Православный календарь.


23 ноября/6 декабря Православная Церковь вспоминает святого благоверного князя Александра Невского . Празднество было установлено в память о чуде, произошедшем в день погребения святого.

Святой благоверный великий князь Александр Невский - национальный герой русского народа. Великий полководец и дипломат, сыгравший большую роль в русской истории. С давних времен Александр Невский является небесным покровителем Русского Воинства, а к настоящему моменту также святым покровителем городов Санкт-Петербурга и Волгограда. Сотрудники Федеральной службы безопасности считают святого Александра Невского своим небесным покровителем, а с января 2010 года и сотрудники Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

Довольно рано став политическим лидером Русской земли, святой благоверный великий князь Александр Невский явил себя мудрым государственным деятелем, возглавившим страну в один из самых тяжелых и опасных периодов ее истории. По всем оценкам, Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил исключительный талант не только полководца, но и дипломата. Не только воинской доблестью заслужил Александр любовь и почитание русского народа. Не за одни труды по защите Отечества Православная Церковь причислила князя к лику святых. Александр Невский всегда стремился обеспечить Руси самое важное - мир. Этому служили и его меч, и его слова.

Человек крайнего мужества и крайнего смирения, великий князь Александр Невский умер 14 ноября 1263 года в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 года. Согласно преданию, за девять дней пути от Городца до Владимира его тело не проявило признаков тления, а при погребении произошло еще одно чудо: когда хотели разжать пальцы усопшего, чтобы вложить в них духовную грамоту, князь сам простер руку и взял ее. После этого великий князь был признан местным святым. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.

Икона Святого Александра Невского помогает тем, чья профессия связана с военным делом, а также с дипломатической работой. Мужчинам, чьим покровителем является этот святой, образ станет защитником, сберегая от любого зла, помогая сохранить здоровье, обрести долголетие и мир в душе.

Как молитва святому помогает, необходимо хоть немного ознакомиться с житием этого человека, чтобы точнее узнать, в чем его заслуга перед Церковью.

Александр Невский, несмотря на свою походную и полукочевую жизнь, был самым настоящим православным человеком по духу. Как политический лидер, он четко отражал христианские идеалы. Известно, что Александр соблюдал посты и не пропускал ни одной воскресной службы.

Молитва святому благоверному Александру Невскому обладает особой силой. У мощей святого до сих пор происходят чудесные исцеления.

Секрет личности

Одна легенда гласит, что сам Иоанн Грозный перед походом на Казань во Владимире у раки с мощами святого князя просил благословения. Молитва святому Александру Невскому особенно сильна в дни его почитания: это 6 декабря - день его смерти - и день перенесения его святых мощей - 12 сентября. В древних документах можно найти множество описаний его чудотворений. Благодаря молитвам святому благоверному князю Александру Невскому, люди получают неожиданную помощь.

В чем же секрет его личности? Что позволило ему запечатлеться в народном сознании и стать идеалом правителя? За весь период становления государства Российского такие фигуры можно пересчитать по пальцам, они являются рубежными, потому как, независимо от их воли, именно с них начинался отсчет нового периода в истории Руси.

Начало всему положил святой равноапостольный князь Владимир, который языческую Русь сделал христианской. Следующим стал Александр Невский, который определил место Руси между Западом и Востоком. С того момента она стала развиваться как особая цивилизация и не западного, и не восточного типа. Следующим человеком такого масштаба был царь Иоанн III, превративший Московское княжество в имперское государство. Москву из регионального центра он сделал чуть ли не мировым центром. За ним идет Петр I, перенявший западные формы государственности, встав по сути во главе национального сопротивления этому же западному влиянию. Этот сложный кульбит у него до конца не удался, но, как царь-реформатор, он на два века определил путь России.

Александр Невский как личность

Возвращаясь к личности этого святого человека, необходимо отметить, что в нем была сосредоточена вся преемственность национальных идеалов - патриотизм, честь, доблесть, и главное - он был подвижником веры и примером святости. Невский - потомок знаменитого княжеского рода Мономахов, давшего России 15 великих князей и 18 святых. Этот род не просто принял Православие, а полностью осознал всю глубину христианского образа жизни и собственным примером показал, что такое служение Богу и своему народу. Именно Мономахам можно приписать заслугу в том, что они так умело и действенно стали формировать из Руси единое православное государство. Потому возносятся одному из них - Александру Невскому - молитвы на все случаи жизни.

Подобных примеров последовательного жизненного подвига практически не найти. Александр Невский стал выдающимся великим князем, отважным полководцем, мудрым политиком и дипломатом, которого в дальнейшем прославила РПЦ. По словам историков, его жизнь проходила «между молотом и наковальней».

Житие

Господь отвел ему всего 43 года земной жизни (с 1220 по 1263 гг.). Он родился в Переславле-Залеском. Сначала он сделался правителем Новгорода (1236 г.). В 1249 году стал великим князем Владимирским и правителем всея Руси.

Невский руководил русичами в трудное время, когда со всех сторон на Русь ополчились ее враги - с юга татаро-монголы, с запада и с севера немецкие, ливонские и шведские католические рыцарские ордена. Он вызывал восхищение у своих врагов, так как проявлял себя как талантливейший полководец и мудрый политик.

В 1240 году его войско разгромило шведов на Неве, после чего князя стали звать Невским. В 1242 году он победил тевтонских рыцарей на Чудском озере. Он следовал тем же принципам в политике, что и его отец - Ярослав Всеволодович. Чтобы предотвратить разорение Руси, он умело договаривался с Золотой Ордой. Однажды, посетив Батыя, он отказался принести жертву языческим идолам, за что заслужил уважение у хана. Впоследствии Невскому на ханской территории удалось создать епархию Русской Православной церкви, и это были первые камни фундамента построения нового многонационального государства.

Смерть князя

Возвращаясь из Орды после своей дипломатической миссии в 1263 году, Александр Невский скончался в месте Городец на Волге. Перед этим он принял схиму с именем Алексий. Его бездыханное тело несли до Владимира 10 дней, все это время оно оставалось нетленным. Тогдашний митрополит Кирилл, узнав от гонца о кончине князя, с амвона произнес печальные слова: «Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской».

Канонизация Александра Невского произошла на Московском Соборе (1547 г.). В день победы над шведами (1721 г.) царь Петр I перенес мощи Великого князя из города Владимир в Петербург и повелел установить в Александро-Невской лавре в Троицком соборе, где они находятся и по сей день.

Александр Невский: молитва

Верующие люди обращаются к святому князю с разными просьбами. Перед иконой этого святого молились о защите своего Отечества от нападения врагов. Он всегда помогает воинам в их ратном деле. Другие молятся ему, чтобы послал он им мудрость для того, чтобы добиваться поставленных целей. Человеческая душа во время молитвы наполняется отвагой и мужеством, которые позволяют преодолевать разные жизненные невзгоды.

Покровителем воинов стал святой благоверный князь Александр Невский. Молитва матери, обращенная к нему, помогает их сыновьям успешно нести воинскую службу. К нему также можно обращаться за помощью в укреплении веры.

Одна из молитв, обращенных к святому - исцеляющая:

"О святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойный рабы Божий (имена), и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам, да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков".

Князь Александр Невский родился в 1220 году, его отец великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович из рода Рюриковичей.

Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности. Рюрик, старший из братьев, пережил своих братьев, присоединил области родственников к своей, стал основателем и родоначальником династии. На протяжении более 700 лет Рюриковичи под покровом Божиим вели Россию путем исповеднического служения. Князь Александр Невский родился незадолго до монгольского нашествия. Под руководством своей благочестивой матери Феодосии, он получил хорошее по тому времени образование, носившее глубоко религиозный характер.
Детство и юность свою он провел в Новгороде, где сначала княжил его отец, а затем и он в очень юные годы принял бремя правления. В то время русские князья давали своим детям хорошее образование. Их учили грамоте, чтению духовных книг, воинскому искусству, дипломатии.
Наставниками князя были лица духовные, да и само обучение носило, главным образом, характер ознакомления с истинами христианской веры, дышало христианским благочестием.

Старинные новгородские летописи оставили нам словесный портрет князя:

«Он был высок ростом, силен, строен и прекрасен собою. Голос имел звучный. Кроткий и ласковый в обращении, он невольно внушал уважение к себе своими выдающимися душевными качествами, а некоторых смирял грозой своего гнева и примерного наказания». Характер князя Александра сформировался в результате его взаимоотношений с Великим Новгородом. Новгородцы не ладили с князем Ярославом из-за его крутого нрава, а Александр был достаточно мудр и осторожен. Новгородцы приняли его и считали своим князем.

Александр Невский жил в тяжелое время для России – это порубежное время. Киевская Русь уже отходила в прошлое, раздираемая междоусобными бранями, а Московская Русь еще не началась. Зачинателем ее станет в последствии младший сын Александра Невского святой князь Даниил Московский.

В середине XIII столетия Ангелом – Хранителем для Руси явился Александр Невский. Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств по слову Писания:

«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10.16).

Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, - свидетельствует о князе писатель его жития.
Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя, и смирения инока.

Великий стол в то время находился во Владимире , но многие княжества стремились к самостоятельности. Великая Новгородская купеческая республика была практически независимым государством, обладала огромными богатствами и самостоятельностью, но более всего новгородцы гордились своей «вольницей». И то, что они пригласили к себе на княжение юного княжича Александра, говорит о нем, как о личности незаурядной уже в молодые годы.
Новгородская область оставалась свободной от татарского разорения. Впервые Русская земля услышала о татарах в 1223 году. Казалось, предчувствуя что-то страшное, сама природа исполняла слова древнего пророка. Суровым испытанием и великой скорбью посетил Господь народ, в огне искушений смиряя остатки гордыни древних руссов. Татарская гроза, уничтожавшая города и селения, орошавшая поля русской же кровью; с другой стороны – восстали против России шведы, ливонцы и литовцы. Во время татарского ига русский народ приобрел драгоценный талант смирения, который в последствии лег краеугольным камнем в величественное здание Русского Православного царства.
Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня Русского Православия требовала защиты от латинского поругания.
Всей душой, чувствуя в Церкви «столп и утверждение истины» , понимая значение этой истины в Русской судьбе, князь вступил в служение «удерживающего» Русской земли – державного защитника чистоты церковного вероучения.
Победа князя Александра на Неве в 1240 году – первый успех русского оружия, именно в честь этой замечательной победы над шведами молодого князя стали называть Невским. На это сражение шведский король отправил многочисленное войско, святой князь Александр вышел на встречу с малой дружиной, но с твердой надеждой на Бога. Битве предшествовало чудесное видение, бывшее ижорцу Пелгусию. Тот созерцал ладью с гребцами, овеянными мглой, и двух лучезарных витязей, стоявших, обнявшись, в этой ладье. Это были святые князья – страстотерпцы Борис и Глеб.
«Брате Глебе, - сказал Борис, - всем грести, да поможем мы сроднику своему, великому князю Александру Святославовичу!»
Шведы не ожидали близкого отпора, и победа русских была полной и решительной. Однако охотники расширить свои владения за счет русских земель не переводились.
В 1242 году произошло Ледовое побоище , задержавшее продвижение германцев на Восток и оградившее наше Отечество от порабощения Западом.
Неутомимо сражаясь, Александр Невский вел оборонительную войну, не стремясь к захвату чужих территорий. Мужество и благородство были присущи этой высокой душе. Новгородцы радостно торжествовали свою победу. Но вскоре за этим с запада начали наступать католики. Взяты были Юрьев и Псков. Явная опасность грозила и Новгороду. Между тем, в Новгороде происходили сильные беспорядки, так что князь Александр вынужден был удалиться из него в Суздальскую землю. Под влиянием опасности, новгородцы образумились и просили благоверного князя возвратиться к ним и помочь отразить врага. Не помнил обиды, доблестный князь возвратился в Новгород.
5 апреля 1242 года был положен конец притязаниям крестоносцев, что, однако, вовсе не означало прекращения многолетней вражды. За год до своей кончины святой князь опять воевал против запада; в поход на Юрьев – Ливонский он послал сына Димитрия и брата Ярослава.

Князь Александр княжил в Новгороде с 1236 года, а в 1239 году он венчался с княжной Александрой Брячиславовной Полоцкой в городе Топорце. Будущая жена князя, княжна Александра из рода полоцких князей (из того самого рода, что и святая Ефросиния Полоцкая, которой император Константинопольский Мануил подарил икону Пресвятой Богородицы Эфесской, известной в России как Корсунская Пресвятая Богородица). По преданию, икона была написана евангелистом Лукой еще во дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Именно этой иконой благословляли перед свадьбой княжну Александру, и затем она стала их семейной иконой.

Во временя татарского ига многие князья ездили на поклонения к хану Батыю.
Нестерпимо унизительными казались князю эти поездки. Оскорбленное самолюбие князя заставило его искать пути освобождения от монгольской зависимости.

В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей – баскаков, а князьям приказал явиться к нему для подтверждения их прав на владение своими княжествами. Первому этому унижению подвергся великий князь Ярослав Всеволодович, отец святого Александра. С выражением покорности он должен был отправиться в Орду, а одного из своих сыновей – Константина – отправил даже в далекий Каракорум, в ставку Великого хана.

В 1247 году, после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю и святому Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол остался незанятым, и от воли хана зависело – дать его тому или иному князю. Батый принял святого Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив в Большую Орду к Великому хану. Там князь нашел прием не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил его на престоле Владимирском , поручив всю Южную Русь и Киев.
Возможно, именно в это время святой князь обратил ко Христу сына всемогущего Батыя, царевича Сартака, став его побратимом (о чем имеются показания арабского историка). От него Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями – Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, и это открывало перед святым Александром широкие возможности в деле объединения Руси под единой властью великого князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства. Возрастание Русского Православного царства совершалось на почве, уготованной мудрой политикой князя.

Но недолго пришлось наслаждаться покоем. В 1255 году умер Батый, и в Орде произошел государственный переворот. Сартак был умерщвлен своим дядей – Берке, который и стал ханом.
Ради любви к родной земле и ради спокойствия своего народа князь ездил в Орду и дважды в далекие монгольские степи. Православная церковь прославила князя за его служение Отечеству, помочь народу в дни испытаний и бедствий, а также за смирение, с которым он нес свой крест по жизни. Казну свою князь тратил на выкуп пленных, которых татары уводили в полон.
Авторитет князя Александра Невского был очень велик даже среди ордынцев; так, с помощью митрополита Владимирского Кирилла он добился разрешения у хана открыть в Орде две епархии, Саранскую и Подонскую, договорился об отмене службы русских полков в татарской армии, которая совершала грабительские набеги на славянские земли. Был он тверд в православной вере и отверг посягательство папы и римских миссионеров на русских верующих.

С 1252 года великий князь Владимирский – еще три раза ездил в Орду, своей мудрой политикой достигая многих важных для народа облегчений. Когда осенью 1263 года князь, возвращаясь из Орды на родину с радостными вестями, заболевает, чувствует, что умирает. Перед смертью он принял схиму, высший иноческий чин, с именем Алексий. 14 ноября 1263 года день кончины великого князя Александра.

Весть о кончине святого Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении на родину. Блаженный митрополит Кирилл, находясь в это время во владимирском храме, увидел князя Александра как живого, но в неземном сиянии. Он понял, что князь преставился и со слезами на глазах, выйдя к народу, воскликнул: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской!» . Останки любимого князя первосвященник с духовенством, бояре и народ встретили у Боголюбова: по словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий.
Тело великого труженика и радетеля Православной России было погребено во владимирской соборной церкви Рождественского монастыря.
Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита.

Почитание его как святого заступника Руси установилось сразу вслед за кончиной.
Житие Александра Невского есть военная героическая повесть. Заключительные слова жития выражают христианскую идею этой героической жизни: «Тако бо Бог прославил угодника Своего, яко много тружеся за землю русскую, живот свой, полагая за православное христианство».

Святой благоверный князь Александр, ходатайствует перед престолом Всевышнего, за нас, чтобы дух веры и благочестия никогда не оскудевал в нашем отечестве, чтобы все мы – и великие и малые – преуспевали более и более в благочестии и вере.
С тех пор Александр Невский живет в памяти народной: в 1547 году он был прославлен на московском соборе и причислен к лику святых.
В 1630 в Москве митрополитом Филаретом был устроен первый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Это была надвратная церковь над Тайницкими вратами в Кремле.
Очень почитал святого князя Александра император Петр Великий. Петр I вправе считал себя потомком святого благоверного князя. Но прежде всего он видел в Александре Невском своего великого предшественника в борьбе за сохранение за Россией невских берегов и выхода к Балтийскому морю.
В 1717 году в Санкт-Петербурге по его указанию был заложен монастырь – Троицкая Александро-Невская лавра. Героя Невской битвы император Петр избрал небесным покровителем для своего любимого города.
В 1724 году по приказу Петра Великого мощи святого благоверного князя Александра Невского из Владимира переносят в Санкт-Петербург – для благословления новой столицы и освящения ее этой древней святыней: Александр Невский – один из самых почитаемых русских святых. С тех пор мощи святого пребывают в Александро–Невской Троицкой лавре.
После смерти Петра Великого императрица Екатерина I учредила в 1725 году орден святого благоверного князя Александра Невского, которым награждали за особые заслуги перед Отечеством.

С 30 августа 1726 года торжественно празднуется день перенесения мощей святого князя в лавру. А в 1745 году императрица Елизавета Петровна устроила для мощей серебряную раку, изготовленную из первого серебра Колыванских рудников.
Государыня Екатерина II в 1774 – 1790 годах построила в лавре Троицкий собор и приказала перенести мощи туда – там они покоятся и по сей день.

Помня подвиг Святого благоверного князя Александра Невского, защитника земли Русской и веры православной, разгромившего надменных псов-рыцарей, и мечом своим поставившего их предводителю Биргеру клеймо на лоб, дабы им не изменяла историческая память.
Как только забывал Запад об этом, Русь неизменно напоминала тем, что ставила всем им клеймо святого Александра. Получили его Карл XII, Наполеон, Гитлер. Все они яростно ненавидели нашу веру, наш образ жизни, нашу преданность Русскому пути правды.
Трехсотлетняя петербургская традиция почитания святого благоверного князя Александра Невского ныне достойно продолжена воздвижением конного монумента в честь небесного покровителя северной столицы.

Прекрасный, гордый монумент – «конный и оружный» князь точно преградил врагу вход в Святые ворота лавры, высоко держа копье – атрибут змееборца.

Владыко Владимир С.-Петербургский и Ладожский сказал: «Памятник Александру Невскому поставлен нам в напоминание, что он защитник наш. Приходите и молитесь здесь!» - и этот призыв ко всем прийти в лавру был исторически верен, так как орденским храмом кавалеров Ордена святого благоверного князя Александра Невского, учрежденного еще в 1725 году, являлся Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Образ и имя святого князя Александра Невского – это символ исторической преемственности: от Древней Руси – к петербургской, императорской России, и от Российской Империи – к мощи Советского Союза – к мощи России.
Поэтому воздвижение памятника благоверному князю именно сейчас, в безвременье новой смуты, богато государственными и национальными смыслами.
Власти Петербурга намерены увековечить Невскую битву, установив еще один памятник св. Александру Невскому на месте знаменитого сражения в устье реки Ижора (ныне – Колпинский район города на Неве).
12 сентября Русская Церковь отмечает перенесение мощей блгв. Кн. Александра Невского (1724) и обретение мощей блг. Кн. Даниила Московского (1652).

Существует красивое предание, связанное с именем святого благоверного князя Александра Невского: «Говорят, если в городе есть действующий храм во имя благоверного князя, то в этот город никогда не войдет враг».
В нашей Екатеринодарской епархии, в столице Кубани г.Краснодаре почитание святого благоверного князя Александра Невского отмечено возрождением двух святынь. В начале ул.Красной, на месте старого казачьего войскового храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, построенного в 70-х годах ХIХ века, и просуществовавшего до 21 января 1930 года возрожден храм-часовня Александра Невского.
2005 год ознаменовался важнейшим событием, имеющим непреходящий духовный смысл: открыл свои двери войсковой казачий собор - белокаменный красавец, освященный в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Восстал из руин не просто очередной храм, а войсковой собор, что для казачьего края имеет особое значение.

Тропарь Александру Невскому, глас 4:

Познай свою братию, российский Иосифе, / не в Египте, но на небеси царствующий,/ благоверный княже Александре, / и приими моления их, / умножая жита людем плодоносием земли твоей, / грады владычествия твоего ограждая молением // и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Используемый материал:

1. Труды митрополита Иоанна(Снычева), « Русская Симфония», изд. «Царское Дело» , С-Пб. 2004г.
2.Выдержки из «Русской Истории» Н.И.Костомарова Изд. «ЭКСМО» Москва 2003г.
3.Русская Симфония. Очерки русской историософии – митр. Иоанн;
4. Справочный материал. Православный календарь;
5. Очерки православных газет;
6. Жития святых.

Статью подготовила Малиновская Н.С.

Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля).

Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра.

Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра.

После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде.

В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, «крестоносцами», носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. – «Без Божия повеления не было бы княжения его».

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы.

«Король римской веры из Полуночной страны», Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Бюргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, – я уже здесь и пленяю твою землю».

Благоверный князь Александр Невский

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне».

Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, – ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов.

«И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ».

Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка».

По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.

Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский и его 4-й сын — Благоверный князь Даниил Московский

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима». Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока.

В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была «кротость голубя и мудрость змеи».

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии.

А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского, с которым когда-то едва не породнился. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси продолжал крепить святой Александр Невский.

Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей.

Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию – унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви.

Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем». Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть.

В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат.

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи».

В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия.

В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока.

В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог.

Не доезжая до Владимира, в Городке, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года , завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий .

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно».

Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Щит Руси на Неве

1240 год… Разрушен стольный град, мать градов русских - Киев. Несметные полчища татар заливают Русскую землю, разрушая ее города, сжигая селения. Гибнут одно за другим воинства отдельных русских княжеств, осмелившихся вступить в борьбу с ними. Но вот новая беда - и с запада двинулись враги на Русь Православную.

Шлют на нее рать шведы, а за ними оттачивают свои мечи тевтонские и ливонские рыцари. У них общая цель - завладеть не только землей, но и душой русского народа, поработить тело русского человека иноземной власти, а душу - Римскому престолу.

Вот приблизился решительный час. Шведские войска уже высаживаются в новгородских пределах. Что делать? Покориться им или вступить в бой, рискуя погубить все немногочисленное новгородское войско?

Правит Новгородом тогда благочестивый князь Александр Ярославич. Понимает он, что покорностью спасет жизнь новгородцев и их имущество, но потеряна будет не только государственная, но и духовная свобода, что - где насилием, а где хитростью - уловят пришельцы в сети римские русскую душу и что потеряет Русь православную веру!

Знает князь Александр, что Православие — есть истина и является тем бесценным бисером, ради которого нужно всем жертвовать. Верит он, что Бог не оставит тех, кто подвизается за истину и правду, и решается вступить в битву.

15 июля (по ст.ст.) 1240 года, в день кончины крестителя Руси великого князя Владимира, нападает он на только что высадившееся шведское войско и с помощью Божией разбивает его наголову. С поспешностью покидают остатки иноземных войск Русскую землю, а князь Александр вскоре затем отражает и иных неприятелей с запада.

С востока тем временем движутся на Русь все новые татарские полчища. Но не страшится их Александр: татары, облагая русское население данью, не вмешиваются во внутренний уклад его жизни. Видит князь Александр, что бороться с ними силой сейчас невозможно, но знает, что, если сохранится православная душа русского человека, настанет время, когда он сбросит с себя иго татарское.

Зрит он в татарах бич Божий, ниспосланный на Русь за грехи её, и решается смиренно переносить Божие испытание. Покорно едет он в Орду, исполняет все веления хана, уговаривает русских людей не противиться татарской власти, а копить в себе силы духовные и возлагать упование на Бога. Нелегко было унижаться перед ханом славному Невскому победителю, нелегко было убедить и русских людей следовать его примеру.

Но подвиги святого великого князя Александра,мужественное стояние его за православную веру и смирение при Божием испытании дали плоды свои, хотя и не вскоре. Сохранивший Православие русский народ окреп, находясь под татарской властью, которая постепенно слабела.

Настал день - выпрямилась Русь Православная и сбросила с себя татарское иго. И, неся свет Православия, двинулись сами русские люди в места, населенные татарами. Вот пал и сильнейший оплот бывшего татарского царства - Казань в день Покрова Пресвятой Богородицы. Немедленно вслед за присоединением Казани к России прибыли туда православные проповедники, и много татар приняло святое крещение.

Прошло почти 27 лет после покорения Казани, и благочестивая девушка Матрона как-то увидела во сне Пречистую Божию Матерь, повелевшую ей возвестить церковным и гражданским властям, чтобы откопали Ее икону в указанном Ею месте. Явление то повторилось трижды, и девушка исполнила Ее приказание.

Когда 8 июля 1579 года стали копать в указанном Богородицей месте, нашли зарытую там икону. Священник храма Св. Николая по имени Ермолай вынул из земли икону и перенес ее в свой храм. Вскоре икона та прославилась многими чудесами и стала по всей Руси известна как чудотворная икона Казанская.

Священник Ермолай, овдовев, вскоре затем принял монашество с именем Ермоген, впоследствии был митрополитом Казанским, а в Смутное время стал патриархом Всероссийским и столпом земли Русской.

Уже после кончины свт. Ермогена, умученного голодом врагами России за его стойкость, его грамоты, разосланные по Руси вместе с письмами архимандрита Троице-Сергиевой лавры преподобного Дионисия, сделали свое дело. Они всколыхнули Русь, и из Нижнего Новгорода двинулась рать на освобождение Руси от захвативших ее поляков. С собой она несла принесенную из Казани икону Божией Матери, обретенную некогда святителем Ермогеном.

С ней была освобождена Москва, и торжественным крестным ходом русская рать вошла в город, неся впереди , в 1612 году, 22 октября — и этот день стал празднуется с тех пор православными.

В память того события в Москве была построена церковь, в которую поставлен точный список иконы. А когда царь Петр вернул России берега Невы, утерянные ею в лихолетье, и построил там новую столицу, в ней была устроена и обитель имени св. Александра Невского.

Туда, на берега, прославленные мужеством святого князя Александра, были перенесены из Владимира его святые мощи, а в построенный величественный собор во имя Казанской иконы Божией Матери была поставлена чудотворная икона, обретенная в бывшей столице царства татарского, пред которым некогда смирился великий князь Александр, подготовивший своим смирением победу над ним, а затем и объединение и величие земли Русской.

Святитель Иоанн (Максимович)

Святой благоверный князь Александр Невский — покровитель русского воинства на все времена

Вся жизнь бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Яро­сла­ви­ча бы­ла по­свя­ще­на слу­же­нию сво­е­му оте­че­ству. Сво­ею бес­при­мер­ною храб­ро­стью и во­ин­ски­ми доб­ле­стя­ми он со­хра­нил свой се­ве­ро-за­пад­ный удел от по­сто­ян­ных при­тя­за­ний на него за­пад­ных ка­то­ли­че­ских на­ро­дов; си­лою ме­ча и муд­ро­стью охра­нил он пра­во­слав­ную цер­ковь и от на­па­де­ний ла­ти­нян, и от про­ис­ков рим­ских пап; осто­рож­но­стью и муд­рою пра­ви­тель­ствен­ною де­я­тель­но­стью об­лег­чил он та­тар­ское тя­же­лое иго, дал воз­мож­ность рус­ским лю­дям спо­кой­нее его пе­ре­но­сить, под­дер­жал в них ве­ру в мо­гу­ще­ство Ру­си, все­лил на­деж­ду на луч­шие вре­ме­на; са­мих по­ра­бо­ти­те­лей за­ста­вил с ува­же­ни­ем от­но­сить­ся к по­ко­рен­ной стране и ее кня­зю. Это ве­ли­кое слу­же­ние бла­го­вер­но­го кня­зя пре­крас­но опре­де­лил его совре­мен­ник-био­граф сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Он мно­го по­тру­дил­ся за зем­лю Рус­скую, и за Нов­го­род, и за Псков, и за все ве­ли­кое кня­же­ние жи­вот (жизнь) свой от­да­вая, и за пра­во­слав­ную ве­ру».

Но и по­сле сво­ей кон­чи­ны бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Яро­сла­вич не пре­кра­тил сво­е­го ве­ли­ко­го слу­же­ния Рус­ской зем­ле; все­гда он яв­лял­ся пред­ста­те­лем и ско­рым по­мощ­ни­ком в са­мые труд­ные ми­ну­ты в жиз­ни на­ше­го оте­че­ства.

Две­сти с лиш­ком лет по­сле кон­чи­ны бла­го­вер­но­го кня­зя сно­си­ла на­ша ро­ди­на тя­же­лое та­тар­ское иго. Мно­го она ис­пы­та­ла от та­тар бед и угроз, по­ка под муд­рым прав­ле­ни­ем по­том­ков бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра, кня­зей мос­ков­ских () окреп­ла, всту­пи­ла в борь­бу со сво­и­ми по­ра­бо­ти­те­ля­ми и не толь­ко сверг­ла их иго, но и под­чи­ни­ла сво­ей вла­сти ко­гда-то гроз­ные та­тар­ские цар­ства.

Через 120 лет по­сле кон­чи­ны бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра при в пер­вый раз рус­ские одер­жа­ли по­бе­ду над та­та­ра­ми на бе­ре­гах ре­ки До­на. Очень до­ро­го рус­ским сто­и­ла эта по­бе­да, но она бы­ла и дра­го­цен­на для них, так как под­ня­ла на­род­ный дух и все­ли­ла уве­рен­ность, что вре­мя гос­под­ства та­тар про­хо­дит. И в эту важ­ную ис­то­ри­че­скую ми­ну­ту на по­мощь свя­той Ру­си явил­ся ее небес­ный по­кро­ви­тель, бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Яро­сла­вич. Вот что пе­ре­да­ёт­ся в древ­нем жи­тии бла­го­вер­но­го кня­зя о чу­дес­ной по­мо­щи, ока­зан­ной им сво­е­му срод­ни­ку, ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию Ива­но­ви­чу.

В оби­те­ли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Вла­ди­ми­ре, где по­чи­ва­ли мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя, один бо­го­бо­яз­нен­ный инок, про­во­див­ший бла­го­че­сти­вую по­движ­ни­че­скую жизнь, но­чью в при­тво­ре цер­ков­ном со сле­за­ми мо­лил­ся Гос­по­ду об из­бав­ле­нии Ру­си от пол­чищ пред­во­ди­те­ля та­тар Ма­мая. Он при­зы­вал в сво­ей мо­лит­ве на по­мощь ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра.

И во вре­мя сво­ей мо­лит­вы он уви­дел, что пе­ред гро­бом бла­го­вер­но­го кня­зя са­ми со­бою за­го­ре­лись све­чи, за­тем из ал­та­ря вы­шли два бла­го­леп­ных стар­ца и, при­бли­зив­шись к гроб­ни­це свя­то­го, ска­за­ли: «Встань, по­спе­ши на по­мощь срод­ни­ку сво­е­му, бла­го­вер­но­му кня­зю Ди­мит­рию Иоан­но­ви­чу». И свя­той князь Алек­сандр тот­час встал и сде­лал­ся неви­дим. По­ра­жен­ный этим чу­дом, инок без­молв­ство­вал, и толь­ко по­сле то­го, как бы­ло узна­но, что как раз в это вре­мя про­изо­шла слав­ная Дон­ская по­бе­да, он со­об­щил о сво­ем ви­де­нии вла­ди­мир­ско­му свя­ти­те­лю.

По рас­по­ря­же­нию вла­ды­ки то­гда же бы­ли осви­де­тель­ство­ва­ны мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя, ко­то­рые и бы­ли най­де­ны нетлен­ны­ми. Мас­са недуж­ных об­ра­ща­лась с мо­лит­вою к но­во­яв­лен­но­му угод­ни­ку Бо­жию, и при ра­ке его свя­тых мо­щей про­ис­хо­ди­ло мно­же­ство ис­це­ле­ний.

Зна­ме­ни­тая Дон­ская по­бе­да, эта од­на из са­мых ра­дост­ных ми­нут в жиз­ни на­ших пред­ков в тя­же­лую эпо­ху та­тар­ско­го ига, не осво­бо­ди­ла еще Ру­си от чу­же­зем­ной вла­сти. Ор­да бы­ла ослаб­ле­на, но и Русь бы­ла еще не на­столь­ко силь­на, чтобы от­сто­ять свою неза­ви­си­мость. Та­тар­ское вла­ды­че­ство про­дол­жа­лось, толь­ко оно уже утра­ти­ло свой преж­ний ха­рак­тер. И са­ми та­та­ры уви­де­ли, что мос­ков­ские кня­зья со­зда­ли из раз­роз­нен­ных преж­де рус­ских кня­жеств силь­ное еди­ное го­су­дар­ство, ко­то­рое не пре­минет вос­поль­зо­вать­ся сво­ею си­лою, а так­же и те­ми раз­до­ра­ми и раз­де­ле­ни­я­ми, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли то­гда сре­ди та­тар и осла­би­ли их преж­нее мо­гу­ще­ство.

Про­шло сто лет по­сле Дон­ской по­бе­ды, и пра­внук Ди­мит­рия Ива­но­ви­ча Дон­ско­го, ве­ли­кий князь Иоанн III, без бит­вы су­мел уни­что­жить та­тар­ское иго, осво­бо­дить Русь от двух­ве­ко­вой вла­сти ази­а­тов.

Те­перь окон­ча­тель­но уже из­ме­ни­лись преж­ние от­но­ше­ния меж­ду рус­ски­ми и та­та­ра­ми. Русь, в кня­же­ние бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го по­слуш­ная дан­ни­ца та­тар­ско­го ха­на, те­перь на­чи­на­ет свое на­сту­па­тель­ное дви­же­ние про­тив та­тар и по­сте­пен­но под­чи­ня­ет их сво­ей вла­сти.

Ко­гда-то гроз­ные та­тар­ские цар­ства од­но за дру­гим вхо­дят в со­став на­ше­го го­су­дар­ства, и лишь в на­род­ной па­мя­ти со­хра­ня­ют­ся об­рыв­ки вос­по­ми­на­ний о гос­под­стве по­ко­рен­ных ино­род­цев над Русью. В этой про­дол­жи­тель­ной и упор­ной борь­бе с та­та­ра­ми на­ше оте­че­ство по-преж­не­му не бы­ло остав­ле­но по­мо­щью и по­кро­вом его небес­но­го за­щит­ни­ка, бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го.

В 1552 г., от­прав­ля­ясь в по­ход на за­во­е­ва­ние Ка­зан­ско­го цар­ства, царь Иоанн Ва­си­лье­вич мо­лил­ся во Вла­ди­ми­ре пе­ред ра­кою мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра, при­зы­вая его на по­мощь. Как бы в за­лог сво­ей по­мо­щи бла­го­вер­ный князь про­явил сле­ду­ю­щее чу­до.

Вме­сте с ца­рем мо­ли­лись и его бо­яре, а в том чис­ле и бу­ду­щий опи­са­тель чу­дес бла­го­вер­но­го кня­зя. Ко­гда он вме­сте с дру­ги­ми при­кла­ды­вал­ся к мо­щам свя­то­го, то вло­жил в сква­жи­ну (от­вер­стие) ра­ки три пер­ста сво­ей боль­ной ру­ки. Ему по­ка­за­лось, что он омо­чил их в ка­кую-то бла­го­вон­ную ма­сти­ку, и ко­гда он вы­нул ру­ку, то от преж­ней бо­лез­ни не оста­лись и сле­да. Все при­сут­ство­вав­шие при этом чу­дес­ном ис­це­ле­нии бла­го­го­вей­но про­сла­ви­ли бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра, спо­до­бив­ше­го­ся от Гос­по­да да­ра ис­це­ле­ний, и с на­деж­дою на его по­мощь на­пра­ви­лись в даль­ней­ший путь.

Бла­го­по­луч­но окон­чил­ся Ка­зан­ский по­ход. Та­тар­ское цар­ство, рас­по­ло­жен­ное вбли­зи Моск­вы и це­лое сто­ле­тие бес­по­ко­ив­шее сво­и­ми на­бе­га­ми по­гра­нич­ные рус­ские об­ла­сти, по­ко­ри­лось мос­ков­ско­му ца­рю. На ме­сте и ря­дом с та­тар­ски­ми ме­че­тя­ми по­яви­лись свя­тые церк­ви, на­ча­лась про­по­ведь Свя­то­го Еван­ге­лия в этом ма­го­ме­тан­ском крае, и пред­ки на­ши спо­кой­но мог­ли уже смот­реть впе­ред.

Вслед за Ка­за­нью бы­ло при­со­еди­не­но и дру­гое та­тар­ское цар­ство – Аст­ра­хань, и ца­ри­ца рус­ских рек – Вол­га с её бо­гат­ства­ми на всем ее про­тя­же­нии сде­ла­лась те­перь рус­скою ре­кою. Успеш­но на­ча­ли рас­про­стра­нять рус­ские свою власть на да­ле­ком во­сто­ке, в Си­би­ри, по­сте­пен­но по­дви­га­ясь к бе­ре­гам Ве­ли­ко­го оке­а­на.

Но на юге, в Кры­му, остал­ся еще силь­ный враг – крым­ские та­та­ры, с ко­то­ры­ми дол­го при­шлось ве­сти борь­бу Рус­ско­му го­су­дар­ству. Со­юз­ник мос­ков­ско­го го­су­да­ря до при­со­еди­не­ния к Москве Ка­за­ни и Аст­ра­ха­ни, крым­ский хан те­перь, ви­дя уси­ле­ние Ру­си, на­чал с нею борь­бу, тем бо­лее для нас опас­ную, что его под­дер­жи­вал вер­хов­ный за­щит­ник ис­ла­ма – сул­тан ту­рец­кий. И во вре­мя этой борь­бы не пе­ре­ста­вал из­ли­вать свою по­мощь небес­ный по­кро­ви­тель Ру­си бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Яро­сла­вич.

В 1571 г., во вре­мя на­па­де­ния на Моск­ву крым­ско­го ха­на Девлет-Ги­рея, во Вла­ди­ми­ре ста­рец Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря Ан­то­ний, мо­лит­вен­ник и пост­ник, во вре­мя сво­ей мо­лит­вы пред ико­ною Бо­го­ма­те­ри об от­вра­ще­нии от ро­ди­ны страш­но­го хан­ско­го на­ше­ствия удо­сто­ил­ся сле­ду­ю­ще­го чу­дес­но­го ви­де­ния.

В то вре­мя, как он скор­бел о по­стиг­ших ро­ди­ну бед­стви­ях, он вдруг уви­дел двух юно­шей в свет­лых одеж­дах, с быст­ро­тою мол­нии на бе­лых ко­нях при­бли­жав­ших­ся к оби­те­ли. Сой­дя с ко­ней, они оста­ви­ли их у мо­на­стыр­ских врат, а са­ми во­шли в цер­ковь (это бы­ли бла­го­вер­ные кня­зья Бо­рис и Глеб). Ста­рец Ан­то­ний по­сле­до­вал за ни­ми. Как толь­ко бла­го­вер­ные кня­зья во­шли в храм, от­кры­лись цар­ские две­ри и за­жглись све­чи.

По­дой­дя к ра­ке бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра, об­ра­ти­лись к нему со сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Встань, брат наш, ве­ли­кий князь Алек­сандр, по­спе­шим на по­мощь срод­ни­ку на­ше­му, бла­го­вер­но­му ца­рю Иоан­ну Ва­си­лье­ви­чу».

Бла­го­вер­ный Алек­сандр тот­час встал и вме­сте с ни­ми вы­шел из хра­ма к мо­на­стыр­ским во­ро­там. Здесь сто­я­ли при­го­тов­лен­ные к бра­ни три бе­лых ко­ня, на ко­то­рых и се­ли бла­го­вер­ные кня­зья. От­прав­ля­ясь в путь, они ска­за­ли: «Пой­дем в со­бор­ный храм Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы и по­зо­вем с со­бою срод­ни­ков на­ших, бла­го­вер­ных кня­зей Ан­дрея, Все­во­ло­да, Ге­ор­гия и Яро­сла­ва « .

Ста­рец по­сле­до­вал за ни­ми. И здесь, как и в мо­на­стыр­ском хра­ме, при вхо­де свя­тых кня­зей от­кры­лись цар­ские вра­та, бла­го­вер­ные кня­зья вста­ли из сво­их гроб­ниц и через сте­ну град­скую чу­дес­но по воз­ду­ху на­пра­ви­лись к Ро­сто­ву с сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Пой­дем в Ро­стов к ца­ре­ви­чу Пет­ру, пусть и он по­мо­жет нам». С по­мо­щью этих небес­ных во­и­нов и бы­ла одер­жа­на по­бе­да над Крым­ским ха­ном.

Так хра­нил свое оте­че­ство от та­тар бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Яро­сла­вич, вся зем­ная жизнь ко­то­ро­го бы­ла по­свя­ще­на той же за­бо­те – охра­не­нию свя­той Ру­си от гроз­но­го за­во­е­ва­те­ля.

Прославление, почитание и мощи благоверного князя Александра Невского

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл.

Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь.

Нетлен­ные мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя бы­ли от­кры­ты, по ви­де­нию, пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой – в 1380 го­ду, и то­гда же уста­нов­ле­но мест­ное празд­но­ва­ние. Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние св. Алек­сандра Нев­ско­го со­вер­ши­лось при мит­ро­по­ли­те Ма­ка­рии на Мос­ков­ском со­бо­ре 1547 г. К мо­лит­вам свя­то­го кня­зя, про­сла­вив­ше­го­ся обо­ро­ной Оте­че­ства, рус­ские пол­ко­вод­цы при­бе­га­ли и во все по­сле­ду­ю­щие вре­ме­на.

30 ав­гу­ста 1721 г. Петр I, по­сле про­дол­жи­тель­ной и из­ну­ри­тель­ной вой­ны со шве­да­ми, за­клю­чил Ништад­ский мир. Этот день ре­ше­но бы­ло освя­тить пе­ре­не­се­ни­ем мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го из Вла­ди­ми­ра в но­вую, се­вер­ную сто­ли­цу, Пе­тер­бург, рас­по­ло­жив­шу­ю­ся на бе­ре­гах Невы.

Вы­ве­зен­ные из Вла­ди­ми­ра 11 ав­гу­ста 1723 го­да, свя­тые мо­щи бы­ли при­ве­зе­ны в Шлис­сель­бург 20 сен­тяб­ря то­го же го­да и оста­ва­лись там до 1724 го­да, ко­гда 30 ав­гу­ста бы­ли уста­нов­ле­ны в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры, где по­чи­ва­ют и ныне.

30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской — Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. Ука­зом от 2 сен­тяб­ря 1724 го­да бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство на 30 ав­гу­ста (в 1727 го­ду празд­не­ство бы­ло от­ме­не­но по при­чине не цер­ков­но­го ха­рак­те­ра, а вслед­ствие борь­бы груп­пи­ро­вок при цар­ском дво­ре. В 1730 го­ду празд­не­ство сно­ва бы­ло вос­ста­нов­ле­но).

Ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил Бу­жин­ский (впо­след­ствии епи­скоп Ря­зан­ский, † 27 ап­ре­ля 1731 го­да) со­ста­вил спе­ци­аль­ную служ­бу на вос­по­ми­на­ние Ништад­ско­го ми­ра, со­еди­нив ее со служ­бой свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му.

Имя за­щит­ни­ка ру­бе­жей Рос­сии и по­кро­ви­те­ля во­и­нов из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми на­шей Ро­ди­ны. Сви­де­тель­ство то­му – мно­го­чис­лен­ные хра­мы, по­свя­щен­ные свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му. Наи­бо­лее из­вест­ные из них: Пат­ри­ар­ший со­бор в Со­фии, ка­фед­раль­ный со­бор в Тал­лине, храм в Тби­ли­си. Эти хра­мы – за­лог друж­бы рус­ско­го на­ро­да-осво­бо­ди­те­ля с брат­ски­ми на­ро­да­ми.

Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже.

Небес­ный за­ступ­ник Рус­ско­го го­су­дар­ства, от­ли­чав­ший­ся при жиз­ни сво­ей ве­ли­ким ми­ло­сер­ди­ем, по­мо­гав­ший каж­до­му обез­до­лен­но­му и страж­ду­ще­му, бла­го­вер­ный князь Алек­сандр и по­сле сво­ей кон­чи­ны не пре­ста­вал из­ли­вать свои ми­ло­сти всем нуж­дав­шим­ся и мо­лит­вен­но об­ра­щав­шим­ся к нему за по­мо­щью.

При ра­ке свя­тых его мо­щей бо­ля­щие по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние, скор­бя­щие и озлоб­лен­ные – бла­го­дат­ное уте­ше­ние и по­мощь. Не все эти чу­до­тво­ре­ния бы­ли за­пи­са­ны, но и та незна­чи­тель­ная их часть, ко­то­рая бы­ла опи­са­на древни­ми био­гра­фа­ми свя­то­го кня­зя, яс­но по­ка­зы­ва­ет, ка­кой обиль­ный ис­точ­ник ис­це­ле­ний и чу­дес ис­те­кал от свя­тых мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра, ка­кой дра­го­цен­ный со­суд ми­ло­сти Бо­жи­ей при­об­ре­ла свя­тая Русь в сво­ем небес­ном по­кро­ви­те­ле и во­жде.

Неод­но­крат­но еще до уста­нов­ле­ния празд­но­ва­ния свя­то­му Алек­сан­дру ино­ки Рож­де­ствен­ской оби­те­ли спо­доб­ля­лись ви­деть небес­ные зна­ме­ния, пре­ду­ка­зы­вав­шие свя­тость, бо­го­угод­ность бла­го­вер­но­го кня­зя; не один раз и они, и оби­тель, и го­род Вла­ди­мир по­лу­ча­ли небес­ную по­мощь от свя­то­го кня­зя. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители её насельниками совершается братский молебен.

АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Тропарь, глас 4

Яко благочестиваго корене / пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, / яви бо тя Христос, яко некое божественное сокровище Российстей земли, / новаго чудотворца, преславна и богоприятна. / И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, / во псалмех и пениих радующеся, славим Господа, / давшаго тебе благодать исцелений, / Егоже моли спасти град сей, / и державе Российстей богоугодней быти, / и сыновом Российским спастися.

Кондак, глас 8

Яко звезду тя пресветлу, почитаем, / от востока возсиявшую и на запад пришедшую: / всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши / и просвещаеши верою чтущия память твою, Александре блаженне. / Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии: / моли спасти Отечество твое / и вся притекающия к раце мощей твоих и верно вопиющия ти: / радуйся, граду нашему утверждение.

Величание

Величаем тя, / благоверный княже Александре, / и чтим святое успение твое, / и ныне молиши за нас / Христа Бога нашего.

Молитва святому благоверному князю Александру Невскому

Великий князь Александр Ярославич Невский — молитвенник за землю Русскую

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господом предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостиво на мя недостойнаго, многими беззаконии непотребна себе сотворшаго раба твоего (имя), к раце мощей твоих (ко святей иконе твоей) ныне притекающа и из глубины сердца к тебе взывающа. Ты в житии твоем ревнитель и защитник православныя веры был еси: и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси: и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостата, от пределов Российских того отгнал еси: и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный на небесех царствуеши: исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми престолу Божию, молися о всех православных христианех, да сохранит их Господь Бог Своею багодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Загрузка...
Top