Повесть сотников анализ произведения. Курсовая работа Сравнительный анализ духовной проблематики в произведении Сотников В

/ / / Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

Два героя Быкова Сотников и Рыбак с двумя разными судьбами, переплетенными в одну историю. Историю, над которой стоит хорошо поразмыслить и сделать вывод. В ней трудно осуждать или оправдывать людей, ведь идет война. Но война зачастую отнимает не только человеческие жизни, она порабощает людей, заставляя их идти на самые крайние меры. И все это ради существования, которое порой уже бессмысленно.

Еще с детства мечтал держать в руках оружие. Его идеалом стал отец, который был «красным командиром.

И все же Сотников младший решает стать учителем. После призыва в армию, он стал набираться опыта в «военном деле». Вскоре, в неравном бою, отряд под началом Сотникова был разбит оккупантами, а сам командир попал в плен, из которого впоследствии мужчине, все же удалось сбежать. Так Сотников попадает в партизанское движение, где всячески старается доставить врагу наибольший урон.

Изначально был старшиной в отряде. Он был опытным «воякой», однако даже это не помогло ему на войне. Мужчину, как и многих в одном из боев ранило. После того, как рана зажила, Рыбак, так же как и Сотников ушел в партизаны. Мужчина не боялся трудностей. Он привык много работать, так как вырос он в простой деревенской семье.

Накануне задания от командира Сотников сильно заболевает, однако он не отказывается от приказа и отправляется с товарищем в деревню. Он очень ослаб, к тому же во время встречи с полицаями его сильно ранило.

Рыбак не смог оставить товарища умирать, так как был в ответе за него перед военным начальством. Мужчине, пришлось вернуться и помочь боевому другу. Однако, он не понимал, почему тот, в болезненном состоянии не отказался от такой «миссии».

А Сотников согласился только потому, что другие не смогли пойти. Он переживал за товарищей, ведь среди них были раненные. Уцелевшие партизаны были сильно уставшими и голодными, так как долго жили в плотном оцеплении. Сотников четко осознавал то, что нужно срочно принимать действия, чтобы им помочь. Ведь раненным солдатам, было гораздо хуже, чем ему.

Сотников никогда бы не пошел на компромисс с совестью и честью. Он жил одним чувством долга перед близкими, товарищами и отчизной. И если бы пришлось выбирать смерть или остаться жить, но помогать фашистам, то выбор бы был очевиден. Только смерть.

Рыбак же был более прагматичный своего боевого товарища. Он был готов идти на любой компромисс, только бы оставаться живым. Мужчина думал, что можно выбраться из любой, даже самой сложной ситуации, только не из могилы. Поэтому, он так цеплялся за жизнь и в последний момент согласился на сотрудничество с полицаями. Он надеялся сбежать, при первом удобном случае. Однако автор не даст ему в дальнейшем ни совершить побег, ни умереть. Мужчина поистине будет наказан за свое предательство. Однако ему придется смериться со случившимся.

Риторическим остается вопрос о том, стоит ли осуждать Рыбака. Да, он предал товарищей своим выбором, да он проявил слабость, поддавшись панике, и позволил страху завладеть сердцем. Но он ведь не собирался принять свое поражение и до конца оставаться с фашистами. Он пытался спасти себе жизнь, не подозревая, что после повешенья товарища, сам будет желать себе смерти.

Сотников, до конца оставался верен своим убеждениям. Он не принял выбор Рыбака и практически возненавидел бывшего сослуживца. Мужчина презирал намерения «партизана» остаться в живых, заплатив такую высокую цену. Ведь в его понимании лучше было умереть, чем «похоронить» свое достоинство заживо, и предать горячо любимую родину.

С этими мыслями Сотников оттолкнул от себя «предателя» и гордо шагнул навстречу своей смерти…

Повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. Первоначальное название произведения – «Ликвидация». В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем.

Главные герои

Сотников – бывший командир артиллерийского батальона, до войны закончил учительский институт; красноармеец, партизан; был повешен полицаями.

Рыбак – бывший старшина пехоты; красноармеец, партизан; чтобы избежать смерти, согласился стать полицаем.

Другие персонажи

Петр Качан – староста села Лясины, поневоле стал прислуживать немцам.

Авгинья Демчиха – мать четырех детей; спрятала Сотинкова и Рыбака, из-за чего попала к полицаям и была повешена.

Портков – следователь у полицаев, который допрашивал пленников.

Глава 1

Рыбак и Сотников шли лесом, «по глухой, занесенной снегом дороге» . Сотников едва тащился: он был сильно простужен, кашлял. Рыбак спросил, почему тот согласился идти на задание. Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались» .

Глава 2

После недавнего перехода шоссе, когда Рыбаку и Сотникову выпало прикрывать отход отряда, красноармейцы сблизились и последние дни держались вместе.

Глава 3

Мужчины вышли к деревне. Женщина, жившая в крайней избушке, сказала, что деревня называется Лясины и показала, где живет местный староста – Петр Качан. Рыбак и Сотников, не стучась, зашли в дом старосты. Хозяин не был удивлен. На вопрос Рыбака служит ли он немцам, Качан ответил, что «приходится» . На стене в доме висела фотография сына старосты, который ушел на фронт. Рыбак отметил, что староста опозорил своего сына, боровшегося против немцев.

Жена старосты накрыла на стол. Сотников отказался есть, он чувствовал себя очень плохо. Рыбак же с охотой поел. Красноармейцев удивило, что в доме старосты была Библия.

Глава 4

Рыбак сказал хозяину выйти с ним на улицу. Хозяйка начала причитать, но Сотников не поддавался на это. Красноармеец помнил, как в прошлом году «чрезмерная доверчивость к такой же вот тетке едва не стоила ему жизни»: та женщина предложила его накормить, и пока солдат ел, позвала полицаев.

Рыбак забрал у старосты овцу.

Глава 5

Мужчины выдвинулись обратно. У Рыбака появилось легкое недовольство напарником: без него он бы ушел далеко. Мужчины долго шли по полю, но нужной дороги все не было. Рыбак заметил приближающихся людей и скомандовал Сотникову бежать. Рыбак не успел сориентироваться и оказался на той дороге, по которой ехали полицаи. С овцой на спине он еще быстрее побежал вперед, преодолел пригорок, оставив Сотникова позади.

Преследователи начали стрелять. Рыбак спешил вперед, но в последний момент опомнился, бросил овцу и решил вернуться к товарищу.

Глава 6

Сотников, пытаясь убежать, был подстрелен в бедро. Сев на снегу, мужчина начал стрелять в преследователей, пытаясь их задержать. Он не боялся смерти – «страшно было стать для других обузой» . Сотникову становилось все хуже, как он неожиданно услышал рядом голос Рыбака.

Глава 7

Рыбак и Сотников поползли к кустарнику. Рыбак, помогая товарищу, сам начал выбиваться из сил. Они едва вышли к дороге и направились в сторону рощи.

Глава 8

Сотников не чувствовал стопы, бедро мучительно болело, но он продолжал идти. Мужчины вышли к деревенскому кладбищу, зашли в ближайшую избу. Дома были только четверо детей. Дочь хозяйки сказала, что мамы Демчихи нет дома, угостила мужчин картошкой и огурцами.

Глава 9

Рыбак злился на Сотникова, так как не мог оставить раненого товарища на детей, и приходилось ждать прихода хозяйки. Вернувшись домой, Демчиха сердилась на незваных гостей, но увидев, что Сотников ранен, сделала ему перевязку. Рыбак заметил в окно троих полицаев. Демчиха сказала партизанам спрятаться на чердаке.

Когда полицаи обыскивали избу, Сотников начал громко кашлять. Партизанам пришлось сдаться.

Глава 10

Сотников не боялся, что его могут убить, но «мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака да и Демчиху» . За то, что женщина спрятала «бандитов» полицаи ее тоже арестовали. По дороге Рыбак «проклинал себя за неосмотрительность» . Он «уже отчетливо сознавал, что, если бы не Сотников, не его простуда, а затем и ранение, они наверняка добрались бы до леса».

Глава 11

«В том, что они пропали, Сотников не сомневался ни на минуту». Сотникова отвели к следователю Портнову, начали допрашивать. Пленник понял, что полицаи знают об их визите к старосте. Несмотря на напор следователя, Сотников отказался давать сведения о своем отряде. Тогда Портков вызвал Будилу – «здешнего полицейского палача» .

Глава 12

Рыбака и Демчиху заперли в подвале. В камере, куда посадили красноармейца, находился староста Петр. Рыбак старался придумать способ если не избежать, то хотя бы оттянуть наказание.

Рыбака вызвали на допрос. Он начал правдоподобно врать, назвав фамилию капитана другого отряда и сказав, что якобы их отряд находится в лесу. Довольный допросом Портнов сказал, что возможно помилует Рыбака, поможет ему вступить в полицию и служить Германии.

Глава 13

«Сотникова спасала его немощность: как только Будила начинал пытку, он быстро терял сознание». Пленному ломали кости рук, срывали ногти. Через полчаса пыток Сотникова бросили в камеру к старосте и Рыбаку. Рыбак подумал, что «если Сотников умрет, то его шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать что вздумается» .

Рыбак попытался договориться с Сотниковым о том, чтобы они давали одинаковые показания, но тот отказался. Сотников, понимая, что товарища зовут в полицию, сказал: «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!» .

Глава 14

После допроса Петр рассказал, что его просили выведать у Рыбака и Сотникова про отряд, но он отказал. После допроса к ним в камеру бросили еврейскую девочку и Демчиху.

Глава 15

Рыбак начал понимать, что «теперь выхода не было» , хотя «всегда и всюду он ухитрялся найти какой-нибудь выход» . «Нет, на гибель он не мог согласиться, ни за что он не примет в покорности смерть».

Глава 16

Сотников решил, что «завтра он скажет следователю, что ходил в разведку» . Ему приснился отец, который, как показалось Сотникову, цитировал Библию.

Глава 17

Утром пятерых пленников вывели на улицу. Сотников крикнул вышедшему начальству: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая. <…> Остальные ни при чем. Берите одного меня» . Но полицаи никак не отреагировало на его слова.

Рыбак заметил среди начальства Портнова и лично обратился к нему со словами, что ни в чем не виноват. Портнов подозвал Рыбака к себе, спросил, согласен ли он вступить в полицию. Рыбак согласился. «Сволочь!» – крикнул Сотников.

Глава 18

Сотникову было обидно за то, что он собирался спасти других.

На перекладине уличной арки висело «пять гибких пеньковых петель» . По одному пленников «начали разводить вдоль виселицы» . Сотников взошел на стоявший под петлей чурбан. Рыбак придерживал в это время подставку. Полицай накинул ему на шею петлю, радом громко плакала Демчиха. Рыбак сказал товарищу: «Прости брат!» – «Пошел к черту! – коротко бросил Сотников» .

Глава 19

«Рыбак выпустил подставку и отшатнулся – ноги Сотникова закачались рядом, сбитая ими шапка упала на снег». После казни немцы начали расходиться «в бодром, приподнятом настроении, как после удачно оконченного, <…> интересного занятия» .

Увидев стоящего на тротуаре Рыбака, старший полицай приказал ему стать в строй. На минуту смешавшись, Рыбак присоединился к колонне. Он понял, что «из этого строя дороги к побегу уже не было» и «этой ликвидацией его скрутили надежнее, чем ременной супонью» . «Теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже».

Во время перекура Рыбак зашел в нужник, надеясь повеситься на ремне, но только сейчас вспомнил, что ремень забрали еще перед допросом. Вчерашняя мечта стать полицаем обернулась для него катастрофой. «Такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Заключение

В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова. С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1263.

Урок литературы

11 класс

с использованием современных образовательных технологий

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Гулимова Т.О.

Учитель ГБОУ СОШ № 210

Санкт-Петербург

Задачи урока:

Личностные

  1. совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  2. совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  1. развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  2. развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  3. развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  1. развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  2. развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  3. развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  4. развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  5. закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  6. закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  7. закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  8. закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Нравственный человек много делает ради

своих друзей и ради отечества, даже если бы

Ему при этом пришлось потерять жизнь.

Аристотель

  1. Постановка задачи

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

  1. Слово о писателе (сообщение ученика)

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

  1. Анализ произведения

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

  1. Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

- Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры

Сотников

Рыбак

Портрет, физическое состояние

Физически нездоров

Полон жизненных сил

Социальное происхождение

Интеллигент, до войны работал учителем

Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду

Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями

Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.

Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью

Как оказался в партизанском отряде

По идейным соображениям;

после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;

стремился бороться с врагом в любых условиях

Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Какие качества характера располагают к Рыбаку?

В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

2) У старосты

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Сотников

Рыбак

К компромиссам не склонен вообще.

Готов идти на компромисс с врагом.

Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия

Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам.

Уже знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя.

Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

  1. Перестрелка с полицаями

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

  1. В хате у Дёмчихи

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

- Что тревожит каждого из героев?

  1. Образы полицаев

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

  1. В плену

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

  1. Нравственный выбор

Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

  1. Сон Сотникова

Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

  1. Финал

Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

(Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

- Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

- В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

  1. Итоги

А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведку отправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

Б ) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

  1. Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

- « В чём заключается суть подвига Сотникова? »

- « Как Рыбак становится предателем? »

Приложение

Задание к уроку по группам

Задание для всех групп:

Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?


Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»

Задачи урока:

Личностные

    Совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;

    Совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

    Развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

    Развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

    Развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

    Развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

    Развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

    Развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

    Развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

I. Слово о В. Быкове

Василю Быкову было 19 лет, когда он отправился на фронт.

Это писатель, неизменно верный одной теме - теме войны. В его повестях нет широких военных панорам и количество действующих лиц, как правило, невелико. Писатель утверждает, что его задача - «исследовать не самое войну, а возможности человеческого духа, проявляющегося на войне».

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует следующий факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был дважды ранен.

В середине 50-х годов обращается к теме войны.

Повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников» составляют своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.

I I . Жизненная основа повести.

В августе 1944 года, в разгар знаменитой Ясско-Кишинёвской операции, советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Среди сдавшихся в плен немцев будущий писатель увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Он не погиб, а попал в плен. В ужасающих условиях плена не нашёл в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошёл на временную, как он думал, сделку с совестью, на предательство.

Вывод: этот эпизод лёг в основу повести.

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

Действие повести происходит в течение двух суток. Писатель ведёт повествование таким образом, что мы видим происходящее попеременно, то глазами Рыбака, то глазами Сотникова.

III . Чтение финальных сцен повести. Формулировка темы урока.

Итак, каждый из героев сделал свой выбор.

Проблема: почему в одних и тех же сокрушающе бесчеловечных обстоятельствах фашистского плена Сотников погибает как герой и остается в благодарной памяти людей, а Рыбак соглашается стать полицаем?

IV. Анализ произведения

    Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака по 1-4 главе

Индивидуальное опережающее задание: внимательно перечитывая первые четыре главы повести, проследите за проявлением нравственных качеств Рыбака и Сотникова.

С какой целью идут партизаны в деревню?

Почему Сотников вызвался идти, ведь он мог отказаться, так как был болен? («Потому и не отказался, что другие отказались»).

Каким предстает Сотников?

(Физически слабее Рыбака, но высокие нравственные принципы.)

Рыбак в начале повести. Кто он?

(С самого начала вызывает симпатию: 1-практичностью, 2-умением быстро ориентироваться, 3-подбадривает больного товарища, дает ему полотенце обмотать шею, первым прокладывает дорогу по снежной целине).

В чем главное различие героев? (главное различие на духовном уровне).

- Какие нравственные качества Рыбака и Сотникова проявились в первых четырех главах?

(С самого начала Рыбак вызывает симпатию практичностью, умением быстро ориентироваться, готовностью непременно выполнить задание – достать продукты для голодающих партизан, «которые мерзли теперь на болоте». Он весь в действии: узнавал эти места, взошел на пригорок, наткнулся на изгородь, прошел по двору и т.д. и ведет себя Рыбак в полном соответствии с простыми нормами доброго фронтового товарищества: подбадривает больного Сотникова, дает ему полотенце обмотать шею, чтобы стало теплее, первым прокладывает дорогу по снежной целине. И хоть рассуждает он простовато, но верно: «… чем больше фашистам вреда, тем лучше». Словом, в Рыбаке узнается та порода очень даже неплохих в обыденности и вызывающих симпатию людей, о которых говорят: «Ну и что же, что в высоких материях не силен? Зато в разведке с таким не пропадешь!»

Сотников физически безгранично слабее Рыбака. Но над физической слабостью, над горькими чувствами Сотникова главенствует упорная, неотступающая МЫСЛЬ. Все, что происходит вокруг, даже самые частные подробности быта, он воспринимает в широком масштабе всей войны.)

В чем же главное различие героев по первым четырем главам?

(главное различие – в их ДУХОВНОМ уровне)

Дает ли это различие основание заподозрить в Рыбаке будущего предателя? (нет)

Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен?

2) Анализ 5-19 глав (работа в парах)

Давайте посмотрим, как ведут себя герои по мере усиления опасности.

Для этого рассмотрим заполненные вами дома таблицы:

Эпизоды

Рыбак

Сотников

(5,6 гл.)

«Как всегда в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки»

«... так просто он им не дастся»

2 Преследование

(7,8 гл.)

«... всё чаще стала напоминать о себе... тревога за собственную жизнь»

«Он чувствовал себя почти виноватым, оттого, что страдая сам, подвергал риску товарища»

3 В избе у Дёмчихи

(9 гл.)

«гибель как будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения»

«И он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём»

4 По дороге в полицию

(10 гл.)

«Теперь уже Сотников не имел для него большого значения»

«... только бы выгородить Дёмчиху»

5 В фашистском плену

(11,12,13, 16 гл.)

«Появилась возможность жить - это главное. Всё остальное - потом»

«Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы»

6 В последний час

(18-19 гл.)

«... удирать некуда. После этой ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу уже не было», «теперь он всем и повсюду враг»

«... уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством»

Перестрелка с полицаями (5-6 гл.)

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

В хате у Дёмчихи (гл.9)

Как ведет себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что ее дети останутся круглыми сиротами).

Что тревожит каждого из героев?

В плену (11-16 гл.)

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернешь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота).

Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Рыбак: это же самое будет с ним).

Какую позицию избрал Рыбак во время допроса?

(Подстраиваться, хитрить).

Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность)

Почему Рыбака не пытали?

В чем видит Сотников причину падения Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают).

Вывод по таблице.

Какой выбор сделал каждый из героев?

(Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить. Для Сотникова главное умереть достойно, взяв всю вину на себя.)

Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства? Давайте вспомним эти эпизоды. (гл.15, 16)

(Он показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак совершает свой детский подвиг не задумываясь, полагаясь на физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком на всю жизнь. Он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. А Рыбак снова, как в детстве, оказался над пропастью. Только тогда он удержался на краю, а сейчас...)

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю думает:»Одна на двоих»?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасен от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя).

Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?

(Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении».)

Как вы думаете, проблемы, поднятые Быковым в повести, злободневные сегодня?

(Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих.)

Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься повесть В.Быкова «Сотников»?

Эпизоды

Рыбак

Сотников

1 Встреча с полицаями на дороге. Как ведут себя Рыбак и Сотников

2 Преследование

3 В избе у Дёмчихи

4 По дороге в полицию

5 В фашистском плену

6 В последний час

Сочинение

В отличие от предыдущих произведений, в «Сотникове», по меткому наблюдению венгерского критика Антала Вечека, отсутствует изначальное резкое разграничение «света» и «тени» в характерах главных персонажей, раскрываемых полностью лишь в завершающих эпизодах повести, где нравственная победа Сотникова заставляет, наконец, Рыбака догадаться, что можно позавидовать чужой смерти и проклясть дарованную тебе жизнь. Шарлотта Шмитц пыталась уверить читателей, будто и Рыбак и Сотников - оба терпят фиаско, поскольку ничего не меняют в течении событий, будто ни «жертвенность» Сотникова, ни прагматическое «бегство» Рыбака ничего не дают людям, одинаково бессмысленны. Это заявление возмутило Василя Быкова. Назвав поведение Сотникова «борьбой на крайнем пределе сил», он писал: «Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак».

В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево подчеркнул, что Сотников до конца жизни «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и смертью своей призывает к борьбе с фашизмом. И в связи с этим вспомнил трагедию Гете «Эгмонт», слова ее героя о необходимости сражаться до конца: «В чем вам пример сегодня подаю!» Сотникову очень хочется встретиться взглядом с мальчиком, чтоб тот не думал о людях плохо. И они - встречаются. Сотников «одними глазами улыбнулся мальчику». Сын комиссара гражданской войны, с честью прошедший свой путь, передает несгибаемость, веру, чувство чести - пример будущему поколению. Символом преемственности является здесь «старая армейская буденовка» с красной звездой. По тонкому замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

«Быковское отношение к войне выделяется из основного потока современной литературы, - правильно писал в Норман Н. Шнайдман.- Его повести являются философскими по своей концепции и психологическими но природе». Однако объективность изменила профессору, едва он перешел к анализу повести «Сотников», приведшему его к утверждению, которое он попытался распространить не только на другие повести Василя Быкова, но и на романы Юрия Бондарева, на «Потерянный кров» Понаса Авижюса: «Исследование и психологический анализ характера предателей и частая симпатия к тем, кто оказался слишком слабым, чтобы сопротивляться неистовому давлению обстоятельств, и кто хочет любой ценой спасти свою жизнь, - относительно новая тема в русской литературе». Единственным аргументом профессору послужило то, что Сотников, в мыслях подойдя к Рыбаку «по высшему кодексу человечности», заключил: «Рыбак недобрал чего-то как человек и гражданин». Свидетельствуя о недосягаемом превосходстве Сотникова над Рыбаком, эта мысль его не отменяет окончательного приговора, вынесенного Сотниковым Рыбаку и воспринятого последним «как удар по затылку». Короткой фразой Сотников определял и собственное, и авторское, и наше общее отношение к Рыбаку.

Фиксируя все большую сосредоточенность Василя Быкова в последующем творчестве на проблеме, «что завещали будущим поколениям мертвые последней войны, 20 миллионов погибших советских воинов», немецкая исследовательница Ньота Тун правильно заметила, что «эпиграфом ко всему творчеству Быкова могут служить слова из его повести «Обелиск»: «Смерть, братец, имеет смысл, большой смысл... Смерть - это абсолютное доказательство». В «Обелиске» он объявляет свое эстетическое кредо, он показывает, что придает Сотникову и лейтенанту Ивановскому уверенность в том, что смерть, неизбежность ее, не уничтожает память об их существовании».

Оказавшись перед решающим выбором, Сотников сознательно принимает решение, обусловленное всей его жизнью. Мимо этого, главного, прошли зарубежные истолкователи творчества Василя Быкова, воспринявшие ее как экзистенциалиста. В плену предубеждений оказался и Норман Н. Шнайдман, не заметивший неразрывной связи Сотникова и с предыдущим поколением (отец-комиссар), и со своими современниками (взирающие на него люди, которым он дает урок мужества), и с идущими ему на смену (мальчик в буденовском шлеме).

Профессор написал о Василе Быкове: «Он не обращается к героическим и романтическим убеждениям, с которыми по традиции ассоциируется военная тема. Он отвергает наивный, но широко распространенный взгляд, что есть особая порода людей, принадлежащих к «военному поколению», или что существует «абстрактное товарищество между солдатами». По Быкову, армия состоит из индивидуумов, и война не превращает их в одно единое тело. Он понимает, что человек перед лицом смертельной опасности одинок, одинокое созданье, отрешенное от повседневной жизни и занятое только тем, как бы выжить. Быков сочувствует своим героям, но он не щадит их. Многие из них проявляют подлинный героизм, вдохновленные глубокими порывами, но смерть оказывается ценой этической чистоты».

Можно подумать, что канадский профессор незнаком ни с «Альпийской балладой», ни с «Сотниковым» - произведениями, как мы видели, всем строем опровергающими подобные построения. Всемогущая, но совершенно непредсказуемая случайность, как в «Постороннем» Альбера Камю, определяющая выбор у экзистенциалистов, уступает у Василя Быкова место совершенно конкретным императивным доминантам характера, сформированным в человеке русским образом жизни.

Другие сочинения по этому произведению

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики. В. Быков "Сотников" Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» Человек на войне (по повести Василя Быкова \"Сотников") Человек на войне (По одному из произведений современной литературы - В.В.Быков "Сотников") Проблема нравственного выбора человека на войне Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова "Сотников"
Загрузка...
Top