Презентация музыкальная живопись мусоргского. Фортепианный цикл М

«Птицы в музыке» - А.А. Алябьев - „Два ворона“. Михаил Иваноич Глинка. М.И. Глинка - „Жаворонок“. Родители. Александр Александрович Алябьев. Петр Ильич Чайковский. Русская народная песня - „Летят утки“. Март. Времена года. Символ мира. Русская народная песня - „Черный ворон“. Детские и юношеские годы композитора. Подготовка первых пьес к изданию.

«Музыка по сказкам Пушкина» - Опера. Образы Пушкинских сказок. Иллюстрации к сказке. М.И. Глинка. Труба. Флейта. Руслан. Ель растёт перед дворцом. Скрипка. Инструменты. Добрая песня. Звезды. Добрые сказки. Царевна. Челеста. Тромбон. Море. Сказки. Месяц.

«Музыка и литература» - - Выявить истоки родства между искусствами; Искусство рождено жизнью. 5. В каких музыкальных жанрах «дружат» музыка и литература? Опера – это… , …, музыка, танец, театр. Задачи урока: -научиться видеть красоту каждого вида искусства; Iii раунд. Друзья или соперники?». Тест. Литература и музыка не иллюстрируют одна другую.

««Музыка» 5 класс» - Между светлым и темным. Какие понятия из области изобразительного искусства перешли в музыку? Мажор минор. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. М.П. МУСОРГСКИЙ. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. Пабло Пикассо. Урок музыки в 5 классе. К. Моне. Э. Дробицкий. Борис Михайлович Кустодиев. Рельеф и фон. Стог сена в живерни.

«Средства музыкальной выразительности» - 4.Отрывисто, связно, отчётливо. 1. Один из видов лада. Средства музыкальной выразительности. 7.Таким может быть темп. 6.Одна из форм произведения. 3.Как называется громкость звука? О чём идёт речь?

«Музыкальная литература» - Примерная презентация музыкальных и литературных произведений, используемых на уроке. Э. Гофман Сказка «Щелкунчик и мышиный король». М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила». П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин». П.И. Чайковский Балет «Щелкунчик». А.С. Даргомыжский Опера «Русалка». А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

Всего в теме 37 презентаций

Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи, есть своя палитра оттенков.

Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, изобразительных) в определённой последовательности. С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.

Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии - успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряженность, драматизм образа.

Можно провести аналогии: звучащая живопись Клода Моне - французского живописца, одного из основателей импрессионизма, и живописная музыка Мусоргского.

Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонаротти. Илья Ефимович Репин отмечал, что красочный колорит картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра. Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал «несомненной». Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

Быдло

В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника.

В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому.

А почему бы вам. Модест Петрович, - сказал вдруг Стасов, - не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку.

Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».

Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.

Сюита - яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы - «картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе.

Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно.

Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет.

Между «Тюильри» и следующей картиной «Быдло» нет «Прогулки». Очевидно, композитору нужно было как можно ярче, сильнее подчеркнуть громадную разницу между двумя этими картинами.

Пьеса основана на акварели Гартмана (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Быдло»).

«Быдло» - по-польски «скот». На картине Гартмана изображены волы, запряженные в арбу на больших колесах. Вы слышите стук колес, - как хорошо использованы тут низкие звуки фортепиано, тяжело и монотонно повторяющиеся. Жара. Бесконечно далека пыльная степная дорога. Ослепительное южное солнце не ласкает, а гнетет, и печальная мелодия песни не льется вдаль, а словно тяжко стонет, рассказывая о горькой жизни народа. Все очень просто и очень страшно: для помещиков и сам человек - такое же «быдло», как его волы. Так музыкой композитор раскрыл подтекст картины, наполнил ее глубоким социальным содержанием.

Вслушайтесь-ка в музыку. В ней скрытая сила и затаенный, глухой гнев. Постепенно разрастается, ширится музыка, звучит громче, настойчивее. Потом она снова будто смиряется, затихает, но мы уже видели грозную силу и возмущение мужика, бредущего за волами.

В эту силу верили и Мусоргский и Гартман.

В «Картинках с выставки» Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях. Мы видим, что музыка, как и другие виды искусства, отражает всю многогранность жизни, может быть средством осуждения социального угнетения и несправедливости, выражать передовые идеи своего времени. Мусоргский нашел в картинах художника не только темы для музыкальных картин, - он нашел в них определенное социальное содержание и подчеркнул его своей музыкой.

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году - с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии - профессор Киевской консерватории.

С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в концертный репертуар пианистов всего мира.

Французский композитор М. Равель сделал замечательное оркестровое переложение сюиты. В его инструментовке «Картинки с выставки» часто исполняются в симфонических концертах.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
М. П. Мусоргский. Картинки с выставки. Быдло (в симфоническом исполнении), mp3;
М. П. Мусоргский. Картинки с выставки. Быдло (в фортепианном исполнении), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского»

Форма урока: урок - исследование

Цель: познакомить учащихся с образами музыки М. Мусоргского

Задачи:

Развитие эмоционально-осознанного отношения к произведениям разных видов искусства, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания

Освоение более сложного музыкального жанра – фортепианной сюиты М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского».

Ожидаемый результат

Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки , творческое задание по написанию синквейна. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.

Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет:

Л.А. Исаева «Учитель музыки: пути профессионального становления»: -Саратов, 2007

Примечание. В период подготовки учителем были определены помощники - «искусствоведы», которые самостоятельно выполняли исследовательскую работу: биография М. Мусоргского, история создания фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки», создание симфонических произведений М. Равеля.

Ход занятия

I . Орг. момент. Приветствие.

II. Введение в тему урока

Учитель. (Поёт на песню Г. Струве «Музыка»):

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка,

Расскажите мне скорей.

Школьники (по знаку учителя) продолжают:

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Учитель. Какую тему полугодия мы сегодня будем продолжать на нашем уроке? (Связь музыки с изобразительным искусством). Сегодня нас ждёт встреча с творчеством великого русского композитора Модестом Петровичем Мусоргским.

Хочу сказать, что мне особенно дорог этот композитор – когда – то я училась в музыкальной школе имени М.П. Мусоргского; возле этой школы в г. Великие Луки установлен памятник великому русскому композитору. Сегодня мы должны исследовать музыкальные произведения великого русского композитора Мусоргского и дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины? (может, но нужно доказать)

Учитель. Мои помощники - «искусствоведы» представят проделанную работу. Самые значимые сведения урока вы, ребята, должны отразить в «Дневнике урока». Давайте рассмотрим этот дневник и определим этапы нашего урока.

Учитель комментирует предстоящую работу - заполнение таблицы (см. Приложение к уроку), составление синквейна, и в конце урока учащимся предстоит отразить своё отношение к проделанной работе на уроке.

III. Основная часть урока.

Ребята, вы уже знакомы с именем Мусоргского. Что вы можете о нём рассказать? (Композитор XIX века, входил в содружество «Могучая кучка»

Давайте узнаем интересные факты биографии этого композитора

Выступление «искусствоведов»:

Биография М.П. Мусоргского:

1) Модест Петрович родился в деревне Карево Торопецкого уезда Псковской губернии, но большую часть времени он проводил в Наумове (в 3 километрах от Карева), в имении Чириковых, родственников матери.

Первой учительницей музыки будущего композитора была его мать Ю.И.Мусоргская (Чирикова).

"Мусоргский в Кареве провел первые свои 10 лет и на всю жизнь остался по глубоким впечатлением той народной жизни, тех сцен и типов, которые окружали его", - писал музыкальный критик В.В.Стасов в конце 19 века.

М.П.Мусоргский неоднократно приезжал в родные места. Здесь он работал над оперой "Борис Годунов", написал многие романсы.

В деревне Наумово сохранились остатки усадьбы Чириковых: барский дом, каменное здание оранжереи, часть старого парка, полузаросший пруд, обсаженный елями.

В доме-музее Мусоргского проходят традиционные музыкальные праздники, посвященные композитору, на которые приезжают знаменитые оперные певцы.

2). М. П. Мусоргский закончил Школу гвардейских подпрапорщиков . Затем недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку , потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

Музыкальный кружок Балакирева оказал большое влияние на творческое развитие Мусоргского. Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.

Композитор прожил очень короткую, яркую жизнь, но в ней было много страданий и одиночества. Не было семьи, детей. Умер Мусоргский в 42 года в Николаевском военном госпитале, похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

2). М.П. Мусоргский создал произведение, поистине уникальное в мировой музыке фортепианная сюита «Картинки с выставки».

Узнаем историю создания этого произведения.

Выступление искусствоведов.

  1. У Мусоргского был друг – архитектор и художник Виктор Александрович Гартман. В Петербурге, в залах Академии Художеств была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.

Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35-летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок – около 3-х недель – создаёт «Картинки с выставки».

«Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор Стасову. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным».

Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

2 ученик. Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны:
«Гном»,
«Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») ,
«Балет невылупившихся птенцов» -
сказочные картинки;

«Ссора детей во время игры», «Быдло»,
«Два еврея»,
«Лиможский рынок» -
бытовые;

«Старый замок»,
«Катакомбы» -
романтические .

В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.

Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите 4 раза, изменяется и развивается.

Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный).

По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.

Вывод: что же такое сюита?

СЮИТА (с фр. Suite - «ряд», «последовательность») - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла

  1. ) Слушание. Музыка М. Мусоргского «Прогулка», «Баба Яга». «Балет невылупившихся птенцов»

Работа в Дневниках.

3) Работа в группах.

Написание синквейна к произведениям (1, 2, 3 группа соответственно создают синквейны «Прогулка», «Баба Яга», «Птенцы»)

Выступление учащихся, зачитывание синквейнов.

Слушание. Музыка М. Мусоргского «Старый замок»

Анализ музыкального произведения. Работа в Дневниках.

3). Мусоргский сюиту написал для фортепиано. Как вы думаете, м ожет ли музыка обогащаться?

Выступление искусствоведов.

Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве.

Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок.

Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель в 1922 году.

Что мы знаем о симфоническом оркестре?

Слушание. Музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота»

Анализ. Вывод: образ Родины раскрывает прозвучавшая музыка.

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Сегодня мы исследовали произведения Мусоргского

Сделаем вывод, какие образы были раскрыты в сюите «Картинки с выставки»?

  1. Образ прогулки
  2. Образ Бабы Яги
  3. Образ птенцов
  4. Образ старого замка
  5. Образ богатырских ворот

Теперь вы готовы дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины? (Музыка может «нарисовать» природу звуками, слушая музыку, мы представляем картины и образы)

О каком композиторе мы сегодня говорили? Какие музыкальные произведения прозвучали на уроке?

Учащиеся отмечают и оценивают урок в «Дневнике» и сдают свои работы на проверку.

Домашнее задание: нарисовать рисунок к любому из прозвучавших произведений Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки».

ДНЕВНИК УРОКА

«Музыкальная живопись

Модеста Петровича Мусоргского»

Фамилия, имя ____________________________________________

Название произведения

Какой характер

У произведения, какое настроение вызывает

Какое развитие имеет музыка? Как изменяется?

(Начало произведения, средняя часть, финал)

Какой образ создаёт музыка?

Какие изобразительные свойства имеет музыка?

Твой ответ:____________________________________________

Сюита -это_________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СИНКВЕЙНА

1 строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

2 строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

3 строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

4строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

5 строка – одно слово – существительное - ваши ассоциации, вывод, резюме.

ПРИДУМЫВАЕМ СИНКВЕЙН!

1___________________________________________________________________

  1. У меня были трудности на протяжении всего урока




Модест Петрович Мусоргский () Великий русский композитор XIX века, входил в содружество композиторов «Могучая кучка». Главным его творением являются оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Однако есть у композитора произведение, поистине уникальное в мировой музыке – «Картинки с выставки».


В.А. Гартман () У Мусоргского был друг – архитектор и художник Виктор Александрович Гартман. В Петербурге, в просторных залах Академии Художеств, была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.


Фортепианная сюита «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35- летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок – около 3-х недель – создаёт «Картинки с выставки». «Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным». Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.


Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны: «Гном», «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»), «Балет невылупившихся птенцов» - сказочные картинки; «Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Лиможский рынок» - бытовые; «Старый замок», «Катакомбы» - романтические.


В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.


«Прогулка» Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите несколько раз, изменяется и развивается. Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный). По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.


Жозеф Морис Равель () Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель.








«Рассвет на Москва – реке» Знаменитое вступление к опере «Хованщина». Это музыкальное произведение вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни
«Эта гениальная музыка будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть ещё не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния.» Д.Б. Кабалевский


Используемые ресурсы: fotki.yandex.ru%2Fget%2F52%2Fevgen-skrlychkov.0%2F0_f269_10226dd9_XL&text= fotki.yandex.ru%2Fget%2F52%2Fevgen-skrlychkov.0%2F0_f269_10226dd9_XL&text

Загрузка...
Top