Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры

Цель: развитие мыслительной активности учащихся, позволяющей им правильно принимать экономические целесообразные и социально ответственные решения; развитие способностей:

К системному анализу проблем и принятию целесообразных решений по ним;

К эффективному деловому взаимодействию в ходе коллективной работы по принятию решений;

К ответственности перед другими членами «семьи» за принятое решение; к привитию экономности, бережливости, предприимчивости.

Ход игры

Учащиеся делятся на группы по 7-8 человек и распределяют игровые роли: жена, муж, дочь, сын и т. д. Выбирают свою фамилию.

1-й этап (7-12 мин).

Составляют характеристику семьи, обсуждая вместе игровое имя, возраст, профессию, заработную плату (пособия, стипендия, пенсия) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговую сумму доходов всей семьи. Все эти данные заносятся в таблицу.

Каждая «семья» знакомит других участников игры, экспертов со своими членами семьи. Выступающим задают вопросы о составе семьи и ее доходах.

2-й этап (15-18 мин).

Необходимо спланировать близко к реальной жизни предстоящие расходы за один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Заполняют таблицу

Каждая «семья» представляет свои расходы и комментирует принятые решения. Отвечают на вопросы экспертов и других участников игры.

3-й этап (10-15 мин).

Каждая «семья» получает индивидуальную ситуацию. Необходимо принять решение и изыскать дополнительные доходы. «Семьи», обсуждая, принимают решения и рассказывают о них.

1. К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось и она решила погостить весь месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?

2. Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в своей семье.

3. Ваш супруг сломал ногу. Больничный лист в этом месяце не оплатили. Как вы будете изыскивать оплату квартиры и другие платежи?

4. Вам дали срочную путевку в санаторий. Ваша жена очень нуждается в лечении. Как вы спланируете эти дополнительные расходы?

4-й этап. Подведение итогов.

Высказывается «глава семьи» о поведении каждого «члена семьи». (Были ли в «семье» конфликты? Какие использовали аргументы? Как «семья» выходила из различных ситуаций? Какие испытывали трудности?)

Обсуждают игру и проводят мониторинг игры.

Высказывается эксперт, который подводит итог игры. Награждает «семьи», показавшие лучшие результаты.

Игра - конкурс «Поиграем в экономику»

Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.

Задачи: 1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;

2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;

3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.

Ход игры-конкурса

I Вступительное слово учителя:

Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. За каждое задание игроки получают монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет - выиграет.

Давайте вспомним, что же такое экономика?

Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика - это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Кто же впервые придумал слово «экономика»? (Аристотель).

Задание: Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». (Ответ: Экономика).

Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.

Вопросы:

1) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

2) Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

3) Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

4) Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)

5) Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)

6) «Кока-кола» по отношению к «пепси - кола» это кто? (конкурент)

7) Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)

8) Как называется лицевая сторона монеты?(аверс)

9) Как называется оборотная сторона монеты?(реверс)

10) Лицо торговой точки это что?(витрина)

11) Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт?(антилопа)

12) Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда?(репка)

Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

ЙЦТОВФАРЫВ (товар)

Экономические загадки-добавлялки:

На товаре быть должна

Обязательна …(цена)

Коль трудиться круглый год

Будет кругленьким…. (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги

Весной пора платить … (налоги)

Как ребенка нет без мамы,

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. .(весы)

Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в …(банке)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой.. (вклад)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(зарплату)

Мебель купили, одежду, посуду

Брали для этого в банке мы …(ссуду)

На рубль - копейки, на доллары - центы

Бегут-набегают в банке.. (проценты)

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Ав торы: Ширяева В.В., зам. директора по УР, Смирнова В.Н., преподаватель спецдисциплин, ГБОУ СПО МКМП

Методическая разработка

по профессиональной ориентации школьников

Экономическая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка»

Пояснительная записка

«Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец»

И.А. Крылов

Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессиональной деятельности. В современном мире насчитывается более 10 тысяч профессий.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (знаний, практических навыков, компетенций). Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Однако на этом пути школьники сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями, сложностями. Это связано с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые предъявляются к работающим.

На сегодняшний день в профориентационной работе актуально взаимодействие старшей ступени школы с образовательными учреждениями системы СПО. Целью этого взаимодействия является оказание профориентационной поддержки учащимся школ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение студентов в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом потенциальных работодателей.

Новизна представленной разработки заключается в том, что она отличается от традиционных, наиболее часто используемых форм проведения профориентационной работы (профтестирование, экскурсии на производство, ярмарки профессий и т.п.). Проведение профориентационной работы в форме деловой игры:

1. усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком понимании мира профессий;

2. является весьма продуктивной и эффективной;

3. активизирует творческую, познавательную деятельность школьников в области выбора профессии;

4. способствует закреплению уже приобретенных знаний о профессиях в рамках школьных уроков по профессиональному самоопределению.

Представленная деловая экономическая игра имеет практическую значимость не только для совершенствования профориентационной работы. Также она может завершать учебный школьный курс «Основы предпринимательской деятельности». Игра может проводиться автономно или включаться в серию тематических игр.

Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление и развитие предпринимательской деятельности.

Одним из направлений деятельности ГБОУ СПО МКМП является подготовка выпускников по специальностям экономического цикла. Для освоения этих специальностей необходимы знания основ предпринимательской деятельности.

Экономическая деловая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка» проводится с целью знакомства учащихся 9-11 классов с такими популярными и востребованными профессиями как менеджер, коммерсант, экономист и др. Знакомство участников с игрой происходит непосредственно перед ее началом. Форма игры – командная. Место проведения – большая аудитория или актовый зал. Подготовительная работа к проведению игры заключается в подготовке раздаточного материала к конкурсным заданиям. Рабочая группа и ведущие – студенты Колледжа. Привлечение студентов к проведению игры обусловлено лучшим восприятием школьниками материала, в следствие небольшой возрастной разницы между участниками игры и ведущими.

Деловая игра способствует проявлению таких качеств личности участников, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение работать в коллективе и создает условия для большой эмоциональной включенности игроков в процесс.

Подведение итогов игры сопровождается вручением призов, специально учрежденных наград за отдельные этапы игры и служит фактором мотивации для дальнейшего знакомства с профессиями экономической направленности и выбора учебного заведения СПО.

Рефлексия:

· выделяется общий положительный результат работы;

· освещаются позиции, занятые командами;

· анализируются правильные и ошибочные решения;

· обосновываются оптимальные подходы к решению заданий;

· очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для изучения профессий экономической направленности.

Сценарий проведения деловой игры

«ПРЕДПРИНИМАЙка»

Цель игры – познакомить участников игры с основными понятиями предпринимательской деятельности.

1. формирование навыков работы в группе;

2. оценить свою готовность к профессиональной деятельности области предпринимательства;

3. профессиональное ориентирование по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция»

Материально-техническое обеспечение:

1. мультимедийный комплекс;

2. раздаточный материал: карточки-задания, ребусы, кроссворды;

3. канцтовары

Ход мероприятия

1.Организационный момент (5-8 мин.)

Участники знакомятся с конкурсной программой, составом жюри.

Формирование двух команд по 7-10 человек, выбор капитанов.

Каждая команда придумывает название и девиз.

Представление команд.

Команды получают конкурсное задание.

2. Выполнение конкурсных заданий.

1. Конкурс «Найди пару» Время выполнения задания 10 мин.

Задание: каждой команде выдаются карточки-задания. Необходимо разделить слова на части, которые могли бы служить частями новых слов (название некоторых профессий и экономических понятий).

Пример: ПРОГ-рамма и гип-НОЗ = ПРОГНОЗ

Побеждает та команда, участники которой за определенное время найдут пару из двух частей разных слов, составят новое слово.

Задание для 1 команд Задание для 2 команды:

ЦЕ – МЕНТ ИМ – ПУЛЬС

НА – РЕЗ БЕ – ДА

КОН – ТАКТ РЕБЕ – НОК

АН – ТРАКТ САМО – ВАР

БАР – ЖА ОБ – МЕР

БИР – КА ФЕР – МЕНТ

ЛЕС – КА РЫ – БА

ПРЯ – НИК ПОРТ – РЕТ

БРО – НЯ ТО – ПАЗ

АН – КЕР АРЕН – А

ХА – ЛИФ ПО – ТОК

ТЕР – КА ВАР - ВАР

ЛИФТЕР, ЛЕСНИК, ПОВАР, ФЕРМЕР

БРОКЕР, БИРЖА АРЕНДА. РЫНОК,

КОНТРАКТ, ЦЕНА ТОВАР, ИМПОРТ

2.Ребусы. Примерное время выполнения задания 6-8мин.

Задание: каждой команде выдается равное количество карточек-ребусов, в которых зашифрованы некоторые понятия профориентации. Расшифруйте их. Побеждает команда, которая быстрее расшифрует все ребусы.

3.Конкурс капитанов. Метаграммы.

Примерное время выполнения задания 3-5 мин.

Метаграмма – это загадка, в которой из слова путем замены одной буквы на другую слово получает новое значение.

Пример: БаРЖА – БиРЖА, чЕСТЬ – лЕСТЬ.

Задание: капитаны получают по две карточки-задания с метаграммами. Побеждает команда, чей капитан быстрее выполнит задание.

Задание для 1 команды:

С буквой «Т» со сцены звучат стихи,

песни и музыкальной исполнение.

С «Н» - предприятий формы объединения.

(концерТ - концерН)

С «А» - я полосатый и мягкий,

Удобный для отдыха взрослых и детей.

С «О» - у меня на лентах золотые якоря.

На реях и по мачте карабкаюсь кошкой я.

(матрАс – матрОс)

Задание для 2 команды:

В магазине и рынке

Ты легко найдешь меня.

Если сменишь «Т» на «П»,

То профессией стану я,

И на кухне увидишь ты меня.

(Товар – Повар)

С буквой «О» товары вывозят из страны.

А с «Е» - специалист по разрешению

Спорных и трудных вопросов между людьми.

(экспОрт – экспЕрт)

4. Пять «Я»

В мире слов есть много слово,

Которые в конце содержат «Я».

Ты эти слова не раз встречал,

Пусть они заговорят.

Задание для 1 команды:

1. приспосабливает нас к окружающей жизни и труду (адаптация)

2. приносит владельцу постоянный дивиденд (акция)

3. объединяет людей (ассоциация)

4. вложение деньг в дело (инвестиция)

5. снижает количество бумажных денег у людей (дефляция)

Задание для 2 команды:

1.соперничество между деловыми людьми (конкуренция)

2. помогает выбрать профессию (профориентация)

1. создает малое предприятие (кооперация)

4.приносит владельцу ежегодный процентный доход (облигация)

5.Передает человеку часть государственного имущества (приватизация)

5. А ну-ка, собери!

Задание: каждая команда получает комплект с равным количеством карточек. В каждом комплекте есть карточки с буквами, пустые карточки обозначают пробелы между словами. У 1-ой команды первая часть пословицы о труде, у второй – вторая часть той же пословицы.

Подсказка: в первой части пословицы есть частица отрицания и глагол, вторая часть пословицы начинается с тире и тоже содержит глагол.

Ответ: Не спеши языком – торопись делом.

Список литературы

1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998

2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – М.: Просвещение, 1998

3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)

Оценка итогов

Оценка жюри, эксперта

Самооценка

Регламент

Жесткие с четким порядком действий, временными рамками

Свободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Разновидности деловых игр

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»

Ролевая игра

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Блиц-игра

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

Деловая игра – имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений.

В данной методической работе описаны деловые экономические игры для учащихся, успешно используемые в Кукморском аграрном колледже. Проведение экономических деловых игр направлено на достижение следующих учебно-воспитательных целей: 1) обучающая – формирование экономических знаний на основе включения каждого студента в реальный процесс решения возникающих экономических проблем; 2) воспитательная – проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности; 3) развивающая – приобретение навыков деловой расчетливости, умение производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры экономической ситуации, расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности. Рассмотрены деловые экономические игры аудиторного типа, которые предназначены для работы в классе со всей группой, и игры группового типа, целью которых является формирование творческого экономического мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации. Описано проведение деловых игр группового типа «Валютная политика государства и деятельность фирм» и «Заработать на жизнь».

Принимая участие в таких играх, учащиеся значительно повышают свои знания в области экономики и предпринимательской деятельности. Деловые игры помогают учащимся разобраться в сложном механизме предпринимательской деятельности и понять ее важность и значимость в рыночной экономике.

Данная разработка деловых игр по экономике способствуют обучению учащихся практическим, теоретическим навыкам и методам изучения предпринимательской деятельности, развитию личностного интереса учащихся к закономерностям экономической науки, формированию экономической культуры и грамотности.

Деловая игра

«Валютная политика государства и деятельность фирм»

Цель игры. Ознакомить учащихся с процессом валютного регулирования и его последствиями для экономики; развивать у учащихся аналитическое мышление; прививать и развивать у них коммуникативные навыки.

В игре моделируется различные ситуации в сфере международной торговли в зависимости от валютного курса ЦБ. Роль Центрального Банка исполняет учитель-координатор. Создаются российские и иностранные фирмы (по 3-4 с каждой стороны). Например, среди российских могут быть нефтяная, по продаже электроники и т. д. У иностранных это производители электроники, нефтеперерабатывающие и т.п. Организуется также несколько коммерческих банков.

Центральный Банк объявляет курс рубля к доллару. Например, 30:1. Сообщается также цена нефти за один баррель, например, 60 долл. Российская фирма продает определенное количество нефти, выручив при этом доллары. Затем обменивает их на рубли в коммерческом банке. Фирма, продающая электронику, покупает доллары в коммерческом банке по существующему курсу и импортирует электронику. Торговые фирмы покупают этот товар за рубли. При этом цены на товары приближены к реальным. Затем все фирмы подсчитывают свою выручку. На этом первый этап заканчивается. После объявления Центральным Банком нового курса рубля к доллару, начинается новый этап игры, по окончании которой участники сравнивают свои результаты предыдущими.

Для учета торгово-финансовых операций всех участников ведутся контрольные ведомости по предложенной форме.

Контрольная ведомость финансовых результатов

Название фирмы

месяц

первый

второй

третий

четвертый

Деловая игра «Заработать на жизнь»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Экономическая система неоднородна, она включает в себя разные группы людей, выполняющих различные функции. И хотя всякое деление условно, все же оно поможет нам при анализе функционирования системы.

Самым простым является разделение на домашние хозяйства и фирмы. Под домашними хозяйствами понимаются семьи и отдельные люди, которые потребляют товары и услуги. Фирмы занимаются производством этих товаров и услуг, их целью является максимизация прибыли.

Домашние хозяйства являются собственниками ресурсов и передают их фирмам в обмен на доход в форме Заработной платы, Прибыли, Ренты и Процента. Эти ресурсы используются фирмами в качестве факторов производства (Труда, Земли и Капитала), соединение которых необходимо для создания товаров и услуг. Факторы производства называют также производственными ресурсами. Собственники ресурсов, в свою очередь, используют полученный доход для приобретения товаров и услуг.

Все вместе описанные выше группы и отношения между ними образуют взаимозависимую экономическую систему. Иллюстрацией этой системы может служить модель кругооборота ресурсов, товаров, услуг и денег.

При анализе схемы кругооборота важно понимать, что один и тот же человек может быть и собственником ресурсов, и членом домашнего хозяйства, и работником фирмы, производящим товары и услуги. Кроме того, как в том, так и в другом качестве он играет роль и покупателя, и продавца.

ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ МОДЕЛИ

Домашние хозяйства и фирмы вступают во взаимоотношения между собой, поскольку это выгодно каждой стороне. Домашние хозяйства заинтересованы в получении товаров и услуг, а фирмы - в получении прибыли. Однако домашние хозяйства не производят необходимые им блага (товары и услуги) и могут получить их только в обмен на деньги, вырученные от продажи имеющихся у них ресурсов. В то же время фирмы могут получить прибыль лишь тогда, когда они продадут произведенный ими продукт. Можно сказать, что создание богатства в условиях рыночной экономики окончательно завершается только в процессе торговли. Благосостояние домашних хозяйств зависит от благосостояния фирм, и наоборот.

Модель кругооборота помогает проиллюстрировать этот принцип. Она также демонстрирует, как экономические стимулы (в данной модели Заработная плата, Прибыль, Процент и Рента) влияют на действие экономической системы.

ЧЕМУ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ УЧАЩИЕСЯ

  1. Анализировать экономические отношения, существующие между домашними хозяйствами и фирмами в рыночной экономике.

2. Объяснять содержание понятия трех факторов производства и платы за них, классифицировать экономические блага по принадлежности их к тому или иному фактору.

3. Иллюстрировать экономические отношения домашних хозяйств, фирм и государства схемой кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег.

4. Понимать взаимосвязь концепции ограниченности ресурсов с функционированием экономической системы и концепцией экономических мотивов и стимулов.

5. Объяснять роль рынка товаров и услуг и рынка факторов производства.

ОПИСАНИЕ УРОКА

В основе занятия лежит игра "Заработать на жизнь", которая моделирует кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег, помогает разобраться в нем с позиций домашних хозяйств и фирм.

Требуемое время: 2 часа

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ :

1. Материалы 3-1; 3-2; 3-3 для каждого ученика.

2. Карточки для домашних хозяйств и предпринимателей (их количество зависит от числа играющих) (Материал 3-4).

3. Значки предпринимателя (в произвольной форме, в расчете на половину класса, это могут быть просто карточки с булавкой)

4. Табличка с названием "ФАБРИКА ЭКОНО".

5. Два маленьких приза (необязательно).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Начните урок с объяснения того, что экономическая система создает "правила игры", в соответствии с которыми человек играет различные роли. Мы являемся потребителями, когда потребляем различные товары и услуги. Когда мы продаем имеющиеся у нас ресурсы (знания, информацию, умения и навыки, результаты труда), мы играем роль продавцов, а когда тратим полученный от продажи ресурсов доход на покупку товаров и услуг, мы являемся покупателями. Производители (фирмы) являются продавцами, когда они продают произведенные ими товары и услуги, и покупателями, когда покупают у домашних хозяйств производственные ресурсы.

Попросите учащихся определить роли людей, которые они играют в следующих ситуациях:

а) организуют свое дело (производители);

б) идут в магазин (покупатели);

в) устраиваются на работу (продавцы);

г) смотрят телевизор (потребители)

Предложите детям самим придумать еще несколько примеров.

2. Скажите учащимся, что они будут играть в деловую игру "Заработать на жизнь" для того, чтобы лучше понять взаимозависимость между фирмами и домашними хозяйствами. Название игры подчеркивает причину, лежащую в основе развития экономической системы и заставляющую людей действовать в ней, - стремление заработать на жизнь (экономические стимулы).

3. Раздайте учащимся правила игры (Материал 3-1), дайте время на их изучение.

4. Разделите класс пополам, в первой группе вручите каждому ученику значок предпринимателя и карточки денег на сумму 1000 рублей, а во второй группе - карточки ресурсов (по 15 штук каждому). Набор карточек может быть произвольным для каждого школьника: Вы можете дать одному школьнику по 5 карточек каждого ресурса, другому - 15 карточек какого-либо одного ресурса, третьему - 10 карточек одного и 5 карточек другого ресурса и т.д. Однако желательно, чтобы в сумме у всех школьников, представляющих домашние хозяйства, на руках находилось одинаковое количество карточек всех типов ресурсов.

5. Установите на одном из столов табличку "ФАБРИКА ЭКОНО". Во время игры за этим столом располагается ведущий, который обменивает предпринимателям купленные ими у домашних хозяйств карточки ресурсов на карточку ЭКОНО. Для получения одной карточки ЭКОНО, символизирующей товары и услуги для населения, у предпринимателей должен быть собран набор из трех карточек ресурсов (по одной каждого ресурса). Вы можете сами производить обмен карточками, либо перед началом игры выбрать себе помощника для этой цели.

6. Обговорите еще раз правила игры. Удостоверьтесь, что ученики, играющие роль предпринимателей, поняли, что они должны платить деньги представителям домашних хозяйств за карточки ресурсов и затем

продавать им ЭКОНО за деньги. Учащиеся, представляющие домашние хозяйства, также не могут обменивать ресурсы прямо на ЭКОНО и должны использовать деньги.

7. Вы можете заранее определить продолжительность игры (примерно 20 минут), либо дождаться момента, когда приблизительно одна треть ресурсов будет продана, и объявить, что до конца игры осталось еще 5 минут. Это должно стимулировать деловую активность и дать возможность ученикам продумать стратегию поведения в оставшееся время.

8. Проведите игру. Возможно, что представители домашних хозяйств попытаются обойтись без услуг предпринимателей и напрямую обменять имеющиеся у них ресурсы на фабрике ЭКОНО. Скажите им, что они не являются предпринимателями и не могут производить ЭКОНО (у них нет значка).

9. По окончании игры попросите учащихся подсчитать количество имеющихся у них ЭКОНО, если они играли роль домашних хозяйств, и денег, если они выступали в качестве предпринимателей. Объясните, что предприниматели, в распоряжении которых осталось меньше 1000 рублей, понесли убытки. Попросите их объяснить причины неудачи. Определите победителей игры: это предприниматель, получивший наибольший доход (деньги свыше 1000 руб.), и потребитель, купивший больше всех ЭКОНО. Попросите их рассказать о своей стратегии и причинах успеха. Наградите победителей маленькими призами.

10. Раздайте каждому Материалы 3-2 и 3-3. Попросите учащихся объяснить схему кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег, используя опыт проведенной игры. Расскажите, что в экономической системе производители предъявляют спрос на факторы производства и предлагают товары и услуги. В тоже время домашние хозяйства создают предложение факторов производства и предъявляют спрос на товары и услуги. Таким образом, каждый человек сталкивается с двумя рынками (товаров и услуг; факторов производства). Покажите также, что в экономике существует два разнонаправленных круговых потока: поток денег (сплошная линяя на схеме) и поток товаров и услуг (пунктирная линяя).

ОБСУЖДЕНИЕ

1. Попросите учащихся проанализировать, каковы отличия данной модели от реальной жизни, например:

В жизни нет жесткого деления на предпринимателей и домашние хозяйства;

Не только потребители могут быть собственниками ресурсов. Фирмы также могут владеть ресурсами. Кроме того, они могут торговать ими между собой;

Не оговорена роль государства, которое является особым экономическим агентом, не похожим по своему поведению ни на фирмы, ни на домашние хозяйства;

Ресурсы могут быть взаимозаменяемы: одно и то же количество товара можно произвести, используя разные комбинации ресурсов.

2. Остановитесь подробнее на выяснении роли государства. Используйте для этого схему (Материал 3-3). Здесь отражены такие функции государства, как производство и потребление товаров и услуг, осуществляемые на средства от сбора налогов, и перераспределение дохода (трансфертные платежи). Попросите школьников привести примеры, соответствующие каждому из потоков на схеме.

3. Обсудите вопрос о факторах производства. Дайте задание определить, к какому фактору производства следует отнести:

а) кофеварку в кафе (Капитал)

б) месторождение угля (Земля)

в) бухгалтера малого предприятия (Труд)

Попросите учащихся привести другие примеры.

Необходимо иметь в виду, что существует и другая классификация факторов производства, включающая такой производственный ресурс, как Предпринимательство, то есть деятельность по соединению человеческих, природных и капитальных ресурсов в процессе производства. Платой за этот фактор является Прибыль. В сокращенном виде можно ограничиться классификацией, данной вначале.

Важно также, чтобы в ходе урока учащиеся получили четкое представление о том, что может быть отнесено к капитальным ресурсам. Никакая вещь не может быть отнесена к Капиталу автоматически, это всегда зависит от ее использования. (Например, автомобиль, в котором семейство едет на дачу, не является капиталом. Но тот же самый

автомобиль может быть отнесен к капитальным ресурсам, если глава семейства зарабатывает с его помощью деньги, перевозя пассажиров).

При характеристике Капитала выделяют физический капитал, который состоит из машин, оборудования, производственных запасов, запасов продуктов и материалов и деньги, которые можно использовать на покупку какой-либо части физического капитала. Деньги также не во всякий момент могут быть отнесены к капитальным ресурсам: например, когда мы покупаем продукты в магазине, чтобы приготовить обед, уплачиваемые за покупки деньги не являются капиталом.

Часто возникают вопросы о том, куда при классификации по факторам следует отнести информацию. Иногда ее выделяют в качестве отдельного производственного ресурса, однако по своим основным характеристикам она может быть отнесена к Капиталу.

4. Поставьте перед аудиторией следующие вопросы:

а. Для производства ЭКОНО требовалось использование одной единицы каждого фактора. Возможна ли ситуация, когда для производства товара (услуги) необходимы разные количества ресурсов? Привести примеры.

б. Если Вы обнаружили, что обладаете дефицитным ресурсом, как Вы поступите и почему?

в. Возможна ситуация, когда в ходе игры домашние хозяйства будут снабжены дополнительным количеством ресурсов, в то же время предприниматели не получат ничего сверх первоначальной суммы. Является ли это нарушением правил игры в экономике? Окажутся ли в этом случае предприниматели в худшей ситуации?

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

В этой игре вы будете выступать в роли Домашнего хозяйства или Фирмы. Внимательно изучите Ваши функции в качестве предпринимателя или потребителя. Какая именно роль достанется Вам, определит учитель.

ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА:

В Ваши функции входит продажа фирмам человеческих ресурсов, природных ресурсов и капитала, которые фирмы будут использовать для производства продукта. Вы будете использовать доход, полученный от продажи ресурсов, на приобретение у фирм товаров и услуг, необходи мых Вам. Эти товары и услуги в игре называются ЭКОНО. Вы можете удовлетворить все Ваши потребности, покупая ЭКОНО, продукт, производимый фирмами в игре.

Успех домашнего хозяйства будет оценен исходя из того, какое количество ЭКОНО Вы смогли собрать в течение игры. Вам дадут 15 карточек ресурсов. Для того чтобы купить ЭКОНО, Вы должны продать Ваши ресурсы фирмам и после использовать доход для приобретения ЭКОНО. Не храните карточки ресурсов, потому что лишь приобретенные Вами ЭКОНО будут учтены при подсчете результатов игры.

ФИРМЫ :

Вашей функцией является обеспечение домашних хозяйств товарами и услугами, в которых они нуждаются. В результате своей деятельности фирмы должны получить прибыль. В этой игре единственным продуктом, который хотят купить домашние хозяйства, является ЭКОНО.

Для того чтобы сделать одно ЭКОНО, Вы должны действовать как предприниматель и приобрести одну единицу человеческих ресурсов, одну единицу природных ресурсов и одну единицу капитала. Ваша фирма должна купить эти ресурсы у домашних хозяйств по наиболее приемлемой для Вас цене. Когда в Вашем распоряжении окажется по единице каждого ресурса, Вы можете отправиться на фабрику, которая произведет для Вас ЭКОНО (Вы получите там карточку ЭКОНО в обмен на набор из трех разных карточек ресурсов). После этого Вы можете продать ЭКОНО домашним хозяйствам по выгодной для Вас цене.

Для получения прибыли Вы должны продать ЭКОНО за сумму, превышающую стоимость Вашего производства, которая в этой игре складывается из заработной платы, которую Вы платите за Труд, процента и ренты, которые Вы платите за использование Капитала и природных ресурсов. После этого Вы можете использовать полученные от продажи деньги на покупку дополнительных ресурсов. Это позволит Вам произвести дополнительные ЭКОНО.

У Вас будет 1000 рублей, чтобы начать игру. Успех Вашего бизнеса будет зависеть от того, какую прибыль Вы получите. Спланируйте Ваше время таким образом, чтобы Вам удалось распродать все ЭКОНО за время игры. Если Вы остались без денег и у Вас нет больше ЭКОНО на продажу, Вы должны закричать "банкрот" и выйти из игры.

Материалы

Материал 3-4

Материал 3-5

Ролевая игра "Семейная экономика"

Ведущий предлагает всем отправиться в "плаванье" на катамаране "СЕБЮД" (семейный бюджет). Но вначале необходимо выяснить, кто же будет в этом путешествии капитаном, кто пассажиром, кто рулевым (проводится тест "Капитан, рулевой, пассажир").

Ну вот, теперь все роли распределены и мы можем отправиться в путь. Для повышения комфортности и безопасности наш "СЕБЮД" оснащен двигателем, питанием из бака "Семейных доходов". Без горючего наш катамаран не сможет плыть, поэтому вам необходимо его заправить. Как вы думаете, какое горючее поможет пополнить бак семейных доходов?

Ребятам предлагаются карточки с вариантами: заработная плата, акции, семейные сбережения, дополнительный приработок.

Дети выбирают нужные карточки.

Итак, бак заправлен, и мы поплывем по реке семейных расходов. Для того чтобы экипаж не попал на мель, вам необходимо решить следующую задачу: распределить бюджет семьи из трех человек. Общий заработок семьи 500000 рублей.

Плата за квартиру - ...

Плата за детский сад - ...

Питание - ...

Проезд в транспорте - ...

Покупки повседневного спроса (порошок, мыло, шампунь...) - ...

Покупка одежды - ...

Крупные покупки (телевизор, холодильник...) - ...

Непредвиденные расходы (подарки на день рождения...) - ...

Ребята индивидуально распределяют семейный бюджет, руководитель объясняет значимость каждого пункта.

Руководитель: "Кто-то из вас отправится дальше на катамаране "СЕБЮД", а тот, кто сел на мель крупных расходов, может воспользоваться буксиром "потребительского кредита". Знаете ли вы, что потребительский кредит - это когда люди берут деньги в банке в долг, чтобы купить дорогую вещь, а потом несколько лет, по частям, возвращают долг, да еще и приплачивают банку за то, что он им одолжил деньги?

Ну вот, наш экипаж снова в сборе и дальнейший его маршрут пролегает вдоль ручья "семейного богатства", но без знания русла ручья вы можете попасть в водоворот. Поэтому выполните следующее задание: найдите определение экономических понятий.

Ребятам предлагается два комплекта карточек: на одних - определения, на других - значение этих определений. Карточки перемешиваются, ребята должны их ранжировать.

Первый комплект содержит определения: рента, заработная плата, процент, субсидия, инфляция, налог.

Второй комплект - значение определений: цена, выплаченная за пользование землей, цена, выплаченная за труд, плата за использование чужих денег или капитала, финансовая помощь, "вздутие" цен, сбор с населения или фирм в пользу государства.

Наш катамаран приплыл в гавань семейного благополучия, но там нам необходимо пройти шлюзы. А пока мы будем шлюзоваться, решите следующую задачу:

Старик-отец призвал к себе двух сыновей - Ганса и Питера и сказал: "Я решил оставить все свое наследство тому из вас, кто сумеет лучше вести созданное мной дело, и поэтому хочу вас испытать. Я даю каждому из вас по одной тысяче дукатов и отпускаю на год. Ровно через год вы должны прийти ко мне и рассказать, как использовали эти деньги и чего добились". Спустя год сыновья предстали перед отцом и Ганс сказал: "Отец, я купил каретную мастерскую, стал поставщиком королевского двора и за год продал карет на тысячу дукатов". "А я, - сказал Питер - купил гончарную мастерскую и за год продал горшков на 500 дукатов". Кому из братьев завещал отец свои деньги, если учесть, что Ганс изготовил 5 карет, продал каждую за 200 дукатов, себестоимость кареты 180 дукатов. Питер изготовил 1000 горшков, продал каждый по 0,5 дуката, а себестоимость одного горшка 0,3 дуката?

Ребята решают задачу, педагог поясняет новые термины, помогает принять правильное решение.

Итак, наш катамаран закончил свое путешествие. Кто-то из вас, наверное, призадумался над тем, что семейная экономика - дело сложное, но интересное и что во многом зависит только от нас самих, какое у нас будет благосостояние.


Загрузка...
Top