Предметы народного быта в россии. Культура и быт киевской руси

А. Терещенко

Быт русского народа

ВСТУПЛЕНИЕ

Невозможно представить все разнообразие наших забав: они так многочисленны и переменчивы, что трудно собрать их в одно, подвести под один уровень увеселений, чтобы вывести о них общее заключение. Простой народ, сохраняя поверья и обычаи предков, слил их с привычками своими. Иностранцы весьма превратно изображали наши игры; не зная нашего языка и мало заботясь о верности изложения, они включали в свои дневники все без разбора. Довольно взглянуть на несколько современных известий иноземцев, чтобы убедиться в их невежественном описании. Окружив себя книгами иностранными, не заслуживающими доверия, они выписывают из них, что им вздумается, и говорят, <будто> сами все видели. Забавы нашего народа, отражение истинного и неподдельного их веселия, могут быть описаны не иначе, как с действительной картины их жизни.

В теплое время собираются перед домом мужчины и женщины, молодые и девушки. Сначала мужчины приветствуют друг друга снятием шапки с головы, а женский пол встречает их улыбкою или вопросом о здоровье; потом садятся рядом на лавке у дома. Если бы недостало места для женщин, то сами старики встают и просят их садиться. Женщины уважаются повсюду, во всех состояниях. Молодые перешептываются между собою, старики усмехаются и говорят им с простосердечным хохотом, что их подслушали. Тогда начинается разговор живее, беседа откровеннее и перестают чуждаться, подступают ближе друг к другу и делают общий круг. Является балалайка, и все раздвигаются. Девушки ожидают с нетерпением приглашения. Везде девушки начинают первые, и везде они <имеют> свои права.

Молодец, который всех посмелее, выступает вперед и, сняв шапку, просит красавицу повеселиться с ним. Все общество в праздничных нарядах: мужчины в кафтанах, красной рубашке с отворотами и шапке набекрень. Девушки в сарафанах, белых рубашках с длинными рукавами и белым платком в руке. Еще не начинается пляска, а только заохочиваются к ней. Тут мальчики мешают всем: они отвлекают общее внимание своею беготнёю и играми, в коих нередко принимают участие и взрослые. Девушки расходятся, образуют свой круг и замышляют свои забавы; женатые отделяются от них, идут в сторону; одни старые остаются перед домом и ведут разговоры о своих занятиях: все расходятся и, казалось бы, веселию конец. Тут-то оно <и> начинается: резвые и беззаботные шалуны затевают своих лошадок и запуски, парни сбивают городки, девушки скачут на досках. Когда поразвеселятся, тогда затеваются общие игры, в которые не принимают только детей; последние не жалеют об этом, потому что они имеют свои собственные, им одним принадлежащие. Но девушки и мужчины, кроме общих забав, имеют также свои отдельные: тогда парни не вмешиваются в девические, а девушки в мужеские игры. Пол и возраст отделяется друг от друга, а потому проистекает само по себе естественное разделение игр.

ИГРЫ ДЕТСКИЕ

Детский возраст любит беззатейные, нехитрые игры, но в них скрывается или поучение, или выражение их возраста.

СОРОКА

Сорока - повсеместная забава. Ею веселят малышей и маленьких детей. Матери или няньки, посадив ребенка на свои колени или поставив его подле себя, перебирают по пальцам дитяти и ласкают, чтобы оно не плакало, приговаривая: «Сорока, ворона, детям кашку варила: одному дала, другому дала, - и, защекотав под мышкой, произносят скоро, - а третьему не дала. Сорока улетела!» В Малороссии говорят: «Сорока, ворона, на припичку сидила, дитям кашу варыла; одному дала, другому дала, сему дала, сему дала, а сему не дала - гай! гай! Сорока улитила». Защекотав ребенка, пробуждают в нем смех и после заставляют его повторять то же самое. При успешном повторении дитяти целуют его всякий раз. Эту забаву продолжают, пока дитя развеселится.

В некоторых местах говорят: «Сорока, ворона, детям кашу варила, на пороге студила. Тому дала, тому дала, тому шейку урвала, и полетела! - Суха, суха!..» Забавляют еще так; «Сорока, сорока, кашку варила, на порог скакала, гостей смекала. Гости на двор - кашку на стол; гости со двора - кашка со стола. Этому дала, этому не дала; этому досталось, этому не досталось: который мал, который дрова не таскал, который печку не топил, который щи не варил, который за водой не ходил. Шу, полетела! И хвостиком завертела».

«Ладушки, ладушки! Где были?» - «У бабушки! Кушали оладушки». - «Что ели?» - «Кашку». - «Что пили?» - «Бражку». - «Кашка слатенька (сладенька), бражка пьяненька». При укачивании детей поют протяжным голосом:

Воркуй, воркуй, голубчик,
Воркуй, сизенькой.
Двором летишь, воркуешь;
Шатром летишь, слушаешь.
А кто в шатре говорит?
Говорит в шатре
Брат со сестрой,
Родимой со родимой.
- Сестрица моя родимая!
Пойдем гулять во зеленой сад.
Сорвем в саду по цветку,
Совьем себе по венку.
Понесем венки к батюшке,
К родимой матушке.
- Сударь ты мой, батюшка,
Сударыня ты моя, матушка,
Который венок алее?
Который из нас милее?
- Дитя мое милое!
Все венки алые,
Все дети милые.

Иногда забавляют детей причитаниями:

У котика, у кота,
Была мачеха;
Она била кота,
Приговаривала;
На все стороны
Кота оборачивала.
Дайте коту папы
На задние лапы.
- Ешь, котик, не кроши;
Больше папы не проси

ЛОШАДКА

В праздничные дни, особенно летом, всегда и повсюду встретите мальчишек с веревочками в зубах, бегущих по два или по три, схватись за руки, представляя из себя лошадок. Ими правит бой - кучер, который неумолчно хлопает плетью да кричит на них. Эта игра есть одна из любимых для крестьянских детей. В деревне едва станет ходить мальчик, уже он возит истоптанный лапоть или ездит верхом на палочке; поит своего коня, ставит его в конюшню, дает ему овса и чистит его. Когда может уже бегать по улице, тогда он с восторгом снаряжает тройку, которая иногда впрягается в тележку, и на ней помещается кучер. Тройка бежит сначала тихою рысью, потом несется, бьет и опрокидывает повозку. Ушибленный кучер забывает о своей боли: он бежит за лошадьми, останавливает их, гладит каждую по головке и внимательно рассматривает: не засеклась ли которая? Мочит им ноги водою, а о себе не думает. Эта игра выражает страсть ямщиков к своему занятию.

Играют в лошадки еще проще: садятся мальчики и девочки верхом на палочке и, воображая себе, что они едут на лошадке, зануздывают ее шнурочком или веревочкою, хлещут плетью, а за неимением ее - тонким прутиком, сворачивают свою головку на сторону, скачут галопом или во всю прыть и кричат: «Пошел! Пади!» Девочки не так охотно разъезжают на лошадке, как мальчики, обнаруживая собою с детства, что это не свойственно их полу, - потому они предоставляют ездить мужчинам.

ПЕРЕГОНКА

У детей более взрослых составляет любимую еще забаву - беганье в перегонку. Играющие перегоняют друг друга, и кто кого перегонит, тот хвалится с самодовольствием. В этой игре принимают участие девушки. Перегонка служит к телесному укреплению и развитию проворства. Эта игра называется в Малороссии выпередки.

КЛЁЦКИ

Дети, которым запрещено отлучаться от дома, собираются подле ворот и играют в клёцки. Образовав из большого и указательного пальцев круг, пропускают сквозь него свою слюну. Кто, пропуская слюну, уронит ее на какой-либо палец, тот получает название клёцки. Тогда все начинают дразнить его: «Клёцка, клёцка; прокислая клёцка, клёцка!» Он бегает за ними и ловит; кого поймает, тот делается клёцкою, который потом ловит их точно так же, как и первый. Игра продолжается, пока не набегаются вдоволь. Она составляет одну шалость детей.

Дети обоего пола взбираются на новые избы, имеющие один только потолок, или на другое какое-либо здание с одним потолком. Вскарабкавшись по лестнице, становятся четверо по углам, а пятый, став посредине, прыгает на обеих ногах и поет:

Пень, пень, дай конопель.
Трошку, горошку -
Масла с ложку.

При последнем слове все меняются местами, пень же старается захватить чье бы то ни было место, потерявший же его играет пня. Игра продолжается, пока она не наскучит; но кто остался в последний раз пнем, тот долго носит это название. Игра в пень хотя есть детская резвость, однако ею выражается дурачок.

ТЕРЕБИТЬ НОС

Дети-шалуны, наскучив какой-либо игрою, бросаются друг на друга, толкают, кричат, бегают, падают, ушибаются - этого мало, этого им не довольно: они ищут других ощущений. Кто порезвее, тот вызывает к новой забаве - теребить нос. Становятся друг против друга и кричат: «Начинай!» - «Нет, ты начинай». Тут один начинает спрашивать, а другой отвечает ему: «Чей нос?» - «Савин». - «Где был?» - «Славил». - «Что выславил?» - «Копейку». - «Куда дел?» - «Пряник купил». - «С кем съел?» - «Один». При этом слове спрашивавший хватает за его нос, подергивает во все стороны, приговаривая: «Не ешь один, не ешь один». Если подергиваемый скажет тогда: «Съел с тобой», - то нос его оставляют в покое. Случается, что неотвязчивые шалуны до того наклеивают носы, что долго-долго помнят их. И кто забывает носы? Многие водят за носы, а многие натягивают их так длинно - что ваш немецкий!

редактор, 24.12.2011

Не один год, а несколько тысячелетий складывался русский быт , подвергаясь историческим изменениям и дополнениям. В различных социальных прослойках он оформлялся и поддерживался определенными средствами. Поговорим немного об этом.

Россия 19 века на 80% состояла из жителей деревни, поэтому, прежде всего, следует остановиться о быте именно этой части общества.

Дом крестьянина представлял собой комплекс деревянных, рубленых топором, хозяйственно-бытовых построек. Жилой дом, «крестовик» или «пятистенок», крыли соломой, тесом или дранкой. Его окружали гусятники, коровники и другие пристройки, клети, сарайчики. Чем богаче жил русский человек , тем крепче, добротнее и аккуратнее было его жилище.

Внутреннее убранство дома, подчинялось неписаным правилам. Определенная часть мебели (лавки, полати) являлась, говоря современным языком, «встроенной» — т.е, составляя часть конструкции избы. Центром избы, часто состоящей всего из одной комнаты, по праву считалась русская печь. В ней готовили еду, обогревали дом, сушили ягоды, грибы, использовали, как спальное место для стариков и детей. Возле нее располагалась посудная лавка – там хозяйничала старшая в доме женщина. В «кутном» «красном» углу, находились иконы и лампадки. Домашняя утварь хранилась на полках-“полавочниках”, одежда висела на колышках, вбитых в стену. Протолок и стены жилища русский человек украшал в соответствии со своим вкусом, умением и достатком: стены и потолок расписывали, украшали резьбой по дереву.

Главная еда крестьянина – ржаной и овсяный хлеб, пшеничные и гречневые блины, калачи, пироги с различными начинками. Каша – овсяная, просяная, пшенная ежедневно присутствовала в быту русского человека. Мясо крестьяне могли позволить себе не более 2-х раз в неделю, или в праздник, в основном употребляли в пищу рыбу – соленую, вяленую, вареную. Хорошим подспорьем крестьянскому столу являлись грибы, ягоды, овощи, заботливо выращиваемые на своих огородах.

Крестьянский быт подчинялся церковным законам и праздникам. Для женитьбы и зачатия, детей были выделены свободные от постов, дни и месяцы года.

В конце 19 века дворянский русский быт представлял собой причудливую смесь исконно русских обычаев и традиций других стран. Не изменой традицией оставалась только охота. В остальном, кроме охотников на животных, поголовная мода на традиционно русские самоварные чаепития сочеталась с кокаиновыми разгульными вечеринками. На Масленицу французское шампанское и итальянские омары соседствовали на столе с настоящими русскими блинами, которые пекла специально привезенная ради такого случая, деревенская баба. Обед с полудня переместился на европейское время:5-6 часов пополудни, однако, сервировали стол, как предписывали : блюда выносили по мере приготовления, а не все сразу, как в Англии или Германии. Среди молодежи необычайно популярен теннис и хождение «в народ» с целью прикоснуться к исконно русскому образу жизни.

Дворянский быт предписывал проводить осень за границей, в Ницце, Каннах, на живописных берегах средиземноморья, весело праздновать от Рождества до Крещения в России, зимой, на балах, присматривать выгодные партии для своих детей и заключать коммерческие союзы. Летом же, по традиции, дворяне со своими домочадцами, перебирались в загородные поместья или снимали на весь сезон дачу. Одежда – одна из составляющих частей быта, у дворян порой являло собой странное и причудливое сочетание элементов русского национального костюма и западных модных моделей. Домашнее воспитание и образование детей заменили пансионы и училища. Модерн сменяет эклектику в интерьере домашней обстановки.

Ольга Люхина
Конспект занятия «Быт русского народа»

Цель : Формирование представлений о жизни и быте русского народа , о его традициях.

Задачи : Познакомить детей с избой и русским бытом людей . Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог. Прививать интерес к русской культуре , истории своего народа .

Материал : иллюстрация избы, домашняя утварь : кочерга, ухват, лопата для хлеба, люлька и т. д. Оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения (предметы быта)

Методы :

словесные

наглядные методы

практический методы.

Приемы :

сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме ) ;

рассматривание предметов быта, макета русской избы ;

рассказ, показ, беседа;

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Как мы себя чувствуем дома?

- Почему говорят : «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать :

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку :

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица.

Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи , кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут» ?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка : варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы - кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе ? Хватит молча гостевать - пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар) .

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит» .

Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час» , говорят русские люди . Вот и я вас, приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок. Про русскую народную игру я сейчас вам расскажу, и играть научу.

За руки дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь!

(воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа) .

воспитатель :

- А называется игра : «Жмурки Машеньки и Ивашеньки» . До чего ж веселая, да премудрая она. Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей) .

Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.) . Чтобы снова в круг вам встать тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким голосом будет звать Машеньку : «Маша, где ты?» , а Маша грубым голосом отвечать : «Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и начнется наша игра.

Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним, что мы знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель : Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком. Воспитатель угощает детей хлебом и чаем.

Публикации по теме:

«Светлая Пасха» - традиция русского народа «Светлая пасха» - традиция русского народа. Воспитатель средней группы: Битарова О. С. с. Эльхотово,2016г Тема: «Светлая пасха».

Добрый день всем, всем, всем! Хочу рассказать вам о своем досуге, который проходил 19 октября. Мы знакомились с новым материалом в сопровождении.

Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: Закрепить знания детей о традициях и обычаях наших.

Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки» Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки» Тема: «В гостях у Пелагеюшки» Интеграция:.

Русский народ: культура, традиции и обычаи

Русский народ – представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие – еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

АРЗАМАССКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

им. А.П.ГАЙДАРА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

А.С. НИКОНОВА

студентка 5 курса

дневного отделения

исторического факультета

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ БЫТА

РУССКОГО НАРОДА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Научный руководитель

доктор исторических наук,

профессор Е.П. ТИТКОВ

АРЗАМАС, 2003

ВВЕДЕНИЕ ........................................……………….. 3

ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА 15

§1. КРЕСТЬЯНСКИЙ СХОД..............…………........... 15

§2. ПОМОЧИ.......................…………………….......... 21

§3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КРЕСТЬЯН.......…............ 26

ГЛАВА II. СЕМЕЙНЫЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА ........ 32

§1. ОБЫЧНЫЙ ПОРЯДОК ЖИЗНИ СЕМЬИ......... 32

§2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.......................………..... 38

ГЛАВА III. ЯЗЫЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ

В БЫТУ РУССКОГО НА­РОДА .................….. 42

§1. ВЕРОВАНИЯ. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ....… 42

§2. ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЧИТАНИЕ.... 48

§3. ПРАЗДНЕСТВА...........................……………… 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........……………………………………...…. 59

ПРИМЕЧАНИЯ ...........……………………………….……....... 62

ПРИЛОЖЕНИЯ .........………………………………………...... 67

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………… 69

ВВЕДЕНИЕ

В позапрошлом столетии, не столь уж и отдаленном от нас, мно­гое, о чем сейчас приходится вспоминать, собирать по крупицам, яв­лялось естественным, а в ряде случаев и обязательным для русского народа. Если воспринимать историю как цепь, а быт - как звено, то напрашивается следующее сравнение: оборви это звено и нарушится прее­мственность поколений, потеряются традиции нации, а новая жизнь будет строиться на обрывках прошлого и элементах чужого, инород­ного.

Десятилетия жестокой борьбы XX века не только со всем церков­ным, религиозным, но и со всем истинно народным, традиционным, национальным дали свои плоды: звено было разорвано. Бытовая нить русской жизни потерялась во времени. Наша страна начала совершен­но иной период истории, не позаботившись о восстановлении старого для возрождения народа. Но произошедшие в последние года измене­ния в России позволили актуализировать разнообраз­ные вопросы прошлого, в том числе и вопрос о быте русского наро­да. Традиции возрождаются, стремление следовать им усиливается. Конечно, невозможно в полной мере вернуть це­лостный пласт быта прошедших столетий. Сейчас иное время, иной уклад жизни. Но необходимо отметить то, что в истории быта форма меняется, а функция при этом остается.

«Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие эко­логические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия. Быт - это наше духовное богатство, наша экологическая среда, точно также требующая сохранения и защиты, восстановления естественных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим» .

Русский быт складывался веками, и он обладает глубокой преем­ственностью. Шагнуть вперед при этом можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение же от ничего или из ничего не­возможно. Многие беды в прошлом и настоящем случаются из-за безо­глядного разрушения традиционной культуры, неприятия более давне­го. На него нужно взглянуть, познать его и взять из него лучшее. Иначе мы будем разрушителями, отшатнувшимися от своих традиций, сотворившими многочисленные беды и творящие новые.

Если мы хотим познать прошлое таким, какое оно было «на самом деле», то надо выработать стремление изучить народную жизнь изну­три, представить ее как бы с позиции носителей русской народной культуры.

Стоит отметить и то, что каждое сословие в России имело свой быт, свои нравы иуклад жизни. Но в данной работе под словом «на­род» имеется в виду крестьяне. Употребление в качестве синонимов терминов «крестьянство» и «народ» представляется, в данном случае, вполне правомерным, так как крестьянство не только являлось самым многочисленным сословием России, но и хранителем традиционной этической культуры. Это сословие отличалось стойкостью в соблюде­нии церковных канонов и нравственных принципов.

В конце XIX века член Этнографического Бюро князя Тенишева, П. Кашинский, писал: «Когда мы познакомимся сами и познакомим чита­теля, как мыслит крестьянин, когда мы наглядно покажем, как пре­ломляются потребности человеческой природы в его сознании, тогда любой в состоянии будет глубоко понять формы крестьянского быта, весь уклад крестьянской жизни. Станут понятны психологические мотивы поступков крестьянина» .

В основной своей массе крестьянство было бедно, бедно материа­льно, но неизмеримо богат был его быт. Не ограниченный теориями, формулами он заполнялся веками самой жизнью, дышащей природой.

Следует отметить, что невозможно охватить все стороны быта русского народа: он велик и разнообразен. У каждой семьи - свои порядки, у каждой общины сформировывались свои традиции. Конечно, многое в целом было одинаково, лишь с небольшими изменениями. Но в данной работе внимание уделяется лишь отдельным формам семейно­го и общественного быта. Они переходили из одного поколения в другое, дополнялись новыми элементами, становились традиционными, «искони условно принятыми» .

Семья и община служили организующим началом во многих явлениях обычной жизни крестьян. Опыт крестьян, проявлявшийся, прежде всего, в жизни семьи и общины, их взаимодействии, был богат и многообра­зен. Каждый в крестьянской общине являлся звеном цепи сложных взаимоотношений. Община хранила и передавала традиции. Она собирала, на­капливала знания, вырабатываемые каждым поколениям, соединяла их в единое целое. Семья составляла основу крестьянской жиз­ни. Она устанавливала распорядок дня и труда, организовывала до­машнее хозяйство. Важную роль играла семья в воспитании детей, в постепенном и естественном их подключении ко всем задачам семей­ного быта.

Своеобразную взаимосвязь семьи и общины осуществляли верова­ния, церковь, праздники. Каждый крестьянин должен был принимать участие в различных обрядах и действиях, в которых религиозно-христианские эталоны и языческие традиции теснейшим образом переплетались с бытовыми.

Проведение исследования традиционных форм быта русского народа во второй половине девятнадцатого века и является целью данной рабо­ты.

Для этого необходимо поставить следующие задачи:

Во-первых , русская крестьянская община выступала наиболее пол­ной социальной единицей, воспроизводящей и передающей свой груп­повой опыт, и как единица являлась носителем бытовых элементов. В связи с этим важной задачей представляется раскрытие традиционных форм быта русской общины во второй половине XIX века, а именно: что из себя представлял крестьянский сход, как он проис­ходил, что регулировал; как осуществлялись помочи, какие сохраня­лись в них традиции; какие отношения развивались между крестьяна­ми, как развито было гостеприимство, хлебосольство.

Во-вторых , крестьянская семья являлась ячейкой общины, она становилась фундаментом построения быта. Поэтому, освещение се­мейного быта русского народа во второй половине XIX века: какой был обычный порядок жизни семьи, как распределялись в семье хо­зяйственные отношения, как ели члены семьи, когда вставали и ког­да ложились; как происходило воспитание детей является следующей важной задачей данной работы.

В-третьих , жизнь семьи и общины пересекалась в различных обря­дах, ритуальных действиях, праздниках. Причем все это было связа­но с язычеством и православной религией. Отсюда вытекает еще одна задача данной работы: выявить как проявлялось язычество и православие в быту русского народа, а именно, какие верования существовали в крестьянской среде, и имея в виду то, что крестьянин - человек сельскохозяйственный, верования, которые связанны с природой; как связывалась жизнь крестьян с православной верой, когда посещали они церковь, какие действия православного характера проводили до­ма; как проходили праздники, то есть время, отделявшееся от обыч­ной жизни, но имевшее свой быт и сочетавшее элементы язычества и православия.

Характеристика источника. Очерченный круг задач обеспечен доста­точно солидными материалами Этнографического Бюро князя В.Н. Тенишева, которые представляют из себя записи наблюдателей по заданной программе, составленной с исследовательской целью. Опубликованным источником данного Бюро стала книга: «Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. (На примере Владимирской губернии)» .

Князь В.Н. Тенишев был озабочен судьбами России и доказывал концептуально, что знание жизни основных классов народа является важнейшей предпосылкой для управления государством и обществом того времени. Он основал Этнографическое Бюро, поставив перед со­бой цель - собрать этнографические сведения о крестьянстве, соз­дал программы сбора интересовавших его сведений, реализовавшиеся с помощью сети «внештатных» корреспондентов.

Тенишевская «крестьянская» программа занимает особое место в своем классе научных материалов по русской историографии. Программа была изначально ориентирована на собирание самых обширных све­дений о быте крестьян центральных губерний России. Поскольку ее автор намеревался создать монографическую работу о русских крестьянах-землепашцах, постольку в круг его научных интересов попали едва ли не все стороны тогдашней жизни крестьянства. Тем более, стоит заметить, что вторая половина XIX века - это время реформирования жизни крестьян, а значит появление новых элементов в быту. Было необходимо собрать все, что возможно, пока различные введения полностью не изменили существующий порядок. В языке программы эти намерения материализовались в вопросах, охватываю­щих и характеризующих физические свойства крестьян; местные усло­вия их жизни; общие указания об образе жизни крестьян; обществен­ные установления, обычаи или законы, регулирующие отношения кре­стьян к обществу; отношения крестьян между собой и к посторонним лицам; верования, знания, язык, письмо и искусства; семью и обыч­ный порядок жизни; сближение полов; рождение детей, их воспитание и обучение; поведение крестьян в выходящих из ряда обстоятельст­вах. Около 500 вопросов включил Тенишев в свою программу, каждый из которых имел непосредственное отношение к быту. Многие пункты программы разработаны подробно, предусматривали варианты; были снабжены примерами; вопросы нередко носили подсказывающий харак­тер, и подсказка, опиралась на вполне конкретные факты, зафикси­рованные ранее специалистами и неоднократно уже подтвержденные к тому времени.

Загрузка...
Top