Основные даты жизни и творчества а. т

Твардовский родился в 1910 г. в деревне Загорье Починковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца. До 18 лет он жил в деревне: учился в школе, работал в поле и в кузнице, был секретарем сельской комсомольской ячейки, а в 1928 г. переехал в Смоленск, где два года учился в педагогическом институте. Позднее, в 1939 г., Твардовский закончил Московский институт философии, литературы и истории.

Писать стихи Твардовский начал очень рано. В детские годы он познакомился с народным творчеством, с произведениями Некрасова и других русских классиков, которые произвели на него глубокое впечатление. Еще из деревни Твардовский посылает свои стихи в смоленские газеты. Первые литературные опыты Твардовского были горячо поддержаны его земляком М. Исаковским, жившим в Смоленске, в те годы уже известным поэтом.

В 1931 г. отдельной книжкой вышла поэма Твардовского «Путь к социализму», а в 1935 г. – первый сборник стихов. В 1936 г. была напечатана поэма Твардовского «Страна Муравия», которая принесла ему широкую известность и литературное признание.

«Страна Муравия» . С самых первых шагов в литературе Твардовский берется за трудные и ответственные темы большого общественного значения. В годы, когда в стране решался вопрос о судьбе крестьянского уклада жизни, молодой поэт (ему было тогда 25 лет) написал поэму «Страна Муравия». Ее герой – крестьянин Никита Моргунок не решается вступать в колхоз, так как боится потерять свою самостоятельность. Единоличная крестьянская жизнь и труд полны в его глазах особой привлекательности и своеобразной поэзии. Он слышал когда-то старинную легенду о стране Муравии – стране крестьянского счастья, где живут богато и независимо. Моргунок отправляется на поиски этой сказочной страны:

И в стороне далекой той -

Знал точно Моргунок -

Стоит на горочке крутой,

Как кустик, хуторок.

Земля в длину и в ширину

Кругом своя.

Посеешь бубочку одну,

И та – твоя.

И никого не спрашивай,

Себя лишь уважай.

Косить пошел – покашивай,

Поехал – поезжай.

И все твое перед тобой,

Ходи себе поплевывай.

Колодец твой, и ельник твой,

И шишки все еловые.

Нетрудно заметить связь поэмы «Страна Муравия» с русской классической литературой. Когда-то Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» изобразил крестьян, ищущих по всей России счастливого человека и встречающих на своем пути горе и страдания народа. В поэме Твардовского Моргунок тоже ищет счастливых людей и находит их на колхозных полях. Сюжет «Страны Муравии» связан и с мотивами народных сказок, в которых речь идет о поисках клада, богатства, счастливой страны и т.п. Свои последующие поэмы Твардовский также посвятил важным историческим этапам в жизни нашего народа и государства.

«Василий Теркин» . Еще во время войны с белофиннами (1939 – 1940) Твардовский вместе с другими поэтами писал стихотворные фельетоны о бывалом солдате Васе Теркине, творившем на фронте чудеса храбрости. В годы Великой Отечественной войны Твардовский сделал Василия Теркина героем задуманной им «книги про бойца». Образ Теркина приобрел при этом неизмеримо более серьезное содержание и глубокий смысл. Так возникла поэма «Василий Теркин». Она писалась поэтом в течение всей войны – с 1941 по 1945 год.

В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма и развивается, так она и построена.

Эти строки и страницы -

Дней и верст особый счет,

Как от западной границы

До своей родной столицы

И от той родной столицы

Вспять до западной границы,

А от западной границы

Вплоть до вражеской столицы

Мы свой делали поход.

Изображение войны представляло для писателей немалые трудности. Здесь можно было сбиться на приукрашенные реляции в духе поверхностного ура-оптимизма или впасть в отчаяние и представить войну как сплошной, беспросветный ужас. Во вступлении к «Василию Теркину» Твардовский так определил свой подход к теме войны:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Понятно, что война рисуется поэтом без всяких прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода – все это показано в «Теркине», как того требует правда.

Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует сила жизнеутверждения, вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями, люди радуются и смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Святой и правый бой воспевает в своей поэме Твардовский. Этот бой способен поднять дух, вызвать готовность к самопожертвованию, вдохновить и на труд, и на подвиги. И это тот бой, по сути дела, на который звали старые революционные песни: «На бой кровавый, святой и правый!»

«Василий Теркин» – это «книга про бойца». Ее герой – рядовой советский солдат Василий Теркин. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весельчак и балагур. Это человек глубокой души, с серьезными мыслями, чувствами, переживаниями. Это тот «святой и грешный русский чудо-человек», который выстоял и победил в величайшей из войн.

В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа.

«Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – так писал Твардовскому один из рядовых бойцов.

На всех фронтах знали героя поэмы Твардовского – Василия Теркина.

Я мечтал о сущем чуде,

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей… -

писал Твардовский, и надежды его оправдались.

«Дом у дороги» . Вскоре после победы над гитлеровской Германией Твардовский написал новую поэму о войне – «Дом у дороги» (1946).

Но если в «Василии Теркине» действие происходит в основном на фронте, то в новой поэме – преимущественно в тылу. «Дом у дороги» – это поэма о бедствиях одной семьи, которую война обездолила, разъединила и несет по разным дорогам, это поэма о народном горе.

Поэма открывается глубоко поэтическим описанием сенокоса. Колхозник Андрей Сивцов ранним утром косит траву в цветущем саду, он счастлив, труд его радостен:

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело

Косье в руках скрипело.

И солнце жгло, и дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси, коса, пока роса,

Роса долой – и мы домой.

Но мирная жизнь советских людей нарушена фашистским нападением. Андрей Сивцов в первый же день войны отправляется на фронт («Не докосил хозяин луг, в поход запоясался…»).

Фашисты приносят опустошение в родное село Андрея. Они угоняют в фашистскую неволю его жену Анюту и детей, обрекают их на страшное, голодное существование. Жена Андрея работает в Восточной Пруссии батрачкой, но она не падает духом и вселяет в детей веру: «Вот наш отец придет сюда и нас возьмет отсюда».

Закончилась война. Андрей Сивцов возвращается в родное село. Он ничего не знает о своей семье, у него «ни двора, ни дома»:

И там, где канули в огне

Венцы, столбы, стропила, -

Темна, жирна по целине,

Как конопля, крапива…

Глухой, нерадостный покой

Хозяина встречает.

Калеки-яблони с тоской

Гольем ветвей качают…

Присел на камушек солдат

У бывшего порога.

Больную с палочкою в ряд

Свою устроил ногу.

Но жизнь берет свое. Андрей знает: отчаиваться, складывать руки нельзя, и опора у людей в труде. Он надеется на возвращение семьи и строит новый дом:

Перекурил, шинель долой,

Разметил план лопатой -

Коль ждать жену с детьми домой.

Так надо строить хату.

В поэме не рассказывается, как вернулась домой семья Андрея, но это предугадывается само собой. Кончается поэма тем, чем началась, – сенокосом:

Чтоб горе делом занялось,

Солдат вставал с рассвета

И шире, шире гнал прокос -

За все четыре лета.

Прекрасна жизнь, торжествующая над смертью, прекрасен труд, залечивающий раны войны, прекрасна любовь, не угасшая ни на войне, ни в плену, – таков смысл этой проникновенной, самой лиричной поэмы Твардовского.

«По праву памяти» . Это последняя поэма Твардовского. Она была написана в 1969 г., однако увидела свет через 18 лет, только в 1987 г. В этом произведении поэт осмысливает видение прошлого, показывает подлинную трудную историю страны в годы культа Сталина. «По праву памяти» – это лирическая исповедь. То, о чем пишет поэт, очень личное, оно кровно касается его собственной судьбы, связано с его биографией.

  • 2.Акмеизм. История. Эстетики. Представители и их творчество.
  • 5.3.Стилистические ресурсы морфологии совр. Рус. Языка (общий обзор)
  • 1.Проза Достоевского
  • 2. Литература русского авангарда 10-20-ых 20 века. История, эстетика, представители и их творчество
  • 1.Проза Карамзина и русский сентиментализм
  • 2. Русская драматургия 20 века, от Горького до Вампилова. Тенденции развития. Имена и жанры
  • 1.Натуральная школа 1840-ых, жанр физиологического очерка
  • 2.Поэтический мир Заболоцкого. Эволюция.
  • 3. Предмет стилистики. Место стилистики в системе филологических дисциплин
  • 1.Лирика Лермонтова
  • 2. Проза Шолохова 3. Языковая структура текста. Главные пути и приемы стилистического анализа текстов
  • 9.1.Структура текста
  • 1.«Суворовские» оды и стихотворения Державина
  • 10.3 10/3.Понятие «Стиль» в словесности. Языковые стили, стилевая норма. Вопрос о нормах языка художественной литературы
  • 1.Лирика Пушкина
  • 3. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.Роман Достоевского «Преступление и наказание». Двойника Раскольникова
  • 1.Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.
  • 2. Творческий путь Бунина
  • 3. Эстетическая функция языка и язык художественной литературы (художественный стиль). Вопрос о поэтическом языке
  • 1.Драматургия Островского
  • 1.Драматургия а.Н. Островского
  • 2. Художественный мир Блока
  • 3. Композиция словесного произведения и ее различные аспекты. Композиция как «система динамического развертывания словесных рядов» (Виноградов)
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей.
  • 2. Творческий путь Твардовского
  • 3. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы современного русского языка
  • 1.Комедия Грибоедова «Горе от ума»
  • 2. Жизнь и творчество Маяковского
  • 3. Язык художественной литературы (художественный стиль) в его отношении к функциональным стилям и разговорному языку
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжет и образы
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжеты и образы.
  • 2. Поэтический мир Есенина
  • 3. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимия и соотносительность способов языкового выражения
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 3. Текст как феномен употребления языка. Главные признаки текста и его языковое выражение
  • 1.«Былое и думы» Герцена
  • 2. Творческий путь Горького
  • 3. Главные особенности разговорного языка в его отношении к литературному языку. Разновидности разговорного языка
  • 1.Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»
  • 2. Художественный мир Булгакова
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (имена существительные, прилагательные, местоимения)
  • 1.Проза Тургенева
  • 2. Творческий путь Мандельштама
  • 3. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.«Борис Годунов» Пушкина и образ Лжедмитрия в русской литературе 18-19 веков
  • 3. История опубликования бг, критика
  • 5. Жанровое своеобразие
  • 2. Поэзия и проза Пастернака
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (глагол)
  • 1.Драматургия Чехова
  • 2. Поэзия и проза Цветаевой
  • 1.Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет и композиция
  • 2.Великая Отечественная война в русской литературе 40-х – 90-х годов 20 века.
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.
  • 1.Новаторство прозы Чехова
  • 2. Творчество Ахматовой
  • 3. Стилистические ресурсы современного русского языка (сложное предложение)
  • 1.Южные поэмы Пушкина
  • 2. Русская литература наших дней. Особенности развития, имена
  • 2. Творческий путь Твардовского

    Александр Трифонович Твардовский – родом со Смоленщины, род. и вырос на хуторе близ дер. Загорье. Отец – единств. сын безземельн. кр-нина, кузнец, много лет зарабатыв. деньги на 1й взнос за землю. Поэт в автобиографии вспоминал, что земля эта (10 с небольш. десятин, купленных в рассрочку) «была дорога до святости». В юности Т. начинает пробов. себя в поэзии. Импульсом и центральн. темой ранних стих-й поэта станов-ся именно «малая родина». «Сельская хроника» - так назыв-ся цикл ранних стихов Т. Здесь, как и подобает хронике, запечатл. конкретные примеры жизни деревни к.20-30-х гг. Многие стих-я Т. 30-х гг. построены на противопоставл. картин жизни прошлой и нынешней (в смысле колхозной), например, «Гость» (приезжает гость в колхоз, а сам в колхозе не состоит, слушает, как хозяин ему хвалит житье, и все ждет, когда он о плохом заговорит; а тот не говорит, показ. хоз-во, потом ведет гостя на покос, там все в поту, но трудятся радостно, и гость грустит: наверное и правда люди будут жить богато, как он мечтал жить). Запечатлевает он в стих-ях этого цикла размышл-я о нелегк. женск. доле, и, напротив, награжд-е простой колхозницы высшим орденом («Встреча»). В те же 30-е Т., уехавш. сначала в Смоленск, а потом и в Москву, открывает для себя большой мир. Отсюда – образ родины, что «от края и до края, // Во все концы. Во все края...», новые геро – шоферы, летчики, военные. Мотивы гордости родителей за успехи детей и грусти расставания ложатся в основу целого ряда стих-й Т. 30-х гг. («Мать и сын», «Прощание», «Сын»). Изредка прорыв-ся в стих-ях тех лет прямое упомин-е о трагедии семьи, которая была раскулачена и выслана: «Что ж ты, брат? // Как ты, брат? // Где ж ты, брат? // На каком Беломорском канале?..» («Братья», 1933; эти мотивы гораздо позже зазвуч. с новой силой, в к.60-х, в цикле «Памяти матери», поэме «По праву памяти»). Т. формир-ся как поэт эпический, что не лишало его творч-во ни лирики, ни – позднее – философии. 1е крупн. произв-е, которое принесло Т. успех и известность – «Страна Муравия» (1936). Сам Т. считал, что именно с этой поэмы он начался как поэт. В основу полож. сюжет, берущ. начало в нар. сказках, в поэме Некрасова «Кому на Руси...» - путеш-е в поисках счастья. Герой поэмы Никита Моргунок покинул дом и отправился искать страну крестьянск. счастья – Муравию. Т. писал: «Слово «Муравия», вообще говоря, не выдумано. Оно взято из крест. мифологии и означ., скорее всего, некую конкретизацию вековечн. мужицк. мечты и легендарных слухах о «вольных землях», о благодатн. и далек. краях, где текут молочн. реки в кисельн. берегах». Но образ Никиты Моргунка при всей обобщ-ти несет в себе реальн. черты 30-х гг. никита – кр-нин-единоличник, его одолев. сомнения в необх-ти колхозов, Муравия представл-ся ему землей, которая «в длину и в ширину - // Кругом своя. // Посеешь бубочку одну, // И та – твоя». Сюжет поэмы построен так, чтобы убедить Никиту в торжестве колхозного идеала, раскрывающ-ся в картине коллективного сева (глава 4). Сомнения одолевали в те годы не только Никиту. Об этом говорит сам повествователь: «Нет, никогда, как в этот год // В тревоге и борьбе, // Не ждал, не думал так народ // О жизни. о себе...» Нарисов. в поэме картины не раскрыв. всей глубины противоречий, связ. с коллективизацией. Многие эпизоды остались за пределами поэмы: «дома гниют, дворы гниют, // По трубам галки гнезда вьют, // Зарос хозяйский след. // Тот сам сбежал, // Того свезли, // как говорят, на край земли, // Где и земли-то нет». Т. в «Стране Муравии» показывал жизнь скорее такой, какой она должна быть и обязат. будет, а не такой, какой была на самом деле. Но это не перечеркивает поэмы Т. Поэт отстаив. идеал кр-нина-труженика, мастерски рисует поэтич. картины родной земли, умеет слышать и передавать народн. говор («уностить – так дым трубой»), на основе устного нар. тв-ва создает свой стиль. С поэмы «Страна Муравия» началась всесоюзн. известность Т. После напис-я «Страны Муравии», получ. Сталинскую премию и орден Ленина (1936). Поступил на 3 курс ИФЛИ (инстит. филос., лит-ры и иск-ва). Леонов рассказывал историю, как на экзамене по соврем. лит-ре Т. вытянул билет: «Твардовский. «Страна Муравия»» (Т. – начало реалистич. ветви в рус. советск. поэзии.

    Бонус: кр. содерж. поэмы. Глава 1. Никита Моргунок на верном сером коне покидает родные места. Глава 2. Моргунок въезжает в село, где его крестили, и попад. на гуляние – «последнюю свадьбу и поминки»: гуляют кулаки, поминают отправленных на Соловки, а сельчане им поминают, как они хлеб в воду сыпали от продразверстки. Глава 3. Никита приезж. к свояку. Пьют, разговаривают: «Решаться или как?» Судя по всему – о колхозе. Узнаем из этой главы, что Никита на хуторе живет, в колхоз не хочет. Автор спрашивает, куда ж ты едешь, Никита? Глава 4. Узнаем, что Никита ищет Муравию. Едет, уже незнакомые места. И видит: колхозники сеют дружно, красиво, с трактором. Загляденье. Глава 5. Никита встречает бродячего попа Митрофана (Он жалуется на то, что приходов уже нету, попы как могут, так и живут. А он сам ходит из села в село: где верят в бога и нет попа, там ему рады. Сетует только, что лошадки нет. Предлагает Никите ездить с ним на подводе, зарабатывать. Никита гордо отказывается. Глава 6. Никита ночует в лесу с двумя еще такими странниками у костра. 1 из них рассказ. байку, который не хотел в колхоз идти: мол, как жил в своей хате, так и буду жить. Тогда река разлилась, подняла избу и принесла в колхоз. дед тогда согласился жить по-новому. Глава 7. «Сталинская» глава. В народе идет молва, будто Сталин едет по стране на вороном коне. Никита и думает, что надо бы попросить у Сталина, чтоб до того, как Никите стукнет 40 (в момент действия поэмы ему 38), его в колхоз не тащили бы, дали бы пожить отдельно. А там уж он придет в колхоз (Глава 8. Никита встреч. нищего с мальчиком и узнает в нищем бывш. кулака Илью Кузьмича Бугрова: он идет с Соловков, побирается, мечтает все вернуть назад (в смысле, в набат ударить, и хана советам). Когда Никита засыпает, Бугров тырит коня, а мальчика оставляет с Никитой. Никита влезает в оглобли, тянет телегу на себе, мальчик идет следом. Глава 9. Моргунок тащится с телегой, спрашивает к народа, не видали ли его коня. В одном селе его останавливают, ведут в совет. Там проверяют его бумаги, все в порядке, только председатель укоряет его: что без дела ездишь? Никита решает поискать коня у цыган. Спрашивает, где их найти, ему говорят – в колхозе. Глава 10. Никита удивлен, что цыгане в колхозе. Никита рассказыв. им про свою беду. Ему выводят разных коней на опознание, но Никита не врет, не признает ни одного коня. Но оставшись ночевать у цыган, подумывает. а не потырить ли у них коня? Они же всегда раньше коней крали. Его спугивает сторож, и Никита ползет дальше. Глава 11. По пути Никита встреч. давешнего попа на своем коне: то ли купил у Бугрова, то ли спер. Но пока Никита из оглобель выпутывается, поп удирает. Никита бежит вдогонку, но поздняк. Дальше идет со своей телегой. Глава 12. Никита приезжает на базар и видит там Илью Бугрова, просящего подаяния. Начинает бить ворюгу, тот обещает что-то сказать про коня, шапку свою дает как залог того, что не удерет. Но удирает. Глава 13. По дороге едет тракторист молодой, видит Никиту, берет его на буксир и везет в колхоз. никита спрашивает у него, где можно коня купить, тот направл. его в деревню Острова. Телегу и мальчишку Никита доверяет трактористу на время, а тот зовет его на свадьбу. Глава 14. Деревня Острова на речке Царь, там и церковь есть, и пономарь. что уж совсем удивительно. Запустение, народ не работает, дудочки строгает. Они не колхозники. Один-единственный дедок соглаш-ся продать Никите коня. Слепого. Когда ж Никита говорит, что плохо живут, старик отвечает словами из Никитиной мечта о Муравии: «Земля в длину и в ширину - // Кругом своя. // Посеешь бубочку одну, // И та – твоя». несолоно хлебавши, Никита уходит из деревни. Глава 15. Возвращ-ся в колхоз к трактористу. Там обмолот в разгари, ну и Никита к колхозникам присоед-ся. Потом перекуривает с председателем Фроловым. Тот показ. ему колхоз – противоположность деревне Острова, такая нарочитая антитеза. Никита спрашив., на сколько ж лет такая жизнь? Глава 16. Председ. рассказ. Никите про свою семью: есть и летчик Фролов, и машинист, и агроном, и профессор, и даже писатель. Потом рассказыв. про противост. с кулаком Грачевым, про то, как его чуть не убили, как он, думая, что помирает, завещал сыну: «Иди вперед, сынок!» и поэтому такая жизнь сначала на 5, потом на 10 лет, а после – навсегда. Глава 17. Разговор с колхозным сторожем. Ничего особенного, только рассказыв. про деда из колхоза, который решил сходить до лавры. Глава 18. Свадьба в колхозе. Частушки, преображенные нар. традиции. В разгар свадьбы приезжает поп, предлагает венчать. Никита выскакив. за порог, а там – его конь. Глава 19. Никита едет домой и встречает того богомольца, что до лавры ходил. Спрашивает, что там бог-то? Богомолец отвечает: «Что ж бог? Его не то чтоб нет, // Да не у власти он». Тогда Никита спрашив., в какой стороне Муравия. Дед ему отвечает: ты чудак, она ж давно травой-муравой заросла. И Никита понимает, что надо ему идти в колхоз, ибо там – клёво!

    Поэзия военных лет. В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты. С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. К сожалению, тетрадка с записями Твардовского о первых месяцах работы пропала. Но остались строки, запечатлевшие первые дни войны, - самого страшного и горестного периода Великой Отечественной: «То была печаль большая, // Как брели мы на восток. // Шли худые, шли босые // В неизвестные края, // Что там, где она, Россия, // По какой рубеж своя?»

    Каждый человек, борясь за свободу своей родины, боролся и за тот небольшой кусочек земли, на котором вырос сам. В лирике Твардовского есть образ его малой родины, «родной стороны» - Смоленщины, которую захватил враг: Ветром, что ли, подунуло // С тех печальных полей, - // Что там с ней, как подумаю, // Стороною моей!»

    В лирике Твардовского встречается образ танка, который значит для поэта гораздо большее, нежели просто гусеничная машина. Известно его стихотворение, которое так и называется – «Танк» : «И, как будто первопуток // Открывая за собой, // В сталь одетый и обутый, // Танк идёт с исходной в бой».

    И всё же не вся военная лирика Твардовского состоит из обобщённых образов и пространных размышлений. Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные люди рассказывают о своей военной жизни. К подобным стихам относится, например, «Рассказ танкиста». В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшего обнаружить замаскированный артиллерийский расчёт врага. Это произведение рассказывает о прифронтовом детстве, и, что особенно важно, подчёркивает необходимость участия всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взору читателя явлена такая картина: «Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище!// – Стоит парнишка – мины, пули свищут, // И только рубашонка пузырём…» Картинка эта запечатлевается в памяти танкиста навсегда, и, хотя он не знает имени мальчика, он уверен, что узнает его среди тысяч лиц. Поэтом подчёркнута сплочённость народа – каждый хорошо помнит своего боевого товарища, с которым вместе они боролись против общего врага. И, на самом деле, все люди сами хотят помочь бойцам в военные будни. Сказанное выше можно охарактеризовать так: крепкая связь фронта и тыла. На самом деле, эта тема красной нитью пронизывает всю военную лирику поэта. Есть среди его стихов обращение к далёкой невесте («Песенка»), послание Украине с её «землёй золотой» и воспоминания о «хрупком жеребёнке», юмористический рассказ со слов некой старушки о петухе, который не давался в руки врагу.

    Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. «Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня», - писал поэт. «Я убит подо Ржевом» (1946) - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь «частицей народного целого», и его волнует, как и всех, чьи «очи померкли», все, что свершилось потом, после него. «Я убит подо Ржевом…» - это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время: «Я – где корни слепые // Ищут корма во тьме. // Я – где с облачком пыли // Ходит рожь на холме». Но не только о себе грустит погибший солдат. Тревогу вызывает у него то, что будет с новым поколением, сможет ли оно уберечь все великие завоевания военного времени. Несмотря на собственную смерть, он говорит: «завещаю в той жизни вам счастливыми быть». Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества... Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, «кто из рук наших знамя подхватил на бегу», как выразился поэт еще в 1946 году («Я убит подо Ржевом»). «А иначе даже мертвому - как?»

    Поэма «Василий Теркин». Статья А. Твардовского «Как был написан «Теркин»».

    Поэма «Василий Теркин» в жанровом отношении - свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре» . В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата: «Теркин - кто же он такой? // Скажем откровенно: // Просто парень сам собой // Он обыкновенный». Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной...» А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат: «Человек простой закваски, // Что в бою не чужд опаски... // То серьезный, то потешный, // Он идет - святой и грешный...». В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле: «Мать-земля родная наша, // В дни беды и в дни побед // Нет тебя светлей и краше, // И желанней сердцу нет...» Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле».

    Статья. Тв. говорит о том, что с 1942г. (время опублик-я 1-х глав «Теркина») получ. письма. В статье он отвеч. на вопросы читателей: 1.Вымышл. или реальное лицо Василий Теркин? (письма писали иногда не Тв., а Теркину!) 2.Как была напис. книга? 3.Почему нет продолж-я книги о Теркине в послевоен. время? Ответы: 1.Теркин – лицо вымышленное, сочетание черт отдельн. реальн. личностей и отдельн. вымышл. персонажей военн. хроник, написанных разл. авторами. 2. «Вася Теркин» был известен еще с 1939-1940г. - с периода финской кампании. Тв. работал в газете Ленингр. военного округа «На страже Родины» + еще Н. Тихонов, В. Саянов, А. Щербаков, С. Вашенцев, Ц. Солодарь. Придумывали героя для сатирич. картинок и придумали Васю Теркина (совпадение имени героя с именем купца из романа Боборыкина «Василий Теркин» - случайность). Но по словам Тв. 1-й Теркин был основан на старых традициях, когда слово было максимально упрощено. Поэтому при созд. поэмы (задумана она была еще в 1940г.) Тв. отказ-ся от размера 1-го Теркина: размеры в поэме будут разнообразными, но один – 4-стопный хорей – будет преоблад., как бы «обтекать» все произв-е. Тв. рассказыв. о работе, которая велась до начала войны, о том, как создав. некот. эпизоды поэмы («Переправа», «Теркин ранен»). Тв. начин. работать на Юго-Западном фронте, в газете «Красная армия», там свой персонаж типа 1-го Теркина – Иван Гвоздев. Писал Тв. множ-во фельетонов, очерков, заметок в стихах и прозе. Но чувствовал неудовлетвор-ть работой «на злобу дня». перед началом весны 1942 он дорабатыв. наброски «Теркина». Сначала озабочен формой, но затем решает писать поэму «без начала и конца» (конец = гибель героя). Главное – форма каждой части в отдельности: «чтобы можно было читать с любой раскрытой страницы». Популярность «Теркина», «продолжения», присланные читателями. Некоторые даже выходили в печатном виде. Тв. говорит о том, что как поэма, «Теркин» заверш. и продолжен в мирное время быть не может. Тв. не против продолжений. Возмущается только одним: нью-йоркской переделкой А. Юрасова, где Теркин изображен перебежчиком и дебоширом. В целом – статья интересна как описание творч. процесса.

    Наряду с этим произведением Твардовский создает и другие, в которых война предстает в своем ужасном обличье. С 1942 по 1946 год он пишет поэму «Дом у дороги» , в центре которой - судьбы «подвижника-бойца» Андрея Сивцова и его жены, Анны, которую вместе с детьми угнали в Германию. В ней звучат народные мотивы, близкие жанру плача. Поэма - гимн человеческому мужеству, стойкости и самоотверженности.

    Находясь в гуще событий и ежедневно наблюдая фронтовые будни, поэт создает целый ряд стихотворений о войне, в которых воспевает мужество и героизм бойцов. Наверное, самое известное из них - это: «Я убит подо Ржевом, // В безымянном болоте, // В пятой роте, на левом, // При жестоком налете».

    После войны Твардовский обращается в своем творчестве к жизни простых людей - как они возрождаются к мирной жизни, восстанавливают то, что было разрушено войной. Создается поэма «За далью – даль» (1953 – 1960) , представляющая как бы дневник путешествия в Сибирь и на Дальний Восток. Книга была в 1961 году удостоена Ленинской премии. Важными вехами в жизни Александра Трифоновича Твардовского была работа в качестве главного редактора журнала «Новый мир» . Впервые он возглавлял журнал в 1950-1954 годах. Время тогда было сложное - проходил процесс восстановления народного хозяйства. Твардовский, душой болевший за деревню, сам остро критиковал социально-экономические преобразования и публиковал статьи на эту тему, названные «порочными», авторами которых были В.Померанцев, М.Лившиц, Ф.Абрамов, М.Щеглов и другие. Кроме того, он попытался опубликовать там поэму «Теркин на том свете» , где в иносказательной форме подверг критике господствующую тогда бюрократическую систему. Результатом явилось освобождение его от обязанностей главного редактора 23 июля 1954 года. Лишь после знаменитого 20-го съезда партии у него появилась возможность вернуться в журнал.

    При нем «Новый мир» стал действительно новым миром - миром демократии и свободы. Там публиковались произведения Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, Г. Бакланова, В. Белова, В. Быкова, В. Войновича, К. Воробьева, В. Дороша, Ю. Домбровского, С. Залыгина, Ф. Искандера, Б. Можаева, В. Овечкина, Ю. Трифонова, В. Шукшина, А. Яшина и др.. Величайшей заслугой редактора стало опубликование произведения тогда еще никому не известного рязанского учителя Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962). В это время в литературный обиход вошел термин «новомирская проза» - то есть остро социальная и художественно значимая.

    Однако наступил конец хрущевской оттепели, и для Твардовского вновь настали сложные времена. Журнал стали ругать за «очернительство», «искажение истории», «критику колхозного строя». Твардовского лишили ближайших сотрудников. Его, бывшего депутата Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, члена Центральной Ревизионной комиссии КПСС, кандидата в члены ЦК КПСС, больше уже не избирали в подобные органы. В феврале 1970 года условия работы стали невыносимыми, и он вынужден был незадолго до своего шестидесятилетия покинуть журнал. А. И. Исаевич Солженицын так отозвался об этом событии: «Есть много способов убить поэта. Для Твардовского было избрано: отнять его детище - его страсть - его журнал».

    После ухода из журнала все больше стала давать о себе знать болезнь, поэт уехал к себе на дачу под Москвой, где и провел последние дни. Скончался Александр Трифонович Твардовский 18 декабря 1971 года. В итоговой поэме-исповеди «По праву памяти» (опубликована 1987) - пафос бескомпромиссной правды о времени сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира человека этого времени.

    Сочинение

    В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи разви­тия советской страны: коллективизация, Великая Отечествен­ная война, послевоенное возрождение. Это поэт - советский по сути своей, но, вместе с тем, в его поэзии находят место и общечеловеческие проблемы. Его творчество глубоко народно прежде всего по своей мировоззренческой основе. Поэт широко использует народный разговорный язык, фольклорные формы, и духе народно-поэтического творчества рисует своих героев.

    По поэмам Твардовского можно проследить историю страны. Первые поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия» отрази­ли период коллективизации. Крестьянин Никита Моргунок от­правляется искать ту обетованную землю, которая
    …в длину и в ширину - кругом своя.
    Посеешь бубочку одну,
    И та - твоя.

    Это идеал крестьянского счастья. Твардовский ведет Моргун­ка по всей стране, и, в ходе путешествия наблюдая то новое, что несут с собой колхозы, герой отказывается от единоличного хозяйства и приходит к мысли, что колхоз - это и есть кресть­янский рай. Твардовский использовал мотив путешествия, характерный для народного творчества, с той же целью, что в свое время Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэт искренне верил, что коллективизация принесет крестьянам сча­стье. Позже - в 1960-е годы - в поэме «По праву памяти» Твар­довский с высоты личной судьбы и исторического опыта ос­мыслит коллективизацию, увидит не только открывшиеся перспективы, но и гибельные меры, которыми проводилось рас­крестьянивание России.

    В годы Великой Отечественной войны Твардовский создает поистине народную «книгу про бойца» «Василий Теркин». Ее герой стал олицетворением всей русской нации. Общность судь­бы Теркина с судьбой всего народа подчеркивается в поэме не­однократно. В образе героя отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество. Пожалуй, самое главное качество Теркина - трудо­любие. Он, привыкший трудиться в колхозе, и войну считает ратным трудом. Теркин способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить. Теркин не унывает даже в са­мой тяжелой обстановке, он умеет подбодрить шуткой, смеш­ным рассказом.

    Твардовский в индивидуальном облике воплотил всеобщее, присущее народу. Вместе с тем поэт подчеркивает, что «в каж­дой роте есть такой» Теркин. Герой выступает как обобщенный образ Бойца и Человека:
    То серьезный, то потешный,
    Нипочем, что дождь, что снег, -
    В бой, вперед, в огонь кромешный
    Он идет, святой и грешный,
    Русский чудо-человек.

    Образ героя сливается с образом всего воюющего народа. В главе «Смерть и воин» Теркин преодолевает даже смерть. В такой условной форме Твардовский воплотил мысль о непобедимо­сти, бессмертии народа: «Не подвержен Теркин смерти, коль войне не вышел срок».

    Поэма «Василий Теркин» - эпопея войны, так как в много­образных боевых эпизодах, в различных ситуациях и сценах соз­дается образ народа на войне, прослеживается ее история от отступления до победы.

    В послевоенный период во время хрущевской оттепели Твар­довский продолжает биографию Теркина в поэме «Теркин на том свете». Поэт хотел очистить народное сознание от тотали­тарной идеологии. Не случайно поэма начинается со спора по­эта с идеологически обработанным читателем, который во всем слышит «отголоски недозволенных идей», видит крамолу в ли­тературном произведении, даже не читая его, а безусловно веря официальным оценкам. Теркин из эпического героя превраща­ется в героя трагического: сохранив живую душу на «том свете», Теркин вступает в поединок с тоталитарной системой. «Тот свет» - военно-бюрократическая Система с загробактивом, «Гробгазетой», Особым отделом, Органами, Сетью, в которой избыток набитых дураков, не желавших уходить в отставку. Теркину удается сохра­нить живую душу и выбраться с «того света». Он совершает в мирное время духовный подвиг. Возвращение Теркина - это обретение выхода для всего живого, что пыталась задушить мерт­вая Система, где мертвецы командуют живыми, где «за живых мертвец в ответе». Если Теркин-боец возвеличивал свое государство, все делал для его победы, то новый Теркин разрушает тоталитарную сис­тему, которая давит человека.

    В послевоенный период Твардовский пишет поэму «Дом у до­роги» - плач о семьях, которые война разбросала, разрушила. Описывая довоенную жизнь и быт семьи Сивцовых, поэт показы­вает условия формирования стойкости героев, любви к своему Дому.

    Эта любовь помогает Андрею, вернувшемуся с войны, отстраивать дом в надежде, что вернется его жена, снова будет крепкая и доб­рая семья. Надежда и любовь не оставляют и Анну даже в неверо­ятно тяжелых условиях фашистского концлагеря. Название «Дом у дороги» символично - это дом у дороги войны.

    Лироэпическая поэма «За далью - даль» раздвигает время и пространство современной поэту действительности 1960-х годов.

    Поэт обращается в прошлое, чтобы сопоставить с настоящим, увидеть те преобразования, которые произошли в стране. Обра­щение к далям времени позволяет размышлять о судьбе русско­го народа, о его характере и традициях (главы «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре»). В главе «Так это было» Твардовский рассказывает о периоде культа личности Сталина, о том складе личности человека, который вырабаты­вался в это время:
    Но кто из нас годится в судьи -
    Решать, кто прав, кто виноват?
    О людях речь идет, а люди
    Богов не сами ли творят?

    Поэт пытается философски осмыслить время, найти истоки происходившего.

    Помимо временных далей поэт обозревает и дали географи­ческие. Поэма - это своеобразный дорожный дневник путеше­ствия на поезде Москва - Владивосток, проходящем через всю страну. Огромные пространства пробегают за окнами вагона. Проехав через всю страну, поэт с необыкновенной преданно­стью и любовью вспоминает о своей «малой» родине:
    С дороги - через всю страну -
    Я вижу отчий край смоленский.

    Перед поэтом предстает еще одна даль - даль нравственных потенций человека, глубокая даль души лирического героя.

    Все три дали сливаются в большое симфоническое произве­дение, в котором раскрываются сила и могущество страны, кра­сота и героизм советского человека. Поэт убежден в историче­ской правильности и прогрессивности пути нашей страны:
    За годом - год, за вехой - веха,
    За полосою - полоса.
    Нелегок путь. Но ветер века -
    Он в наши дует паруса.

    Последней поэмой Твардовского была «По праву памяти». Это поэма о «памяти бессонной», обо всем, что было за годы совет­ской власти - великом и трагическом, об истории и вечных ценностях. Поэт писал поэму в 1970 г., когда уже забыли о куль­те личности, пытались приукрасить или замолчать негативное в истории советской страны:
    Забыть велят и просят лаской
    Не помнить - память под печать,
    Чтоб ненароком той оглаской
    Непосвященных не смущать.

    Твардовский судит себя, страну по самым высоким нравст­венным меркам. Он видит истоки обесчеловечивания, предатель­ства в сталинских временах, когда переворачивалась мораль, когда доблестью считались лжесвидетельство, предательство, клевета, если это совершалось под знаком любви к вождю. Поэт уверен, что убить память невозможно, что народ будет помнить свою историю, так как
    Одна неправда нам в убыток,
    И только правда ко двору!

    Поэма «По праву памяти» - горькое, драматическое произ­ведение. В ней Твардовский трагически осознавал, что тоже был в заблуждении, что историческая вина лежит и на нем:
    Давно отцами стали дети,
    Но за всеобщего отца
    Мы оказались все в ответе,
    И длится суд десятилетий,
    И не видать еще конца.

    Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардов­ского, получила свое философское осмысление в его послед­ней, итоговой поэме.

    Александр ТрифоновичТвардовский (1910 - 1971гг).

    Твардовский родился в 1910 году в деревне ЗагорьеПочинковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца.

    Отец поэта,Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах был строг до суровости, честолюбивдо болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности- бывало с ним порой очень нелегко.

    И все-такиусловия, в которых протекало детство будущего поэта, складывалось так, что онмог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы, впитыватьстихи классиков и учиться преодолевать трудности, ценить плоды человеческоготруда и развивать в себе любознательность, проникаться непримиримостью кжадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию и давать простор своимбезудержным мечтам, настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще напороге юности определенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекссоветского гражданина и русского поэта.

    Большое влияниев детстве на формирование будущего поэта оказало его приобщение к труду, ипрежде всего «учеба» в отцовской кузнице, которая для всей округи была « иклубом, и газетой, и академией наук».

    К этому времени Саша Твардовский успелпрочесть уже немало книг, но тогда-то, еще совсем малышом, он открыл своюпервую книжку и стал ее самостоятельно читать. Это была «Капитанская дочка»Пушкина. Много позднее он писал: «Я помню формат книги, ее запах, помню, как ябыл счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

    Я был охваченею и засиделся у окна избы дотемна…»

    Самой дорогой,самой заветной своей книгой Твардовский называет томик стихотворений Некрасова,который отец в голодном 1920 году приобрел на Базаре в Смоленске, выменяв пакартошку.

    С детствавобрал в себя поэт безбрежность родимых пространств, с детства глубокозадумался о ценности человеческой жизни и неизбежности смерти (стихотворение «Мнепамятно как умирал мой дед». С детства выработал он в своем сознании высокиеморальные принципы. Потому, не поняв и не узнав Твардовского-подростканевозможно понять и познать его как зрелого поэта.

    Навосемнадцатом году жизни Александр Твардовский покинул родное Загорье. К этомувремени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомилсяс М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений.

    В 1924 году Твардовский вступает вкомсомол. С 1925 года начинается еголитературная (точнее сказать, селькоровская) деятельность. В смоленских газетахпечатаются его заметки, главным образом критикующие местные власти за ихбезответственность, злоупотребления и т.п. К нему идут люди из Загорья иокрестных деревень, просят написать оместных неполадках, разоблачить кого-то в газете… Юноша понимает, что такоеотношение людей ко многому его обязывает, и начинает себя готовить к болееширокому поприщу.

    Впервые имяТвардовского увидело свет 15 февраля1925 года. В газете «Смоленская деревня» была опубликована его заметка «Какпроисходят перевыборы кооперативов». 19 июля этаже газета напечатала его первоестихотворение «Новая изба». В последующиемесяцы появилось еще несколько заметок, корреспонденций, стихов Твардовского вразличных газетах Смоленска; а в начале 1926года он снова публикует свои стихи в газете «Рабочий путь». В апреле 1927 года смоленская газета «Юныйтоварищ» помещает заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой егостихов и фотографий - все это объединено общим заголовком «Творческий путьАлександра Твардовского». А было Александру 17 лет.

    Летом 1929 года поэт осмелился послатьсвои стихи в Москву, в редакцию журнала «Октябрь». И - о счастье! МихаилСветлов напечатал стихи 19-летнего Твардовского. После этого события смоленскиегоризонты стали казаться ему слишком узкими, и он устремился в столицу. «Нополучилось примерно то же самое, что со Смоленском. Меня изредка печатали,кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я ненамного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям,и меня все заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящейучебы и настоящей жизни. Зимой 30 года я вернулся в Смоленск…»

    Трудно сказать,как бы складывалась литературная судьба Тв., если бы он остался в Москве, чтобыло вовсе не исключено, имей он постоянное и надежное жилье. У Твардовскоговозросла требовательность к себе как к поэту, и он сам стал все чаще испытыватьнеудовлетворенность своими стихами.

    В 1932 году Тв., уже имея семью,становится студентом Смоленского Педагогического Института. Учиться решил послетого, как прочитал первую книгу романа Н. Островского «Как закалялась сталь».Роман, по его собственному признанию, «поглотил залпом».

    Попробуем внимательнее присмотреться ктворчеству Тв. 1925-1935 гг. Еслисопоставить его прозу, стихи и поэмы начального периода, то можно прийти ктаким выводам: в прозе он почти также силен, как в поэзии; его поэмы несколькослабее, чем лирические стихи. Существенность содержания, ясность и прозрачностьформы, красота меткого и умного русского слова-в этих постоянных свойствахлирики Твардовского легко увидеть продолжение тех традиций, что утвердились внашей поэзии со времен Пушкина и Некрасова.

    ЛирикаТвардовского-это по преимуществу выражение самых простых, доступных любомутруженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общих человеческих чувств. Онаоткрывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь,земля...

    Ранние стихиТв., безусловно, отмечены печатью одаренности, хотя иногда (особенно этоотносится к стихам 1926-29 гг.) в них можно заметить невольное подражание поэтамстарших поколений - Бунину, Есенину, Исаковскому. Но та же зоркость, та же наблюдательность,что и в прозе, свойственны ранней лирике поэта, что справедливо отметил в своихмемуарах Н. В. Исаковский. Многие из стихов («В глуши», «Родное», «Ночнойсторож», «Перевозчик», «Весенние строчки», «Матросу») передают настроения жителясельского захолустья, томящегося по иной, более интересной, хотя и болеетрудной жизни. Картины родной природы проникнуты грустью:

    Дорог израненные спины,

    Тягучий запах конопли…

    До заморозков в город не пробраться

    Сквозь не живой болотный полукруг.

    Тоскливойкажется поэту повседневная работа жителей этой глуши, хотя он прекраснопонимает ее необходимость. «Незаменимый, как замок», ночной сторож

    Совсем готовым встретил вечер,

    Оделся, осмотрел ружье…

    Всю ночь другим заняться нечем -

    Чубук с досадою жует.

    Темнеет стешка у постройки,

    Вперед, назад - и никаких!

    Трезор - и тот давно притих,

    А ты ходи, а хочешь стой тут.

    Начиная с 1929 года Тв. стал писать по-новому,добиваясь предельной прозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал,хотелось писать «естественно, просто», и он изгонял «всякий лиризм, проявлениечувство». Поэзия немедля отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях(«Яблоки», «Стихи о всеобуче») наряду с подлинно поэтическими стали появлятьсяи такие, например, строчки:

    Ребят больших и малых

    Соберется школьный коллектив.

    Это представитель городской,

    Машет он уверенно рукой.

    ВпоследствииТв. понял, что это ошибочный путь, ибо то, что он ставил превыше всего - сюжетность,повествовательность стиха, конкретность, - выражалось у него на практике, какпризнал он в 1933 году, «в насыщении стихов прозаизмами, «разговорнымиинтонациями» до того, что они переставали звучать как стихи и все в общемсливалось в серость, безобразность… Вдальнейшем эти перегибы доходили подчас до абсолютной антихудожественности».

    Твардовскийобладает неослабеваемо острым и постоянным чувством родины.

    Еще в 30-егоды он написал несколько прекрасных стихотворений, полных чувства любви кродному краю («Друзьям», «За тысячи верст...», «Поездка в Загорье»). Война, захватСмоленщины врагом вызвали в его сердце, переполненном оскорблением, гневом иболью, новый прилив этой сыновней любви.

    В«Автобиографии» Тв. писал, что с третьего курса института он ушел «по сложившимсяобстоятельствам». «В те годы, - подтверждает А. Кондратович, - началась работанад «Страной Муравией»,потребовавшая таких сил, что пришлось оставить учебу». Дата выхода в свет этойпоэмы (1936), самым малым разрывомво времени, стало началом все более широкого осознания того немаловажного длянашей литературы факта, что в ней появился поэт, обещающий стать истиннонародным.

    Ее герой, Никита Моргунок, мечтавшийо счастье и свободном труде на своей земле,

    понял и осознал, что счастьеможет быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открыласьправда о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самыхумных и трудолюбивых хозяев, страшновато.

    «Со «СтраныМуравии», встретившей одобрительный прием у читателей и критики, я начинаю счетсвоим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора», - так определили в «Автобиографии» значениеэтой поэмы сам автор.

    Следующимэтапом творчества Тв. по праву называют его работу над знаменитымстихотворением «Ленин и печник». Этот этап отделяет от «Страны Муравии» пятьлет работы - с 1936 по 1941 гг., очень много значившие встановлении личности поэта.

    Вскоре, с осени1936 года, Тв. становится студентомтретьего курса МИФЛИ и поселяется в столице. Все знавшие его студентомподчеркивали его собранность и целеустремленность, аккуратность исосредоточенность, привычку рано вставать и тут же приниматься за дело. Любыепроявления богемности были ему всегда отвратительны.

    А. Кондратович,учившийся в те же годы в МИФЛИ двумя курсами раньше Тв., свидетельствует:«Учебы, не составлявшая главного содержания жизни Тв., была для него деломочень важным, не проходным и уж, конечно, не средством для получения диплома.Чем бы ни занимался Тв., он занималсятолько всерьез и основательно, отдавая этому делу в данный момент все своисилы».

    За годы учебыон выпустил три сборника стихов: «Стихи», «Дорога», «Сельская хроника».

    В 1938 году Тв. стал кандидатом в членыВКП(б), а в январе 1939 года вместес некоторыми другими писателями награжден орденом Ленина. В одном спискес ним оказались такие ветераны советской литературы, как Н. Асеев, Н. Тихонов,В. Катаев, Е. Петров, Я. Купала, Я. Колас, М. Шолохов. Позднее Тв. признавался:«Конечно, я не ожидал такой награды, вообще не ожидал никакой награды. И когдамне сказали, что я награжден орденом Ленина, я вначале не поверил… И былочувство и радости, и неловкости - столько стариков получили награды меньшеговеса или не получили вовсе».

    Едва успевокончить институт, Тв. был призван в Красную Арию и принял участие восвобождении Западной Белоруссии (1939г.).Затем был демобилизован, а с началом советско-финляндского вооруженногоконфликта призван вновь - так же, как и раньше, в должности спецкорреспондентавоенной газеты, но уже в офицерском звании («писатель с двумя шпалами», - говорит он о себе, - т.е. батальонный комиссар),

    За исключениемнескольких дней, проведенных в Ленинграде, Тв. всю войну был на Карельскомперешейке. Испытал винтовочный и орудийный обстрел, замерзал на ледяном ветру,видел множество убитых и раненных, узнал быт фронтовых землянок и блиндажей.Чуть не ежедневно в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины»появляются его очерки, корреспонденции, стихи, а также куплеты о Васе Теркине,которые писались совместно с А. Щербаковым, С. Вашенцевым, Ц. Солодарем идругими как стихотворные подписи к рисункам Фомичева и Брискина. Вскоре послеокончания войны, весной 1940 года,Тв. был награжден орденом Красной Звезды и демобилизован.

    Первое утроВеликой Отечественной войны застало Тв. в Подмосковье, в деревне ГрязиЗвенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был вМоскве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где емупредстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

    Некоторый светна жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина ичужбина», а также воспоминания Е. Доматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О.Верейского, знавших Тв. в те годы. Так, Е. Воробьеву он рассказал, что «в 1941году под Киевом … он едва вышел из окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом,из которого, по словам И. С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине42-го года Тв. был перемещен с Юго-Западного на Западный, и теперь до самогоконца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «Красноармейскаяправда». Стала она родным домом и легендарного Теркина.

    Повоспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Тв. и иллюстрировавшегоего произведения, «он был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, стонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягкоступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма оченьшла ему. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы,зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлыеглаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались,иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но вочертаниях губ и округлых линиях щек была какая-то женственная мягкость».

    Во время войнывыявилось еще одна характерная черта Тв.: он не только никогда не щеголял своейхрабростью, но, напротив, не редко подчеркивал те моменты, когда испытывалчувство страха. Но по свидетельству А. Аборского это был человек недюжиннойличной храбрости. Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал такжеизрядной физической силой (видно, не зря в детстве время в отцовской кузнице),твердостью руки и верностью взгляда. Неудивительно, что он стал чемпиономгарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «он очень любил проявлятьсвою недюжинную физическую силу, т.е. не показывать ее, а просто выпускать наволю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускалслучая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся снемногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие взастольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел старинные народныепесни».

    СтихиА.Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не толькоиз героических подвигов, но и из армейского, военного быта и лирические взволнованныевоспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, истихи, близкие к народной песне, написанные на мотив «Позарасталистежки-дорожки...». В стихах поэта военных лет звучит и философскоеосмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии

    В годы войнысоздана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма «Василий Теркин». Его герой стал символом русскогосолдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер влучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, аживой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились ибогатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографическиечерты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину,который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решенообозначить портретное сходство героя и его создателя). Теркин - это и боец, герой,совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типуповествования гиперболичностью (так, в главе «Кто стрелял?» он извинтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе«Переправа» рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку,чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки.Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам авторобозначил, как творческую задачу:

    «Пусть читатель вероятный

    Скажет с книжкою в руке:

    Вот стихи, а все понятно,

    Все на русском языке».

    В 1944 году вся редакция «Красноармейскойправды» вошла в состав третьего Белорусского фронта. Вместе с бойцами иофицерами этого фронта Тв. встретил День Победы.

    В сентябре 1945 года подполковник Тв.демобилизованный первым из своей писательской группы, покидает Бобруйск, гденаходилась после войны редакция. Впереди - Москва, встреча с семьей и новыестраницы жизни, творчества.

    В свои 35 летон знаменит и занимает ряд ответственных постов: избран в правление союзаписателей; является членом Комитета по Государственным премиям СССР; назначенпредседателем Комиссии по работе с молодыми авторами; назван во всех учебникахсоветской литературы.

    Тем не менее,самому Тв., «любителю жизни мирной», как выразился он о себе в «Книге пробойца», было очень нелегко и непросто в послевоенные годы вновь обратиться кмирным темам: то, что было пережито за четыре года кровавой войны, цепко удерживалоего музу. Неслучайно именно в эти годы, когда война стала событием недавнегопрошлого и уже стало возможно осмыслить ее с позиций послевоенных, он создаеттакой шедевр, как «Я убит подо Ржевом».Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самойтрагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, егообращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет праволишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа.Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико пообъему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколькораз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традициидревнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение«братья».

    В эти же годы пишет стихи такойсилы, как «Москва», «Сыну погибшего воина», «в тот день, когда окончилась война».Все они - о войне. То, что не войне, как правило, значительно слабее.

    В 1950 году Тв. был назначен главным редактором «Нового мира». В этоже время, несмотря на значительно сократившееся количество времени, начал своеновое крупное произведение - поэму «За далью - даль».

    Поэма «За далью - даль» состоит из 15 глав.Писалась она десять лет (1950-1960 гг.).Ее трудно назвать эпическим произведением. Описаний здесь очень мало (виды, мелькающиеза окном, вагонные соседи, Александровский централ). Событий всего два (перекрытиеАнгары и встреча с другом детства). Все остальное - авторские воспоминания илираздумья, или, как выразился сам Тв., «отступленья, восклицанья, да оговорокэтих тьма». Основное событие, описываемое в поэме, величественно и грандиозно.Это - работа по строительству Иркутской ГЭС.

    Любителямпроизведений исключительно остросюжетных читать «За далью - даль» покажетсяскучным, да автор и не старался для них «плетень художества плести». Поэмарассчитана на мыслящего читателя, на читателя-гражданина, которого волнуют иобщественные, и государственные, и мировые проблемы. Писать для такого читателянелегко, но, быть может, потому и достигла такого уровня поэма, что авторничего не таил от читателя:

    Что горько, мне, что тяжко было

    И что внушало прибыль сил,

    С чем жизнь справляться торопила -

    Я все сюда и заносил.

    В последниедесять - пятнадцать лет своей жизни Тв. был для множества своих собратьев поперу своеобразным духовным отцом благодаря своему исключительному таланту, а главнымобразом, благодаря известному всем чувству высокой личной ответственности засудьбы литературы, да и не только ее. «Он был нашей поэтической совестью» - такпредельно точно определит нравственное значение Тв. Кайсын Кулиев.

    Лет запятнадцать до смерти Тв. писал, что жизнь его «не обделила … и столько в сердцепоместила, что диву до поры - какие жесткие под силу ему ознобы и жары».

    До поры…

    Но вот поранастала.

    Умер еще одинвеликий поэт.

    Осиротелапоэзия.

    Стремлениесказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главноесвойство поэтического творчества А. Твардовского. Судьбы народа, его пути кобщему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерныйтрудовой подвиг в последние десятилетия нашей истории, государство и личность,общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которыевдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. А. Твардовского отличаетпревосходное знание народной жизни, народного характера и правдивость истинногореалиста, убежденного сторонника «правды сущей, правды, прямо в душубьющей». Его гибкий, меткий, всем доступный и будто врезающийся в сутьпредмета стих органически тяготеет к народному присловию, к шутке, он впитал в себянаиболее живые традиции устного поэтического творчества и уроки русскихпоэтов-классиков, в первую очередь Некрасова. А. Твардовский - выдающийсяпредставитель социалистического реализма в нашей литературе.

    После того как в апреле 1927 года в смоленской газете «Юный товарищ» была помещена заметка Твардовкий переселился в Смоленск, но в редакции «Рабочего пути» никакой штатной должности для Твардовского не нашлось, и ему предложили писать заметки в хронику, что не гарантировало постоянного заработка. Твардовский согласился, хотя прекрасно понимал, что обрекает себя на полуголодное существование. Летом 1929 года, когда многие сотрудники «Рабочего пути» ушли в отпуск, Твардовского загрузили работой, посылая его с корреспондентскими заданиями в районы. Прибавились заработки, расширился круг его знакомств, в том числе - и литературных. Поэт осмелился послать свои стихи в Москву, в редакцию журнала «Октябрь», где Михаилу Светлову понравились стихотворения молодого поэта, и он напечатал их в журнале «Октябрь». После этого события смоленские горизонты стали казаться Твардовскому слишком узкими, и он переехал в столицу. Но получилось примерно то же самое, что и со Смоленском: «Меня изредка печатали, - вспоминал Твардовский, - кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я ненамного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям, и меня всё заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящей учебы, настоящей жизни. Зимой тридцатого года я вернулся в Смоленск».

    Трудно сказать, как бы складывалась дальнейшая литературная судьба Твардовского, если бы он остался в Москве. Главной причиной его возвращения в Смоленск была в том, что у Твардовского возросла требовательность к себе, как поэту, и он стал все чаще испытывать неудовлетворённость своими стихами. Позднее он писал: «Был период, когда я, уйдя из деревни, одно время был, по существу, оторван от жизни, вращаясь в узколитературной среде».

    После возвращения в Смоленск Александр Твардовский поступил в педагогический институт. В течение первого года обучения в институте он обязался сдать экзамены за среднюю школу по всем предметам и успешно с этим справился. «Эти годы учебы и работы в Смоленске - писал впоследствии Твардовский, - навсегда отмечены для меня высоким душевным подъемом... Отрываясь от книг и учебы, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, вникал со страстью во все, что составляло собою новый, впервые складывающийся строй сельской жизни, писал статьи, корреспонденции и вел всякие записи, за каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном процессе становления колхозной жизни».

    Начиная с 1929 года, Твардовский стал писать по-новому, добиваясь предельной прозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал, хотелось писать «естественно, просто», и он изгонял «всякий лиризм, проявление чувства». Поэзия немедленно отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях («Яблоки», «Стихи о всеобуче») наряду с подлинно поэтическими произведениями стали появляться и такие,

    например, строчки:



    И сюда
    Ребят больших и малых
    Соберётся школьный коллектив.


    Впоследствии Твардовский понял, что выбрал ошибочный путь, ибо то, что он ставил превыше всего - сюжетность, повествовательность стиха, конкретность, - выражалось у него на практике, как признал он в 1933 году, «в насыщении стихов прозаизмами, «разговорными интонациями» до того, что они переставали звучать как стихи и все в общем сливалось в серость, безобразность... в дальнейшем эти перегибы доходи подчас до абсолютной антихудожественности». Поэту пришлось пройти долгий и трудный путь поисков, прежде чем он окончательно разуверился в жизненности полупрозаического стиха. Целое десятилетие он бился над решением мучительной задачи - «найти себя в себе самом». Твардовский прошел в молодости тернистый путь ученичества, подражания, временных успехов и горьких разочарований вплоть до отвращения к своим собственным писаниям, безрадостного и унизительного хождения по редакциям. Неудовлетворенность собой сказалась и на обучении в педагогическом институте, который он бросил на третьем курсе, и доучивался в Московском институте истории, философии и литературы, куда поступил осенью 1936 года. Произведения Твардовского печатались в период с 1931-го по 1933-й годы, но сам он считал, что только после написания им поэмы о коллективизации «Страна Муравия» в 1936 году, он состоялся как литератор. Эта поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он окончательно переехал в Москву, в 1939 году окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов «Сельская хроника».

    Загрузка...
    Top