Программа кружка "художественное слово". Рабочая программа литературного кружка "в гостях у мудрой книги"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа литературно-поэтического кружка «Художественное слово» составлена на основе:

    Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основного общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования 2012 года.

    Учебного плана общеобразовательной средней школы поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области на 2015-2016 учебный год

    Примерной основной образовательной программы основного общего образования/ Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А. М.Кондаков, академик РАО Л. П.Кезина. Составитель -Е. С. Савинов. М. «Просвещение», 2012

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственное развитие и воспитание для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Программа кружка детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта II поколения, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа адресована учащимся 5 класса общеобразовательной средней школы. Срок ее реализации – 2015-2016 учебный год. Данная программа рассчитана на 1 год реализации.

В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучающихся, программа имеет особенности, обусловленные предметным содержанием системы общего образования и психологическими особенностями учащихся.

Данная программа опирается на такой учебный предмет как литература. Предмет «Литература», в свою очередь, входит в область «Филологические дисциплины», является одним из основных предметов общего школьного курса, что подробно отражено в программе.

Структура программы

Программа имеет следующую структуру:

    Пояснительная записка.

    Содержание программы.

    Содержание тем учебного курса (таблица тематического распределения часов на ступень обучения).

    Календарно-тематическое планирование учебного материала.

    Описание материально-технического оснащения.

Отличительные особенности данной программы

Главная отличительная особенность программы заключается в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления и создание собственных поэтических текстов рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

Предпосылки к разработке данной программы

Предпосылкам к разработке данной программы послужили следующие противоречия, выявленные в ходе предметного анкетирования учащихся 5-го класса в конце учебного года:

1. Между необходимостью принятия школьниками национальных духовных традиций и культурного опыта народа и несформированностью потребности в приобщении к культурным ценностям.

2. Между потребностью учащихся к самовыражению и успешной социализации в обществе и невладением ими знаниями и приёмами положительного самовыражения.

3. Между желанием учеников совершенствоваться в литературном творчестве и отсутствием целенаправленной работы в этом направлении.

После анализа выявленных противоречий была сформулирована проблема, с которой столкнулись учащиеся, имеющие потребность реализовать себя в литературном творчестве. Это проблема эстетического развития подростков с позиции системно-деятельностного подхода и в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Цели создания литературного кружка «Души прекрасные порывы»

Основная цель литературного кружка, как в целом и литературного образования, состоит в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Помимо основной цели создания данного кружка можно выделить еще несколько дополнительных целей, которые должен ставить перед собой руководитель подобного литературного сообщества:

    формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

    развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

    постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

    поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

    овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

    овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

    использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Главная идея программы литературного кружка – изучение поэтического наследия разных авторов с целью выявления отличительных или сходных черт между стихотворными произведениями, сохранения литературных традиций и др.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, в частности, такие как создание собственных стихотворений а также предложен перечень поэтических текстов для заучивания наизусть или выразительного чтения перед аудиторией.

Основные задачи литературного кружка

1) выявить талантливых детей, занимающихся литературным творчеством и представить им возможности для развития творческих способностей;

2) повысить интерес учащихся к литературе и русскому языку посредством приобщения к культурному наследию народа и творческих встреч с бардами, поэтами и писателями г. Ирбита;

3) предоставить возможность детям, занимающимся литературным творчеством, обмениваться опытом со своими сверстниками и педагогами;

4) развивать ИКТ – компетентность: умение пользоваться компьютерными программами, разрабатывать мультимедийные продукты.

Достижению целей и задач программы литературного кружка будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий :

1. Активные методы обучения

2.Игровые технологии

3.Исследовательская технология обучения

4.Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

5.Метод проектов

6.Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

7.Технологии уровневой дифференциации

8. Информационно-коммуникационные технологии

9.Здоровьесберегающие технологии.

Курс программы литературного кружка для 5 класса представлен следующими разделами:

    Поэтическое наследие русского народа

    Поэтическое ХIX века.

    Поэтическое наследие ХХ века

    Зарубежная поэзия

    Сведения из теории и истории литературы.

Предполагаемые результаты работы литературного кружка

Результаты работы литературного кружка представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся по предмету «Литература».. Они содержат следующие компоненты: уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Система оценивания достижений учащихся

Система оценивания касается предметных, метапредметных и личностных достижений ученика.

А) Предметные достижения оцениваются с помощью выпуска литературных газет (печатных органов кружка), проводимых по окончанию изучения темы. За участие в создании выпуска газеты учащиеся получают поощрение.

При анализе предметных результатов необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность. Процесс анализа предполагает ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший материал?», «На какие вопросы он сможет ответить?», «Какие задачи сможет решать ученик?».

2) При определении метапредметных результатов целесообразно выделить те результаты, которые можно проанализировать. Это прежде всего сформированность у учащихся таких областей культуры, как проектная, исследовательская, коммуникативная.

Проектная деятельность направлена на приобретение опыта создания и реализации учебных проектов. Исследовательская деятельность включает в себя общеучебную культуру и культуру работы с информацией. Коммуникативные навыки предполагают владение всеми видами речевой деятельности.

3) Личностные достижения учащихся заносятся в таблицы личностных неперсонифицированных данных. Их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», при подведении итогов по разделам лично учителем.

Итоги работы

    создание печатного органа кружка (газет);

    чтение наизусть поэтических текстов;

    взаимоконтроль;

    самоконтроль;

    заседания кружка;

    участие в школьных творческих конкурсах.

    выставки

Методы

    наблюдение за увлечением учащихся, за общественной жизнью школы, города, страны;

    анкетирование с целью выявления интересов и потребностей подростков и коррекции тематического планирования работы кружка и содержания отдельных занятий;

    анализ полученных сведений и беседа на каждом занятии кружка.

Формы работы

    индивидуальная работа

    проекты,

    групповые занятия,

    исследования,

    Конкурсы,

    Презентации

    выставки.

Принципы, положенные в основу работы программы литературного кружка

Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Место и роль литературного кружка в обучении:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с Учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» кружок «Художественное слово» ведётся в 5-х классах. Общее количество уроков в неделю составляет 1 ч. (34 учебных недель в году предполагает проведение 37 занятий – 34 занятия + 3 занятия в каникулярное время).

Описание ценностных ориентиров содержания литературного кружка

Литературный кружок в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Посещение литературного кружка в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Учебный предмет «Литература», который является основой программы литературного кружка – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна, т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В результате освоения содержания литерного кружка учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Достижение этой цели предполагает:

    чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

    формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

    формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

    развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

    развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала литературного кружка «Души прекрасные порывы»

Личностные:

§ положительное отношение к познавательной деятельности;

§ желание приобретать новые знания, умения;

§ освоение новых видов деятельности;

§ участие в творческом процессе;

§ осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Предметные:

§ готовность использовать знания предметных областей в творческой созидательной деятельности

Метапредметные

Владение всеми видами речевой деятельности

Регулятивные УУД:

§ умение планировать свою деятельность через совершение необходимых действий и операций;

§ умение ставить цели и реализовать намеченное;

§ умение вносить необходимые коррективы;

§ умение адекватно оценивать свои достижения (самооценка).

Познавательные УУД:

§ готовность осознавать познавательную задачу;

§ умение выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме;

§ умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения;

§ умение делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

§ умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

§ умение формулировать собственные мысли и слушать высказывания других;

§ умение высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

§ умение работать в группах (определение цели и функций участников группы)

Требования к уровню подготовки учащихся после завершения работы литературного кружка

Результаты обучения

Результаты внеурочной деятельности литературного кружка «Души прекрасные порывы» представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: поучить возможность научиться/научится – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

В результате освоения программы литературного кружка ученик научится следующему:

Узнает основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение (развитие представлений); лирика как жанр литературы (развитие представлений); стихотворная речь и стихотворные размеры (начальные представления);метафора, звукопись и аллитерация; юмор; портрет, пейзаж (развитие представлений); лирический герой.

Учащиеся получат возможность научиться следующему:

анализировать лирическое произведение;

отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

выявлять основную нравственную проблематику произведения;

определять тему и идею лирического произведения, находить художественные средства, используемые в произведении автором;

прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

воспринимать многозначность слов в поэтическом художественном тексте, определять их роль в произведении;

различать особенности построения и языка произведений (лирических стихотворений);

пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

подготовить выразительное чтение лирического стихотворения наизусть с последующим анализом;

аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

написать творческую работу (заметку) на материале жизненных и литературных впечатлений;

сочинять небольшие лирические произведения;

создавать газеты как форму отчетности работы кружка..

Для удобства работы в программе используется система сокращений (условных обозначений). С их помощью обозначены формы контроля на занятий и типы занятий (за основу взята типология уроков)..

Сокращения (условные обозначения), используемые в программе

Формы текущего и промежуточного контроля

    ФО – фронтальный опрос;

    РГ – работа по группам;

    СГ – создание газеты;

    ВЧ – выразительное чтение;

    ЧН – чтение наизусть

Типы уроков (занятий)

    УОНЗ – урок ознакомления с новыми знаниями;

    УОНР – урок отработки навыков и рефлексии;

    УОМН – урок общеметодологической направленности;

    УРК – урок развивающего контроля

Содержание программы

    Введение (1 ч.) «Литературный калейдоскоп» . Эвристическая беседа. Заполнение анкеты

    Поэзия есть жизнь (16 ч.) Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя, юбилею школы, памятным датам) . Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
    Конкурс чтецов
    «Очей очарованье». Чтение учащимися стихов собственного сочинения. "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной.

    Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов. Работа над выпуском газеты «Вдохновение»

    Все о стихотворении (19 ч.)

Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?". Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года. Стили речи. Художественный стиль.. Смешение стилей. Форма и содержание. Что важнее? Гласные и согласные звуки в стихотворении.. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Конкурс стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!"Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета) Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Конкурс чтецов «Счастливая пора детства». Работа над выпуском газеты «Вдохновение» ко Дню защиты детей».

    Подведение итогов (1 ч.)

Содержание тем учебного курса. Таблица тематического распределения часов на ступень обучения

Раздел учебного курса, количество часов. Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

Формы контроля

Раздел 1. Введение

Литературный калейдоскоп . Эвристическая беседа. Заполнение анкеты (1 ч.)

Беседуют с учителем. Приводят в качестве аргументов примеры из художественной литературы, осознанно строят высказывания и выслушивают мнения одноклассников.

Регулятивные : умение планировать свою деятельность через свершение определенных операций; постановка учебной цели и задачи;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации; готовность осознавать познавательную задачу;

Коммуникативные :

определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;Личностные ; м етапредметные : ; предметные :

ФО

Раздел 2. Поэзия есть жизнь

Поэзия есть жизнь (16 ч.)

Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя, памятным датам). Создание литературной газеты. Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
"Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Диспут «Как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
Конкурс чтецов «Очей очарованье».
Поэзия и мы". Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Литературная дискуссия. (О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!)
"Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной.
Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов.

Читают текст, выявляют отличительных композиционных и художественных черт былин разных циклов, и анализируют художественный текст. Подбирают цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказывают художественные тексты. Анализируют образы героев, самостоятельно оценивают литературное произведение, ищут материал для проекта, подготавливают проект и газеты.

Регулятивные : , умение планировать свою деятельностьчерез свершение определенныхопераций; умение вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества,

Личностные : использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; м етапредметные : владеть всеми видами речевой деятельности; предметные : осознанно воспринимать поэтический текст

ФО, РГ, СГ, ВЧ, ЧН

Раздел 3. Все о стихотворении

Все о стихотворении (19 ч.)

Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?" Силлабо-тоническое стихосложение. Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года. Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей.. Форма и содержание. Что важнее? Инструментовка стиха: аллитерация, ассонанс. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Конкурс стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!" Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета) Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Конкурс чтецов «Счастливая пора детства». Работа над номером газеты «Вдохновение»

Читают текст, выявляют отличительных композиционных и художественных черт былин разных циклов, и анализируют художественный текст. Подбирают цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказывают художественные тексты. Анализируют образы героев, самостоятельно оценивают литературное произведение, ищут материал для проекта, подготавливают проект

Регулятивные : способность к целеполаганию, постановка учебной задачи; умение вносить необходимые коррективы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации.

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества,

определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; создание поэтического текста собственного сочинения по определенным канонам; работа над созданием литературных газетЛичностные : использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; м етапредметные : владеть всеми видами речевой деятельности; предметные :

ФО, РГ, СГ, ВЧ, ЧН

Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»

Участвуют в игре, доказывают свою точку зрения, привлекая ранее изученный литературный материал.

Регулятивные : способность к целеполаганию, постановка учебной задачи; умение вносить необходимые коррективы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации.

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества,

определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; создание поэтического текста собственного сочинения по определенным канонам Личностные : использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; м етапредметные : владеть всеми видами речевой деятельности; предметные : осознанное восприятие поэтического текста

РГ

ВСЕГО ЧАСОВ 37

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА

«ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ» В 5 КЛАССЕ

п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип занятия (урока)

Текущий и промежуточный контроль

1 четверть (7, 5 недель) 8 занятий + 1 занятие в каникулярное время

Раздел 1. Введение

1.1 (1)

Вводное занятие. Знакомство "Литературный калейдоскоп"

УОНЗ

ФО

Раздел 2 Поэзия есть жизнь (16 ч.)

2.1 (2)

Сочинение стихотворений, посвященных школе

УОНЗ

ФО, РГ

2.2 (3)

УОНЗ

РГ

2.3 (4)

Создание газеты «Вдохновение» о школе

УОНР

РГ

2.4 (5)

Сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя

УОНР

ФО, РГ

2.5 (6)

Беседа «Какова главная примета поэзии?». Знакомство с литературной критикой.

УОНЗ

ФО, РГ

2. 6 (7)

Анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре"

УОНЗ

ФО, РГ

2. 7 (8)

«Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах.

УОНЗ

ФО, РГ

2. 8 (9)

Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах

УОНР

ФО

2 четверть (8, 5 недель) – 9 занятий + 1 занятие в каникулярное время

2. 9 (10)

Диспут «Как понимать слова «Поэтом можешь ты не быть?»

УОНЗ

ФО, РГ

2. 10 (11)

Конкурс чтецов «Очей очарованье»

УОНЗ

ФО

2. 11 (12)

«Поэзия и мы». Чтение стихотворений на свободную тему

УОНЗ

ФО

2. 12 (13)

Что такое поэзия? Лингвистический анализ стихотворений С. Есенина, Ю. Друниной

УОНЗ

ФО, РГ

2. 13 (14)

Поэзия и штампы, Конкурс штампов

УОМН

ФО, РГ

2. 14 (15)

Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева

УОНР

ФО, РГ

2. 15 (16)

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «Когда зажигаются елки»

УОНР

СГ

2.16 (17)

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «Когда зажигаются елки»

УОНР

СГ

Раздел 3 Все о стихотворении (20 ч)

3.1 (18)

Для чего людям нужны стихи? Стопа, двусложные размеры

УОНЗ

ФО

3.2 (19)

Главное в стихотворении – тема и идея

УОНЗ

РГ

3 четверть (11 недель) – 11 занятий + 1 занятие в каникулярное время

3.3 (20)

Как связать предложения в тексте и образы в стихотворении? Трехсложные размеры стиха

УОНЗ

ФО, РГ

3.4 (21)

Образы вокруг нас. Литературная игра «Что на что похоже?»

УОНР

РГ

3.5 (22)

Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года

УОНЗ

ФО

3.6 (23)

Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей

УОНЗ

ФО

3.7 (24)

Форма и содержание. Что важнее в стихотворении?

УОНЗ

ФО, РГ

3.8 (25)

Повтор согласных и гласных в поэтических текстах

УОНЗ

ФО, РГ

3.9 (26)

Поэтические жанры, их художественное своеобразие

УОНЗ

ФО, РГ

3.10 (27)

Что такое строфа?

УОНЗ

ФО, РГ

3.11 (28)

Сочинение стихотворений собственного сочинения на свободную тему

УОНР

ФО

3.11 (29)

Конкурс стихов о природе

УОНР

ФО

3.12 (30)

Пародия. Ирония и юмор в поэтическом произведении

УОНЗ

ФО, РГ

4 четверть (8 недель) – 8 занятий

3.13 (31)

Сарказм и сатира в поэтическом произведении

УОНЗ

ФО, РГ

3.14 (32)

Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений. Защита проектов

УОНЗ

ФО, РГ

3.15 (33)

Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе серии рисунков и воображаемого сюжета)

УОНР

ФО, РГ

3.16 (34)

Конкурс чтецов «Счастливая пора детства!»

УОНР

ФО

3.18 (35)

УОНР

ФО, РГ

3.19 (36)

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «День защиты детей»

УОНР

ФО, РГ

Раздел 4. Подведение итогов (1 ч)

4.1 (37)

Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»

УОМН

РГ

ВСЕГО ЧАСОВ 38

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ

Список литературы для учителя

    В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. – М.: Художественная литература, 1988

    Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – М.: Художественная литература, 1995

3 . Карсалова Е. В. "Стихи живые сами говорят…". – М.: Просвещение, 2002

4. Лянцман О. Я. Здесь живет поэзия. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Е. Эткинд. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2008

Список использованной литературы для учащихся.

1. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М. Дрофа, 2010
2. Воителева Т. М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М. Дрофа, 2009
3. Никитина Е. И.. Русская речь. Развитие речи. – М. Дрофа, 2011

4. . Т. В. Матвеева. От звука до текста. – М. Дрофа, 2011

Приложения к программе

Темы проектов, творческих работ

    «Я знаю силу слов…». Мой любимый поэт XIX – XX века.

    Роль музыки и живописи в создании поэтических текстов.

Рабочая программа литературного кружка

Учитель русского языка и литературы

Ершова Тамара Андреевна

Пояснительная записка

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены новые требования к образованию, новые подходы к работе: творческие мастерские, читательские конференции, викторины, конкурсы, экспресс-концерты и другие формы проведения, которые способствуют организовывать и проводить увлекательную кружковую работу.

Материалы, разработанные для работы в кружке, можно использовать и на уроках литературы, и на дополнительных занятиях.

Целью литературного кружка является:

Развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности

Расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду

Развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.

Программа ставит следующие задачи :

1. Обучающие:

Освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры произведения, лексические средства языка);

Формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

Развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

Развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

Воспитание у учащихся уважения и любви к родной литературе;

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;

Воспитание активной жизненной позиции.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Личностным результатом обучающихся по программе кружка является формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной и творческой личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических действий – умений;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Предметные:

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Осознание значимости литературы для личного развития;

Умение применять литературные знания в повседневной жизни.

Направленность программы: художественно-эстетическая

Педагогические условия реализации программы :

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Формы работы:

Эвристическая беседа;

Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;

Выразительное чтение;

Самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая) – творческие мастерские;

Артикуляционные разминки;

Обсуждение проблемных вопросов;

Конкурсы;

Викторины

Театральные постановки;

Выпуск журнала.

Основные принципы работы кружка.

1. Принцип связи внеклассной работы с уроками литературного чтения

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала.

3. Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся.

4. Принцип занимательности.

5. Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы.

6. Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы.

7. Принцип добровольности.

8. Принцип массовости.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Что такое слово?

Лексическое значение слова

Прямое и переносное значение слова

Шифрованное письмо

Интонация

Страна «Ребусология»

Малые жанры фольклора

Сочиняем загадки

Небылицы

Лото сказок

Наш театр. Басни.

Стихи о животных

Итоговое занятие. Создание журнала «Мы на площадке-2016»

Техническое оснащение :

Компьютер;

Проектор;

Художественные рисунки и иллюстрации;

Книги с произведениями;

Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

Список литературы:

Для учителя:

Альбеткова Р.И. / Русская словесность, - учебное пособие, ДРОФА, М., 2013.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 5»

РАССМОТРЕНО:

на педагогическом совете

протокол № _________________

от «____» _____________201__ г.

УТВЕРЖДЕНО:

директор МОБУ «ООШ № 5»

С.А.Терских

«____» _____________201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса

литературный кружок

_____________________

(наименование предмета, курса)

Антонова Елена Геннадьевна

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет, курс

5-6

класс (параллель), в котором изучается учебный предмет, курс

2016-2017

срок реализации рабочей программы

г. Минусинск

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературный кружок» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной рабочей программы «Литературный кружок», автор О. А. Ерёмина (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Издательство «Просвещение», 2012.)

Практика организации занятий литературного кружка в школе не только помогает глубже усвоить школьную программу, но и расширяет круг чтения детей, так как рассматриваются произведения, в школьную программу не входящие. Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено телевидением и компьютерными играми. Предлагаются задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми 5-6 классов, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель внеурочной деятельности - трансформация процесса развития

интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его литературных способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

Развивать познавательные потребности школьников;

Активизировать творческие способности;

Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения

самостоятельных исследований;

Формировать и развивать у детей важные теоретические знания;

Формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения литературоведческого образования детей среднего школьного возраста.

Возраст детей : 11-13 лет.

Сроки реализации : программа рассчитана на 2 года.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в соответствии с календарным учебным графиком. Внесены изменения: посещение выставки иллюстраций по литературным произведениям – 1ч; посещение спектакля по литературному произведению – 2ч.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Творческий и познавательный аспекты деятельности - обязательные компоненты любого вида деятельности. Совокупным предметом творческой и познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом - знание. В случае коллективного субъекта - это научное знание в целом; для индивида - индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

Программа поможет обучающимся глубже освоить школьную программу, расширит их круг чтения, учит внимательно слушать друг друга, позволяет установить взаимопонимание между детьми. Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению литературы. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о литературе.

Отличительные особенности программы: программа носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно-деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

Принцип развития мыслеобразования, при котором вся система представлений о литературе опирается на образы, возникающие при чтении литературных произведений;

Принцип развития партнерских взаимодействий обучающихся с педагогом и между собой;

Принцип развития соактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности учащихся, направленной на словесное творчество.

Курс выстроен ступенчато. Каждый год учащиеся узнают новое, опираясь на уже имеющиеся знания. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.

Предполагаемая программа литературного кружка включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

Тренинг литературных способностей;

Самостоятельное чтение литературных произведений, их анализ исследовательская практика;

Мониторинг литературно - исследовательской деятельности.

Тренинг литературных способностей .

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками литературного анализа, а именно:

Видеть проблемы;

Ставить вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определение понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперименты;

Делать умозаключения и выводы;

Структурировать материал;

Готовить тексты собственных сообщений;

Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная деятельность учащихся

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческого проекта. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка постепенно возрастает.

Мониторинг литературной деятельности

Эта часть программы так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач литературного обучения. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в соответствии с календарным учебным графиком. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия – 40 минут.

Формы и режим работы :

Эвристическая беседа;

Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская

деятельность;

Выразительное чтение;

Творческие мастерские;

Артикуляционные разминки;

Обсуждение проблемных вопросов;

Конкурсы;

Мини-концерты;

Словесное рисование;

Выпуск школьной «Литературной газеты» (или альманаха)

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится

на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное,

практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы, выставки, конференции.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Планируемыми результатами освоения обучающимися программы внеурочной деятельности являются следующие: у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

Положительное отношение к литературной деятельности;

Широкая мотивационная основа литературной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Интерес к новому содержанию и новым способам познания;

Обучающийся получит возможность для формирования:

Внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости литературной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

Выраженной познавательной мотивации;

Устойчивого интереса к новым способам познания;

Адекватного понимания причин успешности / неуспешности литературной деятельности;

Морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе

учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

Учится работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД :

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих

умений:

Оценивать поступки героев литературных произведений.

Различать литературные роды и жанры, виды словесного творчества.

Создавать собственные тексты.

Приводить примеры из литературных произведений.

Анализировать литературные тексты.

Создавать индивидуальные, групповые и коллективные проекты по литературным произведениям.

Содержание программы внеурочной деятельности

Фольклор.

Божества славянского язычества. Славянская мифология. Теория мифа.

«Велесова книга». Знакомств с Мифологическим словарём.

Детский фольклор. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, считалки, приговорки, скороговорки. Эвристическая беседа.

Особенности детского фольклора. Изобразительность детского фольклора.

Словотворчество. Наставительность. Небылицы. Перевёртыши.

Словотворчество. Ритмичность небылиц.

Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки.

Сказочная интонация. «Болтунья» - русская народная бытовая сказка. Картина В.М. Максимова «Бабушкины сказки».

Сказочная интонация.

Французская сказка «Лиса и куропатка». Сопоставление с басней И.А.

Крылова «Ворона и лисица».

Норвежский цикл сказок про лиса Миккеля и медведя Бамсе. Сопоставление с русской народной сказкой «Мужик и медведь».

Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола».

Герои сказки.

Особенности волшебной сказки.

Символика волшебной сказки. Что такое символ. Символика русских народных сказок.

Сказки-отражение духа народа.

Практическая работа: словесное рисование, выучить прибаутку, считалку

или потешку, сочинить собственную небылицу-перевёртыш, чтение сказки

вслух со сказочной интонацией, создание иллюстраций к волшебной сказке

«Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», просмотр мультфильма «Колыбельные

мира».

А.С. Пушкин . «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Сюжет

и герои «Руслана и Людмилы». Особенности сюжета поэмы «Руслан и

Людмила». Герои поэмы: Руслан, Людмила, Фарлаф, Ратмир, Черномор,

Наина, голова.

Практическая работа : викторина по поэме «Руслан и Людмила», просмотр

художественного фильма «Руслан и Людмила».

М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб».

Практическая работа : выразительное чтение. Выпуск школьной

«Литературной газеты».

Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы. «Томас –

рифмач». Шотландская легенда.

Практическая работа : читательская конференция. Посещение выставки

иллюстраций литературных произведений

Дж. Р.Р.Толкиен. Повесть- сказка «Хоббит, или Туда и Обратно».

Путешествие с Бильбо Бэггинсом.

Практическая работа : чтение повести- сказки

П.П. Бажов . Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказ

«Танюшка-мастерица». Тайны «Малахитовой шкатулки».

Практическая работа: Чтение сказа. Викторина.

Б.В. Шергин . Поморское детство в рассказе «мурманские зуйки Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин»

Практическая работа: выразительное чтение рассказа

Сат-Ок. Судьба писателя. «Таинственные следы». «Таинственные

следы». Книги про индейцев

Практическая работа: выразительное чтение, отзыв о книге

В.П. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата».

Команда и «Каравелла». «Строим наш мир».

Практическая работа: иллюстрация к повести, сочинение собственной

повести. Посещение спектакля по литературному произведению.

Теория стиха. Поэзия: рифма, виды рифмовки. Поэзия: размеры стиха.

«Гусиное перо».

Практическая работа: сочинение собственного двустишия, четверостишия

Выпуск школьной «Литературной газеты» . Что читать летом? Занятие-

конкурс.

6 класс

Что такое чудо? Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась

путешествовать и кого она встретила в пути»

Знакомство с книгой А.С. Грина «Алые паруса»

Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о

Ходже Насреддине»)

В. П. Крапивин . Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

Подвиг Галиена Тукка. Выход на Дорогу.

«Куда ведёт дорога?». Творческая мастерская.

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса,

увиденные протопопом.

Жизнь детей в разные эпохи . А. Н. Толстой «Петр Первый»

(отрывки).

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей . А. С. Пушкин

«Капитанская дочка» (отрывок) .

Жизнь крестьянских детей. Н. А. Некрасов. Стихотворения,

посвященные русским детям. Экспресс-концерт.

К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

« Дети и эпохи». Читательская конференция.

Творческая мастерская.

Ю. В. Друнина «Зинка».

Дети и война . Презентация проектов.

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».

И. А. Ефремов «Белый рог».

Тематическое планирование с определением основных видов

внеурочной деятельности

5 класс

Основные виды

внеурочной

деятельности

обучающихся

Дата по плану

пятница

Дата по факту

Фольклор

Чтение прибауток,

считалок, потешек.

Словесное рисование,

заучивание,

сочинение,

создание иллюстраций

Творческий пересказ

Конкурс чтецов

2.09

2.09

Словесное рисование,

заучивание прибаутки,

считалки или потешки,

9.09

9.09

Сочинение собственной

небылицы-

перевёртыша

16.09

16.09

Знакомство с произведением «Пёрышко Финиста

Ясна-Сокола»

23.09

30.09

23.09

30.09

Чтение

сказки вслух со

сказочной интонацией.

7.10

7.10

Создание иллюстраций

к волшебной

сказке

«Пёрышко Финиста

Ясна-Сокола».

Выставка рисунков

Словесное рисование

14.10

14.10

Просмотр мультфильма

«Колыбельные мира».

21.10

21.10

А.С. Пушкин

Викторина по поэме

«Руслан и Людмила»

Викторина

Просмотр фильма

28.10

28.10

10.

Просмотр

художественного

фильма «Руслан и

Людмила».

11.11

11.11

11.

12.

М.Ю Лермонтов

Сказка «Ашик-Кериб»

Выразительное чтение,

выпуск школьной

«Литературной

газеты».

18.11

25.11

18.11

25.11

13.

14.

Гномы и эльфы в

сказках и легендах

Западной Европы

Читательская

конференция

2.12

9.12

15.

16.

Дж. Толкиен

«Хоббит, или Туда и Обратно»

Чтение повести- сказки,

словесное рисование

16.12

23.12

17.

18.

19.

П.П. Бажов

«Малахитовая шкатулка»

Чтение сказа.

Викторина.

13.01

20.01

27.01

20.

21.

Б.В. Шергин

Рассказы

Выразительное чтение

рассказа

3.02

10.02

22.

23.

Сат-Ок

Повесть «Таинственные следы»

Выразительное чтение,

отзыв о книге

17.02

24.02

24.

25.

26.

В.П. Крапивин

Иллюстрация к

повести, сочинение

собственной повести

3.03

10.03

17.03

27.

28.

Посещение

спектакля по

литературному

произведению

Посещение

спектакля по

литературному

произведению

24.03

7.04

29.

30.

31.

32.

Теория стиха

Сочинение

собственного

двустишия,

четверостишия

Занятие-конкурс.

14.04

21.04

28.04

5.05

33.

34.

Школьная

«Литературная

газета»

Выпуск школьной

«Литературной

газеты» .

12.05

19.05

Всего час.

6 класс

Основные виды

внеурочной

деятельности

обучающихся

Дата по плану

Дата

по факту

Ф.Г. Лорка

«Как улитка отправилась путешествовать и кого

она встретила в пути»

Игра «Ассоциация»,

чтение и обсуждение баллады

8.09

8.09

А. С. Грин

«Алые паруса»

Игра «В гостях у

мнемозины», просмотр

фильма «Алые паруса»

15.09

22.09

15.09

22.09

Л. В. Соловьёв

«Зверь, именуемый кот» (отрывок из

2

Игра «В гостях у

мнемозины»,чтение,

пересказ

29.09

6.10

29.09

6.10

6.

7.

8. 9.

В.П. Крапивин

Повесть « Я иду встречать брата»

4

Чтение и пересказ

отдельных глав

13.10

20.10

27.10

10.11

13.10

20.10

27.09

10.11

10.

11.

Древнерусская литература «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». А. Н.

2

Эвристическая беседа,

чтение древнерусского

текста,

устный рассказ

17.11

24.11

17.11

24.11

12.

13.

14.

15.

Творческая

мастерская

4

Выпуск школьной

литературной газеты

1.12

8.12

15.12

22.12

16.

17.

18.

Конкурс чтецов

3

Экспресс-концерт

12.01

19.01

26.01

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Жизнь детей в

разные эпохи: К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

Ю. В. Друнина «Зинка».

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

Герой – подросток в произведении Т. Уайта «Свеча на ветру»

С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»

Герои рассказа И. Тургенева «Бежин луг»

9

Читательская

конференция

2.02

9.02

16.02

2.03

9.03

16.03

23.03

6.04

13.04

28.

29.

Дети и война

2

Презентация проектов

20.04

27.04

30.

31.

32.

33.

34.

Приключения и

Фантастика

В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

5

Чтение, пересказ

4.05

11.05

18.05

25.05

25.05

Всего час

34

Описание материально-технического оснащения внеурочной деятельности

Специальное сопровождение (оборудование):

- произведения художественной литературы;

- литературные энциклопедии, справочники, словари;

- иллюстрации к произведениям;

-электронная библиотека

Техническое оснащение:

- компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

Наименование учебного оборудования

1 Книгопечатная продукция

- Русские народные сказки

- Сказки народов мира

- Детский фольклор

- Мифологический словарь

- А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»

- М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

- Легенды Западной Европы

- Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно»

- П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

- Б.В. Шергин. Рассказы

- Сат-Ок. Повесть «Таинственные следы»

- В.П. Крапивин. Повесть « Я иду встречать брата»

- Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась путешествовать и кого

она встретила в пути»

- А.С. Грин «Алые паруса»

- Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот» (отрывок из

«Повести о Ходже Насреддине»)

- В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с

монитора»

- Афанасий Никитин. «Хождение за три моря».

- «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». А. Н.

Толстой «Петр Первый» (отрывки).

- А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок) .

- К. М. Станюкович «Максимка».

- А. П. Чехов «Ванька».

- В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

- Ю. В. Друнина «Зинка».

- Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

- В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».

- И. А. Ефремов «Белый рог».

Наглядные пособия

1. Репродукции к русским народным сказкам, сказкам народов мира, к художественным произведениям А.С. Пушкина, М.Ю., Лермонтова, П. Бажова.

2. Фильмы и мультфильмы

- мультфильм «Колыбельные мира»

- фильм «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Алые

паруса»

- мультфильм «Хозяйка Медной горы»

Список литературы

1.Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2012-140 с.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:

Просвещение, 2011.

4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2011.-223с.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ САКСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ЗЕРНОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I - III СТУПЕНЕЙ

Программа

литературного творческого кружка

«Проба пера»

языка и литературы

Мустафаева Зуре Ибрагимовна

с. Зерновое,2011

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Проба пера»

Пояснительная записка.

Количество часов 40 (занятия проводятся 1 раз в неделю)

Программа предназначена для учащихся среднего и старшего звена.

Цель : создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеклассную деятельность по предмету.

Задачи :

Обучающие задачи

Приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов;

Развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;

воспитательные задачи

Формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;

развивающие задачи

Актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;

Формирование у школьников положительной мотивации к обучению.

Знакомство с поэтами Крыма.

Данная авторская программа разработана с целью реализации внеклассной работы по предмету, дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.

Занятия по программе позволят ученикам, проявившим склонность к поэтическому творчеству, учиться создавать стихотворения на примере образцов знаменитых поэтов Украины и зарубежья. Школьники познакомятся с теоретическими знаниями стихосложения: стихотворным размером, рифмой, строфой и т. д.

В кружке предусмотрено объединение разных возрастных групп школьников (5-11 классы), что позволит осуществлять преемственность и реализовать технологию метода обучения в сотрудничестве в небольших гетерогенных группах учащихся.

Программой также предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, суть которого заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ученику, а от ученика к учебному предмету. Развивать те творческие возможности, которыми располагает ребенок. Обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо совершенствовать, обогащать.

В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «Я» ребенка, самопознанию личности.

В результате реализации программы учащиеся должны:

Знать:

Основные сведения о жизни и творчестве некоторых великих поэтов, а также поэтов, чье творчество связано с нашим краем.

Уметь:

Анализировать поэтические художественные произведения;

Создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;

Развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

Продуктом деятельности кружка является Литературный альманах «Поэтическая мозаика», создание макетов собственных сборников стихов, а также участие школьников в творческих конкурсах разного уровня.

1 час

Введение. Значение поэзии в литературе и культуре.

1 час

Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов. Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих писателей.

2 час

4 часа

Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

4 часа

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

2 часа

Жанры лирических произведений: поэма, баллада , ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

6 часов

Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий.

6 часов

Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам-юбилярам.

8 часов

Проведение читательских конференций:

«Черноморское побережье» -2 часа

«Над Черным морем, над белым Крымом» (Владимир Смоленский) – 2 часа

«Бахчисарайский фонтан» (А. Пушкин в Крыму) – 2 часа

«Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла…» (Осип Мандельштам и Крым) – 2 часа

А также программа включает:

экскурсии в музеи Крыма

- Ханский дворец;

- дом-музей А. Грина;

- дом-музей

организацию конкурсов

На лучшее тематическое стихотворение;

- на лучшего чтеца собственного стихотворения;

На лучшее посвящение к юбилею поэта;

На лучший макет собственных сборников стихов;

На звание «Мисс-поэзия»

На лучшую стенгазету, посвященную творчеству поэта.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

Место и значение поэзии в русской литературе и культуре.

Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов.

Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих поэтов.

Краеведение. «Кто передаст потомкам нашу повесть?» Крымх годов в русской поэзии

Поэт и художник Максимилиан Волошин, воспевший Коктебель

Основы стихосложения. По каким законам создаются поэтические произведения. Каковы основные темы стихотворений.

Подготовка к презентации проекта «Поэты-юбиляры года»

Презентация проекта «Поэты-юбиляры года»

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте.

Практическая работа. Анализ стихотворений по определению стихотворного размера.

Читательская конференция «Черноморское побережье»

Понятие о рифме. Рифма мужская и женская. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Практическая работа. Анализ стихотворений по определению рифмы.

Читательская конференция «Бахчисарайский фонтан»

Строфа. Разновидности строфы. Онегинская строфа.

Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание.

Практическая работа. Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности.

Читательская конференция «Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла…» (Осип Мандельштам и Крым)

Жанры лирических произведений. Поэма, баллада, басня, элегия, ода, ноктюрн, стансы, песня, эпитафия, эпиграмма, рубаи, сонет.

Практическая работа. Определение жанров лирических произведений разных авторов.

Исследовательская работа. Определение стиля поэта, жанровое своеобразие, своеобразие языка (по выбору учащихся)

Читательская конференция «Над Черным морем, над белым Крымом» (Владимир Смоленский)

Литературная гостиная. Проект. Презентация собственного творчества.

10 часов отводится на экскурсии по музеям Крыма.

Загрузка...
Top