Примеры работ по живописи. Проект «Удивительные возможности живописи

1

В статье рассматриваются некоторые вопросы работы акварельными красками на занятиях по живописи. Акварель привлекательна своей доступностью, чистотой цветовых отношений. При кажущейся простоте работы акварель - сложная техника станковой живописи. Особое внимание уделяется материалам, инструментам, технологическим аспектам акварельной живописи: методам лессировки, «алла прима», «по сырому». В работе над длительными этюдами чаще применяют первый. Для живописи на пленэре, в быстрых этюдах более подходит метод «алла прима». Необходимо понимать, что овладение мастерством акварельной живописи познается не по книгам. Все познается в длительной практической работе, на личном опыте. Поэтому практика является лучшим методом овладения техникой акварельной живописи.

инструменты

материалы для живописи

метод письма

акварельная живопись

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, - 1981. - 239 с.

2. Васильев А.А. Живопись натюрморта: акварель: Учеб. Пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2004. - 98 с.

3. Волков Ю.В. Работа над живописными этюдами. М.: Просвещение, 1984. - 31 с.

4. Скрипникова Е.В. Натюрморт: композиция, рисунок, живопись: учебное пособие / Е.В. Скрипникова, А.И. Сухарев, Н.П. Головачева, Г.С. Баймуханов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. - 150 с.

5. Скрипникова Е.В., Головачева Н.П., Сухарев А.И. Живопись натюрморта: Учебное пособие. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2015. - 92 с.

6. Щетинин И.Д. Акварель: Практическое руководство. Курган: Изд-во «ФОРТ ДИАЛОГ – КУРГАН», 2009. - 31 с.

Постановка проблемы

Техника акварели изучается студентами на факультетах искусств педагогических вузов на первом курсе. На занятиях по живописи перед студентами ставятся не только живописные задачи: нахождение общего колорита постановки, цветотоновых отношений предметов и фона, передачи объема предметов в определенных световых условиях, изучение законов и правил воздушной перспективы, но и композиции и рисунка. Во-первых, ставится задача научиться компоновать постановку: определять пропорции формата листа, находить размер изображения в нем, размещать предметы на изобразительной плоскости друг относительно друга. Во-вторых, научиться понимать и рисовать предметы различной конструкции и формы с учетом ракурса и линии горизонта, изучить законы и правила линейной перспективы. В нашей статье мы рассматриваем только вопросы технологии акварельной живописи: материалы, инструменты, различные технологические приемы.

Акварель привлекательна своей доступностью, чистотой цветовых отношений. При кажущейся простоте работы акварель - сложная техника станковой живописи. Чтобы освоить и понять ее, необходимо внимательное изучение материалов и инструментов (краски, бумаги, кистей). Ведь с этого начинается любой творческий процесс.

Акварель (от лат. aqua - «вода») - краски, разводи-мые водой, а в профессиональной художественной среде - и произведения живописи, выполненные такими красками. Красочные пигменты, используемые для приготовления аква-рельных красок, такие же, как и в других красках. Но пигмент акварели исключительно тонко помолот, доведен до состояния, когда, находясь в воде, он долго не оседает на дно. Клей - связующее вещество этого пигмента - должен растворяться в воде, быть бесцветным, эластичным. В качестве связующего в акварельных красках исполь-зуются различные растительные клеящие вещества (гуммиара-бик, декстрин, вишневый клей, мед и др.), также в них содержится пластификатор в виде глицерина. Глицерин не дает краске становиться хрупкой и пересыхать, так как удерживает влагу. В акварель иногда добавляют бычью желчь, чтобы она легко ложилась на бумажную поверхность и не скатывалась во время письма, антисептик (фенол), предотвращающий разрушение краски от плесени.

Акварельные краски легко растворяются в воде, поддаются смывке и дают прозрачный слой, не препятствующий отражению света от бумаги. Но одни краски обладают большей прозрач-ностью (кармин, алая, изумрудная зеленая и др.), они полнее раство-ряются в воде и более ровно ложатся на бумагу. Другие (кадмий жел-тый, лимонный и др.) обладают плотностью, «укрывитостью», образуя поверхностные покрытия.

Хранить акварельные краски лучше в прохладном месте, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы они не затвердевали от сухого воздуха.

Современная промышленность выпускает акварельные краски в большом ассортименте. И, как бы ни была богата палитра красок, их не хватило бы для передачи многообразия цветов окружающего нас мира. Художник расширяет цветовую палитру смешиванием красок, как механическим путем, так и оптическим - наложением одного слоя краски на другой. Надо изучить свойства различных красок, проверить их кроющие возможности, цвето- и светоустойчивость. Необходимо опробовать все возможные комбинации красок, как по отдельности, так и в смешениях друг с другом; понять, какие делают «грязь» в смесях, а на какие оттенки стоит обратить внимание.

«Чистая» акварельная живопись - это живопись красками без применения белил. Так как акварельные краски прозрачны, то «белилами» служит сама бумага (реже картон). Бумагу для акварельной живописи изготавливают разных сортов по плотности и по фактуре. Цвет, плотность, фактура бумаги имеют большое значение. Лучшей для акварели является плотная бумага с зернистой по-верхностью, которая хорошо проклеена и отбелена. Имеются сорта от мелкозернистой до грубой фактуры, напоминавшую мешковину. Фактура способствует глубине звучания цвета, дает возможность акварельной краске легко ложиться на поверхность листа ровными и прозрачными слоями, дольше удерживать влагу в порах. На такой бумаге можно выполнять многочасовые этюды, она позволяет также смывать неудавшиеся места. На бумагу с гладкой поверхностью краски ло-жатся плохо и легко смываются кистью при наложении последую-щих слоев, вести длительный этюд на ней трудно.

Равномерному распределению акварельной краски на поверхности бумаги мешает присутствие жировых пятен. Поэтому перед живописью бумагу необходимо промывать дистиллированной водой с использованием нескольких капель нашатырного спирта. Пожелтевшую бумагу можно отбеливать, если промыть ее тампоном, смоченным перекисью водорода.

Во время работы следует беречь белизну бумаги в светлых местах (блики, белые поверхности предметов и т.д.). Для сохранения светлых мест можно проскабливать записанные места лезвием бритвы, ножом, а на сырой поверхности - и черенком кисти. Другой способ - по-крыть сберегаемые светлые места и блики резиновым клеем. После окончания работы над этюдом клей легко снимается мягкой карандашной резинкой.

Цвет бумаги является фоном, всегда участвующим в построении колорита всей картины. Хорошей бумагой для акварельной живописи является бумага, имеющая высокий уровень белизны, так как ее поверхность хорошо отражает свет через слои красок и придает им яркость, выявляет нюансы тона. В акварельной живописи находит применение и предваритель-ное тонирование белой бумаги. Тонированная бумага объединяет живопись, создает колористический фундамент этюда. Ее тон зависят от решаемых художником задач. В акварели часто тонируют бумагу отварами кофе или цикория различной крепости. Красивые оттенки дает чай.

Чтобы бумага не коробилась от влаги, ее необходимо наклеить на планшет. На планшет накладывается увлажненная бумага, которая закрепляется сверху рамкой. При высыхании бумага натягивается ровно и не коробится. Для более долгого сохранения влажности бумаги под нее можно подложить влажный материал. Для небольших размеров акварельной бумаги можно использовать «стиратор». Стиратор - это планшет определенного размера и охватывающая его рамка большего размера.

На пленэре удобно работать на так называемых склейках. Склейка - это пачка листов, имеющая в основании плотный кар-тон или фанеру. Листы бумаги, проклеенные между собой на тор-цах, образуют блок. Использованный верхний лист снимается, от-крывая новый для работы.

Акварелисты традиционно пользуются беличьими, колонковыми и щетинными кистями, но в настоящее время есть хорошие кисти с искусственным волосом. Эти кисти практичны в работе, их волос не уступает колонковым, при этом они обладают повышенной изноустойчивостью, большей долговечностью. По форме они могут быть как круглые, так и плоские. В акварели наибольшее применение имеют круглые кисти. Лучшими считаются колонковые кисти, они более прочные и упругие, меньше мнутся. Качество кисти проверяется таким способом. Кисть опускают в воду, затем, вынув из воды, ее встряхивают. Если кончик кисти оказался острым, то кисть считается пригодной для работы.

Для живописи акварелью нужно иметь кисти разных размеров (от № 8 до № 16). Большая круглая кисть является основным инструментом в живописи акварелью. Ею можно наносить большие объемы краски или писать кончиком кисти. На первых порах можно обходиться большой кистью, с помощью которой художник работает свободно и широко, большими отношениями. По мере того как накапливается опыт работы акварелью и усложняются учебные и творческие задачи, художник должен расширять и набор кистей.

Большое значение для работы акварелью принадлежит палитре. Палитра должна иметь чистый белый цвет. Чтобы краска не впитывалась, палитра должна быть твердой, ровной и гладкой. Пользуются палитрой из белого стекла в деревянном обрамлении, снизу покрытой белой масляной краской, или из белого фарфора, фаянса. Использовать в качестве палитры можно белую керамическую плитку, тарелку, металлические пластины, покрашенные белой краской; также могут подойти пластмассовые палитры, они имеются в некоторых наборах акварельных красок.

Часто студенты в качестве палитры используют бумагу. Бумага для этих целей не годится. От воды бумага быстро приходит в негодность, размокает и затрудняет выполнение работы. Недостатком при работе с такой палитрой является то, что рыхлая размокшая бумага забирает из красочной смеси самое ценное - хорошо растворившиеся пигменты, связующие компоненты, в красочную смесь попадают частицы бумаги, клея и нежелательных химических веществ, что лишает ее прозрачности и дает в живописи «грязь».

Специальных мольбертов и этюдников для акварельной живописи не существует. Краски можно носить в любых плоских ящиках. Кисти желательно носить, отдельно завернув в тряпочку или уложить в «кистеноску». При ношении кистей в этюднике они портятся, теряют форму. Воду можно носить во фляжках с широким горлышком.

Кропотливая, обстоятельная подготовка материалов и инструментов для акварельной живописи не должна быть в тягость.

Существует несколько технологических способов работы акварельными красками. Но основными являются два способа: метод лесси-ровок и метод «алла прима». В работе над длительными этюдами чаще применяют первый. Для живописи на пленэре, в быстрых этюдах более подходит метод «алла прима».

Лессировка как метод многослойной живописи основан на использовании прозрачности акварельной краски, ее свойства оптического сложения цветов при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой. Путем наложения одного слоя краски на другой можно получать более насыщенные оттенки одного цвета, а также обра-зовывать сложные составные цвета. При методе лессировок глубина и насыщенность цвета достигаются путем последовательного пере-крытия хорошо просохшего прозрачного слоя другим слоем краски.

Длительный этюд методом лессировок ведут в определенной последовательности. Сначала делают легкий линейный рисунок карандашом или тонкой кистью каким-либо одним цветом, затем кистью прокладывают большие плоскости изображения, но не в пол-ную силу, а как предварительную колористическую подготовку для последующей живописи. С самого начала работы над этюдом надо стараться как можно вернее передать все отношения натуры. Необходимо установить связь между всеми цве-тами натуры, все время сравнивать тон краски по насыщенности и светлоте.

Во время работы следует постоянно сравнивать между собой цветовые отношения изображаемых предметов как в натуре, так и в этюде, причем по родству взаимных признаков: свет одного предмета сравнивать со светом другого, тень с тенью и т.д. Необходимо определить в натуре основные контрасты - места и предметы наиболее светлые и наиболее темные по силе тона, чтобы сразу установить различие между самым светлым и самым темным участком натуры. Чаще всего это бывает на переднем плане или специально выделяемых «главных» объектах натуры. Выполняя этюд, нельзя ограничиваться работой над одним каким-либо его местом, стараясь сразу закончить его, без всякой связи с остальным окружением. В природе все взаимосвязано, и нельзя правдиво взять цвет изображаемого предмета изолированно от окружающей его среды.

Вести этюд надо всегда по принципу - от общего к частному. Раскрыв легкими широкими прокладками весь этюд (кроме светлых мест и бликов), убедившись в правиль-ности взятых отношений, можно приступать к даль-нейшей работе - лепить форму предметов, прокладывать полу-тона, тени, рефлексы. В работе с акварелью целесообразно вести работу от светлого к темному. Обычно сначала изображаемые предметы покрывают широко легкими слоями красок, которые по силе тона соответствуют самым светлым освещенным местам изображаемых предметов. Затем наносят тени. После этого определяют полутона, сравнивая их между собой.

При методе лессировок красочный слой при всей его многослойности (желательно не больше трех слоев, иначе краски теряют прозрачность, получается так называемая грязь) должен оставаться тонким и прозрачным, чтобы пропускать через себя отраженный от поверхности бумаги свет. Уже при первой прописке необходимо четко наметить контрасты - наибольшие различия по светосиле и соотношению теплых и холодных тонов.

Корпусные, кроющие краски желательно использовать в конце работы для создания большей материальности, предметности, тя-жести. Следует помнить, что при высы-хании акварельные краски несколько теряют силу цвета - они светлеют примерно на одну треть своей первоначальной силы. Поэтому надо составлять нужные цвета более насыщенными, яр-кими, для того чтобы избежать вялости живописи.

Другой метод акварельной живописи - метод «алла прима», при котором пишут сразу, без последовательного наложения слоев краски, каждая деталь начинается и заканчивается в один прием. Все цвета берутся сразу в полную силу, что позволяет использо-вать механические смеси красок, т.е. составлять нужный цвет из нескольких красок на палитре. При работе методом «алла прима» не при-меняются многократные прописки. Такой метод более приемлем на пленэре. Чаще всего художники-акварелисты применяют оба метода.

Для создания легких переходов цвета, особенно в те-невых местах, в касаниях предметов и плоскостей надо, чтобы края наносимых мазков сливались. Для этого бумагу предварительно смачивают водой. Такой способ называется работой «по сырому».

Для замедления высыхания красок при работе можно пользо-ваться растворами глицерина, мыла или меда в воде, на которой раз-водят краски.

Необходимо понимать, что овладение мастерством акварельной живописи познается не по книгам. Все познается в длительной практической работе, на личном опыте. Поэтому практика является лучшим методом в овладении техникой акварельной живописи.

Рецензенты:

Медведев Л.Г., д.п.н., профессор, декан факультета искусств ОмГПУ, г. Омск;

Шаляпин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой рисунка, живописи и художественного образования Института искусств ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск.

Библиографическая ссылка

Сухарев А.И., Щетинин И.Д. ТЕХНОЛОГИЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21931 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

студентам 1 курса специальности «Живопись»

для самостоятельной домашней работы по живописи натюрморта

Перечень домашних заданий

по живописи натюрморта

Задание 1 . Натюрморт из предметов быта в технике гризайли

Задание 2. Натюрморт из предметов быта в цвете.

Задание 3. Натюрморт из предметов быта, близких по цвету

Задание 4. Натюрморт из предметов быта, контрастных по цвету

Задание 5. Натюрморт из белых предметов.

Задание 6. Натюрморт в интерьере.

Задание 7. Натюрморт на пленэре.

Пояснительная записка

В учебной программе по живописи для студентов 1 курса специальности "Живопись" значительное место отведено натюрморту: 36 часов в 1 семестре и 132 часа во 2 семестре. Еще 50% этого времени отводится на самостоятельную домашнюю работу. Предусматривается последовательное освоение натюрмортов, начиная с простых натурных постановок и заканчивая сложными тематическими натюрмортами. В постановках, составленных из предметов быта, решаются задачи, связанные с изучением светотени и тонального решения формы, цветовых отношений и колорита, то есть тех средств выразительности, которыми художник пользуется при создании произведения.

Простые, ясные геометрические формы, лежащие в основе изучения натюрморта, дают возможность студентам 1-го курса познакомиться со средствами и способами построения объёмного изображения на плоскости в связи с окружающей средой.

Овладение техникой акварельной живописи является обязательным требованием программы для 1 курса. Акварель обладает большими изобразительными возможностями, удобна и оперативна, позволяет использовать разнообразные технические приёмы.

Как на аудиторных практических занятиях, так и в самостоятельной домашней работе особое внимание обращается на приобретение знаний и навыков построения формы, умение видеть и передавать разнообразное состояние натуры в зависимости от условий освещения и правильную методическую последовательность ведения работы по живописи натюрморта.

При выполнении этюда натюрморта количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать следующие:

1) композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа;

2) линейно-конструктивное решение формы с учетом их пропорций, движения и пространственного положения;

3) определение общего цветового тона; передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре;

4) моделировка объемной формы предметов, выявление градаций светотени и их живописная проработка с учетом воздушной перспективы;

5) обобщающий этап работы над завершением этюда; выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда; подчинение всех частей изображения целому.

Цикл домашних заданий по живописи натюрморта в тесной связи с домашними заданиями по рисунку и композиции ведёт к развитию художественной наблюдательности, образного мышления, творческого воображения, чувства цвета и цветовых отношений.

В конечном итоге студенты должны обрести прочные знания по живописи натюрморта, необходимые для самостоятельной работы.


Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по МДК.02.02 «Технология разработки и защиты баз данных»

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов

Статья поможет спланировать самостоятельную работу студентов, используя предлагаемую таблицу для индивидуальной работы....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...


Горячая эмаль (от фр. email) - техника эмали, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

Существует несколько типов эмалей в зависимости от техники ее изготовления:

  • Миниатюра на эмали, финифть - техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка этот процесс художник-эмальер повторяет многократно.
  • Расписная (живописная) эмаль - на лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали. Поскольку эмаль накладывается фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей.
  • Перегородчатая эмаль - для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали.
  • Эмаль по скани (филиграни) - на металлическую поверхность напаивают растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют.
  • Выемчатая эмаль - на металлической пластине глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
  • Эмаль по гравировке является разновидностью техники выемчатой эмали.
  • Эмаль по гильошированному фону - разновидность техники эмали по гравировке. Гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы.
  • Эмаль по литью - изображение получают путём его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углубление на пластине заполняют эмалью.
  • Эмаль по рельефу - техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь.
  1. Если у вас есть опыт в карандашом, Вы можете смело приступить к обучению живописи;
  2. Если у Вас нулевой опыт, то сначала Мы рекомендуем Вам пройти в школе живописи для взрослых Базовый курс . По окончании этого курса Вам будет гораздо легче заниматься живописью;
  3. Если у Вас есть серьезный опыт в рисовании карандашом и красками, Вы можете приступить под руководством опытного преподавателя к созданию своего портрета, копированию мастеров или разработке своих идей.

Работы по живописи

Наталья Кудрявцева
3 месяца обучения (масло);
Настя Хохлова
3 месяца обучения (пастель)
5 месяцев обучения
(масло)
Настя Троснова
около 6-и месяцев обучения
(пастель)
Эля Грудина (12 лет)
6 месяцев обучения
(масло)
Катя Попова (16 лет)
8 месяцев обучения
(масло)
Таня Нигай (24 года)
7 месяцев обучения
(масло)
Елена Орлова
около 2-х лет обучения
(акварель)
Валя Швец (27 лет)
4 мес обучения
(пастель)
Валя Швец (27 лет)
8 мес обучения
(пастель)

Графика

Индивидуальный подход, применяемый в студии "Арт-Идея", предполагает, что преподаватель занимается с вами исходя из ваших целей и потребностей. В связи с этим вы можете совершеноствоваться в любой интересующей вас рисовальной технике, будь-то тонкая и прозрачная акварель или более пастозная техника масляной живописи. Также в школе живописи для взрослых вы можете познакомиться с нежнейшей пастельной техникой, глянцевой техникой гуаши, матовой темперой или техникой сухой кисти.

В школе Арт-Идея обучение живописи могут проходить взрослые и дети.

Школа живописи

Работы, выполненные мастихином



Приходя в школу живописи , мы обычно предполагаем, что будем рисовать на листе бумаги и кистью! Это наше обычное представление.Интересный факт: Итальянская школа живописи не рекомендует начинающему художнику использовать кисти. Вначале учатся вообще отображать что-то и только мастихином. Кисть уводит внимание в сторону мелочей, которые на ранней стадии обучения пока не нужны.

Изучение цвета - очень увлекательное занятие! Вам, наверное, приходилось слышать, что разные цвета по разному воздействуют на человека. Так красный цвет способен возбуждать, а синий успокаивает, жёлтый приносит радость, а зелёный гармонию. В жизни современного человека часто не хватает чистых ярких цветов, отсюда и подавленное настроение, и уныние. Обучение живописи в этом смысле является целебным для большинства людей, добавляя в их жизнь вибрацию и гармонию тех цветов, которых им не хватает! Есть даже такое направление - арт-терапия, где людей лечат с помощью цвета. Таким образом, занятия живописью часто гармонизируют не только душу, но и тело человека!

Обучение живописи проходит в Студии №1 (м. пл. Восстания) или Студии №2 (м. пр. Просвещения или м. Гражданский пр.)

1) Выбор темы:

в своей дипломной работе я обратилась к одному из видов изобразительного искусства - живописи. Темой работы был выбран пейзаж. Уместно привести высказывание известного русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина: « Картина должна быть полной иллюзией, а это невозможно достигнуть без всестороннего изучения избранных мотивов, к которым художник чувствует наибольшее влечение, которые остались в его воспоминаниях детства, т. е. пейзаж должен быть не только национальным, но и местным.» (Абельдяева И. Г. Школа изобразительного искусства. Вып.5. - М.,1962).

Критерием в выборе темы послужило моё личное отношение к местному морскому пейзажу. Желание передать в картине солнечное состояние, знакомый с детства вид Цемесской бухты, дополненный современными постройками морского порта.

2) Сбор материала:

картина - это создание целостного образа природы, это художественное обобщение, преобразование природы с помощью воображения художника. Невозможно живописно преобразовать то, о чём не имеешь представления. Поэтому созданию пейзажа всегда предшествует длительная работа над этюдами с натуры. «Следует смотреть на природу просто, внимательно, пытаясь понять её общее впечатление, и от него идти к деталям…» (Мастера советского искусства о пейзаже,1965).

Для выполнения работы был проведен сбор подготовительного материала. Это зарисовки, наброски карандашом, живописные кратковременные и длительные этюды, выполненные с натуры.

(Приложение А, рис. А1-А6). Основные достоинства пейзажного этюда - передача определённого состояния освещённости природы, влияния воздушной среды и значительного пространства. Этюды были выполнены в разное время года, разное время суток.

3) композиционно- колористическое решение:

Композиционная целостность живописного этюда зависит от взаимоотношения главного и второстепенного, от увязки всего изображения в единое произведение. При выделении композиционного центра художнику приходится сознательно обобщать детали, ослабить тон и силу цвета удаляющихся от композиционного центра предметов, подчинить главному все тоновые и цветовые отношения.

4) картон(подготовительный рисунок):

уточнив в этюдах и эскизах замысел, найдя линейную и цветовую композицию, нужно приступать к рисованию всей композиции на картоне или бумаге (Приложение А, рис.А7) . Картон выполняется в натуральную величину карандашом, углём. В нём оттачиваются и доводятся до завершённости композиционное решение, характер формы и пропорции предметов, задачи воздушной и линейной перспективы, определяется плановость пейзажа, прорабатывается композиционный центр. После этого рисунок с картона (через кальку или припорохом) переносится на холст.

5) Живопись на холсте:

после композиционных поисков и выполнения картона можно приступить и к живописи на холсте, начав с подмалевка, уточняя тональные и цветовые отношения, прокладывая тени, прорабатывая детали. Далее идет обобщение и завершение работы (Приложение А, рис. А8-А14).

Загрузка...
Top