Отношение чацкого к идеалам цитаты. Отношение к крепостному праву Фамусова

Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?...нам каждого велят признать историком и географом.»
5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»
7.«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
4. «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».

1)Чацкий 2)Фамусовсое общество ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ,ЧИНАМ,КАРЬЕРЕ: 1)"Чины людьми даются,а люди могут обнануться." Сперва насмешливо,а затем гневно протестует против господствующих в обществе равов,которые требуют рабской покорности,лицемерия и приспособленчества. 2)Фамусов:"При мне служащие чужие очень редки;Все больше сестрины,свояченицы,детки...Будь плохенький,да если наберетсядушь тысячки две родовых,-Том и жених." Молчалин:"ведь надобно ж зависеть от других. ...В чинах мы небольших" ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ: 1)"Служить бы рад,прислуживаться тошно..." "Когда в делах- я от веселий прячусь, Когда дурачиться-дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников,я не из их числа" 2)Фамусов:"...Обычай мой такой:Подписано,так с плеч долой."Молчалин:"Ну,право,что бы вам в Москве у насслужить? И награжденья брать и весело пожить?" ОТНОШЕНИЕ К КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ: 1)Фамусов о Чацком(с ужасом) "Опасный человек!Он вольность хочет проповедать!Да он властей не признает!" Называет крепостников-помещиков "знатными негодяями",одни из которых "на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей,отцов отторженных детей",которые затем были все "распроданы по одиночке".Мечтает избавить русский народ от рабства. 2)Хлестакова:"От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку,-Вели их накормить,ужо,дружочек мой....От ужина сошли подачку"В этом обществе человек и собака имеют одинаковую ценность: помещик меняет крепостных, которые "не раз и жизнь и честь его спасали",на трех борзых собак. ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ: 1)Хорошо образован. фамусов о Чацком "...он малый с головой,и славно пишет,переводи"2)Хлестакова:"И впрямь с ума сойдешь от этих,от однихОт пансионов,школ,лицеев..."Скалозуб:"...Ученостью меня не обморочишь..."Фамусов:"...Ученье- вот чума,ученость- вот причина,Что нынче пуще,чем когда,Безумных развелось людей,и дел,и мнений" КАК ГЕРОИ ПОНИМАЮТ УМ: 1)"Есть люди важные,слыли за дураков... ... но призваны всем светом, Особенно в последние года, Что стали умны,хоть куда..." (Предполагают,что эти строки посящены Александру 1) Ум в понимание Чацкого- это просвещение,передовые взгляды,стремление искать блага не для себя,а для Отчизны.Для Фамусова- это ум бунтовщика,"карбонария".Вот почему в его восприятии ум Чацкого- это безумие(в их мире на гонения обречены всякая независимая мысль,всякое искреннее чувство). 2)Софья(о Чацком) "Ум эдакий ли ум семейство осчастливит..." ум в фамусовском обществе- это умение сделать карьеру,добиться чина,жить богато,жениться выгодно-"дойти до степеней известных".Это практический,житейский,изворотливый ум.

к просвящению

4.Отношение к иностранному

5.Отношение к богатству и чинам

6.Отношение к любви,браку

7.Отношение к службе

8.Понимание слова ум

Служба:

"служить бы рад, прислуживаться тошно"

для него служба - тонкое дело, т.к. для продвижения по службе нужно прислуживаться тем, кто выше по чину.

"...учились бы на старших глядя: мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре - назолоте едал...дворе"

он очита службу главным "делом жизни"

Иностранное

"Сам погружен умом в зефирах и амурах...судьи... и в женах матерях...отрекся"

он патриот

"А дочек кто видал...выводят нотки"

он подстраивался под общестно своим отношением к иностранному

К любви, браку

Чацкий не видел брака без любви.

Для Фамусого брак должен быть по расчету. Считал, что любви вообще не существует.

Просвящение

"Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдется....пожар!"

"Что нынче так же издревле хлопочут набирать учителей полых...и географом..."

"Собрать бы все книги да сжечь"

"Учение - вот чума...спиться..."

Идеал

для Чацкого - человек, любящий его искренне, без выгоды.

"Не надо много образца, когда в глазах пример отца. Учились бы на старших глядя"

Комедия «Горе от ума» скоро уж 200 лет как является украшением репертуаров многих театров. Все помнят цитаты Чацкого. И все знают, кто ее написал. Дипломат и поэт Грибоедов, статский советник. Для более полной характеристики этой личности следует напомнить, что этот человек, высокоэрудированный и компетентный, по своему темпераменту был гусаром. Он знал, что такое отстаивать законы чести, и мог отстоять ее на дуэли.

Грибоедов - в тройке самых образованных людей России начала XIX века

А еще Александр Сергеевич был образованнейшим человеком своего времени, знавшим большинство и Азии. Это поразительно - свободно общаться, кроме родного, на немецком, французском, итальянском, английском, греческом, турецком, арабском языках. Кроме того, он сослужил великую службу России как дипломат-виртуоз. Разработанный им мирный договор с Персией подарил России 2 ханства. И в этом смысле, как утверждали его современники, один лишь Грибоедов стоил 20-тысячной армии. Несмотря на опалу, даже император Александр I не смог не оставить без внимания и награды старания дипломата. Вот какую силу представляли его образованность и ясный ум!

Удивительно ли то, что тема просвещения прозвучала в главном произведении жизни Александра Грибоедова? Отношение Чацкого к образованию тезисно перекликается с точкой зрения самого дипломата-драматурга. Однако сначала нам стоит какой была сама Россия Грибоедова.

Малокультурная, необразованная Россия начала XIX века

По словам известного философа Бердяева, страна Россия была «огромным, необъятным мужицким царством», руководимым поместным дворянством, «малокультурным и ленивым», а также мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом. При этом при всем слой людей образованных и культурных был незначительным. Вот и ответ, почему высказанное отношение Чацкого к образованию вызывает такой негатив

Ведь даже император Александр I, пришедший к власти как либерал-прозападник, во времена написания бессмертной комедии Грибоедова возглавил антиевропейскую оппозицию, приблизился к религиозному мистицизму.

Александр Сергеевич Грибоедов - патриот и гражданин

Что делать, когда фамусовские слова «книги все собрать да сжечь» становятся сутью негласно поддерживаемой царем реакционной позиции чиновничества и помещиков? Они не просто боятся ремикса французской революции у себя в Отечестве, они боятся, что их потеснят на Олимпе российской власти.

Вот почему отношение Чацкого к образованию их пугает: ведь грамотность в перспективе вызовет изменение курса страны на антикрепостнический, либеральный.

Александр Грибоедов в своей «крамольной» комедии поднимает действительно острый для России вопрос, фактически влияющий на ее будущее. Причем его интерпретация должного уровня заслуживает пристального внимания.

Что Грибоедов говорил устами главного героя комедии об обучении

В 1816 году в России, в среде военных образованных дворян, возникает Это те люди, которые во время увидели либеральную жизнь Европы, заметили динамику развития западных демократий. Они ожидали от императора Александра I принятия конституции, отмены крепостного права.

Отношение Чацкого к образованию фактически совпадает с позицией декабристов. Предложим вашему вниманию соответствующие фразы главного героя комедии.

Остры и лаконичны вышеупомянутые цитаты Чацкого! Что же этими фразами хотел выразить Александр Сергеевич? Он показывает несостоятельность действующей на то время системы русского дворянского обучения. Во-первых, его показной характер. Нередко нераспознанными оказывались псевдогувернанты. Нанимая их, без контроля оставалось то, чему реально они могут научить. Отношение Чацкого к образованию и просвещению, несмотря на его недавнее посещение заграницы, - прорусское. Он не считает разумным, например, слепое следование опыту немцев. Более того, молодой человек уверен, что «умный и бодрый» верующий русский народ, обладая инстинктом правды, многие внутренние проблемы решает эффективней, чем западные советчики.

Кто оппонирует Чацкому по вопросу образования

Поместное дворянство пользовалось неограниченной властью над своими крепостными рабами, исправно зарабатывающими им доход. Умный был барин либо глупый, образованный либо нет - разницы не было. Он был богат и полностью повелевал своими подчиненными. Создавал ли такой статус поместному дворянству стимулы серьезно учиться? Отнюдь.

В отличие от классических помещиков, дворяне, пребывающие на госслужбе, вынуждены были иметь определенное образование, хотя его критерии были, мягко скажем, невысоки. Чиновником является тот же Фамусов. Возникает вопрос: много ли ума нужно, чтоб работать с документами, следуя принципу «подписано, так с глаз долой»? Высоким военным чином является Скалозуб. Вот именно его образование и умственные способности вызывают лишь сожаление...

Взгляды Фамусова противоположны взглядам Чацкого

Ревностное отношение Чацкого к образованию и просвещению, в котором ощущается прогосударственная позиция, сталкивается с инертной, примитивной позицией Фамусова. Ощущается, что лично его в свое время учили (как метко сказал Пушкин) «как-нибудь». Впрочем, этот московский дворянин со средним состоянием, не утруждая себя чтением книг, не жалеет времени на пустые светские формальности. И что характерно, его ближний круг знакомых дворян и чиновников солидарен с ним.

Образование Чацкого, в отличие от Фамусова и Молчалина, соответствует стандартам «нынешнего веку». Автор не вдается в детали, но упоминает, что и за кордон Александр Андреевич поехал-то, чтобы «ума набраться».

Вместо заключения

Впрочем, Александр Андреевич в своем трепетном отношении к образованию не одинок, как показывает проведенный читателями анализ Чацкого, точку зрения которого разделяют внесюжетные персонажи комедии. Это, например, упомянутый Скалозубом, его двоюродный брат, князь Федор, ботаник и химик, а также «упражняющаяся в расколах и безверье» профессура московского педагогического института.

Поэтому уход Чацкого из фамусовского дома мы не воспринимаем как полное игнорирование обществом его взглядов на образование.

Мы говорим о бессмертии комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это не красное словцо. Комедия действительно бессмертна. Вот уже несколько поколений нас, читателей и зрителей, вовлекают в неравнодушный диалог с ее героями, который звучит и взволнованно, и современно. На мой взгляд, столь же современно и сравнение двух главных персонажей, так как это позволяет не только глубже понять идейно-худо-жественные особенности произведения, но и лучше понять значение образов героев для раскрытия вечных ценностных смыслов жизни.

Разумеется, у нас есть основание для сравнения двух самых ярких персонажей комедии - Чацкого и Фамусова. В чем его суть? Да в том, что оба живут в одну переломную эпоху в развитии русского общества, оба по своему социальному происхождению относятся к аристократическим верхам, то есть оба образа типические и социально обусловленные.

Казалось бы, что может объединять столь несхожие персонажи! И все-таки у Фамусова и Чацкого есть некоторое сходство. Вдумаемся: и тот, и другой являются типичными представителями своей среды, оба имеют свой жизненный идеал, оба имеют чувство собственного достоинства.

Однако различий в этих персонажах, конечно, гораздо больше, чем сходства. В чем же оно проявляется ярче всего? Присмотримся к героям попристальнее.

Да, Чацкий умен. «Он не только умнее всех прочих лиц, замечает Гончаров в статье "Мильон терзаний", - но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Правда, мы в основном убеждаемся в вольномыслии Чацкого, а о других сторонах его ума можем лишь догадываться. Но это вольнодумие и есть то главное, что ценит в нем Грибоедов.

Умный человек Чацкий противопоставлен глупцам, дуракам и в первую очередь Фамусову не потому, что тот глуп в прямом, однозначном смысле этого слова. Нет, он достаточно умен. Но ум его противоположен уму Чацкого. Он реакционер, а значит, глупец с общественно-исторической точки зрения, ибо защищает старые, отживающие, антинародные взгляды. Он глупец, потому что его не коснулось просвещение с его высокими идеями добра, гуманизма, облагораживающего влияния знаний на человека. Что касается «свободомыслия» Фамусова, то его хватает лишь на брюзжание в адрес «побродяг» учителей, а также модников - закономерная деталь всей его барской, патриархальной сути.

Чацкий и Фамусов. Чем же еще разнятся эти персоналки? Да хотя бы тем, что оба героя имеют идеалы, но сколь они противоположны!

Идеалом Чацкого является все новое, свежее, несущее перемены. Это образ, в котором достоверно воплощены черты личности гражданского склада.

Каков лее у Фамусова идеал человека? Идеалом для него является дядя Максим Петрович - вельможа екатерининского времени. В те времена, по выражению Чацкого, «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным барином, ел на золоте, «езжал-то вечно цугом»; «когда лее надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Именно таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал» при дворе Екатерины II.

Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем:

Покойный был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат...

Таким людям Фамусов стремится подражать, их способы получения чинов и денег он считает самыми верными.

Отличает главных персонажей и их отношение к деятельности, к службе, рабской морали.

Чацкий, несомненно, из породы деятелей. Он служил. Сфера его недавней деятельности вызывает у Молчалина зависть, у Фамусова - сожаление, возможно, некоторую даже зависть. Ведь Чацкий попал туда, в Петербург, ближе к «министрам», куда, не исключено, хотел бы в свое время попасть и Фамусов. Кредо Чацкого в этом вопросе таково:«Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкого возмущает служба лицам, а не делу, чинопочитание, семейственность.

Чем же является служба для Фамусова? Выполнением гражданского долга? Нет, служба для него - только средство получения наград, чинов и денег. Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Как типичного бюрократа, Фамусова не интересует содержание этих бумаг, он смертельно боится только одного: «Чтоб множество не накоплялось их».

Хвастаясь своим «обычаем», он говорит:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Фамусов нисколько не смущен тем, что свел все служебные обязанности к подписыванию бумаг. Наоборот, он самодовольно хвастается этим.

Разное у героев и отношение к просвещению. Чацкий - гуманист. Как патриот, он хочет видеть свой народ просвещенным, свободным.

Для Фамусова же просвещение - это опасность, угрожающая привычным устоям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:

«Ученье - Вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений...»

Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется и высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помощи ков-крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе.

Фамусов же заядлый крепостник. Он ругает слуг, не стесняясь в выражениях, «ослами», «чурбанами», называет не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь ни с возрастом, ни с достоинством человека.

Еще раз задумываюсь над характерами главным персонажей комедии. В чем лее смысл сравнения Чацкого и Фамусова? Почему они противопоставлены друг другу в пьесе?

Думается, что сравнение - великолепный прием, с помощью которого раскрываются идейно-художественные особенности произведения, становится гораздо понятнее замысел автора и его отношение к героям.

Конечно, в какой-то мере и Фамусовы необходимы в жизни, ибо они вносят в общество здоровый консерватизм, устойчивость, традиции, без которых обойтись нельзя. Но цветом общества всегда является интеллигенция, которая будоражит общество, взывает к его совести, будит общественную мысль, жаждет нового. Таким дворянским интеллигентом, человеком декабристского круга, и был Чацкий - герой, завещающий нам любовь к Отчизне, благородное стремление к правде, свободолюбие и стремление служить людям.

Загрузка...
Top