Почему в XX веке в России создавались новые города. Почему в XX веке в России создавались новые города главный научный сотрудник

Одесса 2011

Тенденции в развитии застройки городов в первой половине XX века

Западноевропейские города в начале XX века

Градостроительство Соединенных Штатов Америки в первой половине XX века

Градостроительство России в первой половине XX века

Иллюстрации

Тенденции в развитии застройки городов в первой половине XX века. В конце XIX в. Берлинский строительный регулятив узаконил строительство многоэтажных жилых домов с очень небольшими внутренними световыми дворами. Это породило строительство «домов-казарм», которые превратили жилые кварталы городов Германии в каменные мешки, лишенные воздуха и света. Застроенная поверхность земли достигала 85 - 90%. Застройка подобного рода встречалась и в других городах Западной Европы и Америки. В Париже в 1920-30-е годы действовали старые нормы, согласно которым минимальная площадь внутренних дворов устанавливалась 30 м 2 , а если во двор выходили только подсобные помещения (включая и комнаты прислуги), допускалось снижение площади двора до 8 м 2 . В крупных городах США, в центрах которых также размещалась чрезвычайно плотная застройка, для районов, застроенных пятиэтажными домами, допускалась площадь внутренних дворов всего 26 м 2 .

Эти примеры показывают, что условия жизни в городах развитых капиталистических стран не всегда отвечали санитарно-гигиеническим требованиям. Стало очевидным, что при таком положении могут пошатнуться экономические основы частного домовладения. Эти обстоятельства были ясны не только представителям государственной и муниципальной власти, но и архитекторам. Однако архитектурная среда того времени была крайне неоднородной по своему составу. Архитекторы разделялись на два антагонистических лагеря: на консервативно настроенных представителей старого поколения и на архитекторов новой формации, пытавшихся найти выход из создавшегося положения. Основная масса архитекторов-практиков продолжала активно застраивать земельные участки в центрах городов.

Во Франции архитектор Соваж применил своеобразный тип многоэтажного ступенчатого жилого дома, который покрывал собой всю поверхность квартала, давая тем самым стопроцентную плотность застройки. Особенность этого дома-квартала заключалась в том, что фасадные стены каждого верхнего этажа отступали от нижнего в глубь квартала. Уступы позволяли строить многоэтажные дома на узких парижских улицах без нарушения правил инсоляции.

При помощи ступенчатых домов была сделана последняя попытка спасти плотно застроенные кварталы старого типа, в то время как знаменитые архитекторы XX века - Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и Андрэ Люрса - уже открыто выступали с прямо противоположными градостроительными доктринами. В середине 1920-х годов проблема планировки и застройки жилого квартала приобрела особую актуальность. Однако для ее решения еще требовалась предварительная экспериментальная и теоретическая подготовка, поскольку в это время стало радикально изменяться само понимание жилого квартала. До первой мировой войны кварталом считалась территория, ограниченная проездами и состоявшая из отдельных строительных участков, обычно находившихся в частном владении. Вследствие этого во всех градостроительных регулятивах именно строительный участок (а не территория квартала в целом) фигурировал в качестве первичной планировочной единицы. Практика строительства показала, что нормальное солнечное облучение зданий, а также улиц и внутренних дворов зависит не только от выбора соотношения между высотой домов и дистанцией, на которой они находятся друг от друга, но и от географического местоположения города, а также от ориентации зданий по странам света с учетом теплотворной способности солнечных лучей (т. е. гелиотермии). Это привело их к чрезвычайно существенным выводам о том, что жилые дома нужно строить в виде обособленных блоков и располагать с учетом оптимальной инсоляции независимо от красных линий улиц.

Эти выводы обозначили новый прогрессивный подход – вместо прежнего монолитного городского квартала появляются группы свободно стоящих жилых домов, доступных воздуху и свету и расположенных среди зелени, в стороне от шумных улиц. Однако чтобы создать реальную базу для применения этих открытий на практике, необходимо было внести соответствующие изменения в градостроительное законодательство. В новых строительных регламентациях были положены новые принципы регулирования плотности застройки жилых кварталов. Если предшествовавшие строительные правила устанавливали только минимальные размеры внутренних дворов вне зависимости от общих размеров участка и высоты зданий, то теперь делалась попытка связать воедино все величины, определяющие интенсивность застройки, а именно абсолютную высоту и этажность зданий, а также допустимую площадь и глубину застройки.

Введение строгих строительных правил, предписывавших оставлять глубинную часть каждого участка незастроенной, давало возможность получить довольно просторную внутриквартальную территорию, которую можно было использовать в качестве общественного сада, а в дальнейшем и для размещения зданий культурно-бытового обслуживания. Появление красных линий со стороны двора уравновесило значимость лицевых и тыльных фасадов жилых домов. Именно равнозначность фасадов и привела к тому, что внутриквартальные пространства стали такими же правомерными, как улицы и площади города. В связи с этим появились совершенно новые задачи, связанные с архитектурно-пространственной и функциональной организацией жилого квартала.

Однако периметральный способ застройки кварталов, получивший право на «законное» существование после берлинских постановлений, обладал и рядом существенных недостатков. Экономически он оправдывал себя только при застройке небольших кварталов. Что же касается санитарно-гигиенических условий, то аэрация при сплошной застройке была недостаточной, кроме того, часть внутреннего пространства квартала постоянно находилась в тени.

В этом отношении значительно лучше была периметральная застройка с разрывами между зданиями. Более практичной оказалась так называемая строчная застройка.

Градостроители 1930-х гг. высоко оценили преимущества меридионального расположения корпусов, что создавало благоприятную инсоляцию и аэрацию зданий. Однако территория кварталов оставалась небольшой, что сдерживало маневренность в расположении зданий.

Американские архитекторы полагали, что одной из ключевых проблем планировки крупного города является правильная организация жизни и быта населения, проживающего внутри территорий, ограниченных городскими магистралями. Под общим руководством крупнейшего английского теоретика градостроительного дела Томаса Адамса американский планировщик Кларенс Перри разработал теорию жилого микрорайона применительно к условиям Нью-Йорка и его окрестностей.

В основу организации микрорайона были положены интересы семейного быта и в первую очередь желание избавить детей школьного возраста от необходимости ежедневно пересекать напряженные транспортные потоки на улицах. Поэтому все расчеты по определению численности населения и размеров территории жилого микрорайона ставились в зависимость от вместимости и размещения так называемых элементарных общественных школ. Исходя из стандартной вместимости школьных зданий, рассчитанных на 800,1000 и 1500 учащихся, было установлено оптимальное число жителей микрорайонов, которое могло колебаться в пределах от 4800 до 6000 человек. Постепенно сформировалась теория массового обслуживания территорий жилой застройки, а сама идея микрорайона заняла главенствующее место в градостроительных проектах 1950-х годов.

Русское градостроительство начало 20 века.

Планировочная структура городов делилась железнодорожными магистралями на отдельные районы. Новые городские районы стали образовываться по направлению железнодорожных магистралей, которые к концу XIX века стали также использоваться как внутригородской транспорт, для связи железнодорожной станции с отдельными производственными предприятиями, портовыми сооружениями и складским хозяйством (Николаев, Одесса, Мариуполь, Таганрог, Ростов-на-Дону, Царицын, Владивосток и др.).

Техническая революция внесла серьезную корректировку в генеральные планы российских городов во всех этнокультурных территориальных комплексах. Новая эпоха в градостроительстве начинает самостоятельно формировать новую пространственную и эстетическую оболочку российских городов, опираясь на складывающиеся закономерности социально-экономического развития общества в конце XIX века.

Рост городского населения более чем в два раза в рассматриваемый исторический период привел к естественному зонированию городских территорий. В городах происходила, с одной стороны, централизация структуры, а с другой стороны, ее дифференциация на селитебные, промышленные, транспортные, складские и рекреационные зоны.

Складывавшиеся в большинстве случаев стихийно, производственные зоны охватывали города, часто вклиниваясь в селитебные районы. Быстрые темпы роста городов к концу XIX века привели к тому, что промышленные предприятия, в том числе крупные, оказались окруженными жилой застройкой.

Городские кварталы развивавшихся российских промышленных центров «нарастали» на существующие структуры генеральных планов, разработанных в эпоху русского классицизма. Городские кварталы нового поколения успешно использовали уже сложившуюся ранее уличную сеть.

Основным направлением практического градостроительства в Российском государстве в конце XIX века была реконструкция крупных российских городов и приспособление их к новой роли промышленно-торговых общероссийских центров. Эту задачу можно было решить только при условии проектирования новых городских структур, сочетающихся с ранее сложившейся исторической застройкой городов.

Общей тенденцией в градостроительном проектировании конца XIX века была разработка городов-спутников для крупных промышленных центров, а также новых городских районов непосредственно в составе исторически сложившихся городских структур. Города-спутники и новые городские районы отвечали широко распространенной в это время в Европе идее «города-сада», ставшей отчасти идеалистической.

Наиболее яркими примерами таких реализованных проектов является поселок Прозоровка под Москвой, запроектированный по заказу Российского императорского министерства путей сообщения; Блица-Парк под Санкт-Петербургом, жилой район «Сад-город» в составе города Барнаула, а также жилые районы-сады под Харьковом, Одессой, Владивостоком.

Именно эти градостроительные идеи конца XIX века были приняты как «социалистическая концепция» в градостроительстве XX века.

Рассматриваемый период времени в истории отечественной архитектуры и градостроительства представляется наиболее динамичным и результативным.

Производственные предприятия являющиеся градообразующим фактором, стали играть приоритетную роль в развитии планировочной структуры городов. Если ранее город был средоточием ремесленничества, во второй половине XIX столетия города становятся центрами экономического развития страны.

Одновременно с развитием производственного строительства развивалось и гражданское городское строительство. Если в предыдущие периоды времени ансамблевая застройка города ограничивалась возведением административных, дворцовых и храмовых построек (формирование общегородских административных центров), то в XIX веке встал вопрос о расширении этого понятия. Принцип ансамблевой застройки городских территорий стал пониматься как современная комплексная застройка: производственные объекты, жилые поселки, больницы, предприятия обслуживания.

Архитекторам-градостроителям предстояло также решить вопросы создания в городах новых деловых центров, в состав которых должны были входить такие объекты, как банки, биржи, ярмарочные и выставочные комплексы, стационарные рынки и т. д.

К началу XX века в Российской империи сложилась уникальная экономическая, идеологическая и эстетическая база для стремительного развития отечественного архитектурного и градостроительного творчества в новом наступающем столетии. Основой этой базы стала рыночная экономика, опирающаяся на крупный промышленно-банковский капитал. Именно буржуазия и средний класс становятся новым активным заказчиком на рынке строительного производства.

Экономическая база Российского государства, поддержанная огромными природными ресурсами в виде минерального и биологического сырья, трудовыми и интеллектуальными ресурсами, была готова обеспечить новое развитие архитектуры и градостроительства.

Особенности рубежа XIX и XX веков заключались также в том, что в российском обществе, как и в любом другом западноевропейском, резко усилилось влияние на эстетическую сторону архитектуры модных течений и веяний, отражавшихся в мнениях заказчика. Еще одной особенностью этого времени было стремление архитекторов функционально связать между собой: формальную сторону архитектуры с функциональным назначением объекта; конструктивную особенность проектируемого здания или сооружения с функциональным содержанием будущего здания и эстетическими предпочтениями заказчика.

Творческие поиски архитекторов на рубеже двух столетий привели к рождению общеевропейской архитектурной стилистики, породившей, в свою очередь, ряд интернациональных архитектурных направлений, определивших лицо мировой архитектуры XX века.

Дальнейшее развитие отечественной архитектуры происходило в форме острого соперничества между этими творческими течениями на протяжении всей первой половины XX столетия.

А.Г. Лазарев выделяет следующие этапы периода градостроительства.

I этап (1900-1910): начало урбанизации в Российском государстве отмечено концом XIX - началом XX века. Для этого процесса характерным является переход от ансамблевой застройки российских городов к современным принципам проектирования крупными градостроительными комплексами и реструктуризации городской планировочной системы.

II этап (1900-1920): освоение архитектурной общественностью России интернациональных (европейской и мировой) стилистик, а также национальных архитектурных традиций и формирование национальных архитектурных черт в интернациональной стилистике модерна.

III этап (1920-1930): переход от архитектурной стилистики модерна к конструктивизму и функционализму.

IV этап (1920-1940): возвращение в архитектуру XX века классических архитектурных форм в виде неоклассицизма и идеологическая база этого творческого течения в России.

V этап (1930-1940): сосуществование конструктивизма, неоклассицизма и функционализма в отечественной архитектуре первой половины XX столетия и творческое соперничество между этими направлениями.

VI этап (1940-1950): переход от неоклассицизма к символизму, развитие этой архитектурной стилистики как на базе конструктивизма, так и на базе неоклассицизма.

В такой сложной творческой атмосфере происходило развитие отечественной архитектуры, осложнявшееся постоянно усиливающимся государственным контролем за деятельностью архитекторов и градостроителей.

Градостроительные тенденции в отечественной архитектуре все более и более приобретают черты урбанизации, то есть комплексного освоения пространства с задачей создания в конечном итоге новой искусственной среды обитания человека.

Стремительный рост численности городского населения в первые десятилетия XX века привел в движение весь процесс градостроительного творчества. Впервые в истории российского градостроительства главную роль в развитии городских структур стала играть его градообразующая база - крупные промышленные предприятия. В России важным фактором роста городов стали системы внешнего транспорта, и прежде всего железнодорожного. Железная дорога соединила отдаленные регионы страны, заставляла развиваться сырьевые базы и промышленные города. Эти причины привели к стремительному росту таких городов, как Одесса, Новороссийск, Мариуполь, Харьков, Краматорск, Ростов-на-Дону, Царицын, Владивосток, Челябинск, Владимир, Екатеринослав, Иваново-Вознесенск, Екатеринодар, Екатеринбург и многих других. К началу 1917 года по сравнению с минувшим XIX веком число городов в Российском империи увеличилось на 235 и составило 921.


Требования к оформлению предоставленных материалов:

Документ Microsoft Word 97/2000/XP/2003 (расширение.doc);

Объем до 5 страниц (5-9 классы); до 7 страниц (10-11 классы) формата А4;

Первая строка – «фамилии, имена и отчества авторов полностью» (курсив, выравнивание – по правому краю);

Вторая строка – фамилия, имя и отчество учителя (курсив, выравнивание – по правому краю);

Третья строка – «город, название организации» (курсив, выравнивание – по правому краю);

Четвертая строка – «название материала» (прописными буквами, полужирный, выравнивание – по центру);

- текст работы: выравнивание по ширине, межстрочный интервал – 1,5, шрифт – Times New Roman, кегль 14;

- поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое, правое – 2 см;

Абзацный отступ – 1,25 см;

Сноски оформляются сплошной нумерацией по тексту в квадратных скобках – , и т.д.

В конце работы должен располагаться список литературы.

Контакты для связи с оргкомитетом конкурса: [email protected],

тел.: +79111946080, +79523961916

Запрещается использование газет, бумаги для изготовления куклы Масленицы.

Каждый участник конкурса готовит визитную карточку своей куклы и участвует в масленичном шествии (парад Маслениц). Визитная карточка может быть представлена в стихотворной или прозаической форме, носить юмористический характер.

по телефону 3-19-54, 3-04-45

e-mail: [email protected]

Заявки подаются в произвольной форме и должны содержать контактную информацию об изготовителях куклы.

3 . Готовую куклу необходимо в срок до 24 февраля 2012 года представить в МУ «Молодежный центр» (Народная пл. д.8).

4. Все куклы 26 февраля 2012 года участвуют в масленичном шествии, в сопровождении представителей организаций, учреждений, предприятий - участников конкурса.

5. По итогам работы жюри будет определена кукла победительница в следующих номинациях:

Кукла «Домашняя масленица» (симпатичная кукла-оберег, одетая в яркие наряды, олицетворяющее здоровье, достаток и благополучие),

Кукла «Чучело Масленицы» (символ зимы, смешное или страшное чучело, как правило из соломы или цветного тряпья).

Победители в гоминациях будут награждатся ценными призами на главной сцене. Также будут определены победители в дополнительных номинациях.

6 . По согласованию с участниками конкурса в программе праздника предусмотрено сожжение кукол, представленных на конкурс.

История города начало 20-го века

История Н.Челнов тесно связана с историей Мензелинского уезда.

Село Наб. Челны входило в состав МУ в 1781-1921 гг. Уезд занимал площадь 11 640,6 кв. верст, т.е. включал территорию современных районов РТ – Тукаевского, Мензелинского, Нижнекамского, Заинского, Муслюмовского, Сармановского, Актанышского.

В МУ насчитывалось 4 пристани, наиболее значительной из которых была Челнинская пристань.

Одна из старейших и наиболее крупных пристаней Нижней Камы. Известна с середины 18 в. В 19-нач. 20 вв. пристань уступала по грузообороту и ценности грузов только Чистопольской – более чем в два раза. Однако уже в 1913 она превзошла своего конкурента.

Среди отправляемых грузов преобладали: зерно, мука, крупа, семя льняное, яйца, спирт, поташ. Среди принимаемых: дрова, лесные материалы, соль, сахар, рыба. В начале 20 в. всё большее место стали занимать нефть, нефтепродукты, металлы, сельхозинвентарь. Отправлялись грузы на пароходах и баржах во многие города России – Рыбинск, Н. Новгород, Казань, Астрахань, Городец, Кинешму, Кострому, Ярославль, Пермь, Муром, Санкт-Петербург и др. Из этих же городов товары доставлялись в Н.Челны. В начале 20 в. водный транспорт оставался едва ли не единственным для поездки в Казань, Чистополь, Уфу, Пермь.

19 февраля 1867 г. император Александр 11 подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», разъяснявших условия освобождения крестьян. Крестьяне получили личную свободу, право на имущество. Условия наделения землей и взаимоотношения с помещиком непосредственно на местах регулировались т.н. уставными грамотами. (муляж такой грамоты в витрине № 1.

Промышленность МУ в конце 19 в. была представлена 1040 небольшими заведениями, на которых было занято 1728 рабочих (1,66 на 1 заведение). Наиболее многочисленными были предприятия по переработке с-х продукции: водяные, ветряные, паровые мельницы, крупянка, обдирки, маслобойки, зерносушилки, винокуренный и пивоваренный заводы. Имелись еще две механических мастерских, спичечная фабрика, паточный и крахмальный заводы, поташные и кирпичные з-ды, кузницы, красильни, шерстобойки, овчинные и кожевенные заведения, воскобойня, каменоломня. В начале 20 в. основывается неск-ко крупных предприятий – 4 винокуренных, лесопильный з-ды, Челнинский элеватор Гос.Банка.

Следует отметить. что село Бережные Челны было торговым центром для всего МУ.

Доказательством этого могут служить:

- торговый дом Бр.Хальфины продажа, покупка продуктов; паровая мельница в Н.Челнах;

- Галей Зайнетдинович Зайнетдинов: продажа мануфактуры, чая, сахар, хлебных продуктов; покупка зерновых; паровая мельница на пристани Н.Челны;

- Хлебная торговля Ш.Ш.Мухитова;

- мукомольный, лесопильный, строгальный и стружечный заводы Стахеевых.

3. В витрине можно увидеть клад, найденный рабочими в фундаменте одного из домов во время строительства Нижнекамского водохранилища.

Деньги: 5 руб. – 183 шт (1909 г.)

10 руб. – 36 шт (1909 г.)

25 руб. – 2 шт (1909 г.),

а также золотые и серебряные украшения и монеты. Ценности были сданы государству, а ассигнации и кубышка – в музей.

По первой Всероссийской переписи населения (1897) в МУ проживало 379 981 чел. Наиболее многочисленным было крестьянское население (375 797 чел.).

Грамотность жителей составляла 18,9%, чему способствовало открытие большого числа земских школ и училищ.

Если в 1875 году в уезде насчитывалось всего 26 сельских начальных школ (в т.ч. мужское и женское училища в Мысовых Челнах), то в 1913 в ведении земства находилось уже 138 школ, в них насчитывалось 10 627 учеников. Был введен 4-годичный срок обучения, успешно осуществлялся переход к всеобщему начальному образованию. В ряде училищ было налажено обучение детей ремеслу. Главными недостатками земского образования была слабая материальная база, дефицит квалифицированных учителей, большой отсев учеников (до 20% за уч. год), тем не менее качество обучения в земских школах было заметно выше, чем в церковно-приходских школах или в школах грамоты.

В ночь с 24 на 25 октября 1917 года свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Военно-Революционный Комитет при Петроградском Совете Рабочих и Солдатских депутатов выступил с Обращением к гражданам России 25.10.1917 г. «Временное правительство низложено, власть в руках Петроградского Совета Рабочих и Солдатских депутатов». В это же время Советская власть победила и в Казани. Однако в уездных городах и деревнях Советская власть устанавливалась вплоть до марта 1918 года.

О ВОСр в Мензелинском уезде узнали с большим опозданием. Только 14.11.1917 созданный в Мензелинске Военно-революционный комитет организовал манифестацию крестьян, солдат и граждан под лозунгом «Вся власть советам!» и провозгласил власть ревкома. В середине декабря органы бывшего Врем. Прав-ва были распущены и Мензелинский ВРК передал свои полномочия Уездному Совету рабочих, солд-их и крест. депутатов. В Челнах также вначале был создан ревком, а затем Межволостной Совет под председательством С.А.Столярова /военком С.П.Карманов/ и сельсовет с. Бережные Челны из 9 чел-к.

Одной из трагических страниц нашей истории является гражданская война.

Гражданская война на Нижней Каме началась весной 1918, когда вспыхнул мятеж Чехословацкого корпуса, находившегося на территории России. Наступление белочехов получило поддержку эссеров, организовавших в Самаре Комитет из депутатов Учредительного собрания (части Народной Армии Комуча). Для участия в подавлении контрреволюционного выступления в Мензелинске была организована боевая дружина в составе 120 штыков. Четвёртый уездный крестьянский съезд (04.07.1918) принял решение о мобилизации и открытии военных действий против белочехов.

Тем временем белочехи и нар. Армия Комуча заняли Уфу, Бугульму, Казань. 25 июля 1918 вступили на территорию МУ и 17 августа захватили Мензелинск. Бои велись с переменным успехом. 7 сентября отряды Комуча на трех вооруженных пароходах неожиданно прорвались к Елабуге и заняли город. В Н.Челнах готовились отражать нападение и производили эвакуацию учреждений. Благодаря энергии и находчивости активистов Советской власти – комиссара С.П.Карманова и П.М.Никитина – было эвакуировано Челнинское казначейство, вывезено около 1 млн. руб. денег, в т.ч. 50 тыс. руб. серебром.

9 сентября 1918 части Красной Армии оставили с. Н. Челны. Вся территория МУ была занята белогвардейцами. Происходила жестокая расправа со сторонниками Сов. власти.

В середине сентября 1918 начал свои операции на Каме отряд боевых судов Волжской военной флотилии.

Помощник командира - Маркин Николай Григорьевич. Родился в крестьянской семье, член РКП(б) с 1916. Участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде.

Выполняла обязанности флаг-секретаря командующего и возглавляла разведывательный отдел штаба 5-ой армии Рейснер Лариса Михайловна. Она послужила прообразом женщины-комиссара в пьесе Всеволода Витальевича Вишневского «Оптимистическая трагедия».

«Ваня - коммунист» был награжден Революционным Красным знаменем Реввоенсовета России (авг. 1918).

Весной 1919 положение на Восточном фронте вновь обострилось. В марте войска адмирала А.В.Колчака начали наступление от Урала к Волге. Из Москвы было получено указание – во что бы то ни стало эвакуировать из Н. Челнов находившиеся там ценности: хлеб, сено, мясо и др. продукты. В Челнинском затоне зимовало 17 пароходов, 6 дебаркадеров, 38 барж, 6 нефтянок. За пределами затона находилось ещё 10 судов.

Эвакуацию хлеба обеспечивали 40-й полк 28-й дивизии В.А.Азина под командованием В.И.Чуйкова (будущего маршала), отряды Мензелинского коммунистического батальона под командованием Ф.М.Гурьянова, отряд Елабужской ЧК во главе с П.Д.Конькиным, челнинский отряд Фомы Ислаева. Всё, что не удалось эвакуировать, было передано частям 2-й армии или роздано крестьянам.

В начале апреля 1919 части армии А.В.Колчака заняли Н.Челны. Находилась колчаковская армия в МУ недолго. 25-я Чапаевская дивизия успешно провела операции под Бугульмой и 13 мая взяла город. Опасаясь окружения, отряды А.В.Колчака 14 мая оставили Н.Челны, 17 мая – Мензелинск. К 20 мая 1919 территория МУ была полностью занята Красной Армией.

За годы Гр. войны МУ понес большие материальные и людские потери. За 1918-1919 было разрушено 1047 домов, 9 заводов, 150 мостов, уведено 20 200 голов скота, увезено 200 тыс. пудов фуража, 30 тыс. пудов соли, 1 млн. пудов хлеба; белогвардейцы расстреляли 255 человек.

После окончания гражданской войны необходимо было восстанавливать страну. Главной проблемой было отсутствие продовольствия. Как следствие этого в январе 1919 года была введена продразверстка.

Крестьяне были недовольны большими размерами продразверстки и бесчинствами продовольственных отрядов. Мятеж начался в деревне Новая Елань МУ, куда 03.02.1920 года прибыл продотряд во главе с уполномоченным М. уездного продовольственного комитета А.Д.Пудовым численностью 35 чел. Добиваясь от крестьян стопроцентного выполнения разверстки, он объявил деревню на военном положении и арестовал 18 мужчин и 2 женщин и посадил их в неотапливаемую кладовую при 30-ти градусном морозе. После отказа Пудова освободить арестованных 6 февраля крестьяне, вооружившись вилами, топорами, лопатами, кольями и др. орудиями, зверски расправились с четырьмя продотрядниками, более 10 человек из них задержали, раздели, избили до потери сознания и бросили в холодный амбар, а остальных, всего в отряде насчитывалось 35 человек, рассеяли. Оружием продотрядовцев завладели восставшие. В это время кулаки разослали по соседним деревням своих представителей с призывом к восстанию.

Прибывший на подавление крестьянского выступления отряд во главе с председателем Мензелинской ЧК Михаилом Степановичем Головиным был разгромлен.

К боевым действиям против повстанцев были также привлечены войска Туркестанского фронта. К середине марта восстание было повсеместно подавлено. Потери повстанцев составили около 3 тыс. человек, советских работников, красноармейцев и членов их семей – 800 человек.

Ещё одна трагическая страница истории голод 1921-1922 гг.

Вследствие неурожая 1921 и отсутствия у населения продовольственных запасов зимой 1921-22 разразился страшный голод.

Охватил он и территорию Челнинского кантона. По отчету его администрации, только за февраль 1922 умерло от голода 10 155 человек, от тифа – 1344 чел., всего 11 499 чел. Заболело от голода 44 507 чел. Люди питались суррогатами – корой, лебедой. В пищу употреблялись собаки, кошки, падаль скота, диких животных и птиц. Наблюдались случаи людоедства. Нередко трупы умерших подолгу оставались непогребенными. На почве голода широкий размах приняли кражи, грабежи, убийства.

Для организации борьбы с голодом в Н.Челнах были созданы: кантпомгол, комиссия по организации общественных работ, для противодействия эпидемиям – Чрезкомэпид, комиссия по очистке города.

Помощь голодающим носила в то время общенародный, интернациональный характер. В ней приняли участие представители всех народов страны, а также различные международные организации: Международный рабочий комитет помощи (Межрабпом), АРА (Американская администрация помощи).

Государство, иностранные и общественные организации выделили крестьянам семена на озимый и яровой сев, а также продовольствие (27,5 тыс. пудов кукурузы).

Всенародным праздником стало 25 июня 1920 года – день провозглашения, день рождения Советской Татарии.

В сентябре 1920 в Казан собрался Учредительный съезд Советов Татарии. Приехало более 300 делегатов.

Съезд избрал органы власти новой республики: Татарский Центральный Исполнительный Комитет (ТатЦИК) и Совет Народных комиссаров ТАССР (СНК ТАССР).

Первым председателем правительства Татарии стал Сахибгарей Саид-Галеев. В 1930 был выделен отдельно Челнинский район. Н.Челны стали городом с числом жителей 9 300 человек.

Одним из промышленных предприятий города являлся лесозавод «Республиканец».

Лесопильный завод был построен и оборудован купцом, инженером-механиком из Елабуги Федором Васильевичем Стахеевым в 1912. Был предназначен на обеспечение нужд строительства Челнинского элеватора. Лесопильное производство запущено в ноябре 1913. Основная продукция завода пиломатериалы – доски, брусья, косяки и т.п.

После Великой Октябрьской революции на базе лесопильного завода создан и действовал лесозавод «Республиканец».

Учреждения Госбанка в Н.Челнах начали действовать в начале 20 в. Предположительно в 1911 создано Набережночелнинское казначейство, приписанное к Чистопольскому отделению Госбанка. В 1914-17 Госбанк осуществлял финансирование и общее руководство строительством Челнинского элеватора.

Челнинское отделение Госбанка создано в 1930. В 1936-67 построено здание отделения Госбанка на ул. Центральная.

Для охраны общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан, партий, организаций, учреждений от преступных посягательств и антиобщественных действий была создана милиция.

Н.Челны имели свою газету. Городская газета, издается с декабря 1930. Название менялось. В 1930-39 «Трактор», в 1939-90 – «Знамя коммунизма», с сентября 1990 – «Челнинские известия» под этим названием она выходит и сегодня. Периодичность выпуска – 250 номеров в год.

Первым редактором газеты был Баянов Нур Галимович (поэт Нур Баян) (на фото слева направо - первый)

Нельзя не сказать о Набережночелнинском элеваторе, предприятии для приема, хранения, переработки зерна и хлебопродуктов. Численность работающих – св. 300 чел. (2006)

Расположен на левом берегу р. Кама. Памятник архитектуры в стиле промышленного модерна начала 20 в. Построен в 1914-17 бельгийско-немецкими фирмами по заказу Госбанка Российской империи ёмкостью хранения на 2 млн. пудов.

Элеватор состоит из рабочей башни – 10-этажное каркасное здание с транспортером, зерноочистительным оборудованием, лифтом; 3-этажного здания для мешкотары, помещение используется для хранения зерна россыпью; силосного корпуса – пространственного сооружения для хранения зерна в деревянных силосах высотой 18,6 м с общим количеством 486 шт ёмкостью 30,5 тыс. т. Отгрузка зерна производилась по воде через плавучий дебаркадер. Из баржи мешки выгружали на берег вручную, доставляли на территорию элеватора гужевым транспортом. В конном дворе содержалось до 40 голов лошадей. Около корпуса элеватора была построена котельная для подачи пара на сушилки «Говес». Основное топливо – уголь, который доставляли баржами к причалу элеватора. Механизмы работали от трансмиссионной передачи.

В СССР в конце 1920-х – начале 1930-х гг. началась коллективизация с/хоз-ва, процесс создания коллективных хозяйств, осуществляемый путём ликвидации единоличных крестьянских хозяйств. Весной 1930 года в контон прибыла группа 25-тысячников. Все они были направлены председателями колхозов.

Колхозы в первые годы коллективизации обычно объединяли жителей одного села или деревни: «Красные челны» с. Красные Челны, «Прикамье» г.Н.Челны, им. Коминтерна - с.Орловка, им.Братьев Наумовых – с.Боровецкое, «Вперед» д.Сидоровка, «Красная Шильна» с.Большая Шильна, «Кзыл-Куч» д.Старые Гардали. Коллективизация сопровождалась обобществлением рабочего и продуктивного скота, орудий труда.

Фото на стенде рассказывают о трудовых буднях к/хозов.

По состоянию на 1940 в Челнинском районе имелось 64 к/хоза, 3 с/хоза, и 1 МТС. В коллективных хозяйствах было сосредоточено 99,9% всех с-х угодий р-на, что означало фактическое завершение коллективизации.

До 1917 на территории МУ функционировали церковно-приходские школы и земские школы и училища. Дети-татары до революции с 6-летнего возраста учились в школах (медресе, мектеп) при мечетях, где их обучали грамоте по арабскому алфавиту. Они изучали Коран. После окончания учебы при мечети дети-татары по желанию родителей могли поступить в земскую школу, где обучение велось на русском языке. В 1920-е гг. началось создание системы светского татарского национального общего образования европейского типа.


Иокогама сегодня - второй по населенности город в Японии с процветающей портовой экономикой. На этих ретро-снимках можно увидеть, каким был город в 20 веке: сюда съезжались иностранцы, здесь процветала промышленность, словом, жизнь била ключом. Основанный в 1858 году, город вырос буквально за несколько десятилетий и до сих пор не теряет своей мощи, несмотря на то, что и на долю его жителей выпало немало страшных катаклизмов…




Изначально Иокогама был небольшим поселением, деревней, которая, объединившись с Канагавой, превратилась в мощный конгломерат. После революции 1868 года были налажены связи с Великобританией, и основным источником дохода стала торговля шелком с заокеанской страной.











Фотографии, представленные в этом обзоре, были найдены в архивах немецкого мещанина, работавшего в Иокогама в 1908 году. Ему удалось запечатлеть интереснейший исторический момент, когда промышленность уже начинала активно развиваться, город начинали наводнять иностранцы, но вместе с тем большое количество людей не меняло старого уклада жизни. Традиция и нововведения переплелись на этих фотографиях. Вышивка, текстильное производство и ювелирное дело - вот основные направления, которые процветали в Иокогама в этот период. Вместе с тем, несмотря на бум индустриализации, в этом японском городе продолжали вести сельское хозяйство дедовским методом.







На этих снимках также можно увидеть город после страшнейшего разрушительного землетрясения 1923 года, когда Иокогама был полностью превращен в руины. Правда, надо отдать должное стране: восстановительные работы заняли всего 6 лет.

Загрузка...
Top