Портал образования. План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу Открытый урок с эстрадным ансамблем методика

Анна Федькина
Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»

Цель занятия : Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой .

Задачи :

1. Развить динамический слух ;

2. Научиться исполнять музыкальные произведения с фразировкой ;

3. Воспитать музыкальный вкус.

Оборудование :

Телевизор, микшерный пульт, DVD проигрыватель, микрофон, аппаратура для усиления звука.

Объём занятия : 45 минут.

Ход занятия:

Вводная часть :

Здравствуйте дорогие присутствующие. Я Федькина Анна Ивановна педагог по вокалу т . о. «Весёлые нотки» . Сегодняшний урок пройдёт с Чининой Анастасией - ученицей 1 года обучения. Тема нашего занятия : «Динамические оттенки . Фразировка » . Сегодня мы познакомимся с динамическими оттенками , узнаем что это такое; научимся исполнять песни с фразировкой . Поймём, на сколько важна динамика и динамические оттенки для придания художественной музыкальной красоты произведения, на сколько она его обогощает.

Основная часть :

Упражнения на дыхание :

Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника , и поэтому я рекомендую перед каждым распевом проделывать упражнения на дыхание, для разогрева.

Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательные правила :

следить за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Мы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабляемся. Во время упражнений работает только живот.

1 упражнение : Активно вдохните и выдохните через нос (повторите 6 раз) .

2 упражнение : Энергично вдохните через нос и выдохните через рот (повторите 6 раз) . Это послужит своеобразным “массажем” для связок.

3 упражнение : Вдохните через рот, выдохните через нос (повторите 6 раз) .

4 упражнение : Вдохните через одну ноздрю, выдохните через другую, зажимая пальцем нужную ноздрю (6+6 раз) .

5 упражнение : Вдохните через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развить мышцы губ и интенсивность выдоха.

6 упражнение : Надуйте щеки, как шар. Резко “выхлопните” воздух через губы-трубочку. Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции.

Упражнения на артикуляцию :

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся : ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань) . Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать : "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам помогут простейшие упражнения :

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём : К-Г, К-Г,К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесём : П-Б, П-Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

в) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Распевание :

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Распевание применяется для разогрева голосового аппарата и активизации певческого дыхания. Работу по распеванию будем проводить путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса : «до» - первой октавы - «ре» второй октавы.

Распевки :

1. Как под горкой под горой торговал старик золой, картошка моя вся поджаренная (повторить пять раз)

2. ДО РЕ ДО РЕ ДО

ДО РЕ МИ РЕ ДО

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО СОЛЬ ДО

3. Мы перебегали берега. Распеваться в мажоре с повышением на пол тона.

4. Распевание по гаммам.

Мы живём в мире полном звуков. И не смотря на то, что мы занимаемся всего лишь 1 год, мы знаем, что нас окружают звуки, которые делятся на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, которые именуются как средство музыкальной выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по разному, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении.

Сейчас я сыграю небольшой отрывок из песни два раза, мелодия будет одинаковая , но с разными средствами музыкальной выразительности. (Исполняется отрывок из песни 1 раз piano; 2 раз forte).

Настя, ответь мне, чем отличается один отрывок из песни от другого?

(ответ : 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.)

Правильно, Настя ты услышала. 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.

В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками .

Таким образом, динамика – это сила звучания музыки.

Подумай, Настя и скажи мне, как может звучать музыка по громкости, по силе звучания?

(ответ : громко, тихо, умеренно).

Правильно, Настя. В жизни мы тоже разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче.

Почему, как ты думаешь?

(ответ : чтобы привлечь внимание, подчеркнуть важность и т. д.)

Начинаем исполнять песню мы довольно тихо, потому как у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие . Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой , т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика – что то произносим громче, а что то тише.

Сегодня мы продолжаем работать над песней «Новогодняя» . Мелодию ты знаешь хорошо, текст мы с тобой разобрали, уф – такты расставили, и сегодня будем работать над фразировкой , т. е. добавим динамические оттенки , и песня сразу станет живой, добавятся эмоции.

Как ты считаешь, с каким динамическим оттенком ты начнёшь исполнение?

(ответ : начну песню с тихого исполнения). Сила голоса будет нарастать к припеву песни. 2 куплет нужно исполнить максимально громко, но не крикливо, т. к. здесь содержится главная мысль песни, как это называется мы с тобой узнаем на следующем уроке . А к концу песни, поскольку автор всё сказал, что хотел передать – динамика идёт на спад .

Работа над песней «Новогодняя» . Трудно исполняемые места пропеваются с объяснением снова и снова.

Работа над следующей песней «Объединение» .

Заключительная часть, подведение итогов :

Сегодня мы познакомились (ответ : с динамическими оттенками , узнали, что музыка может звучать громко, тихо. Умеренно, и это является динамическими оттенками , и в музыке называется средствами музыкальной выразительности.)

Настя, дома продолжай работать с дыханием, выполняй упражнения на дикцию и на дыхание.

Наш урок окончен , до свидания. Спасибо что пришли на мой открытый урок , я надеюсь мы с Настей и с вами с пользой провели время.

План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу по теме: "Развитие ладового слуха и чувства метроритма".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

План-конспект открытого занятия

Тема: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Разработала: Захарова Ирина Анатольевна, педагог

дополнительного образования

Курск - 2013

Схема плана-конспекта учебного занятия

Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма

Задачи:

Обучающие - разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

Развивающие - развивать музыкальные способности детей;

Воспитательные - формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.

Тип занятия: повторение пройденного

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино, игрушка Ступенич, карточки с длительностями, рисунки

Межпредметные связи : сольфеджио, ритмика, актерское мастерство

Литература: Козырев «Система сольмизации» , 1999 г.

Структура занятия

1 Организационный момент

1.1 Приветствие

1.2 Положительный настрой на занятие

1.3 Проверка готовности к занятию обучающихся

1.4 Сообщение темы занятия, постановка цели

2 Актуализация знаний обучающихся

2.1 Повторение пройденного материала

3 Ритмическая пауза.

4 Работа над песнями

5 Итоги занятия

Ход занятия

1. Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте, учитель.

Я рада видеть вас на этом занятии!

Проверка готовности к занятию:

Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

Мы готовы к работе на занятии.

У нас хорошее настроение.

Мы будем стараться.

Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните. ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.

Сообщение темы, постановка цели.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни «Зонтики», «Эскимос».

Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.

Приготовились, настроились - поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками. Игра «телевизор».

Вопросы: какая самая главная ступень? - раз.

Почему? - потому что к ней тянутся остальные ступени.

Как ее называют музыканты? - тоника

Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал - поднимает руку.

Молодцы, ребята, очень хорошо справились с этим заданием.

Послушайте внимательно мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад

В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад

А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?

Звучит песня - попевка «Василек» .

Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.

Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.

А сейчас, какую я играю попевку.

Звучит мелодия попевки «Листопад».

Кто отгадал поднимает руку и поет песню.

Задаваемые вопросы:

Что мы сейчас пели? - мелодию

Мелодия делится на что? – на фразы

Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).

Какие ступеньки спрятались во второй фразе?

Показываем сердце мелодии - ножками.

Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии - доли

А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации

К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.

Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки

Разбор новой песни – попевки «Едет, едет паровоз».

3. Ритмическая пауза.

Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую пульсацию.

4. Работа над песнями

Работа над песней «Эскимос»

Приемы пения: «эхо», «а капелла» - работа по фразам. Прохлопываем ритм в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками

Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.

Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.

5. Итоги занятия:

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД»

г.Кингисепп

Конспект открытого занятия на тему :

.

Педагог дополнительного образования

    Общие сведения:

Дата проведения: __________

Помещение: класс эстрадного пения

Год обучения: 2 год обучения

Возраст: 7 лет

    Тема открытого учебного занятия

Работа над дикцией в классе эстрадного вокала.

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Место в образовательной программе: соответствует 2 году обучения

    Цель учебного занятия и задачи

Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Задачи:

Образовательные

* обучение правильному певческому дыханию

*обучение правильному произношению скороговорок

* обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию

Развивающие

Развитие музыкальных и творческих способностей учащегося

Развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя

Развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата

Воспитательные

Раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей

Формированию творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

    Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.

    Форма организации работы . Индивидуальная.

    Структура учебного занятия (этапы).

Вводная часть. 5 мин

Приветствие. Введение в тему.

Основной этап. 30 мин

Практика. Учебно-тренировочные упражнения.

Заключительный этап. 4 мин

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

VII . Содержательные блоки учебного занятия.

1. Введение в тему «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала» .

Артикуляция как важнейшее условие работы

над вокальным произведением 5 мин

2. Основной этап:

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 5 мин

Артикуляционная гимнастика. 8 мин

Вокальные упражнения 8 мин

Работа над дикцией и артикуляцией в вокальном произведении 10 мин

3. Заключительный этап

Подведение итогов 4 мин

Задача: вспомнить содержание урока, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.

Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания учащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность учащихся.

V Ш. Планируемый результат занятия

Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить вокальную композицию.

IX . Методы обучения .

Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический

(беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни)

X . Оборудование и материалы.

Учебный класс

Фортепиано

Микрофон

Ноутбук

XI . Методическое обеспечение.

Литература:

    Белоброва Е. Ю. « Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.

    Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.

    Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

    Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.

Сайты в интернете:

1. http://www.startvocal.ru
2. http://www.musicforums.ru/vocal
3. http://www.100 vocalistov. ru

Наглядные пособия. Дидактический материал.

Презентация с иллюстрацией по теме.

Рисунки

Конспект открытого занятия.

Тема: « Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке

В класс входит ученик 2 класса ЦЭВ и ОД Мусиенко Георгий.

Организационный момент

Педагог (П): Здравствуй, Георгий! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

(краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)

    Вводная часть. Введение в тему. 5 мин

(П – преподаватель, Г – учащийся)

П: Гоша, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Г.: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Г: без чёткой дикции и слов

    Основной этап. 30 мин.

Объяснение темы

П.: совершенно верно!

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Тем нашего сегодняшнего занятия. «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала ».

Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?

Г. дыхательную гимнастику.

Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. 5 мин.

П. А теперь приступим к теме нашего занятия.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

П. А от чего она зависит?

Г. (Ответ ученика)

П. Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

Г. (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П. Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок». (ученик пробует) . Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?

П. , Г.: все органы артикуляционного аппарата должны работать активно

Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.

(Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности)

Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику..

Артикуляционная гимнастика 8 мин

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз

Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз

2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.(« Футбол» -«Расчёска» -«Киска») «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка»,

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»)

4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,

мышцы гортани К-Г,

нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.

5. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.

Очень хороши для тренировки скороговорки .

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .

Рекомендации : в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.

Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз. (все органы речевого аппарата начинают работать более активно)

Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду

Из - под водопровода.

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

От топота копыт пыль по полю летит

Три сороки тараторки тараторили на горке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

П.: молодец, Гоша! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям .

П. Гоша, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

Г. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения : 8 мин

1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы.( Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).

4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.

П.: молодец. Гоша! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?

Г. Разборчивая, понятная.

П. Как нужно произносить слова в пении?

Г. Четко, ясно.
П. От чего зависит четкое, ясное произношение?

Г. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки

Работа над дикцией в вокальном произведении 10 мин

П.: Гоша, на предыдущих занятиях мы работали над песней «Ах, школа» муз и слова. В. Началова и твоим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.

Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.

Исполнение произведения. 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко )

Заключительный этап 4 мин

Подведение итогов

П.: подведём итоги нашего занятия. Гоша, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?

Г. (ученик анализирует свою работу на уроке).

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.

Спасибо за урок. Ты сегодня большой молодец. До встречи!

Сущева Наталья Александровна
Должность: Преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУДО ДШИ пгт Ильского
Населённый пункт: Краснодарский край Северский Район пгт Ильский
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Различные методы работы над вокальной техникой с использованием здоровье сберегающих технологий"
Дата публикации: 08.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Открытый урок по эстрадному вокалу Сущевой Натальи

Александровны

Тема урока: различные методыработы над вокальной техникой с

использованием здоровье сберегающих технологий.

Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над

вокальной техникой в эстрадном вокале.

Задачи: 1) выявить различия между эстрадным и академическим вокалом

2) Определить последовательность упражнений

3) Практически наглядно показать выполнение упражнений детьми

разного возраста и уровня подготовки.

Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным

вокалом.

Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента

заниматься, должен быть здоров.

В моем классе учится 30 вокалистов от 6 до 32 лет. В ходе нашего урока я

учениками. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется

внести ясность в определении различия между жанрами академического и

эстрадного вокала.

Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала

своей строго классической позицией, это старая классическая вокальная

школа, которая не предполагает пения в микрофон. В академическом

вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и

историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют

направлениях. С опытом у академического певца формируется

определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится

очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях,

академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут

облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений,

объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде

всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как

правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В

эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы

вокал отличается от академического вокала более открытым и более

естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и

опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в

академическом.

Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое

является важнейшим фактором нашего здоровья.

Для укрепления и развития

дыхательной системы существует система дыхательных упражнений

Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что

дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам

приходится более активно работать.

Шарик: Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки

на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились

одновременно, надувая живот. (шарик надулся) Дышать нужно в

нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы почувствовать, где

именно находится опора звука, нужно медленно выдувать букву « с».

Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. (Эта

позиция как раз отличается от академической)

Насос: Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине

плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться

руками к полу, не касаясь его, на звук «с» и «ш». Приподняться не

выпрямляясь до конца, и снова поклон с вдохом. Поклоны делаются

ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не

Выполнять по 8 вдохов-движений на звук «с» и 8 вдохов-движений на

звук «ш».

Поворот головы: встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо

– вдох, в исходное положение выдох. Затем поворот головы влево - вдох в

исходное положение выдох. Голову не останавливать, шея расслаблена.

Змея: вдох в нижние ребра, выдох на звук – ш…, затем остаток воздуха

выдыхаем со звуком пыр с верху вниз. Выполнять по 8

Дровосек : ноги на ширине плеч, руки перед собой сцепить. Делаем замах

вверх - вдох, опускаемся вниз - быстрый выдох с произношением «УХ-Х-Х»

Выполнять по 8 вдохов-движений.

Накачка: качаем воздух в нижние ребра (4 вдоха) и резко выдыхаем на

звук «Ха». Выполнять по 8 вдохов.

Раз, два, три: В своей работе я часто использую упражнения для достижения

нескольких задач. Это развитие певческого дыхания и развитие артикуляции.

Делаем глубокий вдох и считаем от одного до восьми, пока не закончится

Егорка: Делаем глубокий вдох, быстро и четко проговариваем «Как на горке

на пригорке, стояли тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка, три

Егорка…»

Работа над вокальной техникой.

Пение помогает избавиться от стрессов. Учёные обнаружили, что в мозге во время

пения вырабатывается эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает

радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный

С малышами распеваемся на простых упражнениях:

«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

«От топота копыт, пыль по полю летит»

«Три сороки тараторки,

тараторили на горке»

Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными

навыками, как с взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые

несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его.

Одновременно работая над чистотой интонации, постановкой дыхания и

выразительностью исполнения.

« В погреб лезет Жучка»

«Чи-ки, чи-ки»

Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во

время пения, наклоняемся и размахиваем руками.

Лечение пением ещё описано Аристотелем и подхвачено всеми

действующими религиями. На протяжении многих веков

оздоровительным средством и по сей день служит церковное пение.

В языческой культуре существовал обычай, когда больного помещали

внутрь хоровода, и пели, исцеляя тем самым все недуги.

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма.

Известна практика, когда пением излечивается заикание. Чем раньше

заикающийся ребёнок будет заниматься пением, тем больше у него

шансов избавиться от этого недостатка.

Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов. Дело

в том, что когда человек поёт, только 20% звука направляется во внешнее

пространство, а 80% - внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно

работать наши органы.

Упражнения на стокатто:

« Мы перебегали берега»

Распевка с чередованием темпа:

« Белый снег, белый мел»

Ритмичные распевки с элементами джаза:

«Шли сорок мышей»

«Дум, де-дум»

Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась

некая мистическая роль. Самый простой пример: получив травму, человек стонет,

не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснилось, стоны имеют

эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя

активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по

болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз!

Об оздоравливающем действии пения во всём теле говорил и создатель

системы восстановления и совершенствования голоса «Физвокализ» А.И.Попов.

Анатолий Иванович Попов, пройдя долгий сложный путь, создал бесценную

оздоровительную систему – физвокализ, способную не только избавить людей от

профессиональных заболеваний, но и укрепить здоровье, продлить полноценную

жизнь, отодвинуть старость.

В Великую Отечественную войну в армии он заразился туберкулёзом. Причём

заболел редкой и очень тяжёлой его формой – туберкулёзом подчелюстных

лимфатических узлов. Он выжил, хотя к туберкулёзу добавились бесконечные

ангины и воспаление миндалин. Врачи ему твердили: «Петь не сможете! Нового

горла вам не вставить». А ведь до болезни Попов очень хорошо пел оперные

Для кого-то приговор врачей мог стать трагедией, но не для Попова. Огромная

вера в себя и природная смекалка подсказали правильное решение. Он начал

Впоследствии Попов стал всем советовать начинать укрепление своего здоровья

именно с чтения стихов отечественных поэтов. Ведь русский язык так певуч.

Читая вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Попов

почувствовал, что его горло перестало болеть, а голос окреп. Таким образом,

Попов вылечил свой туберкулёз.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует

На звук «р» поем тоническое развернутое трезвучие.

«Ра-ро-ри-ра-ро-ри-ра»

эта распевка в быстром темпе не только хорошо

разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона.

Упражнения на стокатто:

«Ми-и-и-и-я» поем отрывисто на опоре снизу вверх октавами

«Ай-я-яй!» сверху вниз, резко и отрывисто по тризвуку. Звук должен

ударяться в корни передних зубов.

Упражнение на глиссандо и развитие эстрадного приема «йодль»:

«Отзовись»

снизу вверх и обратно октавами

Это упражнение требует более широкого дыхания и ровности звука по всему

диапазону:

«Ми-и-и…» от ноты до к ноте соль и обратно два раза, затем от ноты до к

ноте ре второй октавы и обратно на одном дыхании

Заключение.

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и

упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных

навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и

с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно

быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и

репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности

данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять

ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо

знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху

вниз, а кого-то наоборот.

Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет

На Руси считали, что в человеке поёт сама душа и пение – это её

естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете,

испытываете усталость и напряжённость, совет один – пойте… и радуйтесь

Загрузка...
Top