Основная идея повести капитанская дочка. Тема произведения капитанская дочка Капитанская дочка тема и основная мысль произведения

События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

В этом и весь смысл его повести.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря , между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2183.

Екатерина II переименовала города, поселения и даже реку, чтобы искоренить память о пугачевском бунте. Но спустя всего 60 лет после восстания А. С. Пушкин посвящает этому событию одно из самых значимых произведений русской литературы, «Капитанскую дочку». Сочувствовал ли автор Пугачеву или находился на стороне закона? Где проходит граница между свободой и волей? В чем состоит преступление Гринева, а в чем - подвиг Маши Мироновой?

Пугачевское восстание - крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва (Пугачёвщина, Пугачёвский бунт, Пугачёвское восстание) - восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.

В произведении раскрывается несколько тем:

· бунт, крестьянские восстания;

· общественный долг и честь, которые противоречат друг другу;

У Петруши Гринёва получилось столкновение двух обязательств. Он дворянин, должен воевать на стороне правительственных регулярных войск. Но он и нарушает правила, уезжает из крепости, в этом его впоследствии и обвинят. Также ему вменяют содействие бунтовщику. Из самого текста ясно, что это не так.

- Каким же образом, - возразил мой допросчик, - дворянин и офицер один пощажён самозванцем, между тем как все его товарищи злодейски умерщвлены? Каким образом этот самый офицер и дворянин дружески пирует с бунтовщиками, принимает от главного злодея подарки, шубу, лошадь и полтину денег? Отчего произошла такая странная дружба и на чем она основана, если не на измене, или по крайней мере на гнусном и преступном малодушии?

Однако Петруша всё-таки совершил преступление. У него были обязательства: любовь, честь, спасение Маши Мироновой. Сложно судить Гринёва, свой путь он выбрал сам.

Пушкин практически во всех произведениях поднимает три темы: честь, свобода и случай. В романе «Капитанская дочка» эти темы чётко прослеживаются, Петрушу Гринёва чаще всего спасает случай. Именно «случай» делает роман увлекательным.

Могли ли быть крестьянские восстания успешными? Например, Жакерия или другие крупные восстания.

Жакерия (фр. Jacquerie , от распространённого во Франции имени Жак ) - название крестьянского антифеодального восстания во Франции в 1358 году , вызванного положением, в котором находилась Франция вследствие войн с Эдуардом III Английским ; самое крупное в истории Франции крестьянское восстание.

Именно потому, что главная идея восстания - это свержение уже сложившегося устоя, тяжело упорядочить массы недовольных людей. Если взять войска Пугачёва, какая-то часть была организованна, но остальные занимались грабежом и насилием в окрестных городах и деревнях. Заставить людей, которые восстали против порядка, соблюдать какие-то правила сложно. Эта задача практически невыполнимая.

Они не знали, кому повиноваться. Правление было всюду прекращено. Помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду. Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугачёвым, тогда уже бегущим к Астрахани, самовластно наказывали виноватых и безвинных...

Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка.

Реализовать восстание удалось в 1917 году большевикам. Для этого нужно было построить новую, специальную партию, что и сделал Ленин.

Интересно, что крупные восстания происходили под руководством казаков: Болотникова, Степана Разина, Пугачёва. Это люди, обладавшие определённой свободой, не крепостные. Вспоминается рассуждение философов, что человек должен знать, что такое свобода, чтобы за неё бороться.

Бороться за свободу можно только в том случае, если ею уже обладаешь.

Т. Котарбиньский

Есть и другое мнение, что человек рождается свободным и это понятие исходно в душе.

«Человек… не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность.

К. Маркс

Какое мнение верное - вопрос спорный. По словам Канта, нельзя принять утверждение в том, что некоторые люди, например помещичьи крепостные, недозрели до свободы.

Если принять подобные утверждения, то свободы не достичь вообще, ибо человек не способен дозреть до свободы, не приобретая ее сначала. Человек должен быть свободен, дабы научиться использовать свою свободу произвольно и пользой.

И. Кант

Возможно, это одно из теоретических объяснений, почему казаки были предводителями восстаний. С другой стороны, читая «Капитанскую дочку» кажется, что автор симпатизирует Пугачёву, его стремлению к воле.

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:

- Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

- Нет, - отвечал он, - поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.

- Слушай, - сказал Пугачёв с каким-то диким вдохновением. - Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орёл да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! - Какова калмыцкая сказка? - Затейлива, - отвечал я ему. - Но жить убийством и разбоем - значит по мне клевать мертвечину.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Дворянин Пушкин должен быть на стороне порядка. Но само стремление к свободе, даже через кровь, в глазах автора заслуживает внимания и сочувствия.

Представим, что победил Пугачёв. Начались бы хаос и кровопролитие. Наступила бы война всех против всех. С одной стороны, хочется сочувствовать, с другой - мы понимаем, что освобождение не в перераспределении того, что имеем. Улучшение жизни и революционные изменения происходят не при помощи политических действий, а в техническом движении вперёд.

Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

До тех пор пока химики не придумали новых материалов, люди ходили в заплатах независимо от того, какое было устройство. Пока генетики, селекционеры не вывели сорта пшеницы, не придумали, как выращивать достаточное количество, люди жили впроголодь независимо от того, какой способ распределения продуктов они использовали. Поэтому бунту можно сочувствовать, но желать его победы не имеет смысла. Человечество только сейчас приходит к состоянию, когда можно жить достаточно свободно. Придуманы способы освободить человечество от тяжёлого физического труда, а иногда - от рутинного умственного.

Во времени и пространстве нацию объединяет язык и культура. Остановимся на языке. Если взять какого-нибудь писателя или поэта допушкинской эпохи, например Хераскова, то читать будет сложно.

Пою от варваров Россию свобожденну,
Попранну власть татар и гордость низложенну;
Движенье древних сил, труды, кроваву брань,
России торжество, разрушенну Казань.
Из круга сих времен спокойных лет начало,
Как светлая заря, в России воссияло.

О ты , витающий превыше светлых звезд,
Стихотворенья дух! приди от горних мест,
На слабое мое и темное творенье
Пролей твои лучи, искусство, озаренье!

М.М. Херасков. «Россиада»

Чтобы понять поэму, нужно время и терпение. Пушкинский язык понятен и современному человеку. Что же произошло? Благодаря Александру Сергеевичу язык стал современным. Язык объединил нас не только в пространстве, но и во времени. В произведении «Капитанская дочка» прослеживается граничность предыдущего языка и современного.

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: - Барин, не прикажешь ли воротиться?

- Это зачем?

- Время ненадёжно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Странно звучит «время ненадёжно». Что это значит? Время означало состояние природы, погоды (см. рис. 1).

Сейчас время ассоциируется с часами.

Рис. 1. Значение слова «время» в разных языках

В русском языке «врать» и «лгать» различны по смыслу. Человек может соврать, не зная правды, или приукрасить события. Если же намеренно вводит в заблуждения, то это называется ложью. Когда в Белогорской крепости размещают молодого Гринёва, капитанша говорит:

В эту минуту вошёл урядник, молодой и статный казак. «Максимыч! - сказала ему капитанша. - Отведи господину офицеру квартиру, да почище». - «Слушаю, Василиса Егоровна, - отвечал урядник. - Не поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву?» - «Врешь, Максимыч, - сказала капитанша, - у Полежаева и так тесно».

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

В этом случае слово «врёшь», означает не намеренную ложь, а что так нельзя действовать. Когда читаешь, это звучит странно, но такие вещи нужно замечать, чтобы понимать, насколько язык «живой» и насколько он близок современному.

Еще одна особенность. Река Урал раньше называлась р. Яик, а уральские казаки - яицкими (см. рис. 2).

Рис. 2. Река Урал до 1775 г. - р. Яикъ

Екатерина II была обеспокоена восстанием и сделала всё, чтобы память о нём исчезла. Она переименовала города, сёла и реку.

Екатерина II закончила свое правление в 1796 году, за три года до рождения Пушкина. В 1836 голу выходит повесть о Пугачевском восстании «Капитанская дочка». Получается, название реки царица поменять смогла, но стереть память ей не под силу. Одно из самых знаменитых произведений русской литературы про бунт Пугачёва заставляет задуматься, что такое память и что во власти государей.

Хочется понять разницу между свободой и волей.

Свобода – это возможность вести себя в рамках определённых правил.

Пугачёв показывает свою волю, сначала он решает так, потом по-другому. Даже собственные указы ему не мешают обладать абсолютной волей и двигаться в разных направлениях. Однако мы знаем, что Пугачёв не обладал ни свободой, ни волей. Им управляла казачья старшина.

Одна из важных тем произведения – различие между свободой и волей. Читая стоит замечать, кто чувствует себя свободным, а кто вольным человеком.

Нужно обратить внимание на подвиг капитанской дочки, именно она поехала к императрице с просьбой и тем самым спасла своего любимого.

Вдруг Марья Ивановна, тут же сидевшая за работой, объявила, что необходимость её заставляет ехать в Петербург и что она просит дать ей способ отправиться. Матушка очень огорчилась. «Зачем тебе в Петербург?» - сказала она. - «Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть?» Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность.

Произведение заставляет задуматься о том, что такое свобода, воля, бунт, как принимать решения, где границы дозволенного.

«Капитанская дочка» - одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, повесть А. С. Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва.

Какая же основная мысль, идея и тема Капитанская дочка

Капитанская дочка основная мысль

Основная идея Капитанская дочка — любой человек может стать храбрым, сильным и мужественный. О том, как может настоящая любовь изменить человека.
Верность родине и любимой женщине, готовность защитить их и сила преодолевать любые препятствия делает из «маменькиного сынка» настоящего мужчину.

Тема Капитанская дочка — посвященна восстанию под предводительством Емельяна Пугачева,тому сложному времени когда происходил крестьянский бунт. Вторая тема – любовь разных поколений. В повести автор рассказывает о любви Марьи Ивановны и Петра Андреевича, Василисы Егоровны и Ивана Кузьмича

Центральная фигура в произведении- Гринёв,дворянского рода,сын офицера,который по велению отца,отправляется на новую службу.В пути встечается с Пугачевым,который в то время был еще простым казаком в бегах.За помощь оказанную Пугачевым,Гринев его отблагодарил,подарив ему тулуп и накомив его.Позже это и помогло ему избежать расправы.

Основная мысль Капитанская дочка: Раскрытие автором патриотизма жителей и защитников Белогорской крепости, преданность их присяге, мучительная,но героическая смерть коменданта крепости Миронова и его жены; настоящая преданность в любви Маши Мироновой и Петра Гринёва, его смелость и верность присяге, предательство Швабрина..

Почему Пушкин назвал повесть Капитанская дочка

Так же автор подчеркивает в этом повествовании,образ настоящей русской женщины.Маша Миронова,которая из скромницы,превращается в храбрую защитницу своей любви.Именно этот образ и навеял автору дать название своему произведению-«Капитанская дочка»

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
(Повесть, 19 окт. 1836)
Гринев Петр Андреевич (Петруша) - главный герой последнего
крупного произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин,
от чьего имени (в форме «записок для памяти потомства» , составленных
в эпоху Александра I об эпохе пугачевского бунта) ведется
повествование. В исторической повести «Капитанская дочка» сошлись
все темы пушкинского творчества 1830-х гг. Место «обычного»
человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких
социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» -
все это в повести присутствует и связано с образом главного героя-рас-
сказчика.
Первоначально Пушкин, как то было в незавершенной повести
«Дубровский» , собирался поставить в центр повествования дворянина-
ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой (тут прототипом ему
служил реальный офицер Екатерининской эпохи Шванвич) ; или
пленного офицера, который бежит от Пугачева. Здесь также имелся
прототип - некто Башарин, именно такую фамилию должен был
носить герой, позже переименованный в Буланина, Валуева - и,
наконец, в Г. (Это имя в другой огласовке - Гранев - встречается в
планах незавершенного «Романа на Кавказских водах» , 1831.) Имя это
тоже взято из действительной истории пугачевщины; его носил дво-
рянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный.
Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, волей
Провидения оказавшемся между двумя враждующими лагерями; о
дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяет
себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести в
частности, - но который при этом смотрит на мир непредвзято.
Замкнув сюжетную цепь именно на Г. (и «перепоручив» роль
дворянина-ренегата Швабрину) , Пушкин воспроизвел принцип
исторической прозы Вальтера Скотта, в чьих романах (особенно из
«шотландского» цикла - «Уэверлей» , «Роб Рой» , «Пуритане») такой
тип героя встречается постоянно - равно как сама ситуация: два
лагеря, две правды, одна судьба. Таков и непосредственный
«литературный предшественник» Г. , Юрий Милославский из
одноименного «вальтер-скоттовского» романа М. Н. Загоскина (с той
огромной разницей, что Милославский - князь, а не «обычный»
человек) . Вослед Гриневу и другие персонажи «Капитанской дочки»
приобретают вальтер-скоттовские черты. Образ верного слуги Г.
Савельича (чье имя совпадает с именем «патриотического» ямщика,
свидетеля пугачевского бунта в «вальтер-скоттовском» романе М. Н.
Загоскина «Рославлев») восходит к Калебу из романа «Ламмермурская
невеста» ; эпизод, в котором невеста Гринева Марья Ивановна Миронова
добивается у Екатерины II оправдания возлюбленного, повторяет
эпизод с Дженни Джине из «Эдинбургской темницы» и др.
Жанр «записок для потомства» давал возможность изобразить
историю «домашним образом» - и предполагал, что жизнь героя будет
разворачиваться перед читателем с самого детства, а смерть героя
останется за пределами непосредственного повествования (иначе
некому было бы составлять записки) .
«Предыстория» Г. проста: он сын премьер-маиора Андрея
Петровича Гринева, живущего после отставки в небольшом (300 душ)
имении в Симбирской губернии Воспитывает Петрушу крепостной
«дядька» , Савельич, учит - мосье Бопре, бывший парикмахер и
охотник до русской наливки. Пушкин прозрачно намекает на то, что
ранняя отставка отца была связана с дворцовым переворотом времен
Анны Иоанновны. Причем первоначально предполагалось (и с
сюжетной точки зрения это было бы куда более «красиво») объяснить
отставку событиями 1762 г. , екатерининским переворотом, - но тогда
хронология нарушилась бы окончательно. Как бы то ни было, отец
героя словно «исключен» из истории; он не может реализовать себя (и
потому всякий раз гневается

Каковы тема и идея романа. А. С Пушкина "Капитанская дочка" и получил лучший ответ

Ответ от КРИСТИНА.[гуру]
Тема повести: показать исторические события Пугачёвского бунта в художественном изображении и жизнь в этих событиях главных героев повести Петра ГРИНЁВА, СЕМЬЮ Миронова, предателя Швабрина и необыкновенный образ русской девушки, которая в начале повести--робкое застенчивое существо, но в годину смертельной опасности её будущему счастью превращается в бесстрашную женщину, которая уже ничего не боится, спасая свою любовь. Именно в честь Маши Мироновой Пушкин и назвал свою повесть не Пётр Гринёв или Емельян Пугачёа, а именно "Капитанская дочка".Идея повести фактически заключена в эпиграфе её, высказанном когда-то поководцем Суворовым: "Береги платье снову, а честь смолоду",Идея --в нравственном становлении бывшего барчука, избалованного дитяти, которому отец выбрал достойный путь настоящего мужчины, защитника своего Отечества, который напутствие отца беречь свою честь всегда и во всём ни разу не посрамил, не унизился, не струсил перед опасностью виселицы, не перешёл в стан врага, не предал присягу императрице и ОТЕЧЕСТВУ. Честь и достоинство молодого поколения--вот идея, которая двигала рукой автора, задумавшего написать эту повесть

Ответ от Вечный студент [гуру]
Начиная работу над “Капитанской дочкой”, писатель акцентирует внимание на “мнении народном”, как активном и даже решающем факторе истории. По мысли Пушкина изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, именно над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, в которой не только отражается восстание 1773-1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих “ежегодно получаемый” “Придворный календарь”, уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий “барское дитяте” всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его “господами генералами” - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы “чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения”.Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала) .Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было именно крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне еще не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца.Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это еще раз показывает, что повесть носит исторический характер.Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.


Ответ от Арсений Родин [активный]
В повести не только описаны события 1773- 1774 гг. , но и затронуты вечные проблемы чести, долга, человеческого достоинства, роли личности в истории, эти проблемы интересовали и всегда будут интересовать человечество. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего… » Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду» . Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему «мужичку» , который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Между ними естественно понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье.Во время бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован.


Ответ от Ёодном Балбаров [новичек]


Ответ от Ўра Петраш [активный]
«Береги честь смолоду» - этот завет является главным в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Именно ему следует Петр Гринев. Родителями героя были небогатые дворяне, которые в Петруше души не чаяли, ведь он был у них единственным ребенком. Еще до рождения герой был записан в Семеновский полк офицером. Петруша получил неважное образование - под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Самым интересным занятием герой считал «гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками». Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Он попадает на военную службу – в Белогорскую крепость. Здесь герой влюбляется в дочь коменданта крепости – Машу Миронову. Здесь Гринев становится участником восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. С самого начала героя романа отличает доброта, воспитанность, уважительное отношение к людям: «Муж и жена были люди самые почтенные». Петр больше всего ценит свое доброе имя и честь других людей. Именно поэтому он не присягает на верность Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Во время общения с ним герой относится к Пугачеву, как к преступнику, который хочет захватить святое – государственную власть. Очень достойно ведет себя Гринев, даже когда оказывается под следствием. Он держится спокойно, думает не только о себе, но и о честном имени Маши: «Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова». Пушкин показывает, что, только заботясь о своей чести, можно выйти победителем из всех испытаний: в итоге Гринева полностью оправдывают, а Швабрина справедливо приговаривают к заключению. Таким образом, в романе Пушкина «Капитанская дочка» Гринев является положительным героем. Он «живой человек», со своими достоинствами и недостатками (вспомним, как он проигрался в карты или обидел Савельича). Но по своим «взглядам» этот герой всегда остается на стороне добра. Именно поэтому автор и мы, читатели, симпатизируем ему.

Загрузка...
Top