Основные сведения об алхимии. Что такое алхимия - наука или магия? Знаменитые алхимики

Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] Кондрашов Анатолий Павлович

Какую положительную роль сыграла алхимия?

Алхимией называют донаучное направление в развитии химии, возникшее в II–IV веках в Египте и получившее особенно широкое распространение в Западной Европе в XII–XIV веках. Своей главной задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества – «философского камня». Среди целей алхимиков были также получение элексира долголетия, универсального растворителя и других веществ, обладающих чудесными свойствами. В процессе поиска этих чудодейственных средств алхимики открыли способы получения многих практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создали приемы лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобрели новые лабораторные приборы (например, печи для длительного нагревания, перегонные кубы). Египетские алхимики открыли, в частности, нашатырь. Алхимия оказала значительное влияние на средневековую культуру и способствовала становлению науки нового времени.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Какую роль турниры играли в жизни общества Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Какую роль играла в рыцарские времена геральдика Геральдика, разнообразная и сложная, стала образным и всеобщим языком эпохи. Она наложила свой отпечаток на средневековый быт буквально во всех его проявлениях. Отразилась она, например, на костюме. В одежде знатных господ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какую роль играют в организме лейкоциты? Лейкоцитами называют бесцветные клетки крови человека и животных. Все типы лейкоцитов (лимфоциты, моноциты, базофилы, эозинофилы и нейтрофилы) имеют ядро и способны к активному амебоидному движению, например против тока крови или

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что такое лимфа и какую роль она играет в организме? Лимфой называют жидкость, образующуюся из плазмы крови путем ее фильтрации в межтканевые пространства и оттуда в лимфатическую систему. При голодании лимфа прозрачная или слегка опалесцирующая. После приема пищи она

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Что такое аминокислоты и какую роль они играют в организме? Аминокислоты – это класс органических соединений, содержащих карбоксильные (-СООН) и аминогруппы (– NH2). Аминокислоты обладают свойствами и кислот, и оснований. Они участвуют в обмене азотистых веществ всех

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какую роль в человеческом организме играет витамин А? Витамином А называют группу жирорастворимых соединений, содержащихся в животных тканях, в особенно больших количествах – в печени морских рыб и других животных. Преобладающей формой витамина А является ретинол

Из книги Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки автора Хоуп Дэниел

Какую роль в человеческом организме играет витамин В12? Витамин В12 (кобаламин) представляет собой группу водорастворимых соединений, синтезируемых микроорганизмами. У человека и некоторых животных синтез кобаламина кишечной микрофлорой незначителен, поэтому он должен

Из книги автора

Какую роль в человеческом организме играет витамин К? Витамин К представляет собой группу жирорастворимых соединений, образуемых микрофлорой кишечника. Витамин К участвует в биосинтезе факторов свертывания крови, а потому его недостаток ведет к развитию

Из книги автора

Из книги автора

Какую роль играют женщины в мировой экономике? По данным немецкого экономиста Арно Петерса, женщины составляют половину населения земного шара, выполняют две трети всей работы, получают одну десятую всей зарплаты и в их руках находится одна сотая общего богатства всего

Из книги автора

Какую роль в популяризации анестезии сыграла английская королева Виктория? Первоначально к внедрению анестезии в медицинскую практику (середина XIX века) многие религиозные люди относились отрицательно, усматривая в желании избежать боли нечто кощунственное – ведь

Из книги автора

Какую роль играла в рыцарские времена геральдика Геральдика, разнообразная и сложная, стала образным и всеобщим языком эпохи. Она наложила свой отпечаток на средневековый быт буквально во всех его проявлениях.Отразилась она, например, на костюме.В одежде знатных господ

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ТОНАЛЬНОСТИ Первое, над чем, приступая к работе, задумываются композиторы (Бетховен и Дворжак не исключение), - это вопрос о тональности. У них был большой выбор, так как и мажор, и минор имеют по двенадцать тональностей. Почему Бетховен для своего

Брат Марсий.

А лхимия - это Искусство и Наука преображения. Постичь ее нелегко, потому что правила и методы алхимии описываются по большей части через аллегории и мифологические символы, которые могут толковаться одновременно и на материальном, и на духовном уровне. Основная цель алхимии - привести все сущее, включая и человечество, к предопределенному для всех и каждого состоянию совершенства. В связи с этим алхимическая теория утверждает, что Вечная Мудрость остается сокрытой и беспробудно дремлет в человечестве до тех пор, пока люди пребывают в мирском невежестве и судят обо всем поверхностно. Таким образом, задача алхимии - в том, чтобы выявить эту Сокровенную Мудрость и устранить завесы и препятствия между человеческим разумом и его изначально чистым Божественным Источником.

Именно на эту духовную алхимию (в противовес чисто химическому искусству) и должна быть ориентирована работа мага. С момента посвящения начинается процесс духовной алхимии. Неофит (новообращенный) - это грубая первоматерия, которую предстоит трансмутировать средствами Искусства в ходе Работы - движения по Герметическому Пути. Ему предстоит овладеть элементальными стихиями, из которых состоит его душа, научиться управлять ими (то есть пройти процессы сепарации и пурификации), дабы впоследствии все элементы личности мага воссоединились в новое очищенное целое (процесс когобации), а затем Адепт должен вобрать в свою сущность пятый элемент - Квинтэссенцию, то есть совершить операцию Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом Хранителем. На это у него может уйти целая жизнь. Великая Работа, или поход за золотом духа, - это долгий путь. Но несмотря на то, что цель далека, каждый шаг на этом Пути приносит неисчислимые награды.

Как сказано в материалах Герметического Ордена Золотой Зари:

«алхимия как особая дисциплина, основывается на некоторых других дисциплинах. Это астрология, магия и каббала. Невозможно быть хорошим алхимиком, не будучи хорошим каббалистом. Невозможно быть хорошим каббалистом, не освоив магию, а освоить магию невозможно, не изучив предварительно астрологию».

Основные положения алхимии таковы:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос - это эманация Единого Божественного Абсолюта. Следовательно, все сущее едино.

2. Все физические проявления существуют в силу Закона Полярности, или Двойственности. Любое понятие можно определить через его противоположность: мужское/женское, солнце/луна, дух/тело и т.д.

3. Все физические проявления в каждом из так называемых трех царств (растительном, животном и минеральном) состоят из Духа, Души и Тела - аналогов трех алхимических первоначал.

4. Всякая алхимическая работа, будь то практические опыты в лаборатории или духовная алхимия, подразделяется на три основных эволюционных процесса: сепарацию (разделение), пурификацию (очищение) и когобацию (воссоединение). На эти же три стадии подразделяются и природные процессы.

5. Вся материя состоит из четырех стихий: Огня (тепловая энергия), Воды (жидкость), Воздуха (газ) и Земли (твердые тела).

6. Во всех четырех элементах содержится квинтэссенция, или пятая стихия. Это одно из трех первоначал, именуемое также Философской Ртутью.

7. Все сущее движется к предопределенному для него состоянию совершенства.

Символами этапов философского процесса алхимической трансмутации служат четыре цвета: черный (вина, истоки, латентные силы) - цвет Первоматерии, символ Души в ее исходном состоянии, или нерасчлененной массы стихий, таящей в себе бесконечные возможности; белый (Малая Работа, первая трансмутация, ртуть); красный (сера, страсть) и, наконец, золотой (духовная чистота).

В алхимической науке выделяется три основных субстанции , наличествующие во всем сущем. В индийских текстах эти три начала фигурируют под названием «три гуны», а у алхимиков Названия и символы этих Трех Первоначал (Tria Principia) таковы: «сера» , «соль» и «ртуть» («меркурий»).

Эти субстанции не следует путать с обычными веществами, известными под теми же названиями. Три Первоначала тесно связаны между собой и изначально составляют единое и неделимое целое. Но в этом объединенном состоянии они остаются лишь до тех пор, пока алхимик не приступит к сепарации, цель которой - разделить гомогенную смесь Первоначал на три отдельных компонента. Затем эти три компонента очищаются средствами Искусства и воссоединяются в новое целое более высокого порядка.

Сера (копт. then, др.-греч. theion, лат. sulfur).

Это динамическое, расширяющееся, летучее, кислое, объединяющее, мужское, отцовское и огненное начало. Сера - это эмоции, чувства и страсти, побуждающие нас к жизни и деятельности. Это символ стремление к положительным переменам и жизненного тепла. Весь процесс трансмутации зависит от правильного приложения этого активного принципа. Огонь - важнейшая из стихий в искусстве алхимии. Сера - это сущность Души.

В практической алхимии Серу обычно выделяют из Ртути посредством дистилляции. Сера - это стабилизирующий аспект Ртути, из которой она выделяется и в которой растворяется вновь.

В мистической алхимии Сера - это сила, кристаллизующая вдохновение, которое рождается из Ртути.

Соль (копт. hemou, др.-греч. hals, лат. sal).

Это принцип, или субстанция, формы - тяжелое и инертное минеральное тело, составляющее часть природы всех металлов. Это тенденция к затвердеванию, фиксации, сжатию и кристаллизации. Соль считается тем носителем, в котором закрепляются свойства Серы и Ртути. Она представляет собой сущность Тела. Иногда ее называют просто Землей.

Ртуть (копт. thrim, др.-греч. hydrargos, лат. mercurius).

Это водное, женское начало, связанное с принципом сознания. Ртуть - универсальный Дух, или Жизненная Сила, пронизывающая всю живую материю. Этот текучий и творящий принцип символизирует сам акт трансмутации: Ртуть - это преобразующий агент алхимического процесса. Она представляет собой сущность Духа и считается важнейшим из всех Трех Первоначал, посредником между остальными двумя, смягчающим их крайности.
В практической алхимии Ртуть существует в двух состояниях. Оба они - жидкие. Первое состояние, летучее, - то, в котором Ртуть находится до освобождения от Серы. Второе, фиксированное, - то, в которое она приходит после воссоединения с Серой. Это окончательное, стабилизированное состояние иногда называется Тайным Огнем.

Алхимические стихии, или элементы :

Primus -TERRA: первый элемент, Земля. Субстанция жизни. Порождение Природы.

Secundus -AQUA.: второй элемент, Вода. Вечная жизнь, обретаемая через подразделение вселенной на четыре части.

Tertius -AER: третий элемент, Воздух. Сила, обретаемая через связь с пятым элементом - Духом.

Quartus - IGNIS: четвертый элемент, Огонь. Трансмутация материи.

Алхимик воспринимает металлы совершенно по-иному, чем металлург. Для алхимика металлы - это живые сущности, такие же как животные или растения. И, подобно всем живым существам в природе, они проходят естественную эволюцию: рождаются, растут и приумножаются. Каждый металл содержит в себе собственное «семя» - залог дальнейшего роста. При определенных - особых для каждого металла - условиях это семя можно преобразить, но только естественным путем. Вот почему во многих алхимических трактатах снова и снова рекомендуется на определенных этапах оставлять трансформацию вещества на волю Природы - выжидать, пока процесс не завершится естественным путем, и не вмешиваться.

Наука алхимии играет важную роль в работах Алистера Кроули. Хотя ничего неизвестно о том, чтобы Кроули проводил алхимические опыты в лабораторных условиях, его интерес к духовной алхимии очевиден. В трудах Кроули неоднократно встречаются упоминание алхимии и различные алхимические термины («Черный Дракон», «Зеленый Лев», «Лунная Вода», Азот, Радуга, V.I.T.R.I.O.L.и др.). Именно чтение книг по алхимии пробудили в юном Кроули интерес к эзотерике и заставили его встать на путь посвящения. Также стоит помнить, что своей реинкарнацией Алистер Кроули считал знаменитого алхимика сэра Эдварда Келли (1555–1595), возможно потому, что он «писал с позиций Мага». Среди книг, рекомендованных Кроули для чтения, были трактат «Аш Мезареф» (др.-евр. «Огонь плавильщика») и книга Михаэля Майера «Atalanta Fugiens» (1617). Сам он написал небольшую работу, посвященную алхимии: Liber LV «Химический турнир Брата Perardua, на котором он преломил семь Копий», представляющую собой Магический и Мистический Путь, описанный на языке алхимии. Алхимические символы и идеи также используются в тайных наставлениях, относящихся к высшим степеням О.Т.О.

В своей книге «Магия в теории и на практике» Алистер Кроули утверждал, что

«по сути своей Алхимия также представляет собой область Магии и что ее можно рассматривать попросту как частный случай более общего явления - отличающийся от эвокационной и талисманической Магии лишь теми значениями, которые в нем приписываются неизвестным параметрам в составе ее многоликих уравнений» .

В алхимическом процессе Кроули видел аналог трансформации, которую переживает человек, проходящий посвящения, когда он очищается от скверны и выявить в своем истинном «Я» бессмертный разум, свою Истинную Волю. Алхимические образы Алистер Кроули активно использует в описании символизма карт Таро, и различных магических операций (например, Причастия).

Алхимия - это магический процесс, искатель истины погружается в нее, как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе.

Парацельс

Алхимия весьма древняя наука, это скорее даже не наука, а философия, философское учение, прожившее довольно долгий период, начиная от архаиды, заканчивая Новым временем, вследствие чего в ней смешано очень много направлений, таких как онтология, гносеология, антропология и даже социальная философия. Но не стоит забывать, что из-за своей древности, алхимическая философия, является натурфилософией, все постулаты этого учения крепко накрепко связаны с природой и природными явлениями, которые с трудом объяснимы.

Древние считали, что алхимическая мудрость дана человеку для того, чтобы он смог достичь совершенства, вернув себе некогда утерянное свое изначальное состояние.

Алхимия, в отличие от химии, руководствуется не только материальным аспектом лабораторных опытов, она, прежде всего, строится на философских и моральных основах, где действующей силой не всегда выступает человек, но всегда – его душа.

В то время, как физическая трансформация предусматривает изменения только во внешнем плане, оставляя молекулярную структуру в неизмененном состоянии, и химическая трансформация позволяет возможность из одного вещества сделать два, которые затем будут способны существовать по отдельности, алхимическая же трансформация представляет собой превращение одного вещества в другое путем его внутреннего изменения. Последний процесс сейчас больше известен как ядерная реакция, предусматривающая расщепление атома. В основе такой трансформации лежит принцип эволюции – движения и развития всего сущего на земле. И согласно тому, в своих целях алхимия ставила задачу найти то, что способно ускорить развитие.

Истинная суть творения – это совершенство. Так и вещество, считали алхимики, которое когда-нибудь станет золотом, может быть им уже на данный момент – ведь в этом заключается его истинная суть. Так и с бессмертием человека, которое он может обрести, поскольку в этом состоит его истинная суть. То, что в алхимии именуется золотом, не всегда является просто драгоценным металлом. Алхимическое золото является символом совершенства, пика эволюции, это возвращение в свое изначальное состояние, движение к своему первоисточнику и предназначению. В этом и кроится смысл алхимических трансформаций.

Материя нашего явного мира богата своей многообразностью, проявлением различных форм. Но она же и является основой всего космоса. Согласно этому принципу,все, что есть в Макрокосме, есть и в Микрокосме, все, что есть в великом, есть и в малом, и наоборот. Человек в этой теории представляется как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Все берет свое начало из первоэлемента, который составляет основу и для малого и для великого, поэтому везде можно найти сходство и подобие. Таким образом, человек способен познать космические явления, выстраивая взаимосвязь с тем, что твориться в нем самом. Работа алхимика завязана на этом принципе, она несколько не нарушает порядков, установленных природой – она исходит из подобий.

По мнению алхимиков, Первоматерия состоит из трех элементов: Серы, Ртути и Соли. Конечно, это не химические элементы – в алхимической терминологии эти названия являются символическими. Сера соотносится со стихией Огня (Золотом), мужским началом, в человеке проявляется выражением великой воли и божественностью, гармонией ума и интуиции, это его наивысшая субстанция – его Дух. Соль в алхимии – это стихия Земля, женское начало, а в человеке – это его тело. Ртуть же имеет двойственную природу: мужского и женских начал, стихии Воздуха (когда жидкая) и Воды (когда твердая); в человеке она отвечает за эмоции и чувства, за желания и жизненную силу, мышление и интеллект, она определяет его Душу. Таким образом, человек и Космос состоят из трех частей: Духа, Души и Тела.

Совершенство природных тел, согласно этой теории, зависит от соотношения этих элементов. Таким образом, чем больше преобладает Сера, тем выше степень совершенства. И напротив, эта степень будет ниже, если больше будет Соли в теле, и тем дальше оно от совершенства. Совершенный человек, с точки зрения алхимии, находится в стабильном состоянии всех этих трех элементов, при котором высшее преобладает над низшим. Алхимик, в этом свете, занимается измерением данных соотношений, чтобы осуществить переход вещества в его наиболее высшее и совершенное состояние.

Если обратиться к этимологии данного слова, то оно пришло из арабского ’al-khīmiyā’, которое туда попало из давнегреческого χυμεία — «флюид», или χυμενσιζ — «литьё». Или, может, оно от древнего названия Египта - Хем. Изначальное значение слова "алхимия" - скорее всего, «египетское искусство».

Упоминания об алхимии встречается в древних рукописях Китая и Индии. Уже из данного ясно, что алхимия - это знание, пришедшее из давнего прошлого, из периода осевого времени цивилизации, времени зарождения основных религий и философских знаний человечества.

Возрожденное утраченное

Расцвет алхимии связан с эпохой крестовых походов Средневековья, когда таинственно-метафизические знания, почти утраченные и дошедшие в виде рецептов или практических рекомендаций, подверглись экспериментальной проверке.

История Средневековья наполнена сведениями об ученых, изучавших, как сделать в алхимии золото, и получивших милости королей. И о тех, которые не добились успеха, а некоторые исчезли вместе с лабораториями.

Тогда знания начали возрождаться и оформляться как наука алхимия. История подарила нам имена великих алхимиков Парацельса, Александра Калиостро, Марии-еврейки, Николаса Фламеля, Жоржа Риплея и других. Тогда же появились и цели учения, объяснявшего, что такое алхимия.

Исторические истоки

Практические знания алхимии появляются в мифические времена Небесных императоров Китая, первочеловека Паньгу и Владык, принесших на землю Огонь. Философ Древнего Китая Лао Дзы и Братство Кузнецов дают представление об умении уже тогда добиваться изменений и трансмутации металлов.

В Древней Индии алхимия - это наука о человеке, его внутреннем изменении и мистическом состоянии. Не металлам, как в Китае, а способам и методам развития человека посвящены древнеиндийские алхимические трактаты.

Египетская алхимия имела широкие познания о металлах и камнях, которые и сегодня поражают. Знания египтян воплотились в тайне постройки пирамид и особенностях мумификации. С изысканиями философского камня бессмертия связан миф об Озирисе - боге возрождения и смерти. Согласно мифу, тело человека, умирая, продолжает жить, переходя в другое состояние, бессмертная душа вечно живет в одном теле (вот и причина развития науки мумификации). Считается, что алхимию открыл полубог Гермес Трисмегист, именно поэтому эти знания называют еще герметическими.

Многовековые знания Египта перенимают арабы. У них алхимия - это наука без таинственности. Идеи Аристотеля о взаимопревращении металлов алхимик Аюб Аль Рухави воплотил в трактат о свойствах металлов, на удивление точных. Алхимик Гебер (Джабир ибн Хайан) вводит ртутно-серную теорию происхождения металлов, ставшую основой на многие столетия науки алхимия. На бумаге впервые расшифрованы знания и запечатлены объяснения свойств металлов и возможность их изменений.

Европейская алхимия

Крестовые походы европейцев принесли с собой и арабские знания об алхимии. Наука или магия, но она приобрела множество восторженных приверженцев и благодаря зашифрованным рукописям обросла кучей мошенников и шарлатанов. Долгие годы и правления разных королей попадали под влияние мистического очарования алхимии.

С легкой руки одного из самых преданных поклонников этой науки императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) Прага и сегодня - столица алхимии. По его велению астрологи, алхимики и астрономы поселились на Золотой улочке Праги.

Прародитель Парацельс

С работами этого алхимика, жившего в период 1493-1541 годов, связывают основы знаний, что такое наука алхимия. Им были разработаны задачи европейской науки, сводившиеся к следующим:

  • поиск и изготовление эликсира (философского камня);
  • рождение гомункулуса;
  • поиск алкагеста - растворителя любых веществ;
  • восстановление из пепла живых существ (палигенез);
  • изобретение магической субстанции - мирового духа;
  • поиск способов квинтэссенции;
  • поиск aurum potabile - совершенного лекарства.

Философия алхимии

Философские принципы алхимиков сложны, запутанны и символичны. Вкратце они следующие:

  • Макрокосмос или Вселенная - это продукт Единого Абсолюта или Божественного Сущего. «Все является Одним, а Один является всем».
  • Все существует в единстве противоположностей, дуальности. Все явления, понятия, свойства рассматриваются с противоположных сторон (мужчина/женщина, дух/тело, вода/огонь).
  • Все состоит из алхимических субстанций: Душа, Дух, Тело (Три Королевства).
  • Разделение, очищение и синтез - три этапа алхимического практики и духовной части алхимии.
  • Все живое состоит из главных элементов: Огня, Воды, Воздуха, Земли.
  • К этим элементам прилагается пятый - Философский Меркурий, квинтэссенция четырех элементов.
  • Эволюция, развитие всего идет к предначертанному состоянию абсолютного совершенства.

Таким образом, практическая алхимия действительно искала способ превращения всего в совершенство - в золото. Духовные практики алхимии искали путь, как получить из «нечистых» элементов (обычных людей) духовное золото - мудрость. И с учетом философии, алхимия - это наука о трансмутациях и превращениях.

Направления движения мысли

Первое, что приходит на ум, при рассуждении о том, что такое алхимия, это изыскания способа изготовить золото из неблагородных металлов. Именно это занимало умы средневековых ученых. Золото приобретало все большую власть, и условия требовали поиска способов быстрого обогащения.

Другое направление, которое приобрела алхимия, - это поиск и обретение бессмертия. Множество легенд дошло до наших дней об алхимиках, которые нашли способ жить вечно в физическом теле, а рецепты продления молодости и жизни продолжают находить своих последователей и сегодня.

Третья цель, о которой редко встретишь информацию в философских трактатах, это достижение гармонии и счастья.

Современная метафизическая литература переполнена информацией, в разной мере популяризирующей и иногда подменяющей понятия такой науки, как алхимия. Наука или магия, магические ритуалы и рецепты излечения от всех болезней, достижение физического бессмертия и мгновенного обогащения - что из всего правда, а где вымысел?

Главные принципы алхимии

В основе знаний лежит три принципа или закона алхимии.

Первый принцип: материя, как основа всего, едина. Она принимает множество форм и может видоизменяться и перетекать из одной в другую. Но все сущее есть Великая Первоматерия, единая и неделимая.

Из этого закона следует следующий, гласящий что все, что есть в макромире, есть и в микромире. Что есть в великом, есть и в малом. И понять процессы, происходящие в большом, можно, изучив их в малом.

Третий - материя состоит из трех составных элементов (это субстанции, а не химические элементы):

  • Сера. Мужское начало. Бессмертный дух, который без остатка исчезает при обжиге материи.
  • Ртуть. Женское начало. Душа, что связывает тело и дух. Самая главная их трех субстанций.
  • Соль. Материальное тело, та часть, что остается после обжига.

Эти элементы составляют суть природных тел и выступают неразделимой триадой. От их соотношений зависят степени совершенства. Более совершенны те, где больше Серы. Где много Соли, там много тяжелого, в применении к человеку земного, телесного.

Церковь и алхимия

Позиция церкви в отношении этой «темной науки» понятна. И хотя достоверно известно, что папа Иоанн XXII был увлечен алхимией, именно он издал в 1317 году буллу «Против алхимиков». Тайной, как сделать в алхимии золото, интересовались такие церковники, как Фома Аквинский, папа Бенедикт II, Альберт Великий и многие другие. Католическая церковь наложила проклятие на занятия этой наукой. Ее запретили во Франции, Венеции, Англии. Количество ученых, подвергшихся гонениям и смерти, несчетно.

Церковь и скептицизм, нараставший в ученой среде из-за нашествия мошенников, сделали свое дело. К концу XVI века алхимия как наука вошла в период заката, длившегося три столетия.

Лишь в XVIII веке к ее истокам обратили свой взор и стали адептами науки такие выдающиеся умы, как Исаак Ньютон, Г. Лейбниц, Р. Бойль и другие.

Алхимия как донаучная химия

В ученом сообществе по-разному относятся к статусу и роли работ алхимиков. Действительно, критерии научности не подходят к алхимическим опытам и изысканиям. Они проводились без точных измерений, основывались на домыслах. Таинственность, мистика и колдовство окутывали деятельность алхимика, что вполне соответствовало средневековой культуре общества.

И хотя чаще гипотезы и теории алхимиков не подтверждались экспериментально, невозможно отнять у нее право на первые описания свойств веществ и металлов. А многие их идеи успешно были реализованы в стеклоделии, металлургии и изготовлении лекарственных препаратов.

Алхимия: наука или магия?

И сегодня не утихают споры и обсуждения в данном вопросе. Мистицизм и тайна, окутавшие знаменитых алхимиков древности, легенды и рецепты волшебных снадобий подпитывают интерес современников.

Человеку свойственно верить в чудо и надеяться на магическое решение своих проблем. Тяга людей к мгновенному обогащению также неистребима. Поэтому сторонники алхимии есть и всегда будут. И самоотверженно будут продолжать искать каждый свой философский камень.

Алхимия (лат. alchimia, alchymia) - специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.

История алхимии

Александрийская алхимия

Алхимия складывается в эпоху поздней (II-VI века н. э.) в и представляет собой форму ритуального искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах .

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у ) являлись металлы. В александрийский период сформировалась алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:

Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог или его греческий аналог .

Центром алхимии того периода считался , при котором ок. 235 г. был открыт филиал . Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить , , . Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и . Болос впервые высказал идею металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии ( в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Алхимия на Арабском Востоке

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.

Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.

Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове.

Проникновение алхимии в Европу

После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским.

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.

Алхимия в эпоху Возрождения

«Алхимик Сендзивой» («Alchemist Sedziwoj») Яна Матейка

В XIV-XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый - в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга - в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.

Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.

Философия алхимии

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений - внутренней алхимией.

В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной - химической - метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль» (движение).

Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов - «колесница ртути», «учение ртути») - индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») - название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
  • священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.
  • Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской - союза Шивы и Шакти, в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

    Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).

    Роль алхимии в истории науки

    Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ - как «внешнюю алхимию».

    Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.

    Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

    Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

    В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития, которая достигается, в частности, в результате Великого Делания. Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов. Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности.

    Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

    Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма, которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении. Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером, Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

    Загрузка...
    Top