Тема урока: «В удивительном мире русской литературы XIX века».
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторение, обобщение и систематизация изученного; контроль знаний об уча ю щихся по разделу “ Произведения русских писателей 19 века”.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: приобщать к русской классической литературе.
РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать навыки самоконтроля; развивать умения: логически мыслить; аргументировать и доказывать; анализировать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Тип урока
: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока
: «Урок – игра» (Нестандартный урок)
Формы обучения:
коллективная, индивидуальная.
Методы обучения
: словесный, частично-поисковый.
Оборудование:
со слайдами, карточки с заданием, контрольный лист, кроссворд, реквизит, магнитофонная запись с отрывками из произведений, иллюстрации, книги с произведениями И.С. Тургенева, И. А. Бунина, А.П. Чехова.
момент.1 мин.
2. Вступительное слово 1 мин.
3. Сообщение темы и цели урока 2мин
4. Игра “В удивительном мире русской литературы 19 века”.
4.1. 1-й отборочный тур “Знаете ли вы писателей и поэтов 19 века и их произведения?”
6мин+2мин.
16 баллов
Дополнительное задание 2мин.по 1б.
4.2. Игра “ Угадай слово”. 2мин
4.3. Литературная пауза. 4мин.
4.4. 2-й отборочный тур. Кроссворд “Узнай литературного героя”.
8мин. + 2мин. 10баллов
дополнительное задание 5мин по1б.
физминутка 5мин.
4.5. Игра “ Угадай слово”. Слайд 31.
3мин.
4.6. 3-й отборочный тур “Знаете ли вы иллюстрации к произведениям? ”
Слайд 33.
8баллов 6мин.+2мин.
дополнительное задание 3мин по1б
4.7. Игра “ Угадай слово”.2мин.
4.8. Литературная пауза.
8мин.
4.9. Финальный тур игры “Угадай слово”.
3мин
5. Заключительное слово учителя.3мин.
6. Подведение итогов
Задание : Как можно назвать выдающегося, общепризнанного писателя или поэта являющегося образцом в литературе? Слайд 48.Значит, все произведения, которые мы изучали на уроках, можно назвать классической литературой. Слайд 49
Но вас ждут ещё новые встречи с русскими писателями и поэтами 20 века, с их интересными произведениями и героями. И я уверена, что эти встречи принесут вам открытия и доставят удовольствие. Ведь мир литературы так удивителен и чудесен.
Обучающиеся подсчитывают баллы.
Выставление оценок обучающимся согласно критериям.
Награждение финалиста-победителя.
Написать мини-сочинение “Хочу сказать “спасибо” ...” (Какому писателю или поэту 19 века и за что?). Оформить работу. Слайд 51.
Готовятся к уроку
Внимательно слушают.
Контроль: зачитываются фамилии, имена и отчества писателей и поэтов: 1.А. С. Пушкин, 2.М. Ю. Лермонтов, 3.Н. В. Гоголь, 4.И. С. Тургенев, 5.А. Н. Некрасов, 6.М. Е.Салтыков-Щедрин, 7.Л. Н. Толстой, 8.А. П. Чехов. Слайд 8.
Контроль: А. С. Пушкин - «Капитанская дочка»,
М. Ю. Лермонтов - «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь - «Мертвые души», И. С. Тургенев – «Бежин луг», А. Н. Некрасов – «Русские женщины», М. Е. Салтыков-Щедрин – «Дикий помещик», Л. Н. Толстой - «Детство», А. П.Чехов «Хамелеон».
Слайд 10.
И.С.Тургенев
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов
Контроль : имя этого автора – Иван Алексеевич Бунин. Слайд 13.
Выразительное чтение наизусть стихотворения
И. А. Бунина “Вечер” . Слайд 16.
(видеоролик)
Контроль: В кроссворде есть стержневое слово “Герой”.
Имена литературных героев:
1.Онегин
2. Федя
3. Гринёв
4.Печорин
5. Андрий.
Слайд 23.
Правильные ответы: Очумелов, генерал, Тарас Бульба, дикий помещик, верный Трезор
(Тарас Бульба, Остап).
Контроль: имя этой княгини – Мария Волконская. Слайд 32.
Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 38.
Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 42.
Контроль: авторы иллюстрации – Кукрыниксы. Слайд 45.
Контроль: ответ – классик. Слайд 50.
Интерес, любознательнательность к теме урока: готовность к уроку.
внимательность
Углубление знаний.
здоровьесбережение
Умение видеть результат
своей работы.
Объективность оценки
1.При его имени «тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте». Это солнце русской классической литературы. Родился в родовитой, но небогатой дворянской семье. Один из предков, составляющих гордость семьи, - Ибрагим Ганнибал, «арап Петра Великого», Особую роль в его жизни сыграла знаменитая няня Арина Родионовна» С двенадцатилетнего возраста учился в Царскосельском лицее, где и проявил впервые свой поэтический талант.
2.С раннего возраста он познал горечь расставанья, потеряв в младенчестве мать, не мог общаться с отцом. Его воспитывала любящая бабушка в своем имении Тарханы. Ребенком он проявил многочисленные таланты: музыкальный, изобразительный, поэтический. Большой патриот, мечтающий о свободе и счастье своего народа. Храбрый воин, виртуозно владеющий оружием, и лихой наездник. Жизнь его была мгновенна, ослепительна и коротка, как молния. Поэтическое наследие поражает глубиной философских размышлений и трагическим мироощущением .
3.Вырос в богатой помещичьей семье, где всем «заведовала» матушка Варвара Петровна, капризная и жестокая крепостница. Из детства вынес он горячую ненависть к крепостному праву и всякому насилию над человеком, потому что неоднократно был свидетелем моральных и физических издевательств над бесправными людьми, да и сам часто был «сечен нещадно». Свое творчество посвятил борьбе за свободу человеческой личности, отмену крепостного права.
4.Родился в семье бедного армейского офицера. Получил главное наследство отца - солдатский сундучок с книгами. Жил «из милости» в семье тверского помещика и учился с его детьми, превосходя их в эрудиции и таланте. Пробовал себя в драматургии, но прославился благодаря «непопулярному жанру» басни. Автор более двухсот басен. Имя его при жизни становится
5.Произведения этого писателя проникнуты искрометным юмором, истинной народностью. Родился на Украине в Полтавской губернии, прошел суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов Рудого Паньки». Одобрение А.С. Пушкина окончательно убедило его в том, что его призвание - литература. Заядлый театрал и замечательный актер, он проявил свой талант и в драматургии.
М.: Ч.1 - 2005 , 368с., Ч.2 - 2004, 368с.
Пособие ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками: Русская литература ХХ века в 2-х частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просве-щение) и интегрированным с ним учебником практикумом А. А. Кунарева. и Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием.
Часть 1.
Формат: doc
Размер: 2,9 Мб
Скачать: Rghost
Часть 2.
Формат: doc
Размер: 2,8 Мб
Скачать: Rghost
ЧАСТЬ 1.
Программные материалы
…………………………………………………………………………………4
Общая характеристика эпохи …………………………………………………………………………...11
Урок 1. Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация ……………………………..11
Урок 2. Русская литература на рубеже веков……………………………………………………………...13
Творчество И. А. Бунина ……………………………………………………………………………...….17
Урок 3. И. А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества …………………………………………17
Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня».
…………………………………...20
Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации
в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………25
Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви …………………………………………………………………..31
Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина
«Грамматика любви», «Солнечный удар» …………………………………………………...33
Творчество А. И. Куприна ……………………………………………………………………………….39
Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» ……………………………………. 39
Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса
русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». ……………………………………...42
Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» ………………………………45
Урок 10. Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
……………………………..48
Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет»
………………………………..51
Вариант уроков 10-11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
…………………..55
Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна ……………………………………..58
Вариант уроков 11-12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь»
……………………60
Творчество А. Т. Аверченко ……………………………………………………………………………..62
Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. ……………………………………..62
Вариант урока 13. Претворение евангельского сюжета
в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» ……………………………………………..64
Поэзия Серебряного века ………………………………………………………………………………...66
Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» …………………………………………………………...66
Урок 15. Поэзия «младосимволистов» ……………………………………………………………………69
Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873-1924) …………………………………………………………....75
Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867-1942)
……………………...81
Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909)
……………………………...88
Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934)
………………………….....97
Урок 19. Акмеизм …………………………………………………………………………………………..98
Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921) ……………………………………………….100
Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966) ………………………………………………104
Урок 22. Футуризм ………………………………………………………………………………………...110
Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941) …………………………………………….117
Уроки 24-25. Сочинение …………………………………………………………………………….......122
Вариант уроков 24-25 (I). Судьба поэтов Серебряного века …………………………………………123
Вариант уроков 24-25 (II). Сонет Серебряного века ………………………………………………….129
Творчество М. Горького ………………………………………………………………………………...138
Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького
……………………………...138
Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. . ………………………………………142
Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»
…………………………...145
Урок 29. «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне»
………………………………...147
Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» …………………………………………………150
Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» ……………………………………………………………152
Вариант изучения романа «Мать» ……………………………………………………………………….153
Урок 1. Образ Павла Власова …………………………………………………………………………….153
Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» ……………………………………………………………….154
Уроки 32-33. Сочинение по творчеству А. М. Горького ……………………………………………...155
Творчество М. Горького и А. А. Блока ……………………………………………………………….156
Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)
и А. Блока («Интеллигенция и революция») ……………………………………………….156
Творчество А. А. Блока …………………………………………………………………………………162
Урок 35. А. А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир
раннего Блока ….162
Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» ………………………………………………………… 164
Урок 37. «Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока……………………………
171
Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915)……………………………………………………… 175
Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) ………………………………………………………178
Вариант уроков 38-39……………………………………………………………………………………182
Новокрестьянские поэты ……………………………………………………………………………….189
Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. ………………………………………………..189
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)…………………………………………………… 194
Творчество С. А. Есенина……………………………………………………………………………….198
Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт………………………………………………………..198
Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина………………………………………………………………..202
Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»…………………………………………………………207
Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»…………………………………………….210
Творчество В. В. Маяковского ………………………………………………………………………....215
Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм.
Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893-1930)……………………………….215
Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» ………………………………………………..227
Урок 48. В. В. Маяковский и революция ………………………………………………………………...232
Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп»
…………………………………...234
Уроки 50-51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В.
Маяковского …………..239
Творчество А. А. Фадеева ………………………………………………………………………………240
Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции
………………………240
Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром»
…………..242
Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева
«Разгром»………………244
Творчество Е. И. Замятина ……………………………………………………………………………..246
Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы»
………………………………..246
Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина
«Мы») ………...249
Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы»
и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ……………………………..251
Творчество А. П. Платонова …………………………………………………………….……………...254
Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован»
…………………………254
Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». .
………………………………258
Урок 59. Метафоричность художественного мышления
А. Платонова в повести «Котлован»…………………………………………………………259
Уроки 60-61. Сочинение по произведениям
Е. Замятина и А. Платонова…………………………………………………………………..261
Вариант уроков 60-61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А.
Платонова………… 262
Приложение……………………………………………………………………………………………….262
Тест по урокам 1-2……………………………………………………………………………………… 262
Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна………………………………………………………262
Тест по творчеству А. Белого……………………………………………………………………………. 263
Тест по творчеству Н. С. Гумилева………………………………………………………………………264
Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой…………………………………………………………………265
Тест по произведениям С. А. Есенина……………………………………………………………………265
Тест по произведениям В. В. Маяковского …………………………………………………………….. 266
Тест по творчеству М. Горького………………………………………………………………………… 267
Тест по произведениям А. А. Блока………………………………………………………………………268
Задания по прозе и поэзии Серебряного века……………………………………………………………269
Карточки для проведения контрольной работы…………………………………………………………270
Ответы………………………………………………………………………………………………………274
Литература………………………………………………………………………………………………… 275
ЧАСТЬ 2.
От авторов
…………………………………………………………………………………………………3
Раздел I. Творчество М. А. Булгакова ………………………………………………………………..4
Уроки 1-2 (62-63). М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Сатира ……………………………………..4
Вариант урока 2 (63). Анализ повести «Собачье сердце» ………………………………………...…10
Уроки 3-7 (64-68). Роман «Белая гвардия» …………………………………………………………….12
Вариант уроков 3-7 (64-68). Роман «Мастер и Маргарита» ………………………………………….23
Раздел II Творчество А. Н. Толстого ………………………………………………………………...33
Уроки 8-10 (69-71). Роман «Петр Первый» ……………………………………………………………33
Раздел III. Творчество А. А. Ахматовой …………………………………………………………….43
Уроки 11-13 (72-74). Поздний этап творчества А. А. Ахматовой.
Сборник «Белая стая». Тема Родины. Поэма «Реквием» ……………………………………43
Раздел IV. Творчество М. И. Цветаевой …………………………………………………………….56
Уроки 14-15 (75-76). Этапы биографии и творчества. Анализ произведений
………………………56
Урок 16 (77). М. И. Цветаева и А. А. Ахматова ……………………………………………………….65
Раздел V. Творчество Н. А. Заболоцкого …………………………………………………………....68
Урок 17 (78). Человек и природа в творчестве Н. А. Заболоцкого …………………………………..68
Раздел VI. Творчество М. А. Шолохова ……………………………………………………………..77
Урок 18 (79). Этапы биографии и творчества писателя ………………………………………………77
Уроки 19-26 (80-87). Роман «Тихий Дон» ……………………………………………………………..80
Раздел VII. Литература периода великой отечественной войны ………………………………102
Урок 27 (88). Общий обзор литературы периода ВОВ ……………………………………………...102
Урок 28 (89). Военная поэзия ………………………………………………………………………….105
Урок 29 (90). Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» ……………………………………...108
Урок 30 (91). «Лейтенантская проза» …………………………………………………………………112
Урок 31 (92). Повесть В. Кондратьева «Сашка» ……………………………………………………..116
Вариант урока 31 (92). Повесть В. П. Астафьева «Пастух и пастушка»
…………………………..119
Раздел VIII. Творчество А. Т. Твардовского ……………………………………………………...123
Уроки 32-36 (93-97). Творчество и судьба. Поэмы: «Страна Муравия»,
«По праву памяти», «Василий Теркин». Лирика …………………………………………...123
Раздел IХ. Творчество Б. Л. Пастернака …………………………………………………………..135
Уроки 37-42 (98-103). Творческий путь. Лирика. Роман «Доктор Живаго»
……………………….135
Раздел Х. Литература «оттепели». Творчество А. И. Солженицына …………………………..153
Урок 43 (104). «Оттепель». Рассказ «Судьба человека» М. А. Шолохова
…………………………153
Уроки 44-47 (105-108). Судьба и творчество А. И. Солженицына. Анализ
рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» ……………………………156
Раздел ХI. Особенности развития поэзии и прозы в 60-70 гг. ХХ в.
…………………………...170
Урок 48 (109). «Деревенская проза». Герои В. Шукшина …………………………………………..170
Урок 49 (110). Человек и природа в «Царь-рыбе» В. П. Астафьева ………………………………..175
Урок 50 (111). Проблемы нравственности в повести
В. Распутина «Последний срок» (Вариант «Прощание с Матерей») ……………………..182
Уроки 51-52 (112-113). Сочинение (Вариант - Семинар) по «деревенской прозе»
……………...187
Урок 53 (114). Проблематика и особенности повести «Обмен» ……………………………………188
Урок 54 (115). Темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели»
……………………………...193
Урок 55 (116). «Тихая лирика» Николая Рубцова ……………………………………………………195
Урок 56 (117). Драматургия А. Вампилова. «Старший сын» ……………………………………….199
Урок 57 (119). Авторская песня ……………………………………………………………………….201
Уроки 58-59 (119-120). Сочинение по литературе 60-70-х ………………………………………….203
Раздел ХII. Творчество В. В. Набокова …………………………………………………………….203
Уроки 60-61 (121-122). Обзор творчества. Рассказ «Круг» …………………………………………203
Вариант уроков 60-61 (121-122). «Приглашение на казнь» ………………………………………...208
Раздел ХIII. Литература последних десятилетий ………………………………………………...213
Уроки 62-63 (123-124). Литература на современном этапе …………………………………………213
Урок 64 (125). Проза Т. Толстой ………………………………………………………………………219
Урок 65 (126). Творчество В. Пелевина ………………………………………………………………220
Урок 66 (127). «Новый автобиографизм» С. Довлатова …………………………………………….227
Урок 67 (128). Поэзия И. Бродского …………………………………………………………………..229
Урок 68-69 (129-130). Новейшая русская поэзия …………………………………………………….232
Раздел ХIV. Подготовка к экзамену ………………………………………………………………..244
Уроки 70-74 (131-135). Подготовка к выпускному сочинению ……………………………………..244
Вариант уроков 70-74 (131-135). Повторение изученного, подготовка к экзамену
………………261
Урок 75 (136). Зачет по литературе ХХ века …………………………………………………………267
Приложения
Письмо МО РФ о проведении аттестации по литературе в 2003/04 ………………………………..267
Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» …………………………………………...269
Тест по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия» …………………………………………………..270
Тест по творчеству А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Варианты I и II
…………………………271
Тест по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». Варианты I и II …………………………………...273
Тест и проверочная работа по творчеству А. Т. Твардовского ……………………………………..275
Тест по лирике Б. Пастернака …………………………………………………………………………277
Литература ……………………………………………………………………………………………...278
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2005. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).
Программные материалы …………………………………………………………………………………4
Общая характеристика эпохи …………………………………………………………………………...11
Урок 1. Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация ……………………………..11
Урок 2. Русская литература на рубеже веков……………………………………………………………...13
Творчество И. А. Бунина ……………………………………………………………………………...….17
Урок 3. И. А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества …………………………………………17
Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». …………………………………...20
Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации
в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………25
Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви …………………………………………………………………..31
Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина
«Грамматика любви», «Солнечный удар» …………………………………………………...33
Творчество А. И. Куприна ……………………………………………………………………………….39
Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» ……………………………………. 39
Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса
русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». ……………………………………...42
Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» ………………………………45
Урок 10 . Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» ……………………………..48
Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» ………………………………..51
Вариант уроков 10-11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» …………………..55
Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна ……………………………………..58
Вариант уроков 11-12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» ……………………60
Творчество А. Т. Аверченко ……………………………………………………………………………..62
Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. ……………………………………..62
Вариант урока 13 . Претворение евангельского сюжета
в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» ……………………………………………..64
Поэзия Серебряного века ………………………………………………………………………………...66
Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» …………………………………………………………...66
Урок 15. Поэзия «младосимволистов» ……………………………………………………………………69
Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873-1924) …………………………………………………………....75
Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867-1942) ……………………...81
Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909) ……………………………...88
Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934) ………………………….....97
Урок 19. Акмеизм …………………………………………………………………………………………..98
Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921) ……………………………………………….100
Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966) ………………………………………………104
Урок 22. Футуризм ………………………………………………………………………………………...110
Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941) …………………………………………….117
Уроки 24-25 . Сочинение …………………………………………………………………………….......122
Вариант уроков 24-25 (I). Судьба поэтов Серебряного века …………………………………………123
Вариант уроков 24-25 (I I ). Сонет Серебряного века ………………………………………………….129
Творчество М. Горького ………………………………………………………………………………...138
Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького ……………………………...138
Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. . ………………………………………142
Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» …………………………...145
Урок 29. «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне» ………………………………...147
Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» …………………………………………………150
Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» ……………………………………………………………152
Вариант изучения романа «Мать» ……………………………………………………………………….153
Урок 1. Образ Павла Власова …………………………………………………………………………….153
Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» ……………………………………………………………….154
Уроки 32-33. Сочинение по творчеству А. М. Горького ……………………………………………...155
Творчество М. Горького и А. А. Блока ……………………………………………………………….156
Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)
и А. Блока («Интеллигенция и революция») ……………………………………………….156
Творчество А. А. Блока …………………………………………………………………………………162
Урок 35. А. А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока ….162
Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» ………………………………………………………… 164
Урок 37 . «Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока…………………………… 171
Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915)……………………………………………………… 175
Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) ………………………………………………………178
Вариант уроков 38-39 ……………………………………………………………………………………182
Новокрестьянские поэты ……………………………………………………………………………….189
Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. ………………………………………………..189
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)…………………………………………………… 194
Творчество С. А. Есенина ……………………………………………………………………………….198
Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт………………………………………………………..198
Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина………………………………………………………………..202
Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»…………………………………………………………207
Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»…………………………………………….210
Творчество В. В. Маяковского ………………………………………………………………………....215
Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм.
Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893-1930)……………………………….215
Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» ………………………………………………..227
Урок 48. В. В. Маяковский и революция ………………………………………………………………...232
Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» …………………………………...234
Уроки 50-51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского …………..239
Творчество А. А. Фадеева ………………………………………………………………………………240
Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции ………………………240
Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» …………..242
Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром»………………244
Творчество Е. И. Замятина ……………………………………………………………………………..246
Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» ………………………………..246
Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») ………...249
Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы»
и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ……………………………..251
Творчество А. П. Платонова …………………………………………………………….……………...254
Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» …………………………254
Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». . ………………………………258
Урок 59. Метафоричность художественного мышления
А. Платонова в повести «Котлован»…………………………………………………………259
Уроки 60-61. Сочинение по произведениям
Е. Замятина и А. Платонова…………………………………………………………………..261
Вариант уроков 60-61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова………… 262
Приложение ……………………………………………………………………………………………….262
Тест по урокам 1-2……………………………………………………………………………………… 262
Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна………………………………………………………262
Тест по творчеству А. Белого……………………………………………………………………………. 263
Тест по творчеству Н. С. Гумилева………………………………………………………………………264
Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой…………………………………………………………………265
Тест по произведениям С. А. Есенина……………………………………………………………………265
Тест по произведениям В. В. Маяковского …………………………………………………………….. 266
Тест по творчеству М. Горького………………………………………………………………………… 267
Тест по произведениям А. А. Блока………………………………………………………………………268
Задания по прозе и поэзии Серебряного века……………………………………………………………269
Карточки для проведения контрольной работы…………………………………………………………270
Ответы………………………………………………………………………………………………………274
Литература………………………………………………………………………………………………… 275
Уважаемые коллеги! Предлагаемое вам пособие представляет собой подробные поурочные планы для первого полугодия 11 класса и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками :
Русская литература ХХ века в 2-х частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просвещение) и интегрированным с ним учебником практикумом А. А. Кунарева.
Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. (М.: Дрофа).
Перед автором книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его, так сказать, полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков (они соответствуют реальному ходу уроков) или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока и каждой темы, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему объединить материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия.
В книге содержится обширный дополнительный материал, существенно облегчающий подготовку преподавателя к занятию. Также приведена и дополнительная литература для углубленного изучения отдельных тем.
данное пособие имеет автономный характер: в принципе, его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию, однако оно может использоваться в сочетании с другими учебно-методическими пособиями. Оно полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано автором, долгие годы преподававшим русскую литературу в школе, т. е. учитывает необходимость именно в практическом руководстве по проведению уроков литературы.
Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности.
Примерная программа
Программные материалы
Литература начала ХХ века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала века, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Декаданс и модернизм, разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп (2 ч).
Проза начала ХХ века
Иван Алексеевич Бунин (5 ч.). Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Легкое дыхание», новеллы из сборника «Темные аллеи » (по выбору учащихся), повести: «Деревня » или «Суходол ». Стихотворения, например: «Крещенская ночь », «Собака », «Одиночество », «Последний шмель », «Песня », «Ночь ». Своеобразие лирического повествования И. А. Бунина. Мотивы увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада, полемика вокруг повести «Деревня ». Обращение И. А. Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско ». Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы.
Теория. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя.
Александр Иванович Куприн (5 ч.). Рассказы: «Листригоны», « Allez !» «Гамбринус», «Изумруд» (по выбору учащихся). Повести: «Олеся», «Поединок» , рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору учащихся). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся », богатство духовного мира, мечты героини. Реальная жизнь деревни, ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры. Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере «Гранатового браслета»).
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.
Пояснительная записка... Поурочные разработки . - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).РАЗДЕЛ I
Тематическое планирование учебного материала………………………………………………………………6
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА
Урок 1. Вводный………………………………………………………………………………………………… 8
Уроки 2-3 . «Слово о полку Игореве» - величайший памятник Древнерусской литературы…………… 9
Информация для учителя. Значение «Слова о полку Игореве». Образ Русской земли в «Слове…» ……… 10
Информация для учителя. Композиция «Слова о полку Игореве» ……………………………………………14
Урок 4. Литература ХVIII века (общий обзор) Классицизм в русском и мировом искусстве…………… 16
Уроки 5-6. Пьеса эпохи классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»………………………… 19
Урок 17. «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму……… 50
Урок 18 . Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси»
(В. Г. Белинский). Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского……………………………… 52
Информация для учителя. Творческий путь В. А. Жуковского. Элегии и баллады Жуковского ……………54
Урок 19. Романтическая лирика начала ХIХ века. К. Н. Батюшков,
Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, К. Ф. Рылеев, Д. В. Давыдов,
П. А. Вяземский (на выбор). Защита литературных газет……………………………………… 56
Урок 20. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум……………………………………… 57
Урок 21. Грибоедов: личность и судьба……………………………………………………………………… 58
Информация для учителя. Творческий путь А. С. Грибоедова (1795/94/90-1829) ………………………… 60
Урок 22. Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия…………………… 62
Урок 23. II действие комедии. Обучение анализу монолога………………………………………………… 64
Урок 24. III действие комедии. Анализ сцены бала………………………………………………………… 65
Урок 25. IV действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума».
Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии……………………………………………68
Уроки 26-27. Семинарское занятие.
Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова…………………………… 71
Информация для учителя ……………………………………………………………………………………… 76
Вариант уроков 21-27 по комедии «Горе от ума»………………………………………………………… 79
Урок 1. А. С. Грибоедов. Личность и судьба. «Горе от ума» и его творец……………………………79
Урок 2. Художественное совершенство комедия. Персонажи , исходные мотивы сюжета………… 83
Урок 3. «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии…………………… 85
Урок 4. Чацкий в поединке с «обществом»…………………………………………………………… 86
Урок 5. Смысл названия комедии……………………………………………………………………… 88
Урок 6. Итоговый урок……………………………………………………………………………………89
Урок 28. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение конспектированию………………………………91
Урок 29. Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба…………………………………………………………… 91
Петербургский период (июнь 1817 - начало мая 1820 г.). Период южной
(сентябрь 1826- начало сентября 1830 г.). Болдинская осень (1830).
Творчество 1830-х годов (1831-1836) …………………………………………………………… 94
Урок 30. Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина………………………………………………………… 99
Информация для учителя… ……………………………………………………………………………………102
Вариант урока 30. Путешествие по Пушкинским местам………………………………………………… 104
Урок 31. Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина………………………………………………………… 108
Информация для учителя. Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд...».
Анализ стихотворения «Анчар» ………………………………………………………………… 111
Урок 32. Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина……………………………114
Анализ стихотворения «Анчар» ……………………………………………………………………………… 117
Вариант урока 32. Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина…………………………………………… 118
Урок 33. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина…………………………………………………… 123
Информация для учителя. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» ………...125
Урок 34. Образы природы в лирике А. С. Пушкина. Семинарское занятие……………………………… 129
Информация для учителя ………………………………………………………………………………………133
Урок 35. Обучение анализу лирического стихотворения.
Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка………………… 133
Урок 36. Урок-концерт в Поэты ХХ века о Пушкине»………………………………………………………137
Урок 37. «Евгений Онегин». История создания.
Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками.
Замысел и композиция романа……………………………………………………………………138
Информация для учителя. Композиция «Евгения Онегина» …………………………………………………139
Урок 38. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа……………………142
Информация для учителя ………………………………………………………………………………………146
Урок 39 . М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин)… 147
Урок 40. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Лекция…………150
Урок 41. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»………………… 155
Урок 42. Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 156
Информация для учителя ………………………………………………………………………………………160
Урок 43. Подготовка к классному сочинению. Судьба поколения
1830-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова……………………………………………………… 161
Урок 44. Классное сочинение обучающего характера.
Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»…………… 164
Урок 45. «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин - «портрет поколения»………………164
Информация для учителя. «Герой нашего времени» в критике.
Своеобразие сюжета и композиции романа …………………………………………………… 166
Урок 46. Век Лермонтова в романе……………………………………………………………………………168
Урок 47. Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»)……………………………………………….... 169
Информация для учителя. Тема судьбы и случая в романе «Герой нашего времени» …………………… 170
Урок 48. Итоговый по творчеству М. Ю. Лермонтова……………………………………………………… 172
Урок 49. Н. В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи………………………………………172
Уроки 50-51. Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие……………………………………..173
Уроки 101-102.
Уильям Шекспир. «Гамлет»……………………………………………………………... 245
РАЗЛЕЛ II
ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ
Тематическое планирование учебного материала……………………………………………………………246
Урок 75. Обзор творчества И. А. Бунина…………………………………………………………………… 251
Урок 76. М. Горький. Краткий обзор жизни и раннего
творчества писателя. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты»………………… 253
Урок 77. Элементы публицистики в повести М. Горького «Мои университеты»…………………………255
Урок 78. Сочинение по повести М. Горького «Мои университеты»……………………………………… 256
Урок 79. Комедия М. А. Булгакова «Мертвые души»
по поэме Н. В. Гоголя. Чичиков и его окружение в изображении Булгакова…………………256
Урок 80. Художественные особенности комедии М. А. Булгакова «Мертвые души»…………………… 258
Уроки 81-82. М. А. Булгакова «Мертвые души»…………………………………………………………… 258
Урок 83. Поэзия Серебряного века (обзор)………………………………………………………………… 259
Урок 84. Личность и творчество Александра Блока. Женские образы в лирике поэта……………………264
Урок 85. Тема родины в творчестве А. А. Блока…………………………………………………………… 270
Урок 86. Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта…………………………………… 272
Информация для учителя. С. А. Есенин «О себе» . 2. Жизнь и творчество
С. А. Есенина (по А. Козловскому). 3. Образ России в лирике С. А. Есенина ………………… 274
Урок 87. Тема любви в лирике Есенина………………………………………………………………………276
Урок 88. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского. Ранняя лирика , стихи о любви………………… 278
Урок 89. Сатира В. В. Маяковского………………………………………………………………………… 280
Уроки 90-91. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского………………………………… 282
Урок 92 . Обзор творчества А. А. Ахматовой…………………………………………………………………282
Урок 95. Русская литература 60-90-х годов ХХ века. Рассказ В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин»… 286
Урок 96. Нравственные проблемы повествования в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»………… 288
Урок 97. Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии»…………………… 290
Урок 98.
Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын»……………………………………… 292
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уроки 99-100.
Уильям Шекспир. «Гамлет»…………………………………………………………………294
ТЕСТЫ
Тест 1. Древнерусская литература и классицизм……………………………………………………………298
Тест 2 . Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»………………………………………………………… 302
Тест 3. Творчество А. С. Пушкина……………………………………………………………………………304
Тест 4. Творчество М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………………… 308
Тест 5. «Мертвые души» Н. В. Гоголя……………………………………………………………………… 312
Тест 6. Творчество И. А. Бунина, М. Горького, М. А. Булгакова………………………………………… 314
Тест 7. Поэзия Серебряного века…………………………………………………………………………… 316
Тест 8. Творчество М. А. Шолохова и А. Т. Твардовского…………………………………………………319
Тест 9. Русская литература 60-х-90-х годов ХХ в………………………………………………………… 321
Тест 10.
По программе 9 класса………………………………………………………………………………322
От авторов
Предлагаемое 4-е издание поурочных разработок по литературе полностью переработано и дополнено новыми материалами. Основными задачами при переработке являлись:
Универсализация пособия, связанная со спецификой преподавания литературы в 9 классе (для многих учащихся это заключительный этап обучения в школе , поэтому необходимо дать обзорное представление всех ведущих направлений и литературных произведений).
Возможность использования пособия практически всеми учителями в школах с неуглубленным изучением литературы, оправданного сходством программ по литературе для 9 класса.
Привлечение нетрадиционных методов обучения и дополнительных материалов для углубленного изучения литературы.
Пособие рассчитано на преподавателей литературы, работающих по следующим учебникам-хрестоматиям для 9 класса:
Учебник В. Я. Коровиной, И. С. Збарского и В. И. Коровина (М.: Просвещение) по программе литературного образования для 5-11 классов авторов В. Я. Коровина , В. П. Журавлёва, И. С. Збарского, В. П. Полухиной, В. И. Коровина.
Учебник и программа Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа).
Учебник и программа литературного образования под редакцией Г. П. Беленького и Ю. И. Лыссого (М.: Мнемозина).
Пособие поможет в работе как начинающим преподавателям литературы, так и опытным педагогам. Педагог может строить собственный урок, полностью воспроизводя сценарий пособия или используя его частично. Мы надеемся , что предложенные планы уроков будут переосмыслены учителями и индивидуализированы творческим отношением к своему делу и любовью к литературе.
РАЗДЕЛ I
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОГРАММЕ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. Я. КОРОВИНОЙ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение (1 ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова.
Древнерусская литература (2 ч)
Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения.
Русская литература ХVIII века (13 ч)
Характеристика русской литературы ХVIII в. (1 ч)
Гражданский пафос русского классицизма. Обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя и учащихся).
Эпоха классицизма в зарубежной литературе. Ж.-Б. Мольер (2 ч)
Пьеса Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве ». ХVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.
Д. И. Фонвизин (3 ч)
Слово о писателе. «Недоросль » (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Основные каноны классицизма.
М. В. Ломоносов (2 ч)
Слово о поэте. «Вечернее размышление...», «Ода на день восшествия... Елисаветы Петровны 1747 года». Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.
Г. Р. Державин (2 ч)
Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.
Н. М. Карамзин (2 ч)
Слово о писателе. «Бедная Лиза ». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Сентиментализм. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини.
Художественное и тематическое своеобразие русской литературы ХVIII в. (1 ч)
Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы «Русская литература ХVII в.». Тест или творческое задание.
Русская литература ХIХ века (57 ч)
Поэзия, проза, драматургия ХIХ в. «Золотой век» русской литературы (4 ч)
А. С. Грибоедов (8 ч)
Слово о драматурге. «Горе от ума» - картина нравов , галерея живых типов и острая сатира. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» ).
А. С. Пушкин (10 ч)
Жизненный и творческий путь поэта. «Евгений Онегин ». «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Понятие о реализме. Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
М. Ю. Лермонтов (10 ч)
Слово о поэте. «Герой нашего времени » - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества , темы любви, поэта и поэзии.
Н. В. Гоголь (6 ч)
Слово о писателе. «Шинель ». Образ «маленького человека» в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. «Мертвые души ». Смысл названия поэмы. Система образов. Развитие понятий об образе-символе, литературном типе, о сатире.
Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет (3 ч)
Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Обогащение понятий о видах (жанрах) лирических произведений.
И. С. Тургенев (4 ч)
Слово о писателе. «Первая любовь » - психологический характер конфликта в повести. Композиция , особенности сюжета. Система образов. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм рассказа. Роль пейзажа.
А. Н. Островский (3 ч)
Слово о писателе. «Бедность не порок ». Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати , красоты. Комедия как жанр драматургии (развитие).
Ф. М. Достоевский (3 ч)
Слово о писателе. «Белые ночи ». Тип «петербургскою мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. «Сентиментальности» в понимании Достоевского.
Л. Н. Толстой (4 ч)
Слово о писателе. «Юность » - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
А. П. Чехов (2 ч)
Слово о писателе. «Анна па шее ». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Тема брака по расчету. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Жанровые особенности рассказа (развитие).