Прикладные физические психофизические и специальные знания. Назначение и понятие ппфп

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева

Реферат по теме:

Профессиональная прикладная физическая культура

студентки 406гр. факультета Садоводства и Овощеводства.

Выполнила: студентка 406гр.

фак-та Садоводства и Овощеводства

Зубкова М.А.

Проверила: Березинская Н.А.

Москва 2009 год

1. Профессионально-прикладная физическая культура

1.1 Понятие профессионально-прикладной физической подготовки

1. 2 ППФК в системе физического воспитания студентов

1.3 Значение и роль ППФП в процессе формирования специалистов

2. Необходимость ППФК в системе образования

3. Требования к физической подготовленности специалистов в различных областях современного профессионального труда и тенденции их изменения

3.1 Требования к физической подготовке студентов факультета «Садоводства и овощеводства»

3.2 Задачи, решаемые в процессе ППФК

4. Средства и методические основы построения ППФК

4.1 Особенности состава средств ППФП

4.2 Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП

Использованная литература

1. Профессионально-прикладная физическая культура

Принцип органической связи физического воспитания и трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической культуре. ППФК представляет собой процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических способностей, от которых зависит профессиональная дееспособность.

1.1 Понятие профессионально-п рикладной физической подготовки

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности и повышению его работоспособности.

ППФП проводится на основе разносторонней физической подготовки, достигаемой на учебных занятиях по физическому воспитанию, на тренировках в спортивных секциях.

ППФП обеспечивает физическую и психологическую готовность к выполнению конкретной деятельности.

Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Однако эффективность этого процесса существенно повышаются, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства и методы физической подготовки в период профессионального обучения.

Таким образом, физические упражнения являются важным средством повышения эффективности производственного процесса за счет совершенствования путем специально направленных физических тренировок наиболее ценных для данной профессии качеств человека.

1. 2 ППФК в системе ф изического воспитания с тудентов

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым ВУЗом стоит задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса.

Полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов. Они могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Качество подготовки, в том чисел и физической, приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность физического воспитания как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами, которые призвано решать физическое воспитание, но и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента.

Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Необходимо использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды.

Реализация ППФП в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых - существенные различия в условиях и характере труда представителей разных специальностей и специализаций на производстве.

Наиболее полным определением ППФП можно считать следующее - ППФП представляет собой одно из основных направлений физического воспитания, которое должно формировать определенные прикладные знания, воспитывать физические, психические и специальные качества, умения и двигательные навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

1. 3 Значение и роль ППФП в процессе формировани я специалистов

Во многих ВУЗах страны, в том числе в нашем, ведется подготовка специалистов различных специальностей для различных направлений науки и техники.

Высшая школа обязана не только отражать, но и в известной мере опережать достижения практики. Она должна не только обеспечить получение студентами определенной квалификации по специальности, но и научить овладеть методикой “пергаментного приобретения знаний”. Речь идет о привитии студентам навыков самостоятельного получения знаний (т.е. студент из пассивного объекта воспитания должен превратиться в активный объект самовоспитания). Это способствует качественной подготовке специалистов. Это положение чрезвычайно важно и для обязательного предмета высшей школы “Физическое воспитание”.

Понятие “качество подготовленного специалиста” включает в себя совокупность наиболее устойчивых свойств, обуславливающих пригодность к профессиональной деятельности: знания и умения в профессиональной сфере, психофизиологическая подготовленность. Однако установлено, что успешность обучения и подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности в определенной степени зависит от уровня их всесторонней подготовленности, в том числе и физической.

Недостаточная физическая подготовленность будущих специалистов приводит к их недостаточной профессиональной “отдаче”, что в свою очередь приводит к определенным экономическим и моральным издержкам в подготовке специалистов.

Неоднократные нервно-эмоциональные нагрузки, сопровождающие учебную деятельность студентов, способствуют развитию общего утомления. Отрицательно влияют на качество обучения и недостаточное эргономическое обеспечение рабочих мест студентов: теснота, повышенная температура, ухудшение газового состава воздуха в учебных классах за счет сдвига в сторону повышения содержания углекислоты и т.д.

Исходя из сказанного, программа ППФП составляется таким образом, чтобы, с одной стороны, сгладить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности, а с другой стороны, развить профессионально важные качества студентов.

1. 4 Содержание профессионально-прикладной физической по дготовки студентов университета

В процессе ППФП студентов университета повышается как общая, так и специфическая работоспособность, способствующая овладению изучаемой специальностью.

Высокий уровень общей работоспособности достигается прежде всего длительными кроссами, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием. Повышение уровня физических качеств, функциональной подготовки, улучшение основных показателей физического развития (спирометрии, кровяного давления, частоты сердечных сокращений и т.д.) создают базу для поддержания высокоэффективной учебной деятельности студентов в течение всего учебного года.

Специфическая работоспособность студентов достигается тренировкой тех физических и психических качеств, которые определяют успешность учебной деятельности. Физические упражнения с этой целью выполняются прежде всего на учебных занятиях. Возможно также самостоятельное проведение специально направленных физических тренировок во внеучебное время. Очень полезны в этом плане спортивные игры, единоборства, бег на короткие дистанции, тренирующие внимание, быстроту мыслительной деятельности, оперативную память и другие качества.

В системе ППФП нередко используется выполнение комплексов физических упражнений непосредственно перед началом рабочего дня и сразу после его окончания. Основная задача выполнения этих комплексов - это облегчение процесса втягивания организма в рабочий ритм за счет предварительного повышения физической и умственной работоспособности человека и наоборот, снятие нервно-эмоционального возбуждения и физической усталости после окончания рабочего дня. С этой целью перед началом работы целесообразно выполнить несколько гимнастических упражнений с включением наклонов и поворотов туловища, вращения головы и упражнений для глаз, а после ее окончания длительный медленный бег, спортивные игры, плавание.

2. Необходимость профессионально-прикладной физической культуры в системе образования

Причинная обусловленность. Известно, что результативность многих видов профессионального труда зависит от специальной физической подготовленности, приобретаемой путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и условиями труда. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности.

В частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе привыкания тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии. Опыт практического использования этих закономерностей и привел к становлению особой разновидности физического воспитания -- профессионально-прикладной физической подготовки (далее сокращенно-- ППФП).

Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.

С накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры -- профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФК). В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется, прежде всего, в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФК в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:

1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

Неслучайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП. зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный разряд по специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям профессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В. Становов и др.).

ППФК в этом отношении служит одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качества ее освоения.

2) производительность многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем, не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д. В целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой высокой производительности любого профессионального труда;

3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры;

4) перспективные тенденции научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

3 . Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения

В различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей -- десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретно­го труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных по восприятию, переработке информации, принятию решений и двигательных по практическому воздействию на предмет труда), а всем этим обусловлены объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или иным видом труда.

Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности (это главным образом профессии, осложненные экстремальными условиями деятельности -- испытатели летной и иной транспортно-скоростной техники, профессиональные военнослужащие, оперативные работники следственных органов, водолазы и т.д.). В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям работающих нормированы далеко не на предельном уровне (по обобщенным данным М. И. Виноградова, мощность работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной). Тем не менее, это по указанным уже причинам не исключает целесообразности специализированной физической подготовки в процессе профессионального образования, а во многих профессиях -- и в годы основной трудовой деятельности.

Примеры, дающие представление о характере требований, предъявляемых некоторыми из распространенных видов профессионального труда, к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам

Виды (разновидности) профессионально-трудовой деятельности:

Профессионально важные физические и непосредственно связанные с ними качества (способности), от степени развития которых существенно зависит эффективность или безопасность профессиональной деятельности: двигательные навыки, сопряженные с данной деятельностью.

Разновидности сельскохозяйственного труда, включающие в большом объеме двигательную активность. Комплексная выносливость, проявляемая в динамических и статических режимах продолжительного умелому оперированию различными орудиями труда функционирования различных мышечных групп. Способность ориентироваться на местности и рационально распределять затраты энергии во времени; разнообразные двигательные навыки, в том числе навыки, способствующие; закаленность организма по отношению к неблагоприятным метеорологическим воздействиям

Многие из существующих видов профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высотой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая подготовка.

Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе физической подготовленности работающих, нужна серьезная исследовательская работа по изучению технологии и условий труда (имеющиеся профессиограммы используются также для профориентации и профотбора; тогда они сопоставляются с тестовой оценкой индивидуальных задатков, качеств, способностей).

Выявляя специфику требований, которым должна отвечать физическая подготовленность представителей тех или иных профессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой деятельности и условий ее выполнения, в том числе:

Особенностями преобладающих рабочих операций (тем, насколько они просты или сложны в двигательно-координационном отношении, в какой мере они энергоемки, какова степень активности различных функциональных систем при их выполнении и т.д.);

Особенностями режима (в частности, тем, насколько жестко он регламентирует поведение работающих, характеризуется ли он непрерывностью или прерывистостью рабочих операций, каков порядок чередования рабочих фаз и интервалов между ними, в какой мере процессу труда присущи монотонность и другие факторы, ведущие к утомлению);

Особенностями средовых условий, оказывающих влияние на состояние физической и общей работоспособности, особенно когда они резко отличаются от комфортных (высокая или низкая внешняя температура, вибрационные и шумовые воздействия орудий труда, машинной техники, производственного оборудования, загрязненность вдыхаемого воздуха или низкое содержание в нем кислорода и т.д.).

При дифференцированной разработке программ ППФК вся совокупность особенностей трудовой деятельности и ее условий подлежит тщательному анализу в аспекте обусловленных ими требований к физической подготовленности работающего. Вместе с тем при определении программ ППФК важно учитывать перспективы изменения характера труда и его условий и руководствоваться генеральным направлением совершенствования общей социальной системы воспитания, призванной в подлинно гуманном обществе обеспечивать неограниченное развитие человека.

Научно-техническая революция, как известно, радикально изменяет характер и условия труда, особенно в материальном производстве. Здесь, несомненно, будет меняться и характер физической подготовки к профессиональной деятельности. Прикладной смысл физической подготовки, по всей вероятности, все больше будет определяться не тем, что она обеспечивает приспособление работника к какой-либо одной, раз и навсегда заданной профессиональной форме деятельности, а тем, насколько качественно она будет создавать необходимые предпосылки для освоения быстро меняющихся способов профессиональной деятельности.

Разумеется, специализированный характер ППФП и в этом случае полностью не исчезнет (поскольку определенная профессиональная специализация, судя по серьезным футурологическим прогнозам, будет существовать, по крайней мере, в обозримом будущем), но в целом она приобретет иное качество.

Отмеченные тенденции изменения характера труда и его условий заметны уже в настоящее время, на современном этапе научно-технической революции, хотя в различных сферах общественного производства и в различных профессиях они выражены, естественно, неодинаково. Пока в целом ряде отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства сохраняется физический труд, частично механизированный. Вместе с тем довольно распространенными стали профессии, эффективность трудовой деятельности в которых во многом зависит от разнообразия и тонкой отлаженности двигательных навыков в ручных операциях (наладчики сложных приборов, аппаратуры, автоматических производственных линий), а также профессии, требующие специфической психофизической устойчивости по отношению к информационным нагрузкам.

Все сказанное подводит к пониманию актуальных и перспективных задач, подлежащих реализации в профессионально-прикладной физической подготовке овладевающих профессией и работающих в той или иной сфере профессиональной деятельности.

3 .1 Требования к физической подготовке ст удентов факультета «Садоводства и Овощеводства »

Специфика работы студентов и выпускников нашего факультета заключается, прежде всего, в долгом пребывании на открытом воздухе, причём, в любое время года и в любую погоду. Так, в зимний период рекомендуется осуществлять, к примеру, посадку деревьев - крупномеров (голубые ели, пихты, сосны и др.). В этих условиях гарантируется лучшая приживаемость деревьев хвойных пород.

Чтобы успешно осуществлять профессиональную трудовую деятельность по нашей специальности, студентам требуется хорошая физическая подготовка и высокий уровень закалённости организма. Это достигается многолетними тренировками и регулярными упражнениями в спортивных залах и на стадионах. Причём, тренировки должны проходить комплексно, сочетая бег на длинные дистанции с дыхательными упражнениями и с упражнениями для различных групп мышц (рук, ног и т.д.).

Выращивание декоративных растений, их последующая посадка в открытый грунт, уход за ними, разбивка газонов, стрижка живых изгородей - совокупность этих работ составляет большую физическую нагрузку, справиться с которой может только крепкий, натренированный человек.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (регулярные занятия физической культурой) важна для студентов нашего факультета по следующим причинам:

Профессиональная деятельность связана с работой в неблагоприятных условиях среды (повышенная влажность парников и оранжерей);

Использование разнообразных двигательных навыков в процессе труда;

Необходимость поднимания и переноса тяжестей (горшков с растениями);

Существование угрозы нарушения осанки, которая может привести к заболеванию позвоночника, у людей, долгое время занятых высадкой растений и прополкой больших посадочных площадей;

Необходимость хорошей закалённости организма для повышения работоспособности в холодное время года.

3 . 2 Задачи , решаемые в процессе ППФП студентов

Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:

1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению профессиональной деятельности агронома, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей*, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;

3) повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям погодных условий, в которых протекает трудовая деятельность**, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья;

4) способствовать успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки агрономов, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки.

Первостепенную роль в их реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию человека.

Эта задача приобретает особое значение, естественно, тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками, недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе) т.е.в случае сельскохозяйственного труда.

4 . Средства и методические основы построения ППФ К

4 .1 Особенности состава средств ППФК

В качестве основных средств используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально-подготовительные).

Было бы ошибкой считать, что адекватными средствами могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным действиям. Сводить лишь к ним средства ППФП, как это делалось в свое время в попытках приблизить физическую культуру к трудовой практике путем простой имитации в занятиях физическими упражнениями отдельных трудовых действий, например садовника, землекопа и т.д.,-- значит искажать самою ее суть. Особенно малопригодным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения, локальные и региональные двигательные действия, сами по себе ни в коей мере не достаточные для оптимального развития двигательных способностей.

При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий тренированность эффект как действенные средства реализации хотя бы некоторых из задач, преследуемых в ППФП. Главным образом в силу такого моделирования особенностей профессиональной деятельности состав средств ППФП и приобретает свою специфику.

Значительная часть упражнений, используемых в качестве средств ППФП, представляет собой обще-прикладные упражнения. Таковыми правомерно считать те упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности (часто при выполнении действий вспомогательного характера) или в экстремальных условиях, вероятных в ней. Естественно, что особое место непосредственно прикладные упражнения занимают в ППФП тогда, когда она строятся применительно к профессиональной деятельности, которая прямо зависит от разнообразия и отлаженности двигательных навыков (как, например, в работе садовников, выполняющих немеханизированные операции).

В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата. В частности, на это направлены гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы человека, сажающего рассаду в открытый грунт.

Целесообразно для усиления прикладной направленности ППФК отдавать предпочтение тем средствам, которые с большим положительным эффектом содействуют увеличению функциональных возможностей организма, лимитирующих результативность профессиональной деятельности и сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям, вероятным в условиях труда сельскохозяйственных работников.

В полном объеме совокупность адекватных средств ППФП не ограничивается, конечно, лишь физическими упражнениями. В комплексе с ними для реализации преследуемых в ней задач используют естественные средовые факторы закаливания (что особенно важно для агрономов), а когда это необходимо и специальные гигиенические и другие средства повышения уровня адаптационных возможностей организма и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям специфических условий профессиональной деятельности.

Само собой разумеется, в процессе ППФП должны находить применение и соответствующие ее особенностям средства интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной психической подготовки, без которых не мыслится всесторонняя профессиональная подготовка.

4 .2 Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП

Методика ППФП в главном базируется на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются применительно к особенностям ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и жизнедеятельности.

Важнейшее значение для рационального построения ППФП в целом имеет, как уже подчеркивалось, обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки. Это означает, что при построении ППФП необходимо опираться на предпосылки, создаваемые предшествующей и сопутствующей общей физической подготовкой: гармоничное развитие основных жизненно важных физических качеств, формирование богатого фонда разнообразных двигательных умений и навыков. Только с опорой на эти фундаментальные предпосылки ППФП может осуществиться с наибольшей эффективностью, без излишних затрат времени и энергии.

От того, какой была общая физическая подготовка будущего специалиста во время прохождения базового курса физического воспитания (в общеобразовательной школе, других учебных заведениях), и от того, как она проводится в дальнейшем (в те или иные периоды многолетней профессионально-трудовой деятельности), во многом зависит и содержание ППФП. Это определяет ряд конкретных черт ее рационального построения, осваиваемым в базовом курсе физического воспитания в аспекте общей физической подготовки (ряд циклических локомоторных упражнений, упражнения на поддержание равновесия тела в затрудняющих условиях, оперирование с различного рода предметами, поднимание и переноску тяжестей, упражнений против нарушения осанки из-за особенностей рабочих поз, и т. д.).

ППФК должна быть направлена не только на реализацию сугубо утилитарных задач, но главным образом на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека, какую бы деятельность он не избрал в качестве своей профессии.

Использованная литература:

1. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982.

2. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов. М., Высшая школа, 1985.

3. Быховская И.М. Физическая культура и телесность. - М.: Прометей, 1992. - 234 с.

4. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1987. - 304 с.

5. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 7, с. 42 - 47.

6. Найн А.Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного многоуровневого высшего физкультурного образования //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 10, с. 46 - 48.

7. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 1985. - 108 с.

Подобные документы

    Организация и способы проведения профессионально-прикладной физической подготовки, ее основные формы и принципы в системе физического воспитания. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП, пример комплекса упражнений, дозировка нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки. Организация и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки.

    реферат , добавлен 15.01.2007

    Использование механизмов тренировки и адаптации, разработанных в спорте, на подготовку к трудовой деятельности. Факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки. Утренняя гигиеническая гимнастика как форма физкультуры.

    реферат , добавлен 11.03.2012

    Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Требования к физической подготовленности в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения. Организация и методические основы проведения подвижных игр.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2010

    Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду. Признаки и виды трудовой деятельности. Контроль за эффективностью профессиональной физической подготовки молодых инженеров, ее роль в предотвращении аварий в промышленности.

    презентация , добавлен 17.11.2011

    Требования, предъявляемые работодателями к бакалаврам и специалистам экономики по поводу их физического состояния. Профессионально-прикладная физическая культура специалиста в рабочее время. Профилактика заболеваний и травматизма средствами физкультуры.

    реферат , добавлен 15.05.2012

    Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Особенности умственного труда. Содержание и средства реализации ППФП. Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения. Комплекс упражнений для работающих сидя.

    реферат , добавлен 01.06.2010

    Современная система физического воспитания студентов. Обновление, углубление содержания образования в сфере физической культуры. Мотивационный компонент в физической культуре. Модульная педагогическая технология обучения. Приоритет физической подготовки.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Физическая подготовка военнослужащих как часть профессионально-прикладной физической культуры. Разработка методики педагогического контроля за уровнем физической подготовки военнослужащих. Оценка динамики морфофункционального развития испытуемых.

    дипломная работа , добавлен 12.12.2017

    Задачи общей физической подготовки. Функции физической культуры. Функция производства и воспроизводства человеческой жизни, социальные, политические, духовные функции. Физическая культура как учебная дисциплина. Формы физического воспитания студентов.

1

Одна из основных проблем методики профессионально-прикладной физической подготовки вытекает из необходимости обеспечить адекватное и систематическое моделирование требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к функциональным возможностям организма, с постепенным превышением уровня этих требований. Моделирование требований профессиональной деятельности при построении профессионально-прикладной физической подготовки оправдано тем, что обеспечивает эффективность используемых средств и должно происходить с определенными вариациями, способствующими не только адаптации к профессиональному труду, но и увеличению его результативности. Реальная профессиональная работоспособность человека (производительность труда) отражает как уровень профессионально-прикладной физической подготовки, так и все другие составляющие его профессиональной дееспособности. Выбор того или иного критерия или их некоторая совокупность во многом обусловлены также спецификой профессиональной деятельности. Эта специальная подготовка проявляется в степени психофизического утомления человека в конце рабочего дня и определяется по его самочувствию и снижению работоспособности, а также в функциональных пробах, зачетных нормативах и требованиях, тесно коррелирующих с показателями профессиональной психофизической работоспособности.

профессиональная деятельность

методика

профессионально-прикладная подготовка

1. Бишаев А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента. М.: КноРус, 2013. – 304 с.

2. Воробьева В.В. Педагогические условия и механизмы формирования ценностных ориентаций студентов колледжа на профессиональную образованность: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2012. – 26 с.

3. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь. М.: Феникс, 2014. – 249 с.

4. Кисельман М.В. Педагогические условия профессионально-личностного развития студентов технического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2012. – 29 с.

5. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. М.: Академия, 2013. - 341 с.

Первостепенная цель профессионально-прикладной физической подготовки - это способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность. Итак, цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми конкретной профессией. Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет развивать физические способности, формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, воспитать необходимые морально-волевые качества, повысить резистентность организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки основаны на последовательном воплощении общепедагогических и основополагающих принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются применительно к особенностям ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и жизнедеятельности.

Производительность многих типов профессиональной работы значительно зависит от специальной готовности, приобретаемой ранее путем систематических занятий, соответствующих в определенном отношении требованиям профессиональной деятельности, и условий, предъявляемым к функциональным возможностям организма. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерности и регулярности взаимодействия различных сторон физического и общего развития человека в процессе жизнедеятельности. Опыт практического применения этих закономерностей также привел к формированию специального вида физического воспитания - профессионально-прикладной физической подготовки.

Сегодня профессионально-прикладная физическая подготовка в нашей стране осуществляется в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в средних профессиональных и высших учебных заведениях, в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящих-ся, когда это необходимо по характеру и условиям труда. Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения такого вида физической подготовки для будущих специалистов и бакалавров в систему образования и сферу профессионального труда определяет время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий. Достижение профессионального мастерства в них про-должает зависеть от уровня функциональных возможностей орга-низма, имеющих природную основу, от степени развития физиче-ских способностей индивида, разнообразия приобретенных им двигательных умений и навыков. Производительность достаточно многих видов профессиональ-ного труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, пря-мо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дее-способностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов тру-довой деятельности смешанного типа (интеллектуально-двигательного). Нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирова-ние, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодо-творности любого профессионального труда. Сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его усло-вий на физическое состояние трудящихся. Эта проблема реша-ется многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них играют факторы профессиональ-но-прикладной физической подготовки. Прогресс цивилизации в целом не освобождает человека от необходимости по-стоянно совершенствовать свои профессиональные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида .

Исходя из этого каждая профессия диктует свой уровень развития умственных, психических и физических качеств, перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому, если человек готовится к профессии инженера, ему необходима профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему менеджеру и экономисту - другого. Эти различия отражены в целях и задачах профессионально-прикладной физической подготовки как раздела учебной дисциплины «Физическая культура». Возможность этих занятий представляется в учебное и свободное время. Главная цель профессионально-прикладной физической подготовки - это способствовать укреплению здоровья и увеличению эффективности работы. Эффективность работы может быть увеличена из-за расширения физиологически допустимых пределов ее интенсивности, а также из-за увеличения индивидуальной производительности, на уровень которой физическая подготовленность также оказывает определенное влияние. Итак, цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми конкретной профессией.

Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет развивать физические способности, формировать и улучшать двигательные навыки, воспитать необходимые морально-волевые качества, увеличивать сопротивление организма к отрицательному воздействию особых условий профессиональной деятельности. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки основаны на последовательном воплощении общепедагогических и основных принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются относительно особенностей ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в высшем учебном заведении ставит следующие задачи.

1. Пополнить запас студентов прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.

2. Сформировать двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.

3. Развить и воспитать физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности.

4. Ускорить освоение трудовых операций для более успешного обучения профессии.

5. Использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.

6. Предупредить и свести к минимуму производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности .

Работа инженера-электрика связана со значительными энергетическими затратами. Работу приходится выполнять не только в щитовых и трансформаторных подстанциях, но и на столбах освещения, часто в разных, преимущественно согнутых положениях. Нужно укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса (что необходимо для формирования правильной осанки), мышц, поддерживающих свод стопы (для людей, работающих стоя). При выполнении тяжелой физической работы, связанной с длительным и сильным сокращением определенных мышц, необходимы упражнения, предупреждающие стойкое укорочение мышц. Часто возникает потребность в нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Руки, нажимая с большой силой на рукоятку необходимого оборудования, передают возможную вибрацию всему телу. Наличие значительного мышечного напряжения при работе в неудобных позах способствует быстрому утомлению. Вибрация вызывает сокращение периферических кровеносных сосудов, особенно сосудов рук, что создает препятствие для тока крови. Отрицательное влияние вибрации сказывается на деятельности центральной нервной системы и на вестибулярном аппарате. Появляются симптомы укачивания: бледность, плохое самочувствие, иногда тошнота. Неблагоприятное влияние значительно уменьшается специальными техническими средствами и правильной организацией труда. Одним из этих средств могут быть и физические упражнения, включаемые в режим рабочего дня в форме физкультурных пауз. Монотонное повторение движений у аппаратчиков технических профессий на производстве каждый раз действует на одни и те же нервные клетки. По выражению И.П. Павлова, это создает « ... долбление в одну клетку и ведет к тому, что эта клетка приходит в рефракторное состояние, состояние задерживания, и отсюда это состояние разливается по всем полушариям, являясь сном». Таким образом, во многих видах такой работы заложена противоречивость. С одной стороны, при выполнении производственных операций появляется тенденция к торможению, с другой - то же выполнение производственных операций стимулирует возбуждение рабочей системы корковых нервных центров. Происходит напряженная борьба противоположных процессов, нередко приводящая к невротическому состоянию. Преодолеть отрицательные последствия монотонности в работе можно разными путями, в частности введением перерывов в работе и заполнением их элементарными физическими упражнениями .

Или, наоборот, особенностью профессии менеджера и специалиста экономического профиля является монотонная и однообразная работа сидя. В этой ситуации верхняя часть туловища наклонена вперед, руки, которые вытянуты вперед, выполняют движения с маленькой амплитудой. Растягиваются и ослабляются задняя группа мышц плечевого пояса и разгибатели спины, портится осанка. Непрерывное расслабление мышц брюшного пресса в сидячем положении способствует их освобождению и препятствует правильному дыханию. Работа сердца связана с дыханием. Известно, что в сидячем положении нарушается кровообращение. С физиологической точки зрения такая работа вследствие выраженной монотонности может привести к преждевременному истощению центральной нервной системы. Тогда с помощью средств профессионально-прикладной физической подготовки решаются следующие проблемы: увеличение вентиляции легких в целях быстрого устранения кислородного голодания, укрепление сердечно-сосудистой системы в целях улучшения кровообращения, укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующее уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки, улучшение функции вестибулярного аппарата.

Важнейшее значение для рационального построения в целом имеет обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки. Необходимо опираться на предпосылки, созданные общей физической подготовкой, ведь это гармоничное развитие главных физических качеств, формирование богатого фонда различных двигательных умений и навыков. От того, как проходила общая физическая подготовка будущего специалиста во время основного курса физического воспитания и как это осуществляется далее, зависит и содержание профессионально-прикладной подготовки и многих конкретных деталей ее рационального построения. В частности, структура используемых средств и типов физических упражнений, входящих в данный курс, включает элементы и варианты ранее выработанных форм движений. Довольно часто они подобны по координационной основе двигательным действиям, которые осваиваются в основном курсе физического воспитания в аспекте общей физической подготовки.

Объединение общей и профессионально-прикладной физической подготовки предполагает профилирование общей физической подготовки применительно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности. Целесообразно общую физическую подготовку вводить на первом курсе обучения, а профессионально-прикладную - на втором-третьем курсе освоения дисциплины в учебном заведении. В зависимости от ее специфических особенностей необходимо усилить те компоненты общей физической подготовки, которые больше других способствуют развитию профессионально важных физических и связанных с ними способностей, соответственно перераспределяя время и усилия, потраченные в ее различных разделах. Во время обучения профессиональным двигательным навыкам не следует выполнять в процессе общей физической подготовки упражнения, которые могут негативно повлиять на их формирование. Необходимо включать в общую физическую подготовку в достаточном объеме тренирующие нагрузки, противостоящие неблагоприятному влиянию на здоровье и дееспособность профессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная деятельность отличается крайне низким уровнем двигательной активности). Следует выборочно использовать направленные комплексы физических упражнений для предотвращения и исправления отдельных отклонений в физическом состоянии и развитии организма, вероятных при хроническом влиянии неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности. Такое профилирование общей физической подготовки сближает ее с профессионально-прикладной. Несмотря на то что они тесно взаимосвязаны, они не взаимозаменяемы, с их помощью решаются различные задачи. Общая физическая подготовка представлена относительно к особенностям профессиональной работы и должна быть нацелена на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека, независимо от того, какую деятельность он избрал в качестве профессии.

Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных типов трудовой деятельности довольно низкая, в методике профессионально-прикладной физической подготовки необходимо опираться на принцип постепенного усиления учебной нагрузки, в той мере, в какой это необходимо для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, и для общего повышения уровня функциональности организма, укрепления и сохранения здоровья. Не может быть определенных универсальных количественных норм прироста нагрузки, одинаково подходящей во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и их динамика зависят от многих обстоятельств, включая реальное развитие суммарного объема нагрузки и способа занятий физическими упражнениями при индивидуальном образе жизни. Здесь возможно использовать большинство принятых в системе физического воспитания и самообразовании форм занятий. В то же время это нужно рассматривать в единстве с другими составляющими системы воспитания и найти самое приемлемое соотношение различных форм занятий, дающих шанс достичь личных и социальных задач в индивидуальном подходе .

В качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально подготовительные). Адекватными средствами не могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным действиям. Сводить только к ним средства - это значит существенно искажать саму суть подготовки. Малоэффективным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения. Локальные и региональные двигательные действия сами по себе ни в коей мере недостаточны для оптимального развития двигательных способностей, причем и режим выполнения их зачастую все больше приобретает черты, обусловливающие производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для полноценного состояния организма.

Однако это не значит, что в современной профессионально-прикладной физической подготовке вообще нецелесообразно моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Самомоделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно мобилизовать (эффективно проявить в действии) именно те профессионально важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность конкретной профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий эффект. Значительная часть упражнений представляет собой общеприкладные упражнения .

Таким образом, для воспитания двигательных и координационных способностей, необходимых в технических видах профессиональной деятельности, в рамках профессионально-прикладной физической подготовки используют широкий диапазон упражнений, различных по форме: это развитие общей выносливости - аэробный бег и другие упражнения циклического характера, для увеличения уровня работоспособности в деятельности, которая выполняется в условиях низкой или высокой внешней температуры - различные виды упражнений, в ходе которых значительно увеличивается температура тела и необходимо по времени длительно сопротивляться к функциональным изменениям во внутренней среде организма (многократный повторный бег большой и максимальной физиологической мощности).

В полном объеме совокупность средств профессионально-прикладной физической подготовки не ограничивается лишь физическими упражнениями. В комплексе с ними для реализации преследуемых в ней задач используют естественные внешние факторы закаливания, а когда это необходимо - и специальные гигиенические и другие средства повышения уровня адаптационных возможностей организма и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям специфических условий профессиональной деятельности. В процессе должны находить применение и соответствующие ее особенностям средства интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной психической подготовки, без которых не мыслится всесторонняя профессиональная подготовка.

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой химии и химической технологии, филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тобольск;

Яркова Т.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и социального образования, филиал Тюменского государственного университета, г. Тобольск.

Библиографическая ссылка

Фёдорова Т.Н. ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОСОБОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19742 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к определенной профессиональной деятельности.

Цель ППФП - достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

С древних времен физическое воспитание активно использовалось для подготовки к охоте, труду, военной деятельности. С течением времени в зависимости от разнообразных условий труда и быта изменялись направленность и содержание ППФП, но необходимость ее для подготовки подрастающего поколения к жизни оставалась постоянной.

Каждая профессия требует не одинакового уровня развития психофизических качеств, умений, навыков, поэтому в военном вузе профессионально-прикладная подготовка будет одного содержания, в педагогическом - другого. Основу этого раздела должна составлять общая физическая подготовка, направленная на достижение минимально необходимой готовности человека к труду вообще, безотносительно к особенностям условий и характера труда представителей той или иной профессии.

Задачи ППФП - приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психических и личностных качеств, прикладных умений и навыков.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

формировать необходимые прикладные навыки;

осваивать прикладные умения и навыки;

воспитывать прикладные психофизические качества;

воспитывать прикладные специальные качества.

Наиболее важным физическим качеством для представителей любой профессии является выносливость, необходимая для поддержания оптимальной интенсивности труда в течение всего рабочего дня. Для представителей гуманитарных профессий хорошая общая физическая подготовка решает почти все задачи обеспечения специальной психофизической готовности к будущей профессии.

Основными факторами , определяющими конкретное содержание ППФП к будущему труду, являются:

формы труда специалистов (физический, умственный, смешанный);

условия и характер труда (продолжительность, комфортность, вредность, величина физической и эмоциональной нагрузки);

режим труда и отдыха (начало и окончание работы, график отпусков, организация внутрисменного отдыха);

динамика работоспособности в процессе труда, специфика профессионального утомления и заболеваемости;

дополнительные факторы, включающие индивидуальные особенности, климатогеографическое своеобразие региона и др.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

прикладные виды спорта (их целостное применение);

оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

Средства физической культуры в процессе ППФП могут активно воздействовать на совершенствование отдельных функций не только в период обучения студентов, но и со значительным отдаленным эффектом, обеспечивая качественную работу специалиста. Подбор отдельных физических прикладных упражнений или видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, для представителей гуманитарных профессий необходима общая выносливость, устойчивая работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, следовательно, прикладными видами спорта для них могут быть циклические виды спорта (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, велоспорт), различные виды туризма и т.д. Кроме этого будущие учителя должны овладеть в вузе знаниями по методике проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми, по организации занятий спортом и др. Учитель должен не только сам регулярно использовать средства физической культуры, активно применять их в организации своего труда, но и быть умелым организатором массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Укрепление здоровья, повышение работоспособности школьников, привитие им потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями зависят не только от учителей физкультуры, но и от участия в решении этой задачи всего педагогического коллектива школы. Многие учителя регулярно планируют и проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия, организуют подвижные игры, экскурсии, туристические походы, беседы на физкультурные темы, физкультурные паузы и минутки, подготовку и комплектование команд к соревнованиям. В условиях дефицита дипломированных преподавателей физической культуры часто этот учебный предмет ведут преподаватели другого профиля. К этому они должны быть в достаточной степени подготовлены.

К особенностям учительского труда, сказывающимся на состоянии здоровья и работоспособности, можно отнести отсутствие двигательного компонента в работе, статическую нагрузку на ноги, неустойчивый режим дня, повышенную нагрузку на голосовой аппарат, зрение, слух. Работа учителя требует четкого взаимодействия анализаторных систем, памяти, мышления, внимания, воображения. И все это порой в условиях дефицита времени.

Учительская деятельность является причиной различных патологических состояний нервно-психической сферы, заболеваний органов дыхания, слуха, зрения. Большинство учителей в конце рабочего дня отмечают усталость, снижение внимания, слабость, головокружение, головные голи и боли в области сердца. У многих нарушается сон. Примерно половина учителей имеют какие-либо расстройства нервно-психической сферы.

Некоторые заболевания имеют тенденцию к распространению уже в студенческие годы. В последние годы значительно увеличилось число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе. К заболеваниям, наиболее часто встречающимся у студентов, относят функциональные заболевания нервной системы, гипертонические состояния, заболевания органов пищеварения и дыхания.

Специальной заботой учителя должно стать укрепление здоровья, закаливание, формирование умения не только работать, но и отдыхать. Деятельная сущность физической культуры личности учителя выражается как в собственной активности в занятиях физическими упражнениями, так и в проведении воспитательной работы с учащимися средствами физической культуры. Регулярно занимающиеся физическими упражнениями более активны в общественной жизни, рациональнее используют свое свободное время, более коммуникабельны, быстрее адаптируются в коллективе. В то же время отмечается низкий уровень физкультурной активности и слабая вовлеченность учителей-предметников в работу по физическому воспитанию учащихся. В общей структуре бюджета времени учителя значительное место занимает его рабочее время. У учителей-предметников оно составляет до 11 часов в день, а у многих руководителей школ - до 12 часов. При длительном умственном труде в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, появлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Специфика педагогического труда такова, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны постоянное чувство усталости, отсутствие интереса к работе, повышенная раздражительность, потливость, потеря сна и аппетита, снижение защитных сил организма.



Для такой напряженной деятельности необходимы крепкое здоровье, оздоровительная направленность всего режима учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха студентов и учителей, обеспечивающие поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности на весь период обучения в вузе и после его окончания.

Профессиональную направленность физического воспитания будущих учителей не следует понимать как направленность лишь на работу с учащимися. ППФП должна также решать задачу овладения знаниями, умениями и навыками, важными для самих студентов.

Уже на первом курсе студенты должны научиться анализировать свои антропометрические показатели и физическую подготовленность. Уровень освоения знаний и умений в области физической культуры должен постоянно контролироваться, поскольку в соответствии с приказом Госкомвуза РФ (№ 777 от 26.7.94) на всех годах обучения вводятся семестровые зачеты, а по завершении - итоговая аттестация.

Зачетные требования по разделу профессиональной подготовки устанавливаются с учетом будущей деятельности специалистов. Для будущих педагогов они включают следующие знания, умения и навыки.

Знания :

· Роль физической культуры как учебной дисциплины высшего педагогического образования и всестороннего развития будущего учителя.

· Правила судейства соревнований в беговых видах легкой атлетики (бег 100 м, кросс).

· Основы здорового образа и стиля жизни, содержание и формы самостоятельных физкультурных занятий, методы самоконтроля.

· Основные команды управления строем, способы подбора комплексов физических упражнений и подвижных игр для детей разного школьного возраста.

· Гигиенические требования к рациональному распорядку дня, двигательному режиму с учетом места проведения занятий, природных условий, объема и вида движений и других факторов.

· Современные системы физических упражнений и критерии индивидуального выбора системы занятий студентами с учетом учебного режима в вузе и особенностей будущего труда учителя.

· Возрастные особенности развития детского организма и влияние физических упражнений на его динамику.

· Система физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

· Положение о соревновании, правила судейства и методика проведения занятия по избранному виду спорта.

· Самоанализ физической подготовленности и контроль за эффективностью тренировочного процесса, развитием физических качеств.

· Психофизическая характеристика труда учителя, профессионально значимые двигательные умения и навыки.

· Причины производственного утомления и профессиональных заболеваний учителя, их профилактика средствами физической культуры и спорта.

· Организационно-методические основы оздоровительной физической культуры в школе и детском лагере отдыха.

Умения и навыки :

· Управлять строем с выполнением строевых, общеразвивающих и специальных упражнений при проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в учебной группе, в школе и детском лагере отдыха.

· Подбирать и проводить упражнения для развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости.

· Составлять и проводить комплексы утренней гимнастики и физкультминуток, подбирать и применять комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий.

· Проводить подвижные игры, организовывать личный рациональный двигательный режим с использованием самостоятельных форм физкультурных занятий.

· Составлять конспект и провести подготовительную часть занятия.

· Судить соревнования и вести протоколы по избранному виду спорта.

· Составлять положение о соревновании по избранному виду спорта.

· Уметь организовывать и проводить лыжную и пешую прогулку; овладеть основными туристическими умениями и навыками.

· Владеть методами самоконтроля и оценки физического состояния.

· Уметь оказывать первую доврачебную помощь при травмах на физкультурных занятиях.

· Уметь вести и анализировать дневник недельного двигательного режима и самостоятельной физической подготовки.

Наряду с применением физических упражнений в качестве средства компенсации недостатка движений и решения других важных задач, они должны максимально использоваться учителями для активного отдыха в течение рабочего дня как средство производственной физической культуры.

2.7 . Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

2.7.1. ППФП в системе физического воспитания студентов

В условиях научно-технического прогресса проблема соотношения средств физической культуры и учебной деятельности студентов приобретает важное экономическое значение, заключающееся в использовании физического воспитания для подготовки к конкретному профессиональному труду и повышении его производительности. В этой связи особое значение в системе физического воспитания студентов приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

Формировать необходимые прикладные знания;

Осваивать прикладные умения и навыки;

Воспитывать прикладные физические качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, которые студенты получают на лекционных занятиях по курсу «Физическая культура». Знания о закономерностях достижения и поддержании высокой профессиональной работоспособности в трудовой деятельности имеют важное прикладное значение.

Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.

Прикладные физические качества – это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.

При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует обращать внимание на то, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. В тоже время, только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных часов на дисциплину «Физическая культура».

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе. Обычно эти нормативы отличаются у студентов различных факультетов и имеют отличия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания, общую физическую подготовленность, методические и двигательные умения и навыки.

Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовки в учебное и внеучебное время. Для этого в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном отделении, осваивают те элементы ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

Формы ППФП во внеучебное время следующие:

Секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза;

Самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза;

Самостоятельные занятия;

Соревнования по прикладным видам спорта.

Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

2.7.2. Факторы, определяющие ППФП студентов

Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

Формы (виды) труда специалистов данного профиля;

Условия и характер труда;

Режим труда и отдыха;

Особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую» работоспособности на основе фиксированных показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологический показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

2.7.3. Средства ППФП студентов

Подбор средств ППФП осуществляется с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства ППФП студентов классифицируются следующим образом:

Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

Прикладные виды спорта;

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

Вспомогательные средства, обеспечивающие качества учебного процесса по разделу ППФП.

Основным средством ППФП студентов является физическое упражнение. При их подборе следует учитывать, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим качествам.

Напряженная умственная деятельность студентов в процессе обучения в сочетании с недостаточной двигательной активностью приводит к снижению общей и умственной работоспособности и состояния здоровья.

Уровень умственной работоспособности, безусловно, зависит от состояния здоровья и общей работоспособности, а способность человека длительно выполнять умственную или физическую работу определяется выносливостью, обуславливаемой, прежде всего, функциями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Важным фактором, определяющим совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем молодого организма студентов, является оптимальное сочетание умственных нагрузок и разнообразных средств физической культуры.

Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.

Умелое сочетание циклических упражнений со спортивными играми дает положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).

При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе – спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорта в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный способ решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально-организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Содержание таких занятий связано с обучением приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические устройства и приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах обрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр университета.

Имитировали рабочие позы и приёмы, которые были характерны для той или иной профессии. Трудовая гимнастика входила в курс обучения токарей, ремонтных рабочих, шахтёров.

В это же время в Центральном институте труда была разработана методика двигатель-ной культуры в производственном обучении. Она включала в себя производственную за-рядку, трудовую гимнастику и специальные упражнения, корректирующие неблагоприятные воздействия профессио-нального труда на организм работающего. Этот комплекс упражнений мож-но считать началом ППФП.

Весь процесс физического воспитания в учебных заведениях должен быть валеологичным, профилированным и подчиняться зада-че качественной подготовки будущего специалиста. Однако влияние физической культуры на производственную деятель-ность намного сложнее, чем прямая зависимость. Физическое воспитание, не оказывая прямого воздействия на процесс про-изводства, является косвенным фактором, способствующим росту эффективности труда. Общая и специальная физическая подготовка не находит непосредственного применения в про-цессе труда, но создает предпосылки для успешной профессио-нальной деятельности, проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированно-сти, уровень совершенствования ключевых для данной про-фессии физиологических функций, адаптация к условиям производства. Вот почему важное место в процессе обучения той или иной профессии, а также непосредственно в самой тру-довой деятельности должна занимать профессиональная фи-зическая подготовка.

Правильно подобранные виды двигательной активности, средства и методы физического воспитания способствуют тре-нировке сенсорных (чувствительных) и моторных функций человека , что

  • улучшает восприятие;
  • повышает стрессоустойчивость;
  • увеличивает скорость ответных реакций;
  • совершен-ствует координацию движений;
  • развивает такие психологиче-ские функции личности, как память, мышление , воображение, умение общаться в коллективе и др., а также качества, необ-ходимые для людей труда: трудолюбие, целеустремлённость.

Специальная физическая подготовка благоприятствует вы-полнению разнообразных действий в современных професси-ях. Так, среди различных способностей, в частности двига-тельных, особое место в современном производстве принадле-жит ловкости (координационным способностям), точным дифференцировочным движениям во времени и пространстве, мышечным усилиям.

В процессе профессиональной физической подготовки ре-шаются следующие основные задачи:

  • усовершенствование индивидуального запаса двигательных (физических) умений, навыков и физкультурно-оздоровительных, обра-зовательных знаний, необходимых для освоения избранной профессиональной деятельности;
  • развитие профессионально важных физических и психофи-зиологических способностей, обеспечение устойчивого уров-ня дееспособности;
  • повышение степени приспособленности организма к усло-виям, в которых протекает трудовая деятельность; содей-ствие увеличению его адаптационных возможностей, со-хранению и укреплению здоровья;
  • воспитание нравственных, духовных, волевых и других ка-честв личности современного профессионала.

ППФП заключается, с одной стороны, в овладении кругом знаний, умений и навыков из области физической культуры, которые будут использоваться в дальнейшем при исполнении профессиональных обязанностей. С другой стороны, ППФП будущего специалиста состоит в преимущественном развитии тех физических качеств и способностей, которые в совокуп-ности формируют его физическую готовность к конкретной профессии с учётом всех её особенностей.

Прикладной характер физического воспитания базируется на профессиографии — всестороннем глубоком изучении про-фессии и тех требований, которые она предъявляет к физиче-скому состоянию специалиста и его личностным качествам. Материал с сайта

На основе ключевых функций, личностных и физических качеств, к которым предъявляются повышенные требования, производится отбор наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, в том числе видов спорта и их эле-ментов. При этом ключевые системы и функции определяют-ся по уровню функциональной нагрузки и утомляемости в тру-довом процессе.

При анализе различных видов двигательной активности было выявлено, что ряд из них оказывает тренирующее воз-действие на функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессий невозможно. Максимальный эффект воздействия спортивной тренировки на организм достигается лишь при условии единой функциональной направ-ленности вида спорта и профессионального труда.

Загрузка...
Top