — сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.

Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном — это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения.

Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!

Интриганка хорошо знала, куда и как ударить — мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!

Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.

Оставались только Мустафа и его братья — они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть. Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей. Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.

Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе — мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. По странному стечению обстоятельств валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца после указанного разговора...

Султанша же повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни. Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.

Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.

Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет — с 1566 по 1574 год — и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком. Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница.

Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться,но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню.

Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города. Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории.

Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница.

Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы. Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

В XVI веке Русь подвергалась постоянным набегам татар – горели города, рыдали над свежими курганами вдовы и сироты, а по Дороге Слез уходили в далекий Стамбул закованные в цепи славянские красавицы. Всех их ждала печальная участь – быть проданными на невольничьем рынке.

Славянская звезда на османском небосводе

Анастасии Лисовской было всего 14 лет, когда ее увели в полон. Юная дочь священника из города Рогатина и представить себе не могла, что отныне ее жизнь никогда уже не станет прежней. Изменится быт, положение в обществе, окружение и сама вера. Что придется ей пройти долгий и тяжелый путь, оставив на память потомкам миллион легенд и сплетен, да здание мечети Хюррем Султан – одного из лучших украшений Стамбула, названного в ее честь.

По турецким меркам она была не слишком хороша собой – худая и рыжая, с зелеными глазами и задорно вздернутым носиком. Но таилась, видимо, в ней какая-то особая прелесть, которую смог разглядеть не самый последний человек в государстве – великий визирь Рустем Паша. Именно он купил тщедушную славяночку.




Сложно сказать, какие планы были у царедворца изначально, но лично «заняться» новой рабыней визирь не пожелал. Примерно через год она была подарена наследнику престола, будущему султану Сулейману, который слыл человеком просвещенным и образованным, умеющим ценить изысканность и красоту.

Неизвестно, как именно Анастасия Лисовская, получившая за веселый, неунывающий нрав прозвище Хюррем (смеющаяся), смогла впервые привлечь внимание правителя. Но факт налицо – девушка умудрилась не затеряться в гареме среди нескольких сотен наложниц. Даже недоброжелатели вынуждены признать величайшую роль этой женщины в истории империи, с первых дней знакомства с до самой смерти Хюррем Султан, причина которой до сих пор овеяна слухами и легендами.

Хюррем Султан – биография рабыни и госпожи

В гареме жизнь подчинялась своим законам. Самыми влиятельными «дамами» были Хафса Хатун, мать Сулеймана, и его валиде Махидевран, мать наследника престола Мустафы. Для остальных наложниц и рабынь эти женщины являлись царицами и богинями, державшими в своих руках нити жизни и смерти.

Юная Хюррем довольно быстро перестала грустить о том, чего нельзя поправить. Будучи девушкой умной и способной, она тратила время не на сплетни и скандалы, как многие другие обитательницы гарема, а на свое образование.

Она изучала языки, проводила много времени в библиотеке, постигала искусство танца. Поэтому при первой встрече смогла не столько покорить Сулеймана изощренностью в любовных утехах (откуда бы она взялась у молоденькой девственницы?), сколько удивить и заинтриговать своими обширными познаниями.

И свершилось чудо! Настоящий османский мужчина, воин и правитель попал под удивительное обаяние женщины, почти девочки, с которой ему было просто интересно общаться. Хюррем посвящала своему султану стихи, обсуждала сочинения европейских философов и даже имела дерзость высказывать собственное мнение по политическим вопросам. По сути, биография Хюррем Султан – лишнее подтверждение тому, что счастье дается лишь смелым!




О своих «женских» обязанностях наложница правителя тоже не забывала, за последующие десять лет она родила Сулейману пятерых сыновей и дочь. То, что при этом Хюррем оставалась во дворце, само по себе казалось невероятным, обычно невольница, произведя на свет ребенка, отлучалась от ложа господина. Но султан уже не мог обходиться без своей «славянской звезды».

В 1533 году Хюррем добилась того, чтобы ее единственная соперница, валиде Махидевран, с сыном Мустафой была сослана в отдаленную провинцию. Еще через год умерла мать султана. И девушка, которую европейские послы называли Роксоланой, подчеркивая ее славянское происхождение, совершила невозможное. Наложница, купленная на невольничьем рынке, стала официальной женой Султана Сулеймана!

Конечно, на пути к вершине она много интриговала, устраняя явных и тайных врагов чужими руками. Но параллельно Роксолана строила бани и приюты, раздавала милостыню и помогала обездоленным. Одним из первых деяний новой валиде стало разрушение невольничьего рынка, на котором раньше продавали женщин.

На этом месте была воздвигнута Мечеть Хюррем Султан, первый религиозный комплекс, построенный в Стамбуле женщиной. Впрочем, она и не такие стереотипы ломала, ведь Сулейман советовался со своей «хасеки» по любым вопросам и даже позволял ей принимать от его имени иностранных послов. Более того – появляться перед ними с открытым лицом!

Хюррем Султан – причина смерти и ее последствия

Роксолана умерла далеко не юной, ей было уже 53 года. Но Сулейман до последних дней не желал и помыслить о других женщинах, Хюррем оставалась его единственной возлюбленной. Чтобы не огорчать свою жену, султан даже распустил гарем.

Конечно, Хюррем мешала очень многим, включая некоторых иностранных правителей, ведь ее влияние на супруга было воистину огромно. Известно, что «сгорела» она от болезни буквально в одночасье. Мог ли быть тому причиной чей-то злобный умысел? Не исключено. Но эту правду уже никто никогда не узнает.

По официальной версии, хасеки случайно простудилась, лекари оказались бессильны, горячка выпила все ее силы за считанные часы. Безутешный Сулейман повелел построить для своей жены шикарную усыпальницу. Прощаясь с любимой, он в последний раз подтвердил, как много она значила в его жизни: «Нет со мной твоих рук – нет во мне твоего света, остался только океан слез по моей Хюррем».

Хюрре́м Хасеки́-султа́н (осман. خرم حسکي سلطان ‎, тур. Hürrem Haseki Sultan , в Европе известная как Роксола́на (лат. Roxolana ); настоящее имя неизвестно, согласно литературной традиции, имя при рождении Анастаси́я или Алекса́ндра Гаври́ловна Лисо́вская ; ок. или ок. - 15 или 18 апреля ) - наложница , а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного , хасеки , мать султана Селима II .

Происхождение

Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем в литературных сочинениях возникли легенды о её происхождении .

Факты

Сведения о происхождении Хюррем разрозненны и противоречивы.

Современные источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении :

  • “donna di nazion russa” (Bragadino);
  • “ ... di nazione russa” (Navagero);
  • “Sultana, ch’è di Russia” (Trevisano).

Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621-1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области , Украина) .

Легенды

Подробности или детали раннего периода жизни и происхождения Хюррем появляются в литературе XIX века.

Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского , служившего в местной церкви Святого Духа . . В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией , эту версию приняли некоторые советские историки .

Галина Ермоленко, со ссылкой на Михаила Орлича ,сообщает о старой буковинской народной песне, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька , похищенной крымскими татарами и проданной в султанский гарем . Михаил Орлич слышал эту песню от бабушки. Так же он слышал от бабушки, что «будто на свадьбу Насти и Сулеймана ездила в сопровождении казацкой свиты и Настина мать и другие сказки.» .

Ирина Кныш называет «старой народной» песню, которая на самом деле является изменённым куском поэмы Маврикия Гославского «Поділля» (1827 г.):
«До найновіших часій зберігав український нарід пісню:
А тая ж то Роксоляна,
Що то трясла Сходом,
Була наша попадянка,
З Рогатина родом .
Цю народну пісню поляки переробили на своє:
A oważ to Roksolanka,
Co to trzesła calim Wschodem,
Była nasza Podolanka
Z Czemerowiec rodem» .

Аналогичную ошибку допускает и Орлич .

Можно только гадать, насколько первичны «старые народные» песни про Роксолану и датируются ли они сроками ранее 1880 года, когда имя Анастасия Лисовская появилось у Михаила Орловского в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1880 год) . Во всяком случае Владимир Грабовецкий утверждает, что при поисках в архивах в галицких городских и земских актовых книгах не обнаружил даже упоминания рода Лисовских до середины XVI века .

Михаил Орловский, вслед за Маврикием Гославским , пишет, что она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области)

Жена султана

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран , мать шехзаде Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Наваджеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» .

В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворце. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Султан . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед . В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдалла, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .

В 1534 году умерла валиде-султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша , ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Вскоре после возвращения из поездки в Эдирне , 15 или 18 апреля 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей проекта архитектора Мимара Синана . Мавзолей Хюррем Хасеки Султан (тур. Haseki Hürrem Sultan Türbesi ) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада , а также с нанесенными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера . Усыпальница Роксоланы находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Внутри гробницы Хюррем вероятно находится гроб Ханым Султан, дочери Хатидже Султан , сестры Сулеймана.

Дети

Хюррем родила султану шесть детей :

Джихангир, слабый здоровьем от рождения, умер в 1553 году вскоре после казни Мустафы . Существует легенда, что Джихангир умер от тоски по своему брату. По этой же легенде именно Хюррем, плетя интриги против Мустафы, спровоцировала его смерть: настроила отца против сына, чтобы престол достался её сыну. По приказу Сулеймана I Мустафу задушили .

Баязид после неудачной попытки убить Селима вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии , стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Позже султан Сулейман I заключил с Персией мир и договорился с персидским шахом Тахмаспом I , что за 400 000 золотых монет соратников Баязида убьют, а его самого вместе с четырьмя сыновьями отдадут посланникам султана. Смертный приговор, который вынес Сулейман своему сыну Баязиду, был исполнен 25 сентября 1561 года . Младшего сына Баязида казнили в Бурсе.

Роль в истории

Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца . Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их . Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана . Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

Роль в культуре

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. Külliye Hasseki Hurrem ). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari ), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii ) и Сулеймание (тур. Süleymanie ). К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari ), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах) .

В произведениях искусства

Литература

  • поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуил Твардовский , 1633)
  • поэма «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» (Нестор Кукольник , 1835)
  • повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Михаил Орловский, 1880)
  • историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869)
  • исторический труд украинского востоковеда Агафангела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц, 1924
  • повесть (Осип Назарук , 1930)
  • короткий рассказ «Тень Стервятника » (Роберт Говард , 1934); в рассказе Роксолана лишь упоминается, однако главным действующим лицом является вымышленный персонаж, Рыжая Соня , по сюжету являющаяся сестрой Роксоланы
  • короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий , 1937)
  • роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942)
  • роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари , 1949)
  • роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965)
  • штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966)
  • повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968)
  • поэма «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта , 1971)
  • роман «Роксолана» (Павел Загребельный , 1980)
  • роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003)
  • роман «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана» (Софья Бенуа, 2013; богато иллюстрированное издание)
  • роман «Гарем» (Бертрис Смолл, 1978)

Кино

  • телесериал «Роксолана » (Украина, 1996-2003) - экранизация повести Осипа Назарука, в роли Роксоланы - Ольга Сумская
  • телесериал «Хюррем Султан» (Турция, 2003), в роли Роксоланы-Хюррем - Гюльбен Эрген
  • псевдодокументальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины » (Украина, 2008)
  • телесериал «Великолепный век » (Турция, 2011-2014), в роли Роксоланы-Хюррем - Мерьем Узерли , с 103 серии - Вахиде Гёрдюм (Перчин)

Театр

  • пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар , 1761)
  • спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко (Украина) - постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы - Люся Давидко
  • спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина, 1988), в роли Роксоланы - Александра Копытина

Музыка

О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:

  • «63 Симфония» (Йозеф Гайдн , 1779-1781)
  • опера «Роксоляна» (Денис Сичинский , 1908-1909)
  • балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодалли, хореогр. Ойтун Турфанда, 1976)
  • песня «Роксолана» (слов. Степан Галябарда , муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай , 1990)
  • опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» (Александр Костин , либр. Борис Чип, 1995)
  • рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000)
  • балет «Роксолана» (реж.-хореогр. Дмитрий Акимов, 2009)
Загрузка...
Top