Печорин и мужские образы. Система образов в романе «Герой нашего времени»

Печорин в системе женских образов «Героя нашего времени»


Образы женщин в романе «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии характера главного героя - Печорина. Ведь тонкие грани его души, его недостатки и положительные стороны наиболее ярко можно увидеть, когда герой взаимодействует с женщинами, в которых влюблен, которые влюблены в него.

Ни одна любовь Печорина не заканчивается счастливо. Он сам приходит к мысли, что единственное, что он умеет в жизни, это разрушать чужие надежды. Печорин, как огня, боится женитьбы. Еще этот герой отмечает, что любит женщин только ради себя, ради собственного удовольствия, с жадностью поглощая чужие чувства, ничем не жертву ради любимой женщины. Он хочет быть любимым сам и никак не может насытиться в этом желании.

Образ Бэлы в «Герое нашего времени»


Пожалуй, самый яркий женский персонаж «Героя нашего времени» - это Бэла. Она прекрасная дочь горного князя, похищенная влюбленным Печориным. Бела дикарка, необразованна, непосредственна. Однако она - олицетворение гордости и чувства собственного достоинства. Бэла – настоящая женщина в своих любовных чувствах. Ее любви невозможно добиться страхом, подарками, красивыми словами. Бэла не знает хитрости, она открыта и не скрывает своих чувств.

Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.

Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в «Герое нашего времени»


Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в «Герое нашего времени»


Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»

Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Образ Веры в «Герое нашего времени»


Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.

Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»

Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»


Поделиться в социальных сетях!

Одно из лучших произведений Михаила Юрьевича Лермонтова - роман «Герой нашего времени» - творение удивительно многоликое и многогранное. Читая роман, мы совершенно отчетливо представляем себе всех героев, видны селения и города, описанные автором. Образы Лермонтова играют огромную роль в выполнении сложной художественной задачи. Ни один из героев в романе не выведен «просто так», каждый из них как-либо соотносится с главным персонажем - Печориным. В общении с другими раскрывает Печорин различные черты своего сложного характера, показывая читателю то, что обычно спрятано «внутри». Есть в романе персонажи, в некоторой степени «противоположные» главному герою - те, на контрасте с кем выстраивается образ - например, Грушницкий и его окружение. Есть и те, кто герою близок - таков Вернер.

Так или иначе пересекаясь на жизненном пути с кем-либо. Печорин часто все меняет. Дух неизъяснимого разрушения присутствует во всех его действиях, и в итоге Печорин с легкостью (сам того не желая) губит Бэлу, легко овладевает горячим воображением Азамата, походя оскорбляет Максима Максимыча, разрушает привычное течение жизни у скромных контрабандистов Тамани...

Странно и страшно то, что ломать чью-ту жизнь у Печорина нет никакой необходимости. Зачем он похитил Бэлу? Была ли то любовь - настоящая, всепоглощающая?.. Нет, и даже сам Печорин всегда понимал - Бэлу он не любит. Но то была его прихоть - прихоть человека, которому надоели светские женщины. А может, он хотел коренным образом изменить свою жизнь? Намеренно ли обидел Печорин Максима Максимыча?.. Конечно, нет. Он вёл себя естественно для своего круга, но это было непонятно простому штабс-капитану, старому вояке, выходцу из постолюдья. Просто ему и в голову не пришло, что такое обращение очень больно заденет старика. А контрабандистам он помешал всего лишь из любопытства...

Характер Печорина почти до конца раскрывается в части «Княжна Мэри». Рядом с ним здесь множество других-персонажей - Мэри и Вера, Грушницкий и Вернер. Но можно ли сравнивать отношение Печорина к Мэри - наивной девочке, с которой он жестоко забавляется - с его же отношением к Вере?.. Автор показывает, что Печорин может быть и любящим - показывает в одном-единственном эпизоде, где Печорин, загоняя коня, скачет, чтобы увидеть Веру. А его страстное желание сделать предложение Мэри, которое он с силой отвергает, потому что дал слово Вере.

Грушницкий и Вернер тоже оттеняют характер героя. Не будь в романе Грушницкого, сам Печорин мог бы показаться смешным. В образе мальчишки-юнкера Лермонтов рисует пародию на Печорина, чтобы сам герой не казался пародией...

А Вернер? Он создан Лермонтовым, вероятно, для того, чтобы показать взгляды Печорина в другом герое. Не случайно сам Печорин в дневнике неоднократно упоминает о близости своих взглядов с воззрениями Вернера - почти по всем вопросам. Из того же дневника мы узнаем, что Вернера называют Мефистофелем. Не намек ли это на то, что в самом Печорине автор видит демоническое начало?

Есть и еще один образ в романе Лермонтова - образ природы. Лермонтовские пейзажи точно воспроизводят изумительные виды Кавказа. И многие моменты в описании перекликаются с лирикой поэта - те же горные вершины, тог же Терек... Они создают своеобразный колорит романа и напоминают нам о тех мотивах, о тех словах, которые мы слышали в лирике Лермонтова...

Сравнивая главного персонажа с другими образами произведения «Герой нашего времени», можно глубже понять характеристику Печорина. Лермонтов сделал его образ собирательным, воплотив в нем многие пороки, распространенные в обществе того времени. Но Печорин в системе мужских образов романа ярко выделяется, почти каждый из персонажей является резким противопоставлением главному герою.

Печорин и Максим Максимыч

Читатель узнает о Печорине именно из уст старика. Штабс-капитан хорошо отнесся к Печорину, но сразу заметил его странность. Неординарным воспринимает личность Печорина и читатель. А вот сам Максим Максимыч является одиноким стариком. Он добр и чист душой, ему чужды эгоизм и цинизм, которые являются главными характеристиками Печорина. Печорин и Максим Максимыч принадлежат к разным поколениям. Но главная разница между ними - отношение к жизни.

Максим Максимыч долго ждал Печорина. Они не виделись много лет, но к встрече отнеслись абсолютно по-разному. Штабс-капитан ожидал увидеть друга, коротал время до приезда Печорина у ворот, отказываясь даже от чая. Но Григорий вместо объятий предложил Максиму Максимычу сухое рукопожатие, дал ему понять, что ему не нужна дружба старика. Годы ожидания и теплый прием старика оказались не нужны Печорину, что задело штабс-капитана и сделало его одиночество еще более болезненным.

Печорин и Грушницкий

Печорин встречается с Грущницким в Пятигорске. Они являются давними приятелями, но настоящей дружбы между ними нет и быть не может. На фоне приятельских отношений между ними разгорается настоящая борьба, последствием которой стала смерть. Если Грушницкий любит поговорить, рисуется перед окружающими, считает себя трагичным персонажем романа, то Печорин - полная его противоположность. Он немногословен и больше любит слушать, анализируя речь собеседника, думает только о себе, четко знает как можно тонко воздействовать на окружающих и завоевать сердце дамы. Ни Грушницкий, ни Печорин не представляют собой положительных образов, но злая шутка одного обернулась смертью для другого.

Печорин и Вернер

Доктор Вернер - единственный мужской персонаж, с которым Печорин мог бы подружиться, если бы вообще верил в дружбу. Если остальные мужские образы в «Герой нашего времени» имеют резкий контраст с характером главного героя, то Вернер максимально похож на него. Они оба циничны и остры на язык, оба любят размышлять, понимают друг друга практически без слов. Есть между ними и различные черты. Например, Печорин четко знает, что делать для достижения своих целей и не боится действовать, в то время как Вернер, мечтая о миллионах, палец о палец не ударит для своего заработка.

Так почему Печорин, которого Лермонтов называет героем нашего времени, так резко отличается от других персонажей? Вероятно тем, что он склонен анализировать и четко видит все свои пороки. Но вместо того, чтобы отказываться от них и работать над ними, он принимает себя таким, каким по его мнению сделало его общество. Он гордится своей циничностью, сознательно отказывается от дружбы и любви. Он причиняет боль другим, и отдает себе в этом полный отчет. Ради собственной прихоти он легко может сломать судьбу или даже лишить жизни человека. Это и является трагедией Печорина, ведь хочется искренне пожалеть человека, который не способен на искренние человеческие чувства.

Как и любое настоящее произведение классической литературы, роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» уже почти два столетия не утрачивает своей художественной ценности и социальной значимости. Каждое новое поколение находит в нем собственные смыслы. Это произведение словно соткано из противоположных тем и литературных приемов, которые гармонично сливаются в единое целое.

Первая часть романа как внешняя характеристика главного героя

В этой новелле рассказ идет от лица Максима Максимыча, поэтому его нельзя считать прости действующим лицом. Михаил Лермонтов не заостряет внимание на характеристике его внешности и внутреннего мира. Читатель должен сфокусироваться на самом рассказе, который дает первое знакомство с личностью главного героя. Но из этого повествования мы узнаем не только о Печорине и черкешенке Бэле, но и о Максиме Максимыче. Скупая информация о рассказчике не позволяет рассматривать его в качестве одного из центральных персонажей повести. Он не становится на первый план.

И все же Максим Максимыч - законченный и емкий образ. Его нельзя считать заурядным человеком, он отличается подлинным участием в судьбах других людей. Его способность сочувствовать и сопереживать, полное отсутствие эгоистических мотивов - это настоящий дар. Именно поэтому многие исследователи творческого наследия М. Ю. Лермонтова приходили к выводу, что подлинный авторский идеал человека выражен не в сложной и противоречивой натуре Григория Печорина, а в цельном характере Максима Максимыча.

Писатель особо отмечает, что собирается «нарисовать его (Печорина) портрет» до того, как дает характеристику главному герою. Для раскрытия образа центрального персонажа используются разные приемы. С одной стороны, мы видим его глазами стороннего наблюдателя, с другой, - через его собственные дневники. Эта особенность обусловливает разделение романа на две части, каждая из которых обладает внутренней целостностью. В первой дается внешняя характеристика Печорина, во второй - мы становимся читателями искренней исповеди главного героя.

Вторая часть романа - исповедь Печорина

Эта часть открывается маленькой новеллой «Тамань». В ней используются как романтические, так и реалистические приемы. Но в результате все сводится к весьма прозаическим вещам, хотя первое впечатление исключительно романтическое, даже несколько поэтическое.

Вместе в главным героем читатель начинает осознавать, что контрабандистка играет роль влюбленной, чтобы избавиться от незваного гостя из армии.

Во второй повести «Княжна Мери» раскрывается тема взаимодействия героя и так называемого «водяного общества». В этой новелле создана целостная и тщательно продуманная система образов. Из первых же записей Григория Печорина читатель узнает об основных действующих лицах: Грушницком и Мери, Вере и Вернере.

Жизненные принципы этих персонажей становятся сразу же известными. С одной стороны находятся Грушницкий и Мери, во взаимодействии с ними раскрывается внешняя сторона личности Печорина. С другой - Вера и Вернер, образы которых позволяют нам понять подноготную главного героя, лучшие стороны его личности.

На фоне внешней непривлекательности Вернера особо выделяется его сложный внутренний мир, возвышенные стороны его души.

Грушницкого и Вернера можно считать двумя реально существующими ипостасями личности Печорина. В первом присутствуют несколько утрированные внешние черты главного героя, во втором мы видим важные внутренние качества центрального персонажа. Грушницкий - эгоист, Вернер может глубоко и подлинно чувствовать и др. И все же арифметическое сложение качеств этих действующих лиц не позволит создать полноценные образ Печорина. Главный герой намного сложнее и многограннее, хотя иногда действительно ведет или чувствует себя как Грушницкий или Вернер.

Мери - юная девушка, воспитанная в светском обществе. Она не лишена внутренней духовности и склонна романтизировать окружающее, и в этом видна ее незрелость и наивность, что в общем-то простительно в ее возрасте. Положительным свойством ее романтизма - стремление к более содержательной жизни.

Именно эта наивная девочка с присущими ей порывами к идеальному становится очередной жертвой Печорина. Вероятно, бездумная кокетка не вызвала бы такого сочувствия читателей. Скорее всего, девушка бы переросла свой нежный возраст и поэтические устремления, превратившись в заурядную светскую даму, не появись на ее пути Печорин.

В некоторой степени образ Веры приоткрывает нам возможные версии судьбы княжны Мери. Вера задолго до княжны испытала на себе влияние главного героя, приобщившего ее к сложному миру нравственных ценностей, которым нет места в светском обществе, полном условностей.

В повести «Княжна Мери» автор раскрывает двойственное отношение Григория Печорина к женщинам и любви как самому сильному из человеческих чувств. С одной стороны, главный герой способен играть в любовь, что он и делает, когда жестоко смеется над юной княжной, проявляя в полной мере светскую испорченность и неумение подчиняться искренним стремлениям сердца. С другой стороны, раскрывается его способность увлекаться даже крошечными проблесками внутренней красоты.

Возможность дружбы в жизни Печорина

Все персонажи «Героя нашего времени», с которыми сталкивается в романе Печорин, раскрывают нам новые и разные черты главного героя. Так, отношения с Максим Максимычем, Вернером, Грушницким выявляют его понимание дружеских, приятельских отношений. Возможна ли дружба в жизни Печорина, что думает и как понимает ее главный герой?

Каков смысл слова дружба? Значение слова не изменилось со времен Лермонтова. «Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»

Печорин и Максим Максимыч

Подобную привязанность видим мы в бесхитростном штабс-капитане – первом, кто рассказывает нам о Печорине. Несмотря на то, что Максим Максимыч считает его странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом. «Мы были приятели», «были друзья закадычные», – служа вместе, люди становятся близкими, почти родными, именно в этом искренне убежден Максим Максимыч.

Уже будучи знакомыми с Печориным, мы, читая о предстоящей встрече, сомневаемся, что со стороны Печорина она будет теплой и радостной, – ведь он не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Но вот встреча состоялась, слова радости и благодарности, что не забыл Максим Максимыч Печорина, произнесены, старый знакомый обнят Григорием дружески, но почему так веет холодом от Печорина, почему обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила? «Неужели я не тот же?.. Что делать?всякому своя дорога…» – говорит герой, и мы понимаем: он никого не собирается обижать, просто встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.

Печорин и Грушницкий

Совсем по-другому состоится встреча Печорина с Грушницким: «мы встретились старыми приятелями», но уже с первых строк описания понятно, что под дружескими отношениями скрыты совсем другие. И действительно, Грушницкий – человек, чье главное наслаждение – «производить эффект» и кто «важно драпируется в необыкновенные чувства» и играет в разочарованного. Печорин же – само разочарование, это его болезнь, и он не может не чувствовать искусственности юнкера и по этой причине не принимать его. «Я его понял, и он за это меня не любит».

Драматическая развязка этих отношений не оставляет Печорина равнодушным. «Вид человека был бы мне тягостен: я хотел быть один». Нет ответа на вопрос « зачем я жил? для какой цели я родился?» у героя. «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно».

Никто из проходящих мимо вереницей людей не может понять внутреннего мира Печорина. Единственная женщина, которая поняла Печорина «совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями», «Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Но наша надежда на то, что равнодушие главного героя и его разочарованность можно излечить, оказываются напрасными.

Любовь и дружба в жизни Печорина так же невозможна, как и многие другие общепринятые человеческие отношения – не в силу того, что герой плох или хорош, а в силу его характера и отношения к жизни. «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … но свободы моей не продам» – так строит свою жизнь Печорин, отрицая и любовь, и дружбу, желая остаться независимым от людей и сам страдая от этого.

Печорин и Вернер

Пожалуй, именно в отношениях с Вернером ярче раскрывается тема дружбы в «Герое нашего времени», возможно, с доктором у Печорина могла бы сложиться дружба, они во многом так похожи. С той минуты, как Вернер и Печорин «отличили в толпе друг друга», отношения их для других так ее напоминают. «Вернер человек замечательный», главный герой знает сильные и слабые стороны доктора в совершенстве. Что же свело вместе двоих? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», «мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Ни Вернер, ни Печорин к дружбе неспособны.
Григорий отрицает истинные дружеские отношения, дружба в жизни Печорина не существует, поскольку требует самозабвения, открытости, доверия, – всего того, чего у главного героя романа нет. Он говорит что «из двух друзей всегда один раб другого», и, вполне вероятно, это не убеждение, а желание скрыть неспособность пустить кого бы то ни было в свое сердце.

«Он скептик и материалист, … а вместе с этим поэт», – говорит Печорин о приятеле, а доктор оттеняет и проявляет то лучшее, что находим мы в характере Григория: аналитический ум, сильную волю, развитый интеллект, искренность. Вместе с тем, невольно сравнивая героев, мы отчетливее воспринимаем и другие качества Печорина – эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

Понимание дружбы главным героем романа

Понятие дружба Печорин никак не связывает ни с Максим Максимычем, ни с Грушницким, ни с Вернером, ни с кем бы то ни было. Но значит ли это, что он не знает, не понимает истинного смысла слов «дружба», «друг»? Вслед за Лермонтовым, описывающим водяное общество, мы наблюдаем, насколько «в свете» обесценено понятие: «мой друг» – так обращаются друг к другу люди, совершенно равнодушные, или, более того, даже, как драгунский капитан, вовлекающие собеседника в свои подлые дела.

Печорин перед дуэлью обращается к Грушницкому со словами «мы были когда-то друзьями», давая возможность тому одуматься. А когда душевное напряжение достигает накала, герой «чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре». Но не с кем разделить дружбу главному герою – он, опираясь на жизненный опыт и убеждения, отвергает безоговорочно любую привязанность. Анализируя свои поступки и душевные переживания, становится равнодушным и к людям, и к себе.

Осмысливая прочитанное, приходишь к выводу, что такая тема, как дружба в романе «Герой нашего времени» Лермонтова, помогает глубже понять истинную суть характера Печорина и почувствовать его непреходящую современность. Эти размышления особенно актуальны для учащихся 9 классов при написании сочинения на тему «Дружба в жизни Печорина».

Тест по произведению

Загрузка...
Top