Питти музей. Билеты в Палаццо Питти

Название :

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : начато в 1440 г.

Архитектор(ы) : Филиппо Брунеллески, Амманати и др.

Маски львов

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Помимо церковного зодчества Брунеллески, большой интерес представляют его дворцовые постройки; их у него не много. При жизни Брунеллески строительство особняков (палаццо-дворцов) наиболее богатой флорентийской знати не получило еще такого большого распространения, как то случилось впоследствии. Из главнейших построек дворцового типа, принадлежащих его творчеству, знаменитое палаццо Питти и палаццо дель Парте Гвельфа. Палаццо Питти принадлежит Брунеллески лишь в центральной фасадной части, но и то, что сделано им, весьма значительно.

Особняк этот был заказан знатным флорентийцем Луккой Питти в 1440 году и задуман Брунеллески в величавых монументальных формах, отражающих богатство Питти, а также словно подчеркивающих незыблемость того социального уклада, при котором могли быть воздвигнуты подобные сооружения. В отношении этого палаццо современники отмечали, что «в искусстве Тосканы никогда не было ничего более исключительного и пышного». Палаццо Питти, наряду с палаццо Рикарди работы Ми-келоццо ди Бартоломмео, последователя и ученика Брунеллескн, принято обычно считать первоисточником подобного рода зданий.

Фасад палаццо Питти резко делится горизонтальными поясами на три этажа, причем верхний этаж короче двух первых. Этот прием деления здания на горизонтальные части характерен для всех ранних дворцов Ренессанса. Стены сложены из грубых неотесанных камней неравных размеров и рельефа (подобная кладка получила в архитектуре название рустиковой). Окна здесь имеют вид больших арок, выложенных из того же грубого камня, с небольшими импостами, обработанными в виде гладких пилястров. Окна второго этажа совершенно подобны окнам третьего; нижний этаж обработан ритмическим чередованием больших арок, доходящих до земли, с небольшими прямоугольными окошечками, поднятыми высоко над землей, причем эти арки выполнены в виде окон, увенчанных небольшими фронтончиками. Под окнами расположены декоративного порядка фонтанчики с львиными головами. Центральная арка служит входными воротами. Палаццо Питги не имеет ярко выраженного цоколя. Каменная кладка здесь начинается почти от самой поверхности земли. Окна первого этажа покрыты решетками, что, в совокупности с окошечками-бойницами, сообщает постройке суровый, почти крепостной вид. Стремление придать зданию характер крепости объясняется частыми вооруженными столкновениями. Почти полное отсутствие декоративности, орнаментики, строгие четкие пропорции - все это способствует созданию архитектурного образа.

Архитектурным прототипом палаццо Питти в значительной мере послужил флорентийский палаццо Веккьо .

В палаццо Питти виден уже четко оформившийся стиль. Брунеллески отнюдь не подражает античной архитектуре, но берет от нее лишь то, что необходимо для выполнения самостоятельных архитектурных задач.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.

В прошлых записях о Флоренции я просил обратить внимание на переходы между зданиями и на мост Веккьо. Пришла пора открыть их секрет. Они являются частью 750-метрового коридора Вазари, соединяющего палаццо Веккьо, Уффици, и палаццо Питти, находящийся на другом берегу Арно.



Палаццо Питти (о нем я еще расскажу поподробнее), начал строиться под руководством банкира Питти. Флоренция находилась в руках семейства банкиров Медичи, и Питти им завидовал. Он заказал дворец, внутренний двор которого должен был быть больше дворца Веккьо - резиденции Медичи, его окна должны были быть больше дверей дворца Медичи, а прилегающий сад по размерам и роскоши - затмить все, существовавшие до этого. В процессе строительства, Питти разорился, и дворец был приобретен Козимо I Медичи.

Для собственного удобства, Козимо повелел архитектору Вазари соединить дворцы крытым коридором. Когда я был маленьким, мне приходила в голову похожая идея: соединить переходом свой дом, дома друзей и школу. Козимо же ее осуществил. В Уффици он работал, дворец Веккьо передал сыну, а сам переехал в более роскошный Питти. На фото ниже - переход между палаццо Веккьо и Уффици.

Ныне коридор Вазари не только памятник архитектуры и часть истории Флоренции, но и картинная галерея. Фактически, он является продолжением Уффици. В нем можно увидеть картины Джотто, Тициана, да Винчи, и других знаменитых художников. Только попасть туда непросто. Экскурсии по коридору организуются для маленьких групп и по предварительной записи, свободного доступа туда нет. Мне не удалось даже выяснить стоимость такой экскурсии. Для широкой публики его собираются открыть только к 2013 году.

Тем не менее, я даю вам возможность увидеть этот удивительный коридор! Прогулка по нему запечатлена в 20-минутном ролике ниже.

Не по персональному коридору, а по земле, как простой смертный, я отправился к дворцу Питти. Но сначала я решил зайти к еще одной достопримечательности - фонтану Порчеллино .

Есть примета, что для того, чтобы вернуться во Флоренцию, необходимо потереть нос этому поросенку. Такой возможностью обеспечить себе возвращение в этот город я, конечно,пренебречь не мог. Интересно, что бронзовый поросенок - копия с древнегреческого мраморного оригинала (выставленного в Уффици), сделанная в 16 веке. А сейчас около десятка его копий украшают разные города по всему миру (в основном, в Америке).

Я вернулся к Уффици, которая находится совсем рядом с Арно. Реку я перешел по понте Веккьо. Коридор Вазари на том берегу почти потерялся в окружающих зданиях. На фотографии виден переход в центре, а здание справа имеет характерные окна, которые можно узнать в ролике выше.

Не очень-то маскируясь, коридор проходит мимо церкви Санта Феличита, в этом месте находится "секретное" смотровое окно Медичи.

Наконец, коридор достигает дворца Питти. Дворец довольно велик. Перед ним находится покатая площадь, на которой удобно сидеть: читая книгу, перекусывая, или просто отдыхая. Похоже на площадь перед центром Помпиду в Париже, но во Флоренции публика более опрятная.

Кассы расположены в правом крыле. Чтобы попасть туда, надо снова отстоять очередь, но совсем небольшую, лишь на несколько минут. На территории дворца расположено множество выставок и музеев. А также вход в сады Боболи, о которых я еще расскажу. Можно приобрести билет на отдельную выставку, но для удобства они разделены на 2 большие группы, к каждой из которых предлагается купить комплексный билет. Список выставок можно видеть на фото ниже. Билет на всю экспозицию стоит 10+12=22 евро.

После входа внутрь (опять очередь, и снова металлоискатель, но на этот раз быстро и без обыска), попадаешь в просторный внутренний двор. Часть выставок (и камера хранения) расположена в правом крыле, часть в левом. Прямо расположен проход в сады Боболи. Я рекомендую следующий порядок осмотра: если у вас есть рюкзак или большая сумка, оставьте ее в камере хранения справа и идите в левое крыло. Затем вернитесь во двор, и посетите правое. Если вы были без багажа, то сможете выйти в сады Боболи через музей костюмов. Если с багажом - вернитесь к камере хранения, заберите его, и отправляйтесь в сады через центральный вход с ним.

Мне же посоветовать оптимальный обход музеев было некому, и я сперва отправился в правое крыло. Внутри дворец оказался не меньше, чем виделся снаружи. Я довольно долго бродил по его галереям, любуясь богатым убранством.

Заглянул ненадолго на выставку Караваджо (все наиболее значимые работы я уже видел на выставке в Уффици), и отправился в музей костюмов. Может, я просто ничего не понимаю в костюмах, но несколько залов, наполненных унылыми пыльными хламидами мне показались скучноватыми. Они напомнили мне Оружейную палату московского Кремля, разве что, в Питти экспозиция не ограничивается древними временами, а продолжается где-то до середины 20 века. Почти вся она посвящена женской одежде.

Следующей вехой стал расположенный рядом музей современного искусства. Судя по названию, я ожидал увидеть там полотна с гроздьями психоделических клякс, но боялся я зря. "Современное" по меркам Флоренции это 18 - начало 19 века. После утреннего , увидеть дальнейшую эволюцию живописи было очень познавательно. Интересно, что в экспозиции музея присутствуют и картины русских художников. Приятно было и то, что внутри было совсем немного посетителей: на пару десятков залов не более десятка человек.

Затем я вышел во внутренний двор и перешел в правое крыло. К великому сожалению, в его музеях мне не удалось сделать ни одного снимка. Камеру я носил с собой под предлогом того, что опасаюсь за ее сохранность в камере хранения. Однако, там за мной неотступно следовали работники музеев, не давая сделать снимок даже исподтишка. Хотя я у них и просил. Более того, мне не удалось найти фотографий экспонатов этих музеев в интернете. Поэтому, опишу их как запомнил.

На первом этаже находится музей серебра. Конечно, серебра там много, но интерес представляет не только оно. Предметы интерьера, посуда, переплеты книг, украшения, и многое другое, - они сделаны не только из серебра, но и из хрусталя, драгоценных камней и многого другого. Каждое изделие - настоящее произведение искусства. Для меня стала настоящим откровением филигранность проработки деталей выставленных там экспонатов.

Отдельно в выставке представлены камеи - небольшие резные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней. В основном, портреты. Камеи лежат под стеклом, и каждая подсвечивается снизу маленькой лампочкой. Поэтому каждая камея похожа на маленькую голограмму.

Отдельная, временная выставка камей и других предметов из коллекции Медичи, проходила на втором и третьем этажах. Надо сказать, она была еще интереснее постоянной. В каждом из вереницы маленьких залов были выставлены предметы определенного типа: камеи, мебель, предметы быта и т. д. На меня наибольшее впечатление произвели два отдела: колониальное искусство и изделия из слоновой кости.

Колониальное искусство представлено предметами, отразившими западное влияние на культуру аборигенов. Это, в основном, статуэтки. Они сделаны из ракушек, кораллов, кокосов, пальмовых листьев и прочих необычных (во всяком случае, для Италии 16 века) материалов. Статуэтки изображают как мирские, так и религиозные сюжеты. Если прежде поделки из ракушек казались мне чем-то довольно жалким и недостойным моего внимания, то после осмотра некоторых примеров таких поделок в Питти, я четко осознал, что дело не в материале, а в искусстве мастера, и из ракушек также можно создать нечто впечатляющее.

Видеть удивительные предметы из слоновой кости мне приходилось и раньше, в московском музее стран востока. Тем не менее, я не припомню там ничего, равного содержимому коллекции Медичи. Большинство работ там - демонстрация умения мастеров в чистом виде. Различные геометрические абстракции и сложные конструкции, сделанные непонятно как. Очень распространены штуки типа "шар в шаре". Картинка ниже - не из коллекции Медичи, я нашел ее в интернете и привожу для демонстрации.

У меня есть похожий шар из дерева, я купил его на Байкале. Хоть он и состоит всего из 5 слоев, и внутренние слои не украшены резьбой, он все равно постоянно отвлекает мое внимание: я то и дело беру его повертеть в руках. Ведь только ощупав эту вещь можно осознать сложность ее изготовления. Для того, чтобы внутренние слои свободно вращались, погрешность при их изготовлении не должна превышать сотых долей миллиметра! Каждый дополнительный слой - значительное усложнение конструкции. Даже мой шар с 5 слоями - вызов для мастера (не смотря на то, что современный мастер может располагать станком с программным управлением). А в коллекции Медичи есть шары и из 15 слоев! Там были не только шары, но и целые города, вырезанные в кусках бивней, превращенных в ажурное кружево. Многие безделушки состояли из нескольких крупных частей, соединенных перемычкой лишь чуть толще волоса, а длинной до 20 сантиметров: все вырезано из одного куска слоновой кости! Другие были соединены крохотными сделанными из цельного куска цепочками. Как мастер мог сидеть, вырезая эту малость, и четко осознавать, что ошибка в одном из полусотни миллиметровых звеньев загубит все изделие из целого бивня - выше моего понимания.

Обратно на площадь, с которой я вошел в музей, я вышел спустившись по безлюдной лестнице. Чтобы попасть на нее надо сделать крюк через выставочные залы, выйдя из середины экспозиции. Пройдя там, я смог посмотреть на изнанку дворца Питти, и полноценно ощутить его. Там не было назойливых туристов, и огромное пространство лестничной клетки со мной разделяли лишь безмолвные статуи. Музейных работников там тоже не было, поэтому я не таясь сделал несколько снимков.

Осмотр здания дворца был завершен. Но впереди у меня оставалась причина того, что в музеях я встретил совсем немного туристов. Основная их масса стремилась именно туда, куда отправился и я - в сады Боболи.

Другие путешествия:

Палаццо Питти во Флоренции — крупнейший дворец города и выдающийся архитектурный памятник Раннего Возрождения. Он расположен по южной стороне реки Арно, недалеко от самого старого флорентийского моста Понте Веккьо. Изначальное ядро нынешнего палаццо датируется 1458 годом и возводилось для резиденции амбициозного флорентийского банкира Луки Питти. Дворец считается самым большим музейным комплексом во Флоренции, в котором хранится уникальное собрание шедевров мирового искусства. Его главный корпус составляет 32 000 м² и разделен на несколько основных выставочных галерей, каждая из которых представляет особую тематику.

Находится во Флоренции Палаццо Питти по адресу: Piazza Pitti, 1 (первый номер на площади Пьяцца деи Питти, в городском историческом квартале Ольтрарно). До дворцовой площади от Понте Веккио ведет улица Гвиччардини.

Краткая история

Возведение дворца началось с 1458 года одним из флорентийских банкиров Лукой Питти, который считался другом, сторонником и одновременно соперником Козимо Медичи, очень могущественного в Италии и богатейшего в Европе политика и коммерсанта. Не желая уступать в роскоши и размахе дворцам Медичи, тщеславный Питти намеревался возвести грандиозную резиденцию. Он распорядился, чтобы даже окна нового дворца превосходили размером вход в палаццо его конкурента. Работы прекратились, когда Питти понес финансовые потери после смерти в 1464 году Козимо де Медичи. Спустя шесть лет скончался и сам Лука, оставив незавершенным грандиозное здание.

Элеонора Толедская, супруга герцога Тоскании Козимо I, потомка младшей ветви Медичи, в 1549 году выкупила дворец у разорившегося наследника Луки Питти. По распоряжению нового владельца здание было достроено и вдвое увеличено архитектором Вазари, которым также была сооружена крытая дорога, проходящая от старого палаццо Козимо и резиденции правительства до Palazzo Pitti. Путь проходил через галерею Уффици и мост Понте Веккио и со временем получил название «Коридор Вазари». Однако официальной резиденцией Медичи дворец стал лишь при Фердинанде I, сыне Элеоноры и Козимо. Тогда Палаццо Питти во Флоренции превратился в семейную сокровищницу драгоценностей, произведений искусства, исторических редкостей. Владельцы выкупили прилегающие земли холма Боболи, где была спроектирована садово-парковая зона, окружающая амфитеатр.

Когда после 1737 года род Медичи, не имея потомков, оборвался, Palazzo Pitti перешел к Лотарингскому дому, новым герцогам тосканским. Во время завоевания Италии Наполеоном Бонапартом дворец ненадолго стал резиденцией французского императора. После того как Тоскана перешла к Савойской династии, с 1860 года этому могущественному семейству отошел и Палаццо Питти. Дворец Флоренции до 1871 года служил в качестве главного королевского двора Виктора Эммануила II, монарха недавно объединенной Италии. А с 1919 года палаццо со всем его содержимым был подарен итальянскому народу Виктором Эммануилом III.

Архитектурные особенности

Художник и зодчий который к тому же был писателем-историком, указал, что архитектором начального здания был Брунеллески. Однако современным искусствоведам доподлинно известно, что он скончался задолго до начала грандиозного строительства. Скорее всего, за архитектуру Палаццо Питти во Флоренции отвечал Лука Фанелли, ученик Брунеллески.

Кто бы ни возводил дворец, его замысел противоречил строительной моде Ренессанса. Грубо отесанная рустовка каменной кладки придает палаццо сильную, мощную и даже суровую атмосферу, подкрепленную, трехкратно повторяющейся серией из семи арочных отверстий, напоминающих римский акведук. Этот оригинальный для того периода дизайн прошел испытание временем, и стиль изначального фасада был выдержан во время последующих дополнений, что хорошо видно на фото Палаццо Питти (Флоренция). Подобную архитектуру, с подражанием древней кладке в стиле all"antica можно встретить в постройках XVI и XIX веков. А одно крыло мюнхенской королевской резиденции «Кенигсбау» было смоделировано по образцу Palazzo Pitti.

Музей

Колоссальное дворцовое здание и постройки садов Боболи разделены на пять отдельных художественных галерей и экспозиций. Музей содержит не только первоначальные экспонаты из коллекции Медичи, к ним также добавлены бесценные образцы из других собраний, приобретенных государством. В 140 залах, открытых для публики, представлен интерьер, который в основном создавался на протяжении XVII и начала XVIII века.

Сегодня Палаццо Питти во Флоренции координируется государственным учреждением Polo Museale Fiorentino, которое управляет двадцатью городскими музеями, включая галерею Уффици. С государственным ведомством тесную связь поддерживает основанная в 1996 году добровольная организация «Друзей Палаццо Питти» (Amici di Palazzo Pitti), которая выделяет средства, патронирует дворцовую коллекцию и вносит предложения по ее текущему обслуживанию. Дворец является постоянным местом важных культурных мероприятий и временных экспозиций. Несмотря на свое превращение из королевской резиденции в государственное общественное здание, возвышающееся над старой Флоренцией, палаццо по-прежнему сохраняет атмосферу частной коллекции в большом доме.

Галерея Палатина

Здесь находится одно из самых важных итальянских собраний произведений XVI и XVII веков, содержащее более 500 живописных картин эпохи Возрождения. Большинство из экспонатов принадлежали частной коллекции Медичи, а также их преемникам. В этой части Палаццо Питти произведения находятся в том положении, в каком были расставлены бывшими владельцами, а не в хронологической последовательности или в соответствии с музейными канонами.

28 залов Galleria Palatina содержат работы Рафаэля, Корреджо, Тициана, Перуджино, Рубенса, Караваджо, Пьетро да Кортона, Ван Дейка, Филиппо Липпи, других известных живописцев. Все комнаты богато обставлены редкой изысканной мебелью и расписаны мифологическими сценами, а также знаменитым циклом фресок, посвященных жизни и воспитанию принца. Лучшие комнаты были оформлены художником-архитектором Пьетро да Кортона. Над фресками «Четыре эры человечества», отображающими век золота, серебра, бронзы и железа, мастер трудился с 1637 по 1641 год, и эта работа считается его шедевром.

Королевские апартаменты

14 жилых помещений, предназначенных для повседневной жизни семейства Медичи, а затем их приемников, были в значительной степени изменены в XIX веке. Хоть большинство комнат проработаны в стиле ампир, но остались еще помещения, в которых сохранилось оформление и мебель времен Медичи. Комнаты содержат коллекцию их портретов. В отличие от больших залов галереи Палатина, помещения Королевских апартаментов намного меньше, интимнее и больше подходят для повседневных потребностей. Подобную обстановку, включая кровати с балдахинами и остальную мебель, нельзя увидеть в других местах палаццо. Весь интерьер с великолепной позолоченной отделкой комнат впечатляет роскошью и величием.

Современное искусство

Палаццо Питти во Флоренции содержит важные работы итальянской живописи конца XVIII — начала XX веков, представленные в более чем 30 комнатах. Экспозиция была основана в качестве собрания лучших работ Академии художеств и конкурсов дизайна, а затем стала пополняться многочисленными городскими и частными коллекциями. Здесь представлена отличная подборка живописи Маккьяоли и произведений Джованни Болдини, Дюпре, Моранди, Де Писи, Де Кирико, а также произведения авангардистов и футуристов. За эти годы коллекция была обогащена драгоценными частными пожертвованиями. Из расположенной на втором этаже галереи современного искусства, открывается удивительный вид на сады Боболи. Интерьер залов богато украшен неоклассическими и романтическими работами.

Сокровищница Медичи

Так называют расположенный в Палаццо музей серебра. Он представляет не только флорентийское мастерство, но и ювелирное искусство, собранное за пределами республики, а также археологические ценности. Официальное название этого отдела — «Сокровища великих князей». Экспозиция одна из самых интересных и разнообразных во Флоренции, она рассказывает об изощренном производстве и художественном восприятии эпохи Возрождения. Коллекция включает камеи, работы из слоновой кости и серебра, кристаллы и драгоценные камни, ювелирные изделия, китайский и японский фарфор, различного рода миниатюры.

Музей расположен в помещениях, бывших некогда личными королевскими квартирами. Но еще раньше они были предназначены для семейного имущества Потому интерьер богато расписан фресками XVII века, а часовня украшена драгоценными камнями и произведениями религиозного назначения большой ценности. Из окон этих апартаментов можно любоваться красотой Садов Боболи и видеть внутренний двор Амманнати.

Музей фарфора

Эта экспозиция открыта с 1973 года в одном из садовых зданий «Казино дель Кавальере». Демонстрируются здесь работы самых известных фарфоровых предприятий Европы. На выставке великолепно представлены творения Севрского и Мейсенского заводов. Многие изделия из коллекции были в свое время подарены флорентийским правителям другими европейскими государями, а некоторые работы специально заказаны Великим герцогским двором. Особо следует отметить несколько крупных сервизов, изготовленных на заводе Винсенна (позже переименован в Sèvres), а также набор миниатюрных фигурок из фарфорового бисквита.

Галерея костюмов

Экспозиция расположена в четырнадцати комнатах садово-паркового павильона Meridiana, к югу от главного здания. Сюда можно также добраться из садов Боболи. Это единственный музей в стране, подробно рассказывающий историю итальянской моды. Коллекция была основана в 1983 году и стала самой новой из всех, представленных в палаццо. Она включает более 6000 единиц, одежды и модных аксессуаров от времен XVIII века до нынешних дней. Здесь представлены бальные и парадные платья, обмундирование, изделия высокой моды, модели прет-а-порте, театральные и кинематографические костюмы. Некоторые экспонаты исключительно редкие, например, погребальные одеяния XVI века князя Медичи I Козимо, его жены Элеоноры и младшего сына Гарсия. В те времена тела усопших для церковных обрядов и прощания облачали в самые прекрасные одеяния, которые перед самым погребением сменялись на более простые убранства.

Экспонаты залов отражают историю моды за последние столетия, а также показывают произведения самых известных дизайнеров двадцатого века, таких как Валентино, Версаче, Армани, Миссони, Сен-Лоран. Также очень интересна коллекция театральных костюмов, собранная Умберто Тирелли, и собрание бижутерии двадцатого века. Большинство предметов в галерею попадает из общественных и частных пожертвований. И нередко дарители предоставляют детали одежды, принадлежащие некогда знаменитостям, что несет большую историческую и документальную ценность. В такие коллекции входят платья сицилийской аристократки Донны Франки Флорио, одной из самых известных фигур королевской эпохи, или костюмы Элеоноры Дуз, знаменитой актрисы итальянского театра.

Экспозиция карет

Выставка первого этажа представляет экипажи и другой конный транспорт, используемый Великим Герцогским двором с конца XVIII и на протяжении XIX века. Некоторые из карет очень декоративны, украшены не только позолотой, но и великолепной сюжетной росписью. А те из них, которые использовались при самых грандиозных случаях, украшены золотыми коронами. Этот элемент указывал на ранг и статус владельца, как, например, «Золотая Карета». Остальные представленные здесь коляски принадлежали королю Обеих Сицилий, архиепископам и другим флорентийским сановникам.

Часы работы

Во Флоренции Палаццо Питти, как почти все музеи, закрыт для экскурсий каждый понедельник, а также по общегосударственным праздникам, в Рождество и Новый год.

Особенности рабочего режима для посещения:

  • время открытия и закрытия — 8:15 - 18:50;
  • закрытие кассы — в 18:05;
  • завершающие операции начинаются в 18:30.
  • Королевские апартаменты закрываются каждый год в течение всего января на техобслуживание.

Как добраться во Флоренции до Питти Палаццо? Сюда к остановке Pitti от городского центра доезжают общественные автобусы № 36, следующие по линии «D». А с той стороны, где находятся сады Боболи, к остановке Calza подъезжают автобусы № 11, отправляющиеся до центра.

И полезная информация напоследок. Каждое первое воскресенье месяца — вход в палаццо бесплатный. А если ранним утром до 8:59 купить билет и войти в музей до 9:25, то гарантирована 50% скидка, как утверждает официальный сайт Палаццо Питти.

После чего неспешно прогуляйтесь по улице Гвиччардини. И вы не заметите, как дорога приведет вас к площади Питти. Именно на ней расположен один из самых больших и великолепных дворцов Флоренции – Палаццо Питти (Palazzo Pitti). То, что сегодня является огромным флорентийским музеем, когда-то было домом для лучших представителей великих династий.

В 15 веке во Флоренции при власти находилась семья Медичи. Дела семьи шли достаточно успешно, и народ уважал ее представителей. Одним из самых преданных друзей семьи был флорентийский банкир Лука Питти. Однако, как оказалось впоследствии, преданность была показной, а истинное чувство, владевшее богатым банкиром, была зависть. Именно она заставила некогда друга организовать в 1458 году заговор против действующей власти семьи Медичи.

Тогда же, чтобы показать свое превосходство Лука Питти начал строительство дворца. По замыслу новый палаццо должен был превзойти собой любой из домов Медичи. В некоторых исторических документах говорится о том, что Питти заказал архитектору дворец, во внутреннем дворе которого поместился бы весь дворец Медичи, а окна должны были стать такого размера, как двери у тех же Медичи.

Ранее предполагалось, что проект был поручен лучшему архитектору того времени (Filippo Brunelleschi (Brunellesco)), 1377-1446) . Однако в последнее время историки склоняются к тому, что, скорее всего идея принадлежит его ученику Луке Франчели. В пользу этого предположения говорят как некоторые архитектурные отличия, так и факт, что по уточненным данным на момент начала строительства Брунеллески уже скончался.

Размеры нового строительства ошеломляли. Чтобы найти достаточное количество рабочей силы, на стройку принимали всех, кто мог быть полезен. Это могли быть даже разыскиваемые преступники и люди, изгнанные за пределы города. Но, не смотря на грандиозный размах, дворец Питти не мог сравниться со спокойным величием резиденций Медичи.

Со временем процветание семьи Питти начало угасать, когда умер его покровитель (Cosimo di Giovanni de’ Medici). Из-за наступления Османской империи торговые дела в Европе находились в шатком состоянии. Много некогда богатых семей разорились. И в 1464 году строительные работы во дворце остановились из-за нехватки финансирования. А в 1472 году умер и сам хозяин, так и не увидев завершения своего предприятия.

Продолжение истории

Несмотря на тяжелое положение в стране, семья Питти смогла сохранить некоторое влияние и продолжила жить в недостроенном дворце. В 1537 году Козимо I вернул себе власть во Флоренции, став при этом великим герцогом Тосканским. В 1549 году Козимо I выкупил дворец у полностью обнищавших потомков Луки Питти, и преподнес его своей жене Элеоноре Толедской в подарок.

Чтобы переехать в свои новые владения, герцог с женой решил расширить их. За основу был взят первоначальный проект. Здание было сильно расширено с тыльной стороны, увеличив занимаемую площадь почти в два раза. Внутреннее пространство дворца разбивалось на части полукруглыми арками с пилястрами. Окончательный вариант строения был длиной 205 и высотой 38 метров.

В 1565 году по приказу герцога архитектор спроектировал и воплотил в жизнь , соединяющий , где проходили заседания правительства, с Палаццо Питти, куда собиралась переехать вся семья Медичи. Крытый переход проходит также через и Понте Веккьо. Часть моста, проходящая над Арно, обустроена рядом широких окон, из которых открывается прекрасный вид на реку. Закрытый коридор позволил герцогу с семьей переехать достаточно легко и безопасно. Позже сооружение получило имя создавшего его архитектора.

Земля позади палаццо также была выкуплена. Позднее на ней был разбит парк, сегодня известный как . Обустройством парка начинал заниматься Никколо Триболо, а после его смерти эстафета перешла в руки Бартоломео Амманати. Также в создании садово-паркового комплекса приняли участие Джорджо Вазари, Бернардо Буоналети и другие не менее известные архитекторы. Парк является образцом садово-паркового искусства тех времен. Здесь прямые, увитые зеленью аллеи ведут в тайные гроты, а деревья гармонично смотрятся в компании статуй и фонтанов. Центральным местом парка считался амфитеатр, выполненный в виде подковы. Именно там проходили все праздничные мероприятия и различные церемонии.

Со временем влияние Медичи начало угасать. Дворцы и титулы по прежнему передавались следующим поколениям, но в 1737 году род пресекся окончательно. После этого палаццо Питти перешел в собственность герцога Лотарингского. Однако это продлилось недолго. После Наполеоновской волны завоеваний, дворец некоторое время был во власти французов. В 1860 году дворец вместе с тосканской провинцией перешел во власть Савойской династии. С 1865 по 1871 года, во времена Рисорджименто, во дворце Питти проживал король Италии Виктор-Эммануил II . А в 1919 году его внук национализировал дворец, подарив его Италии.

После национализации палаццо и прилегающие к нему сады Боболе были разбиты на несколько музеев и галерей искусств, в которых разместили оригинальные произведения искусства и различные артефакты, которыми владело государство. К публичному осмотру открыто примерно 140 помещений. Почти все они были обустроены в конце 17 и в 18 веках. В 2005 году во время одной из реконструкций было обнаружено несколько тайных ванных комнат, сохранившихся в оригинальном виде с 18 века.

Архитектура

Дворец Питти воплощает в себе видение архитектора в стиле ренессанс. Он представляет собой куб, равный по высоте и глубине, а снаружи покрытый грубым рустовым камнем. Здание имеет три этажа. На первом размещены три больших входных двери, а на втором и третьем по семь окон. Окна фасада соединены длинным балконом, а под крышей построена лоджия.

Палаццо Питти не просто один из самых больших флорентийских дворцов, но и самый впечатляющий из них. Использование грубых отделочных материалов при облицовке жилого дома, а не общественного здания, которое впервые было использовано архитектором Микелоццо в Палаццо Медичи-Риккарди, здесь возведено в высшую степень. Каждый из трех этажей высотой более 10 метров. Это возносит здание на небывалую для тех времен высоту, увеличенную еще и естественным возвышением. Большие грубые камни золотистого цвета, используемые при облицовке, и окна, похожие больше на округлые дверные проемы, завершали первоначальный внешний облик сооружения.

После первой реконструкции дворца, выполненной по приказу Козимо Медичи, внешний облик несколько изменился. Боковые двери превратились в огромные напольные окна. Появилась широкая лестница, по которой сразу можно было попасть на второй этаж. Длина фасада увеличилась почти вдвое, из-за двух дополнительных пристроек. Главное изменение, внесенное Амманати, – это внутренний двор. Он до сих пор считается самым красивым внутренним двором в стиле Ренесанса (Cortile dell’Ammannati). На стенах, выходящих во двор, чередуется гладкая и грубая текстуры. Колонны двора похожи на шероховатые узловатые стволы деревьев, подчеркивая смешение искусства и природы.

(Giusto Utens) . На ней палаццо Питти предстает перед нами таким, как он выглядел в конце 16 века. Этот образ похож как на городской дворец, так и загородную резиденцию.

Последние глобальные изменения произошли с дворцом в конце 18 – начале 19 веков. Архитекторы герцогов Лоранских Руджери, Паолетти и Поччианти пристроили к зданию с боков два полукруглых крыла. В результате дворцовая площадь оказалась окружена с трех сторон стенами. Левое крыло было названо «Рондо Бахуса», в честь одноименной статуи, расположенной неподалеку. Правое крыло получило название «Каретное рондо».

На протяжении 18-19 веков облик многих комнат изменился в сторону неоклассицизма и Реставрации. Особенно интересной вам может показаться так называемая Белая комната. Изначально ее стены были покрыты фресками, выполненными братьями Албертоли. Позже комната была преобразована в неоклассический стиль архитекторами Террени и Кастаньоли.

Французские завоеватели также оставили свой след в интерьере дворца. К таким можно отнести, например, комнату и вестибюль Марии Бурбон или ванную Наполеона. Они были выполнены выдающимся представителем неоклассицизма Тоскании Джузепе Чачиалли (Giuseppe Cacialli ).

Палаццо Питти сегодня

На сегодняшний день во дворце Питти находятся музеи и галереи искусств. Переезжая во дворец Питти, Медичи захватили с собой из Палаццо Веккьо все собрание произведений искусства, состоящее из множества полотен знаменитых художников, скульптур, изделий из серебра и драгоценных камней. Постепенно весь второй этаж был превращен в роскошную галерею. В ней были мифические залы Венеры, Юпитера, Аполлона, Марса и . Их росписью занимался Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona, настоящее имя Пьетро Берреттини, Berrettini)) .

Первоначально там и разместили всю герцогскую коллекцию. Позднее Лотаринги дополнили ее, хотя картины и размещали уже по своему вкусу. Несмотря на то, что изначально картины выполняли чисто декоративную функцию, расположение их с тех пор не изменилось. Это придает дополнительную изюминку уникальному собранию произведений искусства.

Галерея Палатина (Galerie Palatine )

Впервые посмотреть на великолепные работы мастеров эпохи Возрождения посетители смогли в 1828 году в Галерее Палатина. В ней представлены картины знаменитых художников: Караваджио, Веласкеса, Тинторетто, Ван Дейка и многих других. Примечательно количество работ (Raffaello Santi) – здесь их 11.

Общий интерьер зала поражает своей роскошью в стиле барокко, являясь отличным фоном для представленных произведений искусства. Созерцая знаменитые полотна, выполненные мастерами, вы получаете истинное удовольствие.

Галерея современного искусства

В Галерее современного искусства находится экспозиция с работами итальянских мастеров более позднего периода (19-20 веков). Группа флорентийских мастеров писала картины в виде ярких пятен различного цвета. Называли они себя (итал. macchiaioli , от macchia - пятно) .

Музей серебра (Museo degli Argenti)

В Музее серебра нашли приют эксклюзивные вазы, принадлежавшие некогда . Здесь же разместились вазы сасанидской империи, амфоры, привезенные из . Разнообразие экспонатов поражает воображение, но основное место, конечно же, занимают украшения и другие изделия из золота и серебра. В музее собраны просто сказочные богатства. Отдельного внимания заслуживает макет площади Синьории, украшенный драгоценными камнями и металлами.

Музей карет (Museo delle carrozze) и костюма

Музей карет представит Вашему вниманию различные средства передвижения. Здесь можно увидеть как первые повозки, пока еще без рессор, так и автомобили.

В Меридиане (Малом дворце), пристроенном к основному сооружению в 18 веке размещена выставка костюмов. Его экспозиция изменяется каждые два года. Всего в Музее костюма (Galleria del Costume ) собрано около 6 тысяч костюмов и аксессуаров, начиная с 16 века.

В правом крыле дворца можно полюбоваться интерьерами Королевских апартаментов из 14 залов.

Как добраться

Дворец Питти находится на площади Питти недалеко от Дворца Веккьо. Адрес: Piazza dei Pitti Firenze, Italia. Добраться можно с помощью автобусов №11,36 (остановка San Felice).

Билеты и режим работы

Желающих попасть в музеи дворца Питти и сады Боболи всегда немало. Однако благодаря огромной занимаемой площади, натыкаться на каждом шагу на других посетителей вам не грозит. Но чтобы купить билеты в кассе музея без очереди в разгар сезона, надо обладать немалой долей везения.

Дворец открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 8-15 до 18-50. Вход внутрь закрывается в 17-30. Ведь только в Палатинской галерее находится не менее 500 полотен. А на осмотр нужно время, причем не один час. По этому же билету можно осмотреть Галерею современного искусства.

Чтобы избежать длительного стояния в очереди, билеты на посещение Дворца Питти и прилегающих садов можно заранее заказать на сайте. Правда к стоимости билета добавится стоимость бронирования, обычно это 3 евро. После совершения заказа и его оплаты, на ваш электронный адрес придет ваучер, который необходимо распечатать и поменять на билет в день посещения без очереди.

  • Официальный сайт продажи билетов: www.polomuseale.firenze.it

Если у вас есть в наличии свободное время, мы рекомендуем вам приобрести билеты и во дворец и сады сразу. Стоимость билета в Палатинскую галерею – 8,5 евро. Этот билет действителен для Галереи Современного искусства. Билет в Музей истории костюма обойдется вам в 7 евро, по нему же можно будет пройти в музей серебра и Сады Боболи. Оптимальным вариантом является покупка комбинированного билета за 12 евро. Он даст Вам возможность осматривать любые достопримечательности Палаццо Питти и Садов Боболи в течение трех дней.

Важно: во время проведения каких-либо дополнительных выставок, цены на билеты могут изменяться. Но не стоит забывать, о системе скидок для льготных категорий населения. Более подробную и актуальную информацию всегда можно узнать на сайте.

  • Официальный сайт палаццо: www.polomuseale.firenze.it/musei/pitti.php?m=palazzopitti

Итальянцы любят говорить, что, не побывав во Флоренции, вы не сможете понять Италию. Применительно к нашему случаю, можно сказать, что, не побывав в палаццо Питти и садах Боболи, нельзя до конца насладиться . Не пожалейте времени на осмотр этого национального достояния и символа аристократической мощи.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Палаццо Питти — большой дворец в Ольтрарно, через реку от исторического центра Флоренции. В течение долгого времени он был резиденцией флорентийских правителей, пока в 1919 году не перешел в собственность итальянского государства. С тех пор Палаццо Питти был превращен в музейный комплекс, коим является и по сей день.

В 1458 году могущественный флорентийский банкир Лука Питти решил построить дворец, чтобы конкурировать с правящей в то время семьей Медичи. В качестве места для палаццо он выбрал Ольтрарно — небольшой район Флоренции на берегу реки Арно. Дизайн палаццо принадлежит Филиппо Брунеллески, который умер за 12 лет до начала фактического строительства. Всем процессом руководил его ассистент Лука Фанчелли, а строительство велось до 1465 года.


В 1549 году потомки Питти столкнулись с финансовыми проблемами и продали дворец Элеоноре ди Толедо, испанской жене Великого Дюка Козимо Медичи. Она постоянно жаловалась на плохое здоровье и убедила Козимо, что атмосфера пригорода позитивно повлияет на ее самочувствие. Тем не менее, Ольтрарно располагался не так далеко от центра Флоренции и был довольно быстро заселен по мере разрастания города.


Спустя год семья Медичи переехала из Палаццо Веккьо в Палаццо Питти, сделав его главной резиденцией правителей Флоренции. Они привлекли архитектора Вазари к строительству коридора, соединяющего новую резиденцию с Уфицци и Веккьо. Это позволило членам семьи Медичи пересекать реку без необходимости выходить на улицу.


Вскоре после заселения, Медичи наняли Амманати для расширения Палаццо Питти. Амманати работал над дворцом с 1558 до 1570 года, создав несколько изысканных фонтанов, внутренний двор и ряд новых залов. Впечатляющий фонтан Артишок на террасе у внутреннего двора был построен в 1641 Джиованни Сусини, а Козимо I дал начало созданию легендарным Садам Боболи позади дворца.


После смерти последнего члена семьи Медичи к правлению пришли представители Дома Лоррейн. В 1828 году Палаццо Питти был снова расширен, добавлены два новых крыла и Пьяцца деи Питти — площадь перед зданием. Они также полностью обновили интерьеры дворца. Позже дворец находился во владении семейства Савой, Бурбонов и даже Наполеона. Последним владельцем был король Витторио Эмануэле III, открывший дворец для публики, и теперь это одна из самых посещаемых итальянских достопримечательностей .


Сегодня дворец стал домом для нескольких музеев Флоренции. Билеты для посещения Палаццо Питти можно приобрести вместе с билетами в Сады Боболи. Они также дают доступ к посещению двух музеев: Музея Фарфора в Касино дель Кавальере и Музея Серебра. Несколько дополнительных музеев находятся непосредственно внутри Палаццо.




Роскошные интерьеры Палаццо Питти служат прекрасным местом для музеев, включая королевские палаты и галерею Палатина с коллекцией картин эпохи Ренессанса и Барокко. Здесь также есть галерея костюмов, где демонстрируются одежды семейства Медичи и Дома Лоррейн. Не упустите шанс посетить также музей Современного Искусства с картинами ведущих мастеров от 18-20х веков.

Загрузка...
Top