Почему большинство успешных людей — минималисты? Минимализм: как понять, что стиль жизни превращается в болезнь Принцип «меньше значит больше» действительно работает.

Выбросите прочь все ненужные вещи, и жизнь станет счастливее — так утверждает минимализм, популярное движение нашего времени. Но наша жадность к имуществу на самом деле связана с тем, что мы недостаточно уважительно относимся к материальному.

«Мы забили все комнаты под завязку, но там все равно гуляет ветер», — поет Томас Андерссон Вий (Tomas Andersson Wij) в песне «Блюз из Швеции». Привилегированному представителю западного мира легко здесь, в этом сосущем чувстве пустоты, узнать себя.

Материальный переизбыток, все эти гаджеты и безделушки, которые мы покупаем, не делают нас счастливее ни на грамм.

Конечно, вряд ли то, что счастье не купишь, — это какое-то особо глубокое или интеллектуальное осознание. По большому счету, в этом сходятся все религии и философские учения. Мы скорее достигнем гармонии и длительного удовлетворения, освободившись от потребности в материальных вещах. Желание, как сказал умный Будда, есть источник страдания.

Движение минимализма, которое разрастается в последние годы, можно рассматривать как продолжение этой древней традиции мудрости. Это естественная реакция на порой доходящую до абсурда культуру потребления, которая, как мы все в глубине души знаем, вредна и для наших душ, и для планеты, отданную в наше распоряжение.

Поэтому не слишком удивительно, что становится все больше блогов и книг, посвященных теме минимализма: этой осенью, например, «Вещи: пора сбрасывать» (Prylbanta) Элизабет Бюстрём (Elisabeth Byström) и Юхана Эрнфорса (Johan Ernfors).

Это движение, если вкратце, сводится к тому, чтобы избавиться от всех избыточных вещей, которые у вас есть, осознать и взять под контроль свои шаблоны потребления и таким образом начать жить более простой и, будем надеяться, счастливой жизнью.

Американские минималисты Райан Никодемус (Ryan Nicodemus) и Джошуа Филдс Миллбёрн (Joshua Fields Millburn), чье путешествие можно проследить в документальном фильме «Минимализм», подытоживают это в одном из часто повторяемых ими девизов: «Любите людей, используйте вещи. Наоборот никогда не работает».

Можно также спросить себя, не вещи ли мы как раз любим, и не людей ли используем, когда закрываем глаза на то, что та одежда, которая, возможно, прямо сейчас на нас, была сделаны детскими руками в Бангладеш. На что общество и культура, которые позволяют существовать такому порядку, направляют свою любовь — на вещь или на человека?

Чистый материализм, будь он мотивирован правой или левой идеологией, капитализмом или социализмом, всегда заканчивается овеществлением и использованием человека. В то же время можно задаться вопросом, не является ли этот материализм, эта зацикленная на вещах потребительская культура, от которой нас пытаются вылечить минималисты, как раз результатом не слишком высокой оценки материального, а напротив, его недооценки?

Контекст

Как святой Августин изобрел секс

The New Yorker 16.08.2017

Меланхоличная русская душа

Politiken 27.07.2017

Водка, «Калинка» и русская душа

Gazeta Wyborcza 02.06.2017

Есть ли душа у осьминога?

National Geographic 13.06.2015

Демократия как система и вопрос духовности

Dünya 27.09.2012 Разве не отсутствие уважения к материальному стало причиной появления этого менталитета «износи и выброси», типичного для множества богатых обществ сегодня? Вероятно, наше искаженное отношение к материальным вещам связано с тем, что мы неправильно, недостаточно ценим материальное.

В документальном фильме «Минимализм», который можно посмотреть на канале Netflix, Джошуа Филдс Миллбёрн (Joshua Fields Millburn) говорит, что в своем доме он сохранил только те вещи, у которых есть какая-то функция или которые каким-то образом приносят ему радость.

Или, как это выражает гуру уборки Мари Кондо (Marie Kondo), чьи бестселлеры научили читателей избавляться от всех лишних вещей: «Искрится ли оно радостью?»

Конечно, в таком отношении нет ничего плохого. Действительно, зачем нам больше вещей, чем на самом деле нужно? В то же время высказывание Миллбёрна обнажает ключевую проблему современного отношения к материальному: материальное имеет лишь ту ценность, которую мы ему приписываем, оно не ценно само по себе.

Если у вещи нет функции или если она не обладает для меня эмоциональной ценностью, ее можно выбросить. Именно абстрактные, экономические или эмоциональные ценности, изобретенные человеком, определяют, как мы относимся к вещи.

Но когда дело доходит до реальности, мы не придумываем истинную ценность. Мы ее открываем. Физическое, материальное обладает ценностью и независимо от нас. И ценность заложена не только в абстракциях.

Возьмите, например, человека — в высшей степени материальное существо (если не вещь). Хотя мы часто говорим, что главное — внутри, мы бы никогда, если хорошенько поразмыслить, не осмелились утверждать, что ценность человека абсолютно ничего общего не имеет с его телом, что она заключается только в его душе или в том значении, которое мы приписываем этому человеку.

Уникальный характер человека, а в этом отношении — и всего мира, основан на том, что они — дух и материя в неразрывном сочетании.

Именно здесь, возможно, и заключена самая большая опасность таких движений, как, например, минимализм, которые стремятся провести чистку среди телесных и материальных привязанностей человека: они легко склоняются к дуализму. И пуританству.

Идейная и религиозная история продемонстрировала несколько примеров движений, которые хотели жестко разделить тело и душу, дух и материю. Когда проводится такое разделение, тело и материя становятся чем-то отягчающим, чем-то грязным, чем-то, от чего надо избавиться, чтобы душа могла освободиться.

Свобода, однако, не достигается посредством подобного дуалистичного мышления. Мы абсолютно правы, пытаясь, подобно минималистам, освободиться от чрезмерной привязанности к материальным вещам. Будда сказал, что в желании — корень страдания. Отец церкви Августин сказал бы, что это идолопоклонничество, это наше почитание сотворенной вещи превыше Творца, — источник наших проблем.

Это, однако, не значит, что сотворенная вещь — это зло. Наоборот, материя — это нечто очень хорошее. Мы должны уважать ее, но не поклоняться ей.

Правильного отношения к материи мы достигаем, когда осознаем, что действительность не дуалистична. I am hanging in the balance of the reality of man («Я повис в неопределенности этой человеческой реальности»), поет Боб Дилан в одной из своих самых прекрасных песен (Every grain of sand). Человек живет на разделе между духовным и материальным. Его жизненную задачу можно сформулировать так: держи равновесие. Ключ к гармонии — не отдавать предпочтение одному перед другим. Истина почти всегда включает и то и другое.

Конечно, иногда бывает полезно сбросить лишние вещи, чтобы лучше сохранять равновесие между праздником и постом. Непрерывно постящийся пуританин, однако, рискует впасть в дуализм, превратив хорошее в плохое. Но поститься — это не значит сказать «нет» плохому, это значит научиться не злоупотреблять хорошим.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На пике моды: все расхламляются, сокращают количество производимого ежедневно мусора и ходят в магазин с экосумками. Минималисты рассказывают вдохновляющие истории своей жизни. Кому-то удалось похудеть, упростив свой рацион. Кто-то стал звездой инстаграма, потому что мастерски научился сочетать вещи исключительно черного и серого цвета (впрочем, как сочетается минимализм с бесконечным отправлением фотографий в соцсети, открытый вопрос). А у кого-то история минимализма вдруг превращается… в историю болезни.

Депрессия

Молодая мама рассказывает о том, как упростила свою жизнь: она не покупает себе новых вещей, отказалась от салонного окрашивания волос, давно позабыла, когда последний раз ходила на маникюр. Минималистичная история, не правда ли? Затем выясняется, что ей уже полгода нужно сходить к врачу, но все некогда. Также она случайно рассказывает, что времени спокойно поесть в одиночестве или сходить на спорт пару раз в неделю у нее также нет: муж работает, мама помочь не может, все приходится делать самой. «Мне просто много не надо», – оправдывается молодая женщина. За этими самоутешениями часто стоит сильная усталость, а вероятно, и послеродовая депрессия, когда ничего не радует, ничего не хочется и один день похож на другой, но поменять что-либо в такой унылой жизни просто нет сил.

Лучшее, что можно сделать в этой ситуации, – не списывать все на усталость или большое количество дел, а настоять на визите к психиатру. А также поделить с мужем обязанности если не пополам, то хотя бы в несколько иной пропорции по сравнению с прежней – иногда два-три свободных часа в неделю дают психотерапевтический эффект, и «минимализм» немедленно превращается в здоровый гедонизм, когда очень кстати приходится и шопинг, и маникюр.

Мне как-то встретилась история одной девушки. Та с гордостью рассказывала о своем опыте минимализма, делилась впечатлениями от перемен, которые принес в ее жизнь любимый мужчина. Девушка внезапно «разлюбила» украшения и ограничилась ношением одной пары сережек. На все события, в том числе и торжественные, она надевала один комплект одежды в стиле кэжуал. Она перестала использовать косметику и не тратила деньги даже на самый обыкновенный крем для рук из соседнего супермаркета, ибо любимый сказал, что все это проявления «неумеренного потребительства». Сквозь бодрый тон рассказчицы сквозило отчаяние. Потом выяснилось, что сходить на выставку или в театр, купить себе фруктов или новое нижнее белье – тоже не минималистичный подход к жизни, а значит, это совершенно недопустимо.

Депрессия, которая развивается на фоне отношений с подавляющим и чрезмерно властным партнером, – обычная история. Жертва может представлять происходящее как заботу мужчины о ее благополучии, но ее выдают печальное выражение лица или нарочито позитивный тон, а иногда тоска будто сквозит во всем ее облике.

Депрессию нужно лечить. И лечить отнюдь не отказом от всех удовольствий в жизни – это только усугубит состояние человека. При подозрении на депрессию нужна консультация психиатра, который поможет подобрать медикаментозную поддержку и разработать дальнейший план действий по выходу из «энергетической ямы».

Обсессивно-компульсивное расстройство

На горизонтальных поверхностях не должно быть ни одного предмета. Полы не просто чистые, но стерильные. Белые стены, полы и прочие поверхности в доме – это очень минималистично, к тому же сразу видно любую грязь. Руки тоже нужно держать в чистоте, но обычное мытье тут не поможет – нужен специальный гель, и желательно не прикасаться ни к каким предметам за пределами квартиры, а уж если такая необходимость возникла, контактировать с ними можно только после многоступенчатой обработки.

Иногда обсессивно-компульсивное расстройство или другие недуги психики «прикидываются» стремлением к минимализму. Удивительно, как правильно подобранные препараты и работа с психотерапевтом превращают человека из фанатичного «минималиста», который непременно выкидывает из дома по 27 вещей ежедневно (ни больше, ни меньше, иначе – невыносимая тревога) в обычного человека, который может заснуть в «уличной» одежде под сериал или забыть недопитую бутылку молока на столе.

Минимализм как способ проживания психологической травмы

Особый тип «минималистов» – чрезмерно бережливые хозяйки, которые не выкидывают никакую еду, даже если это окаменевший кусочек сыра двухмесячной давности или кусочек мяса из морозилки, который был положен туда четыре года назад и благополучно забыт. Из всего этого они изобретают хитрые рецепты с длительной термической обработкой, маскировкой неприглядного вида лежалой еды или странного привкуса. Это называется «разумным потреблением». Впрочем, с медицинской точки зрения такая забота об экологии приводит разве что к хроническим проблемам желудочно-кишечного тракта.

Такие «минималисты» обожают делиться своими уникальными рецептами с публикой: в любом кулинарном сообществе нет-нет да и появится история о заветрившейся колбасе, сыре с плесенью совсем не благородного происхождения, двух забытых детьми сосисках, сухариках, приготовленных из черствого хлеба три года назад, и о том, как все это превратилось в «изумительный салат».

Неудивительно, что регулярное употребление в пищу продуктов, богато сдобренных бактериями, становится причиной плохого настроения и скверного пищеварения у чрезмерно бережливых людей, а также обидного сарказма со стороны окружающих.

Есть простую еду, избегать «пищевого мусора» с большим количеством добавленного сахара и транс-жиров – прекрасная цель для любого сторонника минимализма. В отличие от блюд, приготовленных из переставшей быть съедобной, но реанимированной по причине патологической бережливости еды.

Часто за таким курьезным поведением стоят психологические проблемы. Когда несколько поколений людей имели сложные отношения с едой из-за голода, войн, нестабильной экономики и крайне ограниченного выбора продуктов, попытки «оживить» три ложки отварного риса недельной давности и высохшую от времени крабовую палочку – меньшее из возможных зол, которое выбирает травмированная психика. Впрочем, консультация психотерапевта может сильно изменить жизнь к лучшему и научить наконец избавляться от несъеденной еды посредством мусорного ведра, а не публикаций рецептов на фейсбуке.

Изменения личности при болезнях мозга

Сначала человек становится минималистом. Он перестает покупать новую одежду, а потом и средства гигиены. Далее он резко сокращает частоту походов в душ и решительно объясняет это тем, что наша планета находится на грани экологической катастрофы, и тут как-то не до выбора между цветочным и медовым мылом, пока наконец странности в поведении не становятся настолько очевидными, чтобы близкие забили тревогу и обратились к врачу. Иногда «виновниками» оказываются органические изменения в мозге, болезнь, которая нарушает целостность нервных клеток и изменяет их функцию. Иногда лечение помогает вернуть все в норму. Иногда помочь ничем не удается. Все зависит от вида болезни и ее тяжести, а также от стадии изменений в мозге.

В некоторых случаях фанатичный и какой-то причудливый, с отчетливым оттенком безумия минимализм становится первым звоночком в истории болезни. И у пациента обнаруживается опухоль мозга, нейродегенеративное заболевание (например, болезнь Альцгеймера), рассеянный склероз.

Философия минимализма полезна для образования новых нейронных связей в мозге, а избыток вещей, предметов и событий, наоборот, делает внимание рассеянным, ухудшает качество жизни. Однако болезненная фиксация на любой теме, даже на такой полезной и здравой, может стать первым признаком серьезного недуга.

Минимализм как стиль искусства зародился в 60-х годах прошлого века. Родиной его стала Америка. Основные черты минимализма--это простота форм выражения, а также буквальный, объективный подход.

Автором термина «минимализм» стал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм. Он выделил это направление, анализируя творчество художников, идущих в своих работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир.

Истоки минимализма лежат в таких течениях, как поп-арт и супрематизм. Повлияло на развитие направление также творчество К. Малевича и тенденции школы Баухаус.

Основные черты

Постепенно минимализм отдалялся от всех прочих стилей живописи. В результате сформировались его главные черты. Это в первую очередь выразительность цветов, а также гладкость и геометричность.

Русский конструктивизм, на волне возросшего к нему интереса, побуждает художников широко использовать промышленные материалы для выражения своего замысла. Живописным работам часто присущи асимметрия, повторение различных геометрических фигур. Пространство картины , как правило, простое и незагруженное.

Цвет в минимализме выполняет задачу зонирования пространства, а не выражения эмоций или передачи настроения. Для течения также характерно отсутствие субъективности и реалистичности: художник стремится к тому, чтобы зритель самостоятельно воспринимал объект.

Отказ от нужного в пользу самого необходимого

Еще одна черта минимализма-стремление к демистификации искусства, с тем чтобы суметь выявить то, что является его фундаментальной основой.

На первом плане у минималистов оказывается форма, с помощью которой они передают глубину цвета. Сюжеты картин наполнены метафорами, символами. Эмоции живописцы передают нестандартным путем: используют для этого линии и различные геометрические формы. Также работы минималистов несут в себе какой-либо подтекст, часто имеют острое социальное значение.

Художники-минималисты

Американский художник, мастер постживописной абстракции Фрэнк Стелла (г.р. 1936) жил преимущественно в Нью-Йорке, где начинал как чертежник и оформитель.

В 1959-1960 годах вышла серия работ Стелла «Черные картины». Как ясно из названия, доминирование черных линий было отличительной чертой полотен.

Этот творческий подъем художника, был замечен владельцем нью-йоркской галереи Лео Кастелли, который осознал гениальность мастера и выставил его картины у себя.

За «Черными картинами» последовали «Алюминиевые картины», а потом и «Медные картины». В память о страшных исторических событиях создается цикл работ «Польские деревни».

Фрэнк Стелла: «Ты видишь то, что ты видишь»

В своих работах Стелла предпочитал черный цвет как доминирующий, да и вообще тяготел к монохромности, но иногда он отходил от своих традиций и тогда появлялись на свет работы как в цикле «Концентрические квадраты», в которых появлялась полихромия и рельеф.

Фрэнк Стелла был удостоен Национальной медали США в области искусств и премии Международного центра скульптуры за жизненное достижение.

Эльсуорт Келли (1923-2015)- американский художник и скульптор, один из главных представителей минимализма, хард-эдж и живописи цветового поля.

Для творчества Келли характерно исключительная четкость и простота. Четкие абстрактные контуры геометрических поверхностей выполнены интенсивным цветом.

В конце шестидесятых работал как скульптор, позже начал использовать в своих произведениях металл. В творчестве художника есть ряд работ в жанрах поп-арт и сюрреализм.

" Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде"

Эльсуорт Келли умер 27 декабря 2015 года в возрасте 92 лет. Был награжден Национальной медалью США в области искусств.

Испанский художник Антон Ламасарес (р.1954) выражал свои мысли в работах в нарочито примитивной форме.

Из-за отсутствия полотенец он использовал дерево, ребристый картон, упаковку и лак. Так выработался его личный художественный стиль привлекший внимание критиков. Первоначально увлекался экспрессионизмом, позже развился до своего рода минимализма.

В 19 лет первый раз участвовал в выставке молодых художников проводимой на площади Праза-да-Принчеса в городе Виго. С тех пор выставки проводились огромное количество раз в разных странах мира.

Работы художника хранятся в многочисленных известных учреждениях культуры, таких как Центр искусств королевы Софии, галисийский Центр Современного искусства, Мадридский Музей Современного искусства и музей Маругами Хираи в Японии, а также во многих частных коллекциях и фондах.

Хосе Эстебан Бассо

Чилийского художника Жозе Бассо можно назвать эталоном минимализма. Сам художник называет свой стиль "ритуальной живописью". Картины его немногословны, сдержанны и лаконичны, позволяют отдохнуть, расслабится, не задумываясь на увиденным. Минимум объектов, чистые цвета, никакой детализации, никакой фактуры, только застывшая бесконечность….

Произведения мастера вызывают только позитивные эмоции, наполняя зрителя светом и теплом и позволяют наслаждаться легкостью и простотой, перед ними можно смело медитировать.

Кроме написания картин, художник также занимается фотографией и компьютерной графикой, и конечно же всем этим работам так же свойственна сдержанность и немногословность.

Эволюция течения

Постепенно развились такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Для первого характерны неточность, расплывчатость, а представители второго отличаются стремлением не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.

Назначение минимализма

Значение этого направления в искусстве-в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полному отказу от разного рода излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от прежних правил в пользу новых идей для передачи цвета, а также используют изображения геометрических форм.

Минимализм сегодня

В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другое. Так же минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка интерфейсов ПО). Довольно часто мы можем видеть результаты влияния минимализма и при разработки технических решений, например, в автомобилестроении, в бытовой и инженерной технике.

В своих работах по росписи стен наша студия тоже иногда использует принципы минимализма.

Минимализм в графическом дизайне это упрощение композиции, акцент на важной детали.

Ничего лишнего и много пустого пространства. В основном работы, выполненные в данном стиле, используют 1-2 цвета и несколько оттенков этих цветов. Понятный шрифт не несет визуальную нагрузку и использует не более 2-3 шрифтовых гарнитур.

«Быстрее, чем вы думаете» (It`s faster than you think)

С самого рождения человек постоянно сталкивается с “острыми углами” действительности, познавая на собственном опыте, что жизнь - сложная штука. Многие пытаются преодолеть эту видимую враждебность Мира приобретая собственность, копя деньги, восходя по карьерной лестнице. Вещи, словно наркотики, на время отвлекают человека от неприятного чувства незащищенности. Но, чем больше появляется возможностей, денег, власти, тем, парадоксальным образом, беспокойнее становится существование человека. Большие деньги, как правило, означают большие риски, большая власть - большую ответственность, обилие имущества - постоянный страх его потерять.

Многие талантливые, рассудительные люди попадаются в эту ловушку. Они пытаются достичь свободы, приобретая солидное положение в обществе, сколачивая крупный капитал, создавая максимально комфортные условия существования, а, в результате, оказывались в плену у своих денег, статуса и собственности.

Таким образом, гнетущая тревога существования, живущая в сердце каждого человека с самого его появления на свет, не побеждается вещами, которыми владеет человек, общественным положением, которое он занимает, властью, которой пользуется. В лихорадочной гонке за жизненными благами человек только растрачивает время, которое он мог бы посвятить себе. Не своим амбициям и пристрастиям, а себе самому. Ведь, стоит признать, что себя самих мы совсем не знаем, как не знаем мы и того, что нас окружает.

Часто ли мы остаемся с собой один на один? Часто ли пытаемся разобраться в своих чувствах, в своем отношении к тем или иным вещам, людям? Часто ли интересуемся тем, что волнует наших друзей и родных? Часто ли наблюдаем за мерным течением времени, воплощенном в смене времен года?

Обычно нам некогда. Мы все время куда-то торопимся. Всегда у нас куча планов, сиюминутных желаний, мелких дел. Нас то и дело отвлекают, заставляют вникать в свои проблемы, отвлекая от наших. Мы слепы к тому, что происходит вокруг нас. Мы живем как будто во сне, ведомые чьей-то неведомой волей, живем по-инерции, слепо, бездумно.

А ведь этот бесконечный бег совершенно не нужен человеку, чтобы почувствовать себя счастливым. Вспомните, когда вы чувствовали себя по-настоящему счастливыми? Обычно, в такие моменты Мир вокруг вас как будто застывает. Все вещи, даже самые незначительные, наполняются смыслом, начинают играть новыми красками. Счастье всегда ощущается как беззаботность, безмятежность, ощущение бесконечности момента и величайшей осмысленности происходящего. Можно ли купить эти моменты за деньги? Обеспечить властью? Обрести во владении вещами? Конечно, нет.

Для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно совсем немного. Лишние события, вещи, действия, слова, мысли - только отвлекают человека от счастья. А значит, от них нужно избавляться. Удивительно, но человек, который сознательно отказывается от загромождающих его жизнь вещей, в результате оказывается в большем выигрыше, чем человек, тратящий все свои силы и время на их приобретение.

Минималист - это тот, кто занимается расчисткой своей жизни от ненужного хлама. Этот тот, кто избавляется от всякого балласта, чтобы наполнить свою жизнь смыслом, начать ощущать ее вкус, научиться переживать каждый момент в его искрящейся новизне. Минималист - это человек, желающий изгнать из своей жизни скуку. С этой целью он очищает свое жизненное пространство от бессмысленных нагромождений, и концентрируется на самом главном. Так он обретает неисчерпаемый источник радости, который делает его жизнь по-настоящему ценной.

Минималист - это не религиозный фанатик, не защитник какой-то экзотической доктрины. Это просто человек, решивший упростить свою жизнь и сделать ее по-настоящему удобной. Поэтому все принципы, которыми он руководствуется, исходят из здравого смысла и не играют роль каких-нибудь незыблемых догматов.

Таким образом, минималистом может стать каждый желающий. Для этого не нужно придерживаться какого-то определенного мировоззрения, верить во что-то конкретное и принадлежать какой-то определенной культурной традиции. Для этого нужно только желание избавить свою жизнь от хлама. А что считать хламом - решать вам.

Определение минимализма и характерные идеи для мастеров этого движения.

Белое на белом

Минимализм

Определение

Возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годы, минимализм стал одним из основных направлений постмодернизма. Этот стиль характеризуется предельно простой формой, зачастую работы сводятся к изображению геометрических абстракций. Термин минимализм обычно применяется по отношению к трудам таких художников, как Карл Андре, Дэн Флавина, Дональда Джадда, Роберт Моррис, Тони Смит и др. Иногда этот аскетичный тип искусства ассоциируется с концептуализмом.

Происхождение и история

Истоки минимализма видны в некоторых работах русского супрематиста Казимира Малевича, а также в трудах Марселя Дюшана и Фрэнка Стелла. Минималистские картины и скульптуры, как правило, состоят из точных и бескомпромиссных форм, с жесткими цветовыми переходами, используют холодную цветовую палитру или вовсе один или два оттенка.

Не удивительно, что движение подвергалось резкой критике со стороны экспертов и историков в области искусства «театральность» и методы.

Нео-минимализм

Неоминимализм представляет собой довольно расплывчатый художественный архитектурный, скульптурный, живописный и музыкальный стили конца 20-го - начала 21-го века. Его иногда называют «Неогео», «Неоконцептуализм», «Неофутуризм» и так далее. Современные художники, связанные с этим движением: Катарина Берджесс, Пол Кун, Кристофер Уиллард и некоторые другие.

Постминимализм

Постминимализм описывает попытки выйти за рамки идиомы минимализма во всех сферах искусства. Проще говоря, минимализм является довольно интеллектуальным стилем искусства, характеризующимся крайней простотой формы и преднамеренном отсутствии выразительного содержимого. Художники-минималисты были заинтересованы только в передаче чистой «идеи». В постминимализме (1970-е годы) фокус смещался от чистой идеи к форме ее передачи. Известными мастерами движения являются Том Фридман, Ева Хессе, Аниша Капура, Чарльз Рэй, Ричард Таттл, Ханна Вильке и другие.

Загрузка...
Top