Проект на тему леонардо да винчи. Леонардо да Винчи – итальянский гений

(Leonardo da Vinci) (1452–1519) – величайший деятель, многогранный гений эпохи Возрождения, основатель Высокого Возрождения. Известен как художник, ученый, инженер, изобретатель.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой – хозяйка таверны, известная под именем Катерина. Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Согласно рассказам современников, он написал левую фигуру ангела в картине Верроккьо Крещение (ок. 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жесткого письма Верроккьо. Леонардо жил в доме мастера и после того, как в 1472 был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.

Один из немногих датированных рисунков Леонардо был создан в августе 1473. Вид долины Арно с высоты был выполнен пером быстрыми штрихами, передавая колебания света, воздуха, что говорит о том, что рисунок сделан с натуры (Галерея Уффици, Флоренция).

Первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо, хотя его авторство оспаривается многими специалистами, – Благовещение (ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция). К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы.

Портрет Джиневры де Бенчи (1473–1474, Национальная галерея, Вашингтон) пронизан меланхоличным настроением. Часть картины внизу обрезана: вероятно, там были изображены руки модели. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато, созданного еще до Леонардо, но именно он стал гением этой техники. Сфумато (ит. sfumato – затуманенный, дымчатый) – разработанный в эпоху Возрождения прием в живописи и графики, позволяющий передавать мягкость моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды.


Мадонна с цветком
(Мадонна Бенуа)
(Мадонна с ребенком)
1478 - 1480
Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Россия

Между 1476 и 1478 Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится Мадонна с цветком , т.н. Мадонна Бенуа (ок. 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Улыбающаяся Мадонна обращается к сидящему у нее на коленях младенцу Иисусу, естественны и пластичны движения фигур. В этой картине присутствует характерный для искусства Леонардо интерес к показу внутреннего мира.

К ранним работам относится и незавершенная картина Поклонение волхвов (1481–1482, Галерея Уффици, Флоренция). Центральное место занимает помещенная на переднем плане группа Мадонна с младенцем и волхвы.

В 1482 Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452–1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств. Представляя себя своему будущему покровителю, Леонардо говорит о себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, военных колесниц, машин, и лишь потом говорит о себе, как о художнике. В Милане Леонардо жил до 1498, и этот период его жизни был самым плодотворным.

Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Работая над ним 16 лет, Леонардо создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель. Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня. В ноябре 1493 модель Коня без всадника была выставлена на всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Начавшийся сбор металла был прерван, и конная статуя так и не была отлита. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Через некоторое время она разрушилась. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель…утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом».

При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные доселе декорации и механизмы, делал костюмы для аллегорических фигур.

Незаконченное полотно Святой Иероним (1481, Музей Ватикана, Рим) показывает святого в момент покаяния в сложном повороте со львом у его ног. Картина была написана черными и белыми красками. Но после покрытия ее лаком в 19 в. цвета превратились в оливковые и золотистые.

Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна Крестителя и ангела в пейзаже – новый мотив в итальянской живописи того времени. В проеме скалы виден пейзаж, которому приданы возвышенно идеальные черты, и в котором показаны достижения линейной и воздушной перспективы. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.


ДАМА С ГОРНОСТАЕМ.
1485–1490.
Музей Чарторыских

Дама с горностаем (1484, Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых работ Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем. Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька – все говорит об авторстве Леонардо. Фон переписан другим художником.

Портрет музыканта (1484, Пинакотека Амброзиана, Милан). Закончено только лицо молодого человека, остальные части картины не прописаны. Типаж лица близок к лицам ангелов Леонардо, только исполнен более мужественно.

Еще одна уникальная работа была создана Леонардо в одном из залов дворца Сфорца, которая называется Ослиной. На сводах и стенах этого зала он написал кроны ив, чьи ветви затейливо переплетаются, обвязаны декоративными веревками. Впоследствии часть красочного слоя осыпалась, но значительная часть сохранилась и реставрирована.

В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5 × 8,6 м). Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня», и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре – Христос, изображенный на фоне среднего, самого большого проема задней стены, точка схода перспективы совпадает с его головой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо психологически отделил его одиночеством. Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой. Эти эксперименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина, в которой находилась трапезная, – все это сослужило печальную службу сохранности Тайной вечери . Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). К середине 20 в., когда Тайная вечеря пришла в плачевное состояние, приступили к научной реставрации: сначала был закреплен весь красочный слой, затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись Леонардо. И хотя произведение было сильно повреждено, но эти реставрационные работы позволили говорить о том, что этот шедевр эпохи Возрождения спасен. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения.

После падения власти Сфорца в 1499 Леонардо едет во Флоренцию, заезжая по пути в Мантую и Венецию. В Мантуе он создает картон с Портретом Изабеллы д"Эсте (1500, Лувр, Париж), выполненный черным мелком, углем и пастелью.

Весной 1500 Леонардо приезжает во Флоренцию, где вскоре получает заказ на написание алтарной картины в монастыре Благовещения. Заказ так и не был выполнен, но одним из вариантов считается т.н. Картон Бурлингтонского дома (1499, Национальная галерея, Лондон).

Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не сохранился). Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине . Эскизы Леонардо, ныне утраченные, показывали панораму битвы, в центре которой происходила схватка за знамя. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505, имели грандиозный успех. Как и в случае с Тайной вечерей , Леонардо экспериментировал с красками, в результате чего красочный слой постепенно осыпался. Но сохранились подготовительные рисунки, копии, которые отчасти дают представление о масштабе этого произведения. В частности, сохранился рисунок Питера Пауля Рубенса (1577–1640), на котором показана центральная сцена композиции (ок. 1615, Лувр, Париж).
Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы.


МОНА ЛИЗА.
Лувр, Париж

Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Теперь картина немного изменена: первоначально слева и справа были нарисованы колонны, теперь отрезанные. Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Есть что-то неуловимое, завораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук.

В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515). Предоставив Леонардо полную свободу действий, исправно платя ему, новые покровители не требовали от него определенных работ. Леонардо увлекается научными изысканиями, иногда обращаясь к живописи. Тогда был написан второй вариант Мадонны в скалах (1506–1508, Британская Национальная галерея, Лондон).


МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВ. АННОЙ.
Ок. 1510.
Лувр, Париж

Св. Анна с Марией и младенцем Христом (1500–1510, Лувр, Париж) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Последняя разработка этой темы осталась незаконченной.

В 1513 Леонардо едет в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X (1513–1521), но вскоре теряет благосклонность папы. Он изучает растения в ботаническом саду, составляет планы по осушению Понтинских болот, пишет заметки к трактату об устройстве человеческого голоса. В это время им создан единственный Автопортрет (1514, Библиотека Реале, Турин), исполненный сангиной, показывающий седовласого старого человека с длинной бородой и пристальным взглядом.

Последняя картина Леонардо также была написана в Риме – Святой Иоанн Креститель (1515, Лувр, Париж). Св. Иоанн показан изнеженным с соблазнительной улыбкой и женственными жестами.

Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник, инженер и архитектор короля». Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519, оставив по завещанию свои рисунки и бумаги Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Но после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть утеряна, часть хранится в разных городах, в музеях мира.

Ученый по призванию Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев, и создал т.н. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Он создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. Интересны его исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. camera – комната, obscurus – темный) – закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок; лучи света отражаются на матовом стекле, находящимся на другой стороне ящика, и создают перевернутое цветное изображение, использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов). В рисунках Леонардо есть проект инструмента для измерения интенсивности света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое другое. Общаясь с математиком Лукой Пачоли, который написал учебник О Божественной пропорции , Леонардо увлекся этой наукой и создал иллюстрации к этому учебнику.

Леонардо выступал и как архитектор, но ни один из его проектов так и не был воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда.

Осталось большое количество рисунков Леонардо, сделанных сангиной, цветными мелками, пастелью (именно Леонардо приписывается изобретение пастели), серебряным карандашом, мелом.

В Милане Леонардо начинает писать Трактат о живописи , работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. В этом многотомном справочнике Леонардо писал о том, как воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективе, пропорциях, анатомии, геометрии, механике, оптике, о взаимодействии цветов, рефлексах.


Иоанн Креститель.
1513-16

Мадонна Литта
1478-1482
Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Россия

Леда с лебедем
1508 - 1515
Галлерея Уфици, Флоренция,
Италия

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике. Живописец, скульптор, архитектор – он был естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий для последующих поколений. Это была величайшая личность эпохи Возрождения.

"Витрувианский человек" - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI). Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.

Рождение художника

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).


Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)


Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын , принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Картины


Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.


Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Тайна гения

Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.

Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.

Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.

Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) «Код да Винчи» (Da Vinci Code) и одноименный фильм.

  • В возрасте 24-х лет вместе с тремя флорентийскими юношами был обвинен в содомии . Компанию оправдали за отсутствием доказательств.
  • Маэстро был вегетарианцем . Людей, потребляющих животную пищу, называл «ходячими кладбищами».
  • Шокировал современников привычкой внимательно разглядывать и детально зарисовывать повешенных. Изучение устройства человеческого тела считал важнейшим из занятий.
  • Есть мнение, что маэстро разрабатывал для Чезаре Борджиа не имеющие вкуса и запаха яды и устройства прослушки из стеклянных трубочек.
  • Телевизионный мини-сериал «Жизнь Леонардо да Винчи» (La vita di Leonardo da Vinci), снятый Ренато Кастеллани (Renato Castellani), получил награду «Золотой глобус» .
  • назван в честь Леонардо да Винчи и украшен огромной статуей, изображающей мастера с моделью вертолета в руках.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Творчество Леонардо Да Винчи Выполнила ученица 9 класса Земцева Александра Ст. Новотроицкая 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

Леонардо да Винчи итальянский ученый, изобретатель, художник, писатель. Один из ярчайших представителей эпохи Возрождения. Многими исследователями считается самым гениальным человеком всех времен и народов.

3 слайд

Описание слайда:

Биография Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в небольшом селе Анкиано, что невдалеке от Флоренции. Его отец Пьеро был нотариусом, мать Катерина – простой крестьянкой. Вскоре после рождения Леонардо его отец покинул семью, женившись на богатой женщине. Первые годы Леонардо провел с матерью. Затем отец, который не смог завести детей со своей новой женой, забрал мальчика на воспитание к себе. Когда ему исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Отец вновь женился, и вновь остался вдовцом. Его попытки заинтересовать сына нотариальным делом не увенчались успехом.

4 слайд

Описание слайда:

В юношеском возрасте Леонардо начал демонстрировать незаурядный талант художника. Отец отправляет его во Флоренцию, в мастерскую Андреа Верроккьо. Здесь он освоил гуманитарные науки, химию,черчение, металлургию. Активно подмастерье занимался скульптурой, рисованием, моделированием.

5 слайд

Описание слайда:

Когда Леонардо исполнилось 20 лет (в 1473 году) Гильдия Святого Луки присвоила Леонардо да Винчи квалификацию мастера. Тогда же Леонардо приложил руку к созданию картины «Крещение Христа», которую писал его учитель Андреа дель Верроккьо. Кисти да Винчи принадлежит часть пейзажа и ангел. Уже здесь проявляется натура Леонардо как новатора, - он использует масляные краски, которые в Италии в то время были новинкой. Верроккьо поручает талантливому ученику заниматься заказами на картины, а сам сосредотачивается на скульптуре. Первой самостоятельно написанной картиной Леонардо стало полотно «Просвещение».

6 слайд

Описание слайда:

После этого начинается период жизни, который характерен увлечением художника образом Мадонны. Он создает картины «Мадонна Бенуа», «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна Литта». Сохранился целый ряд незавершенных эскизов на эту же тематику.

7 слайд

Описание слайда:

В 1481 году монастырь Сан Донато а Скопето заказал Леонардо картину «Поклонение волхвов». Работа над ней была прервана и заброшена. Уже в то время да Винчи «славился» своей склонностью внезапно бросать работу недоделанной. Властвующее во Флоренции семейство Медичи не благоволило художнику, поэтому он принял решение уехать из города.

8 слайд

Описание слайда:

В 1482 году Леонардо отправился в Милан ко двору Лодовико Сфорца, где играет на лютне. Художник рассчитывал получить в лице Сфорца надежного покровителя, предлагая для этого свои услуги в качестве изобретателя оружия. Впрочем, Сфорца был поклонником не открытых конфликтов, а интриг и отравлений.

9 слайд

Описание слайда:

В 1483 году да Винчи получает свой первый в Милане заказ, - на роспись алтаря от францисканского братства Непорочного зачатия. Спустя три года работа была закончена, а затем еще 25 лет длилось судебное разбирательство по поводу оплаты работы.

10 слайд

Описание слайда:

Вскоре начинают поступать заказы и от Сфорца. Леонардо становится придворным художником, пишет портреты и работает над статуей Франческо Сфорца. Саму статую так и не удалось завершить – властитель принял решение пустить бронзу на изготовление пушек.

11 слайд

Описание слайда:

В Милане Леонардо приступает к созданию «Трактата о живописи». Эта работа длилась до самой смерти гения. Да Винчи изобретает прокатный стан, машину для производства напильников, станок для выделки сукна. Все эти ценные изобретения не заинтересовали Сфорца. Также в этот период Леонардо создает эскизы храмов, принимает участие в возведении Миланского собора. Им была разработана городская канализационная система, проведены мелиорационные работы.

12 слайд

Описание слайда:

В 1495 году начинается работа над «Тайной вечерей», которая заканчивается через 3 года. В 1498 году заканчивается роспись Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско.

13 слайд

Описание слайда:

В 1499 году Сфорца утрачивает власть, Милан захватывают французские войска. Леонардо приходится покинуть город, и в следующем году он возвратился во Флоренцию. Здесь он пишет картины «Мадонна с веретеном» и «Св.Анна с Марией и младенцем».

14 слайд

Описание слайда:

В 1502 году Леонардо становится архитектором и лавным инженером на службе у Чезаре Борджиа. В этот период да Винчи проектирует каналы для осушения болот, создает военные карты.

15 слайд

Описание слайда:

В 1503 год начинается работа над портретом Моны Лизы. Следующее десятилетие Леонардо мало пишет, стараясь отдавать больше времени анатомии, математике и механике.

16 слайд

Описание слайда:

В 1513 году Леонардо переходит под покровительство Джулиано Медичи и приезжает с ним в Рим. Здесь в течении трех лет он изучает изготовление зеркал, математику, исследует человеческий голос и создает новые рецептуры красок. В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. Здесь он работает над мелиорацией, гидрографией и очень часто общается с королем Франциском I.

17 слайд

Описание слайда:

2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет, Леонардо да Винчи умер. Его тело было погребено в церкви Сен Флоран-тен, но могила в ходе многолетних войн была утрачена.

18 слайд

Описание слайда:

Крещение Христа. Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Правый из двух ангелов - работа Леонардо да Винчи. 1472-1475 Однако проведенный сотрудниками Уффици анализ показал, что работа выполнена коллегиально тремя или даже четырьмя художниками в соответствии с традициями еще средневековых мастерских. Очевидно, главную роль среди них сыграл Боттичелли. Принадлежность фигуры левого ангела кисти Леонардо не вызывает сомнений. Он же написал и часть пейзажа – за спиной ангела у края композиции.

19 слайд

Описание слайда:

Благовещение, 1478-1482. Отсутствие документальных свидетельств, подписей и дат на картинах сильно затрудняет их атрибуцию. К началу 1470-х относят два «Благовещения», которые, судя по вытянутому по горизонтали формату, представляют собой алтарные пределлы. То из них, что хранится в собрании Уффици, включают в ряд немногочисленных ранних работ Леонардо да Винчи. Его суховатое исполнение и типы лиц Марии и ангела напоминают произведения Лоренцо ди Креди, товарища Леонардо по мастерской Верроккьо.

20 слайд

Описание слайда:

Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478 В этом изображении молодой женщины, лицо которой отмечено выражением задумчивой сосредоточенности, можно обнаружить подобное же сочетание традиционных черт с предвестием нового. Живописная манера художника Леонардо да Винчи еще отличается здесь несколько дробной детализацией, но образ модели дамы Джиневры де Бенчи уже окружен своеобразной поэтической атмосферой, чему содействует необычный по своей трактовке пейзажный фон.

21 слайд

Описание слайда:

Витрувианский человек.1492 Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних"). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

22 слайд

Описание слайда:

Мадонна в скалах, 1480-1490-е Большой живописный заказ Леонардо да Винчи получил в Милане уже 25 апреля 1483. Вместе с братьями он должен был исполнить алтарную картину для капеллы Непорочного. Текст договора сохранился полностью. По обыкновению, Леонардо в срок работу не исполнил, но картину уже можно было продемонстрировать заказчикам, и мастер потребовал оплату, однако ничего не получил, так как монахи сочли условия договора нарушенными. Леонардо забрал картину и более чем на двадцать лет оказался втянут в судебные разбирательства. Эта первая большая композиция мастера – «Мадонна в скалах» исключительна по своему художественному совершенству и смысловой значимости. Написанная на сюжет из апокрифа, она производит впечатление мистерии, в основе которой «стремление... проникнуть в тайну рождения, жизни и смерти, тайну природы»

23 слайд

Описание слайда:

Дама с горностаем, 1483-1490 Существует еще несколько портретов, исполненных с присущей Леонардо элегантностью, но композиционно они решены проще и не имеют той душевной подвижности, которая делает завораживающим образ Чечилии. Это «Женский портрет» в профиль. К бесспорным произведениям Леонардо да Винчи миланского периода относится также «Дама с горностаем» (Краков, Музей Чарторыских) – портрет Чечилии Галлерани, возлюбленной Моро.

24 слайд

Описание слайда:

Портрет музыканта, 1485-1490 Картина «Портрет музыканта» начата художником Леонардо да Винчи на рубеже 90-х годов 15 века. Авторство Леонардо да Винчи оспаривается; предполагается, что великий живописец начал работу, но в дальнейшем над портретом работал его ученик Амброджо де Предис, впрочем, картина «Портрет музыканта» так и осталась незавершенной.

Леонардо да Винчи — один из великих гениев всех времен, значительно опередивший свою эпоху. Этот итальянский учёный эпохи Возрождения (Ренессанса) был не только выдающимся художником и скульптором, но и учёным, исследователем тайн многих наук. Он родился в небольшом поселке Винчи в 1452 году. Уже в молодые годы да Винчи написал прекрасные картины «Благовещение» и «Поклонение волхвов». Позже из-под его кисти вышли такие великолепные произведения, как настенная роспись «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грацие, портрет Моны Лизы, «Св. Иоанн Креститель», «Бахус». На протяжении всей жизни да Винчи делал заметки по теории искусства (после смерти мастера эти записи были собраны и изданы под названием «Трактат о живописном»).

Леонардо да Винчи — гениальный художник.

Леонардо да Винчи — автор многих превосходных произведений, которые всегда будут восхищать любителей искусства. Один из выдающихся созданных им образов — портрет Моны Лизы дель Джокондо, написанный между 1503 и 1506 годами — можно увидеть в Лувре. В С.-Петербургском Эрмитаже находится другое прекраснейшее его творение — «Мадонна Литта». Многие работы гениального творца остались незаконченными, так как его в большей степени интересовала глубина процесса творения, чем эффект завершенности. Неповторимость Леонардо да Винчи проявилась и в том, что его главным образом интересовали черты лица, постановка фигуры, движение, правильное, естественное изображение предметов, светотень и перспектива. До того, как начать картину либо ваять скульптуру, мастер делал множество набросков, которые затем использовал в ходе работы. Сегодня они ценятся не меньше, чем готовые полотна великого художника.

Леонардо да Винчи — изобретатель.

Еще в молодые годы Леонардо да Винчи начал проводить научные исследования. Круг его интересов чрезвычайно широк: анатомия, ботаника, математика, физика, астрономия, оптика, гидравлика, инженерия, архитектура, музыка и поэзия. Да Винчи разработал проекты множества изобретений, придумав, в частности, прототипы вертолета, парашюта, бронепоезда, подводной лодки, текстильного станка, гидравлического пресса, прокатного стана (машины, придающей необходимую форму и размер металлическим изделиям), токарного станка, шлифовального станка, вентиля, помпы. К сожалению, гениальные достижения ученого не изменили хода развития техники, так как он отказался от опубликования своих необычных проектов.

Хронология.

1452 — родился в поселке Винчи;
1467 — становится учеником А. дель Верроккъо во Флоренции;
1482/83-1499 — работа в Милане, при дворе Л. Сфорца;
1500-1506 — жизнь и работа во Флоренции;
1503-1506 — работа над портретом Моны Лизы;
1513-1516 — жизнь и работа в Риме, под покровительством Д. Медичи, брата папы Льва Х;
1517 — переезд во Францию, строительство очистительных систем на Луаре;
1519 — смерть в Амбуале.

Знаете ли вы, что:

  • Леонардо да Винчи прославился не только гениальными картинами, но и научными открытиями, опередившими его эпоху.
  • В период работы при миланском дворе Леонардо да Винчи написал портрет Сесилии Галлерани, известный под названием «Дама с горностаем».
  • Потрет флорентийки Моны Лизы дель Джокондо замечателен прежде всего таинственной полуулыбкой женщины.
  • Множество рисунков великого мастера свидетельствуют о его увлечении, например, анатомией и механикой.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных
предметов»
Научно­исследовательский проект:
«Леонардо да Винчи.
Человек­эпоха. Человек­загадка»
Исполнитель:
Данилова Катя
ученица 3 класса «А»
Руководители:
классный руководитель­
Долгополова Раиса Григорьевна,
Каменск­Уральский
2017г.

Введение.
Содержание.
I.
II.
Жизненный путь Леонардо да Винчи.Картины художника
Изобретения Леонардо да Винчи
III.Литературное творчество Леонардо: загадки, притчи
Заключение.
Список литературы.

Введение.
На уроках изобразительного искусства и окружающего мира мы часто
знакомимся с картинами русских и зарубежных художников. Мне захотелось
поподробнее узнать о жизни и творчестве человека, который написал известную
во всём мире картину «Джоконда»
Тема моего исследования:"Леонардо да Винчи. Человек ­ эпоха. Человек ­
загадка"
Актуальность:Не секрет, что в наше время уже мало кто интересуется
живописью и творчеством старых художников. Поэтому своей работой я хотела
бы как можно больше узнать о них и конечно заинтересовать других на примере
великого художника Леонардо да Винчи.
Цель: знакомство с многогранным талантом Леонардо да Винчи.
Задачи: познакомиться с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи, его
картинами, изобретениями, литературным творчеством.
Объект исследования: художественная культура эпохи Возрождения (это

Предмет исследования: творчество художника.
Гипотеза: в чём гениальность Леонардо да Винчи?
План исследования: Прочитать о жизни художника, его творческом росте,
рассмотреть картины;
прочитать загадки, притчи, написанные Леонардо да Винчи;
изобретения Леонардо да Винчи.
Методы исследования: чтение книг, статей; поиск информации в интернете,

I.
Основная часть
1.1 Жизненный путь Леонардо да Винчи. Картины художника.
Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый всё это Леонардо да
Винчи. Леонардо да Винчи ­ великий, загадочный, притягивающий. Такой
далекий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна
судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми,
событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет
достаточно.

незаконнорожденный сын нотариуса и местной крестьянки Катерины.
Его родителями были 25­летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка
Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец
вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным,
и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью
Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. В Италии
того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным
наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в
дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла
при родах. Отец женился повторно - и снова вскоре остался вдовцом. Он
прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить
Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами
общества.

В 1467году в возрасте 15 лет Леонардо поступает подмастерьем к знаменитому
флорентийскому живописцу и скульптору АндреадельВерроккио. Здесь он
освоил гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию. Активно
подмастерье занимался скульптурой, рисованием, моделированием.Через 5 лет
он получает звание мастера живописи и пишет свою первую картину ­
"Благовещение".
Леонардо обладал недюжинной силой и мог играючи завязать подкову в узел. Он
искусно играл на арфе, пел и был очень обходительным. Он обладал
неотразимой внешностью. Современники, взирая на его ниспадающие золотисто­
каштановые локоны, восклицали: "ни с чем не сравнимое великолепие его
чрезвычайной красоты, дарует безмятежность всякой печальной душе".
Одновременно, он обладал удивительным чувством юмора и даже в зрелом
возрасте мог самозабвенно смеяться и шутить. Обосновавшись в Ватикане, во
дворце Бельведер, он стал всем рассказывать, что у него дома живет настоящий
дракон. Это была ящерица, которой он искусно приделал рога, бороду и крылья.
В 1481году Леонардо получил первый большой заказ ­ алтарный образ
"Поклонение волхвов" для монастыря, находящегося в окрестностях
Флоренции.
У Леонардо было много друзей и учеников.
Женат он не был.
У него была собственная мастерская во Флоренции в 1476-1481 годах.
В 1481 году да Винчи выполнил первый в своей жизни большой заказ -
алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря, находящегося
неподалёку от Флоренции.
В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом,
создал серебряную лиру в форме конской головы.
1482год – Леонардо да Винчипереезжает из Флоренции в Милан.
Герцог ЛодовикоСфорца ­ правитель Милана ­ заказывает Леонардо фреску
"Тайная вечеря" для монастыря Санта­Мария деллеГрацие.

1499год. ­ Вторгшиеся в Милан французы свергают Сфорца, и Леонардо
возвращается во Флоренцию.
1503год. ­ Леонардо начинает работу над портретом ("Мона Лиза"), который
станет одной из самых знаменитых картин в истории живописи.
Мадонна стала воплощением ренессансного идеала совершенства, красоты,
одухотворенности. Слово "Мадонна" в переводе означает ­ "Моя госпожа".
Перед вами картины: "Мадонна Бенуа", "Мадонна Лита", "Мадонна с гранатом",
"Мадонна", "Мадонна в скалах", "Мадонна с гвоздикой", "Благовещение".
Качество картины впечатляет, в ней на высочайшем уровне сведены воедино все
достижения эпохи Возрождения. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом,
взгляд направлен на зрителя, известная поза «контрпосто», пирамидальная
композиция… Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев
накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Приемом
«сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал
очертания воздуха, воскресил игру света и тени. В этом и есть главная ценность
творения да Винчи «Мона Лиза».
Мона Лиза или Джоконда ­ полотно великого художника Леонардо да
Винчи является самым загадочным произведением живописи на сегодняшний
день. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные
искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой
картине. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал
это полотно? Если верить всё тем же биографам, Леонардо, в то время когда
рисовал данную картину держал вокруг себя различных музыкантов и шутов,
которые развлекали модель и создавали особую атмосферу, поэтому полотно
получилось столь изысканным и непохожим на все другие творения этого
автора.
Одной из загадок является то, что под ультрафиолетовым и инфракрасным
излучением эта картина выглядит совершенно другой. Изначальная Мона Лиза,
которую откопали под слоем краски при помощи специальной камеры,

отличалась от той, что сейчас видят в музее посетители. Она была более
широколицей, более подчёркнутая улыбка и другие глаза. Величие картины,
которое передаётся зрителю, является результатом ещё и того, что сначала
художник нарисовал пейзаж а уж поверх него саму модель. В результате (было
так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была
сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. На
восприятие также действует и существующий контраст между нежными
изгибами и цветами женщины и причудливым пейзажем позади, будто
сказочным, одухотворённым, с присущим мастеру сфумато. Таким образом он
совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт
невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно. Ко времени написания
шедевр. Картина действует как гипноз, неуловимые для глаза секреты живописи,
таинственные переходы от света к тени, притягивающаядемонич­
ность улыбки, действуют на человека как взгляд удава на кролика.
Секрет Джоконды связывают в точнейшем математическом расчёте Леонардо,
который к тому времени разработал секрет формулы живописи. При помощи
этой формулы и точных математических расчетов, из под кисти мастера вышла
ужасающая по силе работа. Сила её очарования сравнима с живым и
одушевлённым, а не нарисованным на доске. Возникает такое чувство, что
художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув
фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. В одно мгновение он поймал её лукавый
взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось
в картине. Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не
суждено и останется секретом навсегда.
Леонардо да Винчи ­ непревзойденный мастер живописи и графики.
В 1508 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо
Веккио во Флоренции ­ на сюжет состоявшейся в 1440 году битвы при Ангиари,

в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану. Работа была
незавершена, остались только копии – «Битва при Ангиари»
«Тайная вечеря.»
Леонардо да Винчи выбрал для изображения момент после роковых слов
Иисуса: "Один из вас предаст меня". Вместо религиозного таинства художник
передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого
апостола, пораженного словами Учителя в самое сердце.
Леонардо да Винчи пробует себя в различных направлениях и практически везде
достигает невиданных положительных результатов, но никак не может найти так
необходимой ему, благоприятной обстановки в Италии того времени. Поэтому с
большим удовольствием в 1517 году принимает приглашение французского
короля Франциска I на должность придворного живописца и прибывает во
Францию. Подорванные силы художника были на пределе и по истечению двух
лет, 2 мая 1519 года, Леонардо да Винчи умер в замке Кло­ ­Люсе, недалеко
от Амбуаза, во Франции. Но несмотря на короткий жизненный путь Леонардо да
Винчи стал признанным символом эпохи Возрождения.
Памятник Леонардо да Винчи установлен посреди площади Ла Скала в 1872
году. Работа скульптора ПьетроМаньи.Памятник представляет собой
постамент, на котором стоит Леонардо да Винчи. Ниже Леонардо да Винчи
находятся четверо его учеников.
I.2 Изобретения Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи ­ одна из самых многогранных личностей в истории эпохи
итальянского Возрождения. О нем написано очень много, но до сих пор он
является самой загадочной фигурой того времени. Он смог прославить себя как
великий художник и предсказатель, но больше всего поражают его удивительные
изобретения.
Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто
изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени ­ например,

что­то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но
мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей.
Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с
очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно
собирается в сосуд, а когда тот окажется переполненным, начинает выливаться
на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, "немедленно
проснется, чтобы приступить к делам". Лишь очень немногие изобретения ему
удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты
устройств для различных праздников, но эти приспособления были настолько
недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.
В те времена люди мечтали летать как птицы. Но Леонардо да Винчи не просто
хотел этого, он начал работу над разработкой аппаратов, которые смогли бы
поднять человека в небо. Сначала он создал то, что сегодня считается
прототипом вертолета. В его эскизах был изображен винт, который мог быть
приведен в действие силой четырех человек.Вскоре Леонардо да Винчи решил
обратиться к проверенному способу полета. Для этого он стал тщательно
изучать анатомическое строение стрекозы и её крыльев, а со временем
спроектировал большое «крыло стрекозы». Он установил, что длина крыльев
для полета человека должна быть не менее 12 метров. Но и эта попытка
потерпела крах.
После этого. Леонардо да Винчи приступил к разработке другой летательной
машины, которая была чем­то похожа на современный парашют. Он
прикреплялся к спине человека таким образом, чтобы он мог маневрировать во
время полета. Но и этот аппарат не взлетел. Только через несколько сотен лет
этот чертеж был преобразован в парашют.
Кроме этого, Леонардо увлекался разработками военно­технического
оборудования. Одной из по­настоящему гениальных идей была разработка
железной колесницы в виде перевернутых тарелок вооруженных пушками. Он
первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи

огнестрельных орудий, изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк,
пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло
(за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, мощные
подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты.
Леонардо да Винчи ­ гений, чьи изобретения, безраздельно принадлежат как
прошлому, настоящему, так и будущему человечества. Он жил, опережая время,
и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то
история Европы, а возможно и мира, была бы другой: уже в 15 веке мы
разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках.
Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками
почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что
многочисленные его изобретения используются даже спустя века после его
рождения.
В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков,
посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие
тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних
органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии
Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во
многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».
К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических
анатомических зарисовок поперечных срезов ноги. Впоследствии Леонардо
создал целую систему изображений органов и частей тела в поперечном сечении.
Этот прием стал широко использоваться при изучении анатомии человека.
Наиболее активно Леонардо да Винчи работал в 1510­1511 гг.
Вскрытия он производил с помощью анатома Торре в больницах Северной
Италии. Имеется более 200 листов анатомических рисунков Леонардо да Винчи,
которые составляют 13 томов.

Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо
да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению
скелета: "Природа не может заставить двигаться животных без механических
инструментов...". Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой
скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи.
По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности,
головного мозга даны схематично. В комментариях к своим записям он
указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и
чувствительные порции.
Открытия в медицине:






Поперечное сечение черепа
Плод в чреве матери
Описание клапана правого желудочка сердца
Стеклянные модели органов
Атеросклероз
Очки
Кроме того, к открытиям Леонардо да Винчи относятся открытия в ботанике:




Законы филлотаксии (расположение листьев на стебле)
Законы гелиотропизма и геотропизма (влияние солнца и гравитации на
растения)
Определение возраста растений (по структуре стебля); возраст деревьев
(по годовым кольцам)
и геологии:



Карта Северной Италии
Объяснение морских отложений, найденных в горах Италии
Открытия в физике:


Инструмент для измерения интенсивности света
Закон инерции (позднее 1 закон Ньютона)
А также:
Механическая пила; механическая колесница; машина для пробивания
отверстий в заготовках и чеканки монет; конструирование каналов, шлюзов,
плотин; землечерпалка; домкрат; подъемный кран; насос с центрифугой;
шлифовальная машина; масляная лампа; цепная передача; прядильный станок;
летательная машина; парашют; спасательный круг; будильник; водоходы.
I.3 Литературное творчество Леонардо: загадки, притчи
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано
осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики.
Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в
хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да
Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно
обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял
мысли об издании своих трудов.
Среди его рукописей сохранились притчи.
Сказка­притча "Орешник и Вяз" рассказывается о самодовольном Орешнике,
который был горд своим урожаем и потому с пренебрежением относился к
своему соседу и был готов сжить его со света. Но случилась беда: мимо
проходили солдаты, они сорвали спелые орехи, поломав при этом ветви. А Вяз,
вместо того чтобы радоваться, посочувствовал присмиревшему Орешнику.

После чего тот еще долго сокрушался и залечивал раны, а добрый Вяз
продолжал разрастаться.
"Бритва" Леонардо да Винчи рассказывает о бритве, которой не было равных
ни в красоте, ни в мастерстве, но вот она предается самолюбованию, с
гордостью говоря о своей красоте и способностях, и уходит от заботливого
цирюльника, который ее холил и лелеял, заботился и содержал в порядке.
Посчитав, что ей не место в "какой­то цирюльне", она уходит на мир поглядеть,
да себя показать. Но прошло время, и беглянка обнаружила, что её когда­то
нежное, начищенное до блеска лезвие из­за дождей и отсутствия ухода, но
главное из­за того, что она, больше не трудилась, покрылась ржавчиной и не
отражала больше солнечных лучей, как когда­то, она никому не была нужна.
Осознав свою ошибку, Бритва принялась горько плакать и сожалеть о том, что
поддалась соблазну. Но было уже поздно!
В конце текста автор открыто поучает: "Та же участь ожидает всякого, кто
наделен талантом, но не развивает и не совершенствует свои способности, а
чрезмерно возносится и предается самолюбованию".
И ведь действительно, это так: самонадеянная Бритва желала невозможного и не
понимала, что лучше, чем у брадобрея, ей не будет нигде. А она пренебрегла
своим предназначением служить людям, приносить радость и им и себе, а
отдалась в руки губительному самолюбованию, от которого нет никакой пользы.
Наоборот, она принесла вред только себе.
То же в жизни происходит и с талантливыми людьми, которые чрезмерно
возносятся, считая, что они достигли вершины совершенства, останавливаются в
своем развитии, и как следствие этого гибнут.
"Камень и дорога". В ней рассказывается о камне, который, оставшись в
одиночестве после гибели веселого соседа­ручейка, покинул свое родное,
спокойное, привычное место на вершине холма, решив, что от трав и цветов
"проку нет, разумнее жить бок о бок с собратьями на дороге, где жизнь бьет

ключом". Скатившись вниз, он оказался в дорожной толчее, где его грубо
отталкивали в сторону, топтали, пачкали коровьим пометом. И камню
оставалось только мечтать о возвращении назад. Куда девалась его былая
красота? Теперь он мечтал о былом покое, и даже одиночество было ему
желанно, но это было уже невозможно! Автор подводит нас к мудрости,
известной пословицы: "Что имеем ­ не храним, потерявши ­ плачем".
Загадки Леонардо да Винчи.
В литературе Ренессанса появляется жанр загадок­пророчеств, которые
использовал Леонардо да Винчи для развлечения двора Лодовико Моро.
Например:
1. Вещь, которая тем больше будет расти, чем больше у нее будут отнимать
(яма)
2. Можно будет увидеть формы и фигуры людей и животных, которые будут
следовать за этими животными и людьми, куда они ни побегут (тени)
3. Люди будут ходит и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет;
будут слышать того, кто не говорит (сон)
4. Человеческий род дойдет до того, что один не будет понимать речи другого
(т.е. немец ­ турка)
5. Будет великое множество тех, кто, забыв о своем бытие и имени, будут
лежать на останках других мертвецов (сон на птичьих перьях).
Афоризмы:
Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить
других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной
никчемности.
 В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим
делом, и в этой мудрости ­ высшая справедливость жизни.




Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести
искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства.
Живопись спорит и соревнуется с природой.
И для льва выдаются несчастливые дни, когда все идет шиворот­навыворот и
на каждом шагу подстерегают злоключения.
 Наука ­ полководец, и практика ­ солдаты.
Заключение.
Третий год жизни в Амбуазе 67­летний Леонардо провел в постели.23
апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении

учеников и своих шедевров в Кло­Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на
руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но
распространённая во Франции легенда нашла отражение в
полотнах Энгра, АнгеликиКауфмани многих других живописцев. Леонардо да
Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита
надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи,
величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знал, ибо не было никогда
человека, который принес бы столько чести искусству живописи. Это мастер,
который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.
Да все его творчество ­ сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю
жизнь, да и последующим поколениям останется.
Леонардо многое начинал, но ничего никогда не заканчивал, так как ему
казалось, что в тех вещах, которые были им задуманы, рука не способна
достигнуть художественного совершенства, поскольку он в своем замысле
создавал себе разные трудности, настолько тонкие и удивительные, что их даже
самыми искусными руками ни при каких обстоятельствах нельзя было бы
выразить.
На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее
развитие европейской цивилизации. Живописец, инженер, механик, плотник,
музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель ­ вот далеко не полный
перечень граней универсального гения. Археолог, метеоролог, астроном,
архитектор... Все это - Леонардо да Винчи. Его называли чародеем,
служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он
опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще
при жизни, великий Леонардо ­ символ безграничных устремлений
человеческого разума.
Для Леонардо да Винчи искусство и исследовательская деятельность были
взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и

фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира. Определенно можно
утверждать, что он был первым среди ученых, чьи исследования дополнялись
занятиями искусством.
Леонардо да Винчи­итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор)
и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из
крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример
«универсального человека»
Он буквально перевернул представление людей во всех аспектах жизни.
Он поистине заслуживает того, чтобы его назвали ГЕНИЕМ.
Величайшим деятелем своей эпохи!
Защитное слово.
Здравствуйте. Меня зовут Данилова Екатерина, я ученица 3
класса «А».
Я предлагаю вашему вниманию проект на тему "Леонрдо да
Винчи. Человек-эпоха. Человек-загадка".
Актуальность моего проекта в том, чтобы показать как всё-
таки важно и интересно помнить и интересоваться
творчеством русских и зарубежных художников.
Цель моей работы в том, чтобы максимально узнать и раскрыть
Леонардо да Винчи со всех сторон, так как он был не только
художником, а имел много других профессий.
Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, он был
скульптором, архитектором, инженером и учёным. Это меня
больше всего и заинтересовало. Как в одном человек могло
быть сразу столько талантов?!
Задача моего проекта была именно в том, чтобы собрать как
можно больше информации об этом великом человеке. Найти и
посмотреть все его работы и творения.

Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения. 1452год, 15
апреля в Тоскане (к западу от Флоренции) появился на свет
незаконнорожденный сын нотариуса и местной крестьянки Катерины. Талант к
рисованию проявился у Леонардо с самого детства.
Самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день
является полотно великого художника Мона Лиза или Джоконда. С ним
связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы
порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине. Кто такая
Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно? На
восприятие действует и существующий контраст между нежными изгибами и
цветами женщины и причудливым, будто сказочным,пейзажем позади. Таким
образом он совместил реальность и сказку в одно целое. Ко времени написания
данной картины Леонардо да Винчи достиг такого мастерства, что создал
шедевр. Картина действует как гипноз.
Леонардо да Винчи смог прославить себя как великий художник и
предсказатель, но больше всего поражают его удивительные изобретения.
Ему принадлежат открытия в медицине, в ботанике, геологии, физике.
До наших дней дошло и огромное литературное наследие Леонардо да Винчи в
рукописях: это притчи, загадки, афоризмы. Он поистине заслуживает того,
чтобы его назвали ГЕНИЕМ.
Леонардо да Винчи скончался, когда ему было 67 лет. Это мастер, который
поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.Всё его
творчество ­ сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и
последующим поколениям останется.
Спасибо за внимание!
Рецензия учителя на проектную работу
1.Название проекта « Леонардо да Винчи. Человек – эпоха. Человек – загадка.»

2. Подготовила:Данилова Катя, ученица 3 класса «А» МБОУ « СШ №1»
3. Руководитель проекта:Долгополова Раиса Григорьевна, учитель начальных
классов МБОУ «СШ 1» г. Каменска – Уральского
мама­ Данилова Анастасия Ивановна
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по
проекту:изобразительное искусство
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:информатика, окружающий
мир, внеурочная деятельность
6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: дети младшего школьного
возраста
7. Цель проекта:знакомство с многогранным талантом Леонардо да Винчи.
8. Дидактические цели.После завершения проекта учащиеся смогут:
­ расширить свои знания о великих художниках;
­ пополнить свой словарный запас;
­ получить навыки, умения работать с разными источниками информации;
­ развитие умений применять информационные технологии для оформления
результата своей деятельности (презентация, рисунок).
9. Задачи проекта.
познакомиться с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи, его картинами,
изобретениями, литературным творчеством.
10. Методы исследования: чтение книг, статей; поиск информации в интернете,
посещение картинной галарее (через интернет).
11. Продукт проекта:представила собранную и обработанную информацию в
виде сообщения;
12. Объект исследования: художественная культура эпохи Возрождения (это
период культурного развития европейских стран).
13. Предмет исследования:творчество художника.
14. Результаты исследования: знакомство с творчеством великого художника,
его картинами, его изобретениями, его вклад в области литературы.
15. Вывод. Данный проект позволил глубже узнать о жизни и творчестве
Леонардо да Винчи, по­иному посмотреть на его картины; отметить связь с
жизнью его притч и загадок.

Загрузка...
Top